Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Атомный ракетный крейсер «Пётр Великий. "Петр Великий" - атомный крейсер

Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 сегодня переживают не лучшие времена. Созданные для нужд совсем другого флота, готовившегося к совершенно иной войне, сегодня они производят впечатление неприкаянного «чемодана без ручки» - нести трудно, выбросить жалко. Тем не менее Минобороны России намерено вдохнуть в них новую жизнь.

В течение 2000-х годов участь советских крейсеров проекта 1144 казалась решенной. Три самых старших корабля в серии, выведенных из состава ВМФ РФ на модернизацию еще в конце 90-х, были молчаливо «списаны» общественным мнением со счетов. В этом году, кажется, ситуация радикально поменялась. Официально озвучено решение о возвращении этих кораблей после коренной модернизации в состав ВМФ.


Инструмент неширокого профиля.

Доктрина строительства советского ВМФ с конца 60-х годов неразрывно связана с именем его главнокомандующего - адмирала Сергея Горшкова. Автор программной книги «Морская мощь государства» (внимательно изучавшейся в академиях ВМС всех крупных держав мира), оценив невеселые перспективы гонки военно-морских вооружений со всем «агрессивным блоком НАТО» и Китаем в придачу, принял и пробил на самом верху решение об «асимметричном ответе». А именно - построении флота вокруг противоавианосной компоненты.

Слова наподобие «асимметричный ответ» или «уникальный, не имеющий аналогов в мире» вообще очень часто звучат, когда говорится о позднем периоде развития ОПК СССР. Следует понимать, что «асимметрия» таких ответов, как правило, возникала не от хорошей экономической и геополитической ситуации. А «уникальность» коренилась в промышленно-технологической специфике и слабости инфраструктуры, не позволявших развернуть масштабное производство и эксплуатацию изделий, сконструированных на основе «стандартных» решений. Тем не менее «уникальность» частенько обходилась в разы дороже. Достаточно вспомнить шесть стратегических ракетоносцев проекта 941 - потрясающих воображение подводных гигантов. Они пали жертвой неспособности советской «оборонки» создать компактные баллистические комплексы на твердом топливе и получили на флоте непочтительную кличку «водовозы». Из 50 тыс. тонн подводного водоизмещения половина приходилась на заполненные забортной водой балластные цистерны.

«Уникальным асимметричным» решением являлись и тяжелые атомные ракетные крейсеры (ТАРКр) проекта 1144 «Орлан». Крупный корабль - носитель тяжелых противокорабельных ракет П-700 «Гранит» должен был стать одним из стержневых элементов противоавианосных сил ВМФ СССР - наряду с подводными лодками проекта 949/949А, использовавшими те же ракеты, и морской ракетоносной авиацией (бомбардировщиками Ту-22М с комплексом Х-22 «Буря»).

Линейный крейсер атомной эры.


В качестве итогового варианта проекта получился тяжелый корабль водоизмещением 25 тыс. тонн, с двумя ядерными реакторами и развитой системой ракетного вооружения. 20 противокорабельных ракет П-700 «Гранит», 24 пусковые для зенитных ракет дальнего действия С-300Ф «Форт», ракетные и артиллерийские комплексы ПВО ближней и средней зоны (сейчас это ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик»). Внушительным был и комплекс ПЛО: в дополнение к ракетам «Водопад» и реактивным бомбометам РБУ-1000 «Смерч-3» на корабле установили ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав‑1М».

Фактически корабль нес на себе эшелонированную систему самообороны для одного-единственного наступательного боевого средства - тяжелых ПКР. Тем не менее специалисты ВМФ в один голос говорили: успешное тактическое применение крейсеров возможно только в составе корабельных ударных групп «при обеспечении должной боевой устойчивости». Это прямо указывало на недостаточную живучесть кораблей в условиях современной морской войны.

Адмирал Горшков потребовал установить на крейсерах также и резервную двигательную установку на органическом топливе. Всего успели построить четыре атомных крейсера: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий».

2000-е годы крейсеры встречали в отвратительном состоянии. В июле 2010 г. было объявлено, что все ТАРКр проекта 1144 пройдут глубокую модернизацию и будут возвращены в состав флота.


Куда лететь «Орланам»?


В числе мероприятий по модернизации «Адмирала Нахимова» (переименованный «Калинин») - замена радиоэлектронного вооружения и бортовых вычислительных систем на образцы, использующие современную элементную базу. Кроме того, планируется убрать с полубака обе группы шахт для «Гранитов» и «Фортов», после чего разместить там единый пакет шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК).

Последний пункт требует особого внимания. Фактически это полная смена назначения корабля. Намечается отчетливо читаемая линия на превращение «убийц авианосцев» в широкопрофильные тяжелые корабли-арсеналы, способные пускать в ход крайне разнообразный спектр современного вооружения в зависимости от поставленной задачи. До известной степени проект 1144 «выворачивается наизнанку»: замена боевых систем на универсальные переводит крейсеры от ориентации на хорошее исполнение одной-единственной задачи к многоцелевому использованию в составе разнородных корабельных ударных групп. Российский флот начинает медленную перестройку вокруг новой гибкой доктрины боевого применения. Символично, что в ней нашлось место для обновленных кораблей-ветеранов, рожденных в свое время для совершенно иных задач.

Собственно, вот такая вот статья. Теперь кратенько пробежимся по некоторым нюансам:

картинко в заглавии поста (кстати, респект коллеге Бороде, картинко, которую я нашел размером поменьше, и только выше ватерлинии) - творчество перуанского блоггера на тему (кто по-испански размовляет смотреть здесь http://www.defensa.pe/showthread.php?t=243&page=47). Насколько оно будет соответствовать реалиям - х/з, в этом смысле вспоминаеться предполагаемое изображение крейсера "Киров", опубликованное в журнале «Aviation and Marine International» в 1980 г. (кстати, в год сдачи головного корабля пр. 1144; картинка взята из статьи В.П. Кузина, опубликованной в журнале "Тайфун", http://scilib.narod.ru/Military/Pr1144/1144.htm) - грамотно скомпонованны известные системы вооружения, но с реальным обликом корабля общего чуть-чуть.

Про вооружение корабля, точнее про универсальный корабельный стрелковый комплекс (УКСК). :

Замечу, что ТТХ ракет для отечественного потребителя могут быть и поинтереснее (согласно действующим международным ограничениям ракеты, поставляемые в третьи страны не должны иметь дальность пуска более 300 км.)

А вот чего пишут в статье " Момент истины для "убийц авианосцев""(отсюда http://vpk-news.ru/articles/6955)

В числе мероприятий по модернизации «Адмирала Нахимова» - вполне понятная замена радиоэлектронного вооружения и бортовых вычислительных систем на образцы, использующие современную элементную базу. Кроме того, планируется убрать с полубака обе группы шахт для «Гранитов» и «Фортов», после чего разместить там единый пакет шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК).

Этот универсальный ударный набор, состав которого можно варьировать в зависимости от поставленной кораблю задачи, окажется интересным шагом вперед по сравнению со спешной и не самой эффективной адаптацией узкоспециального «лодочного» комплекса «Гранит» для применения с надводного корабля, реализованной при строительстве этих крейсеров.

Зенитная составляющая ракетного вооружения представлена версией ракет 9М96, уже не первый год успешно применяемых в системах С-300ПМ и С-300ПМУ-2 «Фаворит», а также входящих в состав зенитно-ракетной системы С-400. Кроме того, УКСК может использовать перспективную зенитную ракету 9М100, созданную на базе ракеты РВВ-АЕ класса «воздух-воздух». Эта система позволит закрыть вопрос о ПВО ближней зоны (до 12 км), унифицировав применение в составе прочего зенитного вооружения.

ЗУР 9М96Е и 9М96Е2 (слева; у версии Е2 дальность пуска до 120 км, высота паражаемых целей до 30 км., у версии Е 40 и 20 км. соответственно); ЗУР 9М100 - справа.

shchukin_vlad reinardine martin33

Носители противокорабельного ракетного комплекса «Гранит», единственные надводные боевые корабли с ядерной энергоустановкой в составе российского флота.

История «Орлана» носила длинный и извилистый характер. Поначалу это должен был быть атомный БПК большой автономности, предназначенный для поиска и уничтожения американских субмарин-ракетоносцев. А собственно атомным ракетным крейсером с противокорабельным вооружением должен был стать корабль проекта 1165 «Фугас».

Однако постройка двух типов тяжелых океанских кораблей с атомной силовой установкой была признана дорогостоящей, и проекты совместили, превратив в ударный крейсер. Так появился проект 1144 в том виде, который воплотился в металл.

Разработан ленинградским Северным проектно-конструкторским бюро. Головной крейсер был заложен 26 марта 1973 года. Всего было построено четыре таких корабля: «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), «Калинин» («Адмирал Нахимов») и уже в российское время, в 1996 году, был достроен «Петр Великий» (в оригинале «Юрий Андропов»).

Крейсер «Петр Великий» проекта 11442, Северный флот, 2010 год. Фото: Виталий Аньков

Полное водоизмещение корабля 26000 тонн, длина 250 метров. Скорость полного хода 31 узел. Двигательная установка резервированная: две паропроизводящие установки с водо-водяными ядерными реакторами и две резервные установки на дизельном топливе. Дальность плавания неограниченная, автономность по запасам 60 суток. Экипаж 760 человек, в том числе 120 офицеров.

Главным вооружением крейсера являются 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 «Гранит». Дальняя ПВО обеспечивается 12 пусковыми зенитного комплекса С-300Ф «Форт» (первоначально с ЗУР 5В55Р, далее с 48Н6Е). В роли ЗРК самообороны на первых трех крейсерах серии выступают комплексы «Оса-М» с ракетами 9М33 (2×2 ПУ), а на «Петре Великом» — «Кинжал» (16 ПУ) с ЗУР 9М330.

Артиллерийская часть ближней ПВО обеспечена четырьмя группами по два 30-мм шестиствольных автомата АК-630 М (на «Кирове» и «Фрунзе») или ЗРАК «Кортик» (на «Калинине» и «Петре»). Кроме того, имеется традиционная артиллерия среднего калибра — две установки АК-100 калибра 100-мм на «Кирове» и спаренная 130-мм установка АК-130 на трех последующих кораблях.

Пуск ракеты 3 М45 «Гранит» ракетным крейсером «Петр Великий» в ходе учебных стрельб, 2013 год. Кадр телеканала RT

Противолодочное вооружение включает: на «Кирове» — спаренную установку комплекса управляемых ракет «Метель», двенадцатиствольную бомбометную установку РБУ-6000 и две шестиствольные РБУ-1000 ; на прочих кораблях — 10 пусковых комплекса управляемых ракет «Водопад», две шестиствольные РБУ-1000 и либо РБУ-6000 («Фрунзе»), либо десятиствольную РБУ-12000 («Калинин», «Петр Великий»). Кроме того, устанавливаются торпедные аппараты. На крейсере могут базироваться два противолодочных вертолета типа Ка-25 или Ка-27 .

Корабль несет бронирование (что нечасто встречается у кораблей современного типа). Так, плитами в 70−100 мм забронированы ракетный отсек с «Гранитами» и погреб противолодочных ракет, плитами в 75−100 мм — главный командный пост и боевой информационный пост.

В настоящий момент в боевом составе из четырех кораблей находится только «Петр Великий» (флагман Северного флота). Остальные три фактически выведены из состава флота и с середины 2000-х годов находятся в отстое. Вместе с тем, подписан контракт на до 2018 года с установкой новых ракетных комплексов и заменой бортового радиоэлектронного оборудования. Также в планах и модернизация «Адмирала Лазарева», хотя контракт на нее пока не подписывался.

8 × ЗУ АК-630 , или
6 × ЗРАК «Кортик Ракетное вооружение 20 ПУ ПКР П-700 Гранит
2 × 2 «Оса-М » (40 ракет) или
8 × 8 «Кинжал » (64 ракеты)
1-С-300Ф , 1-С-300ФМ Противолодочное вооружение ПЛУР «Метель» или
ПЛУР «Водопад », РБУ-6000 «Смерч-3» или
РБУ-12000 «Удав» Изображения на Викискладе

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (шифр «Орлан», код НАТО - англ. Kirov class ) - серия из четырёх крейсеров , построенных на Балтийском заводе в СССР с 1973 по 1989 годы, единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с ядерной энергетической установкой . Главный конструктор проекта кораблей - Б. И. Купенский .

30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРКР «Калинин» (с 1992 года - «Адмирал Нахимов »).

В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии - ТАРКР «Куйбышев» (впоследствии переименован в «Юрий Андропов», потом - «Пётр Великий »). Его строительство завершилось в 1996 году, после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях Заполярья . В апреле 1998 года атомный крейсер был передан флоту. На данный момент ТАРКР «Пётр Великий» является, по оценкам военных экспертов [кого? ] , одним из самых мощных ударных кораблей в мире .

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов , 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной почти в 20 километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6×2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 теоретически могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением в 100-150 тыс. жителей.

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение
  • Стандартное: 23 750 т
  • Полное: 25 860 т
Размеры
  • Длина наиб.: 250,1 м
  • Ширина наиб.: 28,5 м
  • Осадка габ.: 10,3 м
Скорость хода
  • Полная - 31 узел (более 55 км/ч)
  • Оперативно-экономическая - 18 узлов (более 33 км/ч)
  • Автономность плавания: 60 суток
Экипаж
  • 759 человек (в том числе 120 офицеров)

Энергетическая установка

Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (англ.) русск. (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900 (англ.) русск. , имеет существенные отличия. Самое главное - в топливных сборках (изготовитель - машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные , на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идёт в турбины в виде пара.

Особое внимание было уделено отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тысяч л. с . Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт , два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² - 470 градусов, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.

Электростанция крейсера включает четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тысяч часов .

Вооружение

ПКР «Гранит П-700»

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95 РЦ, вертолётом Ка-27 или космической системой «Легенда-М ». Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооружённых конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил .

Двадцать ПКР «Гранит» установлены под верхней палубой , с углом возвышений 60°. Пусковые установки СМ-233 изготавливались на ПО «Ленинградский металлический завод ». Ввиду того, что ракеты «Гранит» изначально предназначались для подводных лодок, перед пуском пусковая установка заполняется забортной водой. Модификация ПКР «Гранит», установленная на кораблях обновлённой серии проекта 1144(2), не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль «наводчика», летит по высокой траектории, чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета-«наводчик» перехвачена, тогда одна из других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ , сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полёта и в результате долететь до цели .

ЗРК «С-300Ф»

Ближняя ПВО

ЗРК «Оса-М»

На трех первых крейсерах, ближняя противовоздушная оборона обеспечивалась двумя зенитно-ракетными комплексами Оса-М , с балочными пусковыми установками. Комплекс предназначен для поражения крылатых ракет и самолётов противника вблизи крейсера, самообороны корабля от воздушной атаки.

По основным компонентам, комплекс полностью стандартизирован с армейским ЗРК «Оса» . Он использует твердотопливные ракеты 9М33, с радиокомандным наведением, запускаемые с двухбалочной пусковой установки. Комплекс обеспечивает поражение целей в радиусе до 15 километров; диапазон высот варьирует от 25 (60 в старых моделях) и до 5000 метров.

Недостатками комплекса является низкая скорострельность (до 2 выстрелов в минуту), вызванная применением балочной пусковой установки, неспособность действовать по летящим на высоте 5-10 метров дозвуковым противокорабельным ракетам, большое время реакции, малая огневая производительность. На крейсере проекта 1144.2 «Пётр Великий» комплекс «Оса-М» был заменён более совершенным ЗРК «Кинжал».

ЗРК «Кинжал»

На ракетном крейсере «Пётр Великий» ближняя противовоздушная оборона при проектировании была усилена путём замены устаревших ЗРК «Оса-М» на современный ЗРК «Кинжал » («Клинок», кодовое обозначение НАТО - «SA-N-9») - зенитно-ракетный комплекс, главная задача которого поражать прорвавшиеся сквозь первую линию защиты корабля цели на расстоянии от 1,5-12 км. Ракеты этого ЗРК - 9М 330 - одноступенчатые, твердотопливные , телеуправляемые , унифицированные с ракетой сухопутных войск «Тор-М1 » (кодовое наименование НАТО «SA-15»).

Старт ракеты - вертикальный, под действием катапульты , то есть с неработающим двигателем. Перезарядка - автоматическая, с интервалом пуска 3 секунды. На борту крейсера имеется 8 восьмизарядных пусковых установок, для общего боекомплекта в 64 ракеты.

Дальность обнаружения высоколетящей цели в автоматическом режиме - 45 км, число одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 секунд.

Длина ракеты - 2280 мм, масса - 165 кг. Скорость полёта - 910 м/сек. Ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть массой 15 кг, импульсный радиовзрыватель.

Радиус действия комплекса - 1,5-12 км, высота полёта цели - 10-6000 м, скорость цели - до 700 м/с. Это позволяет комплексу эффективно поражать как низколетящие дозвуковые ракеты, так и сверхзвуковые.

Автоматическая малокалиберная артиллерия

АУ АК-630 ЗРАК «Кортик»

На крейсере «Пётр Великий» было установлено более современное вооружение в виде зенитно-ракетно-артиллерийского комплекса (ЗРАК) «Кортик » («Каштан», кодовое обозначение НАТО - «CADS-N-1») ЗРАК «Кортик» в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах обеспечивают полную автоматизацию боевого управления от обнаружения до уничтожения. Установка имеет по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем.

В подбашенном отделении находятся 32 ракеты. Ракета, находящаяся в транспортно-пусковом контейнере, способна поражать противокорабельные ракеты, управляемые бомбы, малоразмерные самолёты, вертолёты. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска» . Система управления ЗРАК «Каштан» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Весь процесс - от поиска целей и до их уничтожения - полностью автоматизирован.

Дальность действия ракетного вооружения - 1,5-8 км, дострел артиллерийским - 1500-50 м. Высота поражаемых целей - 5-4000 м. Две установки ЗРАК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПКР «Гранит», а четыре другие - в кормовой надстройке. Всего на кораблях проекта по 6 таких ЗРАК.

«АК-130»

АК-130 - универсальный артиллерийский комплекс. Скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту. Его спаренная 130-мм артустановка (АУ) позволяет также обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнём десанты. Боекомплект имеет унитарные выстрелы нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями. Длина стволов - 70 калибров. Дальность полёта снаряда - 25 км, начальная скорость снаряда - 850 м/сек. Масса осколочно-фугасного снаряда - 27 кг. Углы вертикального наведения: −10…+85°, угол горизонтального наведения: +180°. Дальность сопровождения цели - 40 км. К стрельбе готов весь имеющийся боезапас. Система управления стрельбой МР-184 (разработка КБ «Аметист») позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

РПК-6М «Водопад»

РПК-6М «Водопад » - противолодочный ракетно-торпедный комплекс. Его ракеты-торпеды способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1 (скорость движения - 41 узел, дальность хода - 8 км, глубина - до 500 м). Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а после чего боевая головка УМГТ-1, снова оказывается в воде.

РКПТЗ-1 «Удав-1М»

РКПТЗ-1 «Удав-1М» - противоторпедный ракетный комплекс. 10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции - 15 сек, дальность максимальная - 3000 м, минимальная - 100 м, вес ракеты - 233 кг.

РБУ-1000 «Смерч-3»

«Смерч-3» - дальность - 1000 м, масса снаряда - 55 кг. Установлены в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам.

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта - 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса - 11 т, продолжительность полёта - 4,5 часа, потолок - 4300 м, максимальная скорость - 270 км/ч, дальность полёта - 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр - 350 мм, длина - 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты - 575 кг, б/ч - 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов - и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система

Включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150-200 м) - на средних частотах.

Представители проекта

Название Введён в состав ВМФ Флот Состояние Примечания
«Киров »
с 1992 по 2002 год «Адмирал Ушаков»
30.12.1980 Северный флот ВМФ России С 1990 года в резерве.
В отстое с 1991 года.
На 2016 год запланирована разработка проекта утилизации крейсера .
«Адмирал Лазарев »
до 1992 года «Фрунзе»
31.10.1984 Тихоокеанский флот ВМФ России В отстое с 1999 года В 2014 году прошёл доковый ремонт. Ядерное топливо было выгружено, поэтому перспективы дальнейшего ремонта и модернизации неясны .
«Адмирал Нахимов »
до 1992 года «Калинин»
30.12.1988 Северный флот ВМФ России В ремонте и модернизации с 1999 года.
Фактически модернизация началась в 2013 году .
Главным приобретением станут новейшие универсальные вертикальные пусковые установки ЗС-14. В эти же пусковые контейнеры можно будет устанавливать ракеты 3М55 «Оникс », 3К14 «Калибр » и 3К22 гиперзвуковые ПКР «Циркон-С» (ракета 3М-22), которые станут основным оружием . Помимо этого будет усилена и противовоздушная оборона: С-400 и новые системы ПВО ближнего боя. В общей сложности, с учётом зенитных ракет, крейсер будет нести более 300 ракет разных типов .
Ремонт и глубокую модернизацию тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" планируется завершить до 2020 года.
«Пётр Великий »
до 1992 года «Куйбышев», «Юрий Андропов»
09.04.1998 Северный флот ВМФ России В строю
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
ранее «Дзержинский»
Корабль зачислен в списки ВМФ, но не закладывался и 4 октября 1990 года снят со строительства. Имя предполагалось передать будущему крейсеру проекта 1164 , но из-за отказа от его строительства, имя было передано тяжёлому авианесущему крейсеру «Тбилиси ».

Современный статус

По словам заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, Министерство обороны РФ разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров . На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» , обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов» , а также «Адмирал Лазарев» . «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», - сказал Поповкин. По его словам, Министерство обороны РФ считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два - на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил заместитель министра.

По сообщению высокопоставленного представителя Главного штаба ВМФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ» . Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем «Адмирал Нахимов» пойдёт на Северный флот.

В ходе ведущегося ремонта тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс» . Спуск на воду запланирован на 2018 год

В последние годы отечественный ВПК вздохнул чуть свободнее: появились государственные заказы, а государство наконец-то «дозрело» до мысли, что давать задачи по производству кораблей и двигателей к ним за рубежом - не слишком хорошая затея. Увы, но пока что переоснащение флота идет очень медленными темпами. Пока что на плаву приходится держаться «старичкам», которые были заложены и построены в СССР. К таковым относится и проект 1144.

Основные сведения

Это тяжелые крейсеры с установкой, закладка и спуск на воду которых осуществлялись на Балтийском заводе с 1973 по 1998 год. Их уникальность как раз-таки в ядерном «сердце», так как в составе советского и российского флота таких надводных кораблей больше нет и не было. НАТО эти суда также оценило: размер и вооружение их внушали уважение любому потенциальному противнику. Конструктор, отвечавший за проект 1144, - Борис Израилевич Купенский. На должности его заместителя стоял Юхин Владимир Евгеньевич.

Как бы стандартно это ни звучало, но у этих кораблей и в самом деле нет аналогов в мировом судостроении. Они полностью универсальны, позволяют выполнять задачи по уничтожению надводных и подводных кораблей противника. На данных судах было установлено ракетное вооружение такого класса, что можно было с высокой степенью вероятности гарантировать полное уничтожение практически любой группировки вероятного противника.

Известен проект 1144 еще и тем, что эти корабли были наиболее крупными в мире, не считая авианосцев. Ближайший американский аналог, крейсер «Вирджиния», меньше в 2,5 раза по водоизмещению. Суда эти многофункциональны: они могут выполнять долговременные боевые задачи практически во всех частях Мирового океана, осуществлять поддержку и прикрытие как надводных кораблей, так и береговых укреплений. Вообще на вооружении они имели практически все новейшие средства, к тому времени созданные в СССР. Основной ударной силой была ракетная система «Гранит».

Краткая история серии

В конце марта 1973 года был заложен первый атомный крейсер проекта 1144 «Киров», который в 1992 году стал «Адмиралом Ушаковым». В конце декабря 1977 года его уже спустили на воду, а ровно через три года корабль, прошедший все ходовые и боевые испытания, был торжественно передан ВМФ СССР. В конце 1984 года в строй вступил ТАРК «Фрунзе». В том же 1992 году он был переименован в «Адмирала Лазарева». Наконец, в 1988 году, строго по плану, флот получил ТАРК «Калинин», известный с 1992 года как «Адмирал Нахимов». В 1986 году проект 1144 подошел к своему логическому завершению: на верфях заложили последний проектный корабль «Пётр Великий».

Изначально имя этого крейсера проекта 1144 «Орлан» было «Куйбышев» или «Юрий Андропов», но этим планам осуществиться не дал. В разгар строительства перестала существовать страна, в которой начинали строить этот корабль, а потому постройку смогли закончить только в 1996 году. Таким образом, флот получил последнее судно этой серии только через десять лет после его закладки на стапелях.

Как создавались крейсеры этого проекта?

В 1961 году советские военные узнали о неприятном факте: в США спустили на воду ракетный ядерный крейсер «Лонг Бич». Это дало толчок отечественным исследованиям в области использования в качестве силовой установки кораблей. В принципе, это было ожидаемым решением: СССР находился на пике своего развития, а потому крайне нуждался в больших боевых кораблях, которые могли бы подолгу действовать в отрыве от своих основных сил.

Атомная силовая установка весьма способствовала успешному выполнению такого рода задач. В 1964 году в стране уже велись активные научные изыскания в этой области. Первоначально промышленность и ученые получили задание на проектирование корабля, водоизмещение которого бы составляло до восьми тысяч тонн.

Боевая пара

Проектирование велось с той точки зрения, у каждого будущего крейсера проекта 1144 должна быть возможность противостояния всем видам вооружения, имеющегося у флота вероятного противника. Кроме того, советские военные прекрасно себе представляли угрозу, исходящую от вражеской авиации, а потому запросили создание максимально эффективной корабельной ПРО. Изначально конструкторы предположили, что у одного крейсера проекта 1144 попросту не будет возможности нести на себе такое количество вооружения. А потому изначально они хотели создать сразу два 1165 и тип 1144. Они должны были прикрывать друг друга, действуя как одно целое.

На первом судне должны были быть противокорабельные, на втором - противолодочные ракеты. Зенитные средства они должны были получить в равных пропорциях, что обеспечивало создание мощной воздушной обороны. Впрочем, дальнейшие успехи советской науки и техники предопределили возможность уменьшения многих корабельных систем, и от излишне энергоемкого проекта двух кораблей было решено отказаться. Все работы по типу 1165 были прекращены, часть наработок передана на атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан».

Увеличение вооружения и водоизмещения

В ходе работ судно получало все большее количество вооружения, что вызывало быстрый рост его водоизмещения. Как результат - уже никто не вспоминал об изначально противолодочном предназначении корабля, так как инженеры получили полную свободу на создание огромного универсального крейсера с водоизмещением до 20 тысяч тонн. Было решено внедрить в его «начинку» все наиболее современные технологии, которые на тот момент смог создать Советский союз. Именно тогда был определен новый вид кораблей - тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАКР). Новые ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» обещали стать наиболее перспективным и мощным козырем для всего советского надводного флота.

Окончательно требования к новой машине были оформлены в 1972 году. Разработка проекта ударными темпами велась в Ленинграде. Как и во всех подобных случаях, ученые и инженеры работали под руководством не только своего непосредственного начальства, но и куратора от флота. На сей раз им был капитан 2 ранга А. А. Савин. Такой подход позволял ВМФ получать именно те корабли, которые им были необходимы, внося соответствующие корректировки по ходу работы.

Усовершенствования и доработки

Следует помнить, что второй, третий и четвертый атомные ракетные крейсеры проекта 1144 должны были строиться согласно новому, улучшенному проекту 11442. Предполагалось заменить уже успевшие устареть системы новыми видами вооружения: башенные шестиствольные 30-мм пушки заменил совершенный «Кортик». Вместо ЗРК «Оса» был установлен «Кинжал», увеличили калибр универсальной артиллерийской установки до 130 мм, противолодочный комплекс «Метель» заменил улучшенный «Водопад», были также установлены новые системы бомбометания (глубинные бомбы) и т. д.

Изначально предполагалось, что все тяжелые ракетные крейсера проекта 1144 после «Кирова» будут строиться именно по этому проекту, однако подводила промышленность: далеко не все из этих образчиков вооружения попросту успели привести к требуемому виду, а потому ставили то, что успели достроить. Так что в реальности (почти без оговорок) к проекту 11442 относится только «Петр Великий», а второй и третий корабли занимают промежуточное, переходное положение. Вот так появился проект «Орлан» (1144), модернизация кораблей которого идет и по сей день.

Основные конструктивные характеристики

Корпус каждого «Орлана» отличается заметно удлиненным полубаком. В корпусе - 16 главных отсеков, которые отделены друг от друга водонепроницаемыми перегородками. По всей длине корпуса идут пять полноценных палуб. В носовой части установлен гидроакустический комплекс «Полином». На корме есть ангар (под палубой), который допускает размещение сразу трех противолодочных вертолетов Ка-27. Здесь же расположены подъемники для вертолетов, а также емкости для хранения вертолетного топлива.

На корме есть отсек, из которого спускается буксируемая антенная комплекса «Полином». Практически все силовые конструкции корпуса выполнены из магниево-алюминиевых сплавов. Схема размещения вооружений классическая - большая часть боевых комплексов расположена на корме и носу.

Защитные характеристики корабля

Каждый ракетный крейсер проекта 1144 несет на себе мощное противоторпедное бронирование, на всем протяжении корпуса предусмотрено двойное дно. Жизненно важные части корабля локально защищены броней. Поясная броня в классическом ее виде отсутствует (как и на большинстве современных кораблей). Основная защита располагается в глубине корпуса. Отличие от прочих крейсеров того времени в том, что ТАКР имеет утолщенную обшивку от кормы до носа высотой 3,5 метра. Метр - под ватерлинией, 2,5 метра - защита машин и экипажа.

И это также показывает уникальность кораблей данного класса, так как тяжелые атомные крейсера проекта 1144 являются первыми после Второй мировой войны судами, в которых предусмотрена подобная технология бронирования. Машинные отделения, реакторные и ракетные отделения защищены броней толщиной 100 мм. Боевые посты и командный пункт корабля защищены аналогично. Есть броня и вокруг вертолетного ангара, аналогично защищен склад боеприпасов. Румпельные отделения прикрыты локально.

Силовая установка

В конструкции использован реактор КН-3 (с активной зоной ВМ-16). Данная установка - прямой потомок ледокольных реакторов ОК-900, но при этом сильно от них отличается. Основным дифференцирующим фактором является уран с высокой степенью обогащения. На одной заправке крейсер может работать не менее десяти лет. Реакторы двухконтурные, в каждом контуре в качестве теплоносителя используется вода (точнее, бидистиллят). Это специальная вода очень высокой степени очистки, циркулирующая сквозь активную зону под давлением в 200 атмосфер. Это обеспечивает едва ли не мгновенное закипание второго контура и высокий КПД всей установки.

Силовая установка использует схему с двумя валами, причем на каждом из них «трудится» по 70000 л. с. Полностью установка размещается в трех кормовых отсеках. Общее число атомных реакторов - два, их суммарная мощность составляет 342 МВт. Для сравнения, Пермская ГРЭС выдает 2400 Мвт, так что корабль потребляет энергию, которой хватит на город, в котором проживает 100-150 тысяч человек. В турбинных отделениях имеется (помимо основных) по два резервных котла.

Нужно помнить, что проект 1144 «Орлан» имеет резервную силовую установку (не атомную), которая позволяет кораблю развивать скорость в 17 узлов. Запасы дизельного топлива таковы, что крейсер может пройти до 1300 При использовании атомных реакторов судно может развивать скорость до 31 узла, причем запас хода становится неограниченным. Продуманные обводы корпуса обеспечивают этим кораблям прекрасные мореходные качества, позволяющие в кратчайшие сроки покрывать огромные расстояния.

Сведения об экипаже

Всего в состав экипажа входит 759 человек, в том числе 120 офицеров. Всего имеется 1600 жилых помещений. Для размещения офицеров и мичманов предусмотрено 140 одноместных кают, имеется 30 кубриков для матросов, старшины размещаются в каютах вместимостью по 8-30 человек. Бытовые потребности обеспечивают 15 душевых и две бани, есть бассейн размером 6х2,5 метра и сауна.

За медицинские нужды отвечает двухуровневый блок, включающий амбулаторное помещение и полностью оснащенную операционную, изоляторы, кабинет дантиста, а также аптеку. Физическую форму экипаж может поддерживать в спортзале, полностью оснащенном всеми возможными тренажерами. Имеется три кают-компании, отдельный салон для отдыха, а также настоящий кинотеатр.

Основное вооружение крейсеров 1144

Как мы уже говорили, роль основного вооружения играет ПКР П-700 «Гранит». Это ракеты третьего поколения, сверхзвуковые, отличительным признаком которых является подлет к цели на сверхмалой высоте. Масса их - до семи тонн, причем при подлете они развивают скорость до 2,5 Махов (в 2,5 раза быстрее скорости звука), могут нести на себе заряд стандартной взрывчатки до 750 килограмм. Второй вариант - ядерный заряд мощностью в 500 Кт на расстояние до 625 километров. Длина ракеты - десять метров, диаметр - 85 см. В одном комплексе имеется 20 таких снарядов, установленных под углом в 60 градусов к поверхности палубы. Производством пусковых установок занимались в Ленинграде.

Следует заметить, что «Граниты» первоначально предназначались для запуска с подводных лодок, а потому перед боевым стартом их полость заполняется забортной водой. Сбить такие ракеты крайне сложно. Конструкторы добились того, что даже при поражении «Гранита» ракетой-перехватчиком, она сохраняет кинетический импульс такой силы, что вполне может достать цель.

Защита от воздушного нападения

Основа противоракетной обороны на этих кораблях - С-300Ф (Форт), крутящиеся барабаны которого размещались под палубой судна. Общее число противовоздушных ракет - 96 штук. На «Петра Великого» был установлен обновленный С-300ФМ «Форт-М», который существует в единственном экземпляре. Одновременно такой комплекс может нейтрализовать до шести целей, попутно сопровождая еще 12. На каждую из «побочных» целей наводится ракета, причем этому не мешают возможные помехи в эфире, которые может ставить потенциальный противник.

Тяжелые крейсеры проекта 1144 «Орлан» в настоящее время несут по 94 таких ракеты. Уменьшение их количества обусловлено увеличением массогабаритных характеристик. Изначально сей уникальный комплекс создавался на базе сугубо сухопутного армейского ПВО С-З00ПМУ2 «Фаворит». Его преимущества перед стандартным «Фортом» состоят в том, что он может поражать цели на расстоянии до 150 километров, причем минимальная высота перехвата - всего 10 метров, что чрезвычайно важно в условиях ПКР, которые «обожают» подлетать к цели на предельно малой высоте. Увеличения покрываемой удалось достичь за счет резкого улучшения характеристик используемо в составе комплекса электроники.

Второй эшелон ПРО

ЗРК «Кинжал» - вторая «изюминка» ТАКР. Теоретически, его должны были устанавливать на все корабли улучшенного проекта 11442, но фактически это вооружение получил все тот же «Петр». Назначение - обнаружение и уничтожение целей, которым удалось прорваться сквозь первую линию эшелонированной ПРО. Основной ударной силой в этом случае являются твердотопливные ракеты 9М330, которые абсолютно унифицированы со знаменитым сухопутным комплексом «Тор-М1».

Особенность этих снарядов в том, что их выбрасывает из пусковой шахты специальная катапульта, и только потом стартует маршевый двигатель. Такой подход позволил значительно снизить массогабаритные их характеристики при полном сохранении дальности поражения целей.

Перезаряжается комплекс автоматически, залпы идут через каждые три секунды. В автоматическом режиме цели могут засекаться за 45 километров, время реакции - до восьми секунд. Число одновременно обстреливаемых и сопровождаемых целей - до четырех. Данная установка работает полностью автоматически, не нуждаясь в сопровождении личного состава. По данным производителя, на борту одного корабля должно иметься по 128 ракет к «Кинжалам».

Третий эшелон ПРО

Комплекс ближней обороны - «Кортик». Он заменил сильно устаревшие шестиствольные установки. Как и в предыдущем случае, данная система может обнаруживать и сопровождать цель в полностью автоматическом режиме. Поражение цели обеспечивают модернизированные шестиствольные установки (две штуки), суммарная скорострельность которых составляет 10 тысяч выстрелов в минуту. «Страхуют» их два блока по четыре ракеты 9М311 в каждом. Они отличаются осколочно-стержневой боевой начинкой и бесконтактным взрывателем. Это позволяет ракетам поражать цель, просто находясь от нее поблизости, что резко повышает вероятность вывод вражеского снаряда из строя.

В подбашенном пространстве каждой установки может находиться по 32 таких ракеты в контейнерах. Они унифицированы с сухопутным комплексом 2С6 «Тунгуска». Могут выполнять задачи по уничтожению управляемых бомб, самолетов, вертолетов и дронов противника. Ракетами «Кортик» может достать цель на расстоянии от полутора до восьми километров, огонь из шестиствольных установок ведется на дистанции от 50 до 150 метров от борта корабля.

Могут быть поражены цели, летящие на высоте от пяти до четырех тысяч метров. Полный боезапас «Кортиков» составляет 192 ракеты и 36 000 снарядов. В настоящий момент проект 1144, модернизация которого до сих пор не закончена, получает усовершенствованные версии этих установок.

Увы, но сегодня нет никаких сведений, будет ли производиться полная модернизация кораблей этого класса, предполагающая замену электроники на современные аналоги. Остается надеяться, что это будет сделано. Новых крейсеров этого проекта уже явно не ожидается, так что за оставшимися следует присматривать особенно внимательно.

В 1970-х годах в Советском Союзе начали строить тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144, обладавших невиданной мощью и огромными размерами, что позволило западным специалистам определить их в класс линейных крейсеров. Статья посвящена истории создания и службы этих выдающихся кораблей.

Первые работы по надводным кораблям с атомной энергетической установкой начались в Советском Союзе еще в 1950-х годах. Однако первоначально руководство военно-морского флота не обращало внимания на эти перспективные разработки. Лишь после окончания Карибского кризиса стала очевидной необходимость создания корабля с фактически неограниченной дальностью действия, способного вести патрулирование во всех уголках Мирового океана.

В течение 1960-х годов велась разработка подобного корабля. Так как в то время уничтожение субмарин противника считалось главной задачей, новое военное судно было в первую очередь заточено под использование противолодочного вооружения. Конструкторы полагали, что новый корабль станет заменой старым БПК и будет построена большая серия новых судов. Однако возникла проблема, связанная с кораблями сопровождения. Новый атомный БПК, уже тогда получивший обозначение «проект 1144», был практически полностью лишен средств противовоздушной обороны, что требовало наличия корабля поддержки. Однако создать проект подобного крейсера с атомной установкой конструкторы очень долгое время не могли.

В самом конце 1960-х годов такой проект все-таки появился на свет. Крейсер, получивший обозначение «проект 1165», был оборудован не только новейшими средствами ПВО, но и противокорабельным вооружением. Соединение из атомного БПК и вышеупомянутого крейсера являлось бы практически неуязвимым для авиации и кораблей вероятного противника, однако обладало куда меньшими возможностями для противодействия субмаринам. В итоге руководством ВМФ было принято решение об установке на перспективный корабль нового гидроакустического комплекса. Для его монтирования было необходимо не только резко увеличить водоизмещение, но и повысить мощность атомной энергетической установки.

Все это привело к тому, что в 1971 году оба проекта были объединены, и новый военный корабль получил длинное обозначение: атомный противолодочный крейсер проекта 1144. Проектирование корабля велось конструкторами ленинградского Северного проектно-конструкторского бюро (ПКБ). Этот крейсер стал «любимчиком» тогдашнего командующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, сторонника создания океанского флота, способного совершать походы в самых отдаленных точках океана. Новый корабль с атомной установкой отлично вписывался в эту стратегию. В итоге перспективный крейсер, оснащенный всеми новейшими видами вооружения, по своим размерам превзошел большинство тяжелых кораблей времен Второй мировой войны. Его длина составляла четверть километра, а водоизмещение приближалось к отметке 25 тысяч тонн.

Крейсер проекта 1144 обладал сокрушительной мощью: на нем были установлены все новейшие на тот момент виды корабельного вооружения. Корабль мог нести 20 противокорабельных ракет «Гранит», был вооружен комплексами ПВО «Форт» («оморяченный» С-300) и «Оса-М», системами противолодочной обороны, торпедными аппаратами, артиллерийскими орудиями. Крейсер нового проекта стал одним из первых в мире кораблей, на котором были смонтированы вертикальные пусковые установки, благодаря чему можно было не только сэкономить место, но и упростить запуск зенитных и противокорабельных ракет. Кроме всего прочего, крейсер проекта 1144 был оснащен новейшим гидроакустическим комплексом «Полином», а так же радиолокационными станциями наблюдения за надводными и воздушными целями. Отдельные системы корабля получили бронирование.

Работы в Северном ПКБ шли довольно быстро, и уже через два года после начала проектирования, в 1973 году, руководством ВМФ СССР было принято решение о строительстве серии из четырех кораблей. Первый из них получил имя «Киров». Западные специалисты и по сей день именуют крейсера проекта 1144 «Kirov-class battlecruiser», тем самым сравнивая отечественные корабли с линейными крейсерами. Вполне оправданная оценка, если учитывать возможности и размеры этих кораблей.

С 1980 по 1988 годы в состав советского ВМФ вошли три тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144: «Киров», «Фрунзе» и «Калинин». Начиная с середины 1980-х годов эти корабли совершили несколько дальних походов. Однако ближе к началу 1990-х их интенсивность резко снизилась: сказалось сокращение финансирования. По той же причине затянулось строительство четвертого корабля серии, носившего имя бывшего генерального секретаря партии Ю. В. Андропова. Он, как и «Фрунзе» с «Калининым», строился по усовершенствованному проекту 1144.2. Здесь необходимо отметить, что по количеству и ассортименту вооружения все корабли серии различаются между собой. Четвертый крейсер, впоследствии названный в честь российского императора Петра Великого, является наиболее продвинутым из всех.

Модернизация крейсеров

В течение 1990-х годов первые три корабля были переведены в резерв, где находились практически два десятилетия. «Петр Великий» же постепенно достраивался, и лишь в 1996 году был спущен на воду. С 1998 года он находится в строю Северного флота ВМФ России, является его флагманом. Во время своей службы корабль совершил большое количество дальних походов в Атлантическом океане, Средиземном море, побывал в водах Индийского и Тихого океанов. «Петр Великий» неоднократно становился участником крупных военно-морских учений, участвовал в операции по поиску затонувшей АПЛ «Курск», в 2009 году вел патрулирование у берегов Сомали, где экипажем корабля были пойманы несколько групп пиратов.Остальные же крейсера, получившие после распада СССР имена «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов», до последнего времени находились в резерве в весьма плачевном состоянии. Однако начиная с 2010 года в прессу стали проникать слухи о возможном восстановлении этих кораблей. В 2012 году руководством страны были принято решение о модернизации первого из них – «Адмирала Нахимова». В ближайшие годы на этом крейсере будут проходить работы, в ходе которых он получит новейшее вооружение, в том числе возможности для работы по наземным целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр». По заявлениям военных, в будущем такая модернизация затронет и другие крейсера проекта 1144. Эти работы откроют новые возможности для российских тяжелых атомных крейсеров, или, если так можно выразиться, «второе дыхание», что позволит им еще многие годы находиться в строю отечественного военно-морского флота.