Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Необычные сорта моркови и свеклы разных цветов. В народной медицине мелко натертую морковь и ее сок накладывают на ожоги, обмороженные участки кожи, раны и язвы

Нередко его сравнивают с коралловыми и мандариновыми тонами. Морковный цвет в большинстве своём совпадает с классическим оранжевым. Отличительная его черта заключается в увеличении красного и уменьшении жёлтого тонов.

Так как же он влияет на людей, с какими сочетается оттенками? Как применяется в одежде? Кому подходит? Как его носить?

Морковный цвет: общее значение

Итак, подробнее. Морковный цвет является одним из нескольких оттенков, доступных в природе. Отличается он яркостью и теплотой. Морковь - не просто полезный продукт, входящий в состав самых разнообразных блюд. Этот овощ способен сделать их «веселее» и аппетитнее. Потому на наличие в блюде моркови понимающе смотрят даже те, кто не очень её любит.

Сочетания

Морковный цвет в окружающем мире встречается, само собой, в сочетании с другими тонами. С какими же из них он гармонирует наилучшим образом?

В первую очередь с цветом розового дерева. Преимущество такого сочетания заключается в контрасте по яркости. является глубоким лиловым оттенком, приближенным к красно-коричневому. Именно красный и роднит эти два цвета. Розовое дерево способно выгодно подчеркнуть главные достоинства морковного. Само оно при этом уходит в тень. Однако за счёт своей яркости оранжевому оттенку полностью всё поглотить не даёт.

Прекрасно сочетается морковный также с серо-гиацинтовым тоном. Здесь всё дело в контрасте не только по яркости, но также и по температуре цвета. Синие оттенки по отношению к горячему оранжевому являются наиболее холодными. Потому каждый цвет в таком соседстве выглядит намного выразительнее. Контраст по яркости в этом случае работает точно так же, как и в сочетании с розовым деревом. Прекрасным дополнением в этом случае является бледно-жёлтый или чёрно-коричневый.

Многие люди, уставшие от невзрачных и тусклых красок, стараются окружить себя различными яркими вещами. Морковный цвет позволяет сменить эту самую тусклость. В паре с синими и коричневыми тонами смотрится он очень эффектно.

Популярность

Особенно любят на Востоке. Символизирует он огонь, пряности, фрукты и солнце. Одежду морковного цвета ассоциируют с жизненной энергией, самообладанием, радостью, сексуальностью. Объединяет он представителей противоположных полов, тем самым говоря о плодородии. Во Франции невесты даже украшают свои головы венками из оранжевых цветов. Считается, что это способствует скорейшему пополнению в семье.

Играет морковный цвет также и роль защиты. Он позволяет добиться просветления и славы, развивает интуицию. Хотя в некоторых случаях он трактуется и как цвет людей, склонных к гордыне, самодовольству, инфантильности, лени и эгоизму.

В одежде

Присутствие морковного цвета в гардеробе человека говорит в первую очередь о его активности, жизнелюбии и нестандартном мышлении. Однако с ним необходимо быть довольно осторожным, так как идёт он далеко не каждому. Самые смелые эксперименты - это выбор женщин с цветотипом «осень». Им необходимо останавливаться на рыжеватых оттенках этого цвета. Впрочем, всё зависит от грамотных сочетаний.

Этот оттенок ярко-оранжевого цвета наиболее удачно смотрится в летних и К примеру, это может быть летнее или дополненное белыми брюками в обтяжку, блузкой, серебристыми сникерсами или ботильонами. Весной верхнюю одежду можно заменить на жилет, а белые брюки - на коричневые. Морковный цвет прекрасно гармонирует с кремовыми, белыми и чёрными вещами. Тунику можно сочетать с синими джинсовыми штанами, шортами или юбкой. Для вечернего гардероба подойдёт приталенное платье морковного цвета. Дополнить его можно чёрными или серебряными аксессуарами, жемчужной нитью.

Хит тёплого сезона

Итак, в солнечное время года особой популярностью обладает сочный, яркий и аппетитный морковный цвет. Фото в летних выпусках журналов моды указывают на этот факт в первую очередь. Оттенок вызывает у человека состояние благополучия и радости, при депрессии поднимает настроение и придаёт энергию. Одним словом, помогает прийти в деятельное и бодрое состояние.

Хорошо морковный цвет смотрится в разнообразных элементах гардероба. Само собой, этот оттенок для повседневной носки не подойдёт. Он способен вызвать огромное количество слишком ярких эмоций, а в некоторых ситуациях их стоит избегать. Лучше всего использовать такие вещи на тренировках, романтических свиданиях, банкетах, в клубах и т. д.

Кстати, прекрасно смотрится морковный цвет также и в интерьере. Подходит он практически для любого помещения, за исключением рабочих кабинетов. Не стоит только забывать о том, что яркий морковный цвет пространство комнаты немного сужает. В сочетании с деревом, отодвигающим стены, комната будет казаться немного объёмнее.

Одним словом, морковный цвет - тёплый и приятный тон. Он имеет множество преимуществ. И если правильно использовать его, он будет доставлять вам немалое удовольствие.

Лекция №7. Цвет. Восприятие цвета

С давних времен теоретики цвета развивали свои идеи и понимание взаимодействия цвета. Первые попытки по систематизации взглядов были предприняты еще при жизни Аристотеля (384-322 до н.э.), однако наиболее серьезные изыскания в теории цвета начались при Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Леонардо обратил внимание, что определенные цвета усиливают друг друга и открыл контрастные (противоположные) и дополнительные цвета.

Первый цветовой круг был изобретен Исааком Ньютоном (1642-1727 гг.). Он разделил луч белого света на лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, а затем соединил концы спектра в цветовой круг. Он заметил, что при смешивании двух цветов из противоположных позиций получается нейтральный цвет.

Томас Янг (1773-1829) доказал, что в действительности белый световой луч разлагается лишь на три спектральных цвета: красный, зеленый и синий. Эти три цвета являются первоначальными. Основываясь на его работах, немецкий физиолог Герман Гельмгольц (1821-1894) показал, что человеческий глаз воспринимает цвет как сочетание красных, зеленых и синих световых волн. Эта теория доказала, что наш мозг «разбивает» цвет каждого предмета на различные процентные содержания в нем красного, зеленого и синего, и именно из-за этого мы воспринимаем различные цвета по-разному.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832 гг.) разделил цвета на две группы. Он включил теплые цвета (красный-оранжевый-желтый) в положительную группу, а холодные цвета (зеленый-синий-фиолетовый) – в отрицательную. Он обнаружил, что цвета положительной группы вызывают у зрителей душевный подъем, а цвета отрицательной группы ассоциируются с чувством неустроенности.

Вильгельм Оствальд (1853-1932 гг.), российско-германский химик, в своей книге «Азбука цвета» (1916 г.) разработал систему цвета в зависимости от психологической гармонии и порядка.

Иттен Йоганс (1888-1967 гг.), теоретик цвета из Швейцарии, разработал цветовые гаммы и модифицировал цветовой круг, который базировался на трех основных цветах – красном, желтом и синем, и включал двенадцать оттенков. В своих экспериментах исследовал связь между цветом и визуальными эффектами.

В 1936 году американский художник Альберт Манселл (1858-1918) создал новую универсальную цветовую модель. Она получила название «Дерево Манселла», где оттенки располагаются вдоль ветвей различной длины в порядке их насыщенности. Труд Манселла был принят в американской промышленности за стандарт для наименования цветов.

Цветовая гармония

Удачное сочетание цветов может быть обозначено как «цветовая гармония». Независимо от того, состоят они из схожих цветов, которые дают более мягкое восприятие глазом, или из контрастных цветов, приковывающих к себе внимание, гармоничные цветовые сочетания являются делом личного вкуса. Практика искусства и дизайна выдвигает теории цвета, принципы использования цвета, которые позволяют принять решение относительно выбора того или иного цвета.

Цвет вызывает эмоциональный и физический отклик, однако природа отклика может быть изменена с помощью размещения исходного цвета в сочетании с одним или несколькими цветами. Можно варьировать цветовые комбинации, чтобы создавать сочетания, которые родственны или контрастны, и таким образом воздействовать на зрительские впечатления.

Базовые концепции

    Комплиментарные цвета (дополнительные)

Цвета расположены напротив друг друга в цветовом круге. Они дают наиболее контрастное сочетание. Использование двух противоположных цветов приведет к визуальной вибрации и возбуждению взгляда.

    Близкие цвета + комплиментарный (контрастные)

Один цвет сопровождается двумя цветами, расположенными в ближайшем соседстве от цвета, находящегося напротив главного. Смягчение контрастности приводит к возникновению замысловатого цветосочетания.

    Сдвоенные комплиментарные цвета

Представляют собой комбинацию двух пар комплиментарных цветов. Так как цвета, участвующие в таком сочетании, усиливают явную интенсивность каждого из них, то некоторые пары могут быть неприятны глазу. При использовании 4 цветов избегайте цветовых пятен одинаковой площади.

    Близкие цвета

Это комбинации двух и более цветов, находящихся в непосредственном соседстве на цветовом круге. Они обладают схожей длиной волны, что делает их легкими для восприятия.

    Триадные цвета

Это комбинация трех любых цветов, равномерно расположенных на цветовом круге. Триады первичных цветов воспринимаются более резко, вторичные и третичные триады дают более мягкий контраст.

    Монохроматические цвета

Это цветовые схемы, составленные из оттенков одного цвета. Используйте один цвет, исследуйте разнообразие насыщенности и прозрачности.

Группы цветов

Хроматические цвета - это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, и яркость.

Насыщенность – это интенсивность цвета. Так, красный является более насыщенным по сравнению с красновато-коричневым. Из существующих в природе цветов наиболее насыщенными являются спектральные.

Яркими называют цвета, отличающиеся весьма большой насыщенностью и достаточной светлотой. Яркие цвета входят в группу полноцветных.

Светлыми называют цвета с малой насыщенностью и большой яркостью.

Наибольший процент света отражают белые поверхности, отсюда белый и близкие к нему цвета являются самыми светлыми и самыми яркими.

Ахроматические цвета отличаются один от другого только степенью яркости. Между самыми яркими (белыми) и самыми темными (черными) существует множество оттенков серого цвета.

Ахроматические цвета характеризуются яркостью или светлотой, которая дается количеством световой энергии, пропускаемой или излучаемой предметами.

Качества цвета

Собственные качества цвета, это те качества, которые ему объективно присущи (цвет, тон, светлота, насыщенность). От насыщенности зависит степень восприятия объекта, рельефность, объем и эмоциональный настрой композиции.

Цветовой тон – признак цвета, определенный его доминирующей длиной волны и положением в видимом спектре, который отличает его от других цветов.

Насыщенность – относительная чистота или сила оттенка, или его свободы от белого, черного или серого. Это синоним интенсивности и сатурации.

Различная насыщенность

Цветовой тон и насыщенность - качественные характеристики цвета, а количественную его сторону характеризует светлота (напряженность) цвета. Малейшее изменение одной из трех величин влечет за собой изменение цвета.

Различная яркость

Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают ахроматический цвет, называются взаимодополнительными .

Несобственные качества цветам объективно не присущи, а возникают вследствие эмоциональной реакции при их восприятии. Мы говорим, что цвета бывают теплые и холодные, легкие и тяжелые, глухие и звонкие, выступающие и отступающие, мягкие и жесткие.

К теплым относятся красный, желтый, оранжевый и все другие цвета, которые можно получить от смешения этих цветов.

Холодными считаются синий, голубой, фиолетовый и сине-зеленый цвета. Чем больше в зеленом или фиолетовом цвете желтого или красного тонов, тем теплее такой цвет, но при добавлении к ним синего цвета они становятся холодными.

К тяжелым относятся темные цвета: черный, синий, фиолетовый и все затемненные черной краской тона.

К легким – белый, красный, желтый цвет и все цвета, разбеленные белой краской.

Создать впечатление глубины за счет верного распределения цветов в пространстве, легкие - прозрачные, холодные (небо, даль); тяжелые - темные, малонасыщенные, плотные (коричневый, черный, фиолетовый ассоциируются с землей).

Контраст

Контраст - это ярко выраженная противоположность. Одновременный световой контраст возникает при наличии между двумя цветами тональной разницы. Когда эти цвета существуют в паре, они повышают яркость друг друга.

Одновременный световой

Суть одновременного светового контраста (ахроматического) заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется светлее, чем оно есть на самом деле, а темное на светлом - темнее. Пятно называется реагирующим полем, а фон - индуктирующим. Световой контраст зависит от размера площади реагирующего поля: чем оно меньше, тем кажется темнее, чем больше - тем светлее. То есть одновременный световой контраст зависит от конфигурации реагирующего поля. Изменение линейных размеров при одновременном световом контрасте называется иррадацией.

Световой контраст

Одновременный цветовой

Этот вид контраста связан с таким признаком цвета как тон. Существует тенденция цветов в контрасте отдаляться друг от друга по цветовому кругу (например, желтый на оранжевом фоне будет более бледным, чуть зеленоватым, а оранжевый на желтом будет иметь чуть красноватый оттенок).

При сопоставлении взаимодополнительных цветов в восприятии не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и светлоты, но при удалении они тускнеют и превращаются в серое пятно.

Сопоставление контрастов взаимодополнительных цветов

а) при сопоставлении холодных цветов контраст сильнее, чем при сопоставлении теплых;

б) слабое освещение повышает контраст, сильное - уничтожает;

в) при сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или темных) контраст больше, чем при сопоставлении более насыщенных.

Контраст цветов различной насыщенности

Цветовой контраст по насыщенности особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. На черном фоне любой цвет понижает свою насыщенность, а на белом или светло-сером - повышает. Этот эффект используют, когда нужно усилить чистоту того или иного цвета.

Изменение насыщенности на фоне ахроматических цветов

Пограничный цветовой

На границе смежных (рядом стоящих) цветовых тонов при условии, что площадь регулирующего поля достаточно велика по отношению к индуктирующему, возникает пограничный контраст (желтый на границе с красным кажется зеленоватым, а в отдалении от него этот эффект ослабевает).

При наличии белой или черной полосы между цветами пограничный контраст исчезает.

Пограничный цветовой контраст

Пограничный контраст хроматических цветов (пограничный световой контраст) связан с тональными отношениями. Часть светлого, находящаяся ближе к темному, будет светлее, чем более отдаленная часть. Этот эффект создает впечатление неровности, возникает пространственная вибрация и эффект объемности. Если это впечатление нежелательно и нужно погасить действие пограничного контраста, то делается подравнивание светлот, т.е. на стыке двух цветов - темный высветляется либо затемняется светлый.

Пограничный контраст ахроматических цветов

Последовательный цветовой

Этот вид контраста возникает, когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой.

При этом на последнем наблюдается оттенок не свойственный ему, это будет цвет дополнительный тому, что мы видели прежде (если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, возникает зеленоватый оттенок). Малонасыщенные цвета такого контраста не вызывают.

Последовательный цветовой контраст

Свекольный и морковный оттенки - всем понятно, какие тона красного и оранжевого скрываются за этими названиями.

Но в реальной жизни палитра расцветок самих корнеплодов гораздо богаче.

Мы так привыкли к внешнему виду этих овощей, что сегодня с трудом можем представить, что, например, морковь изначально не имела своего жизнерадостного апельсинового цвета.

Ее корешки были белыми, желтыми, красными, фиолетовыми, даже черными, но никак не оранжевыми. Цветная революция случилась с корнеплодом в Нидерландах в XVI в. причем причина ее так и осталась неизвестной: то ли мутация, то ли случайное опыление, то ли селекционная работа голландских овощеводов, скрестивших красную морковку с желтой.

А поскольку событие совпало с победой голландцев в их борьбе за независимость под предводительством принца Вильгельма Оранского (Оранжевого по-нашему) и этот цвет стал государственным, то оранжевая морковь, появившаяся как раз ко времени, стала пользоваться особым успехом.

Впрочем, ее быстрое распространение и вытеснение других цветных разновидностей объясняется скорее не патриотическими чувствами голландцев, а тем, что оранжевая морковка оказалась гораздо более сладкой и сочной, чем ее прародители. Дальнейшая селекция шла уже в направлении формы (веретенообразной, цилиндрической, укороченной, почти шарообразной), а не цвета, поэтому о разноцветной морковке в Европе забыли на несколько веков, а вот в Азии и Африке желтую, фиолетовую, красную, белую морковь по-прежнему выращивали.

Кулинарные этюды в багровых тонах - пожалуй, именно так можно охарактеризовать блюда, в которых «участвует» свекла. Именно темно-бордовый насыщенный колорит делает этот корнеплод совершенно незаменимым ингредиентом таких классических блюд, как борщ, винегрет и селедка под шубой.

Но он же и ограничивает применение этого чрезвычайно полезного (можно сказать, лекарственного) корнеплода в кулинарии. Все-таки этот цвет слишком драматичен и интенсивен, чтобы постоянно присутствовать на нашем столе. К тому же, как известно, свекла окрашивает и все другие продукты, находящиеся с ней в одной тарелке.

Впрочем, кто сказал, что свекла обязана быть исключительно свекольного цвета? Есть разновидности с другими оттенками красного, с желтыми или оранжевыми корнеплодами, белыми и даже полосатыми - ярко-красные кольца перемежаются с белыми. Правда, пока все эти сорта и разновидности практически не встречаются на наших овощных прилавках, но при желании их можно вырастить самостоятельно, а ведь это куда интереснее.

От чего зависит цвет моркови, свеклы и других овощей

Сегодня даже школьники знают, что за окраску овощей и фруктов отвечают растительные пигменты. Например, оранжевый цвет корнеплодов свидетельствует о наличии в них каротина, или провитамина А.

В оранжевой морковке его содержание особенно велико, поэтому она такая красивая, вкусная и полезная. Желтый цвет растениям придает пигмент лютеин, фиолетовый, синий, красный, черный - антоциан, ярко-красный - ликопин, бордовый - бетаин.

Эти биохимические термины давно на слуху у поборников здорового питания. Ведь кроме окрашивания плодов растительные пигменты выполняют и множество других функций.

Например, разнообразно и благотворно влияют на наш организм: укрепляют иммунную систему и сосуды, улучшают зрение, работают как антиоксиданты, защищают от вредного влияния ультрафиолета и окружающей среды.

А яркий привлекательный цвет плодов как бы сигнализирует: обрати на меня внимание, съешь меня. И следовательно, чем разнообразнее и ярче цветовая палитра овощей и фруктов, которые мы выращиваем в своих садах и огородах, тем богаче, вкуснее и полезнее наш стол, не говоря уже о красоте блюд.

Долгое время деятельность селекционеров была направлена в основном на выведение сортов овощей и фруктов для промышленного выращивания, главные качества которых - товарный вид, лежкость и хорошая транспортабельность. Но в последнее время - с развитием идей органического земледелия и здорового питания - многие обратились к старым забытым сортам и видам, выводя на их основе новые гибриды.

Благодаря этому стали появляться очень интересные и разнообразные сорта овощей, в которых помимо оригинального цвета есть и высокое содержание витаминов, микроэлементов и других полезных веществ.

Так на рубеже веков в Великобритании был выведен сорт пурпурной моркови, которая помимо повышенного содержания бета-каротина богата и антоцианом, веществом, известным как антиоксидант и обладающим способностью подавлять вирусы. Правда, у фиолетовой морковки есть один существенный недостаток, который, видимо, когда-то и заставил европейских хозяек отказаться от ее выращивания: в очищенном виде она окрашивает все, с чем соприкасается, а при варке линяет.

Но, зная о ее пользе, с этим можно как-то примириться или использовать это ее качество для окрашивания салатов и других холодных блюд (например, квашеная капуста с фиолетовой морковкой приобретает приятный розовый цвет). А вот у сортов красной, желтой и белой моркови цвет абсолютно устойчив, и такие корнеплоды способны превратить самое обыденное блюдо (например, овощной суп или гарнир) в очень красивое и аппетитное.

Свекла - овощ, имеющий очень богатый и разнообразный набор пигментов. Их количество и состав позволяют сильно варьировать цвета и оттенки и самого корнеплода, и его листьев. Поэтому сегодня на сайтах известных производителей семян мы можем увидеть достаточно широкий теплый спектр красок различных сортов свеклы - от традиционных бордовых до золотистых и белых, а также радужных и меняющих свой цвет по мере созревания - от белого к красному.

Внешняя декоративность тоже важна, поэтому грядка с разными сортами свеклы выглядит нарядно благодаря разноцветным черешкам и листьям, которые можно употреблять в пищу и в свежем, и в вареном виде. Еще один тренд селекционеров двадцать первого века - выведение летних сортов этой культуры.

Их достоинства в скороспелости, небольшом объеме корнеплода, который не нужно долго варить (долгая термическая обработка разрушает многие полезные вещества свеклы), с достаточно нежной мякотью, которую можно употреблять даже сырой.

Кроме того, все другие цвета и оттенки свеклы (кроме свекольного) не окрашивают продукты, поэтому на кухне этот замечательный и очень полезный корнеплод можно использовать гораздо шире и разнообразнее, а значит, и чаще. Важно: выращивают все эти разноцветные сорта корнеплодов точно так же, как и традиционные.

Необычные сорта свеклы

Albina Vereduna - белый корнеплод с красивыми изогнутыми и волнистыми листьями с высоким содержанием витаминов.

Boldor - с желтой мякотью и апельсиновой кожурой. Желтые стебли контрастируют с ярко-зелеными листьями. Корни вкусные, сладкие, молодые листья можно употреблять в пищу в сыром виде, готовить на пару или обжаривать.

Золотой глобус - раннеспелый сорт с идеально выровненными корнеплодами 5-6 см в диаметре. Желтая мякоть сладкая и нежная. Хорошо хранится без потери вкусовых качеств. Листья используют для салата.

Golden Detroit - разновидность сорта Детройт с золотистой мякотью, сохраняющейся при кулинарной обработке, и отличным вкусом. Взрослые корнеплоды не становятся волокнистыми и не теряют сок при повреждениях. Листья можно собирать в течение всего сезона и использовать так, как шпинат. С орт устойчив к стрелкованию и хорошо хранится.

Burpees Golden - оранжевый корнеплод, очень сочный и вкусный. Сеют часто, так как имеет не очень высокую всхожесть.

Kestrel F1 - гибрид с хорошей устойчивостью к стрелкованию. Под красной кожурой мякоть темно-телесного цвета с повышенным уровнем сахара и более сладким ароматом. Сорт вкусен и в вареном, и в сыром виде.

Chioggia - яркий круглый корнеплод с оранжево-розовой кожурой, с блестящими темно-зелеными листьями и рубиново-красными стеблями. Корнеплод – привлекательное «яблочко» из красных и белых колец, при приготовлении становится нежно-розовым. Сладкий, нежный и сочный.

Bulls Blood Scarletta - яркий сорт с темно-бордово-фиолетовыми листьями, стеблями и кожурой. Внутри корнеплод имеет вишневые и розовые концентрические кольца.

Необычные сорта моркови

Atomic Red – уникальный коралловый цвет получен благодаря высокому содержанию ликопина. При варке остается таким же красивым.

Purple Haze F1 фиолетовая снаружи и оранжевая внутри. Лучше употреблять в свежем виде, так как при тепловой обработке теряет цвет.

Cosmic Purple - один из популярных сортов в линейке цветной моркови, ярко-фиолетовый снаружи и оранжевый внутри. Очень скороспелый.

Purple Sun F1 - яркий фиолетовый цвет вплоть до сердцевины. Превосходный вкус. Высокий уровень антиоксидантов делает эти корнеплоды идеальными для сока. Устойчив к болезням.

White Satin F1 - белоснежные корни с изысканной гладкой текстурой и хрустящая, сладкая, сочная мякоть. Один из лучших белых сортов.

Lunar White - плоды почти белые , до 30 см в длину, очень нежные и вкусные.

Solar Yellow - ярко-желтый сорт моркови. Корнеплоды длиной 16-19 см, очень сочные и хрустящие.

Yellowstone - имеет необычный канареечный цвет. Вкусна и в сыром, и в варено-жареном виде

Rainbow F1 - название гибрида Радуга говорит само за себя. Здесь целый спектр оттенков: от желтого и кремового до оранжевого.

Свекла, наверное, не самый популярный овощ на грядках дачников. Действительно, зачем возиться с ее выращиванием и хранением, если в магазине она есть всегда, стоит недорого, да и много ли ее надо: даже при огромной любви к борщу, винегрету и селедке под шубой, готовим мы эти блюда не каждый день.

РАЗНОЦВЕТНАЯ СВЕКЛА

Между тем выбор сортов столовой свеклы все увеличивается, и все доступнее становятся семена сортов иностранной селекции. А они бывают не только привычного нам свекольного цвета. Дело в том, что этот овощ имеет богатый и разнообразный состав растительных пигментов, который позволяет варьировать цвета и оттенки корнеплода - от традиционно бордовых и темно-вишневых до желтых и абсолютно белых, а также с белыми кольцами внутри и даже меняющих свой цвет по мере созревания - от белого к красному. Разнообразны и красивы у свеклы не только корешки, но и вершки - черенки и листья - поэтому грядка с разноцветными сортами

выглядит очень нарядно. Правда, отечественные селекционеры совершенствуют в основном вкус и урожайность привычной бордовой свеклы, а вот среди иностранных сортов все чаще встречаются разноцветные. Хотя их трудно назвать новинками, история возникновения некоторых сортов теряется в веках, но на нашем рынке семян они только стали появляться и еще довольно редки, а иногда происходит путаница с названиями.

В продаже чаще всего можно встретить семена сортов с желтыми корнеплодами под названиями ‘Золотой шар’ или ‘Золотой глобус’. Но в Госреестре они не зарегистрированы, происхождение их неясно, поэтому можно предположить, что это просто переименованные импортные.

Один из самых старых и популярных американских сортов желтой свеклы - ‘Burpee’s Golden. «Золотым» его назвали не случайно, яркая мякоть корнеплода буквально светится, да и вкус очень приятный. Слабая сторона сорта - низкая всхожесть семян, поэтому рекомендуется сеял» их почаще. Красив и сорт ‘Bokior ’ - с желтой мякотью и апельсинового цвета кожицей. Ярко-зеленые листья с желтыми прожилками и на желтых черешках тоже выглядят довольно симпатично.

Всхожесть семян этого сорта выше, корнеплоды более выровнены по размеру. Мякоть тоже вкусная, сладкая. Листья и черешки этих сортов свеклы можно употреблять в пищу в сыром виде в салатах, или, как шпинат, готовить на пару, отваривать или обжаривать. Кстати, это касается и сортов ‘Golden Surprise’ (у нас продается под названием ‘Золотой сюрприз’) и ‘Golden Detroit’.

Один из самых популярных зарубежных сортов белой свеклы ‘Albina Vereduna’ (иногда его продают под названиями ‘Albino’ ‘Albino White’ или ‘Snowhite’). Кроме сладкого корнеплода у него еще красивые волнистые листья, которые содержат много витаминов и минеральных веществ, поэтому их тоже используют в пищу.

Конечно, для борща и свекольника все эти сорта не годятся (все-таки в этих блюдах важен цвет), но любой суп, пюре, овощное рагу они обогатят своим приятным мягким вкусом, подойдут и в качестве гарнира к птице и рыбе. И разнообразят рацион, особенно вегетарианцев и сыроедов, ведь молодые небольшие корнеплоды можно есть и в свежем виде в салатах.

Один из больших плюсов белой и желтой свеклы, который оценит каждая хозяйка, – эти корнеплоды не окрашивают руки при готовке и не оставляют пятен.

РОДОМ ИЗ ИТАЛИИ

Самый, пожалуй, необычный сорт столовой свеклы - ‘Chioggia ’.

Его яркий круглый корнеплод имеет оранжево-красную кожицу и блестящие темно-зеленые листья с рубиново-красными черенками.

А под кожицей – практически белая мякоть с тонкими красными кольцами. Но по мере роста красные кольца все расширяются, а белые сужаются. В отваренном виде весь корнеплод становится нежно-розовым. Внешнему виду соответствует и вкус – нежный, сочный, сладкий. Отваренная и сырая, нарезанная поперек кружками или вдоль сердечками, такая свекла украсит любое блюдо.

Этот сорт свеклы получил свое название по итальянскому городу Кьоджа, расположенному на островах Венецианской лагуны (как, кстати, и замечательный сорт тыквы с аналогичным названием). Но вот с переводом названия на русский язык этому сорту не повезло. У нас ее семена продают не только под оригинальным названием ‘Chioggia’, но и под «переведенными» на разные лады: ‘Кьоджа’, ‘Чиоггия’, ‘Чиоджия’.

Иногда в продаже можно встретить набор семян под названием «Радужная свекла», который, как правило, включает один традиционный красный сорт, один желтый, белый и полосатую ‘Chioggia’. Наверное, это удобно для тех, кто хочет, не занимая много места на грядках, познакомиться сразу со всеми цветными свеклами. Выращивают эти сорта так же, как и обычные.

Их достоинства – в скороспелости и небольшом объеме корнеплода, который быстро можно приготовить (долгая термическая обработка разрушает многие полезные вещества свеклы), и с достаточно нежной мякотью – ее можно есть даже сырой.

Ниже другие записи по теме "Дача и сад - своими руками": Как вырастить морковь если летом...

  • : СОРТА ФИОЛЕТОВОЙ МОРКОВИ – ВЫРАЩИВАНИЕ...
  • : Выращиваем сорта картофеля Жуковский, Чародеи,...
  • ПЛАН

    Болезни и повреждения

    Лекция 10

    Тема: Корнеплоды. Пищевая ценность. Экспертиза.

    1 Требования к качеству моркови

    2 Требования к качеству свеклы

    Корнеплодами называют овощи, у которых в пищу используют утолщенный, разрос­шийся корень. К ним относят овощные растения из разных ботанических семейств: зон­тичные - морковь, петрушка, сельдерей и пастернак; маревые - свекла; крестоцвет­ные - брюква, редис, редька и репа.

    Морковь (Daucus carota L.) - одна из основных овощных культур в России. Корне­плоды моркови обладают высокой питательной и диетической ценностью. Особенно бога­ты корнеплоды сахарами, содержание которых у лучших сортов достигает 12 %. Морковь является источником каротиноидов, в частности, /3-каротина, многих витаминов, мине­ральных веществ. Ежедневное употребление моркови укрепляет организм, повышает его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

    Вкусовые достоинства моркови обусловлены наличием в ней ароматических и фе-нольных соединений. В свежей моркови фенольных соединений немного, при хранении и особенно при увядании моркови количество их увеличивается, что приводит к появлению горечи. Энергетическая ценность моркови составляет 33 ккал/100 г съедобной части. Реко­мендуемая норма потребления свежей моркови - 11 кг в год.

    Корнеплоды моркови состоят из кожицы, внешнего слоя - коры, или мякоти, - и внутреннего слоя - сердцевины. Кора имеет большую пищевую ценность, чем сердцеви­на, поэтому предпочтительнее морковь с небольшой сердцевиной.

    К основным признакам, используемым при идентификации хозяйственно-ботаничес­кого сорта моркови, относят: длину и форму корнеплодов, окраску, состояние поверхнос­ти, размер сердцевины, содержание каротина, сохраняемость, вкусовые достоинства. По форме корнеплоды могут быть округлыми, цилиндрическими, коническими; по длине различают короткие корнеплоды (каротели) - до 8 см, полудлинные - до 20 см и длинные - более 20 см. Каротели имеют небольшую сердцевину, ярко-оранжевую мя­коть, но плохо сохраняются. Сорта с удлиненными корнеплодами хорошо сохраняются, но в большинстве своем имеют крупную сердцевину и грубоватую мякоть, из-за чего ус­тупают другим сортам по вкусовым достоинствам.

    Качество моркови свежей оценивают по ГОСТ 1721-85 „Морковь столовая свежая заготовляемая и поставляемая" и ГОСТ 26767-85 „Морковь столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети".

    Согласно ГОСТ 26767-85, морковь для розничной торговли и общественного пита­ния в зависимости от качества подразделяют на два товарных сорта: обыкновенный и отборный Отборная морковь должна быть мытой или очищенной от земли сухим способом и фасованной.



    Требования к качеству моркови свежей заготовляемой и поставляемой по ГОСТ 1721-85 в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к обыкновенному сорту моркови.

    Она должна быть свежей, неувядшей, без заболе­ваний, целой, нетреснувшей, сухой, незагряз­ненной, без повреждений вредителями, одно­родной по окраске, свойственной данному ботаническому сорту, не уродливой по форме, с черешками длиной не более 2 см и раз­мером по наибольшему поперечному диаметру 2,5-6,0 см. В стандартной моркови допускают в % массы, не более: корнеплоды с отклоне­ниями от установленных размеров на 0,5 см - 10; корнеплоды треснувшие, поломанные, уродливые по форме (но неразветвленные), с неправильно обрезанной ботвой (порезами головок) - в совокупности 5,0. Для консерв­ных предприятий корнеплоды треснувшие и поломанные не допускаются. Наличие земли, прилипшей к корнеплодам, должно быть не бо­лее 1 % массы.

    Отдельно устанавливаются только нормы содержания корнеплодов поломанных для предприятий консервной промышленности - не более 2 %. Не допускаются и треснувшие корнеплоды.

    К нестандартным относят корнеплоды (сверх допустимых норм): размером по наи­большему поперечному диаметру менее 2,5 см (до 1,5 см включительно) и более 6 см;

    треснувшие; поломанные не менее 7 см длиной; уродливые по форме; разветвленные; с порезами головок; поврежденные сельскохозяйственными вредителями; увядшие.

    К отходам относят корнеплоды сморщенные, загнившие, гнилые, мороженые, по­врежденные грызунами, раздавленные, части корнеплодов менее 7 см, запаренные, разме­ром по поперечному диаметру менее 1,5 см.

    Наиболее часто морковь поражается следующими болезнями: бактериальной гнилью (белой, серой, черной, красной, мокрой), фомозом, серой плесенью и белой паршой.

    Фомоз - вызывается у моркови грибом Phoma rostrupii Sac, у свеклы - Phoma betae Frank. При уборке моркови фомоз обнаруживается на верхушке корнеплода в виде сухой гнили, в период зимнего хранения появляются серые пятна, вокруг которых мякоть становится трухлявой, приобретает темно-бурую или коричневую окраску. У свеклы забо­левание начинается с головки и поражает внутренние ткани, образуя темно-бурые или черные пятна. У корнеплодов эту болезнь можно обнаружить только на разрезе.