Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Технологические изменения получившие названия второй промышленной революции. Технологическая революция

Вторая промышленная революция и ее социально-экономические последствия.

План:

Вторая промышленная революция: ее сущность, этапы и итоги.

Социально-политические, культурные последствия второй промышленной революции.

1. Вторая промышленная революция - это технологические изменения 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия. Это период, когда был сделан ряд важнейших изобретений, продолжающих развитие тех социально-экономических изменений, которые были начаты первой промышленной революцией. Перечислить все изобретения практически невозможно, но важнейшие из них мы должны знать: в первую очередь это изобретение электричества и строительство в 80-е – 90-е годы первых паровых электростанций. Телефон – это новое средство связи, несколько раньше появился телеграф (как и фотография в 37-м году). В 70-е – 90-е годы были изобретены телефон, радио. Многие из этих изобретений были сделаны одновременно в самых разных странах мира или разными учеными одной страны вне зависимости друг от друга. Третья группа изобретений связана с использованием новых видов топлива: в первую очередь это нефть и газ. Нефть и газ в конце XIX века применяются еще только для освещения, и на рубеже XIX – XX веков появляется бензин, как топливо для двигателей внутреннего сгорания. Следующая группа изобретений как раз связана с появлением первых автомобилей, которые были построены вне зависимости друг от друга Бенцом и Крайслером в Германии, Фордом в Америке. В начале XX века появляется первый русский автомобиль Яковлева и Фризе. В 1896 году на нижегородской ярмарке они представили первый автомобиль, который вызвал больше возмущения, чем восхищения. В начале XX века появляются первые аэропланы, изобретение которых приписывают братьям Райт. С этого момента, т. е. с 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия, технические, а затем и научно-технические изобретения, следуют одно за другим, постоянно меняя не только промышленность, не только производство, но и бытовую жизнь людей. Практически наступает такая лавина, когда казалось, что техника может справиться со всеми проблемами, когда человек жил в постоянно меняющемся темпе и в постоянно меняющемся мире. С тех пор мы так и живем.

Вторая промышленная революция одной из особенностей имела то, о чем уже говорилось выше, - массовый характер изобретательства одновременность, парралельность изобретения одного и того же продукта в различных странах. Это свидетельствовало о том, что уже не отдельные, а многие страны вступили в век промышленной цивилизации.

В большинстве европейских стран первая и вторая промышленные революции сливаются и выступают в качестве единого процесса. Вместе с развитием индустриализации Европа теряет свою гегемонию в развитии техники. На путь индустриализации встали Соединенные Штаты Америки, а также некоторые страны Азии и, в первую очередь, Япония, ставшая на путь модернизации.


Из Европейских стран наиболее быстрыми темпами вторая промышленная революция или индустриализация развивается в Германии, которая в семидесятые годы, наконец, объединяется. В ней вырастает сильное национал-патриотическое движение, и идея национализма становится одной из ведущих идей. По темпам индустриализации Германия в этот период превосходит все остальные европейские страны. Несколько отстает Франция. Это связано с парижской коммуной, первой в мире социалистической революцией и последовавшей за ее поражением франко-прусской войной.

Всплеск национализма, естественно, мы отмечаем во всех странах, не только в Германии, но, например во Франции. Создатель одного из первых автомобилей, Бенц, имел немецкое происхождение, но родился и долгие годы жил во Франции, и он на своей шкуре почувствовал, что такое национализм. В ходе франко-прусской войны его семья была вынуждена уехать назад в Германию, потому что жить во Франции немцам стало невозможно. И свое главное изобретение он сделает уже в Германии.

Вторая промышленная революция охватывает период с 70-х годов XIX века по 60-е годы XX века. Она не однородна, мы будем делить ее на два этапа. Первый этап – этап индустриализации, который продолжается до 30-х годов XX века, приводит к формированию развитых капиталистических обществ, где ведущими социальными группами становятся класс буржуазии и рабочий класс. Второй этап второй промышленной революции – это так называемая научно-техническая революция. Важнейшие изобретения, свидетельствующие о вступлении промышленной революции в новую фазу, были сделаны в 20-е – 30-е годы, но широкое применение в промышленности и быту они нашли в основном после Второй мировой войны, поэтому в нашей литературе нередко можно встретить выделение в качестве второго этапа именно 1945 год, тем более, что в свое время Никита Сергеевич Хрущев на одном из партийных съездов так и заявил: после Второй мировой войны Советский Союз вступает в эпоху научно-технической революции.

К сожалению, даже среди ученых единого мнения по этим классификациям нет. В реальной истории все эти изменения идут сплошным диффузным потоком, и деление на этапы, периоды носит условный характер. Это делается для облегчения учебного процесса и научной работы. В реальной жизни разделить первую промышленную, вторую промышленную, научно-техническую, компьютерную революции крайне сложно. И это является причиной разногласий по этому вопросу. Хотя социальные, политические изменения явно свидетельствуют о наличии таких периодов, таких этапов.

Научно-техническая революция связана, в первую очередь, с автоматизацией и роботизацией производства, в определенной степени с заменой труда человека трудом машины, т.е. с переходом производства на производство машин, создающих машины. Кроме этого научно-техническая революция связана с революционными изменениями в области связи, с открытием и применением телевидения, с передачей видео и звуковой информации на расстояние. Первый телевизор был изобретен в конце 20-х годов инженером Зворыкиным, конечно, американцем. Он сам в своих воспоминаниях напишет: «Россия дала мне широчайшее образование, благодаря которому я в состоянии был работать в науке, а Америка дала мне материальную возможность претворить мои идеи в жизнь». В 36-м году в Америке впервые началась трансляция телепередач, но развитие телевидения уже в массовом масштабе началось в послевоенный период. Собственно заслуга Зворыкина не в создании телевидения, как такового, а в создании электронной трубки, которая могла передавать, воспринимать изображение. Все остальные компоненты телевидения были сделаны другими учеными.

Особенность научно-технической революции заключается в том, что теперь важнейшие изобретения делают не одиночки, а группы ученых различной специализации. С начала двадцатого века во Франции появляются мощные исследовательские лаборатории и научные институты, но в начале века их было немного. С середины 30-х годов начинается массовое создание научно-исследовательских институтов и лабораторий, как отдельными фирмами, так и в качестве государственных учреждений или созданные академиями наук. Это была потребность времени. Специализация ученых в течение XIX века привела к тому, что уже в 20-е – 30-е годы ученые даже близких специальностей перестали понимать друг друга. Каждая частная наука выработала свой незнакомый и непонятный язык для других наук. Эти лаборатории, институты, научные и проблемные группы объединили ученых разных специальностей, интегрировали язык близких и смежных специальностей, а главное дали великолепные результаты.

Широкое применение ракетной техники в годы Второй мировой войны привело к появлению автоматических линий на производстве взамен конвейера, а конвейер связан с именем Тейлора, хотя на практике конвейер использовался еще в античные времена, но это был конвейер другого типа. Тейлор – это инженер, который работал на заводах Форда. В конце Второй мировой войны появляется новый тип энергии – атомная энергия, которая вначале используется в военных целях и только с середины 50-х, начала 60-х годов в мирных целях. В то же время начинает развиваться электроника, хотя первые вычислительные машины были созданы тоже на рубеже 20-х - 30-х годов, но они были ламповыми, очень громоздкими с очень маленькой памятью, и предназначались они в основном для промышленных целей. О развитии компьютеров будет говориться в лекциях по информационной революции. Научно-техническая революция во многом подготовила революцию информационную, а значит и переход промышленной цивилизации в совершенно новую стадию, так называемого постиндустриального или информационного общества, о котором заговорили уже в конце 50-х начале 60-х годов.

Быстрые темпы индустриализации привели к резкой дифференциации стран, ставших на путь промышленной цивилизации, являющихся ее лидерами, и стран, которые к промышленной цивилизации не приступили. Это являлось экономической основой деления колониальных империй. Ведущей колониальной державой XIX века являлась Великобритания. По мере вступления в эпоху промышленной цивилизации других стран начинается передел, в первую очередь экономический, колоний. Особенно активно борьбу за колонии ведут такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Германия и Япония. В США решалась эта проблема довольно просто, благодаря проникновению американских промышленных товаров в Центральную и Латинскую Америку и вытеснению, по крайней мере, в экономической сфере оттуда бывших колонизаторов, Испании и Португалии, которые по темпам экономического развития были наиболее слабыми в Европе.

Второй этап второй промышленной революции привел к тому, что значительно выросло количество людей наемного труда. Пик численности рабочего класса в мировой истории, т.е. людей наемного труда занятых в промышленности, приходится на 30-е годы XX столетия (во всех странах, кроме Советского Союза). В это время рабочий класс составлял 30% - 35% трудоспособного населения – значительно больше, чем в концеXIX века, и значительно больше, чем в наше время. В период второй промышленной революции усиливаются кризисные явления, присущие капитализму, как таковому. Первые экономические кризисы появляются еще в 20-е годы XIX века, но они носили, как правило, однонациональный характер. До 50-х годов они затрагивали в основном Великобританию. С конца 50-х годов кризисы распространились сразу на несколько стран. Самым сильным мировым экономическим кризисом начинается XX столетие 1901-1903 годов. Причины экономических кризисов, в общем-то, элементарны. Прирост производства промышленной продукции не находит своего потребителя, благодаря тому, что совокупная стоимость произведенного товара значительно больше, чем покупательная способность населения, т.е. наметился разрыв между ценой товара и стоимостью рабочей силы.

Среди первых крупных предпринимателей были люди, которые прекрасно понимали недопустимость подобного положения. Среди этих людей, в первую очередь, надо назвать Генри Форда. Это был единственный человек, который поставил своей целью создание не просто автомобиля, а создание дешевого автомобиля, такого автомобиля, который был в состоянии на свою зарплату купить любой работник заводов Форда. Но компания Форда жила в условиях жесточайшей конкуренции и должна была считаться с общим уровнем цен. В результате этой идеи Форду удалось добиться только в 30-е годы, опираясь на поддержку талантливого американского президента Франклина Делано Рузвельта. Второй экономический кризис 1900 –1903 годов, а для России 1901 – 1903 годов, показал, что капиталистическое общество вступило в новую стадию своего развития, называемую эпохой империализма.

Теорию империализма разрабатывает в первую очередь английский экономист Гильфердинг, во вторую очередь Роза Люксембург, а в третью Владимир Ильич Ленин, который написал работу в свойственном ему духе очень строгую, очень точную, где все было разложено по пунктам. Чем империализм отличается от классического капитализма? Во-первых, это образование монополий, т.е. создание объединений ряда крупных, средних, мелких предприятий, которые разрабатывают единый промышленный цикл. Например, производство автомобилей: от производства металла, отдельных деталей до выпуска готовых машин; нефтяные компании: от добычи нефти до выпуска готовых продуктов, включая, скажем, искусственные ткани, которые готовятся на основе нефти. Монополии не были едины, они имели различные формы: картели, синдикаты, тресты. Вторым признаком империализма по Ленину является объединение промышленной и банковской верхушки, образование, так называемой финансовой олигархии. В годы второй промышленной революции сильно выросла роль банков. Подавляющее большинство изобретателей новой техники не были людьми состоятельными. Для осуществления их идей им нужны были материальные средства, а финансы находились в руках бывшей феодальной знати в большинстве стран мира, которые не в состоянии были эти финансы должным образом использовать. Посредниками между этими финансами и изобретателями и становятся банки, которые рассматривают проекты изобретений и выдают целенаправленные кредиты под строительство того или иного промышленного предприятия, под научные исследования в той или иной области, естественно, претендуя на прибыль данного предприятия или на прибыль от данного изобретения.

Банки сыграли и еще одну удивительную роль. Благодаря тому, что большинство изобретений второй промышленной революции были сделаны одновременно во многих странах, в конце XIX века судебные иски между учеными и техниками друг к другу стали явлением нормальным и постоянным. Из всех изобретателей больше всего судились такой известный человек, как Томас Эдисон, и Дизель, но в результате судебных тяжб Дизель покончил жизнь самоубийством, так и не сумев доказать свой приоритет в изобретении этих моторов. Для этих судебных тяжб роль банков была колоссальна, т.к. любой судебный процесс стоил дорого, но продажа патента и прав на изобретение обходилась еще дороже. Изобретения и их промышленное освоение приносили колоссальные прибыли, очень редко самим изобретателям, гораздо чаще тем же банкам и владельцам промышленных предприятий, которые использовали эти изобретения. Сочетание изобретательских, инженерных способностей и предпринимательских в одном человеке явлением было крайне редким. Пожалуй, только Форд и Тейлор. Второй признак говорит о том, что в начале XX века, особенно в ходе мирового экономического кризиса, банки стали одновременно и владельцами промышленных предприятий. Создавались своеобразные империи внутри промышленности вначале одной страны, а затем и в международном масштабе. Классический пример: такой банкир, как Морган, скупил на среднем западе Соединенных Штатов ряд нефтяных скважин и стал строить нефтеперерабатывающие заводы, обеспечивая финансирование этого производства своими банками. Прямо противоположный пример – семейство Рокфеллеров. Крупнейшие нефтепромышленники в ходе мирового экономического кризиса скупают целый ряд обанкротившихся банков и становятся одновременно и промышленниками и банкирами, т.е. создавая как бы отдельные, свои собственные государства внутри государства. Естественно, что эта финансовая олигархия начинает рваться и к политической власти. Нередко члены семей этих олигархов претендуют на президентские и парламентские посты, еще чаще они покупают политиков или выдвигают из числа своих служащих, создают массированные лоббистские группы в парламентах стран. Третий признак – заканчивается территориальный раздел мира. Четвертый и пятый связаны с начинающейся борьбой за передел мира, вначале экономического, а затем политического, т.е. Первая мировая война была неизбежностью. Она отвечала экономическим закономерностям развития мира. Естественно, эти экономические процессы приводили к достаточно серьезным социально-политическим изменениям. В ходе второй промышленной революции мы замечаем некоторое торможение процессов, свойственных первой промышленной революции. Процесс урбанизации продолжается, но идет более медленными темпами: к началу XX века в развитых странах 50% населения жило в городах, к нашим дням живет около 75%, т.е. темпы урбанизации явно замедлялись. С другой стороны изменяются и демографические показатели, в первую очередь, такой важнейший показатель, как средняя продолжительность жизни населения. Она вырастает с 45 до 65 лет в середине 60-х годов, несмотря на последствия Второй мировой войны, которые этот показатель резко снизили. В настоящее время средняя продолжительность жизни составляет 75-80 лет, в более развитых странах – 83 года. Наша страна, в этом плане, – феномен, за последние десять лет средняя продолжительность жизни мужчин у нас сократилась на двенадцать лет, и разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин составил 14 лет (за десять лет количество убийств выросло в 30 раз). Демографические показатели и их изменение связаны не только с увеличением продолжительности жизни, но и с замедлением темпов прироста в развитых странах. Начиная с 20-х – 30-х годов, а в большинстве стран уже с начала XX века, падают темпы рождаемости. Большие семьи выходят из моды. Сокращение рождаемости отмечается во всех европейских странах вплоть до сегодняшнего дня, кроме одной развитой страны, начиная с 45-го года, увеличивается рождаемость в Соединенных Штатах Америки. Рост численности жителей США наблюдается не только за счет большого притока иммигрантов, но и за счет резкого увеличения рождаемости.

В 1915 году, а в 1970-х годах была введена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Во второй половине XIX в. значение железных дорог превзошло роль каналов в транспортной инфраструктуре . Их строительство было облегчено появлением недорогих стальных рельсов, которые были существенно более долговечны, чем ранее использовавшиеся чугунные, служившие не более 10 лет. Стоимость перевозок в результате упала более чем в 25 раз . Вследствие широкого распространения железных дорог вдоль них возникло множество городов и выросло городское население в целом. Кроме железных города связало и много автомобильных дорог, качество которых было улучшено ещё в эпоху первой промышленной революции , в значительной степени благодаря инновациям британского инженера Джона Мак-Адама . Сеть дорог с твёрдым покрытием широко распространилась в США и Западной Европе после изобретения велосипеда , ставшего популярным видом транспорта в 1890-е годы. В кораблестроении появление дешевой листовой стали позволило металлическим судам с двигателями окончательно вытеснить деревянные парусники .

    Автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания был впервые запатентован Карлом Бенцем в 1886 г. . Первый автомобиль Генри Форда появился в 1896 г., а его «Форд Мотор Компани» была основана в 1903 г. Поначалу это был дорогой вид транспорта, но Форд упорно боролся за то, чтобы сделать его массовым . Удешевление производства было в конце концов достигнуто благодаря созданию поточной линии . Это был первый пример создания агрегатов из примерно пяти тысяч деталей в масштабах сотен тысяч штук ежегодно . В результате цены на «Форд Т» упали с 780 долларов в 1910 г. до 360 долларов в 1916 г. .

    Роль науки

    К середине XIX в. был заложен фундамент современной химии и термодинамики , а к концу столетия обе эти науки приобрели современное состояние, что в свою очередь позволило заложить фундамент современной физической химии . Развитие этих научных дисциплин стало основой развития химической промышленности и производства анилиновых красителей. Ещё одним следствием развития химии стало совершенствование производства стали, как на стадии обогащения железной руды, так и при создании сплавов стали с хромом, молибденом, титаном, ванадием и никелем. Например, сплав стали с ванадием не подвержен коррозии и имеет повышенную прочность, вследствие чего нашёл применение при производстве автомобилей .

    Одним из наиболее важных промышленных приложений неорганической химии стал процесс синтеза аммиака из атмосферного азота, разработанный к 1913 г. и широко внедренный в практику после первой мировой войны. Современное сельское хозяйство существенно зависит от дешевого азотного удобрения, производимого с помощью этого химического процесса .

    Первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, нашедший сравнительно широкое применение, появился в 1876 г. Его применяли на небольших предприятиях, для которых мощные паровые машины не были нужны, а малогабаритные паровые машины были неэффективны . Впоследствии такой двигатель начали устанавливать на автомобили. В 1897 г. Рудольф Дизель на основе принципов термодинамики разработал дизельный двигатель , значительно более мощный и эффективный. Вначале его применяли в кораблестроении, а потом - в локомотивах .

    Одним из наиболее важных научных достижений является объединение знаний о свете, электричестве и магнетизме в электромагнитной теории Максвелла . Она стала основой для разработки динамо-машин, электрогенераторов, моторов и трансформаторов. В 1887 г. Генрих Герц исследовал предсказанные Максвеллом электромагнитные волны , что привело к изобретению радио. Для развития радиовещания в 1906-1908 гг. была изобретена электронная лампа , что позволило усиливать радиосигнал и производить все более мощные радиопередатчики. К 1920 г. началось коммерческое радиовещание. Электронная лампа оставалась в широком употреблении до середины ХХ в., когда её вытеснили транзисторы.

    К 1884 г. усовершенствование парового двигателя привело к созданию паровой турбины , которая вначале была применена в кораблестроении, а впоследствии - и в производстве электроэнергии.

    Экономические и социальные последствия

    В индустриальных странах период 1870-1890 годов стал эпохой самого бурного экономического роста за всю их историю. Вследствие резкого повышения производительности труда и падения цен на товары массового потребления образ жизни был существенно улучшен. Одновременно из-за замещения рабочих машинами выросла безработица и усилилось социальное расслоение. Множество фабрик, кораблей и другой дорогостоящей собственности морально устарело и потеряло ценность за короткий период времени, что повлекло за собой разорение их владельцев . Однако улучшение транспорта и ускорение товарооборота теперь предотвращало голод в случае неурожая в отдельных регионах .

    К 1870 г. паровые машины в качестве двигателей начали вытеснять мускульную энергию животных и людей. Тем не менее, лошади и мулы продолжали использоваться в сельском хозяйстве до появления в конце второй промышленной революции тракторов . Так как паровые машины становились все более эффективными и экономичными, их количество в экономике продолжало увеличиваться, что повлекло за собой увеличение потребления угля .

    Увеличение масштабов производства на фабриках вело к дальнейшей урбанизации и появлению многочисленного среднего класса квалифицированных и сравнительно высокооплачиваемых работников, в то время как детский труд постепенно выходил из употребления .

    К 1900 г. лидером промышленного роста оказались США (24 % прироста мирового производства). За ними следовали Великобритания (19 %), Германия (13 %), Россия (9 %) и Франция (7 %). Тем не менее в целом лидером индустриализации оставалась Европа (в совокупности 62 %) .

    Эпоха технологической революции в США

    В последние десятилетия второй промышленной революции США переживали период самого быстрого экономического роста за свою историю . Американская эпоха «позолоченного века» была временем развития тяжелой промышленности, фабрик, железных дорог и угледобывающей отрасли экономики. Начало её связывают с открытием в 1869 г. первой трансконтинентальной железной дороги , по которой люди и грузы могли попасть с восточного побережья в Сан-Франциско за шесть дней . В это время по объёму промышленного производства США обогнали Великобританию и вышли на первое место в мире . Протяженность железных дорог между 1860 и 1880 гг. выросла втрое, а до 1920 г. увеличилась ещё в три раза. Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали развитие угледобычи и производства стали. Потребность в привлечении капитала и высокая доходность железных дорог способствовали консолидации американского финансового рынка на Уолл-стрит . К 1900 г. концентрация капитала достигла стадии создания крупных корпораций, трестов. Они доминировали в производстве стали, машиностроении, в добыче и переработке нефти и других отраслях. Первой корпорацией с капиталом более миллиона долларов была «U.S.Steel», созданная финансистом Джоном Морганом в 1901 г. Он скупил и объединил ряд компаний по производству стали, в том числе основанную мультимиллионером Эндрю Карнеги «Carnegie Steel Company» . Другими широко известными корпорациями стали Standard Oil Джона Рокфеллера и железнодорожные и пароходные компании Корнелиуса Вандербильта .

    Создание крупных предприятий потребовало привлечения большого количества рабочих. Большая часть из них имела низкую квалификацию и выполняла простые повторяющиеся операции под руководством опытных инженеров и технологов. Потребность в рабочих и инженерных кадрах привела к росту стоимости труда и заработной платы . В стране появилось множество инженерных колледжей. Железные дороги и крупные корпорации требовали сложной системы управления, которые нанимали молодых людей в возрасте 18-21 год на низшие должности в своей внутренней иерархии и постепенно повышали их квалификацию и заработную плату до тех пор, пока к 40 годам они не достигали статуса инженера, кондуктора или начальника станции. Аналогичные карьерные схемы применялись на производстве, в сфере финансов и в торговле. Такие служащие вместе с владельцами малого бизнеса составили средний класс , численность которого быстро росла, особенно в городах американского Севера .

    С 1860 по 1890 гг. в США было оформлено около 500 000 патентов на новые изобретения, в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет. Среди них наиболее известны воздушный тормоз Вестингауза , значительно повысивший безопасность железнодорожного транспорта, линии электропередачи переменного тока , разработанные Тесла и Вестингаузом , электростанции и множество устройств для передачи, распределения и использования электроэнергии, предложенные Томасом Эдисоном и др.

    Вторая промышленная революция в Британской империи

    Во второй половине XIX в. Великобритания продолжала оставаться лидером промышленной революции . В эту эпоху появление новых продуктов и услуг способствовало процветанию международной торговли вообще и в особенности Британской империи , колонии которой были расположены почти во всех частях света. Сравнительно тихоходные и зависимые от ветров английские парусники были заменены на стальные океанские лайнеры, движимые усовершенствованными паровыми машинами . В то же время по инвестициям в науку и технологии Великобритания отставала от США и Германии, которые стремительно нагоняли её по промышленному развитию.

    Выдающиеся учёные, сделавшие максимальный вклад в развитие научной теории электричества, Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл , работали в Великобритании. Распространение электрического освещения на Британских островах и затем в Европе было начато усилиями Джозефа Суона , изобретателя британской электрической лампочки . Бессемеровский процесс производства стали также изобрел англичанин Генри Бессемер . Революция в производстве стали способствовала не только появлению кораблей нового типа, распространению железных дорог, электрификации, телеграфной и телефонной связи, но и позволила строить ранее невиданные военные суда, ставшие бронированными плавучими крепостями, которые были оснащены более мощными пушками. Изобретённая англичанином Чарлзом Парсонсом паровая турбина начала вытеснять поршневые системы, применявшиеся на ранних паровых машинах, что позволило ещё более поднять мощность паровых двигателей, а также использовать турбины в электрогенераторах для производства электрического тока . Кроме того, началась разработка танков, впервые испытанных в сражениях первой мировой войны .

    Одновременно с положительными сторонами технологическая революция принесла Великобритании и ряду других европейских стран и экономические неурядицы. Появление поточного производства и резкое увеличение производительности труда привело к перепроизводству товаров, которые Великобритания и ранее экспортировала и не могла использовать для внутреннего потребления, даже учитывая растущие потребности её заморских территорий. Последовавшее падение цен и экономическую нестабильность в 1873-1896 гг. сменил длительный период депрессии, когда производство уже не приносило высоких доходов и нередко становилось убыточным.

    Промышленная революция в других странах

    К 1900 г. немецкая химическая промышленность доминировала на мировом рынке синтетических красителей . Три немецких корпорации, BASF , Bayer и Hoechst , наряду с мелкими фирмами производили сотни красителей и к 1913 г. контролировали до 90 % мировой продукции красителей, из которых 80 % шло на экспорт. Кроме красителей эти фирмы производили также биологически активные вещества , фотоплёнку и вещества, производимые электрохимическим способом .

    В Российской империи

    В Австро-Венгрии

    Примечания

    1. Smil, Vaclav. Creating the Twentieth Century: Technical Innovations of 1867–1914 and Their Lasting Impact. - Oxford; New York: Oxford University Press, 2005. - ISBN 0195168747 .
    2. James Hull, «The Second Industrial Revolution: The History of a Concept», Storia Della Storiografia, 1999, Issue 36, pp 81-90
    3. Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money $ Power. - 1992.
    4. Hubbard, Geoffrey (1965) Cooke and Wheatstone and the Invention of the Electric Telegraph , Routledge & Kegan Paul, London p. 78
    5. Wilson, Arthur (1994). The Living Rock: The Story of Metals Since Earliest Times and Their Impact on Civilization. p. 203. Woodhead Publishing
    6. Richard John, Network Nation: Inventing American Telecommunications (2010)
    7. Ford, Henry. My Life and Work: An Autobiography of Henry Ford . - 1922.
    8. Ford, Henry. Edison as I Know Him. - Cosmopolitan Book Company, 1930. - P. 30.
    9. McNeil, Ian. An Encyclopedia of the History of Technology. - London: Routledge, 1990. - ISBN 0415147921 .
    10. Grubler, Arnulf. The Rise and Fall of Infrastructures . - 1990.
    11. Fogel, Robert W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. - Baltimore and London: The Johns Hopkins Press, 1964. - ISBN 0801811481 .

    Главная тенденция развития экономики в конце XIX в. - переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции самостоятельных предприятий, к монополии. Основа перехода - изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, то есть вторая технологическая революция, которая развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов XX в.

    Причина второй технологической революции - изменение энергетической базы производства. На смену паровой энергии приходит электричество, начинается электрификация производства, создаются новые производства: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

    Основные черты:

    · 1885г. - построен первый автомобиль (Даймлер, Бенц). Использование двигателя внутреннего сгорания на транспорте и в военной технике, механизация с/х. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор.

    · Развитие химическая промышленность (появление искусственных красителей, пластмассы, искусственного каучука), были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п.

    · Развитие металлургии (разработка новых способов получения стали, удешевивших и увеличивших производство. Переход из «железного» в «стальной» век). В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912–1913 гг. впервые был применен конвейер.

    · Рост машиностроения из-за увеличения выплавки стали, создаются условия для усиленного ж/д строительства и развития океанского судоходства.

    · Электрификация ж/д транспорта, появление танкеров и дирижаблей, развитие авиации. Возникли новые отрасли промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

    · Появление в военной области автоматического стрелкового оружия, отравляющих веществ, увеличение мощности взрывчатых веществ.

    · 1895г – изобретение радио (Попов), использование телефонной связи.

    · Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

    Последствия:

    · Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства способствовали оформлению экономического неравенства стран и смене мирового лидера (1- США, 2- Германия, 3- Англия).

    · Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую пром-ть.


    · Появление новой формы организации капитала - акционирования, что позволило создавать крупные по размерам производимой продукции предприятия. В США - железнодорожном транспорте. В Германии - горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги. В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов. Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной.

    · Усложнение хозяйственной жизни способствовало расширению форм собственности, появлению и развитию государственной(за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий), кооперативной (основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей) и муниципальной собственности(с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности).

    · Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к монополии (простейшие формы монополии – корнер, пул, ринг, конвенция; более зрелые – картель, синдикат, трест, концерн, холдинг).

    · Мелкие банки оттеснялись и поглощались крупными, включались в единый «концерн» посредством скупки или обмена акций между банками, системы долговых отношений. Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Дж. Моргана: крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания «Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой современного «Чейз Манхэттен бэнк».

    · формирование мирового хозяйства. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения.

    · В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

    · В сельском хозяйстве: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств.

    · Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией – созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане.

    Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии – Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм»

    Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали из­менения в производительных силах, вызванные бурным развити­ем науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологичес­кой революцией был промышленный переворот. Вторая техноло­гическая революция развернулась в последней трети XIX в. и про­должалась до Первой мировой войны (1914-1918).

    Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, на­чалась электрификация производства, сложилась технология по­лучения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е гг. XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в еди­ный агрегат с динамомашиной был создан турбогенератор. Воз­никли новые отрасли промышленности - электрохимия, электро­металлургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.

    Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффек­тивные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сель­ском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.

    В металлургии в результате использования конвертеров Бессе­мера и Томаса в отдельную, весьма значимую подотрасль выде­лилось сталелитейное производство; получили развитие электри­ческая сварка, ковка и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые был применен конвейер.

    Рост промышленного производства и торговли обусловил раз­витие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроход­ность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появи­лись новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.

    В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено ра­дио, началось использование телефонной связи; увеличилась про­тяженность телеграфных линий.

    В военной области появилось автоматическое стрелковое ору­жие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавли­ваться отравляющие вещества.

    Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

    Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индуст­рии, значительно опередив по темпам роста легкую промышлен­ность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельно­го предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достига­лось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ

    В США акционерные общества возникли в первую очередь на железнодорожном транспорте. Из 150 тыс. миль железных дорог шесть компаний контролировали 100 тыс. миль. В 1913 г. на пред­приятиях, принадлежавших акционерным обществам (28% всех предприятий), было занято 80% рабочих.

    В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строитель­ство и железные дороги.

    В Англии рост акционерных обществ приходился на 1885- 1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено вы­пускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов.

    Во Франции акционерные компании возникли в 70-е гг. XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности, однако интенсивность этого процесса здесь была ниже, чем в США и Германии.

    Помимо акционерной существовали и другие формы собствен­ности: государственная, кооперативная, муниципальная.

    Государственная собственность образовывалась двумя основны­ми способами: за счет средств госбюджета и национализации част­ных предприятий. В конце XIX - начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света, вто­рой использовался в странах переселенческого капитализма. Ко­оперативная собственность возникла на основе добровольного объе­динения капиталов и средств производства мелких товаропроиз­водителей, служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу Первой мировой войны Россия занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объеди­ненных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. ко­оперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперати­вах трудилось 70 тыс. человек.

    Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в.

    Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства - монополии. Простейшими формами монополий являлись пул, кон­венция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн.

    Причинами монополизации рынка, помимо возрастания ми­нимальных размеров капитала, требуемого для функционирова­ния отдельного предприятия, являлись стремление предпринима­телей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения кон­курентов и установления барьеров для вступления в отрасль, возникновение естественных монополий (предоставление прави­тельством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, формирова­ние патентного права, различного рода махинации и злоупотреб­ления вплоть до шантажа и прямого разбоя.

    Структурные сдвиги в промышленности обусловили не толь­ко концентрацию производства, но и централизацию капитала. Потребности предпринимателей в заемных средствах для расши­рения производства и обновления основного капитала способство­вали централизации банковского дела. Постепенно менялась роль банков в экономике - из пассивного посредника в платежах банки превращались в активных участников рынка. Мелкие банки от­теснялись и поглощались крупными и включались в единый «кон­церн» посредством скупки или обмена акций между банками, си­стемы долговых отношений и т.д. С ростом концентрации банков сокращался круг учреждений, к которому вообще можно обра­щаться за кредитом, следствием этого стало увеличение зависи­мости крупной промышленности от немногих банковских групп. В свою очередь, сами банки часть капиталов вкладывали в про­мышленность, выступая уже в качестве организаторов производ­ства.

    Таким образом, банковский капитал срастался с промышлен­ным в финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, делегировали своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергети­ке и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефон­ной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторе») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборо­том - «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3 / 5 производства американской стали. Нередко и промышленни­ки превращались в банкиров. Например, Дж. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для со­здания Национального городского банка Нью-Йорка, ставшего основой современного «Чейз Манхэттен Бэнк».

    Усиление позиций финансового капитала приводило к образо­ванию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных бан­киров и предпринимателей.

    За 1850-1900-е гг. добыча угля в мире увеличилась более чем в 10 раз, добыча нефти - 25 раз, выплавка стали за 1870-1900-е гг. возросла более чем в 50 раз. Рост масштабов производства, нара­щивание объемов производимой продукции неизбежно требова­ли расширения рынка. Возросло значение внешней торговли.

    С 1891 по 1910 г. экспорт увеличился на 77% в США, 52% в Анг­лии, 107% в Германии, 54% во Франции, а вся международная торговля в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы зем­ли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших горо­дов мира, ежедневно регистрирующие изменение мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный об­мен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось не только мировое движение товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала.

    Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государ­ственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, неда­ром эту страну называли «мировым ростовщиком». Помимо про­центов с займа страна-экспортер получала, как правило, допол­нительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецки­ми морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции.

    Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Велико­британия. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долл., Франция вывезла 10 млрд долл., Германия - 5 млрд долл., США - лишь 0,5 млрд долл. Соединенные Штаты еще оставались должником Европы.

    В начале XX в., когда развитие монополий фактически унич­тожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира - американской «Дженерал электрик» и гер­манской АЭГ. Последняя распоряжалась капиталом на сумму 1,5 млрд марок, являясь гигантским комбинированным предпри­ятием с производством различной продукции - от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков. «Дженерал элек­трик» получила для своей продукции рынки США и Канады, АЭГ - Европы и части Азии.

    На мировом уровне использовались любые методы конкурент­ной борьбы - от снижения цен за счет их повышения на внутрен­нем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борь­бу активно включались государства, изменявшие таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

    Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стала растущая товарность сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники.

    Формирование мирового хозяйства сопровождалось террито­риальной экспансией - созданием колониальных империй и под­чинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане. Великобритания, Франция, США, Япония, более мелкие государства - Бельгия, Голландия, Португалия, Испания приняли участие в колониальных захватах и создании колониальных империй. Больше других в этом преус­пела Англия, которая за 1884-1900 гг. приобрела 3,7 млн кв. миль с населением в 57 млн человек. Немного отстала Франция, захва­тившая территорию в 3,6 млн кв. миль с населением свыше 36 млн человек. Германии досталось меньше - 1 млн кв. миль с 16 млн человек населения. К началу XX в. в основном был завер­шен территориальный раздел мира горсткой государств. Главным объектом колониальной экспансии в это время являлась Африка. Крупнейшие африканские страны стали английскими колониями: Нигерия, Кения, Танганьика. Англия оккупировала Египет и Су­дан, на юге континента создала колонию Родезия. Франция за­владела Тунисом, западной частью Центральной Африки, Мада­гаскаром. Германии достались земли так называемой германской Восточной и Юго-Западной Африки (Того, Камерун).

    В сферу экспансии капитала попали многие формально неза­висимые государства в Азии и Латинской Америке.

    Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становле­ния индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона уско­ренного, «передового» развития капитализма, его «первый эше­лон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии - Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего раз­вития». Эпоху структурных и институциональных изменений в конце XIX - начале XX в. определяли понятием «империализм». Позже большее распространение получил термин монополистичес­кий капитализм.

    Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший Фран­ко-прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70-80-е гг. XIX в. бороться за ге­гемонию Германии в Европе. Этим обусловлены курс на милита­ризацию страны, создание постоянной военной угрозы, особенно Франции, а также попытки создания прогерманских военно-поли­тических блоков. В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим странам.

    В Европе в последней трети XIX в. обозначились основные контуры противостоящих коалиций. Они окончательно оформи­лись в начале XX в. и привели европейские народы к Первой ми­ровой войне.

    Вторая промышленная революция, называемая также технологической революцией, - это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в.
    Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией - распространение поточного производства и поточных линий. В 1860-1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.

    Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 г. , а в 1970х годах была ввдена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом.
    В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов.

    В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях

    Важное значение имело изменение энергетической базы производства.
    Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор.
    Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.

    Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.

    В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.

    Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.