Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Как добывают шелк из тутового шелкопряда. Правда о натуральном шелке: технология производства и уникальные свойства

Китай подарил миру немало замечательных изобретений: компас, бумагу, фарфор, порох и шёлк. Когда-то тайна изготовления шёлка была одной из самых охраняемых в Поднебесной. За разглашение иностранцам этой технологии китайцу могла грозить смертная казнь. Сегодня секрет шёлка известен всем. Но до сих пор ни одной стране не удалось достичь таких высот в изготовлении шёлка, как китайским мастерам.

Технология производства

Для изготовления натуральных шёлковых нитей используются коконы тутовых шелкопрядов. Этот вид бабочки родственен обычной домашней моли. Очевидно, тутовые шелкопряды произошли от дикой шёлковой моли, облюбовавшей в качестве места жительства тутовые деревья. Способностью вырабатывать шёлковые волокна обладают многие насекомые, например, пауки. Однако такой шёлк не используется в текстильной промышленности.

Тутовый шелкопряд

Данные археологических раскопок позволяют предположить, что целенаправленное разведение шелкопрядов началось в Китае ещё 4000-5000 лет назад. По мере своего одомашнивания дикая моль, потеряла способность к полёту, у некоторых особей почти не развиты органы зрения и ротовой аппарат.

Самки шелкопрядов откладывают по несколько сотен крошечных яичек, а через несколько дней погибают. Яйца тщательно проверяют, они проходят несколько тестов на различные инфекции. Здоровые яйца, которые затем будут использоваться для дальнейшего производства, отправляют в инкубатор. Примерно через неделю из яиц появляются личинки. За ними очень внимательно следят, в помещении, где находятся тутовые шелкопряды, поддерживается постоянная температура и влажность, а также не допускаются громкие звуки. На данной стадии развития шелкопряды постоянно едят, чтобы набраться сил перед превращением в бабочку. В их рацион входят листья тутовых деревьев, цитрусовые корки и салат. Примерно через месяц личинки начинают готовиться к последней стадии своего роста и приступают к витью кокона.

С помощью специальных желёз гусеницы вырабатывают особую густую массу, затвердевающую при контакте с воздухом. В состав этой массы входят два основных вещества:

  • фиброин — белок, который способны вырабатывать многие насекомые.
  • серицин — клейкое вещество, скрепляющее между собой нити.

Несмотря на то, что шёлковые нити намного тоньше человеческого волоса, они очень прочные. Ведь в то время как личинка находится в коконе, она должна быть защищена от хищников и влаги. На создание кокона у семисантиметровой личинки уходит не больше 4 дней. После этого коконы сортируют в зависимости от цвета и качества. Для текстильного производства больше всего подходят белые коконы. Для того чтобы получать больше сырья нужного цвета, китайские селекционеры столетиями занимались скрещиванием тех или иных особей. Примерно через полторы недели незадолго до того момента, как личинки смогут покинуть кокон, приходит время сбора шёлка. Коконы помещают в горячую воду, это убивает гусениц и разрушает часть клейкого серицина. Если передержать коконы, гусеницы превратятся в бабочек и разорвут шёлковые нити.

Теперь коконы можно разматывать. Один шелкопряд даёт от 600 до 1000 метров шёлковой нити. Для того чтобы получить пригодную для текстильного производства нитку необходимо соединить 5-7 нитей, произведённых гусеницами. Перед тем как ткать полотно, нити ещё раз скручивают, чтобы они стали ровными и гладкими. Затем их тщательно промывают и очищают. Теперь шёлковые мотки можно окрашивать и отправлять на ткацкие станки.

Сегодня производство шёлка в Китае — это высокотехнологичный процесс, но тысячи лет назад все манипуляции с шёлковыми нитями проделывались вручную.

История шелководства в Китае


Женщины проверяют качество шелка. XII век. Изображение на шелковом полотне.

К V веку до н. э. шелководство стало одним из самых развитых направлений китайского производства. Главным центром изготовления шёлка стал город Ханчжоу. Сначала одежды из драгоценных нитей носили только члены императорской семьи. Но со временем в шелка стали всё чаще облачаться высшие сановники и придворные.


производство шелка в Древнем Китае. XIII век

Для жителей древнего Китая шёлк стал не просто тканью, а чем-то божественным. Тутовые рощи, помещения, где ткали шёлк, стали по-настоящему священными местами. Здесь проводили часто ритуалы, посвящённые богине Цань-шэнь — покровительнице шелководства. Согласно легендам, в древности иноземцы похитили одного человека. Жена пленника поклялась выдать свою дочь замуж за того, что вернёт ёй мужа. Через несколько дней хозяин дома вернулся, сидя верхом на своём коне. После возвращения конь отказывался от пищи и воды. Тогда хозяйка дома рассказала супругу о своей клятве. Хозяин убил коня и повесил шкуру сушиться во дворе. Когда во двор вышла хозяйская дочь, шкура внезапно обвилась вокруг девушки и понесла её по воздуху. В конце концов, они опустились на большое дерево, где девушка тут же превратилась в шелковичного червя. Позже родители увидели свою дочь, пролетающей по небу, и она сказала им, что стала богиней. В провинциях, где было развито шелководство, Цань-шэнь воздавались большие почести и приносились жертвы.


Женщины производят шелковые нити. XII век.

К III веку до н. э. шёлк стал своеобразной валютой. Им выдавали жалование, платили налоги и расплачивались за товары. Производство шёлка вышло за пределы отдельных провинций и охватило весь Китай. Каждая провинция сталась привнести в технологию изготовления шёлка что-то новое, поэтому сырьё из разных частей страны имело свои особенности. В это время шёлк отличался разнообразием фактур, цветов и богатством вышивки. Существовал ряд наиболее распространённых сюжетов и орнаментов, выполняемых на шёлке:

  • драконы;
  • цветы;
  • рыбки и водоросли;
  • фениксы;
  • дворцы и сценки из жизни высших сановников и т. д.
Императорский шелковый халат

Китайские мастерицы занимались вышивкой только в хорошую и ясную погоду. Искусство вышивки требовало вдохновения и бодрого расположения духа. Для окрашивания шёлка использовались преимущественно растительные вещества, получаемые из листьев, коры и кореньев.

Расширилась и сфера применения шёлка. Его использовали для изготовления рыболовной лески, струн, в качестве писчего материала и для плетения тетивы.

Со II века до н. э. в Китае началась торговля шёлком. Сначала изделия распространялись только в соседних странах — Японии, Корее. Но к VI веку н. э. в связи с расцветом Великого Шёлкового пути китайский шёлк стал попадать в страны Северного Кавказа, Средней Азии и Европы. Несмотря на широкий экспорт, китайцы ревностно охраняли секрет изготовления шёлка. Вывоз коконов шелкопряда за пределы страны был строго запрещён под страхом смертной казни. В других государствах не раз предпринимались попытки разгадать тайну шёлка. Предположения были самые неожиданные. Кто-то утверждал, что шёлк получают из волокон растений, птичьего пуха или даже из почвы.


Великий шелковый путь — схема распространения шелка

Но, несмотря на строгие запреты, уже в IV веке н. э. технология шелководства становится известна в Японии, а в VI веке — и в Византии. В Европу секрет шелководства попал намного позже — уже в эпоху Крестовых походов. Однако в Европе шелководство не получило широкого распространения. Здесь большей популярностью пользовался дешёвый хлопок. А в некоторых странах и вовсе — из-за эпидемий вымерли целые популяции шелкопрядов. Поэтому в эпоху Нового времени мировыми лидерами шелкопрядства стали Китай и Япония.


Натуральный шелк – один из самых роскошных материалов для пошива одежды. У шелковых тканей богатая тысячелетняя история. Археологические находки подтверждают, что предполагаемое начало изготовления шелка было около 5 тысяч лет назад. Существует множество разных и интересных преданий о возникновении первых шёлковых нитей.

Когда и где произошло открытие шелка? Исследователи в один голос твердят – в Китае. Именно здесь в захоронениях были найдены фрагменты шелка. В Китае владели искусством и шелковой орнаментации, получая необыкновенную ткань с цветными узорами. Шелковые ткани уже тогда были разнообразны. В числе их были парча, плотный одноцветный узорный шелк, и тончайший шелковый газ. В орнаментах были отражены представления о жизни, природе и счастье.


Натуральный шелк – история происхождения ткани


Легенды повествуют о том, что одной из китаянок случилось увидеть, как от случайно попавшего в горячую воду кокона отделяется прекрасная сверкающая нить. А другой китаянке, имя которой известно – (2640г. до н.э.), захотелось вырастить тутовое дерево.

Дерево она вырастила, но пока выращивала, им заинтересовалась еще одна особа – бабочка, а проще сказать, моль. Бабочка начала питаться свежими листиками молодого деревца и тут же откладывала на его листьях грену – мелкие яйца, из которых в скором времени появились гусеницы.

Другие же легенды повествуют о том, что, императрица пила чай в саду, и кокон с дерева упал в ее чашку. Когда она попыталась извлечь его, то увидела, что за ним потянулась красивая блестящая нить. Как бы то ни было, но в Китае до сего времени шелк называют «си», по имени императрицы. В благодарность за открытие шелка ее возвели в сан божества Небесной Империи, и память о ней ежегодно отмечается.

А что было дальше, после того, когда появляются гусеницы? Стремясь стать бабочкой, они начинают создавать себе уютный домик – кокон из тончайшей шелковой нити, а точнее сразу из двух нитей, обвиваясь ими, и становятся куколками. Далее они перерождаются в бабочку, дожидаясь своего часа для вылета на свободу. И все повторяется.



Китайцы поняли, каким важным фактором в экономической жизни страны, может стать шелковая нить. Впоследствии коконы и шелк стали в древнем Китае средством обмена, т.е. своеобразной денежной единицей.

Шелк использовали для изготовления одежды, религиозных украшений, для императорского дома и его приближенных. Караваны со всех стран, приходившие в Китай, меняли свои товары на бесценную ткань. Китай процветал. Для дальнейшего процветания необходимо было хранить в тайне секрет изготовления шелка. Все знали, что за распространение тайны, смерть под пыткой.

Много столетий спустя секрет все-таки был раскрыт. Тайна шелка была ввезена контрабандой сначала в Корею, затем в Японию. Японцы поняли важность новой промышленности и постепенно достигли того уровня, который в течение многих лет создавал мировую мощь страны.

Затем последовала Индия. Опять же китайская легенда рассказывает нам, что яйца шелковой моли и семена тутового дерева привезла в Индию китайская принцесса. Это было примерно в 400-м году нашей эры. привезла эти ценности в своем головном уборе. Возможно, это так и было. Так или иначе, и в Индии в долине реки Брахмапутра начали осваивать шелководство.

Позже натуральный шелк отправился через Персию в Центральную Азию и далее в Европу. Греки одними из первых познакомились с прекрасной шелковой тканью. Философ Аристотель в своей книге «История животных» описывает шелковичную гусеницу. Римляне тоже восхищались этой тканью, особенно дорого ценили они пурпурный шелк.

После падения Римской империи производство тканей переместилось в Константинополь. Яйца моли и семена тутового дерева были привезены сюда при содействии императора Юстиниана в полом бамбуковом тростнике-трости. Западный мир получил сырье для производства шелка тоже с помощью контрабанд, а византийское шелковое производство получило мировую известность.

Одними из первых в шелковые одежды в Европе оделись ранние прелаты католической церкви. Их одежда и украшения алтаря были сделаны из бесценной ткани. На все это с завистью смотрела средневековая знать. Вскоре в шелк начали одеваться судьи и аристократы. Но еще долго шелк оставался сокровищем, ради одного килограмма которого готовы были отдать килограмм золота.

Ткань для своих жен и возлюбленных привозили воины западного мира с побежденного Востока. В древности шелк привлекал к себе внимание не только своей красотой. Считалось, что нежная роскошная ткань излечивает человека от многих болезней, соприкасаясь с телом.

Китайцы преуспели и в орнаментации тканей. А когда шелковое мастерство распространилось в Африке, Египте, Испании и на всем , то исламская культура несколько изменила оформление драгоценной ткани. Многие узоры и изображения были оставлены, но взамен человеческих фигур появились декоративные композиции и надписи.

В Турине был построен первый шелковый завод, этот бизнес поощрялся в таких городах, как Флоренция, Милан, Генуя, Венеция.

В Средневековье шелковое производство стало одной из главных отраслей промышленности – в Венеции – в XIII веке, в Генуе и Флоренции – в XIV веке, в Милане – в XV веке, а в XVII веке одним из лидеров в Европе стала Франция.

Но уже в XVIII веке по всей Западной Европе было налажено производство шелка.

Как создаются шелковые нити?


Несмотря на капризность и прихотливость в уходе, изделия из шёлка пользуются огромной популярностью. Шелковое волокно – это продукт выделения гусениц тутового шелкопряда. Тутовых шелкопрядов разводят специально в шелководческих хозяйствах. В развитии шелкопряда наблюдается четыре стадии – яичко, гусеница, куколка, бабочка.

В теле гусеницы совершается белковый обмен. Белки листьев тутового дерева под действием ферментов пищеварительного сока гусеницы распадаются на отдельные аминокислоты, которые в свою очередь усваиваются организмом гусеницы. Далее происходит превращение одних аминокислот в другие.

Таким образом, к моменту окукливания в теле гусеницы накапливается жидкое вещество, состоящее из различных аминокислот, необходимых для создания шелка – фиброина и шелкового клея – серицина. В момент образования кокона гусеница выделяет через специальные протоки две тонкие шелковины. Одновременно выделяется и серицин, т.е. клей, который их и склеивает.

Появившиеся из яичек гусенички бывают размером не более 2 мм, через 4-5 недель они достигают 3 см. Процесс создания кокона происходит 4-6 суток, при этом гусеница, как подсчитали ученые, для строительства своего кукольного домика должна 24 тысячи раз мотнуть головой. Так шелкопряд преобразуется в куколку.

Вместе с куколкой кокон весит 2–3 грамма. Затем, примерно через две недели, происходит превращение в бабочку, которая такая же невзрачная, как и моль.

Вот превращение в бабочку в шелковом производстве допустить нельзя, так как она, пытаясь вырваться на свободу, испортит целостность шелковой нити. Что же делают? Коконы прожаривают в печи, затем обрабатывают в химическом растворе, иногда в обычном кипятке. Это делается для того, чтобы клейкое вещество испарилось, а кокон разрушился и распался на нити.

Эти гусеницы являются не только создателями шелка, но и послужили прототипом фильеров – механизмов для формирования искусственной шелковой нити. Если внимательно наблюдать явления, происходящие в природе, то многое для себя можно открыть, а лучше природы не придумаешь.

В настоящее время производством шёлка, кроме Китая, занимаются многие страны: Индия, Япония, Корея, Таиланд, Узбекистан, Бразилия и многие другие.

Особенности производства натурального шелка


Шелководство очень деликатное производство. Оно состоит из нескольких этапов:

1. Получение коконов шелкопрядов. Самка шёлковой бабочки откладывает примерно 500 яиц. Их сортируют, оставляя только здоровые. Через 7 дней появляются маленькие гусенички-шелкопряды, которых кормят листьями тутового дерева, предварительно отобрав и измельчив. Затем гусеницы начинают свивать коконы-домики. Это происходит несколько дней, пока полностью не закрутят себя. После чего их снова сортируют по цвету, форме, размеру.

2. Раскручивание коконов. Куколку умерщвляют, чтобы она не успела вылупиться и повредить кокон. Затем кокон погружают в кипяток для того, чтобы растворить клейкое вещество и разделить нити.

3. Создание шёлковых нитей. Один кокон может дать до 1000 м нити. В одно волокно скручивают до 5-8 нитей, получается достаточно длинная шёлковая нить. Так получается шёлк-сырец, который затем сматывают в мотки. И снова сортируют и обрабатывают до лучшей плотности и однородности. Теперь можно отправить на ткацкую фабрику.

4. Изготовление ткани. Пряжу замачивают и снова обрабатывают и окрашивают. Теперь начинается ткачество, в котором используются различные переплетения.

Виды и свойства шелковых тканей


Свойства шелка. Шелк мягкий и прочный материал, отличается блеском и гладкостью, но в то же время он имеет свой непростой характер, он капризен и требователен в уходе. Нежная струящаяся ткань не любит утюг и подвержена нападению моли.

Шелковая нить отличается эластичностью. Она упругая, блестящая и хорошо окрашивается. Почему шелковые ткани бывают разные? Это обусловлено родом насекомого и листьев растения, которым гусенички питались. Самый тонкий шёлк получается из трёх шелковых нитей (в три кокона), а обыкновенная ткань – из восьми - десяти коконов.

Тутовый шелкопряд вырабатывает волокно для атласа, тафты, сатина, шифона, органзы. Более плотные ткани - тассар, мага, эри изготавливают из волокон, «индийских» гусениц, которые питаются листьями клещевины, дуба и дерева польянтас.

Шёлковые нити бывают разных видов. Все зависит от страны, где выращивались гусеницы-шелкопряды, условий (естественная среда или искусственная), а также листьев, которыми кормили их – тутовые, дубовые, касторовые (клещевина) и другие.

Все это определяет особенности будущей ткани. Различные виды переплетений также создают разные виды полотен, отличающиеся по свойствам, внешнему виду и другим параметрам.

Популярными видами шёлковых тканей с различным плетением нитей являются:

Туаль шелк. Натуральная шёлковая ткань с полотняным переплетением. Имеет мягкий блеск, достаточно плотная, хорошо держит форму, а потому подходит для галстуков, платьев и подкладок.

Атлас. Это шёлковая ткань атласного переплетения. Отличается плотностью, гладкостью и блеском на лицевой стороне, достаточно мягкая, хорошо драпируется. Используют для пошива одежды и обуви, а также для декоративной обивки мебели.

Шелк-сатин. Это ткань сатинового переплетения. Ткань гладкая, шелковистая на лицевой стороне, плотная и блестящая. Из этой ткани шьют платья, блузки, юбки и мужские рубашки.

Креп. Ткань изготавливается из нитей с большой круткой, которая называется креповой, отличается шероховатостью, легким блеском. Креп объединяет несколько видов тканей: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин, креп-жоржет. Эти ткани хорошо драпируются и используются для пошива платьев и костюмов.

Шифон. Шёлковая ткань полотняного переплетения. Очень мягкая и тонкая ткань, матовая, чуть шероховатая, прозрачная, хорошо драпируется. Из этой ткани изготавливают красивые платья, предназначенные для торжественного случая.

Органза. Ткань, которая отличается жёсткостью, тонкостью и прозрачностью. Она гладкая и блестящая, хорошо держит форму. Из нее шьют платья в качестве свадебного наряда, используют для декоративной отделки – цветов, бантов.

Газ. Ткань имеет газовое переплетение. Основными свойствами можно назвать лёгкость, прозрачность, что достигается большим пространством между её нитями, хорошо держит форму, блеском не обладает. Чаще используют для декоративной отделки, для свадебных нарядов.

Чесуча (дикий шёлк). Ткань плотная, с интересной фактурой, которая образуется с использованием нитей неравной толщины. Материал прочный, мягкий, с небольшим блеском, хорошо драпируется, используется для штор и различной одежды.

Шёлк Дюпон. Ткань очень плотная, можно сказать, жёсткая, с мягким блеском. Используют для пошива штор. Особенно ценится индийский дюпон. Кроме штор, из него шьют свадебные и вечерние платья, различные аксессуары и дорогое постельное белье.

Тафта. Тафта может быть не только из хлопчатобумажной, но и из шелковой ткани. Отличается высокой , благодаря туго скрученным шелковым нитям. При пошиве образует складки, которые придают изделию объем и пышность. Из неё шьют портьеры, верхнюю одежду и вечерние наряды.

Кроме названных, есть и другие виды шелковых тканей, например, креп-жоржет, крепдешин, шёлк эпонтаж, муслин, парча, эксцельсиор, шармез, саржа, шелковый батист, фуляр.

Правильный уход за одеждой из натурального шелка


Шёлк, как уже говорили, ткань с характером, поэтому требует к себе бережного отношения.

1. Натуральный шёлк – это по сути белок, похожий на эпидермис человека, а потому не переносит высоких температур. Стирать следует в воде не выше 30 градусов.
2. Использовать специальные моющие средства, предназначенные для шёлковых изделий. Щелочные порошки могут испортить деликатное изделие.
3. Если используете ручную стирку, нельзя излишне мять и тереть изделие – так можно испортить структуру ткани.
4. Если стирать в машинке, то делать это надо только в режиме «Шёлк» или «Деликатная стирка».
5. Отбеливать не рекомендуется – ткань не только быстро износится, но и пожелтеет.
6. Не следует использовать смягчители для белья.
7. Последнее полоскание лучше выполнять в холодной воде с добавлением уксуса. Это избавит ткань от щелочных остатков.
8. Нельзя сильно выкручивать изделие, сушить в барабане машины и на солнце.
9. Утюжить следует с изнанки на режиме «Шёлк».
10. Не допускать попадания на шелковые изделия дезодорантов, духов, лака для волос и других веществ, в которых содержится алкоголь. Кроме этого пот также портит шелк.
11. Шёлковые изделия лучше чистить в химчистке.

Вырастить тутового шелкопряда при желании может любой. Надо иметь подсобное помещение и тутовое дерево. Шелкопряд для человека – самое полезное после пчелы насекомое. Но, в отличие от пчёл, этой бабочке трудно выжить без постоянной заботы людей.

Когда секрет производства шелка стал достоянием Японии, и японский принц Сью Ток Даиси оставил любопытное завещание своему народу в отношении разведения шелкопрядов и шелкового производства:

«…Будьте столь же внимательны и нежны к вашим шелковичным червям, как отец и мать к своему грудному ребенку…пусть ваше собственное тело служит мерилом при изменении холода и тепла. Наблюдайте, чтобы температура в ваших домах была ровная и здоровая; следите за чистотой воздуха и вносите в свой труд непрестанно, днем и ночью, всю вашу заботливость…».

И так, натуральный шелк получают из кокона гусеницы-шелкопряда. Но бывают также искусственные и синтетические виды шёлковых полотен. Все они обладают уникальными свойствами натурального шелка: блеском, гладкостью и прочностью.

Сейчас в мире разведением шелкопряда продолжают заниматься, особенно в Юго-Восточной Азии.


Натуральный шелк с полуострова Крым


Хотелось бы напомнить, что крымский шёлк всегда составлял конкуренцию восточному. Когда-то на полуострове было развито шелководство. Крымские татары разводили шелкопрядов и занимались производством шелка, они в совершенстве владели этим ремеслом, и даже изготавливали шелковую одежду.

Слава крымских шелков была известна всему миру. Когда-то премьер-министр Индии Индира Ганди во все свои зарубежные поездки надевала сари из прославленного крымского шелка. И на сегодняшний день остались еще те мастера-умельцы, с помощью которых можно создать мощное шелководческое производство.

Если в Крыму будет налажено шелковое производство, то через короткое время слава полуострова вновь будет греметь на весь мир, а крымский шелк станет надёжным источником доходов для жителей Крыма.

Шелк не зря именуют "королем тканей", ведь это полотно очень красиво, обладает многими достоинствами и может применяться как в производстве одежды и аксессуаров, так и в оформлении интерьера. Из чего делают шелк и насколько это сложно? Читайте в статье ниже.

Немного истории

Производство этой удивительной ткани зародилось в Древнем Китае, и очень долго секрета его изготовления мир не знал. Над человеком, решившимся раскрыть эту тайну, висела угроза смертной казни. Поэтому и цена на ткань была соответствующей, позволить покупку себе могли немногие люди. В Римской империи шелк ценился на вес золота! Когда китайцы научились использовать нити шелкопряда для производства тонкого полотна? Точной даты вам не даст ни один историк. Существует легенда о том, что в чай императрицы однажды упал кокон гусеницы и превратился в нить удивительной красоты. Тогда жена Желтого Императора и принялась за разведение гусениц-шелкопрядов.

Только в 550 году н. э. византийский император Юстиниан сумел раскрыть секрет - из чего делают шелк. В Китай с секретным заданием были посланы два монаха. Вернувшись через два года, они привезли с собой яйца шелкопряда. Монополии на этом настал конец.

О гусеницах-шелкопрядах

Ткань натуральный шелк сегодня, как и в древние времена, можно изготовить только при помощи лучших гусениц. Бабочек в семействе шелкопрядов великое множество, но самую дорогую нить способны дать лишь гусеницы под названием Bombyx mori. Данный вид не существует в дикой природе, так как создан и взращен искусственно. Выведены они с единственной целью - кладка яиц для выращивания гусениц, производящих шелк.

Они очень плохо летают и почти ничего не видят, но с главной задачей справляются отлично. Живут гусеницы несколько дней, но успевают найти партнера и отложить до 500 яиц. Примерно на десятый день из яиц появляются гусеницы. Для производства килограмма шелка требуется около 6 тысяч гусениц.

Как гусеницы вырабатывают шелковую нить?

Из чего делают шелк, мы уже уяснили, но как это происходит? Каким образом гусеница вырабатывает такую драгоценную нить? Дело в том, что вылупившиеся существа круглыми сутками поедают листья тутового дерева, на котором обитают. За две недели жизни они вырастают в 70 раз и несколько раз линяют. Наев массу, шелкопряды готовы к производству нити. Тело становится полупрозрачным, а гусеницы ползают в поисках места для выработки нити. В этот момент их нужно поместить в специальные ящики с ячейками. Там начинают важный процесс - вьют коконы.

Переваренные листья превращаются в фиброин, накапливающийся в железах гусеницы. Со временем белок превращается в вещество под названием серицин. Во рту существ находится прядильный орган, на выходе из него две нити из фиброина склеиваются при помощи серицина. Получается одна крепкая которая застывает на воздухе.

Одна гусеница способна свить за двое суток нить длиной более тысячи километров. Для производства одного шелкового платка требуется более ста коконов, а для традиционного кимоно - 9 тысяч!

Технология производства шелка

Когда кокон готов, его необходимо размотать (это называют кокономотанием). Для начала коконы собирают и подвергают тепловой обработке. После этого некачественные нити выбрасывают. Оставшиеся нити распаривают в горячей воде, чтоб увлажнить и размягчить. Затем специальные щетки находят конец, а станок соединяет две или несколько нитей (в зависимости от желаемой толщины). Материал-сырец перематывают, так он и высыхает.

Почему же ткань получается такой гладкой? Дело в том, что по специальной технологии с нее удаляют весь сироцин. В мыльном растворе шелк варят несколько часов. Более дешевая ткань, не прошедшая обработку, грубая и трудно поддается окраске. Именно поэтому шифон не такой гладкий.

Окрашивание шелка

Долгий путь производства ткани еще не окончен, хотя и близится к завершению. После отваривания шелка предстоит еще один важный этап - окрашивание. Гладкие нити красить легко. Структура фиброина позволяет краске проникнуть глубоко внутрь волокна. Поэтому шелковые платки так долго сохраняют свой цвет. Полотно содержит положительные и отрицательные ионы, что позволяет использовать любую краску и получать хороший результат. Красят шелк как в мотках, так и уже готовую ткань.

Для получения более блестящей ткани и ее насыщенного цвета шелк "оживляют", то есть обрабатывают уксусной эссенцией. В конце пути полотно еще раз обдают горячим паром под давлением. Это позволяет снять внутреннее напряжение волокон. Процесс называют декатировкой.

Теперь вы знаете, из чего делают шелк и какой это долгий путь. В основном он производится в Китае и Индии, но законодателями "шелковой моды" являются Франция и Италия. В настоящее время существует много напоминающих шелк, но по гораздо более низкой цене (вискоза, нейлон). Однако с натуральным шелком соревноваться не сможет ни одна ткань!

Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]

Натуральные ткани всегда считались предметом роскоши. Раньше их могли себе позволить только люди высшего класса. Сегодня ввиду доступности и улучшенного благосостояния общества изделия из натуральных волокон можно купить за сравнительно невысокую стоимость. К явным представителям роскошных тканей относится шёлк. Его научились тщательно подделывать, поэтому актуальным становится вопрос: «Как выявить фальсификат?». Поговорим обо всём по порядку.

Особенности шёлка

Натуральный шёлк представляет собой гладкую ткань с глянцевой поверхностью. Материал так и кричит о богатстве, искусном создании и глубокой истории происхождения.

Для того чтобы получить нить шёлка, необходимо размотать кокон шелкопряда тутового. Это светлая бабочка среднего размера, питающаяся в основном листочками шелковицы.

На сегодняшний день на основе шёлка производят постельные принадлежности, нижнее бельё, одежду, бытовой текстиль. Столь широкая популярность сподвигает недобросовестных производителей поставлять на рынок сбыта фальсификат.

Материал натурального типа относится к дорогим, если сравнивать его с синтетикой или даже хлопком. Но, тем не менее, шёлк находится в доступной зоне, приобрести его может практически каждый при желании.

Чаще всего искусственный «шёлк» производится на основе синтетических волокон или вискозы. Очень часто подделка ничем не отличается от натуральной ткани внешне, но она сильно уступает по своим свойствам и качеству.

Чтобы выявить ненастоящий материал, необходимо изучить все виды шёлка и их главные отличия. Затем мы приведём действенную методику, по которой вы запросто отличите оригинал от фальсификата.

Подвиды натурального шёлка

Бархат - его ещё называют шёлковым бархатом, потому что в основу ткани включены нити шелкопрядов. Бархат представляет собой мягкую ворсистую поверхность, к которой обычно всё прилипает ввиду определённой текстуры. В бархатные ткани зачастую включается натуральный шёлк, который и делает ткань такой необыкновенной, переливающейся. Уже в 18 веке в нашей стране начали производить именно «природный» бархат с включёнными ниточками шёлка.

Атлас - если это слово переводить в буквальном смысле, на выходе получится «гладкий», «скользкий». Тип переплетения атласных нитей с шёлковыми впервые изобрели величайшие умы Китая. По сей день технология изготовления только совершенствуется. Выделяют несколько видов атласа: узорчатый, с шёлковым переплетением, тяжёлый, муаровый и другие. Чаще всего из атласа шьют галстуки, занавески, шторы, обивку мебели, платки, церковные одеяния. Свадебные модельеры предпочитают шить платья для невест именно из этой ткани.

Вуаль шёлковая - как можно понять из названия, материал производится из лёгких нитей шёлка. Впервые вуаль произвели во Франции, затем технология разошлась по всему миру. Полупрозрачный материал часто украшают вышивкой, орнаментом, на его основе делают фату для невесты. Вуаль может быть крашеной, белёной, набивной, бесцветной.

Шифон - лёгкий по виду, но крайне тяжёлый по весу полупрозрачный материал. Напоминает мелкую сеточку, которая выгодно подчёркивает свадебное облачение невесты. В шифон ввивают нити шёлка, чтобы придать материалу блеск, лёгкость, воздушность и дороговизну. На ощупь ткань неровная, песчаная, матовая с периодическими отблесками на солнце. Шифон идеально подойдёт для шитья лёгких летних блузок, платьев и сарафанов.

Тафта - плотная ткань, которая прекрасно держит форму. Просвечивающееся полотно крахмалят перед конечным отпуском на полки. Из тафты производят фату для невест и другие виды изделий, которым требуется дополнительная поддержка по форме.

Батист шёлковый - процесс крайне сложен для описания. Сначала тонкие нити шёлка перекручивают в плотные и достаточно объёмные жгуты, затем на основе полученного сырья начинают делать полотно. Батист очень прочный, но при всём этом прозрачный и лёгкий. Впервые его изобрели в 13 веке во Франции, название ткань получила благодаря своему создателю - Франсуа Батисту. С шёлковым батистом гораздо легче работать, нежели с натуральным 100%-шёлком. При этом цена на подвид в разы ниже.

Шёлк гладкокрашеный - сырьё наивысшего качества. В процессе раскручивания нитей получается собрать неповреждённые волокна, благодаря чему конечное полотно выходит довольно плотным, но в то же время лёгким. Из шёлка такого типа изготавливают женские комплекты, нижнее бельё, дорогие постельные принадлежности.

Парча - материя, которая дополнительно драпируется металлическими нитями с серебром, золотом либо другими имитирующими материалами. Волокна имеют шёлковую основу, чаще всего используются для декораций в художественном плане. Раньше парчу ткали с шёлком и настоящими золотыми нитями, но сейчас сложно найти полотно с драгоценными вставками.

  1. Ориентируйтесь на цену, в большинстве случаев качественный материал не может стоить дёшево. Натуральный шёлк в разы дороже синтетических подделок. Настоящий материал приятный на ощупь. Он легко струится по рукам, мягкий и нежный.
  2. Что касается подделки, то она гораздо холоднее и жёстче. Настоящий шёлк славится уникальным качеством. При соприкосновении с человеком материал в короткие сроки обретает температуру его тела.
  3. Также настоящий шёлк очень гигроскопичен, таким образом его можно отличить от подделки. Синтетическая ткань практически сразу намокнет. Что касается цвета, то натуральный шёлк имеет приглушённый переливающийся цвет. Он более естественен.
  4. Искусственная ткань тоже переливается, но при этом она не меняет оттенков. Практически все натуральные изделия мнутся при сжимании, шёлк - не исключение. Причём на настоящем изделии образуются мягкие складки, которые без труда можно разгладить.
  5. Искусственный шёлк сминается гораздо заметнее, в процессе ношения одежды она не распрямится в отличие от оригинала. На ненатуральной ткани остаются заломы, которые практически невозможно разгладить даже утюгом.
  6. Изделия из синтетического шёлка по краям имеют явную сыпучесть материала. При выборе натурального состава стоит опираться на приятные ощущения. Качественный шёлк славится своей уникальной мягкостью и структурой. Она приятна для тела.
  7. Натуральный материал нежный и в некотором смысле тёплый со струящейся структурой. Искусственные изделия такими особенностями не обладают. Ненатуральный шёлк всегда менее мягкий и холодный на ощупь.
  8. Если смять в руках два материала, натуральный и искусственный, то в первом случае качественное изделие практически не помнётся в отличие от подделки. Также настоящий шёлк при обрывании нити имеет ровную структуру. Искусственный материал будет пушиться.
  9. Натуральность изделий можно проверить на прочность. Для этого потребуется взять 2 нити разных материалов. Смочите их и постарайтесь разорвать. Влажные и сухие нити настоящего шёлка одинаково сложно разорвать. Искусственный мокрый материал рвётся легко.
  10. Натуральность материала проверяется горением. Может показаться, что такой способ неприемлем, но с другой стороны он достоверен. Если поджечь два вида материалов, пламя и запах будут значительно отличаться друг от друга.
  11. Натуральный шёлк свернётся в плотный ком. Нить быстро погаснет и запахнет жжёным ворсом. Искусственное изделие будет гореть до конца, причём появится запах горелой синтетики. Также вещи из ненатурального шёлка не теряют формы и размера при длительном ношении. Качественный материал немного усаживается.
  12. Натуральность проверяется посредством выгорания под прямыми солнечными лучами. Подделка не поддаётся такому фактору. Настоящий шёлк спустя определённый срок начинает терять первозданный вид.

Натуральность шёлка можно проверить несколькими достоверными способами, которые были описаны выше. Прежде чем приобретать шёлк, хорошенько подумайте, нужен ли он вам. Натуральный материал требует щепетильного ухода. Если вы сможете правильно ухаживать за вещами, они подарят приятные ощущения. Также при выборе таких изделий нужно учитывать собственный бюджет.

Видео: как отличить натуральный шелк от искусственного