Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Что такое опорный вуз? Опорные вузы россии Первые опорные вузы.


В 2013 году правительством было принято решение о создании нового типа институтов и университетов, которые должны были называться опорными ВУЗами.

Опорным высшим учебным заведением называется университет, который создан за счёт объединения нескольких областных учебных учреждений.

К такому университету выдвигаются особые требования:

  • Первое требование касается численности обучающихся людей. Согласно нормам в заведении должно обучаться не меньше десяти тысяч студентов.
  • Второе требование – доход заведения. Он должен быть не меньше двух миллиардов рублей.

Согласно программе, опорные высшие учебные заведения становятся ведущими образовательными учреждениями в своих областях и региональных подразделениях.

Список привилегий, предоставляемых опорным высшим учебным учреждениям от государства:

1. Увеличивается количество бюджетных мест. Согласно программе предусматривается увеличение бюджетных мест на такие направления, как:

  • Металлургия.
  • Химия.
  • Машиностроение.
  • Педагогика.
  • Журналистика.
  • Издательское дело.
  • История.
  • Конфликтология.
  • Психология.
  • Лингвистика.
  • Международные отношения.
  • Политология.
  • Религиоведение.
  • Таможенное дело.
  • Теология.
  • Физическая культура.
  • Филология.
  • Юриспруденция и др.

Все опорные ВУЗы России с бюджетными местами. Но стоит помнить, что увеличение бюджетных мест предусматривается исключительно для обучения в магистратуре и аспирантуре.

2. Получение государственных субсидий на совершение научных проектов в рамках ВУЗа и региона.

3. Финансирование от государства на улучшение технического обеспечения учреждения.

Заявка была подана 80 высшими учебными учреждениями. Каждое ходатайство рассматривалось специальной комиссией.

В 2016 году Министерством Образования и Науки было выбрано одиннадцать таких ВУЗов.

В 2017 году количество опорных ВУЗов увеличилось ещё на 22 университета, которые были разделены на две группы:

  1. Первая группа состоит из образовательных учреждений, имеющих финансирование из государственного бюджета страны.
  2. Вторая группа включается учебные учреждения, финансирующие региональными бюджетами.

Таблица: перечень опорных высших учебных заведений РФ в 2016 г.

Название Дата основания Институты Количество факультетов
«ВолгГТУ» 31.05.1930 ИАИС.
ВПИ.
КТИ.
ВНТК.
14
«ВГТУ»/td> 28.08.1956 ВГАСУ.
ВГТУ.
14
«ВятГУ» 1955 Институт:
Биологи и биотехники.
Политехнический.
Непрерывного образования российских и иностранных резидентов.
Гуманитарных и социальных наук.
Юридический.
Экономики и менеджмента.
Педагогики и психологии.
Автоматики и вычислительной техники.
Математики и информационных систем.
Химии и экологии.
14
«ДГТУ» 1930 ТПУ.
АТИ.
ИСОиП.
ИСиТ.
ТИС.
23
«КГТУ» 1.11.1931 Институты:
Промышленных технологий.
Управления экономики и финансов.
Юридический.
Дополнительного профобразования.
5
«ОмГТУ» 1942 Институты:
Военно-технического образования.
Безопасности жизнедеятельности.
Дизайна и технологий.
Дополнительного профобразования.
Машиностроительный.
Нефтехимический.
Энергетический.
7
«ОГУ» 1931 Институты:
Технологический имени Поликарпова.
Архитектурно-строительный.
Филологии.
Биотехнологии и биоинженерии.
Педагогики и психологии.
Иностранных языков.
«Академия права».
12
«СамГТУ» 1914 Филиал в Сызрани.
Филиал в Новокуйбышевске.
Филиал в Белебее.
13
«СибГУ» 1960 Институты:
Космической техники.
Информатики.
Военный.
Машиноведения.
Гражданской авиации.
Таможни.
Предпринимательства.
Инжиниринга.
Инженерный и экономический.
Лесных технологий.
Химических технологий.
6
«ТюмГНГУ» 1956 Институты:
Строительный.
Инженерно-экономический.
Архитектуры и дизайна.
Транспорта.
Геологии и нефтегазодобычи.
Менеджмента и бизнеса.
Промышленных технологий и Инжиниринга.
6
«УГНТУ» 4.10.1943 Филиал:
Октябрьский филиал.
Салаватовский филиал.
Стерлитамакский филиал.
10

Список высших учебных заведений внесённых в перечень опорных ВУЗов в 2017 году:

1. Первая группа:

  • «ВлГУ».
  • «МАГУ».
  • «НГТУ».
  • «СибГМУ».
  • «ТулГу».
  • «ЧГУ».
  • «ЯрГУ».

2. Вторая группа:

  • «АлтГу».
  • «БГТУ».
  • «КамлГУ».
  • «КЕмГу».
  • «МГТУ».
  • «МАрГу».
  • «НовГу».
  • «ПетрГу».
  • «ПсоквГу».
  • «СГТУ».
  • «СГУ».
  • «СыктГу».
  • «ТГУ».
  • «УГУ».

День открытых дверей

В каждом опорном высшем учебном заведении ежегодно проходит день открытых дверей.

День открытых дверей называется днём абитуриента.

Для чего он необходим:

  1. Консультация относительно поступления.
  2. Ознакомление с факультетами.
  3. Возможность определится с выбором будущей специальности.

Важно! Дни открытых дверей проходят в конце весны. Узнать точную дату проведения дня абитуриента можно на официальном сайте высшего учебного учреждения.

Стипендии

В России насчитывается более 15 видов стипендиальных выплат студентам, поступивших обучаться на бюджет.

Вилы стипендий:

1. Академическая. Различают простую и повышенную стипендиальную академическую выплату.

Размеры стипендий зависят от её типа и статуса:

  • Минимальный размер стипендиальной выплаты равен 1340 RUB.
  • Повышенная стипендия колеблется от 4 до 15 тысяч RUB.
  • Ординатор дневной формы ежемесячно получает стипендию в размере 6 700 RUB.
  • Стипендия аспиранта равна 6 300 RUB.

2. Социальная стипендия – 2 000 RUB. Это минимальный размер стипендиальной выплаты. Точная сумма назначается учебным упреждением исходя из оснований подачи заявки на получение социальной стипендии.

3. Президентская. Студенты могут получать стипендиальные президентские выплаты в размере 2 200 и 4 500 RUB за заслуги в учёбе и образовательном процессе.

Полезное видео

    Похожие записи

Минобрнауки выбрало 22 региональных вуза, которые получат статус опорных и финансирование для реализации программы развития. Первые 11 опорных университетов министерство отобрало в прошлом году

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Экспертный совет при Министерстве образования и науки выбрал 22 вуза-победителя второго этапа конкурса по созданию опорных университетов, сообщает «Коммерсантъ».

Как уточняет издание, отобранные вузы разделены на две категории по уровню финансирования. В первую группу попали восемь учебных заведений, которые получат софинансирование программы развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это Владимирский государственный университет имени Столетовых (ВлГУ), Мурманский арктический государственный университет (МАГУ), Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России (СибГМУ), Тульский государственный университет (ТулГУ), Череповецкий государственный университет (ЧГУ) и Ярославский государственный университет имени Демидова (ЯрГУ).

Во второй группе 14 вузов: Алтайский государственный университет (АлтГУ), Белгородский государственный технологический университет имени Шухова (БГТУ), Калмыцкий государственный университет имени Городовикова (КалмГУ), Кемеровский государственный университет (КемГУ), Магнитогорский государственный технический университет имени Носова, Марийский государственный университет (МарГУ), Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ), Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ), Псковский государственный университет (ПсковГУ), Саратовский государственный технический университет имени Гагарина (СГТУ), Сочинский государственный университет (СГУ), Сыктывкарский государственный университет имени Сорокина, Тольяттинский государственный университет (ТГУ) и Ульяновский государственный университет (УлГУ). Аудиторскую и экспертную поддержку они получат у федерального центра, а дотации — из региональных бюджетов.

Победители были отобраны по итогам рассмотрения 80 заявок. В ближайшие три месяца они должны будут представить в Минобрнауки пятилетнюю программу развития, на реализацию которой каждому вузу будут выделять дополнительную субсидию ежегодно в течение трех лет. В 2016 году ее размер достигал 200 млн руб. Издание отмечает, что пока неизвестно, как университеты будут финансироваться в этом году. Это будет определять совет программы для каждого университета индивидуально.

«Перед членами совета стояла задача отобрать лучшие проекты, способные принести существенное развитие своему региону. Мы рассмотрели индивидуально каждую заявку, детально учитывая программу развития каждого университета, а также позицию региона о его актуальности и дальнейшей поддержке», — рассказала газете глава Минобрнауки Ольга Васильева.

В 2016 году 11 университетов, которые получили статус опорных. В их число вошли Костромской государственный технологический университет (КГТУ), Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика Решетнёва (СибГАУ), Донской государственный технический университет (ДГТУ), Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Омский государственный технический университет (ОмГТУ), Самарский государственный технический университет (СамГТУ), Вятский государственный университет (ВятГУ) и Орловский государственный университет имени Тургенева (ОГУ).

Согласно условиям программы, на статус опорного не могут претендовать вузы Москвы и Санкт-Петербурга, университеты — участники госпрограммы повышения международной конкурентоспособности «5-100», учебные заведения из категории федеральных, а также вузы, которые расположены в муниципалитетах, где уже есть опорные университеты. Еще одним условием для участия в программе, как отмечает «Коммерсантъ», является реорганизация, то есть два или более региональных вузов должны объединиться в один.

В конце февраля правительство на господдержку ведущих российских вузов в 2017 году. Вместо запланированных 14,5 млрд руб. им было решено выделить 10,3 млрд руб. Субсидии получит 21 российский вуз (выделены три группы ведущих вузов по семь университетов в каждой).

Что это такое и кто туда будет поступать?

Многие родители и их дети, оканчивающие школу, при выборе вуза рассматривают не только заведения, расположенные в своем населенном пункте, но и в других городах. Как правило, это крупные университеты в Москве, Петербурге и региональных центрах. Какие из этих вузов самые перспективные? Многие считают, что выбирать следует опорные вузы России.

Что это за программа?

Уже несколько лет система образования в нашей стране находится в процессе серьезного реформирования. Существенное место в этом направлении занимает ряд комплексных мер по реорганизации деятельности высших учебных учреждений. При этом Минобрнауки всячески содействует созданию региональных опорных вузов, которые представляют собой объединение образовательных организаций для того, чтобы сформировать общие программы обучения. По словам представителей Министерства, данный процесс происходит добровольно и уже приносит свои плоды.

Причиной слияния вузов (иногда даже совсем разного профиля) чиновники называют уменьшение числа одиннадцатиклассников, а также необходимость повышать авторитет российского высшего образования за рубежом. Планируется сформировать около 100-150 крупнейших вузов, где сконцентрируются лучшие из современных инноваций в области обучения студентов и развития науки.

Что же такое опорный вуз? По замыслу руководства Минобрнауки, это региональный государственный университет, организованный на базе самой успешной организации с помощью слияния с ней других образовательных учреждений, находящихся в данном регионе страны. Предполагается, что такие крупные учреждения станут образовательными центрами, в которых получат свое развитие обучающие, инновационные, научно-исследовательские и социальные направления деятельности. У студентов появится возможность качественно учиться, у научных сотрудников - успешно работать, у партнеров и государственных учреждений - заниматься решением производственных и прочих задач.

Чтобы участвовать в проекте формирования опорных учебных заведений, университетам федерального подчинения требуется составить заявление, в котором следует указать следующие моменты:

  • отметить свое решение заняться реорганизацией образовательного учреждения;
  • обозначить направления работы до 2020 года и способы достижения поставленных целей;
  • сформулировать концептуальный план, по которому будет развиваться взаимодействие с коллективом научных работников и преподавателей.

Однако не все университеты получили право участвовать в проекте. К примеру, МГУ имени Ломоносова и Петербургский госуниверситет не могут стать опорными вузами, также остались за рамками другие крупные образовательные учреждения, которые уже были укрупнены до того, как новый процесс слияния вузов стартовал.

Сейчас в рамках программы работают 11 участников.

Это государственные технические университеты: Уфимский, Самарский, Омский, Костромской, Донской, Воронежский, Волгоградский.

А также Госуниверситеты: Тюменский, Сибирский, Орловский, Вятский.

По мнению специалистов, данные крупнейшие вузы станут базой для мощного развития системы высшего образования в регионах. А также воспрепятствуют оттоку успешных абитуриентов в престижные университеты Петербурга, Москвы, Новосибирска.

Также развитию регионов будет способствовать тот факт, что вузам предоставят дополнительный бюджет - 200 миллионов ежегодно в течение действия проекта, то есть от одного до трех лет. Пока решение о таких размерах финансирования принято относительно Вятского госуниверситета, Костромского технологического университета и Орловского университета имени Тургенева.

По окончанию срока дополнительного финансирования, опорные вузы отчитаются о достижении целей и перейдут на собственный бюджет.

Какие цели должны быть реализованы?

  • На каждую сотню студентов требуется не меньше восьми преподавателей, имеющих ученую степень.
  • В опорном вузе должны проходить обучение как минимум 100 тысяч студентов.
  • Размер ежегодного дохода должен быть примерно два миллиарда рублей.
  • Должна осуществляться подготовка учащихся не менее, чем по 20 специальностям.
  • Все научные проекты должны получать финансирование около 150 000 руб.

Множество экспертов активно поддерживают идею формирования опорных вузов, однако у нее есть и оппоненты. Например, Левченко, глава администрации Иркутской области. По его мнению, такая реорганизация должна быть доступна любому успешному университету.

Одиннадцатиклассникам и родителям сегодняшних выпускников следует самим решать, какой вуз выбрать, учитывая все перспективы, которые дают действующие и планирующиеся реформы и реорганизации.

В конце января экспертный совет Минобрнауки России одобрил 11 заявок, из числа поданных вузами, на участие в программе создания в России сети опорных университетов. Согласно условиям отбора, подать документы могло любое высшее образовательное учреждение федерального подчинения, разработавшее программу развития на основе совместного с другими вузами решения о своей реорганизации путем присоединения (п. 3.2, подп. 7 раздела 4 Положения о порядке проведения конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета ; далее – Положение о конкурсе).

Разработчики программы рассчитывают, что объединение научных баз региональных вузов, их кадровых и финансовых ресурсов позволит создать ряд сильных региональных университетов, которые могли бы не только привлечь одаренных студентов, но и подготовить достаточное число специалистов, по месту деятельности основных работодателей. Причем на эти цели каждому вновь образованному университету будут предоставляться ежегодные субсидии в размере до 200 млн руб. на протяжении от одного года до трех лет. Однако вузы также должны будут софинансировать проекты развития в размере не менее 20% от объема предоставляемой государством субсидии (подп. 4 п. 5.3, п. 16.4 Положения о конкурсе). Напомним, мероприятия по укрупнению вузов были запланированы ФЦП развития образования на 2016-2020 годы (). Решение о проведении конкурса было принято министром образования и науки России Дмитрием Ливановым в середине августа прошлого года ().

В результате конкурса создание опорных университетов было рекомендовано на базе следующих вузов: Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет, Донской государственный технический университет, Костромской государственный технологический университет, Омский государственный технический университет, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Самарский государственный технический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Однако не все победители получат равное финансирование. Конкурсная комиссия решила их разделить на две группы в зависимости от предлагаемых вузами условий реализации программ развития. Так, образовательные учреждения, отнесенные к первой группе получат в 2016 году по 150 млн руб. Отнесенные ко второй группе – по 100 млн руб. Тройку лидеров, которые могут претендовать на повышенное финансирование составили Вятский государственный университет, Костромской государственный технологический университет и Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (протокол заседания конкурсной комиссии от 1 февраля 2016 года № ДЛ-5/05пр).

Причины проведения реформы

Реализуя программу, Минобрнауки России во главу угла ставит финансовые выгоды для образовательных учреждений. Предполагается, что эта реформа позволит в нынешних сложных экономических условиях не только не сократить финансирование системы высшего образования, но и увеличить его объем за счет сокращения неэффективных трат, причем отдельно подчеркивается, что профессорско-преподавательские и научные кадры не пострадают – экономить будут на административном составе. Высвобождаемые в результате объединения вузов средства пойдут на зарплаты преподавателей, а дополнительные выделяемые государством средства будут направлены на реализацию программ развития вузов.

Также, Минобрнауки России, анонсирует право победителей конкурса реализовывать образовательные программы на новом уровне. Так, опорные вузы получат возможность участвовать в сетевых советах по защитам диссертаций‚ приоритетным выделением квот на обучение в аспирантуре и магистратуре за счет федеральных, региональных и местных бюджетов. Кроме того, вновь образованные университеты получат преимущество в отборе иностранных студентов в рамках правительственной квоты на обучение.

В целом, с доводами Минобрнауки России согласны и независимые эксперты. Руководитель исследовательской группы проекта "Национальный рейтинг университетов" , среди основных мотивов создания опорных университетов выделяет несколько самых значимых. Так, региональные университеты будут наделены более высоким статусом, а значит вырастет их положение в глазах населения. Заработает фактор регионального патриотизма, а заодно активизируется межрегиональная конкуренция. Как результат – опорные университеты смогут сыграть роль своеобразного якоря и социальных лифтов для молодежи, и это поможет минимизировать миграцию одаренных молодых людей из регионов, в том числе и за рубеж, подчеркивает эксперт. Кроме того, добавляет аналитик, предоставление статуса опорного университета само по себе не означает, что вуз в будущем не получит еще более высокого статуса. Например, он может получить статус ведущего классического университета, которым обладают Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, – а это еще один стимул к постоянному развитию и конкуренции. Также, добавляет эксперт, объединение вузов позволит перейти от нынешней отраслевой структуры вузов к нормальной академической системе на основе университетов, как диверсифицированных корпораций знаний, смыслов, науки, технологий, законодателей высоких жизненных стандартов, созидателей будущего. В крупных городах появятся многопрофильные университеты, вокруг которых выстроится общественная жизнь – как это и должно быть, заключает специалист.

Университеты, получившие статус федерального, приобрели право на государственную поддержку в рамках утверждаемых правительством программ развития (п. 2 Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29 сентября 2009 г. № АФ-33/03пр). В то же время эти вузы не утратили научной самостоятельности. В частности, они разрабатывают и утверждают собственные образовательные стандарты, однако, ректоры этих образовательных учреждений, назначаются правительством ( , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Следует отметить, что Дмитрий Ливанов неоднократно отмечал, что создание опорных университетов нацеленно на экономическое и социальное развитие регионов.

МНЕНИЕ

Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы проекта "Национальный рейтинг университетов":

"Создание опорных университетов стало очередной попыткой Минобрнауки России переформатировать сферу высшего образования и науки в привязке к стратегиям развития регионов и страны в целом. Запуская программу опорных университетов, министерство попыталось приблизить модель организации высшего образования в нашей стране к образцам, принятым в развитых странах. Переход от отраслевого управления вузами к управлению университетами позволит сэкономить ресурсы, в том числе и управленческие. Сейчас, Минобрнауки России, как учредителю сотен вузов, приходится заниматься оперативным управлением миллионным контингентом молодежи и стотысячным контингентом педагогических и научных работников в ущерб стратегическому управлению всей системой. Опорные же университеты будут управляться региональными властями, и это в перспективе снизит затраты на них, и позволит сосредоточиться на университетах первого эшелона".

Каковы условия кооперации?

Одним из основных условий объединения вузов стала его добровольность, что подтверждается решениями ученых советов присоединяющихся вузов. При этом, в соответствии с условиями конкурса, поучаствовать в конкурсе смогли не все вузы. Исключение было предусмотрено для 10 федеральных университетов, вузов, участвующих в проекте "5-100" – обеспечения вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу, а также вузов, расположенных на территории Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3.3, 3.5 Положения о конкурсе).

Помимо основной цели укрупнения образовательных учреждений, Минобрнауки России предусмотрело конкретные целевые показатели, которые опорные университеты должны будут достичь к концу 2020 года. К ним относятся, в частности:

  • увеличение общей численности студентов минимум до 10 тыс. обучающихся в каждом вузе;
  • рост доходов университетов до 2 млрд руб. и более;
  • реализация образовательных программ не менее чем по 20 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей;
  • увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника не менее чем до 150 тыс. руб;
  • число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: Web of Science (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не должно быть менее 15, Scopus (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 20 и др. (п. 5.4 Положения о конкурсе).

Следует отметить, что показатели ряда победителей конкурса уже практически соответствуют целевым, или даже превышают их. Так, общая численность студентов Донского государственного технического университета (далее – ДГТУ), обучающихся очно и за счет бюджета в 2014 году составила более 11 тыс. человек. А бюджет ДГТУ в 2015 году уже превышал 2,5 млрд руб. В то же время, не все вузы могут похвастать такими показателями и помощь государства придется им весьма кстати. Минобрнауки России планирует направить на финансовое обеспечение программ развития опорных университетов 1,5 млрд руб. ежегодно в течение ближайших трех лет ().

Нацеленность на интересы регионов называют основным преимуществом программы создания сети опорных университетов практически все эксперты. Еще одним значимым положительным фактором формирования сети мощных вузов Алексей Чаплыгин называет их возможный вклад в интеллектуальное обеспечение управления регионами, выступление опорных университетов в роли think thank [мозговых центров. – Ред. ]. Также эксперт полагает, что сильные и независимые университеты поспособствуют расширению академической автономии вузов и приведут хотя бы к частичному восстановлению нормальной академической жизни – с интеллектуальными свободами, стремлением к творчеству и т. д.

Кроме того, интересным моментом программы Алексей Чаплыгин называет ее открытость для отраслевых и частных вузов, которые также могут принять участие в конкурсе. Аналитик отмечает, что возможность влиться в крупную академическую структуру заинтересовала ряд отраслевых транспортных и сельскохозяйственных вузов, однако подведомственные Минздравсоцразвития России вузы, по его данным, присоединиться к программе не спешат.

МНЕНИЕ

Игорь Ковалев, ректор "Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева":

"Создание опорного инженерно-технического университета позволит не только Красноярскому краю, но и другим регионам, где также будут образованы аналогичные научно-образовательные учреждения, соответствовать новым тенденциям в экономике и работать на перспективу. Именно с упором на будущее во вновь образованном университете будут организованы подготовка кадров и развитие научных исследований, выполнение опытно-конструкторских работ, связанных с конкретными предприятиями, участие в программах краевого и федерального уровней, но обязательно – с учетом потребности края.

Согласно проекту программы развития университета до 2020 году мы планируем значительно расширить профиль направлений и специальностей исследований и подготовки выпускников. Между тем, перед нами стоит первоочередная задача определения междисциплинарных направлений, по которым мы сможем развиваться.

Опорный университет, который нам предстоит создать, это вуз, который будет ориентирован не только на большие промышленные предприятия, которые есть в крае, но и на существующие малые инновационные предприятия. А это означает, что нам необходимо выстраивать определенные формы сотрудничества и с малым бизнесом, работать по заказам небольших предприятий".

Несмотря на очевидные плюсы программы, приводятся доводы и против ее реализации. Так, губернатор Иркутской области Сергей Левченко назвал вредным предложением, от которого желательно уклониться, конкурс Министерства образования РФ на создание сети опорных вузов. Губернатор считает нереальными планы по созданию полноценного университета в двухмесячный срок. Алексей Чаплыгин, комментируя слова губернатора, допускает, что программа может лишиться в ряде регионов поддержки ввиду недоверия к госинициативам. А равно, считает эксперт, негативным бэкграундом реформы будет недоверие к вузовским администрациям внутри самих вузов. Программа воспринимается во многом как дымовая завеса для принудительного слияния вузов, заключает аналитик. Так, полагает он, вполне можно бы было оставить возможность получения статуса опорного сильным университетам, которые в будущем смогли бы органично присоединить к себе другие вузы. Но условие о присоединении вузов исключает такую возможность.

О не слишком высокой популярности идеи объединения вузов в обществе говорят и результаты исследования, проведенного Группой "Интерфакс". Причем свои тревоги участники опроса связывают не с самой идеей как таковой, а с ошибками при ее воплощении. Согласно результатам опроса, только 16% респондентов выступают категорически против перемен, а 19% опрошенных, полностью принимают реформу. При этом 65% участников опроса опасаются что реформа забуксует из-за административных и финансовых проблем.

Высоки риски и финансовых неурядиц в 2016 году, в условиях уже сверстанного федерального бюджета и бюджетов вузов. Так, Алексей Чаплыгин отмечает высокий риск утраты, или несвоевременного государственного финансирования управления имуществом университетов. Аналитик отмечает высокий риск того, что не только тем студентам, которые обучаются на платной основе, но и "бюджетникам" придется платить за пользование социальными объектами и лабораториями, за доступ к необязательным образовательным программам и т. д.

Что же нужно сделать, чтобы проект состоялся?

Очевидно, что помимо государственной воли и административных рычагов, мало применимых в академической среде, необходимо использовать и иные механизмы и технологии эволюционного преобразования. Эксперты предлагают не форсировать реформу и подходить у вопросам слияния вузов более взвешено. Так, Алексей Чаплыгин рекомендует учесть неудачный опыт реформирования вузов, приводя в качестве примера попытку объединения Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина и Тамбовского государственного технического университета. Тогда, по мнению эксперта, к неприятию идеи слияния вузов, как в университетской среде, так и у общественности, привел чрезмерный административный нажим Минобрнауки России на заинтересованные стороны и игнорирование им их мнений. Причем, отмечает аналитик, логика такого объединения была очевидна, однако упор на административные рычаги себя не оправдал, и теперь уговорить участвовать именно эти вузы в программе очень трудно.

Пожалуй любая реформа в такой тонкой сфере, как образование, вызывает у представителей академического сообщества довольно сильный эмоциональный отзыв. Ведь, действительно, речь идет не о каких-то механически сформированных учреждениях – административных единицах. Любой сколь-нибудь серьезный вуз – это еще и сложный организм с устоявшимся научно-педагогическим коллективом, научной школой и традициями. Очевидно, что подходить к реформированию образовательных учреждений с механистических позиций нельзя. С другой стороны, как отмечает Алексей Чаплыгин, достижение высокого уровня эффективности управления университетами, национальной сетью организаций высшего образования, исследований и технологического развития – заманчивая перспектива.

Нельзя не признать очевидную пользу от объединения небольших, и в чем-то может быть маломощных вузов в рамках диверсифицированных университетов, тем более получающих господдержку и заказы от государства и бизнеса. Но нельзя и идеализировать и противопоставлять финансовые возможности университета качеству образования и уровню науки в сравнительно небольших образовательных учреждениях. Поэтому каждое решение о слиянии вузов должно быть взвешенным и мотивированным, а главное – внутренне принятым коллективами объединяемых образовательных учреждений.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы, представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы , представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Предполагается, что данное нововведение позволит сократить количество ВУЗов на 25% (отметим что, по словам представителей Минобрнауки, это вынужденная мера, возникшая из-за сокращения количества выпускников 11 классов), а также существенно повысит конкурентоспособность российских ВУЗов на мировом уровне. В рамках данной реформы профильное министерство планирует создать 100-150 основных высших учебных заведений РФ, на базе которых будут сконцентрированы все последние инновации в сфере образования.

Мероприятия по созданию опорных ВУЗов охватят:

  • Учебные заведения, подчиненные Министерствам культуры, здравоохранения и прочих ведомств.
  • ВУЗы, подведомственные Минобрнауки.
  • Все учебные заведения высшего образования.

Итак, что же такое опорный ВУЗ? Это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Ожидается, что опорные ВУЗы станут своеобразным центром притяжения, который будет выполнять функции образовательного, воспитательного, научно-исследовательского, социального и инновационного центра. Здесь студенты будут получать качественное образование, сотрудники – работать, а организации-партнеры и государственные органы – решать производственные и другие задачи.

Как все начиналось


Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).

Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.

Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:

  • озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
  • сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
  • предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.

Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.

На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:

  • Гостехуниверситеты - Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
  • Госуниверситеты - Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.

Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.


Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.

Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой "гонке" являются:

  • Костромской государственный технологический университет;
  • Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
  • Вятский государственный университет.

Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование - 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.

Достижение целей

По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.

Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:

  • В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
  • Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
  • Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
  • ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
  • Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.

Противники программы


Несмотря на явную поддержку проводимой Минобранауки реформы со стороны подавляющей массы экспертов, у программы создания опорных ВУЗов имеются и ярые противники. К ним относится губернатор Иркутской области (Левченко). Он считает, что такие перемены повлекут за собой необратимые последствия и вред как для студентов, так и для преподавательского состава. По его мнению, самостоятельность высших учебных заведений ценна сама по себе, а потому должна оставаться неизменной. А вот принятие участия в программе субсидирования должно быть разрешено каждому ВУЗу, несмотря на отсутствие у него желания объединятся с другими учебными заведениями.

Осторожничает в вопросе объединения и Садовничий (ректор Московского госуниверситета). Он считает, что даже маленькие узконаправленные ВУЗы имеют право на существование и приводит в пример Гарвардский университет.

В свою очередь ректор Высшей школы экономии (Кузьминов) считает, что даже если в каждом регионе создать свой опорный ВУЗ, то их количество не превысит 100 единиц по всей стране. А для такой огромной страны как Россия, это ничтожно мало.