Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов). Закон «Об обязательном личном страховании пассажиров» Обязательное личное страхование пассажиров туристов экскурсантов

В целях обеспечения защиты интересов граждан постановлено:

1. Ввести на территории РФ обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:

всех видов транспорта международных сообщений;

железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;

автомобильного транспорта на городских маршрутах.

2. Установить, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренным законодательством.

Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

3. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

4. Установить страховую сумму по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

5. Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течении 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

6. Установить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляются на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.

7. Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

В целях обеспечения защиты интересов граждан постановлено:

1. Ввести на территории РФ обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо–экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:

всех видов транспорта международных сообщений;

железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;

автомобильного транспорта на городских маршрутах.

2. Установить, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренным законодательством.

Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

3. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

4. Установить страховую сумму по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

5. Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течении 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

6. Установить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляются на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.

7. Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

1.2. Законодательство по отдельным видам личного страхования пассажиров.

Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования.

1. Пассажиры на период следования поездами дальнего следования подлежат обязательному страхованию.

2. Работники железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении своих трудовых обязанностей подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Работники железнодорожного транспорта общего пользования и руководители организаций железнодорожного транспорта общего пользования, постоянная работа которых имеет разъездной характер, которые направлены в служебные командировки в отдельные местности, где введено чрезвычайное положение, или которые осуществляют контрольно-инспекционные функции в поездах, а также работники железнодорожного транспорта общего пользования, принимающие участие в испытаниях на железнодорожном транспорте транспортных средств, работники ведомственной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному страхованию.


Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

1. Перевозчик обязан страховать ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам.

2. Страховая сумма на каждого пассажира воздушного судна, предусмотренная договором страхования жизни и здоровья пассажира, устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день продажи билета.

3.Страховая сумма, предусмотренная договором страхования багажа, устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом, за килограмм веса багажа.

Страховая сумма, предусмотренная договором страхования вещей, находящихся при пассажире, устанавливается в размере не менее чем десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

4. При выполнении международных полетов воздушным судном страхование ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна, в том числе ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажирах, является обязательным. Размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства.

страхового сбора считаются застрахованными:


Размеры страхового тарифа по обязательному страхованию пассажиров.

С 1 января 1998 года действуют следующие размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров:

Перевозимых воздушным транспортом – 2 руб.;

Перевозимых железнодорожным транспортом – 2,3 руб.;

Перевозимых морским транспортом – 0,1 руб.;

Перевозимых внутренним водным транспортом – 0,6 руб.;

Перевозимых автомобильным транспортом – 1,5 руб.

2. Программа обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

I. Основные условия

Проведение обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении регламентировано Указом Президента Российской Федерации от 07.07.92 № 750 " Об обязательном личном страховании пассажиров" (с последующими изменениями и дополнениями).

Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

К междугородним перевозкам относятся перевозки осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров автомобильного транспорта международного сообщения, пригородного сообщения, на городских маршрутах.

Страхователями являются транспортные (транспортно-экспедиторские) предприятия (перевозчики), заключившие договоры в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации со страховыми организациями, имеющими соответствующую лицензию на проведение данного вида обязательного страхования.

Застрахованные лица : пассажиры, перевозимые автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

П. Страховые случаи

Периодом страхования является период с момента выхода застрахованного пассажира на перрон (посадочную площадку) для посадки в автотранспорт и до момента оставления его в пункте назначения.

Страховыми случаями являются нижеперечисленные события, если они подтверждены Актом о несчастном случае на транспорте:

Смерть застрахованного в результате несчастного случая на транспорте;

Травмы застрахованного лица в результате несчастного случая на транспорте.

Ш. Страховая сумма и страховой взнос

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров определена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2000 № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы равной 100 рублям.

Страховой взнос по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых междугородным автомобильным транспортом, установлен в размере 1,5 рублей.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта)при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Структура страхового тарифа. Утверждена письмом Росстрахнадзора от 25.09.96г. №02-04-08/4 (по согласованию с Минтрансом России) следующая структура страхового тарифа (в процентах от брутто-ставки):

нетто-ставка - 20;

отчисления в резерв предупредительных мероприятий – 70;

расходы на ведение дела – 10.

IV. Страховые выплаты

Страховая выплата производится Страховщиком в течение 10 дней со дня получения всех необходимых документов.

При наступлении страхового события в период страхования Страхователь обязан составить акт о несчастном случае, происшедшем с пассажиром, первый экземпляр которого вручить пострадавшему, его представителю или наследнику.

Для получения страховой суммы в связи со страховым событием пострадавший (представитель, наследники) предъявляют следующие документы:

Акт о несчастном случае на транспорте;

Заявление с указанием в нем места приобретения проездного документа;

Проездной билет или документ заменяющий его;

Документ медицинского учреждения: копии больничного листа, выписка из истории болезни или справки, подтверждающего факт травмы;

Свидетельство ЗАГСа или его копия, заверенная в нотариальном порядке, о смерти застрахованного пассажира;

Свидетельство нотариальной конторы о праве на наследство.

Застрахованному лицу при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы.

Размер страховой выплаты при получении травмы определяется в соответствии с Методическими указаниями "О порядке определения и выплаты страховых сумм в связи со страховыми событиями" от 03.11.92 г. №21.

В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Страховщик имеет право отказать в выплате страхового обеспечения в случаях, предусмотренных Законодательством Российской Федерации.

Список литературы.

1. «Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 № 60-ФЗ

2. «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях»

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Страхование пассажиров в Российской Федерации осуществляется в форме обязательного страхования ответственности перевозчика. При заключении договора о страховании пассажиров перевозчик ответственность за вред пассажиру перекладывает на страховую компанию.

О страховании на автотранспорте написано в

1. Документом, регулирующим страхование пассажиров на общественном транспорте,

является федеральный закон от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.»

2. Настоящий федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта, за исключением перевозок пассажиров метрополитеном и легковым такси.

Виды перевозок, на которых осуществляется обязательное страхование пассажиров:

— автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки.

— перевозки городским электрическим транспортом — троллейбусами и трамваями.

— перевозки железнодорожным транспортом, воздушным и морским транспортом, внутренним водным транспортом.

3. Перевозчиком по этому закону является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,

которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически).

4. Пассажир по этому закону —

лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также ребенок, перевозимый бесплатно или по льготному тарифу с предоставлением или без предоставления отдельного места в транспортном средстве.

Потерпевший пассажир — пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред.

Выгодоприобретатель по этому закону — потерпевший либо в случае его смерти лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц — супруг, родители, усыновители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение потерпевшего — лица, фактически понесшие такие расходы.

5. Законом № 67 — ФЗ запрещено осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров не застрахована.

5.1. В соответствии со статьей 5 закона № 67:

а) перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.

Контролирует исполнение закона Ространснадзор путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования.

б) физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.

Контролирует исполнение закона Ространснадзор путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования при проверках, проводимых в том числе по поступившим в Ространснадзор обращениям и заявлениям потребителей.

в) перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона), и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров, на билете и на своем официальном сайте.

6. Далее полностью приводится статья 8 закона № 67 — условия договора обязательного страхования.

6.1. Объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

6.2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

а) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем 2025000 (два миллиона двадцать пять тысяч) рублей на одного пассажира;

б) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем 2000000 (два миллиона) рублей на одного пассажира;

в) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем 23000 (двадцать три тысячи) рублей на одного пассажира.

6.3. Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования.

6.4. Срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года. При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.

6.5. В договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров.

7. Страховое возмещение по договору страхования пассажиров (статьи 13, 14 и 15 закона № 67).

7.1. При наступлении страхового случая по договору обязательного страхования страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю (определение выгодоприобретателя приведено в пункте 4 настоящей статьи) страховое возмещение в порядке и на условиях, которые установлены законом № 67, а выгодоприобретатель вправе требовать выплаты этого страхового возмещения от страховщика.

7.2. При наступлении страхового случая выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения по форме, установленной Банком России, документы, исчерпывающий перечень которых определяется Банком России и которые должны содержать, в частности, сведения о потерпевшем, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего, а если заявление подает выгодоприобретатель, не являющийся потерпевшим, сведения о таком выгодоприобретателе, а также документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах (дата, место наступления, вид транспорта, наименование перевозчика, иная информация о событии), оформленный в порядке и с учетом требований, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

7.3. Ниже приводится перечень документов, необходимых для получения страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров.

Данный перечень документов установлен указанием Банка России от 14 февраля 2017 года № 4293 – У.

Полный текст указания Банка № 4293 – У.

Настоящее Указание на основании части 1 статьи 14 и части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 июня 2012 года N 67 — ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» определяет перечень и порядок оформления выгодоприобретателем документов на получение страхового возмещения, части страхового возмещения (предварительной выплаты) по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров.

Для получения страхового возмещения по договору обязательного страхования выгодоприобретатель представляет страховщику следующие документы:

7.3.1. Письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, содержащее реквизиты, позволяющие осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, в случае если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке.

7.3.2. Документ, удостоверяющий личность выгодоприобретателя.

7.3.3. Документы, подтверждающие полномочия и удостоверяющие личность лица, являющегося законным представителем или представителем выгодоприобретателя, действующим на основании доверенности.

7.3.4. Документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах, оформленный в соответствии с правилами перевозки пассажиров и багажа соответствующим видом транспорта, подтверждающий причинение вреда пассажиру, который составляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в отношении потерпевшего или нескольких потерпевших (представляется в случае, когда составление такого документа предусмотрено правилами перевозки пассажиров и багажа соответствующим видом транспорта).

7.3.5. В случае отсутствия документа, предусмотренного пунктом 7.3.4, один из следующих документов:

— справку о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 года № 154 «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии», протокол и постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (в случае причинения вреда потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия и в случае, когда составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации);

— постановление о возбуждении (отказе в возбуждении) или о приостановлении уголовного дела или о признании потерпевшим либо вступившее в законную силу решение суда (в случае причинения вреда потерпевшему в результате события, не связанного с дорожно-транспортным происшествием, и в случае, когда составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации).

7.3.6. При причинении вреда жизни потерпевшего для получения страхового возмещения в отношении возмещения расходов на погребение выгодоприобретатель представляет страховщику документы, указанные в пунктах 7.3.1. – 7.3.5. настоящей статьи, а также следующие документы:

— свидетельство о смерти потерпевшего.

— документы, подтверждающие размер произведенных необходимых расходов на погребение потерпевшего.

7.3.7. При причинении вреда жизни потерпевшего для получения страхового возмещения в связи со смертью потерпевшего выгодоприобретатель представляет страховщику документы, указанные в пунктах 7.3.1. – 7.3.5, свидетельство о смерти потерпевшего, а также один из следующих документов, подтверждающий право выгодоприобретателя в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации на возмещение вреда в случае смерти кормильца:

а) свидетельство о браке — при обращении за страховой выплатой в отношении супруга, находившегося на дату смерти на иждивении потерпевшего (кормильца);

б) свидетельство о рождении, усыновлении ребенка (детей), документы, выданные органом опеки и попечительства, подтверждающие факт назначения опекунства, — при обращении за страховой выплатой в отношении несовершеннолетних детей потерпевшего (кормильца), находившихся на дату смерти на его иждивении, или детей, родившихся после его смерти;

в) справка, выданная в соответствии с законодательством Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, подтверждающая факт установления инвалидности, — при обращении за страховой выплатой в отношении инвалидов, находившихся на дату смерти на иждивении потерпевшего (кормильца);

г) справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, о подтверждении факта обучения в этой организации — при обращении за страховой выплатой в отношении обучающегося лица, находившегося на дату смерти на иждивении потерпевшего (кормильца);

д) заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации о признании нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе — при обращении за страховой выплатой в отношении лица, находившегося на момент наступления страхового случая на иждивении потерпевшего (кормильца) и нуждавшегося в постороннем уходе;

е) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину, справка службы занятости, заключение медицинской организации о том, что один из родителей, супруг либо другой член семьи потерпевшего (кормильца) не работает и занят уходом за его родственниками, — при обращении за страховой выплатой в отношении неработающих членов семьи, находившихся на момент наступления страхового случая на иждивении потерпевшего (кормильца), занятых уходом за его родственниками.

ж) при отсутствии лиц, имеющих право в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода, представляют страховщику документы, предусмотренные пунктом 7.3.7. настоящей статьи.

7.3.8. При причинении вреда здоровью выгодоприобретатель представляет страховщику документы, указанные в пунктах 7.3.1. – 7.3.5. настоящей статьи, а также следующие документы.

а) документы, выданные и оформленные в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, медицинской организацией, в которую был доставлен или обратился самостоятельно потерпевший, независимо от ее организационно-правовой формы, с указанием характера полученных потерпевшим травм и увечий, диагноза и периода нетрудоспособности.

б) выданное в установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан порядке заключение медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — о степени утраты общей трудоспособности (при наличии).

в) справку, подтверждающую факт установления потерпевшему инвалидности или категории «ребенок-инвалид» (при наличии).

7.3.9. В случае намерения выгодоприобретателя воспользоваться правом на получение части страхового возмещения (предварительной выплаты в размере 100 тысяч рублей) выгодоприобретатель представляет страховщику документы, указанные в пунктах 7.3.2 – 7.3.5 настоящей статьи, а также следующие документы:

а) письменное заявление о выплате части страхового возмещения (предварительной выплате), составленное в произвольной форме;

б) документ, выданный медицинской организацией в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, содержащий предварительные сведения о характере и степени полученных потерпевшим травм и увечий, а также признаках причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего в соответствии с установленными медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (в случае наличия одного из квалифицирующих признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего);

в) свидетельство о смерти потерпевшего или список погибших потерпевших, предоставленный перевозчиком (в случае смерти потерпевшего), а также один из документов, указанных в пункте 7.3.7 (в случае смерти потерпевшего).

7.3.10. При причинении вреда имуществу выгодоприобретатель представляет страховщику документы, указанные в пунктах 7.3.1. – 7.3.5, а также следующие документы:

а) багажная квитанция, содержащая сведения о весе багажа, или квитанция на провоз ручной клади (при наличии);

б) опись имущества потерпевшего (багаж и (или) ручная кладь), поврежденного или утраченного при перевозке, с указанием примерной стоимости поврежденного или утраченного имущества, составленная потерпевшим в произвольной форме.

в) документы, подтверждающие стоимость утраченного имущества (при наличии).

г) свидетельство о смерти потерпевшего и свидетельство о праве на наследство потерпевшего (в случае смерти потерпевшего).

От автора. По пункту 7.3.4 (документ о произошедшем событии на транспорте). В соответствии с приказом Минтранса России от 27 декабря 2017 года № 540 в случае причинения вреда багажу пассажира на автомобильном транспорте документ о произошедшем событии именуется коммерческим актом. Составляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком.

8. Страхование пассажиров на общественном транспорте предусматривает,

что приобретение страхового полиса от пассажиров не требуется. Его стоимость включена в стоимость билета. Билет надо сохранять до конца поездки.

Определение величины вреда, подлежащего возмещению страховщиком, приведено в статье 16 закона № 67 и постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2012 года № 1164.

С 1 января 2013 года здоровье и жизнь, а также имущество пассажиров любого общественного транспорта застрахованы.

Это изменение вводится Федеральным законом от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Этот закон устанавливает минимальные размеры страховых выплат и порядок их получения.

На каких видах транспорта нужно при перевозках страховать пассажира?

Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика распространяется на все виды пассажирского транспорта за исключением легкового такси:

  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • трамваи;
  • маршрутные такси;
  • железнодорожные поезда;
  • самолеты;
  • водный транспорт;
  • метрополитен (для которого установлен особый порядок).

На легковое такси действие данного закона не распространяется. Ответственность перевозчика перед пассажиром в случае поездки на легковом такси регулируют другие нормативные акты, в частности Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Метрополитен не обязывают страховать ответственность перевозчика, но в случае возникновения какого-либо вреда для пассажиров ему также придется выплачивать полный размер компенсации из собственных средств.

Единственное, что нужно знать пассажирам: страховыми будут считаться только травмы, полученные в вагоне метро . В остальных случаях компенсацию можно получить только после доказательства вины метрополитена в произошедшем.

На рынке обязательного страхования пассажиров общественного транспорта будут работать 60 страховых компаний.

Страховой полис при проезде на общественном транспорте покупать не надо, так как он уже включен в стоимость билета.

За отсутствие договора страхования ответственности перевозчика перед пассажирами транспортная компания наказывается штрафом в размере 500 тыс. – 1 млн. руб., а должностные лица – 40–50 тыс. руб.

На какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта?

Для каждого вида транспорта установлены разные тарифы страхования на одного пассажира. На морском транспорте он самый высокий и составляет 22,48–45,25 руб., самый низкий тариф на пригородных поездах – 0,07–0,15 руб.

Страховая компания обязана заплатить компенсацию пострадавшему или его родственникам в случае повреждений или смерти, если они произошли во время поездки на общественном транспорте. При этом суммы возмещения вреда действительно большие.

Например:

  • за простой ушиб можно получить 200 рублей;
  • за перелом ноги – 240 тысяч;
  • за сотрясение мозга – 60 тысяч;
  • за потерю беременности – 1 миллион.

Смерть пассажира оценивается в 2 миллиона и выплачивается родственникам погибшего. Эта же сумма будет выплачена людям, получившим в результате ДТП инвалидность I группы, и родителям детей, ставших таким образом инвалидами.

Кроме того, страховая компания обязана возместить вред, нанесенный имуществу пассажиров.

Как подтвердить факт поездки на транспортном средстве, попавшем в аварию?

Главным документом в случае аварии и получения травм является обычный пассажирский билет , и его желательно сохранять до самого конца поездки.

На билете имеется уникальный набор цифр, таким образом, по нему можно узнать всю информацию о транспортной организации.

В случае отсутствия билета страховая компания может привлечь в качестве подтверждающего свидетельства данные видеонаблюдения.

В любом случае она обязана заплатить, но только после проведения тщательной проверки факта аварии.

Куда обращаться при получении травмы?

При ДТП пассажиры могут в первую очередь обращаться к водителю , который обязан вызвать скорую помощь и ГИБДД. Кроме того, он должен предоставить акт о нанесении вреда жизни и здоровью и дать информацию о страховой компании, которая оплачивает лечение.

За денежной компенсацией можно обращаться в любое время, так как никаких ограничений по срокам нет.

Для получения выплаты необходимо написать заявление в страховую компанию и предоставить в нее медицинскую справку , в которой указан точный диагноз и зафиксировано наличие травм и других повреждений.

Страхование пассажиров является одной из разновидностей личного страхования от наступления несчастного случая. Данная разновидность страхования существовала в России в добровольной и обязательной формах, но обязательная в 2013 году подверглась упразднению, но позже была заменена обязательным страхованием ответственности перевозчиков.

Обязательное пассажирское страхование от наступления несчастного случая

Обязательное пассажирское страхование от наступления несчастного случая действовало в России на основе Указа Президента РФ «Об обязательном личном пассажирском страховании», а в 2013 году было заменено обязательным страхованием ответственности перевозчиков.

Согласно этому указу страхованию подлежали пассажиры, которые перевозились железнодорожным, воздушным, автомобильным, водным транспортом по туристическим и междугородним маршрутам. Пассажиры пригородного и городского транспорта, а также международного сообщения в обязательном порядке страхованию не подлежали.

Замечание 1

Объектом страхования являлись здоровье и жизнь пассажиров. Страхование покрывало риски получения травмы, смерти и телесных повреждений в итоге наступления несчастного случая, который связан с поездкой.

Максимальная выплата, которая предусмотрена обязательным пассажирским страхованием от наступления несчастного случая, согласно законодательству составляла сто двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Величина минимального размера оплаты труда в момент упразднения данной разновидности составлял сто рублей, соответственно, сумма по страхованию ограничивалась двенадцатью тысячами рублей. Эта сумма выплачивалась в случае наступления смерти пассажира. При получении увечья или травмы величина возмещения по страхованию рассчитывалась в пропорции тяжести полученный телесных повреждений в итоге наступления несчастного случая.

Особенность данной разновидности личного страхования состояла в том, что длительность действия страхового договора находилась в зависимости от времени, на протяжении которого физическое лицо использовало какой-либо вид транспорта. Страхование начиналось от момента объявления посадки в транспортное средство в пунктах отправления, а также завершалось в пункте прибытия при выходе пассажира с территории станции, автовокзала, но не свыше одного часа с момента прибытия в пункт назначения.

Страхователями выступали сами пассажиры, уплачивающие взнос по обязательному личному страхованию при приобретении проездного билета. В теории, их интересы в оформлении такой страховой операции представляет перевозчик - транспортная организация, выбиравшая страховщика, заключавшая с ним договор о реализации данной разновидности страхования. Но на практике перевозчик выступал агентом страховой организации, заинтересованным в продажах максимальной численности полисов по страхованию, получающий за эти операции комиссию. Обязательное требование к страховой организации заключалось в наличии лицензии на реализацию деятельности по пассажирскому страхованию. Пассажиры, которые имели право на бесплатный проезд, были признаны застрахованными без оплаты ими взноса по страхованию.

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ «О величине страхового тарифа по обязательному личному пассажирскому страхованию железнодорожного, воздушного, внутреннего водного, морского и автомобильного транспорта» с 01.01.1998 года устанавливались следующие величины тарифов по обязательному личному пассажирскому страхованию лиц, перевозимых транспортом:

  • Воздушного типа – два рубля;
  • Железнодорожного типа – 2 рубля 30 копеек;
  • Морского типа – 10 копеек;
  • Внутреннего водного типа – 60 копеек;
  • Автомобильного типа – 1 рубль 50 копеек.

Тарификация обязательного пассажирского страхования (экскурсантов, туристов) железнодорожного, воздушного, внутреннего водного, морского и автомобильного транспорта учреждаются Росстрахнадзором при согласовании с Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ.

Значимая часть взносов по страхованию, которые получены страховщиками при реализации обязательного пассажирского страхования, в предусмотренном законом порядке направлено на образование резервов для финансирования мероприятий превенции несчастных случаев на транспортных средствах. К примеру, в тарификации по обязательному пассажирскому страхованию междугороднего автомобильного и железнодорожного транспорта отчисления в фонды предупредительных мероприятий составляют до 70-90%.

На выплаты пострадавшим лицам в срок действия этой разновидности страхования приходилась слишком маленькая доля собираемых премий по страхованию. Так, на пике развития этой разновидности страхования в 2007 году страховщики собирали 557,6 миллионов рублей премий по страхованию, и уплатили менее трех миллионов рублей выплат по страхованию.

Добровольное пассажирское страхование от наступления несчастного случая

Замечание 2

Добровольное пассажирское страхование от наступления несчастных случаев отличается от обязательного типа тем, что реализуется на основании добровольного волеизъявления сторон по заключению такого договора страхования.

Притом главные условия страхового договора (сумма по страхованию; перечень рисков, которые подлежат страхованию; тарификация по страхованию и иные) должны быть определены правилами по добровольному пассажирскому страхования от несчастных случаев, вырабатываемых страховой организацией и согласуемых в учрежденном порядке с органами надзора над деятельностью в сфере страхования.

Замечание 3

Особенность данной разновидности страхования заключается в том, что застрахованное лицо получает не рассчитанную сумму, которая расходовалась на лечение, а установленный платёж, на который оно было застраховано (от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей).