Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

К 125 летию м цветаевой. Выставка «Роднее чем в детстве»

Спрос на сборники Марины Цветаевой в канун 125-летия поэта вырос вдвое. Об этом ТАСС сообщила руководитель сети "Московский Дом книги" Надежда Михайлова.

"Накануне 125-летия со дня рождения Марины Цветаевой спрос на ее произведения вырос почти в два раза, об этом свидетельствуют результаты аналитического замера, проведенного в преддверии юбилея автора, - отметила Михайлова. - Интерес к творчеству Цветаевой за последние годы не снижается".

Самыми востребованными, по данным руководителя книжной сети, остаются сборники избранных стихотворений Цветаевой, популярны дневники поэта - "Я не любовная героиня" и письма Марины Цветаевой и Бориса Пастернака "Чрез лихолетие эпохи... : письма 1922-1936 годов".

Энциклопедия любви и страсти

Старший научный сотрудник Дома-музея Цветаевой в Болшеве и Дома-музея Цветаевой в Москве, историк литературы, библиофил Лев Мнухин рассказал ТАСС о причинах востребованности поэтессы у современного читателя.

Интерес к ее творчеству, по мнению Мнухина, объясняется удивительными формулами Цветаевой, которые пронзают душу и хорошо запоминаются.

"Ее поэзия - энциклопедия страсти, энциклопедия любви в хорошем смысле слова, - заметил он. - Цветаева открывает язык читателю. Очень часто и в прозе, и в стихах она выражалась формулами, вслушайтесь: "Друг - есть действие", "Дорог укор - в упор". Таких формул множество".

Еще один секрет популярности кроется в многогранности. "Нет жанра, где бы она не была представлена самым мощным образом - поэзия, проза, драматургия, философские статьи, эпистолярное творчество ", - заметил Лев Мнухин.

"Ее письма - это продолжение прозы, но с такими фактами, которые можно найти только там, - сказал он. - В прошлом году вышел последний пятый том собрания "Марина Цветаева. Письма". Там есть все - до предсмертных записок, причем с черновиками. Это замечательный подарок к ее юбилею и для специалистов, и для читателей".

Навязывать нельзя

Мнухин рассказал, что уже более 50 лет изучает творчество поэтессы и до сих пор узнает новое. "Меня захватила проза Марины Ивановны. Начал читать "Пленный дух", "Дом у старого Пимена" и уже не мог остановиться, - поделился исследователь. - Вы знаете, до сих пор я читаю и нахожу что-то новое. Настолько у нее разнообразная, глубокая, в общем-то бездонная поэзия. Цветаева хлещет через край, при таком слиянии смысла и слова".

Мнухин предупредил, что в творчество поэтессы надо входить осторожно, возвращаться к нему, если во время знакомства что-то не понравилось или не открылось сразу.

"Ее нельзя навязывать ни в коем случае. В ее творчество надо входить постепенно, - заметил он. - Читайте стихи 1915-1917 гг. Тогда Цветаева становится по-настоящему поэтом. Хотя истинная Цветаева - это 1920-е годы. Идете с самого начала, читаете детские стихи и вдруг подходите к "Стихам к Блоку" или "Стихам о Москве", и вам уже начинает нравится и вы желаете идти дальше, дальше".

События к юбилею

В воскресенье в "Московском Доме книги" на Новом Арбате пройдут чтения избранных стихотворений поэтессы. Актрисы Ольга Кабо и Нина Шацкая покажут фрагмент спектакля "Я искала тебя".

В Библиотеке им. Фурцевой продемонстрируют художественный фильм о Цветаевой - "Зеркала" режиссера Марины Мигуновой.

В Государственном литературном музее к 125-летию Цветаевой открылась выставка "Душа, не знающая меры...". В ее рамках будут проходить биографические экскурсии. Так, 11 октября состоится прогулка "Домики с знаком породы" по Арбату и арбатским переулкам Марины Цветаевой. 25 октября состоится экскурсия "Москва! - Какой огромный странноприимный дом!". Участники прогуляются по Тверскому бульвару и его переулкам - местам детства и взросления Цветаевой, узнают, где она родилась, где напечатала свою первую книгу, где венчалась с Сергеем Эфроном.

28 октября состоится тематическая прогулка "Цветаевские адреса: между Поварской и Новым Арбатом".

Из биографии

Марина Цветаева родилась 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года в Москве. В 1910 году на личные средства издала свой первый сборник стихов - "Вечерний альбом". Творчество молодой поэтессы положительно оценили Валерий Брюсов, Николай Гумилев и Максимилиан Волошин.

В 1912 году вышла замуж за литератора Сергея Эфрона, в том же году в семье родилась дочь Ариадна. Революция и Гражданская война разлучили поэтессу и ее супругом. Эфрон был участником Белого движения, с начала 1920-х годов проживал в эмиграции.

В 1922 году Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и вместе с дочерью Ариадной направилась в Берлин, где встретилась с мужем. В годы эмиграции вышли сборники "Психея", "Ремесло" и др. В 1924 году была создана "Поэма Горы" и "Поэма Конца". В 1928 году в Париже был опубликован сборник стихотворений "После России". В эмиграции также были написаны прозаические произведения, в том числе "Поэт и Время", очерки "Мой Пушкин" и "Пушкин и Пугачев", др.

В 1937 году Эфрон и Ариадна переехали в СССР. В июне 1939 года поэтесса также вернулась на родину. В августе 1939 года была арестована Ариадна Эфрон (осуждена за шпионаж, приговорена к восьми годам исправительно-трудовых лагерей), в октябре - Сергей Эфрон (осужден за измену Родине, расстрелян в августе 1941 года).

Цветаева проживала в Москве, в Болшеве (ныне - в черте г. Королев Московской обл.) и в Голицыне. Занималась литературными переводами.

В августе 1941 года поэтесса вместе с сыном Георгием прибыла в эвакуацию в Елабугу (ныне - Республика Татарстан). Ощущение безысходности привело ее к самоубийству. Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года. Похоронена в Елабуге.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АСТАНЫ

ГККП«ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет: русская литература

Тема: "И к имени моему Марина- прибавьте мученица"

(Литературная гостиная, посвященная 125- летию М. Цветаевой)

Преподаватель Мукатаева С. М.

2 ая, 2 пая, 3 ая, 3 пая

(ФИО преподавателя, группа)

Рассмотрена на заседании

ПЦК русского языка и литературы

(название ПЦК)

Председатель ПЦК М. Абилев

(подпись, ФИО)

Цел ь :

заинтересовать обучающихся жизнью и творчеством Марины Цветаевой посредством биографических фактов, поэзии, творчества, музыки.

Задачи :

формирование ннтереса к поэтическому творчеству М. Цветаевой, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь;

развитие творческих и коммуникабельных способностей; воспитание эстетического вкуса студентов, интереса к творчеству М. Цветаевой.

Ценность : любовь, праведное поведение

Оборудование:

интерактивная доска, презентация, аудиозапись, выставка книг о Цветаевой; сборники стихотворений поэтессы;.

Моим стихам, как драгоценным винам,

настанет свой черёд”.

Звучит песня на стихи Марины Цветаевой

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня вы являетесь посетителями литературной гостиной, в которой познакомитесь с жизнью Марины Цветаевой, её творчеством.

Марина Цветаева! Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Но за цветочным именем- израненная душа мытаря, скитающегося в бесконечности страстей.

О себе и о своей жизни она говорила " Мы цепи таинственной звенья"

“Возьмите…стихи – это и есть моя жизнь…”

В этих словах вся Марина Цветаева, её увлечённость поэзией, неповторимость и уникальность.

Поэтесса.

Красною кистью
Рябина зажглась –
Падали листья.
Я родилась,
Спорили сотни
Колоколов

День был субботний
Иоанн Богослов
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть

Кто создан из камня,
Кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты …
В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена
Высокая пена морская!

Ведущий 1. 08.10.1892 года в Москве в семье известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и талантливой пианистки Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
Цветаева начала писать рано. Уже в ранних стихах проявляется поэтическая индивидуальность Цветаевой, формируются важнейшие темы ее творчества: Россия, любовь, поэзия.

Поэтесса.

Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей – и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца – неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

– так определила своё поэтическое назначение Марина Цветаева.

Поэтесса.

Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна:
у внучки
Вдруг – единица!
Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам, в опустившемся взоре
Ах, единица большая потеря
Первое горе!
Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница …
Разве учитель узнает, какая
Боль – единица?

Ведущий 2 . Первую книгу “Вечерний альбом” выпустила Цветаева в 1910 году, когда ей только что исполнилось 18 лет. Книга, тираж которой был всего 500 экземпляров, не осталась незамеченной: ее хвалили поэт Валерий Брюсов, с интересом писал о ней Н. Гумилев, а первым прочитал и с доброй улыбкой, и дружеским участием отнесся к ней Максимилиан Волошин. Марина Цветаева познакомилась и подружилась с 37-летним Максимилианом Волошиным. Их дружба длилась более 20 лет.

Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов,
Смелость все сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?

Ведущий 3. Девочка из Трехпрудного переулка, переполненная впечатлениями жизни, пишет стихи, чтобы рассказать о себе, чтобы понять себя. В стихотворениях беззаботное лето в Тарусе, голубая Ока и облака, неторопливо плывущие к Богу; безотчетная отроческая грусть, молодая печаль, создающая паузы в бурном течении жизни, во время которых взрослеет душа; первая любовь; успех в поэтических салонах.

Ведущий 1. В мае 1911 года по приглашению Волошина Марина приезжает в Крым. В Коктебеле на дачах, принадлежащих матери Волошина, собиралась большая артистическая компания. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, которым славится Крымское побережье, Марина встречает высокого юношу. Его огромные голубые глаза ее пленяют.

Он помогает ей собирать камни. Она загадывает, что если незнакомец найдет сердолик, то она выйдет за него замуж. Так и случилось. Юноша нашел почти сразу же, на ощупь генуэзскую сердоликовую бусину – розовый крупный камень – и подарил Марине. В январе 1912 года в Москве, в церкви, они обвенчались. Так Марина Цветаева стала женой Сергея Эфрона. Кончилось детство. Кончилась пора ученичества. Из девочки, пишущей стихи, Марина Цветаева стала поэтом. Знающим себе цену. Идущим своим путем.

Поэтесса.

Моим стихам, написанным так рано,
Что я и не знала, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед

Май 1913 г

Ведущий 2. Замужество и рождение дочери послужили творческим импульсом в развитии Марины Цветаевой и как личности, и как поэта. В стихах появляются новые темы, новые ритмы. Центром внимания и любви становится маленькая Аля – дочь Ариадна, названная в честь героини греческой легенды о минотавре.

Поэтесса.

Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной – и всем чужой,
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой

И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала –
И всех молодых поэм
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой, клинок,
И все, что мне – только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе – тихи,
Ты будешь, как я –
бесспорно –
И лучше писать стихи …
Но будешь ли ты – кто знает –
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.

Ведущий 1. Стихи, посвященные Але, обжигают любовью и нежностью.

Ведущий 3. С юношеских лет волнуют Марину Ивановну вопросы о жизни и смерти, о предназначении человека, его самоосуществлении. Все проявления души должны найти выход. В стихотворении “Уж сколько их упало в эту бездну”, переложенном на музыку композитором Мягковым, Цветаева отстаивает право на полноправную, наполненную жизнь, вечное движение.

Звучит песня “Уж сколько их …”.

Ведущий 2. 1917 год.. Февральская, затем Октябрьская революция перекроили семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми (в 1917 году родилась дочь Ирина) осталась в Москве.
В сборнике “Лебединый стан” прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был ее возлюбленный.

Поэтесса.

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!
И это все, что местью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых

Ведущий 3. В это время дочь всегда рядом с Мариной. Всегда – друг, всегда – помощник, всегда – слушатель, читатель материнских стихов и собеседник.Марина, словно забыв о том, что дочка еще совсем маленькая, разговаривает с ней, как с равной, нагружает своими заботами, хлопотами, знакомствами. Она искренне благодарна Але за то, что она есть, за то, что она всегда рядом.

Поэтесса:

Не знаю, – где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты!
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым …
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.

Ведущий 1. Можно сравнить эти строки с воспоминанием тех лет друга Цветаевой Константина Бальмонта: “две эти поэтические души, мать и дочь, более похожие на двух сестер, являли из себя самое трогательное видение полной отрешенности от действительности и вольной жизни среди грез – при таких условиях, при которых другие только стонут, болеют и умирают. Душевная сила любви к любви и красоте как бы освобождала две эти человеческие птицы от боли и тоски. Голод, холод, полная брошенность – и вечное щебетанье, и всегда бодрая походка и улыбчивое лицо. Это были две подвижницы, и, глядя на них, я не раз вновь ощущал в себе силу, которая вот уже погасла совсем.

Поэтесса.

Есть у тебя еще отец и мать,
А все же ты – Христова сирота
Ты родилась в водовороте войн, –
А все же ты поедешь на Иордань.
Без ключика Христовой сироте
Откроются Христовы ворота.

Ведущий 2.

И все- таки существовало на земле место, где она была абсолютно счастлива и абсолютно несчастна У СЕБЯ, - Чехия. Родина все, кто без страны. Центр русской эмиграции начала 20- х. Чехия, куда она приехала тридцатилетней. В Чехии она прожила ровно 3 года и 3 месяца, где были написаны лучшие ее стихи, где появился на свет сын Георгий, где был встречен герой ее поэм- о не прожитой с которым жизни она сожалела всю жизнь, - Константин Родзевич. Очень светлый и счастливый период; издается сборник “Разлука”, “Психея”, “Ремесло”, “Царь-девица”, “К Блоку”. Блок у нее “рыцарь без укоризны, почти божество”. Хотя с ним была не знакома.

Поэтесса.

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ
Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Имя твоё – ах, нельзя! –
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.

Чехия для Цветаевой - Болдино. Именно там рождена вершина ее творения - "Поэма Горы" и "Поэма Конца".

Поэтесса.

Ты, меня любивший фальшью истины и правдой лжи,

Некуда! - За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени.- Десницы взмах! -

Ты меня не любишь больше

Истина в пяти словах.

Звучит песня на слова Марины Цветаевой "Хочу у зеркала, где муть…"

Ведущий 3 . А затем – долгие годы молчания, в эмиграции она, увы, не прижилась – возникает общество “Дружбы с СССР”; и муж её – активный деятель этого союза; на западе их воспринимают, чуть ли не как предателей и отступников.

Ведущий 2. В 1939 году вернулась в Россию с сыном, вслед за мужем и дочерью. Они там с 1937 года.

Поэтесса.

Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!

Ведущий 1. В этом “земном напеве” и заключена красота и сила цветаевской лирики. Музыкой напоены ее стихи. Недаром Андрей Белый отозвался об одном из её сборников: “Позвольте мне высказать глубокое восхищение перед совершенно крылатой мелодией Вашей книги “Разлука”. Это не книга, а песня …”
Вне музыки (самой разной), вне музыкальной атмосферы Цветаева не представляет своих героев. Мелодия определяет строй их чувств, выражает чутко душевное состояние. Бродский в одной из статей говорил о “фортепианном” характере цветаевских произведений, другие замечали “виолончель” и колокол в селе, “из какой-нибудь мансарды – флейта” … Сама она предпочитала говорить о виолончели, так как ценила в этом инструменте сочетание собственно музыки с тембром и теплотою человеческого голоса. Да и сами стихи Цветаевой поются, рассчитаны на слух – без такого восприятия трудно уловить их образ, характер.

Звучат песни М. Цветаевой, переложенные на музыку композитором М. Таривердиевым. (Из кинофильма “Ирония судьбы или с легким паром”)

."Мне нравится, что вы больны не мной"

Ведущий 3. Незадолго до смерти Цветаева пишет: “Мне все эти дни хочется написать свое завещание: мне вообще хотелось бы не-быть …” Война … В 1941 году с сыном уехала в Елабугу. Неустроенность, мысли о муже, кризис, тоска, полное одиночество, депрессия. 31августа 1941 года покончила с собой. Тут и настиг ее одиночества верховный час.

Чтец. ( Эфрон) “Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивает и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая”.

Ведущий 1. Лучшие не доживают, это давно известно. Что же господь так нетерпелив? Или здешнее наше обиталище- не самое подходящее место для гениальных умов и светлых душ? И, намаявшись в убогости земного пространства, они излечиваются от жизни- ускользнув?

Время, я не поспеваю.

Мера, я не умещаюсь.

Перед самым возвращением на родину, после 17 лет эмиграции Цветаевой снится ужасный сон. Сон об умирании. Она поняла это и так и сказала в своих записях "Дорога на тот свет. Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно - и безнадежно! - за него держусь, зная, что очередной круг будет - Вселенная та полная пустота, которой так боялась в жизни на качелях, в лифте, на море…, внутри себя. Было одно утешение, что не остановить, не изменить роковое…"

Звучит песня в исполнении Аллы Пугачевой на стихи Марины Цветаевой "Реквием"

Поэтесса.

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала- тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти- слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

- И пусть тебя не смущает

Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам “настает свой черед”. Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии.

Заключительное слово

Цветаева – поэт “предельной правды чувства”. Она со всей своей “не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию”, как о ней сказал поэт Роберт Рождественский. Она оставила нам сборники лирических стихотворений, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Ведущий 2 .

Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя всё творчество М..И. Цветаевой. Мы вместе сегодня будто пролистали несколько страниц сборника стихотворений поэтессы, но лишь приоткрыли дверь в богатейший мир наследства Марины Цветаевой. Надеемся, что у вас возникло желание обратиться к поэзии Цветаевой и перелистать сборники её стихотворений. До новых встреч.

Песня “Я тебя отвоюю…” в исполнении Аллегровой.

Видеоролик с литературно-музыкальной гостиной «Бог, не суди, ты не был женщиной на Земле»

18 апреля — День исторического и культурного наследия, детский зал городской библиотеки приурочил к юбилейной дате, 125-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Выездная литературно-музыкальная гостиная «Бог, не суди, ты не был женщиной на Земле» прошла в музее-усадьбе Лазаревых в поселке Фряново Щелковского района.

На 2017 год приходится целый ряд юбилейных «цветаевских» дат. 8 октября мы будем отмечать 125-летие со дня рождения М. И. Цветаевой. 16 мая исполнится 170 лет со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева (создателя музея Александра Ш, ныне Пушкинский музей). 105 лет со дня рождения Ариадны Сергеевны Эфрон – дочери Марины Ивановны. А в дни октябрьских торжеств еще один юбилей: 25 лет со дня открытия Дома-музея М. И. Цветаевой в Москве.

В мероприятии приняли участие участники и лауреаты Межрегиональных Цветаевских фестивалей-конкурсов в Тарусе, Калужской области.

Портрет Цветаевой выполнила черноголовская художница Жанна Сергеевна Абрамова.

Время — великий «браковщик» — знает свою работу. В то же самое время опальные поэты вышли на первый план и по праву овладели вниманием читателей. Чем дальше уходим мы от года смерти Марины Ивановны, тем лучше помним ее судьбу. Так попробуем же все вместе прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории ее жизни и любви.

Марина (Аня Сучкова): «И главное — я ведь знаю, как меня будут любить … через сто лет. Утечет много воды, и не только воды, но и крови…»

Надежда Соловьева исполнила романс на стихи Цветаевой «Хочу у зеркала».

Аккомпанемент на гитаре Анна Александровна Будыка.

Стихи из сборника «Вечерний альбом» прочитали Дима Бабак «Отъезд» и Маша Мищенчук: «Едем шагом (в гору тяжко), в сонном поле гром. «Ася, слышишь?» Спит бедняжка, проспала паром!» («Паром»).

В своих воспоминаниях о детстве, проведенном в городке на Оке, Марина Ивановна пишет: «Маленькая мирная Таруса». Соня Безрукова прочитала отрывок их автобиографической повести «Хлыстовки» или «Кирилловны». А начала со стихотворения:

«Детство верни нам, верни,
Все разноцветные бусы, —
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни».

«Впечатления детства я описала в повестях «Башня в плюще», «Мать и музыка», «Черт»,- писала Цветаева.
Таня Ульянченко прочитала отрывок из повести «Черт».

Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья Цветаева пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории. Стихотворение «Генералам 1812 года» посвящено братьям Тучковым, участникам Бородинского сражения, двое из которых погибли в бою. В зале наступила завораживающая тишина, когда Надежда Соловьева исполняла романс на эти стихи.

Кристина Костюченко прочитала стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо», посвященное мужу Цветаевой Сергею Эфрону.

С сестрами Анастасией и Мариной Цветаевыми поэт Осип Мандельштам познакомился летом 1915 года в Коктебеле, в гостеприимном доме Волошина. А 12 февраля они уже гуляли по Москве…
Марина (Аня Сучкова) Осипу (Никита Седов): «Что Марина — когда Москва, Марина — когда Весна? О, Вы меня, действительно, не любите… Неужели Вы не понимаете, что небо — поднимите голову и посмотрите! — в тысячу раз больше меня… »

«Посвящение Мандельштаму» прочитала Даша Куликова.

«Скифская колыбельная» давно уже вышла за рамки стихотворения, и теперь песня живет самостоятельной жизнью. Таня Ульянченко представила одну из ее трактовок.

Марина: «Я делаю решительный шаг: в 1922 году еду к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки».

Воспоминания о «Нездешнем вечере» прочитала Карина Мкртчян.

Отрывок из поэмы «Стенька Разин» прочитала Олеся Орлова. Цветаева часто обращалась к образу Степана Разина. Ее привлекала та часть легенды о Стеньке, где он влюбляется в пленную персиянку, а потом топит ее в Волге – в подарок великой реке.

Марина: «С 1912 по 1920 год пишу непрерывно, но, ни одной книги не вышло. Меня знают лишь завзятые любители поэзии… » Надо ли говорить, что для поэта это подлинная трагедия. На реплику корреспондента газеты что ее «не помнят в России», Марина Ивановна ответила: «Нет, голубчик, меня не «не помнят», а просто не знают…»

Марина: «У меня было имя. У меня была внешность. Привлекающая внимание (мне говорили: «голова римлянки») — и, наконец, хотя с этого я должна была начать: у меня был дар – и все это – не послужило мне, повредило…» «Письмо шестое» Цветаевой прочитала Аня Сучкова.
Черед настал, и очень скоро — в тридцать девятом, Марина Ивановна появилась в Москве. «Вот тогда-то, в сороковых годах началась круговерть моих стихов по Москве. Конечно, это опять же был узкий круг, стихи не печатались, публичных выступлений не было… Здесь я не нужна, там я невозможна…»

Осенью 1940 года неожиданно пересеклись судьбы молодого поэта Арсения Тарковского и Марины Цветаевой, да еще в такие переломные и знаковые времена! Ему было 32 года, ей – 47.
«Это была моя последняя любовь», — писала Марина. Вскоре она уехала в эвакуацию в Елабугу на Каму.

Арсений (Никита Седов): «Об этом я узнал в Москве в первых числах сентября до того, как уехал на фронт. О смерти, но не о стихах… Последние стихи Цветаевой обращены именно ко мне … »

«Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых —
Быть призраком хочу — с твоими,
…Никто: не брат. не сын, не муж,
Не друг — и всё же укоряю:
— Ты, стол, накрывший на шесть — душ,
Меня не посадивший — с краю».

Последнее фото Марины Ивановны

Но в Елабуге навис ужас остаться без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, где, находились эвакуированные московские литераторы, Марина Ивановна съездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление. «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года…» «… Получила отказ. Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня — все меньше и меньше…»

Она ушла из жизни 31 августа 1941 года в Елабуге, в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном Муром. Свидетельство о смерти было выдано сыну 1 сентября. В графе: «Род занятий умершей» написано — «эвакуированная».
Жизнь, где мы так мало живем. Но зато, как она много смогла в своих тетрадях! Таково было хождение по мукам великого Поэта века… Когда-то Шекспир сказал: «Нет в мире виноватых. Но может быть, кто-нибудь Великий, скажет когда-нибудь, что все виноваты и будет не менее прав».

Поэтические чтения и выставки, спектакли и фильмы, тематическая леция и арт-медиахеппенинг — сайт собрал самые интересные события, которые подготовили ко дню рождения Марины Цветаевой театры, музеи и библиотеки.

125-летие Марины Цветаевой начали праздновать задолго до самой памятной даты. Например, еще в мае после ремонта мемориальная квартира поэтессы. Основные торжества состоятся в воскресенье, 8 октября, но праздничные вечера и концерты будут проходить до конца месяца.

Библиотека имени Е.А. Фурцевой 8 октября на праздничную программу. Поэты и поэтессы прочтут свои любимые произведения Марины Цветаевой, лекторы расскажут об интересных фактах из ее творческой и личной жизни. В библиотеке также пройдут дискуссии, стендапы и творческие конференции.

Спектакль «Психея» театра «Студия-69» раскроет тему женской души, мечущейся в поисках себя. Художница Полина Нечаева представит выставку одной картины, а филолог и ведущая спецкурса «Клуб любителей русской поэзии» Лариса Нечаева подготовила лекцию о личной жизни, творчестве, тайнах и загадках Цветаевой.

Гости прочтут вслух отрывки из дневников поэтессы и посмотрят посвященные ей фильмы: документальную ленту Ирины Рериг «Три героини в поисках родины», короткий метр выпускницы ВГИКа Марины Алиной «Попытка дома» и картину Марины Мигуновой «Зеркала».

«Ненаписанные воспоминания»

Предпремьерный показ спектакля «Ненаписанные воспоминания» пройдет 8 октября в 20:00 в рамках ХХ Международной научной конференции «Фараонова пшеница: наследие Марины Цветаевой в ХХI веке».

Над постановкой работали артисты Московского открытого студенческого театра и сотрудники Дома-музея Марины Цветаевой . В основу спектакля легла документальная работа одного из ведущих современных цветаеведов Вероники Лосской. Режиссер — Георгий Долмазян.

Марина Цветаева не попала в кадры кинохроники, ее голос не был записан ни на одну пластинку. Память о ней хранят несколько десятков фотографий, портреты и рукописное наследие, а также воспоминания ее современников — близких, друзей, знакомых, свидетельства, записанные со слов рассказчиков, нередко анонимных. Эти истории о жизни Марины Цветаевой дополняют ее поэзию, прозу, дневниковые записи и письма.

Спектакль «Каменный ангел»

Игорь Яцко сделал спектакль по пьесе Марины Цветаевой, несмотря на расхожее мнение, что ее произведения не подходят для постановки. «Каменный ангел» считался утерянным и был найден только в середине 1960-х годов.

Идеальным пространством для воплощения режиссерского замысла стал зал «Глобус»: трехуровневая структура соответствует измерениям, в которых разворачивается действие. Начинается оно на земле — в средневековом городе у фонтана с каменным ангелом, к которому юные девицы приходят рассказать о своей несчастной любви, и лишь одна, Аврора, — о счастливой, о любви к нему — Ангелу.

Вслед за героиней зритель спустится в нижний мир — сцена «Глобуса» устроена так, что этот спуск стоит воспринимать буквально. Здесь царствуют Венера с Амуром, насылая на смертных душевные страдания. С небес, из-под купола зала, появится Ангел, уже во плоти, чтобы разогнать темный морок преисподней и проводить обманутую душу Авроры к Богоматери.

Режиссер совмещает драматический спектакль с небольшим концертом, в котором участвуют колокола, клавесин, орган, лютни и тамбур-пайп. В спектакле звучит клавирная и лютневая музыка европейских композиторов XVI и начала XVII веков в исполнении музыканта-мультиинструменталиста Петра Айду. Посмотреть постановку можно 8 октября в 19:00.

Арт-медиахеппенинг «Над бездной»

Гостей ДК «Стимул» 8 октября в 17:00 ждет . В основу проекта легло произведение «Поэма конца». Это плач по уже завершившейся любви в декорациях старой Праги: неудачный роман с Константином Родзевичем поделил жизнь Марины Цветаевой на до и после.

Стихи прочитает актер, режиссер лауреат премии Союза театральных деятелей России «За режиссерское новаторство в театре» Сергей Лепский. Гости услышат музыку Альфреда Шнитке, которую исполнят струнный ансамбль «Отом групп» и скрипач Артем Гиваргизов — лауреат международного конкурса «Виртуозы XXI века», композитор-аранжировщик электронной музыки.

В качестве хореографа и исполнителя в проекте принимает участие Ольга Дмитракова — в прошлом участница основного состава шоу-балета «Тодес», основатель и руководитель студии эстрадного танца «Ассорти».

Выставка «Письмо поэтессе. К 125-летию Марины Цветаевой»

На выставке в Доме Бурганова посетители увидят скульптурные и графические произведения Александра Бурганова, на которые оказало влияние творчество Марины Цветаевой. Центральное произведение — скульптурная композиция «Письмо» — посвящено роману в письмах Марины Цветаевой и Райнера Марии Рильке. Его сюжет и образы легли в основу целого ряда работ Бурганова.

Выставка начнет работать 8 октября в 11:00. На ее закрытии 8 ноября гости услышат историю романа, а также стихи поэтессы. Вечер завершится огненным шоу.

Выставка «Бюст Аполлона — план Музея — И всё — как сон»

Выставка в Государственном музее — гуманитарном центре «Преодоление» посвящена также 170-летию со дня рождения отца поэтессы филолога и искусствоведа Ивана Цветаева.

В этом особняке на Тверской жила княгиня Зинаида Волконская, превратившая свой дом в литературно-музыкальный салон, где бывали Александр Пушкин, Петр Вяземский, Адам Мицкевич, Василий Жуковский и другие выдающиеся представители золотого века русской культуры. Здесь была знаменитая Греческая комната со множеством старинных скульптур, картин и других экспонатов. Позже у Волконской родилась идея создать эстетический музей при Императорском Московском университете. При жизни ее проект не осуществился, но замысел был реализован в 1912 году Иваном Цветаевым при создании Музея изящных искусств имени императора Александра III.

Как дань традиции салона Зинаиды Волконской особое место кураторы отвели слепкам скульптурных произведений на античные темы. В выставочном зале «Театр эпохи аристократов» будут показаны копии с первых античных скульптур и античные артефакты из семейного собрания Цветаевых.

Выставка «Роднее чем в детстве»

Концерт фортепианной музыки

22 октября в 18:00 в Доме-музее Марины Цветаевой состоится концерт фортепианной музыки. Здесь прозвучат произведения Сергея Рахманинова, Фредерика Шопена, Вольфганга Амадея Моцарта, Феликса Мендельсона, Роберта Шумана, Ференца Листа, Шарля Франсуа Гуно, Камиля Сен-Санса, Сергея Прокофьева. Их исполнит Александр Малофеев — победитель VIII Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского.

21 октября музыканту исполнится 16 лет. Он обладатель премий престижных конкурсов, которые проводятся как в России, так и за рубежом. Александр Малофеев дает концерты в Большом театре, Центре оперного пения Галины Вишневской, Московском международном доме музыки, Мариинском театре, Кауфман-центре в Нью-Йорке, Парижской филармонии.

«Её стихам»: вечер к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой

На концерте «Её стихам», который начнется в Доме-музее Марины Цветаевой 24 октября в 19:00, зрители услышат вокальные произведения на стихи поэтессы. В программу войдут романсы и песни.

На вечере прозвучат произведения как известных композиторов — Сергея Слонимского, Бориса Тищенко, Микаэла Таривердиева, так и начинающих авторов — Тихона Хренникова (внука знаменитого советского композитора), Георгия Федорова, Анны Кузьминой. Музыкальные сочинения исполнит лауреат международных вокальных конкурсов Елизавета Бокова. Аккомпанировать певице будет пианистка Анастасия Казмерчук.

Композиция «Мать и музыка» в Доме-музее Марины Цветаевой

Творческая лаборатория Московского педагогического государственного университета (МПГУ) 28 октября литературно-музыкальную композицию «Мать и музыка» по одноименному автобиографическому произведению Марины Цветаевой.

Прозвучат фрагменты из этой книги о знакомстве поэтессы с музыкой. Путешествие в прошлое гости совершат вместе с выпускником музыкального факультета МПГУ ведущим программы Олегом Бордуковым, солистами хора Государственного академического Большого театра Мариной Мининой (меццо-сопрано) и Александром Перепечиным (бас), студенткой Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Камиллой Филипповой (скрипка), учащимися московских школ. Они представят произведения русской и зарубежной классической музыки для фортепиано, флейты и скрипки. Партию фортепиано исполнит автор проекта — заведующая творческой лабораторией МПГУ Марина Жаворонкова.

Литературно-музыкальная композиция «Стихи из детской»

Сегодня исполнилось 125-лет со дня рождения Марины Цветаевой . Удивительного поэта, поразительно тонко чувствующей женщины, прожившей сложную жизнь, любившей, страдавшей, потерявшейся во времени, потерявшей свою страну и так и не сумевшей найти своё место в новом государстве.

М. Цветаева. На обороте рукой А.С. Эфрон "10-е годы, МЦ в старинном кресле"


То, какой она была, лучше всего передают её стихи. Сегодня все цитируют её стихи, написанные Мариной Ивановной на собственное рождение:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон. 1911 год .


Но были и другие. Многие другие. Были посвящённые её мужу, Сергею Эфрону, с которым Марина познакомилась в 1911 году в Коктебеле, куда она приезжала в гости к Максимилиану Волошину:

И было сразу обаянье.
Склонился, королевски-прост. —
И было страшное сиянье
Двух темных звезд.

И их, огромные, прищуря,
Вы не узнали, нежный лик,
Какая здесь играла буря —
Еще за миг.

Я героически боролась.
— Мы с Вами даже ели суп! —
Я помню заглушенный голос
И очерк губ.

И волосы, пушистей меха,
И — самое родное в Вас! —
Прелестные морщинки смеха
У длинных глаз.

Я помню — Вы уже забыли —
Вы — там сидели, я — вот тут.
Каких мне стоило усилий,
Каких минут —

Сидеть, пуская кольца дыма,
И полный соблюдать покой…
Мне было прямо нестерпимо
Сидеть такой.

Вы эту помните беседу
Про климат и про букву ять.
Такому странному обеду
Уж не бывать.

В пол-оборота, в полумраке
Смеюсь, сама не ожидав:
«Глаза породистой собаки,
— Прощайте, граф».

Аля с Ириной. 1919 г.


А это дочерям. Стихи написаны в первой половине апреля 1920 года, после смерти Ирины, младшей дочери Марины Цветаевой. В стране уже сменилась власть. Сергей Эфрон находится за границей, они разлучены и несколько лет и Марина даже не знала, жив ли он. Она выживала в своём доме как могла, голодала, искала любую работу. Оставшись без средств к существованию, она отдала детей в приют. Ей обещали, что там они будут сыты. Но в приюте Ирина умерла. Цветаеву не раз упрекали за чёрствость в отношении к младшей дочери, но прочтите эти стихи. Они всё вам расскажут:

Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были — по одной на каждую —
Две головки мне дарованы.

Но обеими — зажатыми —
Яростными — как могла! —
Старшую у тьмы выхватывая —
Младшей не уберегла.

Две руки — ласкать — разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки — и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.

Светлая — на шейке тоненькой —
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем непонято,
Что дитя мое в земле.

Марина Цветаева. 1914-1915 гг.


Вы 1922 году, Марина Ивановна уезжает из России к мужу, которого ей удалось найти благодаря Илье Эренбургу. Эфрон также не знал, что с нею, выжила ли она. Сначала они живут в Праге, потом в Париже. Но эмиграция не приняла Цветаеву. На неё сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого. Её почти не публикуют. И она тоскует по России. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»
В 1934 г. она написала стихотворение «Тоска по родине»:

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

Марина Цветаева с сыном. 1930-ые годы.


Уже за границей, в феврале 1925 года Марина Цветаева родила сына. Георгий Эфрон, дома его называли Мур, рос в не зная России. Первый раз он увидит страну лишь в в 1939 году. Цветаева с сыном вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, которые уехали сюда ещё раньше. А вот какие стихи Марина посвятила сыну ещё до возвращения, в январе 1932 года:

Ни к городу и ни к селу —
Езжай, мой сын, в свою страну, —
В край — всем краям наоборот! —
Куда назад идти — вперед
Идти, — особенно — тебе,
Руси не видывавшее

Дитя мое… Мое? Ее —
Дитя! То самое былье,
Которым порастает быль.
Землицу, стершуюся в пыль,
Ужель ребенку в колыбель
Нести в трясущихся горстях:
«Русь — этот прах, чти — этот прах!»

От неиспытанных утрат —
Иди — куда глаза глядят!
Всех стран — глаза, со всей земли —
Глаза, и синие твои
Глаза, в которые гляжусь:
В глаза, глядящие на Русь.

Да не поклонимся словам!
Русь — прадедам, Россия — нам,
Вам — просветители пещер —
Призывное: СССР, —
Не менее во тьме небес
Призывное, чем: SOS.

Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой — вперед —
В свой край, в свой век, в свой час, — от нас —
В Россию — вас, в Россию — масс,
В наш-час — страну! в сей-час — страну!
В на-Марс — страну! в без-нас — страну!

Марина Цветаева. 1930-е.


В СССР Марина Ивановна не нашла счастья. Всю их семью поселили на даче НКВД в Болшеве. И в том же 39 году 27 августа была арестована её дочь Ариадна, а 10 октября — Эфрон. Больше Марина их не увидела никогда. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Но вот её стихи от 7 января 1940 года:

Двух — жарче меха! рук — жарче пуха!
Круг — вкруг головы.
Но и под мехом — неги, под пухом
Гаги — дрогнете вы!

Даже богиней тысячерукой
— В гнезд, в звезд черноте —
Как ни кружи вас, как ни баюкай
— Ах! — бодрствуете…

Вас и на ложе неверья гложет
Червь (бедные мы!).
Не народился ещё, кто вложит
Перст — в рану Фомы.

Марина Цветаева, 1935 г.


Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работу пришлось прервать из-за уезда в эвакуацию. Они с сыном прибывают в городок Елабугу на Каме. Здесь они жили в доме, где у Марины был угол за занавеской. Последнее стихотворение Марины Ивановны Цветаевой датировано 6 марта 1941 года. По крайней мере последнее из тех, что мы нашли:

Всё повторяю первый стих
И всё переправляю слово:
— «Я стол накрыл на шестерых»…
Ты одного забыл — седьмого.

Невесело вам вшестером.
На лицах — дождевые струи…
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть — седьмую…

Невесело твоим гостям,
Бездействует графин хрустальный.
Печально — им, печален — сам,
Непозванная — всех печальней.

Невесело и несветло.
Ах! не едите и не пьёте.
— Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счёте?

Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата, третий —
Ты сам — с женой, отец и мать)
Есть семеро — раз я́ на свете!

Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых —
Быть призраком хочу — с твоими,

(Своими)…
‎Робкая как вор,
О — ни души не задевая! —
За непоставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая.

Раз! — опрокинула стакан!
И всё, что жаждало пролиться, —
Вся соль из глаз, вся кровь из ран —
Со скатерти — на половицы.

И — гроба нет! Разлуки — нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
Как смерть — на свадебный обед,
Я — жизнь, пришедшая на ужин.

…Никто: не брат, не сын, не муж,
Не друг — и всё же укоряю:
— Ты, стол накрывший на шесть — душ,
Меня не посадивший — с краю.

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Незадолго до гибели она писала - «Уже год я ищу глазами крюк». Она повесилась в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой.
Похоронена Марина Цветаева на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Могила её затерялась и нам известно лишь примерное место её захоронения.

Конечно, это лишь малая часть её жизни и творчества. Всё гораздо сложнее, полнее, насыщенней. Но если вы захотите, то найдёте много информации о Марине Ивановне. В сети есть и её стихи и рассказы о её жизни. Рекомендуем почитать Марины Цветаевой , который мы писали несколько лет назад. Это было ещё до ремонта в музее. Мы обязательно планируем посетить его ещё раз и сравнить с тем, что было. И вам советуем.

Posts from This Journal by “интересное” Tag


  • Пресс-конференция Третьяковской галереи.

    В понедельник 20 мая состоялась пресс-конференция посвященная реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581…


  • «Уцелевший» биопринтер «Орган.Авт» стал экспонатом Музея космонавтики

    26 апреля 2019 года руководители компании ИНВИТРО передали в коллекцию Музея космонавтики два биопринтера «Орган.Авт», созданные в…

  • Центр воспроизводства редких видов Московского зоопарка откроет свои двери для туристов.

    Со 2 апреля 2019 года каждый желающий сможет посетить Центр и познакомиться с его уникальными обитателями в рамках специальных экскурсий. До этого…


  • Открытие Артиллерийского двора Исторического музея на летний период - отчет.

    Вчера состоялось торжественное открытие экспозиции Артиллерийского двора Исторического музея на летний период. Сама экспозиция расположилась дворе…