Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Католическая церковь в 11 13 веках. Католическая церковь в XI XIII вв

«Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы»

Вариант 1

1. Во время этого таинства верующие вкушали хлеб и вино, воплощавшее в себе, согласно Священному Писанию, «тело и кровь Христову». Это:

      причащение

      крещение

      покаяние (исповедь)

2. Ересь – это:

1) отвергнутое церковью и объявленное ложным учение

2) наивное, но исполненное веры в церковь представление народа

3) несущественное разногласие с церковным вероучением

1) верил с чудо

2) требовал постоянно подтверждения истинности своей веры

3) почитал святых

4) с недоверием относился к проповедям священника

5) верил в силу заговоров и обрядов, не одобрявшихся церковью

4. Особый сбор, шедший в пользу церкви:

1) десятина

2) церковный сбор

3)церковная подать

5. Церковь в Средние века:

1) устанавливала Божий мир

3) поддерживала проведение рыцарских турниров

4) помогала бедным

5)боролась с еретиками

Найдите и укажите номер позиции, лишней в перечне.

Духовенство считалось в Средние века первым, высшим сословием.

2) неверно

7. Первый крестовый поход начался

8. Иерусалим, Триполи, Эдесса, Антиохия

1) это государства крестоносцев на Ближнем Востоке

2) это города, захваченные крестоносцами на Ближнем Востоке

3) это города, захваченные крестоносцами в Византии

9. Расположите в хронологической последовательности следующие события

А) проповедь Урбана II

Б) разгром Константинополя

В) поход бедноты

Г) взятие Иерусалима крестоносцами

1) рост населения в западной Европе

2) религиозный подъем, стремление освободить Гроб Господень

3) вторжение норманнов

4) желание папства укрепить свою власть и влияние

5) жажда богатства, добычи

Найдите и укажите номер позиции, лишней в перечне.

Проверочная работа (тест) на тему:

«Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы»

Вариант 2

1. Во время этого таинства верующие рассказывали священнику о дурных поступках и помыслах, просили о прощении. Это:

1) покаяние (исповедь)

2) крещение

3)священство

2. Особый сбор, шедший в пользу церкви:

1) десятина

2) церковный сбор

3) церковная подать

3. Простой, неграмотный народ в Средние века (укажите несколько позиций):

1) ждал, что молитва исполнится немедленно

2) требовал чуда

3) почитал святые места

4) редко ходил в приходскую церковь

5) верил в святых

4. Церковь в Средние века:

1) преследовала еретиков

4) располагала огромными богатствами

5) призывала к прекращению войн и междоусобиц

Найдите и укажите номер позиции, лишней в перечне.

5. Инквизиция – это:

1) особый церковный суд, учрежденный для борьбы против еретиков

2) церковный суд, разбиравший главным образом споры о монастырских имуществах

3) суд, в котором применялись судебные испытания

6. Верно ли следующее утверждение?

Католическая церковь объединяла верующих – мирян и духовенство.

2) неверно

7. Четвертый крестовый поход начался

8. Расположите в хронологической последовательности следующие события

А) поход бедноты

Б) призыв Иннокентия III к крестовому походу

В) осада Антиохии

Г) образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке

9. Тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы:

1) это члены духовно-рыцарских орденов, созданных на Ближнем Востоке во время крестовых походов

2) это члены духовно-рыцарских орденов, созданных в Европе во время крестовых походов

3) это члены духовно-рыцарских орденов, созданных накануне крестовых походов

10. Историки называют причинами крестовых походов:

1) стремление папства добиться превосходства над европейскими правителями

2) торговые интересы европейского купечества

3) резкое снижение численности населения в Европе

4) жажда богатства, добычи

5) надежда на спасение души, желание освободить Святую Землю

Найдите и укажите номер позиции, лишней в перечне.

Ответы на тест «Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы»

Вариант 1

Урок в 6 классе по учебнику Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Глава: «Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы»

Тип урока: обобщение материала.

Технологии урока: интерактивные, деятельностные, сотрудничества.

Формы работы учащихся: индивидуально-групповая (ответы на вопросы, работа с текстом, работа с картинками, историческими понятиями, выполнение творческого задания)

Цель: проверить, обобщить и закрепить знания по этой главе; способствовать расширению кругозора.

Обучающая задача:

Систематизировать полученные знания по изменениям в христианской церкви в 11-13 веках и крестовым походам. Показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе. Дать определения;

Воспитательная задача:

Пробудить интерес к самостоятельному решению задач

Способствовать воспитанию культуры делового общения

Способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке

Развивающая задача:

Развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;

Развивать умение делать самостоятельные выводы;

Развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;

Развивать умение анализировать;

Развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Ход урока: Ребята в командах по 4 человека. Работаем с карточками. Работаем плечом к плечу, лицом к лицу. Результат зачитывает 1 человек.

Учитель: Вспомним историю средних веков

Расцвет и упадок, и рост городов,

Крестовых походов печальный закат,

Истории книги листаем назад.

Вспомните 1 команда, какие сословия появились в этот период времени в Западной Европе

Ответ:

1. Духовенство - те кто молится.

2. Дворянство - те кто воюет.

3. Третье сословие - крестьяне и все остальное население- те кто трудится.

Вспомните 2 команда источники богатства католической церкви.

Ответ:

1 . Плата за обряды.

2. Церковная десятина.

3. Продажа индульгенции.

4. Продажа церковных должностей.

5. Плата за прикосновение к церковным реликвиям.

Вспомните 3 команда о разделении церкви (обратите внимание на документ в учебнике стр. 130 император Генрих IV вынужден был умолять о прощении Григория 7 ).

Ответ:

Разделение христианской церкви на западную и восточную произошло в 1054 году. Римский папа и константинопольский патриарх ругались из-за господства над христианской церковью. Молитва в западной церкви читалась на латинском.

Вспомните 4 команда определения словам и выражениям:

Ответ:

- конклав (совет кардиналов, избирающих папу римского);

- христианская мораль (правила поведения, которые предписывала соблюдать верующим церковь);

- догма (положение, принимаемое слепо, на веру, не подлежащее критике);

- «пойти в Каноссу...» («идти с повинной к своему врагу, подвергнуться страшному унижению»).

Учитель: О, люди! Церковь погрязла в пороках, она испорчена, духовенство должно отказаться от земных владений и богатств. Римский папа наместник дьявола, а не Бога: единственный источник веры – евангелие, а не учение официальной церкви, церковь извратила слова Христа и апостолов и не следует их учению: земное богатство мешает спастись, для спасения нужна бедность. Ребята, кто же это мог написать? (еретики).

1 команда расскажите - Кто такие еретики?

Ответ:

Еретик - противник господствующего вероучения церкви. Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

Назовите методы борьбы церкви с еретиками 2 команда .

Ответ:

1. Отлучение от церкви. Отлученный был полностью бесправен.

2. Наложение запрета на богослужение, на страну, область, город. В таких местах не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не хоронили умерших.

3. Военные походы в те области, где было особенно много еретиков.

4. Инквизиция.

3 команда - расскажите о инквизиции? (поможет иллюстрации по теме "Инквизиция")

Ответ:

Инквизиция - трибунал католической церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой против еретиков - тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерархии. Под этот акт ещё не было подведено никакой "правовой" основы. Она стала складываться в конце XII - первой трети XIII вв. Приговором тайного суда инквизиции могло быть публичное отречение, штраф, тюремное заключение и, наконец, сожжение на костре - церковь применяла его в течение 7 веков. Последняя казнь состоялась в Валенсии в 1826 г. Сожжение ассоциируется обычно с аутодафе - торжественным оглашением приговора инквизиции, а также исполнением его. Такая аналогия вполне правомерна, т. к. все другие формы наказания обставлялись инквизицией более буднично.

4 команда – рассказать о нищенствующих орденах монахов.

Ответ:

Папству удалось перетянуть на свою сторону многих людей, колебавшихся между ересью и католицизмом. С еретиками их сближало стремление найти свой путь к Богу. Но они не критиковали церковь и потому не вызывали у неё ненависти. Двух таких людей сумел оценить Иннокентий III. Он утвердил уставы новых монашеских орденов - францисканцев и доминиканцев. Ордены получили название по именам своих основателей - Франциска Ассизского и Доминика де Гусмана.

Франциск страстно молился, и в видениях ему стали являться Иисус и Богоматерь. Когда Франциск начал проповедовать, его наивные толкования Евангелия вызывали насмешки у учёных богословов. Но смирение Франциска обезоруживало даже врагов, а в его проповедях звучала такая глубокая и искренняя вера в Бога, любовь к нему и всем его созданиям, что вскоре вокруг Франциска стали собираться последователи. Тогда Франциск отправился в Рим, где папа утвердил устав для его братства. Францисканцы отличались от других монашеских орденов. Во-первых, это был нищенствующий орден; его членам следовало жить подаянием. Во-вторых, францисканцы не замыкались в стенах монастырей, а странствовали с проповедью Евангелия. В-третьих, они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и потому их речь звучала убедительно. Они стремились помогать мирянам, ухаживали за больными и увечными.

Испанец Доминик де Гусман, известный как святой Доминик (1170-1221), долго проповедовал против альбигойцев, а затем решил создать орден для борьбы с ересями. В 1216 году устав доминиканцев был утверждён папой. Доминиканцы усердно занимались науками, чтобы успешно вести богословские споры с еретиками. Они преподавали в университетах и играли главную роль в инквизиции. Доминиканцы странствовали по всему миру с проповедью Евангелия.

Учитель:

Как много фактов и имен.

Хранит истории обитель

Одно из них звучит «Клермон»

С тех пор прошло годов не мало,

Но в то 11 век

Огромная толпа стояла

Здесь в 40 тысяч человек.

И перед нами римский папа

Урбан второй здесь выступал.

Он призывал покинуть Запад

Он на Восток всех призывал.

Вот так возникли крестоносцы

Солдаты армии Христа.

Всего походов было восемь

И все под знаменем креста.

В походы шли по доброй воле,

Стремясь богатство захватить

И все хотели лучшей доли

В Европе нечего ловить.

Здесь много нищих и голодных,

И бедных рыцарей не счесть.

И даже дети шли в походы

Там всем хотелось вкусно есть.

Там всем хотелось жечь и грабить,

Там всем хотелось убивать.

Неверных на тот свет отправить

Иерусалим завоевать.

И запылали государства

Мечети, храмы, города.

И снова, покидая запад

Шли на восток они тогда.

Там были Фридрих Барбаросса

Немецкий старенький правитель.

Король французский Филипп Август,

И король Англии сэр Ричард.

В огне пожаров погибали,

Но шли все на Восток тогда.

Так в Сирии и Палестине

Возникли крестоносцев государства

Главным считалось Иерусалимское

Настали времена трагедии и рабства.

Какие же подходов тех последствия,

Что шли без малого три сотни лет.

Несли они народам только бедствия

Восток и Запад, разницы здесь нет.

И все же не прошли они бесследно

Наука и торговля оживились.

В Европе новые товары и услуги

Рис, гречка, даже бани появились.

В далеком прошлом те крестовые походы,

Но из истории их вычеркнуть нельзя.

И вечно будут в памяти народа

Урбан II, кресты, Клермон и Франция!

1 команда - Назовите цели участников крестовых походов.

Ответ:

1. Освобождение главной христианской святыни из рук мусульман.

2. Распространение власти римских пап и получение новых доходов с восточных стран.

3. Захват новых земель.

4. Обогащение за счет грабежа других стран и народов.

5. Освобождение от долгов, избавление от голода и нищеты,

б. Уход крестьян от крепостной зависимости.

2 команда - Объясните, чем занимались члены духовно-рыцарских орденов, перечислите их?

Ответ:

1. Францисканцы. 2. Доминиканцы. 3. Тамплиеры. 4. Госпитальеры. 5. Тевтонский орден

1. С оружием в руках боролись с «врагами христианской веры».

2. Расширяли владения крестоносцев и обороняли их.

3. Заботились о паломниках.

4. Лечили больных и раненых.

5. Занимались торговлей.

6. Владели морскими кораблями и тортами

3 команда - Перечислите основные причины прекращения крестовых походов к концу XIII века .

Ответ:

1. Войны на Востоке уносили многие жизни, владения крестоносцев сокращались, а улучшения в сельском хозяйстве приносили феодалам постоянные доходы.

2. Укрепляя свою власть, короли нанимали рыцарей в свое войско для решения государственных дел в Европе.

3. Хорошие урожаи спасали крестьян от голода, и они уже не искали счастья на чужбине.

4 команда - Перечислите последствия крестовых походов для Западной Европы.

Ответ:

1 . В крестовых походах Западная Европа понесла огромные людские потери.

2. Венеция и Генуя получили первенство в торговле на Средиземном море.

3. Расширились представления европейцев о жизни восточных соседей.

4. Европейцы стали выращивать полезные и новые для них растения: арбузы, лимоны, абрикосы, рис, гречиху.

5. Стали употреблять в пищу сахар и пряности.

6. Возникло множество ветряных мельниц, заимствованных на Востоке.

7. Жители Западной Европы стали изготавливать ткани из шелка, зеркала из стекла, улучшили обработку металлов.

8. Феодалы стали соблюдать правила личной гигиены: мыться в банях и мыть руки перед едой, сменять белье и верхнюю одежду.

9. Роскошь Востока полюбилась европейцам, и они стремились к дорогой одежде, изысканным кушаньям, коврам, высококачественному оружию. Это способствовало развитию торговли.

Давайте вместе сделаем выводы - я начинаю предложение, а вы заканчиваете -

Итак христианство разделилась на (православную и католическую)

католическая церковь стремилась расширить свое влияние. Она враждует с (королями), борется (с еретиками)

организует что? (крестовые походы).

в этот период католическая церковь стала очень влиятельной силой, так как (границы христианского мира в результате крестовых походов расширилась).

Задание на дом:

Актуализация домашнего задания:

Создать кроссворд по теме используя понятия

Сочините рассказ о том что вы крестоносец или еретик.

Нарисовать картинку о крестоносцах

2. Богатство церкви 1. Духовенство и его цели 3. Разделение церквей 5. Еретики 4. Папская власть при Григории VII и Иннокентии III 6. Инквизиция и нищенствующие ордена

Религиозные мыслители делили общество на 3 сословия. Первое и самое главное сословие – духовенство. Христианская мораль требовала выполнения законов Библии. Считалось, что грешник может спастись раскаянием и исповедью. Образцовый христианин – нищий, отказавшийся от имущества. Часть своих доходов церковь должна была отдавать нуждающимся. Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству. Сословия средневекового общества Средневековый монах

Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Со всего населения Западной Европы церковь брала десятину – налог, составляющий 1/10 дохода. Церковь получала огромные доходы от торговли индульгенциями. Осуждая ростовщичество, церковь сама занималась этим. Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов. Распределение земель в Средневековье Индульгенция

До середины XI века церковь считалась единой, но в Византии её главой был константинопольский патриарх, а в Западной Европе – папа римский. Из-за господства над церковью между папой и патриархом шла острая борьба. Между церквями на Западе и Востоке существовали различия. В 1054 г. Произошло окончательное разделение церкви на католическую (на западе) и православную (на востоке). Отличия между католической и православной церквями Главы церквей на западе и востоке Константинопольский патриарх

С середины IX века власть папы крайне ослабела. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран фанатик Григорий VII . Между императором Генрихом IV и Григорием VII развязалась борьба, которая с переменным успехом длилась долгое время. В Западной Европе единственной сплоченной организацией была церковь, что позволяло папам вести борьбу за господство с феодалами. Наибольшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III . События борьбы Феодальная лестница при Иннокентии III в некоторых странах Иннокентий III Григорий VII

На церковных соборах были постепенно выработаны догматы – непреложные истины христианской веры. Между Библией и догматами существовали значительные расхождения, что возмущало верующих. Среди людей время от времени стали появляться еретики, критиковавшие церковь. Церковь боролась с еретиками, отлучала их от церкви, организовывала военные походы против еретиков. Еретики – противники господствующего вероучения церкви. Требования еретиков к церкви Казнь еретиков

Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке церковный суд – инквизицию. В борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых подвергали пыткам, а часто сжигали на костре. Видя, что народ почитает живущих в бедности, папы образовали в начале XIII века нищенствующие ордена монахов-проповедников. Главные ордена – это орден францисканцев Франциска Ассизского и доминиканцев Доминика Гусмана. Действия инквизиции Характеристика орденов Доминик Гусман и Франциск Ассизский

В XI-XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы другу Те, кто молится Те, кто воюет Те, кто трудится Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Первое сословие: К первому сословию относилось духовенство, ведь церковь являлась посредником между человеком и Богом. Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии. Существовало правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Первое сословие: «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные» .

Богатства церкви q Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Распределение земель в Средневековой Европе Церковь Остальные земли

Богатства церкви Священные реликвии: волосы Христа, обломки креста, гвозди и т. п. Мощи – останки тел святых мучеников

Богатства церкви То, что однажды было дано Церкви, навсегда принадлежит Христу и никоим образом не может быть отчуждено из владения Церкви… То, что дается Церкви, как всем известно, дарится ей для того, чтобы… служащие Богу имели средства к существованию и, будучи постоянно заняты созерцанием Божественного и непрестанным его восхвалением, могли бы всегда, вне тревоги мира сего преданнейше служить Господу» . ИЗ КНИГИ «О ЧЕСТИ ЦЕРКВИ» МОНАХА ПЛАЦИДИЯ НОНАНТОЛАНСКОГО (ХI в.)

Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов.

1054 г. - Раскол христианской церкви СХИЗМА Западная (католическая) Причины раскола: борьба римского папы и патриарха за господство над христианской церковью Восточная (православная) ВСЕМИРНАЯ Римский папа Лев IX Константинопольский патриарх Михаил

Найдите отличия между церквями Католическая церковь Православная церковь -Глава – Папа Римский -Богослужение велось на латинском языке -Запрещено вступать в брак всему духовенству -Священники брили бороды, выстригали волосы на темени -Глава - Патриарх -Богослужение велось на греческом языке -Запрещено вступать в брак только монахам -Не брили бороды, не выстригали волосы на темени

С середины 9 века власть пап ослабела, церковь теряла влияние на верующих, падал ее авторитет. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились Григорий VII Иннокентий III ставленники германских императоров. Усиливается борьба за укрепление папской власти, которая достигла своего апогея при римских папах Григории VII и Иннокентии III.

Путь в Каноссу Папа Римский Григорий VII (1073 -1085) решил, что глава церкви имеет право судить и смещать не только епископов, но и светских королей, как своих вассалов. Возмущенный император Священной Римской империи Генрих IV(1056 -1106) объявил Папе: «Ты дерзнул восстать против самой королевской власти, дарованной нам от Бога. . . Поэтому покинь апостольский престол… Сойди с него, сойди!» Генрих IV

Путь в Каноссу В ответ Папа Григорий VII заявил: « Я запрещаю королю Генриху, который с неслыханным высокомерием напал на церковь твою, править Германией и всей Италией и запрещаю каждому, кто бы то ни был, служить ему как королю. Я… отлучаю его от церкви, чтобы народы знали. . . врата ада не имеют над церковью силы» . Генрих IV

Путь в Каноссу Недовольные Генрихом немецкие князья пообещали низвергнуть императора, если он в течение года не получит прощения у Римского Папы. В январе 1077 г. с горсткой приближенных он перешел через Альпы. Униженный император и торжествующий Папа встретились в небольшом замке Каносса в Северной Италии. Григорий VII смилостивился, пригласил его к себё и освободил от проклятия. Генрих IV у ворот Каносского замка

Путь в Каноссу «И вот король явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи. Там, сняв королевские одеяния, без знаков королевского достоинства, Без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера, в ожидании приговора римского папы. Так было и на второй, и на третий день» Ламберт Герсфельдский о встрече Генриха IV Генрих IV и Григорий VII и Григория VII в замке Каносса в Каноссе в 1077

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет Реформы Григория VII: запретил браки для священнослужителей; запретил покупать церковный должности; ввел новый порядок выбора пап Римский папа Григорий VII

«Диктат папы» – программа верховенства духовной власти над светской, разработанная Григорием VII 1. Римская церковь создана единым Богом. 2. Только Римский епископ по праву зовется вселенским. 3. Только он один может низлагать епископов и восстановлять их… 8. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. 9. Одному папе все князья лобызают ноги. 10. Только его имя поминается в церквах. 11. Он один в мире именуется папой. 12. Он может низлагать императоров… 18. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. 19. Никто ему не судья… 27. Он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам

Наместник Бога на Земле Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198 -1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами» . На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III.

Наместник Бога на Земле Иннокентий III вмешивался в политику европейских государств, в годы его правления некоторые страны признали вассальную зависимость от папы: (Англия, Арагон, Португалия). Иннокентий III был властным, честолюбивым, жестоким человеком - каким и должен был быть глава католической церкви времен ее наивысшего могущества и расцвета. Папа и кардиналы

Еретики – (от греч. «противник»)люди, критикующие церковь, выступающие против её учения Осуждали дорогие церковные обряды, пышные богослужения; Требовали отмены церковной десятины, отказа духовенства от земельных владений и богатств.

Как церковь боролась с еретиками Церковь начала борьбу против ересей « Мы отлучаем и предаем анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, ортодоксальной и католической. . . Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они ни принадлежали; разные по обличью, они все связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осужденные еретики должны быть преданы светским властям или их представителям для понесения достойного наказания. » Из постановления IV Латеранского собора о Латеранский собор борьбе с ересями (1215 г)

Как церковь боролась с еретиками Отлучение от церкви Интердикт – отлучение от церкви отдельных областей или стран

Как церковь боролась с еретиками Военные походы против еретиков (альбигойские войны) В начале XIII века Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. Против еретиков были совершены военные походы.

Как церковь боролась с еретиками Расправа над еретиками. Миниатюра XIII в. В течении 20 лет были убиты несколько десятков тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков» , он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

Как церковь боролась с еретиками Инквизиция – церковный суд, трибунал католической церкви, который осуществлял судебные, сыскные, карательные функции

Как церковь боролась с еретиками Еретиков подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в том, что они служат Дьяволу. Аутодафе в Испании Инквизиторы говорили: «Не беда, если мы сожжём сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный» Пытки инквизиции

У обвиняемых было два пути: Признание своей вины -Примирение с церковью, отпущение грехов -Пожизненное заключение или безболезненное убийство Отрицание своей вины - Сожжение на костре «без пролития крови»

Создание нищенствующих орденов Орден францисканцев Основатель: Франциск Ассизский Проповедовали: любовь ко всему живому предлагали отказ от собственности; покаяние в грехах; призывали жить в добродетельной нищете за счет милостыни. Орден доминиканцев Главная цель: Борьба с еретиками. Доминиканцы были судьями и служителями инквизиции. Функции: Розыск и преследование еретиков. Основатель: Доминик Гусман Когда Франциск видел множество цветов, он начинал проповедовать им и призывал к восхвалению Господа, как будто они обладали разумом. С самым искренним простодушием он приглашал любить и почитать Господа нивы и ви ноградники, камни и леса, красу полей, зелень садов и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер. . . Даже к червям Франциск питал любовь. . . И он их собирал с дороги и относил в безопасное! место, чтобы путники не раздавили их.

  • Какую опасность представляли ереси и еретики для католической церкви?

§ 13.1. Сила и слабость церкви

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало - сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время Страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств - особых обрядов, выполняемых священником. Считалось, что в момент совершения таинства через священника верующим передавалась божественная благодать.

    Крещение приобщало новорождённого к христианскому миру, детей постарше укрепляли в вере с помощью конфирмации, таинство брака создавало новую семью, а соборование готовило умирающих к встрече с Богом. Причастие напоминало верующим о жертве, принесённой Христом за людей. Таинство покаяния заключалось в том, что раскаявшийся в грехах верующий, исповедуясь, получал через священника отпущение грехов от Бога. Наконец, священство было таинством посвящения в духовный сан.

Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот - индульгенций (в переводе с латыни - милость). Купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению. Этому также помогали добрые дела, следование правилам христианской морали, пожертвования в пользу церкви и бедняков, а также совершение паломничеств ко Гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим и к другим знаменитым христианским святыням.

Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства - около 1/3 всех обрабатываемых земель, не говоря уже о драгоценных предметах для богослужения. Они попадали к церкви разными путями. Земли, привилегии, драгоценности жаловали епископам и аббатам государи и светские сеньоры. Да и любой благочестивый человек старался сделать церкви посильный дар. Кроме того, всё трудящееся население платило церковный налог - десятину. Деньги взимались за выполнение обрядов, за индульгенции. Наконец, епископы и аббаты умело вели хозяйство, увеличивая доходы со своих владений.

Богатства церкви вызывали зависть, и в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На доходные церковные должности они ставили своих родственников или слуг, продавали эти должности, требовали от служителей церкви покорности. Добиться этого им было нетрудно, потому что влияние церкви снизилось, церковные правила и монашеские уставы часто не выполнялись. Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни.

Похищение мощей святого Марка. Венеция, XII в.

В X веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех её служителей строго соблюдать церковные правила. Они думали с помощью обновлённой церкви преобразовать весь мир. Клюнийская реформа быстро набирала силу.

Монахи, рубящие лес. Миниатюра XII в.

    Растущее влияние церкви проявилось и в том, что с конца X века она стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру». Сражения в церковные праздники, в пост или в воскресенье считались греховными. Теперь нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян, женщин. Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов. Нарушителям «Божьего мира» грозило строгое наказание.