Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Вас вызывают на допрос в налоговую…. Налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля Неявка в налоговую инспекцию санкции

ИНСТРУКЦИЯ Как себя вести на допросе в ФНС?

Работника компании или ее руководителя вызвали на допрос в налоговую. Неприятно? Конечно. Но бояться не стоит, главное – знать свои права.Что нужно учитывать при явке в инспекцию для дачи показаний.

Налоговики могут проводить допрос свидетеля как при подготовке к проверке компании, так и в процессе проведения контрольного мероприятия. Цель вызова для дачи показаний, как правило, одна – уличить фирму (или ее контрагента) в налоговом правонарушении и наказать ее за это. Сразу оговорюсь, реагировать стоит только на официальные вызовы на допрос, документально они оформляются в виде повестки. Если из инспекции позвонили и попросили явиться для разговора, можно смело игнорировать такое приглашение.

В повестку о вызове на допрос свидетеля, как правило, включаются такие сведения: о мотивах, послуживших поводом к встрече, о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса, ну и разумеется, о месте. Получается, что вызываемое лицо заранее будет представлять, для чего фискалы назначают ему «свидание», а значит, появляется и время для подготовки. Все показания свидетеля должны быть занесены в протокол. Только такой допрос можно считать законным. Обязательно проследите, чтобы эта бумага заполнялась во время разговора с чиновниками.

Пошел в отказ

Перед дачей показаний инспектор предупредит свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от общения с ним и за дачу заведомо ложных показаний. Об этом будет сделана отметка в протоколе, которую свидетелю нужно подписать. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, может грозить ему штрафом в размере 1000 рублей. За неправомерный отказ от разговора, а равно как и за дачу заведомо ложных показаний, предусмотрен штраф в размере 3000 рублей. Такая ответственность предусмотрена в Налоговом Кодексе. А вот реагировать на угрозы уголовного преследования за подобные деяния не стоит – его в данном случае нет, равно как и административной ответственности.

В некоторых случаях гражданин вообще имеет право отказаться от дачи показаний. Как известно, в нашей стране никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. К последним относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Как известно, в качестве свидетелей налоговики могут вызвать работников организации, в том числе и бывших. Причем сделать это ревизоры вправе и при приостановлении проверки. Такое разъяснение дала ФНС в Письме от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/15309@.

Ссылаться на болезнь, как причину неявки на допрос, в некоторых случаях оказывается бесполезно – налоговики могут прийти, и домой к свидетелю, и в больницу, и любое другое место, в котором он находится. Однако можно и попробовать отсрочить встречу. Только обязательно нужно заранее уведомить инспекцию о невозможности явиться в назначенное время и попросить их выслать повторную повестку. Разумеется, повод к отмене встречи должен быть весомым, кроме того, предполагается, что он документально подтвержден. Это может быть: больничный лист или бумага, которые, например, подтвердят, что свидетель находился в командировке, в отпуске и так далее. Конечно, у ревизоров есть право провести допрос в месте нахождения свидетеля. Но вероятнее всего, они будут ждать, если речь конечно не идет о каком-то очень важном или «дорогом» деле.

Право на адвоката

В Письме от 30 октября 2012 года № АС-3-2/3920@ Минфин подтвердил вывод о том, что НК не определяет перечень лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при нем.

На встрече со свидетелем должно строго соблюдаться гарантированное частью 1 статьи 48 Конституции право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В случае допроса свидетеля, который пользуется услугами защитника, адвокат в порядке пункта 3 статьи 99 НК РФ вправе делать замечания, которые должны быть внесены в протокол или приобщены к делу. Однако ответы на вопросы при проведении допроса свидетель должен давать самостоятельно. Естественно, присутствие адвоката вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Защита и наступление

Итак, представим, что сотруднику компании пришла повестка: его вызывают на допрос в инспекцию. Паниковать не нужно, необходимо спокойно подготовиться к встрече с налоговиками. Помните, всегда есть возможность по суду признать протокол допроса недействительным. Так, ревизоры часто забывают в начале разговора рассказать свидетелю об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний вообще. А это уже нарушение закона. В этом случае не забудьте указать в протоколе «Не ознакомлен» и поставить подпись.

Конечно, честность – это хорошо, но не всегда. Поэтому быть кристально честным иногда не стоит. Возможно, во время допроса лучше сослаться на «плохую память», ответив на «неудобный» вопрос так: «Давно это было, я уже и не помню» или что-то подобное. Да, за дачу заведомо ложных показаний предусмотрена ответственность, но кто докажет, что у человека и правда не «амнезия». Да и штраф за дачу заведомо ложных показаний Налоговым Кодексом предусмотрен небольшой (да и то, только в том случае, если налоговики раскроют блеф свидетеля), а уголовная ответственность, как мы помним, в этом случае не предусмотрена.

В Письме от 30 октября 2012 года № АС-3-2/3920@ Минфин подтвердил вывод о том, что НК не определяет перечень лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при нем. И, конечно, нельзя забывать про статью Конституции, которая позволяет не свидетельствовать против себя и своих родственников. Особенно это право актуально в семейном бизнесе, когда многие из сотрудников компании являются близкими родственниками. Однако если при проведении проверки деятельности фирмы на допрос вызван руководитель этой организации, он уже вряд ли сможет отказаться от дачи показаний по этому основанию. Но любой человек, будь то сотрудник фирмы или ее директор, могут в любой момент отказаться дальше говорить. Да, за такие действия Налоговым Кодексом предусмотрена ответственность. Но нужно помнить: все слова свидетеля протоколируются, а иногда лучше молчать, чем говорить.

Особо ушлые свидетели в случае, если допрос «зашел не туда», имитируют плохое самочувствие с вызовом скорой помощи и последующей госпитализацией. Сложно представить, что при убедительной актерской игре гражданина, налоговики продолжат допрос в карете скорой помощи или в лечебном учреждении. И еще: в конце допроса свидетелю нужно внимательно прочитать протокол. Необходимо убедиться, что все им сказанное записано правильно. И только тогда уже подписывать бумагу. Если же свидетель видит, что в протоколе записано то, чего он не говорил, об этом нужно обязательно сделать собственноручную запись: у вызванного на допрос есть такое право.

Остановка по требованию

Как известно, в качестве свидетелей налоговики могут вызвать работников организации, в том числе и бывших. Причем сделать это ревизоры вправе и при приостановлении проверки. Такое разъяснение дала ФНС в Письме от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/15309@.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 года № 57 разъяснил, что в период приостановления выездной проверки не допускаются получение от налогоплательщика объяснений и допрос его сотрудников. Однако инспекция в этом случае вправе осуществлять вне территории организации действия, не связанные с истребованием бумаг. Получается, что допросить свидетелей налоговики могут и в период приостановки ревизии. Однако делать это они могут только «на своей территории».

Кстати, в названном выше Письме Служба пояснила, что участие представителя налогоплательщика (например, директора фирмы) при проведении допроса свидетеля (к примеру, работника этой компании) НК не предусмотрено. Поэтому руководителю компании никак не удастся подкорректировать речь свидетеля или еще каким-то образом повлиять на допрос. Отсюда вывод – сотрудника, которого вызывают на допрос в налоговую, нужно подготовить заранее, обговорив с ним, как и что нужно говорить.

Вопрос

Нами получено уведомление о вызове налогоплательщика (ген. директора) в МИФНС для допроса в качестве свидетеля. Причина вызова не указана.
Есть ли для налоговой инспекции какая-то инструкция или регламент проведения допроса?
Какие права даны налоговой инспекции во время проведения допроса?
Какие права есть у нашего руководителя во время такого допроса?

Ответ

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Результаты допросов являются доказательствами по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А56-17758/2005).

Для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Вероятность того, что лицо может обладать необходимой информацией, налоговики оценивают самостоятельно. И обосновывать свои выводы они не должны.

Поэтому отказаться от дачи свидетельских показаний на том основании, что вы ничего не знаете, не получится.

Лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Они подразделяются на две категории.

  1. Лица, которые в силу возраста либо имеющихся у них физических или психических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, интересующие налоговиков.

К ним могут быть отнесены:

— дети в возрасте до 14 лет (пп. 1 п. 2 ст. 90, п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 28 ГК РФ);

— глухие, слепые, глухонемые;

— психически нездоровые лица. Причем независимо от того, признаны они судом недееспособными на основании п. 1 ст. 29 ГК РФ или нет.

В то же время заметим, что пп. 1 п. 2 ст. 90 НК РФ позволяет допросить указанных лиц, если их возраст или имеющиеся недостатки не повлияли на восприятие ими значимых для проверяющих обстоятельств.

  1. Лица, которые в силу специфики своей профессиональной деятельности получили сведения, относящиеся к их профессиональной тайне (пп. 2 п. 2 ст. 90 НК РФ). Это, к примеру:

— адвокаты (ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ);

— аудиторы (ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ);

— нотариусы (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

— врачи (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— священнослужители (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ).

Если вы принадлежите к числу указанных лиц, то в случае вызова в налоговый орган перед началом допроса вам следует заявить, что вы не можете быть допрошены на основании п. 2 ст. 90 НК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 90 НК РФ, допрос свидетеля проводится в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо. Показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

— если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

— в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Перед началом допроса изучаются документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса согласно п. 2 ст. 90 НК РФ.

В отдельных судебных актах указано на необходимость записи об этом в протоколе допроса. Если такая запись отсутствует, суд может признать протокол допроса ненадлежащим доказательством.

Выясняется также, владеет ли свидетель русским языком, и решается вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ).

О предупреждении свидетеля об ответственности делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Затем должностное лицо налогового органа, проводящее допрос, переходит непосредственно к постановке вопросов перед свидетелем.

Заметим, что на практике в процедуре допроса чаще всего участвуют только сотрудник налогового органа, который его проводит, и свидетель. Однако в необходимых случаях принять участие в допросе могут также специалист, переводчик (п. 1 ст. 96, п. 1 ст. 97 НК РФ).

Иногда свидетеля сопровождает на допрос его представитель (адвокат). Контролирующие органы в своих разъяснениях против присутствия последнего на допросе не возражают.

Ход и результаты допроса допрашивающий отражает в протоколе (п. 1 ст. 90, ст. 99 НК РФ).

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

1) его наименование;

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Протокол подписывают все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).

Свидетели имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов на проезд и наем жилого помещения. Также им выплачиваются суточные (п. 1 ст. 131 НК РФ).

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ). Они финансируются из федерального бюджета (абз. 2 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм, на которые имеют право свидетели, предусмотрены Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Очевидно, что участвовать в допросе, пусть и по обычной налоговой проверке, хочется далеко не всем.

Имейте в виду, что в ч. 1 ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении. Штраф установлен в размере 1000 руб.

Отметим, что привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 128 НК РФ возможно только при наличии двух условий:

— у налоговиков есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос;

— неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами.

Но на допрос все же лучше явиться, если у вас нет уважительных причин (болезнь, командировка и т.п.), которые вы можете подтвердить документами.

На допросе вы обязаны давать показания. Если без законных оснований вы откажетесь от дачи свидетельских показаний, вам грозит ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний вы можете только в случаях, которые предусмотрены законодательством (п. 3 ст. 90 НК РФ). Перечислим их:

— вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

— вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

За дачу заведомо ложных показаний в рамках обычной налоговой проверки свидетеля привлечь к уголовной ответственности нельзя. Статья 307 УК РФ сформулирована так, что она применяется только в тех случаях, когда свидетель дает свои показания в суде или при проведении предварительного расследования по уголовному делу о налоговом преступлении.

В остальных случаях применяется ответственность по ст. 128 НК РФ.

Смежные вопросы:


  1. Мне нужно закрыть фирму. Прошу Вас подробно объяснить, что я должна делать.
    ✒ Вариант 1 — законная ликвидация Ликвидация подразумевает под собой прекращение деятельности компании в соответствии с законом…...

  2. Сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Приобрела квартиру. Хочет получить вычет по НДФЛ с 2000000-00 путем перечисления денег на карточку в полной сумме. Какие…...

На практике существует две ситуации, когда налогоплательщика вызывают на допрос. Нужны свидетельские показания, потому что у его контрагента проводят .

В первом случае вызова на допрос опасаться не стоит - налоговики вызывают для того, чтобы предприниматель подтвердил свои финансово-хозяйственные взаимоотношения с проверяемым контрагентом. Однако, тут требуется осторожность, потому что можно сообщить налоговикам такую информацию, которая станет поводом для проведения выездной налоговой проверки, но уже в отношении самого налогоплательщика.

Во втором случае допрос проводится, чтобы доказать обнаруженные нарушения или чтобы поймать налогоплательщика на том, что его показания не стыкуются с тем, что указано в документах. Поэтому, говоря о делах компании, свидетель должен соотносить свои слова с данными, отраженными в отчетности предприятия.

Обычно на допросы в налоговую инспекцию приглашаются несколько групп людей: руководители, «массовые» учредители и директора, а также сотрудники проверяемых компаний: как бывшие, так и нынешние. Для каждой аудитории у налоговиков свои вопросы. Руководители дают пояснения по непонятным сделкам и операциям. Подставные директора и учредители приглашаются, чтобы собрать . Бывшие и нынешние сотрудники рассказывают о своей зарплате и о конкретных операциях в рамках их должностных обязанностей, по которым у налоговиков не хватает доказательств. К какой бы группе не относился свидетель - идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

Чаще всего допросы свидетеля налоговики используют, когда хотят доказать работу организации с . На таких допросах налоговики задают вопросы, которые пояснят, каков был порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно: как и когда был выбран данный контрагент, откуда получена информация о нем, как осуществлялись контакты, кто и как подписывал договор и прочие документы и пр. Также выясняется реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора. Зададут вопросы, которые затрагивают деятельность руководителя: как он был назначен на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и другие документы от имени организации.

Заходите к нам на огонек

Идти или не идти на допрос в налоговую инспекцию - это всегда вопрос конкретных обстоятельств. Главное, не дать налоговикам лишних сведений, которые могут быть истолкованы против вас и вашей компании. Если сотрудника вызвали на допрос, то руководители могут оказать ему поддержку - подготовить сотрудника к допросу, дать необходимую информацию и задействовать в процедуре допроса юриста, который присмотрит за тем, чтобы разговор не выходил за рамки закона.

Правила вызова на допрос

Для вызова налогоплательщика в инспекцию есть утвержденная форма (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 и ). С учетом рекомендаций и требований инспекторы обязаны вызывать свидетеля для дачи показаний по месту нахождения налогового органа повесткой. В повестке должны быть указаны причины и основания, по которым свидетеля вызывают на допрос, а также дата, время и конкретное место проведения допроса. Однако, на практике инспекторы налоговой службы продолжают заполнять повестки по принципу «кто во что горазд». Кто-то по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет о чем пойдет речь или вовсе цель допроса не уточняют.

Налоговое законодательство дает право налогоплательщику не исполнять незаконные требования налогового органа, поэтому налогоплательщик имеет право проигнорировать уведомление налоговиков, если оно составлено не по утвержденной форме. Однако такое игнорирование не всегда выгодно самой организации.

На звонок из налоговой смело можно не реагировать, потому что такой вызов на допрос ни к чему не обязывает и законом не предусмотрен. Угрозы налоговиков о принудительном приводе на допрос в случае неявки законом тоже не предусмотрены. Помните, что Уголовный кодекс не применим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

Я - свидетель: что случилось?

В ходе допроса составляется протокол, есть специальная утвержденная форма допроса свидетеля (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338). Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений.

Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио - или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе.

Протокол стоит обезопасить от подделки. Прочитайте каждую страницу текста. Все, что вас не устраивает, просите переписать либо укажите в конце, что с такой-то строкой на странице N... не согласны. Советую ставить подпись не только в конце протокола, но и визировать каждый листок. Не стесняйтесь выразить несогласие, помните, что каждая деталь может быть использована против вашей компании.

Обратите внимание на нарушения, которые налоговики допускают в порядке сбора доказательств, проведения допроса и заполнения протокола. Их ошибки могут стать вашим спасательным кругом в суде.

Пример из практики

Бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля. По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний. В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

Не был. Не состоял. Не участвовал

Согласно ст. 51 Конституции свидетель имеет право вообще не давать показаний будучи вызванным на допрос в налоговую инспекцию. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию. Налоговая служба - это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

Если все-таки свидетель решил дать показания, то на допросе ему нужно найти «золотую середину», рассказать то, что ему известно, при этом сформулировать информацию таким образом, чтобы не возникало сомнений в честности компании. На практике в ходе допросов налоговики просят сотрудников вспомнить информацию о каком-либо контрагенте, и вместо того, чтобы просто сказать: «не помню», человек начинает придумывать несуществующие сведения: телефоны, адреса. На допросе в налоговой «включать фантазию» не стоит: если точные данные в памяти не отложились, их выдумывать не надо.

Однако, не стоит впадать и в другую крайность, отвечая на все вопросы инспекции - «не помню». Когда при оглашении протокола допроса десять-двадцать раз прозвучит «не помню» на любой вопрос налоговиков, то у судьи однозначно сложится впечатление, что свидетель уклоняется от ответов, не хочет выдавать информацию. Суд в этом случае, скорее всего, встанет на сторону налоговой инспекции.

Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним. Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции. Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

Кира Гин-Барисявичене , управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП», для журнала «Консультант»

Если на бизнес заводят дело

Что делать, если что-то пошло не так и на бизнес заводят дело? Или как сделать так, чтобы этого никогда не случилось? Найдите инструменты защиты себя и своей компании в бераторе «Если на бизнес заводят дело».

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован.Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах .

Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.

Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

Пример № 1. Выдержка из реального уведомления (наименование организаций изменено):
« Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО "Ромашка" в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 - 113 "Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период"».

Оставим за скобками синтаксическую ошибку (норма русского языка требует употребления дательного падежа в конструкции с предлогом «согласно»), и рассмотрим цитату из уведомления с юридической точки зрения.

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса , а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

Пример № 2 также основан на реальных фактах. Уведомлением вызывается в налоговый орган налогоплательщик для:
«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала - прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила - 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила - 0 руб.»
Проанализируем доводы налогового органа. Во-первых, законодательство предписывает налоговому органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 30 НК РФ), а не за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что не одно и то же.

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах , к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, - это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для предоставления пояснений далеко не всегда соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах. Хорошая новость: ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена, и, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ, представление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.
И, напоследок, о дне вызова в налоговый орган. Уведомление по форме КНД 1165009 позволяет устанавливать не конкретную дату, а ограничиться указанием приемных дней и часов работы налоговой инспекции, что зачастую и делают налоговики.
В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.

Что грозит налогоплательщику в случае неявки в налоговый орган?

Чем грозит налогоплательщику неявка в налоговый орган для дачи пояснений - читайте в статье.

Вопрос: В уведомлении о вызове в налоговый орган налогоплательщика указано, что он вызывается " для дачи пояснений по вопросам легализации объектов налогообложения (Задолженность по страховым взносам)". Какие последствия могут наступить при неявке налогоплательщика в налоговый орган по такому уведомлению по причине неверной формулировки (имеющаяся задолженность по страховым взносам по нашему мнению никак не относится к термину "легализация объектов налогообложения")?

Ответ: Лучше все-таки посетить налоговую, даже если Вы не согласны с формулировкой причины вызова. Возможно, это опечатка.

За неявку по вызову для дачи пояснений руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа на сумму от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Поэтому директору Вашей организации (либо представителю с доверенностью) лучше прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове.

Обоснование

Дача пояснения ИФНС. Что это может означать и есть ли право у налоговиков вызывать по этому вопросу в 2017 году?

«Нам пришло уведомление в 2017 го ду о вызове директора в налоговую для дачи пояснений по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности организации в 2014 году. Что это может означать и есть ли право у налоговиков вызывать по этому вопросу в 2017 году? Как нам следует поступить?

У налоговой инспекции есть такое право.

Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ).

Налоговый контроль налоговыми органами проводится не только посредством проверок, но и посредством получения пояснений налогоплательщиков, налоговых агентов.

Нормами налогового кодекса не установлено ограничений по периоду времени, в отношении которого налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений.

Нужно обратить внимание, что положение пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ дает налоговым органам право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления, но не содержит требований о том, что соответствующие пояснения (как и уведомление) должны быть представлены налогоплательщиком исключительно в письменном виде.

За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности. По заявлению инспекции суд может вынести предупреждение или оштрафовать руководителя на сумму от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). Поэтому директору (либо другому представителю организации с доверенностью от организации) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове.

Обоснование

1. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@
О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками

2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений

2.1. Налоговые органы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:

в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;

в связи с налоговой проверкой;

в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ .

2.2. Вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):

1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы . Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;

2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (пункт 3 статьи 88 Кодекса). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения, указываемые при заполнении Сообщения (с требованием представления пояснений) согласно рекомендациям ФНС России о проведении камеральных налоговых проверок (письмо от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@), а также требование о явке налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений;

3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документом и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;

Настоящие рекомендации не распространяются на процедуру привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, но под иными документами могут также пониматься документы, принимаемые в рамках и по результатам данной процедуры. Приведено справочно.

4) в иных случаях.

2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

2. Налоговый кодекс РФ
Часть первая

Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса .
Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются