Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Религиозный фанатизм: описание, терапия. Вера как зависимость

Важным моментом будет сказать, чем для меня является религия, так как именно с этой позиции я буду отталкиваться, пытаясь ответить на многочисленные вопросы, связанные с религией. Для меня религия – это определенный путь, который включает в себя особую форму понимания мира и свод морально-этических норм поведения, который в конечном счете ведет к обретению любви к Богу и ко всем живым существам. Образцом религиозной жизни для меня являются люди, которые жили и живут правильно, которые изо всех сил стремились помочь людям идя путем добра, а не насилия, независимо от духовной традиции. Также можно заметить, что к святым людям относят именно людей религиозных, именно этих людей надо вспоминать, говоря о религии, а не тех, кто еще не вырос духовно и идет путем насилия, фанатично пытаясь изменить других людей.

Для меня любить Бога, в первую очередь означает любить людей, приносить своим поведением благо, а не количество посещений церкви или количество иконок в машине, религия для меня в большей степени стержень нравственного поведения, а не какие-то обряды или ритуалы. «Регулярное посещение церкви так же неспособно сделать человека христианином, как регулярное посещение гаража неспособно сделать человека шофером» говорил Альберт Швейцер. Я неоднократно обращался в молитве к Богу, и Он давал ответы на волнующие вопросы, которые помогали мне справляться и правильно относиться к разным жизненным ситуациям. Внутри себя я осознавал, в чем я был не прав, какой урок я должен извлечь из ситуации и какого поведения я должен придерживаться в дальнейшем. Вопрос слепой веры, самоистязания и осознанного принятия ситуации более подробно будет обсуждаться потом.

Религиозные фанатики

Большинство людей, которые приходят к Богу, имеют тяжелые жизненные ситуации, с которыми они не знают, как справиться, что подталкивает их углубиться в религиозное знание. Одолены они следовательно своими корыстными желаниями помочь себе, избавившись от навалившихся трудностей и проблем. Сомневаюсь, что на этом этапе можно говорить о любви к Богу или к окружающим людям, из-за поведения которых человек и страдает. Человек получает знание о том, как правильно жить, но вместо того, чтобы самому начать ему следовать, он начинает упрекать других людей, пилить их, и навязывать, как им стоило бы жить — так появляются религиозные фанатики и религиозный фанатизм.
В большинстве случаев в своих бедах мы виним именно других людей, и лишь в редких случаях начинаем первыми. К примеру, родители слегка поругались и сын подходит к маме и говорит: «Вот послушай интересную лекцию о построении правильных семейных отношений, она сможет вам помочь», в ответ на что мама говорит: «Иди к папе, ему не помешало бы послушать», сын идет к отцу, и слышит то же самое в адрес матери, что именно ей надо послушать эту лекцию. И таких случаев очень много, когда никто не хочет признавать своей вины, а лишь сваливает всю вину на других.

«Вот она человеческая натура в действии: виновный обвиняет кого угодно, только не себя» Дейл Карнеги

Такого поведения придерживаться легче всего, но чтобы простить, сделать самому первый шаг очень и очень трудно.
Человеку сказали не надо вести себя так и так, и он приходит домой и начинается «Там о тебе говорили, вот я знаю, как вести себя правильно, а ты, посмотри как ты себя ведешь», но что удивительно, человек чаще всего сам ведет себя неправильно, хотя и говорит, что знает, как правильно. Человек наполняется гордыней, и начинает считать себя лучше других — это порождает религиозных фанатиков, что лишь еще больше ухудшает отношения, продолжая считать себя правым, а других глупцами, которые не слушают его советов.

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Аристотель

Притча «Самый большой грех»

— Что, по твоему мнению, является самым большим грехом в мире? — самодовольно спросил священник.

Религиозное знание пропитывает все сферы человеческих взаимоотношений, оно учит, как правильно жить, неправильно будет сваливать вину на саму религию, так как лишь люди виноваты в том, что они неправильно следуют религиозному знанию, что и порождает религиозный фанатизм . На самом деле любой человек, который не принимает мнение другого человека, не уважает его, нетерпим к неправильному поведению, ставя принципы выше людей, склонен спорить или противопоставлять, не слыша ничего, всегда желая оставить за собой последнее слово, тоже является фанатиком, а религиозное знание лишь усиливает этот фанатизм, расширяет его сферы.

Надменными и нетерпимыми, начинают критиковать других людей, показывая свою осведомленность в этих вопросах, свою важность, возвышая себя, унижая других. Получая религиозное знание, которое пропитано общечеловеческими отношениями, начинает возникать просто больше спорных вопросов, и навязывание собственного мнения начинает проявляться при каждой возможности из-за нетерпимости и человеческой гордыни. Семена своего фанатизма можно разглядеть в более мелких вещах, человек, к примеру, хорошо разбирается в вопросах кулинарии, означает, если он является фанатиком, то в этой области будет постоянно всем указывать как правильно, постоянно вмешиваться, показывая какой он умный. А когда человек узнает о том, как правильно жить, то область покрытия его фанатизма становится больше, начиная поучать людей в еще больших вопросах.

Разберем пример, когда человек становится вегетарианцем, так как не приемлет насилия к животным, то есть хочет стать более сострадательным, убрав эту жестокость из своего сердца. Нередко, потом он начинает не любить всех тех, кто ест мясо, говоря: «Трупоеды, не буду сидеть с ними за одним столом, это омерзительно», то есть он отказался от одного насилия, но пришел к другому. Зачем спрашивается кричать и упрекать кого-то, если вам и всем окружающим людям становится только хуже, но фанатики, религиозные фанатики в частности, не видят за собой неправильного поведения или же просто неспособны вести себя иначе. Вследствие чего окружающие не только не перестают есть мясо, но еще и начинают недолюбливать вегетарианцев, думая, лучше я буду есть мясо, чем быть таким вегетарианцем. Нужно понять и принять, что в этот момент больно не за животных, больно не за других людей, а больно самому себе, так как нет сил теперь такое поведение из-за своего эгоизма. Нужно отвлечься со своей личности и посмотреть, чего вы добились своим поведением, нужно подавать пример своим правильным поведением, люди же, которых одолел религиозный фанатизм, лишь подают дурной пример, подрывая авторитет такой жизни.

Встали ну путь вегетарианства – хорошо, но не нужно становиться фанатиком. Люди, которые неправильно следуют режиму питания от недостатка знания, подрывают свое здоровье, и вдобавок убивают и свою веру в такой образ жизни, да еще и другие потом начинают думать, что таким путем идти не надо – он вреден, и у них есть тому подтверждение. Так люди подрывают авторитет многих учений, в том числе и религии, следуя неправильно этим путем, у людей создается неверное понимание всего учения.

Почему люди становятся фанатиками

Притча «Будь счастлив»

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

- Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

- Неужели ты такой смиренный?

- Нет, - ответил нищий, - просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу

Люди становятся фанатиками потому что у них в сердцах к окружающим людям, фанатично пытаясь помочь другим, на самом деле они хотят избавить от страданий и осчастливить самих себя. Чаще всего человек обращается к религии далеко не от счастливой жизни, поэтому практически каждый проходит через стадию религиозного фанатизма, одни быстро, а другие долго. Духовный рост можно сравнить с нашим взрослением, когда мы были детьми, мы были очень неразумными, кто-то взрослел и обретал разумность и мудрость быстрее, кто-то медленнее, а кто-то, даже став взрослым, в своем поведении и мировоззрении так и остался ребенком. Аналогично происходит и в духовном росте, вначале люди жаждут осчастливить себя любой ценой — обретая знание, начинают смотреть свысока на других людей, и постепенно, занимаясь духовной практикой, служа Богу и людям, они начинают осознавать, что вели себя неправильно, и, раскаиваясь в этом, сходят с пути ненависти, и встают на путь любви.

«Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже» Лев Толстой

Легче всего просто вывалить все полученное знание, всю правду на окружающих людей, то есть груз ответственности просто перевалить на других, я получил знание, а другие пусть ему следуют, и тогда мы все станем счастливы. То, сколько вы знаете, должно быть отражено не в словах, а в действиях. Хочу огорчить, и как многие, наверное, уже поняли, близкие люди, с которыми у вас проблемы в отношениях, не станут исправляться после такого поведения, они не станут следовать тому, что вы им сказали, и вероятнее всего даже еще больше обозлятся на вас. Нет хуже метода исправить характер близкого человека, чем навязывать знание о том, как правильно жить, которому вы сами не следуете, и нет лучше метода, чем подать пример другому человеку своим правильным поведением.

Если определенное поведение способно вести к улучшению, почему люди не следуют этому знанию сами, потому что изменение своего характера в лучшую сторону – это самый тяжелый труд, легче всего просто вывалить знание на других, свалить всю вину на окружающих и продолжать ждать, когда же близкий человек сам сделает первый шаг навстречу. Религиозные фанатики, получая знание, вместо того, чтобы применять знание к себе, часто начинают критиковать и упрекать своих близких. И вместо того, чтобы улучшать отношения, они лишь накаляются и близкие отдаляются, и окружение начинает недолюбливать такого человека, так как он лишь выпендривается, будто он живет правильно. Такой человек никому еще не служит, кроме самого себя — ставя идею выше отношений с людьми, человек ничего не добьется, кроме как ухудшения и разрушения отношений. Использование полученного знания для достижения своих корыстных целей есть фанатизм.

Почему многие становятся фанатиками, потому что они концентрируются в большей степени на личном счастье. Людям больно принимать мнение других людей, уважать его, нет сил не обращать внимания на недостатки других людей, потому что многие очень эгоистичны, именно вызывает эту боль и нетерпимость. Очень тяжело также принять, что ты не прав, люди начинают раздражаться, слыша информацию, которая противоречит их мировоззрению, опять возникает боль, поэтому хочется навязать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Религиозный фанатизм с огромной силой толкает людей углубиться в то или иное знание, и навязывая его другим, религиозные фанатики сами все больше утверждаются в выбранной вере. В тему религиозного фанатизма приведу известную притчу:

Притча «Храм»

Жил-был человек. Когда он был еще ребенком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо, меня уж не будет — ты иди в храм… тебе всегда там легче станет».

Так и случилось. Вырос. Стало жить невыносимо. Пришел в храм.

И тут к нему один подходит: «Не так руки держишь»! Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!»… В конце концов, подошла одна женщина и говорит ему: «Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!»

Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. И подходит к нему Христос: «Что ты, чадо, плачешь?» Поворачивает человек свое лицо и говорит: «Господи! Меня в храм не пускают!»

Обнял его Господь и тихо говорит: «Ты не плачь, они и Меня давно туда не пускают…»

Религиозный фанатизм. Как быть?

Надо стараться смиренно относиться ко всем тем, кто живет неправильно, ни в коем случае нельзя ставить какие-то принципы выше человеческих отношений, выше самих людей. Своим собственным примером мы должны вдохновлять людей к исправлению, не проявляя насилия по отношению к окружающим. Необходимо стать таким человеком, чтобы всем вокруг стало лучше жить , лишь с помощью любви, а, не терроризируя близких, можно и жизнь близких людей к лучшему, хотя и не быть фанатиком очень трудно.

Религиозный фанатизм заставляет людей выпендриваться , но надо просто тихо жить, никого не трогая, не проявляя никакого насилия, именно такому поведению все будут радоваться. Если окружающие начинают наглеть и пользоваться этим, можно, и даже нужно отстраниться, и близкие это оценят и зауважают, и начнут сами вести себя правильно, осознавая, что они могут потерять. Когда человек становится гордым, и начинает пренебрегать людьми, злиться на них, он становится главным разрушителем, он разрушает больше, чем все остальные, он показывает плохой пример и люди отворачиваются и от него и от религии.

Первое, что появляется после получения знания, это гордыня – я такой хороший, то есть я лучше, а другие значит хуже, я их всех научу как правильно жить. Но нужно становиться терпимым, и научиться говорить человеку ту правду, которая идет ему во благо, которую он способен принять и следовать ей, а не вываливать на человека такую правду, такой пласт знаний, отчего человеку становится только хуже. Часто, нахватавшись знания, люди часто не замечают, как их желание помочь близкому человеку перерастает в осуждение, продолжая считать себя правыми, а других глупцами, которые не хотят слушать советы, но нужно помнить, что сострадание способно исцелить больше грехов, чем осуждение . Нужно понять и принять, что когда люди сами начинают вести себя правильно, когда они руководствуются принципами сострадания и любви, то лишь в этом случае они будут способны изменить свою жизнь, и жизнь близких людей к лучшему. Мы способны кого-то изменить, если только уважаем человека и проявляем заботу.

Не нужно выставлять свои познания на показ, не надо кичиться этим, боритесь с надменностью, стараясь смиренно доносить до людей знание из желания помочь, не критикуя и не осуждая их. Я знаю, как это нелегко, даже сейчас, понимая эти многие вещи, подымая вопросы о том, как правильно жить, я порой становлюсь в позицию гордеца, повышая голос, порой наливаясь неприязнью, говоря как-то свысока, но прождав, помолчав некоторое время, я успокаиваюсь, также и придает сил поступать в дальнейшем правильно, побеждая себя из раза в раз становишься более смиренным.

«Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы» Бенджамин Франклин

Религиозная жизнь — это внутренняя жизнь, но это не означает отстранение от людей, лучшее приложение сил — вкладывать их в окружающих людей, то есть служить им, становясь более снисходительным к окружающим и более строгим к себе – лишь такой путь приведет к счастью. Будем надеяться, что все те религиозные фанатики, которые настроены критично и не обладают достаточно глубоким пониманием, со временем вырастут духовно, а нам пока стоит делать выводы глядя на людей, идущих уже по правильному пути и в правильном направлении, мы же не судим взрослых людей по тому, какими они были не разумными в раннем детстве.

Это нелегкий и долгий путь, на котором немало трудностей. Когда вы встанете на этот путь, даже если не будете никому ничего навязывать и стадия религиозного фанатизма уже пройдет, есть большая вероятность, что найдутся люди, которые захотят оградить вас от этого пути, которые имеют свое представление о религии, возможно говоря, что это секта, и если вы будете вести себя неправильно, они скажут, что во всем виновата религия, мы же говорили, что она портит людей. У большинства людей уже сложилось свое понимание вещей, и это нужно учитывать, проявляя терпение и не питая злобы, вера – это хрупкая вещь, ты с энтузиазмом о чем-то рассказал, а это не одобрили, не приняли – все, как кол в сердце.

Я всегда был уверен: уж фанатиком человеку с моим интеллектом не стать. Когда меня называют фанатиком за то, что вместо одного раза на неделе сходил в церковь два, думаешь: побольше бы мне такого «фанатизма».

А тут на одном православном форуме затронули тему фанатизма, и кто-то привел оригинальное толкование неизвестного священника. По его мнению, фанатик – тот, кто думает: «Все погибнут, я один спасусь». А православный думает иначе: «Заповеди – для меня одного, а остальных Господь помилует».

Если так, у меня заметные признаки фанатизма. Идя по улице, я вижу только погибающих. Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18:10). Встречаю хорошего человека и тут же принижаю его в своих глазах: может ли он быть хорошим, если отвергает Христа? Православных ведь не так много вокруг. Да и среди них многие отпугивают меня неканоничностью своего православия.

Друзей остается все меньше. Что они могут сказать мне мудрого или нового?

Единственный смысл – если кто обличит. Один вот сказал не так давно: «Ты в последнее время сделался ужасно отвратительным типом. С тобой стало невозможно общаться». Он, наверное, имел в виду то чувство превосходства, с которым я громлю его буддистско-индуистские рассуждения и заявляю, что истина только в Православии. Таких откровенных людей очень мало. А что касается этого друга – я же не могу согласиться с тем, что индуизм – просто другой путь к истине, равнозначный христианству? Добрый он парень, но куда пойдет с такими рассуждениями?

Стало быть, я фанатик.

И только я обнаружил в себе фанатизм – со мной практически одновременно произошло несколько событий.

Первое. Я откликнулся на повешенное в нашем храме объявление с призывом сдавать кровь для маленьких пациентов одной детской больницы. Кровь сдал. Пришла мысль сделать статью об этой инициативной группе, которая развешивает объявления, пишет о детях в газеты, поддерживает сайт, принимает сотни донорских звонков и в итоге бесперебойно обеспечивает гематологическое отделение, где дети больны лейкозами и кровь им нужна каждый день. Пример в нашем немилосердном обществе тем более поучительный, что подают его, как всегда, православные.

Сказано сделано. Пришел в отделение гематологии, пообщался с мамами, пофотографировал их детей. Перед лицом смерти все становятся лучше – и дети, и их мамы, живущие при отделении, и ты, даже глядя на все это сквозь объектив. Многие люди показались мне почти святыми. В том числе и те, о ком я решил написать. Все молодые, самоотверженные. Видно, что они стали членами единой семьи, в которой все мамы – как сестры, а дети, стало быть, племяши, в том числе и донорам.

И дело их Бог благословил явными чудесами. Во-первых, Он независимо друг от друга вложил желание помочь больнице двум девушкам, трудившимся в одной коммерческой фирме – Тане и Лене. Во-вторых, Он дал этим девушкам, никогда не писавшим, поразительный дар слова и помог им со жгучими по силе очерками о детях пробиться буквально во все многотиражные московские издания. В те самые – желтые, коммерческие, которые и в храм, говорят, нельзя вносить.

Но вот неожиданность. Оказалось, Таня – атеистка, Лена – католичка. Объявления в храмах развешивает их православный помощник Саша, но локомотивом доброго дела пока еще являются эти две «инославные».

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла,

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Евангелие от Луки, глава 10

Какие, по святым отцам, должны быть мотивы добрых дел? Или во исполнение воли Божией, или для воспитания в себе милосердия. А у этих девушек – жалость к детям и желание устранить несправедливость судьбы по отношению к ним. Жалость – это прекрасно, но насчет справедливости это, понятное дело, ошибка, нельзя обвинять Бога в несправедливости и воображать, что ты милосерднее Его. Об этом я не постеснялся сказать моим героиням. Интервью переросло в спор. Вроде и правильно говорил, но на душе становилось все тяжелее …

Второе. Желая избавиться от некоторых прочитанных мною православных книг (по принципу «На Тебе, Боже, что мне не гоже»), я через интернет нашел в Риге Виктора, который занимается миссионерской работой с заключенными. Передал книги, общение продолжилось по электронной почте. Правда, тон Виктора показался мне каким-то немного восторженным, не православным. Копнул глубже. Оказалось, православный, причем в Церкви почти столько лет, сколько я на земле. Но с отклонениями. Вместо того, чтобы опираться во всем на святых отцов, превыше всего ставит Ветхий Завет на основании откровения, лично ему данного Богом. Сами понимаете – явная прелесть, о чем я ему вскоре и объявил. А так как он сопротивлялся, не желал принимать моих намеков, я с каждым письмом становился все непримиримее. А он, хотя и упорствовал, но оставался со мной терпелив и доброжелателен. И ведь, в конце концов, я только отдал ненужное, а он тратит время и силы на помощь тем, кому она так нужна. Переписка все тяжелее ложилась на совесть …

Спор по электронной почте с Таней, оказавшейся с родителями в Америке, происходил в то же время. Каждое утро я включал компьютер, читал полные заблуждений письма этих двоих людей и отправлял им свои вразумления, стараясь казаться как можно терпимее. (Надеюсь, вы улавливаете печальную иронию моих слов.) Но вопрос, которым Бог стучал в мое сердце, проявлялся все очевиднее. Почему при внешней правоте совесть обличает меня?

Сайт получился – православнее не бывает. На создание благословил иеромонах Троице-Сергиевой лавры, уже после создания пришли благословения от нескольких священников, которым очень понравилось. Мы заранее отказались даже от новостей о церковной жизни как от вещей суетных, отвлекающих от молитвы и борьбы со страстями. И, как и положено православному сайту, на нем присутствовал раздел «Спасутся ли иноверные». Разумеется, с отрицательным ответом, подтвержденным святыми отцами.

Божий промысел относительно моих товарищей, сотрудников в работе над сайтом, подтвердился также и тем, как хорошо они работали и какими оказались людьми. Ольга, с которой приходится общаться чаще, своим смирением, всегдашней готовностью помочь и радостным состоянием духа похожа на православную монахиню, причем уже преуспевшую. Даже не знаю, что больше радует – что удался сайт или что благодаря ему удалось познакомиться с такими людьми. Ничтоже сумняшеся в вероисповедании Ольги, я поздравлял ее с церковными праздниками, она меня. Но вот однажды, после двух лет совместной работы, поздравив ее с праздником, я вдруг услышал: «А знаете, я не православная. Вы вправе отстранить меня от работы над сайтом».

Меня как кирпичом по голове ударили. Самое приятное – узнать, как кто-то сделал шаг ко спасению, и самое тяжелое – увидеть, что кто-то, как думалось тебе, идущий ко спасению, на самом деле идет в другую сторону. Чтобы не огорчиться еще сильнее, я даже не стал уточнять, какова же ее вера. Но, прислушавшись к себе, ответил, что не мне оспаривать Божий промысел. Она приняла мой ответ с благодарностью: «Спасибо, что делитесь со мной Божьей милостью». И все потекло как раньше, только я перестал поздравлять ее с нашими праздниками.

И вот, начав разбираться в своем фанатизме, я решился спросить ее: «Кто Вы, Ольга?». Оказалось, мусульманка! Они с Валерием русские, но приехали в Москву из Ташкента. Вовлечение в эту работу Ольга сама считает чудом. У нее был первый в жизни Рамадан. А в Рамадан необходимо заплатить закят (что-то типа нашей десятины). Денег не было. В таком случае полагается сделать что-то хорошее бесплатно. Ольга просила Бога послать ей какое-нибудь полезное дело. И вот ее сердце откликнулось на призыв потрудиться над православным сайтом. И при первом же знакомстве с текстами сайта она нашла ответ на тревоживший ее важный вопрос. Который приняла как глас Божий.

Не так уж много в Москве русских католиков и мусульман. И если Господь так часто знакомит меня с ними и показывает, какими хорошими они могут быть, значит, Он что-то хочет сказать мне. Хочет помочь мне излечиться от возношения, от фанатизма, которые мешают мне любить.

Да не поймут меня превратно мои товарищи по несчастью – фанатики. Я не собираюсь хвалить чужую веру и тем более атеизм. Просто все больше сомневаюсь в том, что могу судить людей по принадлежности к той или иной вере. Если у Татьяны, Елены и Ольги любви в сердце больше, чем у меня, кто из нас угоднее Христу? К тому же «конец делу венец», и неизвестно, что будет с каждым из нас в итоге. Доброму человеку гораздо легче стать христианином, чем злому человеку добрым, – сказал кто-то.

Когда-то мне пришла в голову мысль относительно того, почему становятся фанатиками. Человек постепенно осознает, что он ничем не лучше других, может, даже хуже. Но вместо того, чтобы смириться с этим и начать работать над собой, он вдруг начинает превозносить такое качество, над которым работать и не нужно. И за счет этого выделяться среди людей. Например, националист начинает кичиться своей национальностью. Это объяснение на психологическом уровне. На духовном: сатана, внедряя в человеческий ум мысль об особенном значении какого-то человеческого качества, убивает двух зайцев: сеет ненависть между людьми и отклоняет их от покаяния.

Наша религиозность, принадлежность к определенной церкви действительно имеет особенное значение. Но беда в том, что я забываю: моя принадлежность к Православию определяется не только посещением служб и участием в таинствах, но и соблюдением заповедей. Прежде всего – заповеди о любви и ограждающей ее заповеди о неосуждении.

Как принизить в своих глазах себя, не принижая своей веры? Хотелось бы получить ответ от церковных авторитетов, знающих ответ на такие вопросы.

Для себя пока решил следующее: раз не удается не мерить людей, пусть моим мерилом будет их любовь.

Религиозных фанатиков можно разделить на две группы. Одни фанатеют за идею (их церковь – самая крутая, учение – самое продвинутое, только они получают настоящие откровения от Бога, только они по-настоящему поклоняются, только у них самое правильное понимание Писания и так далее). Вторые являются фанатами своего религиозного лидера, который нередко становится для них и апостолом, и пророком, и отцом всех времен и народов. Бывает, что обе категории фанатизма сочетаются в одной личности.

Однако не нужно путать понятия религиозного фанатизма и догматизма. Религиозный догматик скурпулезно придерживается своих убеждений, традиций и веры. Он, как и фанатики, может восхищаться религиозным лидером и нередко считает представителей других религий еретиками. Однако целью религиозного догматика является следование своей вере, удовольствие ему доставляет его собственная деятельность, он остается сам для себя целостным. Восхищение кем-то не переходит у догматика за грань разумного, не обедняет его личность, а только дополняет ее.

Как же распознать религиозных фанатиков?

* Религиозный фанатик получает наслаждение не от своей деятельности, а от самого факта существования идеала или идеи. Он растворяется в своем пристрастии.

* Религиозный фанатик хочет испытывать страсти и эмоции. Он несамодостаточен, оттого и творит себе кумира – из идеи или некой сильной и яркой личности. Что-то архиважное для себя он находит вне себя.

* Подражая яркому религиозному лидеру, фанат как будто становится частичкой этой успешной личности, на нем отражается сияние человека, который чего-то достиг, взошел на пьедестал.

* Фанатик передает ответственность за себя в руки своего кумира и подчиняет всего себя чужой идее.

* Религиозный фанатик – тщеславный, но неуверенный в своих силах и возможностях человек. Ему легче жить отраженным светом своей идеи или своего идеала.

* У религиозного фанатика есть потребность в единомыслии и единомышленниках. Он ищет себе подобных поклонников, среди которых он чувствует себя как среди своих, говорит с ними на одном языке, они «смакуют» свою идею или своего героя и прекрасно понимают друг друга. Окружение фанатика – некое психическое объединение людей, наэлектризованных общим чувством, которое в кругу своих разрастается и может достичь неизвестных величин.

* Религиозный фанатизм зачастую направлен на разрушение чужой культуры, религии, системы ценностей. Считая свою идею самой правильной и своего лидера самым «продвинутым», религиозный фанатик агрессивно ниспровергает другие идеи и авторитет других лидеров. Делается это в доказательство любви к своему лидеру. Потому что только его кумир истинный и его церковь лучше всех!

* Нередко фанатизм – это подростковая болезнь. Многие ее переростают, но не все. В подростковом возрасте человек начинает отвергать прежних кумиров и авторитеты. Ни родители, ни учителя уже больше не удовлетворяют его духовных и моральных чаяний. Подростки задаются вопросом: с кем я? Кто мои друзья? Им необходимо чувствовать себя частью группы.

* Религиозный фанат сам для себя по большому счету не представляет никакого интереса. Фанатизм обедняет человека как личность. Религиозными фанатиками легко манипулировать и управлять.

* Фанатея, человек все больше втягивается в происходящее. Его начинает переполнять какая-то незнакомая энергия. В этом странном состоянии он от себя отключается, начинает вместе со всеми искренне радоваться, горевать, ждать чуда.

Как люди становятся религиозными фанатиками?

Будущий фанат подсознательно страдает от того, что его собственная жизнь бесцветна, в ней нет волнующих событий, поэтому он невольно ищет, на кого обратить свой взор. Вдруг ему понравился какой-то религиозный лидер, как он одет, как он проповедует, как двигается по сцене. Вслушавшись в смысл его учения, он вдруг осознает, что этот замечательный человек говорит о нем, что он понимает его душу! На следующем этапе ему хочется больше узнать о своем кумире. Со временем фанат начинает идентифицировать себя с ним, ему необходимо походить на него в манере держаться, говорить, одеваться. В конце концов ничем не примечательный и малоинтересный самому себе человек становится сопричастен личности, которую знают и любят многие.

Справедливости ради, надо заметить, что многие религиозные лидеры нередко сами провоцируют подобное «растворение» в их личности. Они цитируют места Писания, вырывая их из контекста, типа слов апостола Павла «подражайте мне, как я – Христу», а иногда даже развивают целое учение о том, что надо «креститься в лидера», концентрируясь только на откровениях «современного Моисея», исповедуя только его учение, следуя только его инструкциям.

Религиозных фанатиков нетрудно убедить в необходимости иметь своего единственного и неповторимого кумира. Толпа всегда нуждалась в авторитете, в личности, которая вызывает любовь, уважение, страх. Со дня сотворения мира у человечества были духовные лидеры, цари, пророки. Религиозные лидеры легко становятся чьими-то кумирами. Они всегда на виду – услышал, увидел и полюбил.

Но приходит пора, когда уже надо задаться вопросом, не «с кем я», а «кто я».

Как избавиться от религиозного фанатизма?

Первый объективный шаг реабилитации религиозного фанатика – это перестать отрицать наличие этой проблемы. Фанатик должен осознать, что его фанатизм отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими его людьми. Иногда для этого требуется конфронтация и вмешательство извне. Если фанатик не признает своей проблемы, то надежды на его восстановление остается мало. Как только фанатик распознает свои проблемы, разрушающие отношения с Богом, с другими и отношение к себе, первый шаг уже сделан. Это начало восстановления.

Вторым важным шагом к восстановлению является осознание себя в вере и подчинение Богу. Точкой отсчета в смирении перед Богом является возможность фанатика в конечном счете признать, что его жизнь стала неуправляемой. Без отношений с Богом изменения невозможны. Смирение перед Богом – это процесс. Это чрезвычайно трудный шаг.

Религиозному фанатику необходимо душевное восстановление. Оно включает в себя замену фанатизма на мышление, основанное на реальности. Религиозному фанатику необходимо избавиться от экстримального образа мышления. Фанатизм всегда рассматривает события и людей как черное и белое, все только хорошо или только плохо, абсолютно правильно или абсолютно неверно. Для фанатика все экстримально. Он водим принципом «пан или пропал».

Смирение перед Богом и подчинение Слову Божьему расставит правильные акценты в жизни восстанавливающейся личности, а также поможет ему правильно относиться к себе и к окружающим.

Подчинение Богу вовсе не приводит человека к отказу от его собственной позиции. Мол, я - раб Господень и ничего своего у меня нет. Это заблуждение. Бог не относится к людям, как к марионеткам. Но относится как к личностям, потому что Сам является Личностью. Водительство Божье приводит человека к формированию его личной позиции, развитию и совершенствованию ее. В конечном счете, образуется колоссальная разница между безвольным и бестолковым существом, носимым разными духами, и человеком, предстоящим перед Господом как ответственная за себя личность. Восстановление фанатика предполагает взять ответственность за самого себя, за свои слова и поступки. Ответственность - это позиция личного предстояния человека перед Богом.

Строители, отвергающие Краеугольный Камень, неизбежно приходят к идолопоклонству. Возврат к Истине, ко Христу означает отказ от кумиров и навязчивых «важных» идей и делает важным и ценным самого человека.

Я всегда был уверен: уж фанатиком человеку с моим интеллектом не стать. Когда меня называют фанатиком за то, что вместо одного раза на неделе сходил в церковь два, думаешь: побольше бы мне такого «фанатизма».

А тут на одном православном форуме затронули тему фанатизма, и кто-то привел оригинальное толкование неизвестного священника. По его мнению, фанатик – тот, кто думает: «Все погибнут, я один спасусь». А православный думает иначе: «Заповеди – для меня одного, а остальных Господь помилует».

Если так, у меня заметные признаки фанатизма. Идя по улице, я вижу только погибающих. Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18:10). Встречаю хорошего человека и тут же принижаю его в своих глазах: может ли он быть хорошим, если отвергает Христа? Православных ведь не так много вокруг. Да и среди них многие отпугивают меня неканоничностью своего православия.

Друзей остается все меньше. Что они могут сказать мне мудрого или нового?

Единственный смысл – если кто обличит. Один вот сказал не так давно: «Ты в последнее время сделался ужасно отвратительным типом. С тобой стало невозможно общаться». Он, наверное, имел в виду то чувство превосходства, с которым я громлю его буддистско-индуистские рассуждения и заявляю, что истина только в Православии. Таких откровенных людей очень мало. А что касается этого друга – я же не могу согласиться с тем, что индуизм – просто другой путь к истине, равнозначный христианству? Добрый он парень, но куда пойдет с такими рассуждениями?

Стало быть, я фанатик.

И только я обнаружил в себе фанатизм – со мной практически одновременно произошло несколько событий.

Первое. Я откликнулся на повешенное в нашем храме объявление с призывом сдавать кровь для маленьких пациентов одной детской больницы. Кровь сдал. Пришла мысль сделать статью об этой инициативной группе, которая развешивает объявления, пишет о детях в газеты, поддерживает сайт, принимает сотни донорских звонков и в итоге бесперебойно обеспечивает гематологическое отделение, где дети больны лейкозами и кровь им нужна каждый день. Пример в нашем немилосердном обществе тем более поучительный, что подают его, как всегда, православные.

Сказано сделано. Пришел в отделение гематологии, пообщался с мамами, пофотографировал их детей. Перед лицом смерти все становятся лучше – и дети, и их мамы, живущие при отделении, и ты, даже глядя на все это сквозь объектив. Многие люди показались мне почти святыми. В том числе и те, о ком я решил написать. Все молодые, самоотверженные. Видно, что они стали членами единой семьи, в которой все мамы – как сестры, а дети, стало быть, племяши, в том числе и донорам.

И дело их Бог благословил явными чудесами. Во-первых, Он независимо друг от друга вложил желание помочь больнице двум девушкам, трудившимся в одной коммерческой фирме – Тане и Лене. Во-вторых, Он дал этим девушкам, никогда не писавшим, поразительный дар слова и помог им со жгучими по силе очерками о детях пробиться буквально во все многотиражные московские издания. В те самые – желтые, коммерческие, которые и в храм, говорят, нельзя вносить.

Но вот неожиданность. Оказалось, Таня – атеистка, Лена – католичка. Объявления в храмах развешивает их православный помощник Саша, но локомотивом доброго дела пока еще являются эти две «инославные».

Какие, по святым отцам, должны быть мотивы добрых дел? Или во исполнение воли Божией, или для воспитания в себе милосердия. А у этих девушек – жалость к детям и желание устранить несправедливость судьбы по отношению к ним. Жалость – это прекрасно, но насчет справедливости это, понятное дело, ошибка, нельзя обвинять Бога в несправедливости и воображать, что ты милосерднее Его. Об этом я не постеснялся сказать моим героиням. Интервью переросло в спор. Вроде и правильно говорил, но на душе становилось все тяжелее …

Второе. Желая избавиться от некоторых прочитанных мною православных книг (по принципу «На Тебе, Боже, что мне не гоже»), я через интернет нашел в Риге Виктора, который занимается миссионерской работой с заключенными. Передал книги, общение продолжилось по электронной почте. Правда, тон Виктора показался мне каким-то немного восторженным, не православным. Копнул глубже. Оказалось, православный, причем в Церкви почти столько лет, сколько я на земле. Но с отклонениями. Вместо того, чтобы опираться во всем на святых отцов, превыше всего ставит Ветхий Завет на основании откровения, лично ему данного Богом. Сами понимаете – явная прелесть, о чем я ему вскоре и объявил. А так как он сопротивлялся, не желал принимать моих намеков, я с каждым письмом становился все непримиримее. А он, хотя и упорствовал, но оставался со мной терпелив и доброжелателен. И ведь, в конце концов, я только отдал ненужное, а он тратит время и силы на помощь тем, кому она так нужна. Переписка все тяжелее ложилась на совесть …

Спор по электронной почте с Таней, оказавшейся с родителями в Америке, происходил в то же время. Каждое утро я включал компьютер, читал полные заблуждений письма этих двоих людей и отправлял им свои вразумления, стараясь казаться как можно терпимее. (Надеюсь, вы улавливаете печальную иронию моих слов.) Но вопрос, которым Бог стучал в мое сердце, проявлялся все очевиднее. Почему при внешней правоте совесть обличает меня?

Сайт получился – православнее не бывает. На создание благословил иеромонах Троице-Сергиевой лавры, уже после создания пришли благословения от нескольких священников, которым очень понравилось. Мы заранее отказались даже от новостей о церковной жизни как от вещей суетных, отвлекающих от молитвы и борьбы со страстями. И, как и положено православному сайту, на нем присутствовал раздел «Спасутся ли иноверные». Разумеется, с отрицательным ответом, подтвержденным святыми отцами.

Божий промысел относительно моих товарищей, сотрудников в работе над сайтом, подтвердился также и тем, как хорошо они работали и какими оказались людьми. Ольга, с которой приходится общаться чаще, своим смирением, всегдашней готовностью помочь и радостным состоянием духа похожа на православную монахиню, причем уже преуспевшую. Даже не знаю, что больше радует – что удался сайт или что благодаря ему удалось познакомиться с такими людьми. Ничтоже сумняшеся в вероисповедании Ольги, я поздравлял ее с церковными праздниками, она меня. Но вот однажды, после двух лет совместной работы, поздравив ее с праздником, я вдруг услышал: «А знаете, я не православная. Вы вправе отстранить меня от работы над сайтом».

Меня как кирпичом по голове ударили. Самое приятное – узнать, как кто-то сделал шаг ко спасению, и самое тяжелое – увидеть, что кто-то, как думалось тебе, идущий ко спасению, на самом деле идет в другую сторону. Чтобы не огорчиться еще сильнее, я даже не стал уточнять, какова же ее вера. Но, прислушавшись к себе, ответил, что не мне оспаривать Божий промысел. Она приняла мой ответ с благодарностью: «Спасибо, что делитесь со мной Божьей милостью». И все потекло как раньше, только я перестал поздравлять ее с нашими праздниками.

И вот, начав разбираться в своем фанатизме, я решился спросить ее: «Кто Вы, Ольга?». Оказалось, мусульманка! Они с Валерием русские, но приехали в Москву из Ташкента. Вовлечение в эту работу Ольга сама считает чудом. У нее был первый в жизни Рамадан. А в Рамадан необходимо заплатить закят (что-то типа нашей десятины). Денег не было. В таком случае полагается сделать что-то хорошее бесплатно. Ольга просила Бога послать ей какое-нибудь полезное дело. И вот ее сердце откликнулось на призыв потрудиться над православным сайтом. И при первом же знакомстве с текстами сайта она нашла ответ на тревоживший ее важный вопрос. Который приняла как глас Божий.

Не так уж много в Москве русских католиков и мусульман. И если Господь так часто знакомит меня с ними и показывает, какими хорошими они могут быть, значит, Он что-то хочет сказать мне. Хочет помочь мне излечиться от возношения, от фанатизма, которые мешают мне любить.

Да не поймут меня превратно мои товарищи по несчастью – фанатики. Я не собираюсь хвалить чужую веру и тем более атеизм. Просто все больше сомневаюсь в том, что могу судить людей по принадлежности к той или иной вере. Если у Татьяны, Елены и Ольги любви в сердце больше, чем у меня, кто из нас угоднее Христу? К тому же «конец делу венец», и неизвестно, что будет с каждым из нас в итоге. Доброму человеку гораздо легче стать христианином, чем злому человеку добрым, – сказал кто-то.

Когда-то мне пришла в голову мысль относительно того, почему становятся фанатиками. Человек постепенно осознает, что он ничем не лучше других, может, даже хуже. Но вместо того, чтобы смириться с этим и начать работать над собой, он вдруг начинает превозносить такое качество, над которым работать и не нужно. И за счет этого выделяться среди людей. Например, националист начинает кичиться своей национальностью. Это объяснение на психологическом уровне. На духовном: сатана, внедряя в человеческий ум мысль об особенном значении какого-то человеческого качества, убивает двух зайцев: сеет ненависть между людьми и отклоняет их от покаяния.

Наша религиозность, принадлежность к определенной церкви действительно имеет особенное значение. Но беда в том, что я забываю: моя принадлежность к Православию определяется не только посещением служб и участием в таинствах, но и соблюдением заповедей. Прежде всего – заповеди о любви и ограждающей ее заповеди о неосуждении.

Как принизить в своих глазах себя, не принижая своей веры? Хотелось бы получить ответ от церковных авторитетов, знающих ответ на такие вопросы.

Для себя пока решил следующее: раз не удается не мерить людей, пусть моим мерилом будет их любовь.

Эмоционально самодостаточные, уверенные в себе, позитивно настроенные люди живут в гармонии с окружающим миром. Они не нуждаются в отстаивании своей правоты, чего бы она ни касалась. Спокойно взаимодействуя с другими, они с достоинством несут свою точку зрения, не испытывая потребности в том, чтобы кто-то ее непременно разделил. Однако в мире представлена и иная категория людей, противоположная описанной выше и именуемая «фанатики».

Фанатизм… Это что такое?

Однако не всякое проявление чрезмерного интереса к чему-либо может характеризовать человека как фанатика. И наоборот.

Фанатизм - это чрезмерное увлечение какой-либо идеей или личностью, выражающееся в посвящении объекту поклонения значительной части своей жизни и ее духовного содержания, а также в непримиримом отстаивании собственного взгляда и навязывании его другим людям, зачастую в агрессивной форме. Данное явление может иметь отношение к чему угодно - морали, знаменитой личности, политическому течению и др. Однако в качестве самой опасной его формы выступает религиозный фанатизм.

Истоки религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм - это приверженность к определенному вероисповеданию и его традициям, которая сочетается с нетерпимым, часто агрессивным отношением к тем, чья точка зрения отлична. С момента, когда человечество обрело свою первую религию, и по настоящее время наблюдается одна и та же тенденция - приверженцы того или иного духовного течения рано или поздно возводят его постулаты в ранг неоспоримой правды. И несмотря на то что большинство религий несет в себе весьма похожие истины, так называемые фанатики не просто остаются им верны, они пытаются сделать их монопольными и навязать как можно большему количеству людей. Всемирная история знает массу примеров религиозного фанатизма, к коим можно отнести и инквизицию, и крестовые походы, и массовые самосожжения во имя старой веры… Причем в разные времена отношение общества к данному явлению было весьма различно. В перечисленных примерах имеет место и религиозный фанатизм в высших кругах, и точечные сопротивления инакомыслию. И в том и в ином случае любой перекос убеждений и веры в сторону эмоций и непримиримости несет в себе серьезную угрозу благополучию отдельных людей и государства в целом.

Религиозный фанатизм сегодня

В наше время примеры религиозного фанатизма можно найти во всех массовых религиях. Хотя имидж самого агрессивного вероисповедания приобрело мусульманство в связи со значительным количеством террористических актов, от которых содрогаются десятки стран на протяжении уже многих лет. Тем не менее влияние фанатизма может быть весьма губительным и без насилия. Например, родители-фанатики могут воспитывать своего ребенка вразрез с современными канонами развития и социализации человека. Известны случаи, когда в современных семьях, посещающих религиозные секты, вырастают неграмотные дети, потому что лидеры духовного течения, которому привержены родители ребенка, считают неправильным обучать детей женского пола грамоте. Католическая церковь резко отрицательно относится к абортам и предохранению от нежелательного зачатия. И хотя общество постепенно выработало довольно толерантное, а иногда и одобрительное отношение к прерыванию беременности, в некоторых странах или их отдельных регионах аборты до сих пор запрещены, что тоже принято считать проявлением религиозного фанатизма. Иногда крайняя нетерпимость людей не вредит никому, кроме них самих. Например, ярые буддисты не навязывают своей веры окружающим, не спорят, не доказывают правоты. Их фанатичность проявляется главным образом в глубоком сосредоточении, многочисленных и продолжительных духовных практиках, которые иногда доводят людей до безумия, поскольку испытания, которым они себя подвергают, зачастую немыслимы.

Отношение к фанатизму православной церкви

Православная церковь относится к этому явлению с осуждением и неприятием. Фанатизм - это грех, по мнению православных священнослужителей. Отсутствие любви ко всем людям, духовная смерть, пустословие без рассуждения не может поощряться православными. Фанатичные родители, приводящие с собой на службу маленьких детей и не замечающие усталости ребенка, его непонимания и неприятия ситуации, прививают ему не любовь к церкви, а боязнь, раздражение, нежелание приходить туда снова.

Причины фанатизма

Фанатизм - это явление, не возникающее на пустом месте. Как у любого иного отклонения, у него есть причины, которые уходят корнями, как правило, очень глубоко. Фанатичные люди чаще всего агрессивны, озлоблены, не понимают и не принимают чужую точку зрения. Иногда они становятся частью какой-либо общности, преданно следуют ее догматам и стараются перенести свой взгляд на веру на ближайший круг общения. А существует и иная категория фанатиков - лидеры, которые не только разделяют и следуют привлекательной для них философии или религии, но посредством ярких, харизматичных действий вовлекают в нее большое количество людей, не исчерпывающееся кругом родных и близких. И если первые при этом являются в целом безобидными носителями назойливой информации, то вторые представляют крайне серьезную угрозу обществу.

Ежедневно десятки и сотни людей вовлекаются в жизнь сект неизвестного происхождения, отворачиваются от своих семей, тратят огромные суммы денег на поддержание и развитие близкой по духу общности, теряют самих себя в стремлении следовать постулатам, которые нашли живой отклик в их душах благодаря харизме, уверенности и ораторскому искусству лидера.

Способы борьбы с религиозным фанатизмом

Жизнь не стоит на месте, большинство государств современного мира являются светскими. Несмотря на весьма почтительное любая держава, как правило, не заинтересована в экстремальных проявлениях религиозности. Какие же меры предпринимаются в различных странах для минимизации проявления фанатизма среди верующих? В некоторых азиатских странах за последние двадцать-двадцать пять лет было введено много запретов относительно ношения культовой одежды для обычных людей, не имеющих отношения к священнослужению. Иногда подобные запреты вызваны не столько борьбой с неистовыми фанатиками, сколько соображениями безопасности. Например, несколько лет назад Франция пошла по пути запрета ношения хиджабов. При этом данное решение стоило стране немало, учитывая непримиримое отношение мусульман к вопросам одеяния.

Очень много усилий, направленных на борьбу с религиозным фанатизмом, предпринимается в сфере образования. Детям стараются дать возможность выбора и защищают их неокрепшее сознание от натиска подкованных религиозных фанатиков. Во многих странах законодательно запрещается деятельность определенных организаций, имеющих основанную на религии идеологию.

Национальный фанатизм

Не менее страшен, разрушителен и безжалостен национальный фанатизм. Это ревностное поклонение исключительному превосходству той или иной нации или расы испещрило всемирную историю множеством примеров кровопролитных противостояний. Одним из самых ярких проявлений национального фанатизма стала идея Альфреда Плётца о делении всех людей на высшую и низшую расы, которая впоследствии положила начало Второй мировой войне.

Еще один пример - «Ку-клукс-клан», организация, насчитывавшая огромное количество людей, ненавидевших, глубоко презиравших чернокожих.

Ожесточение членов ККК привело к немыслимому количеству жертв, погибших от изощренной жестокости фанатиков. Отголоски деятельности этой организации периодически слышатся и в настоящее время.

Психологическая природа фанатизма

У фанатизма, развивающегося в крупных масштабах, как правило, есть причины общественного или политического характера. Экстремальное проявление веры всегда выгодно кому-то, кроме неистовых приверженцев. Но что же делает таковым конкретного человека? Почему один становится фанатиком, а другой, несмотря ни на что, продолжает идти по своему жизненному пути, не реагируя на чужое мнение и религиозные догматы.

Как правило, причины становления настоящего фанатика корнями уходят в детство. Чаще всего фанатики - это люди, с ранних лет привыкшие жить в страхе и недопонимании. Ошибки в воспитании, допущенные их родителями, в осознанном возрасте оборачиваются желанием примкнуть к какой-то группе и стать ее частью, дабы почувствовать безопасность и уверенность. Однако человек не может обрести спокойствие лишь потому, что нашлись люди со схожими взглядами. Он будет продолжать переживать, беспокоиться, искать угрозу в любом проявлении инакомыслия, сражаться с убеждая всех и вся в том, что его правда - первая. Так проявляет себя фанатизм. Что это значит? Всякий, кто думает иначе, создает угрозу его с трудом обретенному покою. Поэтому взаимодействие с фанатиком дается не так просто.

Как справиться с проявлениями фанатизма у близкого человека

Фанатизм… Это что такое? Что делать, если в числе фанатиков оказался близкий вам человек? Любые проявления крайней нетерпимости и слепого поклонения, будь то самоотверженная любовь к звезде, или агрессивное желание во что бы то ни стало разделить свою веру с другими людьми - признаки нездоровой психики.

По мнению многих исследователей, фанатизм - это болезнь. Родным и близким такого человека следует со всей серьезностью подойти к решению подобного рода проблем. И если исправить ошибки, допущенные много лет назад, уже невозможно, то поддержка, понимание, устранение причин для страхов и беспокойств, своевременное обращение к психологам, побуждение к саморазвитию и укреплению психики помогут преодолеть это явление.