Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Психология юноши. Психологические особенности детей в подростковом возрасте Юноши 16 17 лет особенности развития

Психология подросткового возраста имеет много особенностей. Это несомненно сложный и важный период для детей и их родителей. Как понять ребенка, быть в хороших отношениях и поддерживать его?

Мы постараемся помочь вам найти ответы на эти и другие вопросы.

В большинстве случаев, подростки 16 лет умеют рассуждать по-взрослому, спорить, аргументируя свою точку зрения, строить логические цепочки, предугадывать возможный ход событий и т.д. У него сформировано мировоззрение и нормы поведения, однако он еще ищет себя и очень наивен.

Поведение шестнадцатилетнего подростка, его отношения с близкими и друзьями тесно связаны с тем, как он провел предыдущие годы жизни

Он может быть спокойным и вести себя как полноценный, но неопытный взрослый. Или бунтовать, уходить из дома, попадать в сомнительные компании и т.п. Одна из основных причин таких действий - то, что ребенок не нашел понимание и утешение в семье. Также причиной может быть и поиск себя.

Подросток и деньги

Финансы несомненно нужны. Однако, при первой же просьбе давать деньги не стоит. У него может быть определенная сумма на карманные расходы, этого достаточно. Так он научиться правильно распределять деньги и знать им цену.

А заниматься развитием финансовой грамотности, если вы не сделали этого раньше - обязательно. Это удобно и интересно делать на практических курсах по финансам. Вы можете вместе с выбрать интересную ему стажировку или подработку, поближе познакомить сына или дочь с вашей работой.

Имея свои заработанные деньги в кармане, он будет чувствовать себя увереннее и самостоятельнее, увидит собственные возможности

Строгость и контроль в воспитании

Одна из идей воспитания человека, суть которого состоит в том, что чем старше ребенок, тем

Это постепенный процесс превращения ребенка в полноценного самостоятельного человека.

Сейчас он уже имеет много прав и обязанностей. Его не сильно контролируют, он умеет принимать решения. Появляется чувство ответственности, что хорошо готовит тинэйджера к взрослой жизни.

5 советов о том, как разговаривать с подростком о половом созревании и сексе.

Говорить о половом созревании в 16, возможно уже поздно, но все же стоит открыто и подробно обсуждать вопросы полового воспитания, контрацепции, об уважении к своему телу, узнавать о мнении школьника по этим вопросам.

  1. Аргументируйте и объясняйте подробно свое мировоззрение, но не навязывайте.
  2. Расскажите об ИППП (Инфекции, передаваемые половым путем). Лучше если об ИППП не только расскажете, но и покажете наглядные примеры.
  3. Дайте понять, что вы готовы отвечать на вопросы.
  4. Покажите негативные последствия необдуманных действий.
  5. Будьте доступны и открыты
  6. Дайте четко понять ваше мировоззрение. Иначе он может легко поддаться любому давлению. А почему бы и нет?

Будет хорошо, если вы найдете подходящую книгу, отражающую ваше мнение и хорошо все объясняющую. Изучите её вместе или дайте на самостоятельное прочтение, а позже обсудите.

Частые ошибки родителей в воспитании мальчика и девочки

Строгость в воспитании дочери

Не стоит держать её в сильной строгости - нужно говорить, объяснять и быть в курсе жизни

Не стоит отталкивать друзей, какого бы пола они не были - нужно слушать и помогать делать выбор

Если хотите узнать поближе друзей ребенка, то пригласите их на совместный просмотр фильма или чаепитие

Не плачь ТЫЖМУЖИК или «Мужики не плачут»
Это один из способов воспитать жестокого, бесчувственного и при этом несчастливого человека. Мальчику важно понимать и уметь проявлять свои чувства. Так он будет только сильнее и лучше. Ему нужна поддержка, помощь и родительская теплота не меньше, чем девочке.

Если у вас 2 ребенка
Никогда не принимайте одну из сторон. Вы можете позже обсудить ошибки, но конфликты дети должны решать сами. Защищая кого-то, говоря: «Он меньше» или «Она девочка» и т.п., вы только усилите ненависть друг к другу и чувство конкуренции.

6 самых распространенных проблем в 16.

  • Самоопределение. Поиск себя. Выбор профессии и будущего в целом.
  • Экзамены и давление со стороны учителей.
  • Давление со стороны семьи и друзей.
  • Любовь, возможно невзаимная
  • Буллинг или кибербуллинг.
  • Комплексы. Неуверенность в себе
Как помочь подростку?

Будьте рядом.

Советуйте, но не читайте нотации.

Обратите внимание на интересы ребенка. Помогите ему раскрыть себя, увидеть свои сильные стороны.

Слушаете, сочувствуйте и разрешите выговориться, если он в этом нуждается. Найдите его язык любви и используйте часто (это могут быть слова, прикосновения(объятия), время, подарки, помощь).

Любите и показывайте свою любовь.

Научите ребенка говорить: «Нет». Уважайте это

Помогайте решать проблемы. Если у ребенка лишний вес, то скрывать это нельзя. Вместе не ешьте сладкое и после шести, занимайтесь спортом, это поможет ему стать стройнее, сильно укрепит ваши отношения с ним. При необходимости обратитесь к диетологу.

Верьте в него - подросткам очень важно чувствовать в беспрекословную любовь и поддержку родителей.

Мнение подростков 16 лет по важным вопросам

Расскажи о твоих отношениях с родителями и о том, счастлив лит ты.

«Мой отец - это тот, с кем можно посоветоваться. Он мой наставник. А мама - та, с кем весело и можно посмеяться. «Я чувствую себя счастливым»

«У меня очень хорошие отношения с родителями. Мама -моя подруга, но мне не нравиться, что иногда ведет себя как подросток» . «Я чувствую себя счастливой.»

«У меня не очень хорошие отношение с родителями, но я благодарна маме за то, что она меня слушает, пытается понять, поддерживает (или пытается, по крайней мере) и проводит со мной время». «Я чувствую себя отчасти счастливой»

«Родители не желают слушать меня! Мое мнение для них, к сожалению, ничего не значит. Может быть они и бывают правы, но знаете, когда они что-то запрещают, я очень хочу это сделать, доказать, что я хоть на что-то способна, я чего-то стою. Жду, когда съеду от них». «Я не могу сказать, что счастлива»

«Отца я видел последний раз в семь лет. И я его ненавижу. Я так боюсь быть похожим на него. Из-за этого, я ненавижу и себя. Я невольно обижаю свою мать, хотя люблю ее. Она всегда приказывает и очень редко хвалит меня. И это огорчает. Очень часто мне кажется, что я хуже всех. Что я ничтожный»

Скажи своё мнение о мате и о вредных привычках

«Не люблю материться. И сама мат в лексике употребляю редко. Часто мат отталкивает. С пониманием отношусь ко всем. Для меня алкоголики, наркоманы, это люди, которые в попытках заглушить боль, стали рабами. Люди, скованные цепями зависимости. А я не хочу зависеть от чего-либо»

Дай советы своим родителям или всем родителям подростков

Любите своих детей, искренне. Слушаете их.

Мы нуждаемся в вашем совете, но нам нужна свобода.

«Очень хотелось бы что бы родители воспринимали меня как взрослого, слушали и учитывали мое мнение, а не относились как к собаке, которой говорят «сидеть» и он сразу сядет. Тогда я, скорее всего, была бы более послушной»

Родители, говорите приятные слова своим детям и любите их. Постарайтесь быть более внимательным. Прощайте их. Они вас любят

15 советов от психологов для родителей шестнадцатилетних подростков

  1. Наставляйте, вместо того чтобы читать нотации. Постарайтесь слушать и искренне понимать ребенка, а после давать советы.
  2. Показывайте пример на себе. Нельзя требовать от тинэйджера то, что вы и сами не делайте
  3. Покажите реальные примеры из жизни. О сексуальной жизни, курении, алкоголе, о наркотиках или т.п. Важно увидеть негативные последствия, и чем ярче будет пример, тем лучше запомнится. Пусть к верному выводу он придет сам.
  4. Давайте шанс на ошибку.
    Предупредите о возможных последствиях, но выбор ребенок должен делать сам и неважно идет речь о выборе одежды или учебного заведения. Он должен делать ошибки и это нормально. Просто будьте рядом, и все будет хорошо
  5. Медленно обучайте самостоятельности. Не стоит делать все за ребенка, а потом резко повесить всю ответственность на него. Плавно и медленно обучите самостоятельности. Если не получается сделать это в семье - мотивационные курсы - хороший вариант.
  6. Любите и не скрывайте своих чувств. Ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее.
  7. Поддерживайте. Не скупитесь на комплименты
  8. Слушайте и искренне интересуйтесь, задавая вопросы не такие, как «как дела?», а более глубокие, «Как ты сегодня себя чувствуешь?» «Как твои отношения с Сашей?» «Что заставило тебя улыбаться сегодня?» т.п. Делитесь, общайтесь, как с другом. Слушайте. Если не хочет общаться, то дайте время и попробуйте снова.
  9. Обнимайте. Если ребенку это нравиться, а если нет - уважайте его границы
    Не настаивайте на откровенности, создайте комфортную атмосферу.
  10. Расставьте границы с четкими условиями
    Неправильно: «Не приходи поздно домой» Правильно: «Будь дома не позже 11»
    Если не получилось, узнайте причину, и дайте понять, что это повториться не должно
  11. Посвящайте ему время. Пойдите в кафе, по магазинам - туда где будет хорошо всем. Посмотрите вместе с обсудите кино. Если ему плохо, он не хочет с вами говорить, можете включить фильм, купить разных вкусностей и вместе провести время.
  12. Делайте иногда приятные сюрпризы.
    Они должны быть не частыми, но приятными.
  13. Помогайте. Не делайте работу за него. Но будьте готовы объяснить и помочь. При этом не всегда стоит давать выход из сразу. Более мудрым решением будет задать правильней вопрос, который приведет вашего сына или дочь к ответу.
  14. Имейте своё время, свои границы, свои чувства и свое увлечение
    Если тратить хотя бы 1-3 часа в день на себя и свои увлечения, можно отдохнуть и быть более счастливым.
    Ребенок будет сильнее уважать вас. Хобби сделает вас не только родителем, но и отдельной личностью.
    Это создание границ. Привычка постучаться в дверь и спросить разрешения, чтобы войти после в вашу или его комнату, сделают ребенка более понимающим к окружающим и к себе. Ведь вы показывайте, что каждый имеет право на личное пространство.
    Говорите о том, что у вас свои дела, или вам нужно отдохнуть, а после чаепития вы с радостью уделите время ему.
    Когда вы ставите границы, важно соблюдать их одновременно
  15. Говорите о своих чувствах вместо обвинений. «Ты где была!!!?» - «Я очень переживала за тебя»
    «Как ты смеешь...» - «Твой поступок меня расстроил разочаровал» и т.п.
    Это укрепит отношения и вместо криков, истерик и непонимания вы получите сочувствие, хотя может не сразу, и попытки изменить ситуацию.

Помощь в воспитании подростков - курсы в центре К.О.Т.

Очень часто в возрасте 16 ти лет дети нуждаются в дополнительной поддержке, уверенности, им необходимо получить дополнительные важные для жизни навыки. Их психология имеет много нюансов.

И не всегда родители могут помочь, порой требуется помощь со стороны. В этом случае - надёжный вариант решения вопросов. Профориентация, общение и уверенность, бизнес и финансовая грамотность - выбор огромный.

В нашем центре разработаны эффективные интересные программы, ведущие - специалисты по работе с подростками. Кроме того, участников тренингов ждут интересные знакомства и новые друзья, поддержка и помощь.

Выберете вместе в вашим ребенком , и он скажет вам спасибо. Потому что так не просто в 16 понять себя, других и найти своё место в жизни.

Психологические особенности детей 16-17 лет

Точных хронологических границ юношества в психологии нет, и разными авторами они определяются по-разному. К тому же, стоит заметить, что граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних научных источниках она затрагивает возраст от 14 до 17 лет, когда ученые рассматривают его как завершение подросткового возраста, а уже в других этот возраст относят к юности.

Шаповаленко И.В. даёт следующее определение юности: «Юность - немаловажный период в развитии человека, в этот период совершается вступление человека в зрелую жизнь. Это мир, существующий между миром взрослых и детей. Это пора окончания физического созревания, центральными признаками которой являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и скачок в росте» (Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

В этом возрасте проистекают важные изменения относительно размышлений о будущем. В юношеском возрасте предметом обдумывания главным образом становится способ достижения финального результата, а не только сам финальный результат. Это период социального, личностного, профессионального, духовного самоопределения и в основе этого процесса самоопределения располагается избрание будущей сферы деятельности. А в современных социокультурных условиях становится довольно сложно решить задачу профессионального ориентирования. Это происходит ещё и потому, что родители и педагоги сами не всегда уверены в правильности и логичности своих советов.

Некоторые психологи считают, что специфической чертой юности является сама самостоятельность встречи с изменяющимся миром вообще. Так как в противоположность другим возрастам, ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста.

Но самое существенное это то, что старшеклассник является совсем взрослым человеком, поэтому обращение с ним должно быть таким, каким требует это быть со взрослым человеком (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

Таким образом, мы можем выделить следующие узловые психические новообразования ранней юности:

  • 1. Повышенное внимание к своей внешности. Это проявляется в тяге находить у себя физические отклонения даже там, где их нет. Это вполне может порождать даже хронические психические нарушения невротического характера.
  • 2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек становится более ровным. Отсутствуют резкие всплески эмоций, как у детей-подростков.
  • 3. Открытие своего внутреннего мира. В ранней юности ребенок начинает интересоваться своим духовным миром. У школьников 10-11 класса начинает формироваться представление о собственной индивидуальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Они начинают рассуждать о внешнем мире и их рассуждения кажутся им уникальными, неизвестными никому. Отсюда возникает самонадеянность и неуверенность, смелость в суждениях и выдержанность в поступках. Старшеклассники легко начинают вбирать в себя новые идеи, но, однако отступить им от своего собственного мнения бывает очень сложно.

Ребёнок юношестского возраста начинает осознавать свой внутренний мир как очень важное, радостное и волнующее событие, однако, которое так же вызывает много беспокойных, драматических волнений. Ребёнок одновременно начинает сознавать свою уникальность, несходство с другими детьми, и чувство одиночества. Эти протироворечия вызывают сильную потребность в общении и в то же время увеличение его избирательности, требования к личному пространству и одиночеству (Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.).

Старшеклассникам необходимо оказывать помощь в становлении самосознания. Эта помощь может оказываться опираясь на следующие три значимых принципа:

  • 1) поддерживать мнение старшеклассников о личной уникальности. Но личную уникальность нельзя считать проявлением личного превосходства над остальными сверстниками, потому что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности. Уважая свою уникальность, необходимо почитать и неповторимость остальных людей, быть терпимым к чужому мнению, пытаться осознать мнения других, не навязывать свои принципы окружающим;
  • 2) обращать внимание школьников на опыт взрослых, на ошибки человечества и на историю собственной жизни;
  • 3) обнаруживать будущее жизни школьников, представлять варианты их будущего, особенно потому, что мечты о будущем занимают основное место в их переживаниях.
  • 4. Ещё одним главным новообразованием ранней юности является самоопределение. Самоопределение бывает профессиональным и личным. Это новая внутренняя точка зрения, которая определяет человека как члена общества, и принятие своего места в нем. Человек принимается понимать временную перспективу. У ребёнка начинает проявляться доминанта направленности в будущее, когда он строит собственный жизненный план, по сравнению с тем, что раньше он жил только сегодняшним днем (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

В общеобразовательной организации учебная деятельность старшеклассников становится учебно-профильной, которая реализует профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности и сознательности.

Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек сформированы хорошо. Старшеклассники умеют выделить проблему и решить её самостоятельно. Они интересуются всеобщими проблемами существования, они могут долгое время спорить об абстрактных вещах. Обширность интеллектуальных увлечений в ранней юности часто совмещается с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях.

Для обучающихся в 11 классе на главный план неизбежно выходят вопросы профессионального самоопределения. Перед ними как никогда остро встаёт выбор будущей профессии. Кроме этого существенной становится деятельность, связанная с подготовкой к единому государственному экзамену, сразу по нескольким предметам, а так же в некоторых случаях подготовка к вступительным экзаменам в высшее учебное заведение. Александровская Э.М. определяет главной чертой старшеклассника обращенность в будущее, которое часто превосходит все остальные сферы жизни (Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.).

В свою очередь юноши и девушки этого возраста довольно трудно представляют себя через 5 лет, то есть создание временной перспективы идет у них достаточно сложно. Зачастую возникают моменты, когда юноши острое ощущают необратимость времени, но в свою очередь нежелают замечать его течение. Для них как-будто время остановилось. Это проявляется в том, что откладывая решение проблем на потом, юноши не хотят принимать во внимание действительно существенные вопросы. В этот период важна включённость родителей в общение с детьми. Родители обязаны поддержать своего ребенка и помочь составить план последнего учебного года, для того, чтобы в заключительный месяц не возникла спешка и излишнее психическое напряжение. Вместе с тем не следует формировать слишком нервную ситуацию, когда беседы забегают в будущее ребенка.

5. У школьников старших классов начинает появляться влечение к доверительности во взаимодействии с взрослыми. Это обусловлено главным образом с формированием самосознания.

В связи с тем, что юноши осознают себя уже взрослыми людьми, но они ещё во многом зависят от родителей, взаимоотношения с родителями довольно противоречивы. При условии, что родители будут следовать демократическому стилю воспитания, когда они являются друзьями, советчиками или партнёрами для своего ребенка, только тогда будут формироваться оптимальные взаимоотношения между старшеклассниками и их родителями (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

Тем не менее, юношам и девушкам трудно понять друг друга. Общение с ровесниками носит интимно-личностный характер. Юноша присоединяет к своим чувствам, интересам, увлечениям окружающих.

Для ранней юности так же характерна идеализация друзей и самой дружбы, поэтому настоящих друзей становится всё меньше, а число товарищей растёт.

Эмоциональная напряженность дружбы уменьшается, когда начинает проявляться чувство любви. В этот период может возникнуть истинная влюбленность. Однако юношеские мечты о любви отображают, чаще всего, надобность в самораскрытии, понимании, душевной близости. Эротические мотивы в ней почти не сформулированы или не осмыслены. Нужда в самораскрытии, интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания нередко не совпадают и могут быть обращены на различных партнёров.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, необходимо выстроить методику проведения занятий по волейболу так чтобы средства и методы учитывали психологические особенности возраста детей 16-17 лет.

Заключение по первой главе

Мы выполнили анализ существующих научных разработок и научной литературы по проблеме исследования. Конкретизировали материал, касающийся техники выполнения прямых, ускоренных, медленных (обманных) видов нападающего удара в волейболе. Изучили технику выполнения нападающего удара и возможные ошибки, которые могут возникнуть у занимающихся подростков в процессе его выполнения. Рассмотрели мнения специалистов о методиках обучения нападающему удару. Узнали об особенностях психологического и анатомо-физиологического развития детей 16-17-летнего возраста.

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни - это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет - уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет - возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться - это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет - подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет - возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий - это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет - возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет - возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель - оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я - другой!» - огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя - это особенности возраста.

Общение - это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет - путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать - что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности - ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет - это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

Дети старшего подросткового возраста попадают в ситуа­цию новой социальной позиции в обществе, что в свою оче­редь становится новой областью психологических трудностей. Учеба на этой ступени связана с освоением специфики учеб­ных предметов старшей средней школы, углублением знаний по предметам и специализации и выбором будущей профес­сии для перехода из школы в вуз или профессиональную прак­тическую сферу. У подростков изменяются приоритеты, акту­альным становятся общение с противоположным полом, со­здание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в вуз отдаляет учащихся от ак­тивного участия в жизни класса и школы.

Особое значение в этом возрасте приобретают межличност­ные отношения. Как известно, для нормальной жизнедеятель­ности необходимо определенное соотношение стимулов, вы­зывающих положительные эмоции. В современной российской школе подростки часто ощущают дефицит положительных эмоций.

Основным биологическим содержанием старшего подрост­кового возраста является половое созревание и, как следствие, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликт­ности поведения, характерного для данного периода.

В этот период основная задача подростков - справиться с быстрыми и весьма существенными телесными изменениями и приспособиться к новому образу тела. Необходимо также привыкнуть к общим изменениям ощущений, выражаемым в повышении генитальной чувствительности и реагирования. В этот период подростки много времени проводят перед зерка­лом, вызывая у родителей непонимание и раздражение, но это нормальное явление, связанное с построением образа но­вого созревающего тела. В связи с этим подросток стесняется, старается переодеваться только в одиночестве, в компании ро­дителей смущается, если родители шутят на эту тему. Другая крайность - некоторые подростки становятся эксгибиционис­тами, разгуливают перед родителями полуодетыми, порой пол­ностью обнаженными.

Существуют два универсальных явления, характерных для этого периода: танцы и телефон. Танцы - это канал для сбра­сывания энергии, которой подросток старшего возраста напол­нен, кроме того, они позволяют выразить все сексуальные порывы, не претворяя при этом свои фантазии в жизнь. Роди­тели расстраиваются, что дети неприлично танцуют, но чем больше подросток реализует свои порывы в танцах, тем менее вероятно, что он претворит их в жизнь. Если младшие подро­стки танцуют не парами, а в группе (что очень важно, так как позволяет их телам не соприкасаться), то старшие - тесно соприкасаясь телами. Чем взрослее становятся подростки, тем ближе танцуют. То же относится и к телефону. Телефонное общение - идеальное решение для подростка: есть возмож­ность интимного контакта на расстоянии. Телефон дает воз­можность подростку покинуть дом, фактически не покидая его. Это раздражает родителей, но постепенно они достигают компромисса с детьми (договариваются о разделении теле­фонного времени, ставят второй телефон и т. п.). Танцы и телефон - это средство компенсации.


Основная форма сексуальной активности у подростков стар­шего возраста - мастурбация. Мастурбация - нормальное про­явление развития в этом возрасте, начальное исследование своего тела. Однако практически всегда она сопровождается чувством вины и стыда. Даже объяснение, что это нормально, не помогает подростку избавиться от идеи нанесения себе вре­да. Многие подростки стесняются прыщей на лице, поскольку в их фантазии - это следствие их мастурбационной актив­ности. Интерес к половому акту в младшем и среднем подрос­тковом возрасте чисто физический. Эмоционально и мораль­но-этически подростки к нему не готовы. Даже если под влия­нием обстоятельств или под давлением групповых норм подростки вступают в сексуальный контакт, то для них он остается чисто механическим актом. Способность к социаль­ному взаимодействию в половом акте у подростков развивает­ся лишь к 18-20 годам.

Психологическим содержанием подросткового периода яв­ляется - (по Э. Эриксону) кризис идентичности. Под идентич­ностью понимается определение себя как личности, индивиду­альности. Ее кризис наступает после распада детского «Я», когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологи­ческом и социальном плане. Собственно говоря, поиск иден­тичности имеет для этого периода наиболее важное, самодов­леющее значение. Именно в проблемах этого поиска и скон­центрированы все причины нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом возрасте человек начинает задаваться вопро­сами: «Кто я такой?» и «Что я могу?». Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения, переста­ет ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и боль­ше хочется привлечь к себе внимание, становится очень чув­ствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.



Как правило, подросток идентифицирует себя с тем чело­веком, который является для него носителем наиболее при­влекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подрос­ток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных уста­новок, сформированных в юности, которые в среднем возрас­те уже жестко закреплены в сознании, родители противодей­ствуют увлечению кумиром, негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».

Когнитивное развитие подростков в этот период также пре­терпевает существенные изменения. Повышается уровень мыш­ления, в частности, формируется абстрактно-логическое мыш­ление. Подростки старшего возраста чувствуют свои интел­лектуальные возможности. С этими возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом, это можно охарактеризовать как проверку ранее вы­работанных решений и принятие новых, направленных на за­нятие собственной ниши в мире взрослых.

Тем не менее, для мышления подростков старшего возра­ста характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.

Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариан­там оценки фактов и событий - преувеличение или преумень­шение.

Во-вторых, они стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.

И, наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует дихотомическое черно-белое мышление. Мак­симализм является яркой отличительной характеристикой стар­шего подросткового возраста.

Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротив­ление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят по­явления конкурентов в своем мире. Для подростка это первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без разрешения. Старшему подростку хочется доказать свою самостоятельность, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к призна­нию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.

Межличностные проблемы подростков как раз и базиру­ются на поиске глубоких интимных отношений с другим чело­веком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Про­тиворечивость этой ситуации заключается в том, что, «сража­ясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает на пьедестал и чтит больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой чело­век, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функ­ции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую фун­кцию.

Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, быть приня­тыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстни­ками является частью поиска идентичности и способом эман­сипации от родителей. Это период романтической любви, в ос­нове которой лежит не только сексуальное удовлетворение, но и переживание опыта близких, интимных отношений с дру­гим человеком, представителем противоположного пола. Очень часто в подростковых группах старшего возраста идет опробо­вание себя в разных ситуациях и областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определен­ный «ролевой мораторий» для общества: долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части криминального характера (хулиганство, шалости, воровство и т. д.).

Основной задачей объектных отношений становится окон­чательное отделение от родителей. Главными составляющими этого процесса являются отказ от родителей как от основных объектов любви и свержение их с пьедестала. Образы родите­лей как идеальных сформировались в раннем детстве. В то время мышление ребенка было эгоцентричным, и он рассмат­ривал родителей как замечательных только потому, что они занимали центральное место в его жизни. Подросток же, хотя и цепляется за детский образ любящих всемогущих родите­лей, все больше склонен рассматривать их как разочаровыва­ющих, неадекватных, непонимающих, неверных. Это приво­дит подростка к ощущению потери внутренней поддержки и сочетанию чувства опустошенности с голодом по взаимоотно­шениям.

Для удовлетворения потребности во взаимоотношениях, заполнения пустоты и поддержания самооценки на своем пути к психической независимости подросток обращается к сверст­никам. Группы сверстников обеспечивают поддержку его попыткам разрешить внутренние конфликты, связанные с при­вязанностью к детским объектам любви, - родителям, дру­гим взрослым. Это могут быть отношения с удаленными фантазийными фигурами: кинозвездами, спортсменами, фа­воритами шоу-бизнеса и др. Эти фигуры очень важны, так как с ними можно проигрывать сексуальные отношения. Если это отношения с реальными людьми, то чаще всего они носят характер обожания. В реальной жизни подростки начинают дружить с учителями, друзьями семьи. Когда подросток по­нимает, что новая обожаемая им фигура начинает над ним доминировать, то он может поменять объект привязанности. Взрослые часто этого не понимают и обижаются, но для под­ростка это необходимая часть взросления.

Еще одна подростковая черта - способность к абстрактно­му мышлению. Начинаются философские размышления, во­просы о смысле жизни. Это тоже один из признаков борьбы за то, чтобы стать самостоятельной, отдельной от родителей личностью. Родителям трудно «терять» своего ребенка, но и подросток буквально раздираем противоречием: с одной сто­роны - желанием остаться ребенком и желанием отделиться и повзрослеть - с другой. Поэтому периоды восстания сменя­ются периодами угнетенного состояния, связанными с ощу­щением потери родительской любви.

Особенно трудно родителям дается признание права под­ростка делать свой собственный выбор. Но ошибкой будет и предоставление полной свободы. Подростки одновременно стре­мятся к свободе и не отвергают полностью контроль. Ведь по-настоящему у старшего подростка еще нет способности к пол­ному контролю. Нельзя путать понятия: «понимание подрост­ка» и «вседозволенность». Ведь у подростков еще нет достаточных знаний и навыков, чтобы справиться со многими сложностями взрослой жизни. Надо давать пространство и постепенно расширять его, но важно удерживать и правила.

У нормального подростка всегда происходят личностные изменения. Взрослым кажется, что бывает идеальный подрос­ток: трудолюбивый, послушный, скромный, но такой подрос­ток не справляется с задачами обретения себя как личности. В будущем у него наверняка будут неразрешенные личност­ные проблемы и конфликты.

В большинстве случаев бунтарское конфликтное подрост­ковое поведение постепенно адаптируется к требованиям взрос­лых. О завершении процесса полного отделения от родителей свидетельствуют обретение молодым человеком более или ме­нее выраженного состояния эмоциональной стабильности, чув­ства ответственности за свою судьбу, а также переход из пози­ции «получать, быть вскармливаемым» к позиции «давать са­мому».

Жалобы взрослых о том, что в детстве родители были неадекватными и несочувствующими по отношению к ним, отражают не доведенную до конца попытку деидеализировать детские объекты любви и, следовательно, незавершенный про­цесс подросткового отделения. В случае если процесс индивидуации завершен (естественным образом или с помощью психотерапевтического вмешательства), человек обычно начинает принимать своих родителей как нормальных, вполне прием­лемых. Это обычно сопровождается также пониманием и со­чувствием к их недостаткам и трудностям.

Часто случается, что подавленные чувства и неразрешен­ные конфликты подросткового возраста составляют причину жизненных трудностей взрослого человека. Возвращение к рас­смотрению детско-подростковых конфликтов, повторное их пе­реживание в обстановке эмоциональной безопасности с соци­альным работником освобождает значительные внутренние ре­сурсы личности, которые теперь могут быть направлены на создание полноценной социальной и эмоциональной жизни.

Исключительно большое значение приобретает трансформа­ция всей системы коммуникаций подростков с социумом, во многом предопределяя их атакующий конфликтный характер.

Значительно более сложными и дифференцированными ста­новятся отношения старших школьников с учителями. Это составляет одну из причин школьной дезадаптации подрост­ков. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд функций: замена родителей, власть, распоряжающаяся на­казаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг. Младший школьник еще не различает этих функций, воспринимая учи­теля в целом и оценивая по тем же критериям, что и родите­лей. С возрастом положение существенно меняется. Подрос­ток уже не видит в учителе воплощение отца и матери, начи­нает предъявлять с соответствующим ему максимализмом ряд требований. Так в образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные качества: способность к понима­нию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоят профессиональная компетентность, уровень знаний и ка­чество преподавания, на третьем - умение справедливо распо­ряжаться властью. Естественно, далеко не все учителя об­ладают гармоничной совокупностью этих качеств, отсюда вы­раженная дифференциация учителей и самих отношений с ними со стороны подростков на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых». Возникают всевозможные конфликты, зачастую при­водящие подростков к упорному нежеланию посещать школу. С другой стороны, нередки случаи привязанности к любимо­му учителю в форме страстного увлечения и безоглядной пре­данности, но таких привязанностей не может быть много, у большинства подростков тесная эмоциональная связь суще­ствует с одним, реже двумя учителями.

В качестве одной из распространенных причин школьной дезадаптации подростков следует отметить довольно частое расхождение между учениками и учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций. Так, например, одно из проведенных социологических исследований ставило целью вы­яснить, существует ли между учителями и учащимися кон­такт. Разница между учительскими и ученическими ответами оказалась огромной: 73% учителей и 18% учеников утвержда­ли, что контакт есть; 6% учителей и 47% учеников отмечали частичный контакт; 3% учителей и 28% учеников- отсут­ствие контакта.

По-видимому, разрыв в оценках объясняется тем, что учи­теля и ученики по-разному понимают слово «контакт». Под словом «контакт» учителя имеют в виду нормальный психоло­гический климат, не мешающий совместной работе, тогда как подростки мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И если сознание учеников иллюзорно в свете максимализма, ибо предъявляемые ими требования не могут быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом отношении: они пере­оценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем са­мым и меру своего влияния на них.

И все же главными препятствиями, мешающими взаимо­пониманию ученика и учителя, являются формализация роле­вых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроются низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учени­ках личности. Следует помнить, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, а последовательное, искреннее отношение к ученику как к от­ветственному и самостоятельному человеку. Уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в «Воспо­минаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему на­учиться у человека, который не нравится».

Потребность в общении со сверстниками, которых не мо­гут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Общение со сверстниками представляет очень важный спе­цифический канал информации, по которому старшие подрост­ки узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрос­лыми. Например, подавляющую часть информации по вопро­сам пола подросток получает от сверстников.

К тому же, общение подростков - специфический вид меж­личностных отношений. Групповая игра и другие виды совмест­ной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняться коллектив­ной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соот­носить личные интересы с общественными.

И, наконец, это специфический вид эмоционального кон­такта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом и юношеском возра­сте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность.

Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностя­ми становления личности, порождает у подростков неутоми­мую жажду общения и группирования со сверстниками, в об­ществе которых они находят то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание соб­ственной значимости. Некоторые психологи склонны считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается в непреодолимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.