Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Моря россии. Кому принадлежат строки: «кто говорит, что на войне не страшно

Автор статьи: Юрий Москаленко

В сегодняшней Антологии отечественной поэзии мы поговорим о поэтессе, которая родилась именно 10 мая. Было это в год смерти В. И. Ленина, в 1924 году. Случилось это в Москве, в учительской семье Друниных. Отец работал учителем в школе, куда первоклассницей пришла и дочь Юля. В школе она чувствовала себя очень комфортно, в 11 лет начала писать стихи, пусть неумелые, но зато с чувством.

Все поломала война, 22 июня 1941 года Юля прибежала в военкомат: «Возьмите меня на фронт!». В армию взяли не сразу, но в том же 1941 году.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Была батальонным санинструктором. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. И «грязь войны» будет набатным колоколом бить в ее стихах спустя долгие годы...

Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел -
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
- Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
- Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..

Бывают поэты, которым достаточно написать две-три строчки для того, чтобы их помнили! Но главное, чтобы эти строчки шли от сердца, затрагивали чувства и переживания миллионов людей. Юлии Друниной это вполне удалось. Даже не зная авторства, несколько поколений советских людей могут безошибочно прочитать четыре строчки Юлиных стихов:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Это четверостишие было написано в 1943 году, когда войне не было видно конца-краю. Когда сама 19-летняя поэтесса была «помечена» осколками войны, несколько раз ранена. Она сражалась до тех пор, пока 21 ноября 1944 не получила документ «...негоден к несению военной службы».
Она возвращается в Москву, идет в Литературный институт, но ей отказывают в поступлении. Тогда она приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. Да и как ей откажешь? Фронтовику? Хотя, глядя на эту хрупкую девчушку, многим не верилось, что она вернулась из ада боев.

Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью -
Как норковую шубку, я носила
Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплаты,
Пусть сапоги протерлись - не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда...

А дальше знакомство с другим поэтом-фронтовиком, Николаем Старшиновым. Сумасшедшая любовь, рождение дочери. Горькое разочарование в том, что дочь не оказалась «подружкой», что она принадлежит совсем другому поколению.

Старая лента - обугленный лес.
Юный Алейников, юный Бернес.
Дочь говорит: «Примитив»!
Может быть, правда в словах этих есть,
Только отвага, и верность, и честь -
Непреходящий мотив.

Их проявила на пленке война...
Как надоели мне полутона -
Словно боимся мы сильных страстей
Так, как боятся незваных гостей...

Старая лента - обугленный лес,
«Темную ночь» напевает Бернес.
Ах, как волнует нехитрый мотив,
Как покоряет сердца «примитив»!

Да, она осталась в душе такой же девчонкой, пусть и изломанной войной. И о любви, о сильном и крепком мужском плече мечтает ничуть не меньше, чем ее повзрослевшая дочь.

Позови меня!
Я все заброшу.
Январем горячим, молодым
Заметет тяжелая пороша
Легкие следы.

Свежие пушистые поляны.
Губы.
Тяжесть ослабевших рук.
Даже сосны,
от метели пьяные,
Закружились с нами на ветру.

На моих губах снежинки тают.
Ноги разъезжаются на льду.
Бойкий ветер, тучи разметая,
Покачнул веселую звезду.

Хорошо,
что звезды покачнулись,
Хорошо
по жизни пронести
Счастье,
не затронутое пулей,
Верность,
не забытую в пути.

Она встречает новую любовь - драматурга Алексея (Лазаря) Каплера, по которому в свое время так сохла Светлана Аллилуева, а Сталин ее укорял: «Посмотри на него, за ним все бабы бегают, что ты в нем нашла?». Каплер отвечает на любовь. Может быть, в чем-то «старомодную», непонятную новому поколению.

Теперь не умирают от любви -
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.

Теперь не умирают от любви -
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви...»

Они проводят много времени вместе, хотя оба прекрасно понимают, что любовь эта изрядно подернута гроздями осени, тонкой серебряной паутинкой накинутой на уже готовые забагроветь листья…

Как резко день пошел на убыль!
Под осень каждый луч милей...
Грустят серебряные трубы
Прощающихся журавлей.

Как резко жизнь пошла на убыль!
Под осень дорог каждый час...
Я так твои целую губы -
Как будто бы в последний раз...

Каплер умирает первым. В 1979 году. Юлия тяжело скорбит о потере, но живет, сражается. Она на гребне борьбы в том импульсивном и «шатающемся» 1989 году, когда правда хлынула из всех щелей. Юлия была избрана в Верховный Совет СССР созыва 1990 года. На вопрос, зачем она баллотировалась, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане».

Но не все так просто. Некогда могучая страна падает в бездну. И Юлия этого пережить не может. Она забирается в свой гараж, включает двигатель автомобиля... Случилось это 21 марта 1991 года. А нам остались ее стихи.

Не встречайтесь с первою любовью,
Пусть она останется такой -
Острым счастьем, или острой болью,
Или песней, смолкшей за рекой.

Не тянитесь к прошлому, не стоит -
Все иным покажется сейчас...
Пусть хотя бы самое святое
Неизменным остается в нас.

ЗАДАНИЕ 1.


1. Кто автор слов: ?

2.

А. Великий

3.

Г. Крым

4. Кому принадлежат строки ?

Д. Цветаева М.А.

5.

А. В память десятой годовщины с момента гибели Александра II

6. В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?

А. В том, что он является усыпальницей адмиралов

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

В. Вел.князь К.К. Романов (К.Р.)

8. Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

9. Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?

Г. Митра

10. « Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля(по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?

А. Именины


Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл .

Максимум 10 балловза задание 1 .

ЗАДАНИЕ 2.

Рассмотрите два изображения: икону и фотографию, сделанную в Вознесенской церкви на Городке.

Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?

Благовещение Пресвятой Богородицы

Какой момент Литургии отражен на фотографии?

Момент перед Причастием (Допустимый вариант Причастие)

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой эти два изображения.

Как Пресвятая Богородица со смирением приняла весть о том, что от Нее родится Спаситель, так и верующие люди, крестообразно сложив руки на груди в знак смирения, принимают Святые Дары (Тело и Кровь Спасителя). Принимают со смирением Благодать через самое главное Таинство.



Система оценивания:

За правильный ответ на вопрос «Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?» начисляется 1 балл .

За правильный ответ на вопрос «Какой момент Литургии отражен на фотографии?» начисляется 1 балл .

За правильное описание связи между картиной и иконой начисляется от 1 до 3 баллов , в зависимости от точности описания.

Максимум 5 балловза задание 2 .

ЗАДАНИЕ 3.

Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Мея «Слепорожденный». Ответьте на вопросы.


Узрев народ, учитель сел
На холм возвышенный средь поля;
По манию его руки
К нему сошлись ученики,
И он отверз уста глаголя...
Не передать словам людей
Его божественных речей:
Нема пред ними речь людская...
Но весь народ, ему внимая,
Познал и благ земных тщету,
Познал и мира суету,
Познал и духа совершенство,
Познал, что истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив,
Кто от людей невинно страждет,
Кого поносят в клеветах
И злобным словом оскорбляют,
Кого за правду изгоняют -
Им будет мзда на небесах!..


3.1. О каких заповедях идет речь в стихотворении?

О заповедях Блаженства

3.2. Кем и при каких обстоятельствах были даны эти заповеди?

Девять


3.4. Пользуясь текстом стихотворения, попытайтесь восстановить текст заповедей так, как он записан в Священном Писании.

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

ЗАДАНИЕ 1.


1. Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения» ?

А. Александра Федоровна Романова



2. У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный» . Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?

А. Великий

3. Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…

Г. Крым

4. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог» ?

Д. Цветаева М.А.

5. В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?

0000По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,
Фонда президентских грантов
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»
Школьный тур, VIII класс, 2017-2018 учебный год
Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________
Время на выполнение работы 45 минут
ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:
Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения»?
Александра Федоровна Романова
Елизавета Федоровна Романова
Император Николай II
Святой Иоанн Кронштадтский
У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный». Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?
А. Великий В. Рождественский
Б. Петровский Г. Успенский
Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…
Дальний Восток
Кавказ
Краснодарский край
Крым
Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог»?
А. Ахматова А.А. Г. Мандельштам О.Э.
Б. Гумилев Н.С. Д. Цветаева М.А.
В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?
В память десятой годовщины с момента гибели Александра II
В честь вступления на трон Александра III
В честь наступления нового столетия
В честь чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда
В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?
В том, что он является усыпальницей адмиралов
В том, что сам император участвовал в строительстве
В том, что это единственный храм в городе
В том, что этот храм построен в честь князя Владимира и является единственным в Крыму храмом этого святого
Кто автор поэтических строк:
«Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?
А.К. Толстой
А.С. Пушкин
Вел. князь К.К. Романов (К.Р.)
М.Ю. Лермонтов

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?
Вознесенский собор
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
Спас на Крови
Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших
Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?
ЕлеусаОдигитрия
Оранта
Митра
«Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля (по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?
Именины
День венчания на царство
День рождения
День рождения первого наследника
ЗАДАНИЕ 2.
Рассмотрите два изображения: икону и фотографию, сделанную в Вознесенской церкви на Городке.

Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?

Какой момент Литургии отражен на фотографии?
_____________________________________________________________________________________
Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой эти два изображения.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3.
Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Мея «Слепорожденный». Ответьте на вопросы.
Узрев народ, учитель селНа холм возвышенный средь поля;По манию его рукиК нему сошлись ученики,И он отверз уста глаголя...Не передать словам людейЕго божественных речей:Нема пред ними речь людская...Но весь народ, ему внимая,Познал и благ земных тщету,Познал и мира суету,Познал и духа совершенство,Познал, что истое блаженствоСебе наследует лишь тот,Кто духом нищ, кто слезы льет,Кто правды алчет, правды жаждет,Кто кроток был и незлобив,Кто сердцем чист, миролюбив,Кто от людей невинно страждет,Кого поносят в клеветахИ злобным словом оскорбляют,Кого за правду изгоняют -Им будет мзда на небесах!..3.1. О каких заповедях идет речь в стихотворении?
_____________________________________________________________________________________
3.2. Кем и при каких обстоятельствах были даны эти заповеди?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.3. Каково количество этих заповедей?
_____________________________________________________________________________________
3.4. Пользуясь текстом стихотворения, попытайтесь восстановить текст заповедей так, как он записан в Священном Писании.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)
Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.
Личность № 1:
______________________________________ Личность № 2:
______________________________________
Является ли этот человек святым? _________ Является ли этот человек святым? _________
До принятия монашества его звали Прохор Мошнин.
Его отец служил в кавалергардском полку, а мать, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи.
«Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви» - этими словами начинается его стихотворение в прозе.
Несколько раз в жизни ему являлась Пресвятая Богородица.
Был знаком с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.В. Никитенко, А.В. Кольцовым, М.Ю. Лермонтовым.
Приветствовал людей словами: «Христос воскресе, радость моя!».
Он написал свой знаменитый роман «Отцы и дети».
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Сумма баллов

Что в старину называли «ветрилом»?

б) б)Ветряную мельницу;
в) в)Парус;
12 12. Как на Руси называлась постройка с печью для сушки снопового хле ба и льна?
а) а)Амбар;
б) б)Рига;

в) Гумно.
13. Как в древнерусском суде называли свидетеля, который всё видел своими глазами?
а) Видик;

б) Видак;
в) Видок;

14. Как по древнерусскому праву назывался свидетель, который только слышал, но своими глазами не видел?
а) Ослушник;
б) Послух;

в) Слухач.
15. Как называли крестьянина на Руси?
а) Посадник;

б) Смерд;
в) Холоп;

16. Кого на Руси называли гостем?
а) Родственника;

б) Соседа;
в) Купца;

17. Как наши предки называли зрачок глазного яблока?
а) Десница;

в) Зеница;

г) Зенитка.
18 От какого слова произошло слово «столица»?
а) Сто;

б) Лицо;
в) Стол.

Как называлась на Руси 12-16 вв. составная часть крупных великих княжеств, которая управлялась членом великокняжеской семьи?

20. Треух – это для наших предков:
а) Вилы;
б) Шапка;
в) Уха из трёх сортов рыбы;

21 Домовиной в старину называли:
а) Большой дом;
б) Гроб;

в) Жену домового.
22. Словом «клеть» на Руси называли:
а) Клетку для птиц;

б) Кладовую при избе;

в) Тюремную камеру.
23. Посадник в Древней и средневековой Руси – это:
а) Житель посада, т.е. пригорода, предместья;
б) Глава городского правительства;
в) Посаженный в тюрьму.
24.Какое значение имело в старину слово «стольник»?
а) Чин;

б) Церковная утварь;
в) Центральный город губернии;

25. Как в России 16-17 вв. назывались документы в виде свитка из подклеенных листов?
а) Трубки;

б) Столбцы;
в) Рулетки;

26. Каким словом в старину называли и ящик с передвижными картинками и театральную галёрку?
а) Раёк;

б) Адик;
в) Шарманка;

27. Что означало в старину слово «темник»?
а) Чулан;

б) Негр;
в) Военачальник;

28. Что в старину означало выражение «быть в нетях»?
а) Упасть в обморок;

б) Быть беглым каторжником;
в) Уклоняться от службы;29. Почему на Руси считалось хорошим тоном, приходя в гости, стучать в дверь ногами?
а) Чтобы сбить грязь с ног;
б) Чтобы отпугнуть нечистую силу;
в) Потому что руки должны быть заняты.

30. Чему в древнерусском счёте равнялась ТЬМА?
а) 10000;

31. Что из перечисленного в древнерусском счёте обозначало 10 миллионов?
а) Аист;

б) Ворон;
в) Орёл;

32. Как в древнерусском счёте называлось так называемое бесконечное число (на самом деле 100 миллионов)?
а) Ворон;

б) Колода;

г) Окоём.
33. Какое из этих слов обозначает и старинную русскую путевую меру?
а) Окоём;

б) Свет;
в) Час;

34.Название какой хозяйственной постройки в русских деревнях в переводе с тюркского означает «дворец»?
а) Амбар;

б) Хлев;
в) Сарай;
35. Что в старину означало слово «браный»?
а) Имеющий отношение к войне;

б) Вытканный с узорами;
в) Богохульный.
36. Что в старину означал глагол «ошеломить»?
а) Удивить;

б) Ударить по голове;
в) Снять шлем;

37. Слово «сбитень» в старину означало:
а) Крепкий человек;

в) Напиток.
38.Как на Руси называли щёки?
а) Уста;

б) Ланиты;

в) Чресла;

39. Как в России XVIII века называли не достигших совершеннолетия дворянских отпрысков?
а)Подросток;

б) Недоросток;
в) Недоросль;


Русская литература

1.Увидев чертеж какого писателя, император Николай II собственноручно написал: "Какой дурак это чертил?"

2. Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

3. В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был «двенадцать вершков роста». Один вершок примерно равен 4,4 см. Получается, что рост Герасима был около 53 см, что противоречит описанию могучей фигуры героя в повести. Как вы это объясните?

4. Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?

5. Как, зная год рождения Л.Н. Толстого (1828), легко запомнить день и месяц его рождения?

6. Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной?

7. Какую линию можно найти в литературном произведении?

8. Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице?

9. Кому принадлежат эти строки, посвященные А.С.Пушкину?
«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!.. »

Кому принадлежат эти строки, кому посвящены?

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.

Фольклор

1.Фольклор – это

2.С каким из древних славянских обрядов связаны ритуалы Бабы-Яги при встрече гостей в русских народных сказках?

3. Что такое заклички?

4. С чем связаны хороводные игры на Руси?

5. Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».

6. О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

7. Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?

Русская история

1. С каких слов обычно начинались все исторические произведения Древней Руси?
2. Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже боле евосьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»?
3. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
4. Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда?

5.В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей. В каком году?
6. Кто годом позже Киева крестил Новгород? Какое имя дали своему сыну, родившемуся в 1053 году, Всеволод Ярославович и его жена, дочь византийского императора Константина?
7. «Поучение» своим сыновьям написал Ярослав Мудрый или Владимир Мономах?
8. Какой русский город в 1136 году в результате восстания стал республикой?

9. Сыном какого русского князя был Всеволод III Большое гнездо?
10. Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?
11. Русские или монголы победили в битве при реке Калке?
12 Рязань или Владимир стал первым русским городом, разорённым ханом Батыем?
13. Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере?
14. Как звали новгородского князя, жившего примерно 700 лет назад и прославившегося своей хитрость и изворотливостью? В качестве подсказки вспомните отчество самой хитрой героини русских народных сказок.
15. Перед началом какой битвы состоялся поединок Пересвета с Челубеем?
16. Кто командовал монголо-татарскими войсками в Куликовской битве: Мамай или Тахтамыш?
17. После Куликовской битвы прославился Александр Невский или Дмитрий Донской?
18. Судьбу какой битвы во многом решил Засадный полк воеводы Боброк-Волынского, ударивший в нужный момент?

19. Назовите хана Золотой Орды, который в 1382 году организовал поход на русские земли и сжёг Москву?
20 Как звали русского царя, сына боярина Фёдора Годунова?
21. В 1485 году именно он присоединил Тверь к Московскому княжеству. Кто?
22. Кто был русским царём в годы Ливонской войны: Иван Грозный или Борис Годунов?
23. Быть просто царём Ивану Грозному показалось мало. К титулу он добавил ещё и это слово в знак полной независимости от ордынских ханов. Назовите это слово.
24.В 1583 году Иван Грозный пожаловал этому купцу деревню Большие Соли за заслуги в освоении Сибири. Назовите этого купца.
25. Сколько в истории России было князей и царей по имени Иван?
26 В каком городе погиб сын Ивана Грозного царевич Дмитрий?
27.Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России?
28. Какое имя принял в монашестве Фёдор Никитич Романов – отец основателя царской династии?

29. Какой металл дал название московскому бунту 1662 года?
30.Церковный раскол в России произошёл при патриархе Никоне или Филарете?
31.Назовите государство, войска которого были разбиты русскими под Полтавой?
32. В каком веке Россия стала именоваться империей?
33. Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость?
34 Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл стали называться первые гвардейские полки Петра I?
Какое сражение произошло раньше: Бородинское или Полтавское?
35. Этот приказ, отданный Петром I после Нарвской конфузии, закрепил за ним «титул» Антихриста. Какой именно?
36. Какой город был разрушен самими русскими, построившими его, после неудачного сражения с турками на реке Прут? Таковы были условия мирного договора от 12.07.1711 г.
37. В царствование какой российской императрицы для свадьбы придворного шута был построен Ледяной дом?
38 Назовите отчество русской императрицы Елизаветы?
39. Какой русский учёный в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?

40. Название какой бухты стало частью титула Алексея Орлова, выигравшего морское сражение?

41. Название какого мифического зверя получили пушки, введённые в русской армии графом Шуваловым?

42. В 1771 году предписанием властей Москву «закрыли», и лихие люди разбойничали в городе среди белого дня. Ни полиции, ни войска не было. Что же произошло?
43. Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье?
44. Какая императрица основала сатирический журнал «Всякая всячина»?
45. Кем по родству Павел I приходился Екатерине II?
46. Какую знаменитую фразу, ставшую крылатой, произнесла императрица Екатерина II по поводу самовольного штурма крепости Туртукай А.В. Суворовым, который был под командованием П.А. Румянцева?
47. Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году?
48Суворов писал Павлу I, что, наводя рухнувший Чёртов мост, брёвна скрепляли... Чем же?
49 Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков.
50. На какой площади Москвы был казнён Емельян Пугачёв?

51. В Отечественной войне 1812 года участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружён луком и стрелами?
52.В начале царствования какого русского императора произошло восстание декабристов? В каком году?
53. По какой номинации знаменитое Синопское сражение 1853 года (когда русская эскадра вице-адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру Осман-паши) считается последним?
54. Какая страна победила в русско-японской войне 1904-1905 годов?
55. Какое название в русской истории получило 9 января 1905 года?
56. При дворе какого русского императора имел большое влияние Григорий Распутин?

57. В Первую мировую войну Италия была союзником или противником России?
58. И жена Николая II, и четыре её дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую?
59.Назовите последнее воинское звание Александра Колчака.
60. Нападение Советского Союза на какую страну стало поводом для исключения его из Лиги наций?

61. Иосиф Сталин был сыном сапожника или портного?
62. Какой город был главной целью немецкого плана наступления «Тайфун»?
63. Как назывался город, в битве за который была разгромлена армия Паулюса?
64.Какое прозвище получили от немцев советские лётчицы, совершавшие ночные вылеты на лёгких бомбардировщиках Пе-2?
65.Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
66. Как расшифровывается аббревиатура «КВ» – название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?
67. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (можно и догадаться)?
68. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?
69 Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?
70. Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?


Похожая информация.


Сегодня – 120 лет со дня рождения гениальной поэтессы. В связи с этой датой всплывают вопросы: почему так трагически сложилась ее личная судьба? Кто способствовал ее гибели?
Что привело Марину Цветаеву к самоубийству в 49-тилетнем возрасте: тяжелая болезнь или психический надлом, связанный с арестом мужа, впоследствии расстрелянного и дочери, отправленной на восемь лет в лагеря? А может быть, в ее смерти неумышленно виноват ее друг Борис Пастернак, который не уговорил Марину остаться в Москве, но, напротив, упаковывая вещи, перевязал ее чемодан прочной веревкой, на которой она повесилась? Говорят, что он пошутил, будто веревка крепкая – «хоть вешайся». Потом он до конца жизни не мог простить себе этой глупой шутки.
Кстати, в 1943 году после смерти Марины он написал:
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчанье твоего ухода
Упрек невысказанный есть.

Не исключено, что ее преждевременной смерти посодействовали сотрудники НКВД, которые шантажировали поэтессу буквально до последней минуты жизни. Или слепая любовь к сыну, который в 16-летнем, иначе говоря, в критическом, пубертатном возрасте стал упрекать ее за поспешный отъезд из Москвы, где у него появилось много дружков, в сердцах бросившего матери мрачные пророческие слова: «Ну, кого-нибудь из нас вынесут отсюда вперед ногами!» И она, его боготворившая, предпочла уйти из жизни сама, оставив предсмертную записку сыну: «Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Какая нелепая записка, адресованная подростку, который, кстати, даже не явился на похороны матери! В другой записке она умоляла окружающих довезти сына до Чистополя и не похоронить ее живой. В третьей записке, адресованной Николаю Асееву, она умоляла усыновить своего Мура (Георгия) и позаботиться о том, чтобы он учился. Текст этой записки свидетельствует о безнадежно расстроенной психике отчаявшейся поэтессы: «У меня в сумке 150 р. И если постараться распродать мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам, берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына – заслуживает.
А меня простите – не вынесла. МЦ.
Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у вас. Уедете – заберите с собой. Не бросайте». Комментарии, как говорится, излишни. Правда, Анна Ахматова пыталась оспорить факт глубокого душевного расстройства у Цветаевой: «Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, заболев душевно, в минуту депрессии. Не верьте этому. Ее убило время… Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность…» Увы, Ахматова, не будучи специалистом в психиатрии, пыталась неправомочно обобщать, не задумываясь о том, почему она, пережившая не меньше потерь и травли, все же выдержала горькие удары судьбы. Психика ее и многих других оказалась покрепче, чем у Цветаевой. Впрочем, это обстоятельство дает Марине шанс на снисхождение на Божьем суде. В 1943 году Борис Пастернак размышлял о посмертной судьбе Цветаевой:
Лицом повёрнутая к Богу,
Ты тянешься к Нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Ещё на ней не подвели.

Все плохое вдруг сплелось в трагический узел в жизни Цветаевой: муж Сергей Эфрон, пожелавший вернуться из Парижа в Россию, стал сотрудничать со спецслужбами, которыми затем был ложно обвинен и расстрелян. Сестра и дочь Марины находились в заключении, отношения с сыном не ладились, работы и денег не было.

А ведь она воспитывалась в интеллигентной дворянской семье: отец – профессор-филолог, основатель Музея изобразительных искусств, мать – одаренная художница, музыкант, знавшая пять европейских языков. Впрочем, и сама Марина прекрасно знала основные европейские языки. Формальное православное богослужение оставило мрачный отпечаток в ее детских воспоминаниях: “Служба для меня – отпевание. Где священник – там гроб. Бог для меня – был страх... Бог – был чужой”.
В 1915 году она экспрессивно декларировала свое богоборчество:
Заповедей не блюла, не ходила к причастью.
Видно, пока надо мной не пропоют литию,
Буду грешить - как грешу - как грешила: со страстью!
Господом данными мне чувствами - всеми пятью!

В стихотворении «Напрасно глазом – как гвоздем» из цикла «Надгробие», посвященном памяти поэта Н. Гронского, погибшего в парижском метро в результате несчастного случая, Цветаева полемизирует с церковной традицией, отвергая бессмертие в памяти потомства, поскольку «жить остается часть моя большая», – как писал Державин.
Не ты – не ты – не ты – не ты.
Что бы ни пели нам попы,
Что смерть есть жизнь и жизнь есть смерть,
Бог – слишком Бог, червь – слишком червь.

Юрий Лотман, анализируя этот поэтический текст, замечает, что автор полемизирует со всей русской традицией истолкования седьмого стиха из 21 Псалма: «Я червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе». Утверждение «попов» не уничтожает разделения жизни и смерти, а лишь меняет их местами, объясняя земную жизнь смертью, а смерть – подлинной жизнью. Но церковное представление о том, что «ты» был мертвым в жизни и только теперь стал истинно живым, отбрасывается («не ты») так же, как и обратное: «Ты был живым и стал мертвым».
Лотман подчеркивает, что с цветаевским максимализмом текст стихотворения провозглашает тождество полного сохранения внутреннего и уничтожения внешнего.
В 17 лет юная поэтесса восклицала:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь, как книга для меня.

Эту “Книгу жизни” надо заполнить духовно полезным содержанием, прежде чем Бог и только Бог закроет ее. В 28 лет она пишет прекрасные строки:
Целому морю – нужно всё небо,
Целому сердцу – нужен весь Бог.

Внучка священника, Марина Цветаева трепетно относилась к Библии, знала ее с детства. 19 ноября она написала Пастернаку: «У меня есть к вам просьба: подарите мне на Рождество Библию: немецкую, непременно готическим шрифтом, не большую, но и не карманную: естественную. И надпишите. Буду возить с собой всю жизнь!»
Правда, уже в 1913 году она моделирует и свою кончину:
Уж сколько их упало в бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Смерть младшей дочери Ирины, породившая чувство неисполненного материнского долга, тревога за мужа, воевавшего в Белой армии, возбуждают в ее душе нежелание жить. Повествуя о поэте Андре Шенье, казненном в период Французской революции, она сожалеет:
Андрей Шенье взошел на эшафот,
А я живу, и это страшный грех!

Это было сказано в 1918 году – бурном, послереволюционном, связанном с гражданской войной, когда у молодой поэтессы появляются серьезные сомнения в ценности жизни. Когда она долгое время не получала известий о судьбе мужа с фронта, то стала планировать самоубийство в знак супружеской солидарности.
К сожалению, в дальнейшем в творчестве Марины Цветаевой доминируют суицидальные мотивы. Что этому способствовало? Неудачное замужество? Смерть поэта Рильке, с которым она мечтала вступить в брак? Демон самоубийства работает над ее душой и в драме “Федра” Цветаева, которой исполнилось 35 лет, навязчиво продолжает гнуть ту же линию:
На хорошем деревце повеситься не жаль!
Станьте, станьте древа вкруг,
Славьте, славьте Федрин сук.
Станьте, станьте древа под,
Славьте, славьте страшный плод!

Сатана извращает психику творческих личностей настолько, что они поэтизируют добровольный уход из жизни, на который никто из людей не имеет права.
“Если кто разорит храм, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы” (1Кор. 3:17).
В 1910 году Валерий Брюсов в стихотворении «Демон самоубийства» вскрыл сатанинский механизм самоубийственного обольщения:
В ночном кафе, где электрический
Свет обличает и томит,
Он речью, дьявольски-логической
Вскрывает в жизни нашей стыд.

Он в вечер одинокий – вспомните, –
Когда глухие сны томят,
Как врач искусный в нашей комнате,
Нам подает в стакане яд.

Он в темный час, когда, как оводы,
Жужжат мечты про боль и ложь,
Нам шепчет роковые доводы
И в руку всовывает нож.

Не исключено, что тонкая организация натур поэтов Серебряного века в условиях жестокой действительности предрасполагала их к суицидам. Надежда Мандельштам жаловалась, что систематическая травля довела ее супруга Осипа Мандельштама до мании преследования, вследствие чего в Чердыни он выбросился из окна, сломав ногу. Константин Бальмонт, по свидетельству его жены, «в одном из приступов меланхолии тоже в 1890 году выбросился из окна своей комнаты на третьем этаже на мостовую, разбил голову, сломал ногу и руку, и больше года пролежал в больнице в больших страданиях». Вряд ли поэты сами хотели этого, в этих навязчивых действиях просматривается дьявольское подстрекательство.
Когда в Чистополе Цветаевой не удалось сразу устроиться на работу, она воскликнула: «Хоть головой в Каму!» Мысли о самоубийстве стали навещать ее постоянно. Она писала о самоубийствах Стаховича и Маяковского.

Духи зла в качестве своих жертв нередко избирают людей, обладающих творческими способностями. Они стараются настроить их на волну сотворчества с собой. Небезынтересны в этом аспекте высказывания русской поэтессы Марины Цветаевой. Почитательница Цветаевой - Ольга Колбасина-Чернова в 1923 году записала свои откровенные беседы с Мариной в Праге. Эмигрантки из России оказались соседками по квартире, которых сблизила поэзия. На кухне женщины готовили пищу и говорили о творчестве.
«Состояние творчества есть состояние наваждения... Что-то, кто-то в тебя вселяется. Твоя рука исполнитель - не тебя, а того, что через тебя хочет быть... Наитие стихий - это творчество поэта», - утверждала Марина Цветаева.
Творчество, таким образом, было «наитием стихии», под напором которой поэтесса творила, выражая волю этой стихии. Гений по её определению - высшая степень подверженности наитию.
По определению Цветаевой, «художественное творчество в иных случаях - атрофия совести. Все мои вещи стихийны, то есть грешны...»
Ольга Колбасина-Чернова в своих мемуарах заметила, что «этой стихией была гордыня, непревзойденная Маринина гордыня: она всем шла наперекор».
В творчестве Цветаевой со временем появляется завуалированная богоборческая, греховная направленность. Вполне возможно, что именно эта настроенность тоже привела поэтессу к самоубийству.
Жаль, конечно, что столь печально закончилась земная жизнь этой умной и талантливой женщины.
Воздействие злых сил на людей искусства нередко приводят их либо к гибели, либо к различным формам помешательства (как это случилось с Моцартом, Лермонтовым, Блоком, Брюсовым, Есениным, Врубелем, Ван Гогом, Сальвадором Дали и другими). Подобный вывод делает итальянский психиатр Ломброзо в его книге «Гениальность и помешательство». Помимо того, одаренные люди, как замечает Ломброзо, подвержены таким порокам, как болезненная гордыня, сексуальная распущенность, пьянство и наркомания. И еще он пишет: «Все, кому выпадало на долю редкое «счастье» жить в обществе гениальных людей, поражались их способности перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всем находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии».
Марина Цветаева незадолго до самоубийства с пафосом восклицала в цикле «Стихи к Чехии» весной 1939 года:
О, чёрная гора,
Затмившая весь свет!
Пора- пора - пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь - быть!..
В Бедламе нелюдей.
Отказываюсь - жить!..
С волками площадей
Отказываюсь - выть.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На Твой безумный мир
Ответ один - отказ!

В этих строчках звучат интонации отчаяния, гордости, и вызова Творцу. Бунт против Бога, выражается в словах: «Твой безумный мир». По мнению Цветаевой, Бог виноват в том, что люди творят зло, и мир стал безумным. Она, к сожалению, не смогла понять, что истинная свобода человека состоит в том, что люди по своей воле могут выбрать не только зло, но и противостать ему с помощью Божьей, и победить по своему собственному выбору. Но для этого нужна вера во Христа. «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? » (1 Ин. 5:5) – говорит апостол Иоанн. Как важно не идти на поводу у врага рода человеческого, распознавать сценарии его искушений и отвергать их, не заниматься самопрограммированием негативного. И главное – не бунтовать против Бога, а сотрудничать с Ним, таким образом, противодействуя дьяволу, который стремится нас погубить. «Итак покоритесь Богу: противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:7).

Погибшая Цветаева Марина,
В капкан заманутая духом зла,
Великие вершины покорила,
Но одолеть унынье не смогла.

Свирепо раны внутренние ныли,
Мешая сердцу видеть хорошо,
И тучи безысходного унынья
Нависли мрачно над ее душой.

Ее мозги, окутанные дымом,
Творцу кричали, протестуя: «Нет!»
Сознанье, одержимое гордыней,
Вернуло Господу на жизнь билет.

Представить горько, как облёкся в траур
Небесный мир – в виду ее тоски,
И как злорадно радовался дьявол,
Когда ее трещали позвонки.

Самоубийств кошмарные картины
Враг представляет нам, как героизм.
Герой же веры видит перспективы,
И в Боге черпает свой оптимизм!