Человеческая деятельность невозможна без общения; в течение всей жизни мы обмениваемся информацией с себе подобными. Существуют разные виды и формы общения. Давайте поговорим о том, что представляет собой эмоциональное общение .
Некоторые ассоциируют общение исключительно с речью, но это неправильный подход: человек начинает общаться задолго до того, как осваивает связную речь . Поэтому условно можно выделить два типа общения: речевое и эмоциональное общение.
Потребность в общении у ребенка появляется в возрасте примерно одного-двух месяцев, задолго до того, как он начинает осваивать речь. Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает использовать эмоциональное общение , в то время как вербальный язык общения он начинает осваивать в возрасте около года.
Эмоциональное общение - это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций . В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом.
Задача матери (или другого близкого человека, который ухаживает за ребенком) - как можно полнее удовлетворить его потребность в эмоциональном общении . Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.
Со временем ребенок овладевает речью, однако это не значит, что пришла пора навсегда распрощаться с эмоциональным общением. В контексте общения между взрослыми людьми под эмоциональным общением часто подразумевают такой вид общения, при котором ведущим в процессе общения является обмен эмоциональной информацией .
В принципе, это не противоречит тому, что было сказано выше: при эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).
Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного . Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект - это переживания, вызываемые межличностными отношениями. Экспрессивный аспект - это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).
Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ . Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими. Как мы уже говорили, этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты. Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию . Это и есть манипуляция.
Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый . Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении.
Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать. К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю .
Итак, эмоциональное общение наиболее важно в младенческом возрасте, но даже после того как мы осваиваем речь, оно продолжает играть значительную роль в наших взаимоотношениях с окружающими людьми.
Искусство является единственным выработанным историей культуры способом моделирования самого общества. О формах человеческого общения искусство в целом дает нам узнать больше, чем может дать наука. Искусство имеет способность завязывать общение между воспринимаемыми художественными образами и слушателем, зрителем. Слушая и изучая музыкальные произведения, ребенок воспринимает художественные образы и сам становится участником этого общения. Тем самым искусство выступает способом воспитания духовного мира личности. Часто приводят слова Антуана де Сент-Экзюпери о “ роскоши человеческого общения”. Но общение на уроке между педагогом и учеником это не только роскошь, но и непреложная необходимость.
Вербальное общение – общение при помощи речи.
Невербальное общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития. Широко известны данные о том, что в течение первых двенадцати секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации.
В исследованиях А.А Горелова, Е.А Петровой и др. были разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственная организация общения.
1. Основные компоненты невербального общения.
1.1. Пространственная структура общения.
Одним из первых описал нормы приближения человека к человеку американский антрополог Э. Холл:
– интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей
– персональное (от 45 до 120 см) – партнерские отношения людей равного социального статуса
– социальное (от 120 до 400 см) – формальное общение. Например, начальник и подчиненный
– публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиторией
1.2. Взаиморасположение собеседников.
– позиция лицом к лицу, напротив друг друга – указывает на напряженные и обостренные отношения
– позиция “собеседники сидят бок о бок” – указывает на сотрудничество, дружеское отношение
1.3. Мимика.
Мимика играет особую роль в передаче информации. Лицо – главный источник информации о психологическом состоянии человека, так как мимические выражения контролируются сознательно во много раз лучше, чем тело. Известным фактом является то, что при неподвижном лице учителя теряется до 10-15 % информации.
Существует шесть основных эмоциональных состояния – радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. В мимическом выражении этих состояний все движения мышц лица скоординированы. Основную нагрузку несут брови, области вокруг глаз и сам взгляд. Психологи отмечают, что направление взгляда в процессе общения зависит от индивидуальных различий, содержания общения и от предшествующего развития этих взаимоотношений. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова – на собеседника.
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Вы обратили внимание, что ученики внимательно смотрят на вас – показатель интереса к уроку, хорошего отношения к вам и к тому, что выговорите и делаете. И наоборот. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Например: ученик заинтересован, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
1.4. Поза.
– “Закрытая” (человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) – означает недоверие, несогласие, противодействие, критика.– “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт.
1.5. Жесты.
(Прощания, приветствия, привлечения внимания, утвердительные, отрицательные, жесты доверия, растерянности)
При усилении переживаний увеличивается количество жестов, возникает общая суетливость.
1.6. Голос.
– Высокий голос – энтузиазм, радость.
– Мягкий, приглушенный голос – горе, печаль, усталость.
– Медленная речь – угнетенное состояние, горе или высокомерие.
– Быстрая речь – взволнованность, беспокойство, переживание личных проблем.
Итак, учителю нужно уметь не только слушать, но и слышать интонацию ребенка, силу и тон голоса, скорость речи. Это поможет понять чувства, мысли, устремления учеников.
1.7. Тактильные воздействия.
К ним относятся рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поцелуи и т.д. Они больше чем другие невербальные средства выполняют функцию индикатора ролевых отношений. Трудно представить общение учителя и учеников только при помощи слов. Жест, мимика, взгляд, поза порой оказывает более сильное впечатление, чем слова. Американский психолог Ф. Селже считал, что при разговоре значимость слов составляет лишь 7%, интонация – 38%, а жесты и мимика – 55%.
Проблема невербального общения рассматривается в психологии с недавних времен. К ней обращались Х. Миккин, И.Н. Горелов, А. Пиз, и др. Она актуальна и для современной школы и является частью педагогического общения. Анализа литературы показывает, что невербальное поведение:
– усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
– является показателем ролевых отношений;
– создает образ учителя и ученика;
– поддерживает оптимальный психологический климат на уроке.
2. Педагогическое общение.
Ш.А. Амонашвили называл педагогическое общение – “китом”, на котором держится все воспитание. Таким образом, именно понятие педагогическое общение позволяет более многогранно характеризовать структуру, функции, задачи и т.д.
На сегодняшний день под педагогическим общением понимают систему приемов и навыков взаимодействия учителя и ученика, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация взаимоотношений. Педагог выступает как активатор учебного процесса, организует его и управляет им.
Педагогическое общение предполагает наличие определенных умений педагога:
– правильно и оперативно ориентироваться в меняющейся обстановке урока;
– правильно осуществлять речевое воздействие;
– быстро находить коммуникативные средства соответствующие индивидуальным особенностям ученика;
Один из авторов социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании к первичным человеческим потребностям. Потребность в эмоциональной поддержке и личном самоутверждении испытывают не только ученики. Учителю тоже необходимо одобрение детей, наглядное признание авторитета со стороны учащихся. По словам Ш. Амонашвили педагог нуждается в защите своих воспитанников даже боле чем они – в его покровительстве.
Показателем успешного общения учителя и учеников на уроке является благоприятный морально-психологический климат в классе, атмосфера творчества и взаимного сотрудничества.
Базовым компонентом педагогического общения выступает профессиональная мораль, которая проявляется в уважении достоинства каждого ребенка, его личностной уникальности. Культура общения учителя музыки, его артистичность, творческая самобытность стимулируют у учащихся переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного.
Несомненно, что успех педагогического общения на уроке музыки обусловлен владением индивидуальными экспрессивными возможностями учителя: мимическими, жестикуляционными, пантомимическими, речевыми, вокальными. На необходимость владения своим голосом еще указывал А.С. Макаренко: “Педагогом можешь стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить “подойди сюда”.
И.А. Рыданова в своей книге “Основы педагогики общения” отмечает, что всех учителей по характеру их речи можно разделить на три группы. Речь одних обыденная и ее, как говорят, можно слушать. Речь других настолько неприятна в голосовом отношении, что ее слушать нельзя. Речь третьих так мелодична, выразительна, что ее нельзя не слушать. Исходя из характеристик речевой деятельности учителя, она зависит от звучности, скорости, интонирования и тембра голоса.
Для учителя музыки важной характеристикой являются правильно поставленный певческий голос обладающий приятной окраской, полетностью, объемностью звучания, достаточным диапазоном. Ведь главным методом обучения вокальному искусству является показ. Неправильное вокальное исполнение, зажатым звуком, неполным объемом с носовым призвуком недопустимо. Умение учителя музыки исполнить песню поставленным голосом, льющимся звуком, ярко окрашенным тембром активизирует внимание учеников, привлекает их к вокально-хоровой деятельности на уроке. Действительно, опыт показывает, что на уроке музыки, кроме оценки личности и знаний учителя, большую роль играет оценка детей певческого голоса учителя. Если голос чист, красив, богат обертонами, обладает широким диапазоном, звучание такого голоса притягивает учащихся, активизирует желание повторять за учителем. Вот почему учителям – обладателям хорошего певческого голоса в принципе легче работать в школе.
Звучание речи педагога зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и от эмоционального состояния. Печаль придает голосу приглушенное звучание, радость – звонкость. Учитель музыки как никто другой должен уметь управлять звуковысотностью своего голоса, создавать мелодический рисунок речи, ее “музыку”. Звучание голоса также зависит и от его выразительности в пределах одного слова и в пределах фразы.
Учитель рассказывая о музыке и свою речь уподобляет ей, применяя паузы, лексические акценты, ритм и темп, разделяя смысловые куски, привлекая внимание к главному. Исследователи выделяют аллегро – речь, престо – речь, ритенуто – речь. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. При выборе скорости речи учителю необходимо учитывать возрастные особенности детей: младший школьник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов, подросток 60 – 100, старшеклассник 80 -120.
Важным средством в педагогическом общении является динамика голоса. Например, повышая и усиливая голос в начале каждой фразы, мы удерживаем инициативу в общении, меняем интонационную палитру воздействия так, как монотонное изложение материала снижает восприятие ребенка.
Учитель общается с учащимися не только когда говорит или поет на уроке музыки, но и когда выразительно молчит. Часто затянувшееся молчание педагога может стать хорошим дисциплинарным средством для расшумевшегося класса. Как невербальный сигнал молчание может означать:
– отсутствие взаимопонимания;
– согласие или несогласие совершать действие;
– привлечение внимания;
– придание весомости последующему высказыванию.
Выразительность речи зависит от умелого использования педагогом невербальных средств общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное.Именно на выразительные средства опираются художественные языки – актерский,музыкальный, хореографический. Всю моторику лица, рук и тела объединяют понятием “жесты”. Их значение в педагогике трудно переоценить. Являясь физическим выражением усилий учителя, жесты дают ему некоторую внутреннюю удовлетворенность процессом труда. Артистизм учителя музыки, как элемент мастерства имеет важное профессиональное значение. Без этого вряд ли музыкальное занятие приобретет эстетический характер в сфере творчества.
К невербальным средствам общения также относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу и др. Такие способы выражения эмоций требуют такта и особой культуры. Не всякое прикосновение учителя может быть приятно ученику. Особенно необходима осторожность в подростковый период.
Лицо учителя также играет немаловажную коммуникативную роль на уроке. Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному взаимодействию.
Серьезную невербальную функцию несет на себе взгляд учителя. Взглядом можно оповестить о вокальном вступлении, выделить акценты, продемонстрировать расположение, осуждение, иронию или недоумение. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова, а тяжелый – настораживает и отталкивает. Известно, что каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с учителем, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.
Л.Н. Толстой описывал около ста разновидностей улыбки. Учителю необходимо понимать, что насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая экспрессия отталкивает детей. И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает.
Внешний вид учителя играет важную роль в создании общего впечатления. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие – затрудняет общение. В структуру невербального поведения входят и запахи – естественные и искусственные, они являются дополнительным индикатором культуры педагога. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к курению, злоупотреблению духами.
Итак, среди средств невербального общения можно выделить следующие основные компоненты:
– интонация (однообразная – монотонная, изменчивая – подвижная);
– дикция – (четкая, неразборчивая);
– темп речи (медленный, умеренный, быстрый);
– тембр певческого голоса (чистый, объемный, красивый, глухой, плоский);
– тембр речевой (благозвучный, глухой, звонкий);
– мимика (статичная, подвижная, выразительная);
– контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);
– жестикуляция (умеренная, сдержанная, избыточная);
– позы (расслабленные, скованные, свободные);
– внешний облик (эстетичный, неэстетичный).
Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению.
Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства учителя. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания. Наблюдая работу учителей-мастеров, мы замечаем отточенность приемов педагогического воздействия. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям мобилизовать учащихся на познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с отдельным учеником и всем классом, вести наблюдение, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. Педагогическая техника это совокупность приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения.
Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.; Гуманит. Изд. – центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – / Б-ка учителя музыки /.
- Амонашвили Ш.А. Педагогическое общение. – М., 1989.
- Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1984. – 111с.
- Горелов И.Н. Невербальные коммуникации. – М., 1980. – 104 с.
- Миккин Х.Х. Роль коммуникативных движений в межличностном общении. Автореф. Дисс. … к. псих. н. – М., 1979. – 172с.
- Рыданова И.А. Основы педагогики общения: (Учебное пособие). – Минск: Беларус. навука,1998. – 319с. – Библиогр.: с. 317.
Эмоциональное общение
Человеческая деятельность невозможна без общения; в течение всей жизни мы обмениваемся информацией с себе подобными. Существуют разные виды и формы общения. Давайте поговорим о том, что представляет собой эмоциональное общение .
Некоторые ассоциируют общение исключительно с речью, но это неправильный подход: человек начинает общаться задолго до того, как осваивает связную речь . Поэтому условно можно выделить два типа общения: речевое и эмоциональное общение.
Потребность в общении у ребенка появляется в возрасте примерно одного-двух месяцев, задолго до того, как он начинает осваивать речь. Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает использовать эмоциональное общение , в то время как вербальный язык общения он начинает осваивать в возрасте около года.
Эмоциональное общение - это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций . В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом.
Задача матери (или другого близкого человека, который ухаживает за ребенком) - как можно полнее удовлетворить его потребность в эмоциональном общении . Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.
Со временем ребенок овладевает речью, однако это не значит, что пришла пора навсегда распрощаться с эмоциональным общением. В контексте общения между взрослыми людьми под эмоциональным общением часто подразумевают такой вид общения, при котором ведущим в процессе общения является обмен эмоциональной информацией .
В принципе, это не противоречит тому, что было сказано выше: при эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).
Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного . Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект - это переживания, вызываемые межличностными отношениями. Экспрессивный аспект - это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).
Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ манипуляции людьми . Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими. Как мы уже говорили, этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты. Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию . Это и есть манипуляция.
Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый эмоциональный интеллект . Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении.
Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать. К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю .
Итак, эмоциональное общение наиболее важно в младенческом возрасте, но даже после того как мы осваиваем речь, оно продолжает играть значительную роль в наших взаимоотношениях с окружающими людьми.
Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
При характеристике механизма психического развития ребенка в качестве ведущего фактора развития был
120 Аверин В. А. _______
выделен ведущий вид деятельности. Непосредственно-эмоциональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но у него нет специфических средств воздействия на него. Поэтому социальная ситуация младенчества - ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» - и приводит к возникновению нового вида деятельности - непосредственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психического развития младенца, доказывают факты отрицательного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в начале жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, вплоть до задержки в физическом и психическом развитии". А.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружила, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту 2 . К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.
На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят результаты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая социальная адаптированность будущего ребенка связаны с высокой социально-психологической зрелостью родителей,
" Цит. По Л.Ф.Обуховой. Детская психология: теории, факты,
проблемы.-М.: Тривола, 1995. 2 Цит. По Л.Ф.Обуховой. У к. соч.
Глава 2. 121
глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой роди- д телями роли семьи. ч
Низкий уровень психического развития и социальной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланности ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попустительстве и проекции родителями нежелательных качеств.
В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере установления с нею определенных отношений, в рамках которых малыши выражают свои чувства и усваивают свои роли в зависимости от половой принадлежности.
Нормальное непосредственно-эмоционального общение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми. Если его кормят, когда он голоден, если своевременно и адекватно реагируют на его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его любят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недоверие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители должны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хороший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуманных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у которых сформировано доверие к родителям, научаются преодолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.
122 АверинВ.А. Психология детей и подростков _______
Нормальное протекание непосредственно-эмоционального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно формируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы".
Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости практически с любым человеком. С целью установления общения с взрослыми тони используют звукитолоса, покрях-тывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу следить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нравится или их заставляют делать то, что им не хочется.
На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнакомые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.
На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается способность отличать одного человека от другого, формируется представление о постоянстве людей и предметов. Поэтому их поведение становится избирательным в отношении общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.
Появление этого чувства - своеобразный индикатор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно
" Флейк-Хобсон К. и др.Ук. соч.
Глава 2. Психическое развитие младенца 123
относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно относятся к тем, кто их пытается на это время заменить. Привязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в следующий период развития ребенка - его раннее детство.
Заключение
Как уже отмечалось ранее, среди живых организмов нет, пожалуй, более беспомощного существа, чем новорожденный ребенок. Именно эта беспомощность создает своеобразную социальную ситуацию развития, в которой реализуется активность ребенка. Это своеобразие заключается в том, что все потребности младенца в еде, тепле, движении, новых впечатлениях, в общении, т.е. вся его деятельность и все поведение - все это может быть реализовано с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним. В его отсутствие у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, исчезает возможность передвижения, изменения положения, зах-ватывания желаемых предметов. Взрослый становится средоточием указанных потребностей, он центр всякой воспринимаемой ребенком окружающей действительности. Все это приводит к необходимому сотрудничеству ребенка и взрослого - единственному способу освоения ребенком внешней среды, а значит, и психического развития.
Если ребенок испытывает различные потребности, то естественно он переживает их. Неудовлетворение потребностей вызывает у ребенка отрицательные эмоции, в том числе и эмоцию страдания, о которой говорилось выше. Удовлетворение потребностей приносит ребенку радость,
124 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______
повышает тонус, усиливает двигательную и познавательную активность (например, комплекс оживления). Таким образом, единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно-эмоциональное общение.
В связи с этим эмоциональное развитие ребенка становится одним из центральных моментов его психического развития, наряду с познавательным. Динамика эмоциональной жизни окрашивает и познавательную активность ребенка (процессы восприятия), и двигательную активность, обусловливает личностное становление.
Действительно, из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является восприятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Память, например, функционирует в форме узнавания, а мышление - в форме аффективно окрашенных впечатлений; даже эмоции младенца длятся ровно столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий им раздражитель.
В ходе анализа перцептивного и психомоторного развития младенца было установлено, что значительная роль в перцептивном и психомоторном развитии младенца принадлежит врожденным программам. Именно наличие зрелых перцептивных и моторных механизмов составляет основу для последующего научения младенца, роль которого все более возрастает в ходе жизненного пути ребенка.
Такое понимание хода сенсорного и моторного развития младенца заставляет родителей, врачей и воспитателей быть особо внимательным к перцептивному развитию ребенка. Становится понятной мысль Т.Бауэра о значении данного периода для познавательного развития ребенка, что позволяет рассматривать младенчество как сенситивный период в отношении познавательной деятельности. Вспомним, что примерно к полугоду у ребенка появляются такие первые значимые дифференцировочные
Глава 2. Психическое развитие младенца 125
моторные реакции как хватание и подражание. Но ведь именно они составят основу формирующейся предметно-манипулятивной деятельности. Но пока еще, в период младенчества, не она является главной в его жизни, не она позволяет реализовать малышу его основные жизненные потребности. Пока что этот вид деятельности находится в своем начальном виде. Главное же для младенца - эмоциональная связь с взрослым и удовлетворение через нее и с помощью ее своих потребностей. Так внешний мир опос-редуется через взрослого.
Через отношение взрослого к ребенку последний начинает видеть и самого себя. Речь идет о том, что в этот период времени у ребенка начинает складываться образ самого себя. Вопрос стоит так: можно ли говорить о младенце как о личности? В строгом смысле этого слова, конечно, нет. Но и абстрагироваться полностью тоже, по-видимому, недопустимо. Краткий анализ развития эмоциональной жизни младенца лишнее подтверждение этому.
В свое время В.М.Бехтерев, говоря о самосознании ребенка, отмечал, что в своей простейшей форме оно состоит в неясном чувствовании собственного существования. Психоаналитики утверждают, что самосознание ребенка возникает к концу первого года жизни. Отвергать подобного рода высказывания вряд ли целесообразно. Самоощущения организма, о которых говорил В.М.Бехтерев, тесно связаны с так называемой схемой тела -субъективным образом взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. Становление образа тела возможно на основе самовыделения организма, т.е. знании организма о состоянии периферического двигательного аппарата. Таким образом, феномены самовыделения организма, схемы тела и самоощущений являются первыми шагами в процессе становления самосознания и именно поэтому все, что происходит в этом возрасте, имеет значение для будущего личностного становления.
126 АверинВ.А. Психология детей и подростков ________
Становление самосознания младенца включает начало половой идентификации. Речь идет о том, что уже на первом году жизни в поведении детей проявляются половые различия. Например, к 10 месяцам мальчики требует внимания матери более настойчиво, чем девочки, они стремятся к большей физической близости с матерями. В целом мальчики более активны и агрессивны. Недавние исследования показали, что младенцы мальчики физически сильнее девочек. В то же время у девочек более сильная потребность в социальном общении с матерью:
они с большим усердием стараются вызвать мать на разговор и другие формы общения.
Наряду с этим не стоит преувеличивать эти отличия. Некоторые исследователи подчеркивают, что общего между разнополыми младенцами больше, чем различий.
В заключение сформулируем окончательные выводы:
1. Социальная ситуация развития ребенка первого года жизни состоит в том, что все поведение и деятельность ребенка реализуется им или непосредственно через взрослого или в сотрудничестве с ним.
2. В связи с этим ведущим типом деятельности в данном возрасте является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым, посредством которого у младенца развивается чувство доверия или недоверия к окружающим его людям и миру в целом.
3. Перцептивное и моторное развитие осуществляется благодаря наличию врожденных программ развития.
4. Наличие врожденных программ перцептивного и моторного развития обеспечивает возможность их параллельного осуществления в ходе психического развития младенца
5. Принцип дифференциации является ведущим в механизме перцептивного и моторного развития младенца.
6. В младенчестве в рамках доречевой стадии - начальном этапе речевого развития ребенка - закладываются
Глава 2. Психическое развитие младенца 127
надежные основы усвоения речи и языка. Ведущая роль при этом принадлежит правому полушарию.
7. Формируются зачатки самосознания личности в виде осознания психической общности, схемы тела и самоощущений, появлении эмоциональных отношений младенца к взрослым и предметам.
8. Основными психологическими новообразованиям младенчества являются:
Акты хватания и подражания, как важнейшие элементы формирующейся предметной деятельности;
Потребность в общении с другими людьми;
Зачатки формирующегося самосознания личности.
128 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I
Развитие хватания и владения рукой"
Новорожденный | Рефлекторное хватание погремушки. Ладони преимущественно закрыты |
Конец 1-гом. | Подводит руку непроизвольно ко рту. Сопротивление открытию кулачка сильнее со стороны мизинца. |
Конец 2-го м. На спине. | На короткое время задерживает погремушку. Начало исчезновения рефлекторного хватания. Кисти чаще открыты. |
Конец 3-го м. На спине. | Поднимает кисти рук над головой и рассматривает их. Кисти чаще открыты. Переход к активному хватанию, двигает вложенной в pvkv погремушкой. |
Конец 4-го м. | Неуверенно приближается рукой к погремушкеи касается ее. И грает пальцами. |
Конец 5-го м. | Уверенно подводит руку к погремушке и захватывает ее. Еще нет предпочтения одной руки. Билатеральная активность рук. Хватание предмета всей ладонью и вытянутым большим пальцем. |
Конец 6-го м. | Если подаются два кубика, хватает только один из них, но второй ку5ик может держать, если его дать в руку. Если хватает второй кубик, первый выпадает. Ощупывание рукой поверхности. |
Конец 7-го м. | Хватает обеими руками, каждой по кубику. Перекладывает кубики или погремушки из рук в руки. Крутит игрушкумеждуладонями. |
Конец 8-го м. Сидя за столом. | Хватает «пупышку» 8 мм диаметром между вытянутым большим и указательным пальцами. Начинающаяся оппозиция большого и указательного пальцев. Звонит в колокольчик. Первые попытки произвольного выпускания из рук предметов. |
Конец 9-го м. Сидя за столом. | Касается указательным пальцем деталей своей игрушки (куклы). Пытается схватить чашкупри питье двумя руками. Снимаете головы платок или иной посторонний предмет. |
Конец 10-гом. Сидя за столом. | Про тягиваетигрушку взрослому (но не может параллельно с удерживанием и протягиванием выпустить ее). |
Конец 11-гом. | Захватывает «пупышку» согнутым большим и указательным пальцами (завершенная оппозиция большого и указательного пальцев) |
Конец 12-гом. | При хватании ку5икарука открывается в зависимости от величины объекта. Хватает одной рукой два кубика. Может взять одновременно двумя руками три кубика. Протягивает игрушку взрослому и выпускает ее. |
" Из книги: Miinchner Funktionelle Entwicklungsdiagnostik (Erstes Lebensjahr)//Forschritte Sozialpadiatrie. Band 4. Herausgegeben von TheodorHellbriigge, Munchen Lubeck, 1994. P. 55-59.
Глава 129
Приложение 2 Развитие органов чувств и поведения в игре
Новорожденный | Отрицательно реагирует на внешние световые или шумовые СТИМУЛЫ. морщит ЛОб. КРИЧИТ. |
Конец 1-го м. | Воспринимается источник света или перемешаемое кольцо, которые удерживаются в направлении его взгляда и глаза могут следить за предметом при отведении его в сторон у до 45 град. |
Конец 2-го м.: на спине | Взгляд фиксирует источник света или кольцо и следит за ними при отведении в сторону до 90 град. Угол обзора -180 [рад. Тоже и вертикальном направлении. Прислушивается к колокольчику. |
Конец 3-го м.: на спине | Следит взглядом за кольцом, которое вы двигаете по кругу Ищет глазами место возникновения звука (колокольчика). |
Конец 4-го м. | Занимается игрушкой, которая висит перед ним на доступном расстоянии (кольцо на шнуре) Трогает ее и приводит вдвижении. Рассматривает игрушку в руке. ищет источник звука,поворачивая голову. |
Конец 5-го м. | Засовывает игрушкув роти перекладывает из руки в рук у. Лепечет или прекращает плакать, когда слышит музыку. |
Конец 6-го м. | Локализует звук (сидя) с уверенностью поворачивая головуили взгляд (звук колокольчика вне поля зоения) |
Конец 7-го м. | Бьет кубиком по столу. Засовывает его в рот, поворачивает его рукой и рассматривает его. Смотрит, как падает игрушка. |
Конец 8-го м. Сидя у стол а | Слушаетбеседу взрослых. Обводит кубиком в руке вокруг другого кубика на столе. Роняети снова поднимает кубик. |
Конец 9-го м. Сидя за столом | Бъет двумя кубиками друг о друга. Вытаскивает кубик из открытого пластикового пакета и снова туда засовывает не выпуская. |
Конец 10-го м. Сидя за столом | Подталкивает кубик к краю стола и репетирует сбрасывание кубика. Поднимает пластиковые коробки, если это показал взрослый. Качает кольцо на шнуре. |
Конец! 1-гом. Сидя за столом. | Находит игрушку под чашкой или взакрытой пластмассовой кубе. Пытается вынуть игрушкуиз куоа. Намеренно и многократно сбрасывает игрушку со стола. Подтягивает машину за шнурок к себе(начинающее использование инструмента) |
Конец 12-го м. Сидя за столом | Засовывает шарик («пупышку») в бутылку и пытается его сбросить. Пытается поставить два кубика друг на друга. Кладет кубик в пластмассовую коробку и снова |
Человек рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей - будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним - так начинается их общение.
Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой родился. Ребенок должен чувствовать себя частью своей семьи. Создать понимающие и гармоничные отношения непросто. Еслиродители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего,примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдалот невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своимидетьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.Ребенок чувствует любовь родителей и откликается на любые словаи действия родителей, приспосабливаясь к тому образу, который диктует ему семья.Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям,опирается на детскую логику: принадлежать к семье - значит быть похожим на тех, из кого она состоит.
Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение (рис.1).В среднем к двум месяцам у ребенка возникает комплекс оживления, что знаменует собой переход от новорожденности к младенчеству.Л. С. Выготский считал комплекс оживления, который проявляетсяв зрительном и слуховом сосредоточении, улыбках, гулении, в оживлении моторики ребенка в ответ на появление взрослого, признакомсоциальной ситуации «Мы», в которой ребенок связан со взрослым.Внутреннее противоречие этой ситуации, по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом и неимеет средств специфического воздействия на него, кроме плача и двигательной активности.
В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению. Любовь родителей к их детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками. Таким образом, в первое полугодие жизни ребенка ведущим видом его деятельности являетсянепосредственно-эмоциональное общение .
Рис. 1. Эмоционально-личностное общение
Почему именно эмоционально-личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?
Малыша привлекают только личность взрослого и его отношение к нему. Никакие качества взрослого он еще не выделяет. Ему все равно, какими знаниями обладает взрослый, как он выглядит и во что одет. Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание и доброжелательное отношение к себе.
Элементы эмоционального общения взрослого с младенцем следующие:
♦ происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;
♦ произносятся ласковые слова;
♦ поются колыбельные песни;
♦ родители нежно прикасаются к младенцу.
Нередко одно появление матери поднимает настроение малыша.
Эмоциональное общение способствует хорошему настроению ребенка. Расположение духа ребенка и находящегося рядом с ним взрослого,как правило, взаимообусловлено. Спокойный ребенок , уход за которым не осложняет жизнь родителей, может способствовать формированиюдоброго и мягкого к нему отношения. В то же время взрослый чащеулыбается приятным, спокойным, улыбчивым детям. С другой стороны, раздражительный ребенок может нервировать родителей. Все этоне случайно. Замечено, что у живо реагирующих на окружающую обстановку детей обычно эмоционально реагирующие матери.Мать обычно отвечает за психическое развитие ребенка, и только от ее мудрости, умений и психического здоровья зависит психическое здоровье ее детей, их успехи и неудачи.
Потребность в общении у младенца возникает под воздействием опре-
деленных условий. Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек - его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.
К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону
♦ улыбается;
♦ вокализирует;
♦ активно реагирует на происходящее вокруг него.
Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:
♦ разговаривает с ним;
♦ ищет ответные знаки на свое обращение;
♦ удовлетворяет его потребности;
♦ оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.
Самое обидное для испытывающего потребность в общении младенца, если взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы они воспринимают с радостью, так как чувствуют обращенность к себе. Потребность во внимании взрослого - основная потребность в общении - остается на всю жизнь. Мать должна чаще улыбаться, разговаривать с ребенком, ласкать его. Смысл любых слов доходит до ребенка в последнюю очередь. А вот сдвинутые на переносице брови, кулаки, грозное выражение лица для него очень показательны. Даже такие слова, как «Я люблю тебя», мало что значат. По крайней мере они не сопоставимы с грозным выражением лица.
Мать сразу начинает чувствовать любовь к своему малышу. У малыша же теплые чувства к ней формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется доверие к ней и формируется привязанность к любимому человеку. Доверие появляется в процессе теплого, эмоционального общения. Ребенок утверждается в таком отношении к окружающему миру и спокойнее переносит возникающие маленькие неудобства (рис. 2).
Рис. 2. Фазы привязанности малыша ко взрослому
От 3 до 6–7 месяцев мать и ребенок существуют в диадном единстве (нормальный симбиоз) : ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. Это важный этап в становлении отношений: в это время начинают возникать представления о своем физическом «Я», проявляться удовольствие или неудовольствие. Благодаря удовлетворению физических потребностей у младенца формируется его первый эмоциональный опыт.
В обобщенном виде процесс общения взрослого с младенцем можно представить в виде схемы (рис. 3).
Рис. 3. Общение с младенцем
Эмоциональное общение может быть оптимальным и чрезмерным
Рис. 4. Оптимальное и чрезмерное эмоциональное общение
Вторая половина младенчества характеризуется тем, что ребенку уже мало, чтобы взрослый лишь демонстрировал ему свою любовь, нежность, сопереживал ему и т. п. Теперь он требует перехода к другому виду общения.