Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Великий четверг. богослужение великого четверга

Великий чистый четверг в православии - четвертый день страстной седмицы, идущей перед торжеством Пасхи (Светлым Воскресением Спасителя). В 2019 г. датой этой церковного события будет 25 апреля.

Что такое Чистый четверг для православных

Чистый четверг обыкновенно считается переходящим христианским обычаем. Этот день посвящен Тайной вечере, где состоялся последний прием пищи Христа вместе с учениками. Здесь Сын Божий лично давал освященный хлеб и вино апостолам, позволяя им прикоснуться к Творцу.

Тайная вечеря

В церковных стенах проходит богослужение с песнопениями и чтением Священного Писания. В этот день верующие принимают мысленное участие в библейских событиях, приближаясь к знанию о Боге.

Верующие, пребывающие в особенном настроении духа и пришедшие на богослужения, а также священнослужители переживают этот грандиозный момент в жизни Спасителя. В Чистый четверг наблюдается большой прирост христианских подвижников в стены храмов.

Важно! Ритуал Причащения - одно из главных событий в жизни религиозного подвижника. Оно является моментом соединения индивидуальной души и Бога. В Чистый четверг ритуал причащения несет самую глубокую пользу для человека.

Молитвы Чистого четверга

Литургия отличается некоторыми особенностями: и прихожане и священники поют специфическую молитву перед причастием. В крупных церквях проводят обряд омовения ног, где епископ, подражая деятельности Христа, омывает ноги церковных служителей.


На заметку! На Тайной вечере случилось знаменательное событие, которое называется обрядом евхаристии. Термин в переводе означает «благо» или «почтение». Ритуал заключается в освящении кусков хлеба и сосудов с вином специальной молитвой. Употребляя такую божественную пищу, верующие православные получают возможность приобщиться к Телу Господа и обрести лучшую жизнь.

Продолжение служений

Литургия, названная в честь Василия Великого, объединяется в Чистый четверг с вечерней, поэтому древний обычай разрешал совершать её чтение только во второй половине дня. Это божественное служение является «проводником» присутствующих в основную тему, а стихиры «Господи, воззвах» осуждают грехопадение Иуды. В одном тексте проводится параллель между предателем Христа и завистливыми израильтянами, начавшими возносить хулу Господу во время перехода через пустыню.

Далее, священнослужители читают три паремии: о диалоге народа Израиля и Бога; о разговоре Творца и Иова; о пророчествах, твердящих о страстях Христа. Эти части знаменательным образом подводят присутствующих к теме Тайной вечери.

  • В «Исходе» христиане замечают, что божий народ уже предстоял в страхе перед решением Всевышнего Творца. В Чистый четверг Он сам снизошел и раздал Тело и Кровь любимым ученикам.
  • В тексте об Иове говорится, что Бог лично явился к нему. Все сомнения этого праведника рассеялись после того, как он внял словам Небесного Отца.
  • Третья паремия - пророчество Исайи, включающее подробности страданий на кресте. Могущество Мессии в том, что Он всегда любил даже врагов и не отвечал на поругания и унижения.
  • После этого читают Евангелие, где выбирают сюжеты, включающие предысторию и последствия Тайной вечери. За отпустом литургии читается заамвонная молитва и производится обряд омовения ног. Одновременно с действом поется Евангелие от Иоанна.

Обряд омовения ног

Разрешения и запреты

При рассмотрении вопроса об уборке в доме, необходимо, прежде всего, задуматься о духовной чистоте, прийти в храм и мысленно прожить библейское действо. Поэтому рекомендуется наводить порядок, но делать это ради славы Всевышнего, без отвлечения на мирское.

В давние времена тех, кто готовился к ритуалу крещения, обращали в христианство в день Страстной субботы. В Чистый четверг они приводили свой облик в порядок, чтобы через сутки уже полноценно отдаться Христу.

Раньше стрижку и мытьё воспринимали как тяжелый труд - отсюда появилось стремление вовсе оставить эти деяния ради восхваления Небесного Отца. Сегодня верующий принимает душ за пять минут, и никто не может обвинить его в принижении достоинства Творца. Однако стрижку лучше сделать до торжества Пасхи.

Важно! Церковь совершенно отрицает всяческие заговоры, проделываемые в Чистый четверг. Эти действа относятся к язычеству и не очищают сознание.

Протоиерей А. Ткачев о Великом Четверге

Великий четверг в 2016 году 28 апреля. Великий Четверг – один из ключевых дней Страстной недели, именно в этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения).

Дату празднования Великого Четверга легко отсчитать от даты Пасхи. В этом году она выпадает на 1 мая, а значит Великий Четверг – на 28 апреля.

В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, последнюю трапезу Иисуса Христа с учениками перед Его страданиями и смертью. Вот уже на протяжении более двух тысяч лет мы прославляем это Таинство, дарующее нам Великую Радость и Вечную Жизнь. Но в то же время в этот день мы вспоминаем о человеческой подлости, предательстве Иуды, о страданиях Христа и начале Его восхождения на Голгофу. Все это отражается в богослужебных текстах Великого Четверга.

Службы Великого Четверга

Утреня Великого Четверга должна совершаться ночью, и по традиции ее служат вечером Великой Среды.

Утром Великого Четверга служат вечерню и Литургию святителя Василия Великого.

Вечером в четверг – утреню Великой Пятницы с чтением Двенадцати Страстных Евангелий.

Богословско-литургическое время Великого четверга

В службах Великого Четверга отражаются события, непосредственно предшествовавшие аресту Иисуса Христа и Его Распятию. Мы вспоминаем о Тайной вечере, во время которой Господь омыл ноги своим ученикам, о предательстве Иуды, о молении в Гефсиманском саду, прославляем бесконечное самоотвержение Христа, выражаем благоговение перед Таинством Причащения Тела и Крови Христовых.

Утреня Великого Четверга по традиции совершается вечером в среду. Служба начинается не с традиционного песнопения «Се Жених грядет в полунощи», а с тропаря «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся…». В нем прославляется смирение Иисуса Христа, который не смущался омывать ноги своим ученикам, но также говорится о вероломстве и предательстве Иуды. Проводится троекратное каждение храма, а затем читается история о Тайной Вечере из Евангелия. Совершаются Часы – первый, третий, шестой и девятый. Во время службы звучит проникновенный канон, называемый по первой строке ирмоса «Сеченое сечется». В нем объясняется значение Тайной вечери и изображается духовный союз Господа Иисуса Христа с Его учениками. Читается кондак «Хлеб прием в руце предатель», в котором говорится о предательстве Иуды.

Утром в четверг служат Литургию святителя Василия Великого , которая соединяется свечерней. , Это связано с тем, что именно вечером, во время последней беседы Христа с учениками, было установлено Таинство Причащения.

Сама Литургия в этот день является воспоминанием Вечери, то есть ужина. Примечательно и то, что Литургия Великого Четверга вдвойне посвящена событиям Тайной Вечери – как ежегодный день памяти о ней и как любая Литургия вообще.

Евангельские чтения в этот день повествуют о Тайной вечери, омовении ног и молении в Гефсиманском саду. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: «Да исполнятся уста наша», поется тропарь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». А вместо «Достойно есть» исполняется 9-й ирмос канона «Странствия Владычня и безсмертныя».

К Литургии Великого Четверга приурочены некоторые особые чины, которые не совершаются в другие дни. Например, освящение мира совершается только во время Божественной Литургии Великого Четверга. Это объясняется древней традицией проведения Таинства Крещения в Пасхальную ночь или в Великую Субботу. Великая Пятница посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его – она заполнена молитвами, поэтому не может выступать в качестве дня подготовки святого мира. Таким подготовительным днем становится Великий Четверг.

Вечером Великого Четверга служится утреня Великой Пятницы , когда читают Двенадцать Страстных Евангелий, то есть двенадцать частей из четырех Евангелий, где описываются страдания Иисуса Христа перед распятием. Содержание Евангелий и последования посвящено последней беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, предательству Иуды, суду над Христом у первосвященников и Пилата, Его распятию и погребению. Все богослужение наполнено воспоминаниями о страданиях Господа. Во время чтения Евангелий молящиеся стоят с зажженными свечами, будто бы сами вступают в глубокую тьму Гефсиманской ночи.

По традиции, перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т. д.). По окончании Двенадцатого Евангелия раздается краткий трезвон.

В промежутках между Евангелиями поются пятнадцать специальных пенопений - антифонов. Они дополняют и поясняют ход евангельских событий. Выражая негодование предательством Иуды, действиями иудейских начальников, духовной слепотой толпы, верующие словно становятся соучастниками событий, описанных в Евангелиях.

12 евангелий

1) Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери).

2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).

6) Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

8) Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

9) Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).

10) Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста).

11) 19:38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).

12) Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).

Тропари Великого Четверга

Тропарь, глас 8

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

(Когда славные ученики просвещались при умовении на Вечере, тогда злочестивый Иуда, больной сребролюбием, омрачался и предавал Тебя, Праведного Судию, беззаконным судиям. Посмотри на стяжателя богатства, из-за этого удавившегося. Беги от несытой души, дерзнувшему так приступить к Учителю. Благий о всех, Господи, слава Тебе).

На утрене Великого четверга тропарь «Егда славнии ученицы…» поется после шестопсалмия, великой ектеньи и «Аллилуия». Он исполняется трижды, после открываются царские врата, и читается Евангелие (Лк. 22:1–39).

Также тропарь звучит во время чтения Двенадцати Страстных евангелий – на утрене Великой пятницы, которая служится вечером в четверг. Как и на утрене Великого четверга, тропарь поется после великой ектеньи и «Аллилуия», три раза, но исполняется с большей торжественностью и при открытых царских вратах. Во время пения тропаря совершается каждение алтаря и всего храма, затем возглашается малая ектенья – и читается первое из Двенадцати Евангелий.

Песнь 1, ирмос

Сеченое, сечется море Чермное, волнопитаемая же изсушается глубина, таяжде купно безоружным бывши проходима и всеоружным гроб. Песнь же Богокрасная воспевашеся: славно прославися Христос, Бог наш.

(Ударом рассекается Красное море, и иссушается вздымающаяся волнами глубина: то же самое одновременно сделалось для безоружных удобопроходимым а для вооруженных могилой; и песнь богоугодная воспевалась: “Славно прославился Христос, Бог наш!”)

Тропарь, вместо Херувимской песни, глас 6

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими, не бо врагом Твоим тайну повеем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

(Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей Тайной вечери, потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда, но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем)

Кондак, глас 2

Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает, и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

9-й ирмос канона

Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слава от Слова научившеся, Его же величаем.

(Приидите, верные, в верхней горнице насладимся гостеприимством Владыки и бессмертной Трапезой, направляя ввысь [свои] мысли и от [Бога] Слова познавая высшее учение. Его мы и величаем).

Денисова Анастасия

Греческий:

Ὅτε οἱ ἔνδοξοι Μαθηταί, ἐν τῷ νιπτῆρι τοῦ Δείπνου ἐφωτίζοντο,
τότε Ἰούδας ὁ δυσσεβής, φιλαργυρίαν νοσήσας ἐσκοτίζετο,
καὶ ἀνόμοις κριταῖς,σὲ τὸν δίκαιον Κριτὴν παραδίδωσι.

Βλέπε χρημάτων ἐραστά, τὸν διὰ ταῦτα ἀγχόνῃ χρησάμενον,
φεῦγε ἀκόρεστον ψυχὴν τὴν Διδασκάλῳ τοιαῦτα τολμήσασαν.
Ὁ περὶ πάντας ἀγαθός, Κύριε δόξα σοι.

Церковнославянский:

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся,
тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся,
и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает.

Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша!
Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия:
Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

Перевод Ольги Седаковой:

Когда славных учеников омовение ног на Вечери просвещало,
тогда Иуду нечестивого недуг сребролюбия помрачал;
и беззаконным судьям он Тебя, праведного Судию, предает.

Смотри же, искатель наживы, как наживы ради пришлось повеситься!
Беги от алчной души, осмелившейся такое (сделать) Учителю:
Ты же, ко всем благой Господи, слава Тебе!

Мы уже говорили (в шестом комментарии) о том значении, которое сообщают литургическому песнопению место, на какое оно помещено в богослужении, и способ его исполнения, и распев. Место нашего тропаря очень выделено в богослужениях утрени Великого Четверга и Великой Пятницы, да и всего постного времени. Каждое из его немногих слов приобретает, таким образом, необычайный вес. То исполнение, к которому мы привыкли, впечатляет своим видимым контрастом к крайне драматичному моменту евангельского сюжета, о котором повествует тропарь. Этот распев несет сдержанное, печальное и почти колыбельное настроение, ощущение полумрака, надвигающейся тьмы (мелодический подобен песнопения «Се Жених грядет в полунощи»). В тексте же тропаря речь идет о двух противоположных движениях света: ученики просвещаются (в этом слове соединены два значения – обретения знания и освещения; на них падает свет мудрости), Иуда «омрачается», наполняется последней темнотой. Это просветление и это помрачение происходят одновременно, как с удивлением отмечено в тропаре: «когда» – «тогда». В каком-то смысле можно сказать, что общий тон тропаря – настроение «погребения Иуды».

Тема Иуды неотделима – трагически неотделима – от учреждения Евхаристии и причастия. Иуду – как остерегающий пример – вспоминают каждый раз в молитве перед причастием:

Вечери Твоея Тайныя
днесь, Сыне Божий, причастника мя приими:
не бо врагом Твоим тайну повем,
ни лобзания Ти дам яко Иуда,
но яко разбойник исповедаю Тя:
помяни мя Господи во царствии Твоем.

Трапезы Твоей таинственной
сегодня, Сын Божий, участником прими меня:
ибо я не открою тайну врагам Твоим
и не поцелую Тебя, как Иуда.
Но, как разбойник (благочестивый), исповедаю Тебя:
вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем.

Эту молитву (которую обычно читают, а не поют – миряне дома, готовясь к причастию, а священник перед тем, как подавать причастие) Страстная седмица выносит на особую высоту. В Великий Четверг – единственный раз в году – она поется на месте песни входа («Херувимской» на «полных» литургиях, «Ныне Силы Небесныя» на Преждеосвященной и «Да молчит всякая плоть» в Великую Субботу), а также вместо причастна, во время причащения мирян и сразу после причащения вместо «Да исполнятся уста наша».

И тропарь, о котором мы говорим, и это уникальное использование причастной молитвы в качестве песни входа напоминают о том, как до конца времен остаются связанными тема Причастия – и тема предательства. Предательство, и такое, за которым следует гибель души, остается возможным и для того, кто получил дар участия в Трапезе Божией, кому омыл ноги и кого назвал Своим другом сам Господь.

Тропарь, о котором мы говорим, разделен на две симметричные части: первые три стиха повествуют о событии умовения ног на Вечере; другие три стиха обращены к слушателю (предостережение о сребролюбии) и к Господу (горестная хвала последнего стиха).

Если писатели последнего столетия, предлагая разнообразные апологии Иуды, ищут в его образе какой-то особой сложности и глубины (эта традиция, впрочем, восходит к древним апокрифам), то литургическая поэзия ничего интересного и сложного в Иуде не видит. Для нее он – жертва сребролюбия, жадный до денег и неблагодарный человек, и не более. Единственно, что вызывает постоянное изумление песнописцев, так это то, что такая страсть оказывается совместима с близостью Самого Христа. «Недуг сребролюбия» Он, исцелявший прокаженных и слепорожденных, воскрешающий умерших, не излечивает! Любовь к земным приобретениям оказывается сильнее проказы и смерти.

Итак, первые стихи говорят о прибавлении света у славных учеников и погружении во тьму Иуды. Мне хотелось бы остановиться на третьем стихе, на который обычно не обращают особого внимания, когда комментируют этот тропарь:

И беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает.

Иуда не убивает прямо своего Учителя: он предает Его на суд. Справедливый суд должен был бы оправдать невинного. Но Иуда знает, какие судьи ждут Христа. Он предает Его не на «рассмотрение дела», а на неизбежное осуждение, на казнь. Он хочет действовать чужими руками.

В этом стихе, по обыкновению гимнографической мысли, сопоставлены несопоставимые и невообразимые вещи: вечного Судью, Судию мира, отдают на земной суд: больше того, на суд беззаконных судей. Каждое сопоставление такого рода дает еще один пример того, что все происходящее паче ума вся, и выше ведения («за пределами смысла и выше понимания»), как говорит другое песнопение Страстной. Но почему Христос представлен здесь как Судья?

Тема суда (и Божьего Суда, и человеческого суда) и закона, по которому производится суд, – важнейшая тема Ветхого Завета. Собственно, и властитель, царь (исторически сменивший судей, управлявших народом) предстает в Библии прежде всего как судья своих подданных. Библейский мудрец – тоже, среди другого, справедливый судья человеческих дел. Требование справедливого суда «невзирая на лица» и в особенности суда для бедных и униженных (то есть для тех, кто не может себя обеспечить надежной защитой на суде, чьи иски не принимаются; но при этом, заметим, «подсуживание» бедным и убогим только за то, что они бедные, также обличается как нарушение справедливости) – постоянная тема псалмов и пророческих книг. В случае обиды бедняка на суде Бог обещает быть его защитником, адвокатом. Об этом говорит, среди другого, воскресный прокимен первого гласа на утрени: Ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем – «(Из-за страдания нищих и скорби убогих – часть стиха, опущенная в прокимне) ныне восстану, говорит Господь, стану ему (нищему) защитником, не отрекусь от него 1 (Пс. 11:6). Бог на земном суде предстает одновременно защитником бедных и беззащитных – и судьей над несправедливыми судьями. Бог на месте подсудимого – юридическая ситуация, немыслимая в Ветхом Завете. Единственное исключение – «иск» праведного страдальца Иова к Богу. Неслучайно паремии из Книги Иова звучат на богослужениях Страстной седмицы.

Итак, Христос становится подсудимым на земном – и вопиюще несправедливом – суде. Причем суд этот не только «профессиональный» – традиционный суд первосвященников и суд Пилата по римскому праву. На двух этих судах предъявляются два разных, но одинаково предполагающих смертную казнь обвинения: за провозглашение себя богом (первосвященники), за провозглашение себя царем (Пилат). На Кресте, по воле Пилата, запечатлевается «римский» приговор: «Царь Иудейский». Но евангельское повествование говорит еще и о третьем суде, народном. Выбирая Варавву (буквально – имярека), народ осуждает Христа на смерть. Пилат соглашается на смертный приговор Иисусу из страха перед Цезарем, первосвященники ищут его смерти из зависти (их лишают власти над святыней) – а народ? Невообразимую ситуацию единодушного суда народа над Богом (не только того «народа», толпы, о которой повествуют Евангелия, – всякой толпы) прекрасно передает французский поэт Поль Клодель в своем «Крестном пути»:

Кончено. Мы судили Бога и постановили Его казнить.
Мы не желаем больше иметь Христа среди нас, ибо он не дает нам жить.

В евангельском повествовании Христос не раз отказывается быть судьей в земных делах, неоднократно говорит о том, что «пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин 12:47). И в своих последних словах Он вновь выступает в роли адвоката на Суде Отца: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34), – адвоката тех, кто выносит Ему смертный приговор и исполняет его. К этому моменту обращен последний стих тропаря:

Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

Но, Подсудимому и Защитнику в земной жизни, Ему принадлежит тот Последний Суд, который мы вспоминаем, вступая в Великий пост (Неделя мясопустная, о Страшном суде).

Тайная вечеря. 12 век. Мозаика. Собор Монреале

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА:

Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого.

Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.

Великий Четверг - Стихиры - Хор братии Валаамского монастыря

Великий Четверг - Ирмос Великого Четверга

БОГОСЛОВИЕ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА:

«С молкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви.
В место песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга:

Т ропарь на Великий Четверг, глас 8

Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Д войным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его.

Э та «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В.Зандер).
Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня,наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную.

И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос - Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…
Б ольшой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.
М ы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь,который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски:

Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает.

Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!
Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель,слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.

Омовение ног апостолам. Византийская мозаика. Начало XI века. Греция. Монастырь Осиос Лукас

А вот несколько текстов из канона на Утрени:
К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, - ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение - Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
«Один из вас», - взывал друзьям своим Христос, - «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись:
«Скажи, кто это», - говоря, «Боже отцов наших?»
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты,приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать:«Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»
Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь,изливаемую за мир; но не стыдился пить то,что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа,творения, и превозносите во все века!»
В новь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие —Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.

К ондак на Великий Четверг, глас 2

Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, / и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

Предание Господа. Мозаика XII века, собор Рождества Пресвятой Богородицы. Монреале, Сицилия.

Н о вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.
Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.

Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией):

Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя.

Иже помыслиша неправду в сердце весь день.

И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…

Н ачинается литургия Василия Великого.Спокойная, величественная.

Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия.

Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы.

Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы -наследники Тайной вечери. Наша литургия - вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз,на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова:

Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими : не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии

Евхаристия. София Киевская

Время Страстной седмицы – время особенное в жизни христианина. Это время когда вопрос: как ты изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос , - встает перед нами во всей своей силе и драматизме.

Богослужения этой седмицы отличаются особой трогательностью; мы словно проходим со Спасителем Его последний земной путь. Службы непростые, что-то в них может показаться непонятным, но когда мне на эту сложность и непонятность указывают, я отвечаю: Вспомните слова Христа, сказанные в Гефсиманском саду ученикам: Пободрствуйте со Мною

Даже, если мы понимаем лишь 10% (а едва ли понимаем меньше), из богослужения Страстных дней, то и этого достаточно, чтобы душа испытала потрясение, шок от осознания происшедшего. А где не понимаем, просто побудем со Христом, пободрствуем вместе с Ним…

Я расскажу о службах страстных дней, о каждом из этих шести дней, начиная с понедельника и заканчивая субботой. Расскажу о том богослужении, которое совершается в каждый из дней и о тех темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения.

Великий Четверг

Богослужение Великого Четверга:

Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого.

Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.

Богословие Великого Четверга:

«Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет , - ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает… Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В.Зандер).

Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.

Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…

Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.

Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!

Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний , к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.

А вот несколько текстов из канона на Утрени:

К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.

Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.

«Один из вас», – взывал друзьям своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?»

Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие - Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.

Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.

Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.

Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией ): Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…

Начинается литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы – наследники Тайной вечери. Наша литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем (русский перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём»).

Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один-два?) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают…

Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы выходим на середину храма, точно в Элеонский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»

Дорогие. Придем в этот день в храм. Побудем со Христом.