Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Повесть временных лет олег вещий. Новгородская летопись о смерти олега вещего

Введение

Немного слов о происхождении Князя Олега. Существует две версии: Версия по Новгородской летописи и традиционная версия, изложенная в «Повести временных лет», в которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего Игоря). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством.№ года Олег правит в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег основывается в нём. Объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр объединенного государства, и объявляет Киев матерью русской земли. По летописи именно Олега считают основателем древнерусского государства, а не Рюрика, и традиционно датируют 882 годом. В следующие 25 лет Олег расширяет свою державу. Подчинил Киеву радимичей, древлян и северян, уничтожил зависимость от хазар. По преданию Олег сказал им, что он хазарам враг и что лучше бы они платили ему, чем им. Укрепив свое влияние, наложением дани и оградив границы от нападений соседей-кочевников, в 907 году Олег отправляется на Византию, в военный поход к Константинополю. ОТ византийских авторов нет упоминания об этом походе, но некоторые современники считают его легендарным.

В «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу в город - закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испугавшись, греки предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Поход дал заключение договора, который обеспечивал беспошлинную торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В данном договоре Олега именуют «великим князем русским». В том же, 912 году Олег погибает.

Олег Вещий в «Повести временных лет»

Вещий Олег, древнерусский князь, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.

Легендарность имеет рассказ о Вещем Олеге в летописи "Повесть временных лет". "Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Летопись имеет в себе очень много материалов сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Олег является родичем Рюрика по повести. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.

Олег был выдающимся полководцем, а его мудрость и осторожность были очень велики, что казали сверхъестественными. Князь прозван"вещим", т.е. волшебником, это прозвище дали ему язычники, но и ему не удается уйти от своей судьбы.

В 879 году скончался Рюрик. Он завещал княженье Олегу и оставил на попечение своего сына, Игоря. Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.

Русская земля была в это время заселена различными племенами. В летописи называется более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь властвовал только в некоторых пунктах, обладающих торговыми путями. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата дани, признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.

Собранную дань необходимо было продовать в соседних странах - Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю.

Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.

Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыл по Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.

По пути Олег завоевал город Смоленск и Любеч, оставив там своих воевод.

Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян и увидел большой, красивый город Киев. В Киеве княжили два князя - Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.

Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.

Он оставил большую часть своего войска позади, а сам с малой дружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и отправил к Аскольду и Диру посланца: "Мы-де варяжские купцы, везем много хороших товаров. Пусть придут киевские князья посмотреть - может, чего купят".

Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.

Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и сказал: "Вы не княжеского рода, а я - князь, и со мною Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжить!" Он подал знак своим воинам - и те мечами вмиг зарубили Аскольда и Дира.

Олег победителем вступил в город и повелел: "Да будет Киев матерью городам русским!" Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов. Так образовалось великое Киевское княжество - Киевская Русь.

Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену - Ольгу (по некоторым данным, она была дочерью самого Олега), но княжества не уступил.

В 907г. пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве.

Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.

Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.

«И пришел Олег к Царьграду (Константинополю)». Вот показалась столица Византии - ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.

Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.

Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.

Олеговы воины разорили царьградские предместья, пожгли дома и храмы, поубивали мирных жителей и побросали в море. Но самого Царьграда Олег взять не мог - цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса.

Подул попутный ветер - и корабли понеслись к городу по суше, как по морю.

«Греки же, увидав это, испугались и сказали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь"».

Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим. Но греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.

Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребовал по 12 гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань для русских городов - Киева, Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.

В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины - славянскими богами Перуном и Велесом.

С честью и великой славой возвратился Олег в Киев.

Олег княжил долгие годы. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: "От чего суждено мне умереть?" И волхвы ответили: "Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня". Опечалился Олег и сказал: "Если так, то никогда больше не сяду на него". Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.

Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: "Уже три года прошло, как умер твой конь".

Тогда воскликнул Олег: "Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!" Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем.

Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: "От этого ли черепа смерть мне принять?" Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея - и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег.

Жил Олег князь, княжа в Киеве,
Мир имея ко всем странам.
Как-то осенью, вернувшись из похода в Греки,
О коне, любимом им когда-то,
Вспомнил он, хотя 3 года
С той поры прошло,
Когда один кудесник предсказал ему,
Что конь его любимый
Станет для него причиной смерти.
Было ведь, тогда он
Вопрошал кудесников с волхвами:
"От чего мне умереть придется?"
И ответ узнав, сказал он:
"Никогда я на него не сяду
И его я не увижу боле".
Но велел кормить коня и холить,
Содержать его в своей конюшне княжей.
А теперь, когда года минули,
Вспомнил он коня и предсказанье,
И спросил: "Где конь любимый,
Я велел блюсти его и холить?"
И старейший конюх отвечает: "Умер он"...
Олег же посмеялся,
Укоряя предсказанье волшье:
"Всё неправильно глаголят волхвы,
Всё то ложь, вот ведь живу я, а конь умер".
И велел седлать коня другого,
Говоря: "Пойду, увижу его кости".
И пришёл Олег в пустое место,
Где коня лежали кости голы,
И лежал там белый конский череп.
И сошёл с коня, и посмеялся снова:
"От сего ли лба смерть было взять мне?"
И вступил ногой на конский череп...
Но змея из гола лба возникла
И ужалила Олега в ногу...
И с того он сильно разболелся
А потом и умер вскоре.
И великим плачем плача, люди
Понесли и погребли Олега
На горе Щековице в могиле.
И до сих дней известно это место,
Называется Олеговой могилой.
Было же всего его княженья - 30 лет,
Да вот ещё 3 года...

ИЗ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

И живяше Олегъ миръ имеа ко всем странамъ, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь. Бе бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: "От чего ми есть умрети?" И рече ему кудесник один: "Княже! Конь, его же любиши и ездиши на нем, от того ти умрети". Олег же приим во уме, си рече: "Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того". И повеле кормити и и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде. И пришедшу ему Кыеву и пребывьшю 4 лета, на пятое лето помяну конь, от него же бяхуть рекли волсви умрети. И призва старейшину конюхом, рече: "Кде есть конь мъй, его же бех поставил кормити и блюсти его?" Он же рече: "Умерлъ есть". Олег же посмеася и укори кудесника, река: "То ти неправо глаголють волъсви, но все то льжа есть: конь умерлъ есть, а я живъ". И повеле оседлати конь: "А то вижю кости его". И прииде на место, идеже беша лежаще кости его голы и лобъ голъ, и сседе с коня, и посмеяся рече: " От сего ли лба смьрть было взяти мне?" И въступи ногою на лобъ; и выникнувши змиа изо лба, и уклюну в ногу. И с того разболеся и умре. И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша его на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всьх льт княжениа его 33.

Нет у нас в стране человека, который со школьных лет бы не слышал о Вещем Олеге. Этот князь успешно воевал с хазарами и с Византией и даже гордо повесил на память на врата Константинополя свой боевой щит. С помощью ильменских словен он завоевал Киев и утвердил в Киеве столицу вновь образованного единого древнерусского государства. Но при этом, многие события, связанные с жизнью этого знаменитого князя, остаются неясными. Что он делал в последние годы жизни? Где и когда скончался?

Согласно наиболее популярной версии, содержащейся в знаменитом Киевском летописном своде начала XII столетия, Повести Временных Лет, Олег умер в 912 году от укуса змеи и похоронен в Киеве. Однако, как еще сто лет тому назад отмечал крупный российский летописевед Алексей Александрович Шахматов, вероятно, киевский летописец просто вставил сообщение о смерти князя в статью о смерти его антагониста, знаменитого в раннем средневековье византийского императора Льва VI, о дате смерти которого в XII веке были вполне точные сведения. В этой связи, весьма любопытны сообщения арабского источника о великом русском князе H-l-g-v, который еще в 940-х годах совершил неудачный военный поход на Византию, а затем пошел войной на Иран, где пал в битве. Нет сомнения, что H-l-g-v — это обозначение имени Олега. Только Олег Вещий был в первой половине X века великим киевским князем. Значит, он жил до 940-х гг? Интересные сведения об этом дает сообщение Новгородского Остромирова свода середины XI века, отраженное в младшем изводе Новгородской I летописи. Согласно нему, он жил еще в 922 году. В тот год он совершил удачный поход на Константинополь и тогда-то и повесил свой щит на его ворота. Восторженные жители Киева радостно его встретили и в восхищении прозвали Вещим. Сразу же после этого, под тем же годом, летописец вдруг приписал, что Олег отправился в Новгород, а затем далее и погиб не то за морем, не то в Ладоге от укуса змеи и похоронен в Ладоге. Однако, это сообщение никак не вяжется с общим связным повествованием и выглядит, как отдельная приписка к связному тексту о победном походе на Византию и радости соплеменников. Если бы это было логически связным и органичным продолжением этого рассказа, то летописец бы вставил типичный оборот "в то же лето". Но он этого не сделал, поскольку писал не продолжение повести, а вставлял отдельный кусок. Просто новгородский летописец просто не знал точной даты смерти Олега, поэтому и втиснул повесть о его смерти в рассказ о его последнем известном предприятии — походе на Византию. Хотя, это отнюдь не значит, что Олег умер в том же году. Значит, он мог жить и значительно дольше. И править Киевом. Но как описанное в восточном источнике его правление в 940-х годах вяжется с русскими известиями о том. что в те годы уже давно правил его преемник Игорь Рюрикович? Новгородская летопись и на это дает ответ. Еще за два года до вышеупомянутого победного похода Олега На Византию, в 920 году, Игорь сам, без участия Олега, посылает на Византию войска. Но поход окончился неудачей, и на другой год Олег и Игорь пристроили вернувшихся на Русь побежденных войнов — кривичей, киевских полян и новгородских словен. Значит, к тому времени Олег и Игорь были соправителями. А значит, в 940-х годах тоже могли править вместе, что-то брал на себя один, а что-то другой.

Таким образом, благодаря новгородскому летописцу, все становится на свои места. Олег живет по крайней мере, в 922 году (а возможно и дальше, ибо точной даты его смерти новгородский летописец не знает) и как минимум, с 920-х годов, Игорь начинает править вместе с Олегом. Это подтверждает достоверность сообщения восточного источника о правлении великого русского князя Олега в 940-х годах. Жизнь и смерть Вещего Олега таким образом, оказывается далекой от хрестоматийного легендарного образа, взятого из буквального прочтения Повести Временных лет. Но реальная жизнь этого князя становится не менее славной и интересной. И правил долго. И погиб не от павшего коня, а на войне, отстаивая Каспийскую торговлю Русского государства.

И жил Олег, княжа в Киеве, мир храня со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов* и кудесников**:

— От чего мне умереть?

И сказал ему кудесник один:

— Княже! Коня любишь и ездишь на нём, — от него тебе и умереть!

Олегу запали слова эти в душу, и сказал он:

— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на греков.

Когда вернулся Олег от Царьграда в Киев и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего конюха и сказал:

— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?

Тот же ответил:

Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

— Не правду говорят волхвы, но только ложь: конь умер, а я жив.

И повелел оседлать себе коня:

— Да увижу кости его.

И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:

— От сего ли черепа смерть мне принять?

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могила Олеговой. И было всех лет княжение его тридцать и три.

___________________________________

*Волхвы — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства.

** Кудесники — колдуны.