Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Как олег вещий объединил русь. Князь олег (олег вещий)

Озвучте свое мнение!

Вещий Олег – легендарный воевода, сумевший объединить славянские племена в Киевскую Русь

Легендарный князь Олег по праву может считаться основателем древнерусского государства – огромной средневековой державы с центром в Киеве , исторической колыбели современного украинского народа. Его заслуги перед потомками неоспоримы, так как князь Олег стал первым вседержателем приднепровских земель, чье существование документально подтверждено. В отличие от полумифических Кыя, Щека, Хорыва и сестры их Лыбеди, а также загадочных Аскольда и Дира про князя (конунга) Олега (Хельга) известно очень многое: от датировки его правления до сущности проводимых им реформ и результатов военных кампаний. За что же стоит помнить и чтить князя Олега?

1. Он создал могучее древнерусское государство, раскинувшееся от берегов Балтики до днепровских порогов.

2. Он сумел покорить жившие на территории современной Украины племенные союзы полян, древлян и северян, давшие ему мощнейший ресурс для дальнейших завоеваний.

3. Он смог победить могучий Хозарский каганат, вырвав восточнославянские земли из его зависимости, что очень серьезно подорвало силы степной сверхдержавы. Киев же после Олега превратился из окраинного городишки, расположенного на самой западной окраине Хозарского каганата, в столицу новой славянской державы.

4. Он сумел навести определенный порядок на всех подконтрольных ему землях. Конечно, он основывался исключительно на системе сбора дани, однако с этого начинались абсолютно все государственные образования времен средневековья.

5. Он победил в войне с самым могущественным противником того времени – Византийской империей. Олег сумел совершить успешный поход в ее владения, подошел к воротам Константинополя, вынудил императора ромеев подписать с ним выгодный для Киева торговый договор и после этого вернуться невредимым вместе с войском.

Основные заслуги князя Олега.

Приход в Киев. Норманнский воевода Олег (Хельг), как и многие его земляки, прибыл в славянские земли из далекой Скандинавии в поисках славы и богатств. Он присоединился к дружине могучего конунга Рюрика (Рорха), который правил в обширных владениях на севере Руси. После смерти Рюрика в 879 году, Олег, как воспитатель его трехлетнего сына Игоря (Ингвара), стал князем Новгородским. Однако ему вскоре стало тесно в этих пределах, и, собрав большое войско из норманнов, славян и финнов, Олег отправился на юг. К 882 году ему покорились Смоленск и Любеч, а вслед за ними и Киев. Местных правителей Аскольда и Дира пришелец с севера вероломно убил, притворившись торговцем. Жители же Киева, «…устрашенные его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя». Так Олег подчинил себе весь торговый путь «из варяг в греки», и теперь ни один корабль не мог проплыть по Днепру не заплатив дань могучему норманну.

Учреждение системы взимания дани и победа над хазарами. Олег пожелал остаться на юге, провозгласив: «Да будет Киев материю городов Русских!». Именно оттуда он совершал теперь свои походы, и туда стекалась дань от покоренных народов. Новгород платил Киеву серебром (300 гривен ежегодно), древляне – шкурками черной куницы, северяне и радимичи давали по одной мелкой монетке с каждой сохи. Кроме них, Олег подчинил своей власти еще и многолюдные славянские племена дулебов, белых хорватов и тиверцев, живущих на западнорусских землях. В своей кипучей деятельности новый киевский правитель затронул интересы грозного повелителя восточных степей – кагана Великой Хазарии. Между ними неоднократно вспыхивали войны за право собирать дань с северян и радимичей. Олег сказал последним: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне» и назначил им совершенно символическую сумму подати. После нескольких боевых столкновениях с хазарами Олег отвадил непрошеных гостей появляться на Поднепровьи. Теперь большинство восточных славян платили дань ему и его викингам. Вряд ли для местного населения это стало большим облегчением.

Походы на Византию. В 907 году огромная армия князя Олега отправилась походом на столицу Византийской империи город Константинополь. 2000 ладей, в каждой из которых было по 40 хорошо вооруженных воинов, вскоре приблизились к бухте Золотой Рог. Греческий император Лев Философ не смог организовать никакой обороны, лишь приказал перегородить цепью гавань, предоставив русичам разорять городские предместья. Киевский же князь нашел необычный способ подойти вплотную к Константинополю: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Перепуганные византийцы готовы были любой ценой откупиться от Олега, который в знак презрения к ним прибил свой щит на воротах Константинополя. Князь требовал от императора выдать ему по 12 гривен серебром на каждого воина, а также установил еще отдельную плату, которая должна была идти во все крупные города древней Руси. Кроме того, Олег заключил с византийским правителем очень выгодный торговый договор, открывающий купцам-русичам широкие коммерческие возможности на многочисленных рынках Царьграда.

Возвращение князя в Киев стало поистине триумфальным, подданные были поражены величиной привезенной добычи и в восхищении прозвали Олега Вещим, то есть ясновидящим или волхвом.

Умер великий князь в 912 году, как и надлежит герою, при загадочных обстоятельствах. Сохранилась легенда, что Олег якобы принял смерть от коня своего, как напророчили ему волхвы. Попытка обмануть судьбу закончилась полным провалом: князь избавился от любимого коня и когда, дождавшись его смерти, пришел взглянуть на кости, то был укушен ядовитой змеей, укрывшейся в конском черепе. Кстати данный сюжет встречается и в более позднем скандинавском эпосе, например в «Саге об Одде Стреле».

Краткая биография князя Олега.

879 год – после смерти князя Рюрика становится регентом при еще маленьком княжиче Игоре.

882 год – приплывает из Новгорода в Киев и захватывает его.

883 год – покорил древлян.

884 год – подчинил своей власти северян.

885 год – сумел взять под свою руку радимичей.

885 год – обложил данью полян, северян, древлян и радимичей.

907 год – совершает первый свой поход на Византию.

911 год – второй поход князя Олега на Византию.

912 год – князь Олег умирает.

  • Дань, учрежденная князем Олегом, называлась полюдье, ее размер был нефиксированным, а собиралась она с каждого человека один раз в год. Именно из-за того, что дань касалась всех без исключения жителей подвластных Олегу территорий, ее называли «полюдье» (т. е. по людям). Только при княгине Ольге стала вводиться подымная подать (т. е. с дыма или дома), что было намного более гуманно. По сути дань времен Олега и его преемника Игоря была ничем иным, как узаконенным грабежом, когда часто на месте решалось сколько и чего именно возьмет себе киевский князь. Кстати, Олег всегда ездил за данью лично. И делал он это совсем не потому, что не доверял собственным дружинникам (и по этому тоже), а для того, чтобы продемонстрировать подданным, что он все еще жив и находится в силе. В противном случае славянские племена могли и взбунтоваться.
  • Существует версия, что языческая знать Киева была очень недовольна принявшим христианство князем Аскольдом, а потому и пригласила с далеких северных краев Олега, который был убежденным идолопоклонником.
  • После успешного похода 907 года на Константинополь, закончившегося прибиванием щита над городскими воротами, византийский император был обязан выдать победившим его русичам 150 тонн серебра в виде контрибуции.
  • В 911 году русское посольство вновь прибыло в Константинополь для подтверждения от имени своего князя действующего межгосударственного договора. Новый документ начинался такими словами: «Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским». Как видим, вся делегация состояла из скандинавов, которые, однако, называли себя исключительно «русскими». Земляки князя Олега во время его правления составляли полноценную элиту могучего славянского государства Киевская Русь.
  • Отрывок из древнеисландской саги «Об Одде Стреле» очень близко напоминает легендарный эпизод с описанием смерти вещего Олега от укуса змеи, укрывшейся в черепе его коня.
  • «Сказав так, Хейд запела какую-то таинственную песню».

    – Вот, что это значит, Одд, – объяснила она. – Ты проживешь дольше других – целых триста лет, и объездишь много земель и морей, и всюду, куда ни приедешь, слава твоя будет расти. Путь твой лежит далеко отсюда, но умрешь ты в Берурьёде. Стоит здесь в конюшне конь серой масти с длинной гривой по имени Факси, и этот конь причинит тебе смерть.

    – Рассказывай сказки свои старым бабам! – крикнул Одд и, вскочив с места, подбежал и ударил колдунью прямо в лицо, так, что кровь полилась на пол...

    Спустя какое-то время Одд позвал с собой Асмунда, и пошли они туда, где стоял конь. Накинули они на него узду и повели коня к берегу моря, в холмы. Там вырыли они яму почти в два человеческих роста и, убив коня, бросили его туда. Потом завалили молочные братья эту яму такими большими камнями, какие только было им под силу поднять, и насыпали еще сверху много мелких камней и песку, так что над могилой коня встал высокий курган. И сказал тогда Одд:

    – Не сможет исполниться теперь предсказание колдуньи о том, что конь этот причинит мне смерть.

    Совершив все это, вернулись они домой.

    … стали они поспешно спускаться вниз по камням, и в то время как шли они по узкой тропинке, Одд ушиб обо что-то ногу и остановился.

    – Обо что это ушиб я ногу? – сказал он.

    Стал он раскапывать землю копьем, и все увидели в земле череп коня. Выползла оттуда змея, подползла к Одду и ужалила его в ногу пониже щиколотки. И от яда ее распухла у Одда вся нога и бедро.

    Увидел Одд, что случилось, и велел он своим людям нести себя вниз, на берег моря, а когда они пришли туда, Одд сказал:

    – Ну, теперь пойдите и вырубите мне каменную гробницу, а другие пусть посидят здесь со мной и вырезают руны, записывая песнь, что сложу я на память своему потомству».

    Историческая память о князе Олеге.

    Образ вещего Олега неоднократно привлекал художников и поэтов. Среди посвященных этому историческому персонажу произведений искусства можно выделить следующие:

  • драма А. Д. Львова в 5 действиях «Князь Олег Вещий»;
  • стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»;
  • поэма К. Ф. Рылеева «Думы»;
  • роман Б. Л. Васильева «Вещий Олег».
  • Вещий Олег в социальных сетях.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Вещем Олеге?

    Для анализа популярности запроса "Вещий Олег" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 4 июля 2016 г., количество запросов за месяц составило 5, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Вещий Олег" зарегистрировано в ноябре 2015 г. – 198 524 запросов за месяц.

    Правление князя Олега (кратко)

    Правление князя Олега - краткое описание

    Хронология правления князя Олега 882-912 гг.

    В 879 году после смерти Рюрика новгородским князем становится его родственник Олег (произошло это из-за малолетства Игоря, сына Рюрика). Новый князь был очень воинственным и предприимчивым. Едва он взошёл на княжеский престол, он поставил цель захватить водный путь на Грецию. Однако для этого необходимо было завоевать все славянские племена, живущие по течению Днепра.

    Так как для того чтобы достичь, поставленные цели одной дружины было не достаточно, Олег собирает войско из финских племён, а также кривичей и ильменских славян, после чего выдвигается на юг. На своём пути он подчиняет Смоленск, Любеч (там он оставляет часть воинов), а затем идёт на Киев.

    В то время в Киеве правили Аскольд и Дир, не принадлежащие к княжескому роду. Олег выманил хитростью их из города и отдал приказ их убить. После этого киевляне сдались без боя, Олег занял место великого киевского князя, а сам город провозгласил «матерью городов русских».

    Новый киевский князь проводил масштабные работы по укреплению сооружений города, которые отвечали за его оборону, а также провёл в 883-885 годах несколько удачных военных походов, расширив тем самым земли, подвластные Киеву. Кроме того, Олег подчинил радимичей, северян и древлян. В завоёванных землях он возводил крепости и города.

    Внутренняя политика времен правления князя Олега

    Внутренняя политика при Олеге сводилась к сбору дани с покорённых племён (по сути, осталась такая же, как и при других правителях). Дань была фиксированной на всей государственной территории.

    Внешняя политика времен правления князя Олега

    907 год ознаменовался для князя Олега и Руси очень удачным походом на Византию. Испугавшись огромного войска и попавшись на уловку Олега (корабли были поставлены на колёса и шли по земле), греки предложили князю киевскому огромную дань, которую он принял на условии, что Византия предоставит русским купцам льготы. Спустя пять лет Олег подписал с греками мирный договор.

    После данного похода о князе начали слагать легенды, приписывая ему сверхъестественные способности и владение магией. С того же времени в народе князя Олега начли называть Вещим.

    Умер князь в 912 году . Согласно приданию, Олег однажды спросил у волхва причину своей смерти и тот ответил ему, что князь умрёт от своего верного любимого коня. После этого Олег отдал коня в конюшню, где за ним ухаживали до смерти. Узнав о кончине коня, князь пришёл к его костям на гору попрощаться с верным другом, где он и был укушен в ногу вылезшей из конского черепа змеёй.

    Красна птица опереньем, а человек уменьем.

    Русская народная пословица

    В 882 году князь Олег вещий захватил Киев, хитростью умертвив его князей Аскольда и Дира. Сразу же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова, что отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически неприступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей.

    Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь представлял и себя путешествие через крупные русские реки. Он брал свое начало в Финском заливе Байкальского моря, которое на тот момент называлось Варяжским. Далее путь шел через реку Неву к Ладожскому озеру. Путь из варяг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильни. Оттуда он мелкими реками добирался до истоков Днепра, а оттуда уже проходил до самого Черного моря. Таким путем, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, и проходил известный до сих пор торговый путь.

    Внешняя политика вещего Олега

    Князь Олег Вещий после захвата Киева решил продолжить расширение территории государства, за счет включения в него новых территорий, которые были заселены народами, издревле плативших дань хазарам. В результате в состав Киевской Руси вошли племена:

    • радимичи
    • поляне
    • словене
    • северяне
    • кривичи
    • древляне.

    Кроме того, князь Олег Вещий навязал свое влияние и другим соседствующим племенам: дреговичам, уличам и тиверцам. В то же время к Киеву подошли угорские племена, вытесненные с территории Урала половцами. В летописях не сохранилось данных о том прошли ли эти племена с миром по Киевской Руси, либо были выбиты из нее. Но доподлинно можно сказать то, что на Руси долго мирились с их пребыванием вблизи Киева. Это место вблизи Киева и по сей день называет Угорским. Эти племена позднее перешли через реку Днепр, захватили близлежащие земли (Молдавию и Бессарабию) и отправились вглубь Европы, где обосновали государство Венгерское.

    Новый поход на Византию

    907 год ознаменуется новым поворотом внешней политики Руси. Предвкушая большую добычу, русичи отправляются войной на Византию. Таким образом, князь Олег вещий становится вторым русским князем объявившим войну Византии, после Аскольда и Дира. В состав войска Олега входило почти 2000 кораблей по 40 воинов на каждом. Берегом их сопровождала конница. Византийский император позволил русскому войску беспрепятственно грабить близлежащие окрестности Константинополя. Вход же в бухту города, носящей название Бухта Золотого Рога, был перекрыт цепями. Летописей Нестор описывает невиданную жестокость русского войска, с которой они разоряли окрестности византийской столицы. Но даже этим они не могли угрожать Константинополю. На выручку пришла хитрость Олега, который приказал оборудовать все корабли колесами . Далее по земле, при попутном ветре, на всех парусах отправиться на столицу Византии. Так и сделали. Над Византией нависла угроза поражения, и греки, осознав всю горесть нависшей над ними опасности, решили заключить мир с неприятелем. Киевский князь потребовал от проигравших оплатить по 12 (двенадцать) гривен на каждого воина, на что греки согласились. В результате 2 сентября 911 года (по данным летописей Нестора) между Киевской Русью и Византийской империей был составлен письменный мирный договор. Князь Олег добился выплаты дани русским городам Киеву и Чернигову, а также права беспошлинной торговли для русских купцов.

    Вещий Олег (т. е. знающий будущее) (умер в 912 г.), — великий древнерусский князь, что пришёл к власти сразу после легендарного Рюрика — первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий.

    В древнерусских летописях говориться, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу Вещему, так как сын Рюрика, Игорь, бал мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племен, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.

    Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. он совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве.

    В 907г. киевский князь Олег Вещий привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники — варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

    В знаменитом договоре Олега Вещего с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945) — номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий — первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил ее пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанес первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега Вещего и его дружины «неразумные хазары» безнаказанно собирали дань с соседних славянских племен. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже навязать и совершенно чуждую русскому народу идеологию-исповедуемый хазарами иудаизм.

    Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега Вещего. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило — да еще как! Только вот Олеговым престолонаследникам что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чем первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.

    Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая — прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая — знакомство Игоря со своей будущей женой — Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в 903 году. Звали будущую русскую святую Прекраса. Но Олег Вещий по какой-то неясной до конца причине переименовал ее и назвал в соответствии со своим собственным именем — Ольгой (в «Повести временных лет» она поименована еще и Вольгой). Такая смена имени скорее всего была обусловлена тем, что будущая княгиня Ольга была родной дочерью Олега Вещего и он не хотел, чтобы данный факт был предан широкой огласке. Так же известно, что Ольга — внучка Гостомысла (того самого, кто пригласил Рюрика править Русью) и родилась от его старшей дочери где-то под Изборском.

    Олег Вещий, которому Рюрик перед смертью передал на руки и поручил воспитание малолетнего наследника Игоря, был родственником («от рода ему суща») основоположника династии. Родственником можно быть и по линии жены. Таким образом, и линия новгородского старейшины Гостомысла — главного инициатора приглашения в правители Рюрика — не прерывалась.

    В таком случае вновь встает вопрос о степени родства и правах наследования власти между Гостомыслом и Олегом Вещим — одним из самых выдающихся деятелей начальной русской истории. Если Ольга — Гостомыслова внучка от его старшей дочери, то неизбежно выходит: муж этой дочери и есть Вещий Олег, чья фигура сравнима с любым из князей Рюриковичей. Отсюда и его законные права на княжение. Именно данный факт старательно изымался из летописей последующими цензорами, дабы у новгородцев не возник соблазн заявить о своих правах на приоритет в верховной власти.

    Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев — Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом. Князю Олегу Вещему мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние — утверждение грамотности на Руси, реформа письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся и по сей день.

    Само создание славянской письменности совпало с появлением на Ладоге и в Новгороде Рюрика с братьями. Разница же — не во времени, а в пространстве: русские варяги объявились на северо-западе, а византийски грек Кирилл (в миру Константин) начал свою миссионерскую деятельность на юге. Ориентировочно в 860-861 годах он отправился проповедовать в Хазарский каганат, под властью которого в то время находилось большинство русских племен, а по окончании миссии удалился в малоазийский монастырь, где и разработал славянскую азбуку. Произошло это, скорее всего, в том же самом 862 году, когда в русской летописи зафиксировано пресловутое призвание князей. 862 год не может подвергаться сомнению, ибо именно тогда Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, уже имея на руках разработанную азбуку.

    В дальнейшем славянская письменность распространилась на Болгарию, Сербию и Русь. На это ушло почти четверть века. Какими путями и темпами это происходило на Руси — остается только догадываться. Но для повсеместного утверждения новой письменности одного «самотека», разумеется, было недостаточно. Требовалось государственное решение и воля авторитетного правителя. По счастью, такой правитель на Руси к тому времени уже был, и воли ему было не занимать. А потому отдадим должное князю Олегу Вещему за его воистину вещее решение.

    Суровый и непреклонный волхв, облеченный властью, он, надо полагать, весьма нетерпимо относился к христианским миссионерам. Олег Вещий взял у них азбуку, но не принял учения. Как вообще относились в те времена к христианским проповедникам славяне-язычники, хорошо известно из западноевропейских хроник. Балтийские славяне до обращения их в христианство расправлялись с католическими миссионерами жесточайшим способом. Не приходится сомневаться, что борьба не на жизнь, а на смерть происходила и на территории Руси. Возможно, не последнюю роль играл в этом и князь-жрец Олег.

    После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом Вещим в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное».

    Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской — Вещим Олегом: одиннадцать веков назад князь-язычник и воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозно-идеологической ограниченностью во имя культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных священных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.

    ТЕРМИНЫ

    Антинорманнская теория (М.Ломоносов,Б.А.Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.

    Бортничество - сбор дикого мёда.

    Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веке, Русского государства в 15- середине 16 в.

    Вече – народное собрание на Руси в 10-14 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими государствами.

    Византия – государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате её распада. Существовало до 15 в.Столица- Константинополь, на Руси именовался Царьградом. В 1453 захвачена Византия Османской империей, столица переименована в Стамбул.

    Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать, (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

    Древняя Русь - первое название государства в 11-13 вв.

    Дружина –вооружённые отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

    Дым - единица налогообложения с двора.

    Закупы - крестьяне, бравшие у землевладельцев ссуду («купу»), скотом, зерном, орудиями труда и вынужденные отрабатывать долг.

    Князь – сначала это был вождь племени, глава дружины. С развитием феодального общества - глава княжества. Старший назывался великим, остальные - удельными.

    Летописи - исторические хроники в 11-18 вв. Запись событий по годам.

    Оброк - ежегодный сбор дани – денег, продуктов, ремесленных изделий - с крестьян.

    Вервь- мир - община.

    Переложное земледелие - способ обработки земли, при котором вырубались и сжигались кустарники, удобрение использовалось в течение 5-7 лет.

    Подсечно- огневое земледелие - выкорчёвывались леса, сжигались. Такого удобрения хватало до 15-3-20 лет.

    Полюдье – объезд князем с дружиной всех своих земель для сбора дани.

    Путь «из варяг в греки» - водный путь, связывающий Северную Русь с Югом. Шёл от Варяжского(Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Чёрного моря, затем вдоль морского побережья до Византии.

    Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно- общинного строя к феодальному. В 8-11 вв. происходил на Руси процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытно-общинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).

    Рядовичи - смерды(крестьяне), заключавшие с землевладельцами договор(ряд) об условиях работы на него или пользования его землёй или орудиями труда.

    Смерды - свободные крестьяне- общинники, имевшие своё хозяйство и пашню.

    Удел - доля члена княжеского рода в родовом владении.

    Феодализм - ступень развития человечества, пришедшая на смену первобытно- общинному строю. При феодализме земля принадлежит феодалам- крупным землевладельцам («феод»- земля), передававшим права по наследству.Крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.

    Феодальная рента – плата за пользование землёй феодалов в виде отработки(барщина), натурального продуктового оброка или денежного оброка.

    Хазары - кочевники, тюрко-язычный народ. Государство- Хазарский каганат, столица- Итиль. Победил их окончательно Святослав в 965 г.

    Холопы - феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Источники формирования этого сословия: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой и др.

    Центристская теория - государство Русь было образовано в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов(А.Л.Юрганов, Л.А.Ковца и большинство современных историков).

    Челядь – в 9-12 вв.- рабы, позже - широкий круг феодально-зависимых людей.