Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Расстановка икон в домашнем иконостасе. Как правильно расставлять иконы в доме

Человек, мало разбирающийся в тонкостях религии, вряд ли увидит различия во внутреннем убранстве современных старообрядческого и новообрядческого храмов. Зато убранство домашней старообрядческой моленной разительным образом отличается от того, что можно увидеть в красном углу прихожанина Московской Патриархии.

Как правильно подметил однажды новообрядный миссионер о. Андрей Кураев , домашние иконостасы чад господствующего исповедания перестали быть Христоцентричными. В них почти нельзя встретить икону Христа, зато почетное место занимают внушительных размеров иконы Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Иоанна Кронштадского и иных почитаемых старцев.

Особенности расположения домашнего иконостаса у старообрядцев

Староверие даже во всех своих народных проявлениях всегда оставалось Христоцентричным. В центре православного, старообрядческого иконостаса всегда находится икона Спасителя либо крест с распятием. Расположение прочих икон в домашнем иконостасе, как правило, произвольное, поскольку в домашних условиях не всегда есть возможность собрать полный церковный иконостас.


Впрочем, большинство христиан соблюдают правило расположения икон по их статусу. Рядом с центральной иконой Христа обычно располагают иконы Пресвятыя Богородицы, Св. пророка и Предотечи Господня Иоанна, затем идут святители, преподобные и т. д.

Что следует знать, приобретая икону либо заказывая иконописцу

Сегодня не сложно заказать или приобрести иконы канонического письма. Конечно, стоят они недешево, но надо помнить, что такое священное изображение приобретается на всю жизнь и будет передано потомкам. Заказывая иконы новообрядческим иконописцам, не следует забывать, что даже лучшие из них, умеющие писать в необходимой канонической манере, крайне невнимательны к частностям и часто допускают досадные ошибки в перстоложении, символике деталей, одежде и облачениях и т. п. Особенно следует быть внимательным к надписям. Нередко доводится видеть работы современных новообрядческих иконописцев, включая «точные» списки с древних икон с надписаниями «Иисус» (надо - «Исус»), «Давид» (надо - «Давыд»), «Николай» (надо - «Никола»), которых, разумеется, не было на оригиналах.

Старообрядческое и новообрядческое письмо (слева и справа, соответственно)

Если средства пока не позволяют заказать или купить писаную икону, то лучшим выходом из положения станет приобретение медных, литых икон. Тем более, что выбор литья сегодня очень богат, а самые дорогие и качественные литые иконы дешевле самых дешевых писаных. Существует также рынок старинных икон. Однако цены на них ограничивают их использование в домашних моленных.


Как лучше разместить иконы дома

Что касается самого домашнего размещения икон, то они ставятся на специально для этого сделанные полки, реже - «тябла» (карнизы с вырезами для основания икон). Обычай вешать иконы «на гвоздик» считается не вполне благочестивым инославным веянием. В конце XIX века большое распространение получили так называемые «уголки», шкафы с тремя иконами: Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого (пророка и предотечи Иоанна, святителя Николы и пр.), располагающиеся одна над другой.

Варианты шкафов для икон (киотов)

Несмотря на изящный внешний вид таких уголков, их устройство нельзя назвать удовлетворительными для использования в домашней моленной. Перед таким уголком неудобно возжигать свечи и нет никакой возможности добавить новые иконы.

С незапамятных времен иконостас домашний угловой стал неотъемлемой частью в любом русском доме.

Если в избе не было икон, то таких людей считали нехристами и держались от них подальше.

Прошло много веков и на сегодняшний день традиция иметь свой «красный угол» еще остается актуальной.

История красного угла

Словосочетание «красный угол» либо «Божье место» слышал каждый человек. Однако не все знают, почему это место получило такое название и как правильно оно располагалось. Зачастую можно услышать ответ, что это правый угол от двери. Но это не всегда так.

Этнографы утверждают, что в прошлые времена «Божье место» находилось по диагонали от печи. И так сделано неспроста. Слово красный ассоциировалось с весной, летом и теплотой, поэтому иконы старались располагать больше с южной или восточной стороны.

Север и запад для древних славян был сравним со смертью, злыми духами и лютой зиме. Немного позднее эти стереотипы разошлись, и люди начали просто делать уютные уголки с многочисленными иконами.

Где и как сделать домашний иконостас

По церковным традициям, иконостас ставится с восточной стороны, поэтому сначала в квартире или доме надо найти угол именно смотрящий на восток. Если нет возможности задействовать нужный угол, то необходимо найти приближенный к нему.

Так как не всем удается придерживаться этих условий, их сделали необязательными. Обычно иконостас располагают в большой просторной комнате, чтобы там могло поместиться не менее 2 человек. Нельзя, чтобы рядом стоял телевизор либо компьютер.

Как расположить иконы

Стандартный иконостас, должен состоять из 5 рядов и иконы должны располагаться в определенном порядке:

  1. Во главе над всеми иконами необходимо поставить крест.
  2. По центру располагается икона Иисуса Христа. Немного ниже ставятся лики Святой Троицы.
  3. Справа от иконы Христа ставится Божья Матерь. И только тогда можно ставить по желанию других святых.

Лучше всего, когда красный угол состоит из схожих по стилистике икон. Но это выполнить сложно, потому что обычно иконы либо даренные, либо не нашлось нужного оформления. Но это не играет большой роли, самое главное создавать святое место с верой и любовью в сердце.

Делаем своими руками

Как только найден правильный угол, и все требования соблюдены можно начинать устанавливать иконостас. Сделать самостоятельно в домашних условиях иконостас совсем не сложно и для этого не требуется особенного мастерства или умения.

Что требуется для изготовления трехуровневого шкафчика:

  1. В качестве основы могут выступать различного рода материалы: ПВХ панели, фанера, дерево.
  2. Также важно сделать правильный эскиз будущего изделия. Здесь уже все зависит от вашей фантазии.
  3. Для углового иконостаса необходимо из панелей вырезать 3 полки треугольной формы, и соединить их между собой на удобном для вас расстоянии.
  4. Стоит не забыть сделать достаточное расстояние между уровнями полок. Это важно, чтобы горящие свечи не нагревали полку и не возгорали ее.
  5. Чтобы повесить иконостас на стену, рекомендации не нужны. Важно помнить, что образы святых должны находиться прямо перед глазами.
  6. Если иконы располагаются на подвесных полках, то можно снизу поставить небольшой журнальный столик для свечей, книг и лампадок.

Также там можно расположить святую воду и писания.

Подставка для святых образов из фанеры

Параметры полки и дизайн может быть различный. Важно, чтобы там помещались необходимые для вас иконы. Данная полка из фанеры будет выполняться параметрами 30х35х4 см. Что для этого понадобится:

  1. Доска из сосны размерами толщиной 1,5-2,0 см, шириной 15 см.
  2. Приготовленный склеенный щит для формирования дна шкафчика толщиной 1,5 см, шириной 21 см.
  3. Небольшие куски и фанеры из березы для создания эскизов.
  4. Наждачка.
  5. Саморезы.
  6. Лобзик, лучше всего, если он будет электрический.
  7. Дрель и сверла.
  8. Фрезерный стол.
  9. Токарный станок.
  10. Карандаш и метровая линейка.

Для начала рисуем и готовим будущие шаблоны из ДВП. Это делается просто:

  • Делаем рисунок на ДВП в натуральный объем и с помощью лобзика выпиливаем их.
  • Далее шкуркой шлифуем ее до нужных нам параметров.
  • Разграничиваем на шаблонах места для саморезов.
  • Берем приготовленные заготовки, переносим их на фанеру и вырезаем их при помощи лобзика и обтачиваем неровности.
  • По итогу должно получиться: бортик, боковина и дно.
  • Теперь карандашом помечаем отверстия. На днище их должно быть 2, в борте 3, в боковине 4. Отмеченные места высверливаем и получаем отверстия для соединения шаблона к заготовке.

Последним этапом является присоединение шаблона к заготовке на саморезы.

Бортики и боковины точно также спиливаются, и отмечаются 6 отверстий: 2 на дне, 2 для борта, 2 для боковины.

Теперь при помощи станка делаем 2 идентичные детали.

Следующее действие заключается в вытачивании круглых балок размером 1,5 см и распиливаем ее на 6 частей длиной 1,5 см. И в центре каждого из них проделываем отверстия.

Делаем каждый цилиндр гладким при помощи наждачки.

Сначала скручиваем дно по точкам с использованием саморезов длиной 41мм.

Если рассчитано все верно, то донышки и бока будут точно посередине торцов.

Затем все бортики прикрепляются к дну с 3 сделанными цилиндриками. С нижней стороны ставятся саморезы и на них нанизываются цилиндры и вкручиваются прямо в бортик.

Когда шкафчик будет готов, на него наносим слой олифы либо лака, чтобы сохранить его прочность и красоту. Теперь можно вешать готовый иконостас на стену. Такой шкафчик будет уместен к каждой квартире.

Варианты самодельных полочек под иконы

Помимо такой полки для икон можно сделать много других, по другим эскизам:

Иконостас – это душевное место, где можно поблагодарить Бога за все, что мы имеем, и просто помолиться о здоровье и прощении близких нам людей. Самое главное, чтобы «красный угол» не превращался в предмет интерьера. Его нужно делать и устанавливать исключительно с верой и любовью в сердце.

Как сделать иконостас своими руками, смотрите в следующем видео:

1:502 1:512

Во все исторические времена вера христианскому народу была необходима как воздух. С нею православные переживали лихие времена и болезни.

1:776 1:786

Она помогала выжить в голод и выстоять на поле боя. С верой и надеждой веками люди шли в божьи храмы за помощью, защитой и благословением.

1:1042 1:1052

Какие иконы следует иметь в доме

1:1129

Посещать богослужение по воскресным дням и в святые праздники повелось на Руси с седой древности. Храмовая роспись на библейские темы и богатый иконостас создавали неповторимую ауру святости в великих соборах и маленьких церквушках.

1:1577

1:9

1:354

Христианские традиции через призму современности

1:474

Современные реалии таковы, что не каждый сознательный человек может без труда соблюдать сложившиеся веками традиции христианства. Многочасовое присутствие в храмах на молебнах, участие в крестном ходе не вписывается в мелькающую событиями насыщенную жизнь. У верующего человека совсем не остается времени, чтобы остановиться, задуматься и осознать происходящее.

1:1150 1:1160

Порой от переутомления возникает острая нужда открыться, излить душу. Законы бизнеса не рекомендуют прибегать к этому. Но измученное эго ищет выхода и помощи. Оно как птица в узкой клетке нуждается в заботе и руководстве. Обращение к истокам истинной веры помогает восстанавливать утраченные силы, принимать правильные решения, как в бизнесе, так и в семейной жизни.

1:1836

1:9

Нужны ли иконы в доме?

1:66

Быть под неусыпной постоянной защитой Всевышнего, руководствоваться наставлениями святых возможно благодаря иконам, правильно размещенным в собственном жилище человека. Но не стоит ошибочно полагать, что чем больше изображений святых ликов в доме, тем лучше для хозяев.

1:582 1:592

Размер и количество в таком вопросе не играют никакой роли. Неразумное использование большого числа икон, картин соответствующей тематики и церковных настенных календарей может подчас оказать противоположное неблагоприятное воздействие на окружающих.

1:1066 1:1076

Тем не менее, в каждом доме должны использоваться необходимые иконы. Для истинно верующего человека икона ‒ это воплощение святых в материальных образах. Творение иконописи разительно отличается от портретных изображений.

1:1499

1:9

В них запечатлена святость, чистота и целомудренность в каждом мазке и в каждой линии. Иконы в доме используются для уединенных молитв и покаяний. Во многих семьях, хранящих традиции истинного христианства, святые образы заботливо передаются от отцов детям. Светлые лики способны объединять разные поколения. Смягчать сердца озлобленных, возрождать великодушных.

1:690 1:700

2:1205 2:1215

Чего следует избегать, размещая иконы

2:1303

Все чаще в современном мире место святынь в доме занимают телевизор и компьютер. В последние годы резко падает значимость духовности и семейных традиций. И все-таки, у молодых не редко возникают вопросы о ценности домашней молитвы, о значимости святых ликов, о том, как правильно развесить иконы в доме.

2:1867 2:9

Священнослужителями рекомендуется размещать иконы на восточной стороне дома в «красном углу». Перед иконостасом должно находиться большое свободное пространство, дабы облегчить доступ к святыне. Устанавливают иконы на иконостасе в соответствии с церковной иерархией на отдельной полочке. Украшают молебное место живыми цветами, вышитыми полотенцами и салфетками ажурного плетения. Во время ежегодного церковного праздника «Вербное воскресенье» подкладываются веточки освященной вербы.

2:947 2:957

Во избежание неприятностей нельзя рядом располагать атрибуты современного алчущего мира: телевизор, игровые приставки, музыкальный центр, компьютер. Запрещается класть на полку с иконами телефоны, деньги и ключи от дома. На стенах, прилегающих к «переднему углу» не развешивают плакаты с изображениями кумиров спорта и шоу-бизнеса, календари с фотографиями моделей и политиков.

2:1674

2:9

Размещение идолов жестокой реальности на одном уровне со святыми иконами не останется не замеченным. Не допускается формирование домашнего иконостаса на книжных полках. Не редко содержание выставленных книг резко противоречит многовековой христианской идее любви и милосердия. Не следует смешивать атрибуты ритуального толка с такими предметами интерьера как настенные гобелены, граффити, скульптуры.

2:760 2:770

Изображения каких святых обязательно следует иметь в доме

2:895

Для любой православной семьи главная икона в доме ‒ это изображение Иисуса Христа. Для домашнего обращения достаточно установить поясное изображение Спасителя. Важной особенностью такой иконописи является воссоздание образа благословляющей руки Господа. На многих иконах Иисус предстает как Вершитель человеческих судеб. Поэтому образу Господа Вседержителя отводится одно из главных мест в любом иконостасе ‒ справа.

2:1689

2:9

Икону Богородицы принято размещать с лева от главного образа. Особенностью иконографии данной тематики является соприкосновение светлых ликов Богородицы и младенца Иисуса. Одухотворенный рисунок Богоматери, наполнен бесконечной любовью, символизирует непрерывную связь между небом и землей, вызывает чувство внутреннего трепетного благоговенья. Среди икон типа «Умиленья» наиболее известна Владимирская икона Божьей Матери. На иконах, написанных по типу «Одигитрия» («Путиводительница»), жестом свободной правой руки родительница указывает на Спасителя. Самыми почитаемыми среди таких изображений является Казанская икона Божьей Матери.

2:1237 2:1247

Икона Святой Троицы (Отца и Сына и Святого Духа) вершит главную часть «красного угла». Это изображение служит самым известным символом нерушимого единства. Отражая высочайшую степень благочестия, этот тройственный образ заслужил бесконечную любовь и почитание в православии.

2:1770

2:9

При наличии достаточной «полезной площади» можно организовать домашний алтарь в 2 уровня. Соблюдая церковную иерархию, ниже часто ставят изображение святого пророка Илии, первоверховных апостолов Петра и Павла, архангелов Гавриила и Михаила. Образ Николая Угодника обязательно дополняет каждый православный иконостас. Среди простого люда святитель Николай почитался как чудотворец.

2:739 2:749

Правильно составленный семейный иконостас следует установить в переднем углу столовой или на лобном месте в зале. Ежедневное вознесение благодарности за предоставленную пищу и кров во время семейных обедов и ужинов будет служить возрождению христианских традиций и духовных ценностей. Непосредственно на кухне есть смысл поместить широко известное изображение «Тайного вечере». Свободный доступ к лику Наставника и Покровителя будет способствовать формированию у молодых потребности в личном общении.

2:1709 2:9

Лик святой для каждого

2:68

Говорят, когда в семье много детей ‒ это благословение Божье. Для юных отроков разного пола предназначены святые иконы отдельного содержания.

2:336

На счастье девочкам

В комнате у девочки непременно должно быть изображение Ксении Петербуржской. На нее возлагают свои чаянья и надежды в определении лучшей доли. В свое время, она приходит на помощь отчаявшимся девушкам и женщинам. Помогает им благополучно выйти замуж.

2:857 2:867

Последнее время на Руси возрождается крестьянская традиция ежегодно отмечать день влюбленных ‒ праздник Петра и Февроньи. Икона влюбленных является надежной покровительницей законного брака и теплых семейных отношений. Их нерушимый союз выступает примером вечных ценностей ‒ взаимной любви и уважения, великой мудрости и терпения.

2:1489 2:1499

Количество поклоняющихся святой блаженной Матроне Московской растет с каждым годом. Для страждущих она является мудрейшей хранительницей основных священных ценностей и милостивой покровительницей многочисленных одиноких сердец. Тем, кто обращается к ней с глубокой верою и чистыми помыслами, помогает сформировать крепкую семью и награждает отчаявшихся долгожданным счастьем материнства.

2:735 2:745

Мальчикам для благоразумия

В комнате мальчиков обычно находится икона известного святого великомученика Георгия Победоносца, который считается покровителем воинства. Она выступает своеобразным щитом, как для дома, так и для его жителей. Ее аура незаменима для ребят, готовящихся к службе в армии. Этот образ преподносят в дар малышу во время совершения таинства крещения.

2:1472 2:1722

С целью наставления ребятам часто вручают изображение святого Андрея Первозванного. Он является общепризнанным покровителем земли русской. Обращение к нему способствует повышению тяги к знаниям, прививает любовь к труду, воспитывает чувство уважения к старшим поколениям.

2:509 2:519

Икона с ликом благоверного князя Александра Невского одинаково покровительствует как генералам, так и рядовым. Укрепляет силу духа, способствует физическому развитию и повышению самооценки. Служит убедительной исторической личностью для современного подражания.

2:1013 2:1023

Свято место пустым быть не должно

2:1102

Для простоты и доступности обращения к образам их можно установить на отдельной полочке в переднем углу детской комнаты или разместить на свободной стене в соответствии с описанными ранее рекомендациями.

2:1486 2:1496

В изголовье кровати принято ставить образ Ангела-Хранителя ребенка. Надежный покровитель и защитник дается при рождении каждому человеку. К нему обращаются в момент грозящей опасности и в периоды сомнений. Не редко в помещении устанавливают именные детские иконы на специальных подставках.

2:2049

2:9

Они предназначаются для каждого сорванца персонально, так как соответствуют имени владельца. Взрослые надеются, что такие защитники и покровители помогут в правильном воспитании подрастающего поколения, оградят от многих бед и несчастий.

2:456 2:466

Отрада для болезненных и немощных

2:546

Часто в больших семьях для постаревших родителей отводят отдельную комнату. Там мудрые старики, прожившие долгую, подчас трудную жизнь, устраивают свои, близкие и дорогие им вещи. На первом месте среди них всегда благочестивые и не редко старинные иконы.

2:1023 2:1033

Подтверждая верность христианским традициям своими действиями и помыслами, отцы вершили судьбы детей и внуков сообразно с требованиями веры. Но теперь пришло время подарить родителям канонизированное изображение святого великомученика и мирского целителя Пантелеймона.

2:1547 2:9

Христианский святой врачеватель безмездный не оставляет без должного внимания просьб людских об исцелении. Лечит не только телесные хвори, но и возрождает душу. С незапамятных времен является известным покровителем всех истинных врачей и страждущих больных. Установить икону с ликом святого можно в восточном углу комнаты, окружив соответствующими церковными атрибутами.

2:702 2:712

Где можно приобретать истинные иконы

2:798

Чтобы не ошибиться, приобретая столь необходимые для дома предметы, покупки нужно совершать в церковных лавках при храмах, на часто устраиваемых православных выставках-ярмарках. В таких местах имеется широчайший выбор соответствующей продукции.

2:1263 2:1273

Богатое церковное убранство помещений располагает к спокойствию и умиротворению. В оформлении святых образов наиболее часто используется цветное тиснение. Для создания статусного атрибута, входящего в большой иконостас, применяют дорогое тиснение золотом. Тут же можно купить киоты ‒ специальные ящички со стеклом для бережного хранения и использования иконы.

2:1947

2:63

В атрибутных лавках специалисты, хорошо знающие православие, охотно дадут подробную консультацию. Они помогут сделать оправданный выбор в соответствии с жизненной ситуацией. При покупке иконы необходимо проверить наличие специального клейма, говорящего о том, что данная икона получила освещение. Стоит обратить внимание на то, прилагается ли в комплекте текст возносимой молитвы. Это очень удобно для домашнего использования.

2:863 2:873

Легко общаться с Богом, имея в доме необходимые иконы, размещенные в соответствие с христианскими устоями. Вознося ежедневно благодарности Всевышнему, каждый верующий человек вправе рассчитывать на любовь, заботу и наставления на путь истинный.

Икона.

Мы поклоняемся Иконам и благоговеем перед ними (так же как перед Крестом и Евангелием), веруя, что поклонение, оказанное этим символам, становится реальным, то есть передается действительным лицам, изображенным на Иконах.
Мы поклоняемся Создателю, но не создаваемому. Созданное мы лишь используем для того, чтобы почитать Создателя. Как говорится в Ветхом Завете, идолопоклонники верили, что их боги живут внутри идолов или сами являются идолами и поэтому в идолах заключена сила. У нас нет такой веры относительно красок, древесины и других материалов, употребляемых при создании Икон, Креста или книг Евангелия; сами по себе они не имеют никакой силы, они безжизненны.
Иконы пишутся в особом иконописном стиле, потому что их авторы хотят передать природу личности, которая была преображена милостью Божией. Именно поэтому иконы несколько формализованы и стилизованы. Несущественные мирские детали, такие как морщины или родинки, на иконных ликах не изображаются. Иконы стараются показать силу Божию, когда Он становится видимым нам, либо изображают небесные силы и святых, отражающих величие Господа. Символизм Икон служит для того, чтобы выразить новое творение, преображенный мир; как говорит Святой Апостол Павел: «…все (мы) изменимся…» (1Кор. 15,51).

Икона.
Цикл православных фильмов «Человек перед Богом.

Как устроить домашний иконостас

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13 ) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2:8 ).

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4:36 ).

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11:1 ).

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27 ).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1Пар. 16:29 ) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии : не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6:3 ) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… (Лев. 20:26 )

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Иконостас в Храме.

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Храм – это дом молитвы и место совершения таинств. Дом – это семейный очаг, но в доме верующего должна звучать молитва, ведь дом православного христианина – это малая Церковь. Молимся мы перед иконами, так как это средство общения человека с Богом или святыми, но при этом надо помнить, что молимся мыБогу, святому, который изображен на иконе, но не самой иконе. Иконы в доме должны быть обязательно. Раньше в каждой семье, в каждом доме или квартире,была полочка с семейными иконами, причем располагалась она на самом видном и светлом месте – передний (красный, святой) угол, божница, киот или кивот.

Где должны быть иконы? Как их расположить?

Все дома раньше, как и храмы, были очень строго ориентированы на местности по сторонам света. Божница устанавливалась в дальнем углу дома, с восточной стороны, между боковой и фасадной стенами, причем по диагонали от печи. Две стены, которые образовывали этот угол, были с окнами. Именно поэтому красный угол был самым освященным. Иконы ставили в киот (открытый шкафчик или полочка с лампадкой).

В наше времястроители не задумываются о том, что кто-то захочет поставить святой угол в квартире, поэтому всех правил выполнить не всегда получается. Современная церковь не слишком требовательнак установке божницы. Но надо постараться соблюсти хотя бы самое малое количество правил при установке домашнего иконостаса.

Правила расположения икон в иконостасе и самого иконостаса в доме:

1) постараться выбрать восточную стену, если же не получается, то выбрать самое доступное место в доме, где никто не будет мешать молиться;

2) в православной семье должны быть обязательно две иконы – Спасителя и Божией матери;

3) икона Спасителя должна быть центральной, остальные иконы должны быть меньше её по размеру;

4) местночтимые иконы не должны находиться над иконами Троицы, Богоматери, Спасителя;

5) если смотреть на иконостас, то икона Спасителя должна быть справа от смотрящего, а Богоматери – слева;

6) слева от иконы Спасителя располагают икону Божией Матери с Младенцем;

7) над главными иконами можно расположить икону Распятия или Троицы;

8) над образами Спаса и Богородицы иконы святых не размещают;

9) у большинства православных семей имеется иконы святого Николая и епископа Мир Ликийских (Николы Угодника);

10) их русских святых очень частов семейном иконостасе можно увидеть иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского;

11) более распространённые иконы мучеников – иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона;

12) желательно иметь в доме иконы тех святых, чьими именами названые члены семьи;

13) для полноты иконостаса хорошо бы иметь образы святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников;

14) иконостас надо увенчать крестом;

15) на время молитвы зажигают лампадку, во время праздников и в праздники можно оставить её гореть весь день;

16) в комнате, в которой обедает семья, надо иметь икону Спасителя, чтобы молиться перед и после обеда;

17) иконы надо стараться ставить подальше от телевизора, магнитофона и другой бытовой техники;

18) если человек работает дома, то икону можно поставить и рядом с компьютером.

Помните, что:

1) иконаИоанна Сочавского Чудотворцадля молитвы об оказаниипомощи в торговле и бизнесе);

2) икона Иоанна Воина убережетот воровства;

3) икона "Неопалимая Купина"сохранит от пожара;

4) икона Святителя Николая Чудотворца предназначена для просьбы о сохранении в дороге;

5) икона Киприана и Иустинии - от зависти и действий конкурентов.

Чем можно украсить иконостас дома?

Цветами, спокойными пейзажами. Но только не плакатами, статуэтками, агрессивными или просто светскими картинами и т.д.