Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Субъект и объект процесса исследования систем управления. Инструменты выбора и обоснование стратегии

Управление бывает успешным лишь тогда, когда обеспечено его постоянное и непрерывное развитие, когда вводятся изменения, обеспечивающие не только жизнестойкость организации, но и накопление потенциала инноваций. Развитию такого процесса помогает исследование систем управления. В результате такого исследования разрабатываются и предлагаются наиболее эффективные варианты построения систем управления.

Если опираться только на опыт, здравый смысл и интуицию, то невозможно принимать правильные решения. Для правильного управления и принятия решений существует необходимость исследовать ситуации, условия, проблемы и факторы эффективности деятельности управляемой организации, нужен обоснованный выбор решений из всего возможного количества вариантов.

Поэтому комплексное исследование систем управления помогает определить правильное направление развития организации. В постоянном развитии находится каждая организация, этот процесс состоит из решения множества проблем, которые идут следом одна за другой, возможно возникают вместе. Это иногда происходит неожиданно, острые моменты часто не оставляют времени на обдумывание ситуаций. Если решения будут приниматься несвоевременно, то для организации это может обернуться кризисом.

Поэтому необходимо исследование систем управления, которое помогает осуществлять управление с высоким качеством Сущность такого исследования состоит в том, чтобы распознать проблемы и проблемные ситуации, а затем определить их место в общей системе накопленных знаний. Затем нужно выявить содержание, свойства и закономерности поведения и их развитие.

После такого анализа исследование систем управления находит пути, возможности и средства для того, чтобы использовать уже новые знания об в практике разрешения возникающих проблем. Каждое исследование имеет цель, организацию и методологию его проведения, полученные результаты, которые должны иметь возможность их практической реализации.

Исследование систем управления нельзя проводить отдельно от Поэтому наряду с самой системой управления также объектом выступает и управляемая система (корпорация, ассоциация, фирма, предприятие и другие). Основополагающим элементом в процессе исследования является человек, так как именно его деятельность определяет существование и дальнейшее развитие этой системы.

Наиболее полным является предметное и параметрическое исследование систем управления, так как оно рассматривает все возможные объекты и их взаимодействие. Предметы и параметры систем управления становятся для исследователя аспектом проявления сущности этой системы управления. Обычно это бывают тенденции и проблемы, возникающие в процессе деятельности предприятия.

Проблемами обычно бывает некоторые реальные противоречия, которые требуют своего разрешения. Это могут быть проблемы в самой организации управления, механизмах мотивации, профессионализме персонала, использовании компьютерных технологий и так далее. Как правило, в результате проведенных исследований возникают практические результаты. Это могут быть рекомендации по необходимому изменению некоторых сторон функционирования системы управления, по повышению качества и совершенствованию практической деятельности всего персонала и менеджера.

Рекомендации могут быть экономического, социально-психологического, организационного содержания. Могут относиться к разным областям: мотивация управления, информационному обеспечению, изменению условий деятельности, качеству деятельности, конкурентоспособности, основным тенденциям развития и дополнительным факторам развития.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД

Параметрический метод основывается на количественном и качественном описании исследуе­мых свойств СУ (объекта исследования) и установлении взаимосвя­зей между параметрами как внутри управляющей и управляемой подсистем, так и между ними. Это позволяет с помощью заранее избранной номенклатуры параметров на базе фактических данных количественно оценить исследуемый объект. Зависимости между параметрами могут быть как функциональными, так и корреляционными.

Каждая СУ обладает рядом специфических свойств, позволяю­щих отличить ее от любых других. Свойство СУ - объективная осо­бенность системы, проявляющаяся при ее создании и функциони­ровании.

Свойства будущей СУ формируются и учитываются при состав­лении задания на проектирование и непосредственно при самом проектировании. При создании новой системы эти свойства реализуются и конкретизируются. В процессе эксплуатации происходит проявление и поддержание свойств СУ. Чем сложнее СУ, тем более сложным комплексом свойств она обладает, тем сложнее формы их проявления.

Свойства могут быть простыми и сложными. Простое свойство это, например, численность управленческого персонала, срок служ­бы технических средств управления и др. Примером сложного свойства может служить производительность труда управ­ленцев, которая включает объем выполняемых функций и числен­ность персонала.

Любое свойство системы можно охарактеризовать словесно, чис­ленно, графически, в виде таблицы, функции, т.е. с помощью его при­знаков.

Признак - отличительная черта, характерная для какой-либо совокупности объектов. Примером качественных признаков могут служить тип ОСУ, метод управления, метод оценки СУ, способ рас­чета численности персонала и т.п. Существенным значением среди качественных признаков обладают альтернативные признаки, которые имеют только два взаимоисключающих варианта, например, наличие или отсутствие ошибок в работе персонала. Помимо качественных альтернативных признаков свойств СУ могут быть признаки многовариантные.

Для объективной оценки любой системы необходи­мо количественно охарактеризовать ее свойства. Количественную характеристику свойств объ­екта исследования дают параметры. Частным случаем параметра СУ является показатель - количе­ственная характеристика существенных свойств системы, значимых для ее существования и функционирования. Следовательно, параметр системы сле­дует воспринимать как более широкое понятие, так как он может характеризовать любые свойства системы или ее компонентов.

Качественные признаки также могут влиять на вид функцио­нальной зависимости показателей СУ от ее параметров. Например, используемый метод распределения функций управления в подразделении, являющийся качественным призна­ком, оказывает существенное воздействие на зависимость уровня качества выполняемых функций персонала от имеющегося в нали­чии профессионального состава (экономистов, маркетологов, ин­женеров и т.п.) - структурного параметра СУ. Кроме структурных существуют геометрические и другие параметры.

В параметрическом методе параметры выступают одной из важ­нейших базовых характеристик как элементов СУ, так и в целом всей системы. Они отражают взаимосвязи элементов, состояния и тенденции их развития.

Разделы параметрического исследования:

  1. Общие характеристики системы, характеризующие целенаправленность, надежность, адаптивность, самоуправляемость, системность.
  2. Параметры структуры: количество уровней, количество компонентов по уровням, структура численности, мощностей, фондов, финансового портфеля, парка оборудования и т.д., портфеля продукции и т.д., организационная структура, количество основных связей, интенсивность связей, степень непрерывности.
  3. Параметры процессов: продолжительность (длительность цикла и его фаз), интенсивность, скорость, результативность, эффективность.
  4. Параметры среды и положение организации в среде: объемы рынка и доля предприятия на рынке, размеры кредиторской и дебиторской задолженности, степень приверженности потребителей продукции предприятия.
  5. Параметры материальной базы: величина производственных мощностей, в т.ч. по отдельным видам оборудования и технологическим переходам, конкретные параметры оборудования (ремонтная сложность, ремонтопригодность), фондовооруженность, энерговооруженность, размер производственных запасов.
  6. Параметры персонала: общая численность, в т. ч. по подразделениям, численность по переходам, численность по потокам, численность по профессиональным и квалификационным группам, численность по образовательному уровню, по демографическим признакам.
  7. Параметры продукта: объем выпускаемого продукта в натуральном выражении по отдельным видам, номенклатурным или ассортиментным группам, параметры качества продукта: себестоимость продукта, цена, объем производства в стоимостном выражении.
  8. Параметры экономической эффективности: производительность (многозначно: по валовой, чистой, реализованной и т.д.), рентабельность (продаж, капитала, издержек и т. д.), фондоотдача.

Качественные и количественные признаки СУ тесно взаимосвя­заны между собой. При исследовании СУ в основном используются:

  • количественные абсолютные и относительные параметры (как частные случаи - показатели). Показатели в абсолютном исчислении используются для описания исследуемых объектов (численность ППП, количество подразделений, затраты на персонал и т.п.), а относительные показатели для характеристики, например, темпов роста продаж, прибыли, численности, производительности труда персонала и т.п.;
  • качественные признаки, в описательном виде характеризующие то или иное свойство системы (способ воздействия на управляемый объект, метод оценки и т.п.);
  • классификационные признаки (параметры), характеризующие те свойства системы, которые не могут принимать участие в оценке, но позволяют отнести изучаемый объект к определенному классу (список специальностей сотрудников, перечень марок ТСУ, типов ОСУ);
  • порядковые (ранговые) параметры, позволяющие качественно отличать друг от друга изучаемые объекты, что выражается в присвоении им, например, баллов (оценка успеваемости, оценка выступления спортсмена), разрядов (у рабочих, спортсменов, чиновников), должностных рангов (инженер 3, 2 и 1-й категории, старший, ведущий и главный инженер).

Показатели СУ могут быть единичными, комплексными, интегральными и обобщенными.

Единичный показатель СУ - показатель, относящийся только к одному из свойств СУ. Например, единичными показателями являют­ся численность ППП, количество функций управления. Его разновид­ностью выступает относительный единичный показатель, представляю­щий собой отношение единичного показателя к нормативному (базо­вому), выражаемому в относительных единицах или процентах.

Нормативный (базовый) показатель - показатель, принятый за исходный (эталонный) при сравнительных оценках СУ. В качестве базовых принимаются, например, показатели прогрессивных СУ или конкурентов.

Базовые показатели могут быть также единичными, комплекс­ными, интегральными и обобщенными.

Комплексный показатель - показатель, относящийся к несколь­ким свойствам продукции. С помощью данного показателя можно в целом охарактеризовать подсистему, элемент СУ.

Разновидностью комплексного показателя, позволяющего с экономической точки зрения оценить совокупность свойств системы, может служить показатель, отражающий соотноше­ние суммарного полезного эффекта от эксплуатации СУ и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию, определяемый по формуле:


К комплексным показателям принадлежат также групповые и обобщенные (определяющие) показатели.

Комплексный показатель СУ, относящийся к определенной группе ее свойств, называется групповым.

Обобщенный показатель СУ- показатель, относящийся к такой сово­купности ее свойств, по которой принято решение оценивать систему.

Вся рассмотренная система показателей (рис. 21), как правило, используется для оценки СУ.



Рис. 21

В связи с тем, что каждая СУ может иметь бесчисленное множе­ство свойств, показателей, соответственно, может быть такое же множество. В зависимости от цели использования выбирают опре­деленное количество показателей, которыми и оперируют. Для об­легчения практического использования показателей проводят их классификацию.

Большое значение при этом имеет единство методов классифи­кации, определения и применения показателей.

Классификация показателей может быть произведена:

  • по количеству характеризуемых свойств, т. е. они могут быть единичными и комплексными (групповыми, интегральными, обобщенными);
  • по способу выражения (размерными и безразмерными единицами измерения, в том числе с помощью баллов, процентов);
  • по методу определения (социологическими, экспертными, расчетными, экспериментальными);
  • по влиянию на качество при изменении абсолютного значения показателя (позитивные, негативные);
  • по видам ограничения (не менее, не более, не менее и не более);

Показатели с ограничениями, характеризуя определенное свойство СУ, при превышении допустимого численного значения превращают эффект в нуль. Поэтому на такие показатели при проведении оценки следует обращать особое внимание. Их можно назвать показателями вето на эффект. В большей части это относится к показателям назначения, надежности, безопасности и экологичности.

  • по стадии определения - показатели исследовательско-проектные и эксплуатационные (показатели, определяемые при исследовании и проектировании, называют исследовательско-проектными, а формирующиеся в ходе функционирования систем - эксплуатационными);
  • по применению для оценки (базовыми, относительными);
  • по отношению к различным свойствам (адаптивности, эффективности, гибкости, преемственности и т.д.).

Особое значение для объективной оценки имеют те показатели, которые классифицированы по видам ограничений нормативно-технической документации (НТД) их чис­ленных значений (рис. 7.8). В некоторых случаях величины допус­тимых ограничений определяются специалистами исходя из усло­вий использования и соответствующих требований потребителей.

При поведении оценки необходимо оговорить (как в ручных, так и машинных расчетах), что для показате­лей с ограничениями должно соблюдаться условие следующих видов. 1. Для позитивных показателей:

Рис. 7.8. Показатели системы управления, классифицированные по видам ограничения научно-технической документацией их численных значений

Показатели, имеющие ограничения

Неограниченные (некритические, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение численных значений показателей)

Неограниченные позитивные (некритически позитивные, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение численных значений показателей; при увеличении их численных значений эффект повышается)

Неограниченные негативные (некритически негативные, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение численных значе­ний показателей; при увеличении их численных значений эффект снижается)

Ограниченные (критические, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение численных значений показателей)

Ограниченные позитивные (критически позитивные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение численных значений показателей «снизу» и «не менее», для которых при увеличении их численного значения свойственно увеличение эффекта)

Ограниченные негативные (критически негативные, т.е. имею­щие в НТД ограничения на изменение численных значений показателей «снизу» и «не более», для которых при увеличении их численного значения свойственно уменьшение эффекта)

Ограниченные позитивно-негативные (критические позитивно-негативные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение численных значений показателей от имеющегося номинального значения «снизу - сверху» и «не менее - не более», для которых при увеличении и уменьшении численного значения от номинального свойственно уменьшение эффекта)

Это означает, что при несоблюдении ограничений данный показатель равен нулю и уровень СУ также становится равным нулю. В большей части это относится к показателям назначения, надежности, безопасности и экологичности, так как значения их должны соответствовать требованиям стандартов или других НТД стран - потребителей данной продукции.

Объективная оценка СУ может быть дана только на основе системы взаимосвязанных параметров и показателей. При этом каждый показатель должен соответствовать требованиям:

  • конкретизации и видоизменения в зависимости от целей оценки;
  • развития и совершенствования объекта оценки;
  • обеспечения единства количественных и качественных характеристик;
  • адресности;
  • сопоставимости;
  • взаимосвязанности;
  • простоты;
  • информативности;
  • достоверности и объективности.

Учитывая, что СУ предназначаются для дли­тельной эксплуатации, в качестве основных показателей надежно­сти системы, выпускающей продукцию первой категории, целесо­образно принять предельные вероятности исправной работы и от­каза. Эти вероятности могут быть выражены в качестве относительных долей времени, в течение которых система будет соответственно обеспечивать бесперебойное управление.



Общий порядок использования параметрического метода при исследовании объектов СУ предполагает следующие действия.

  1. построить дерево свойств объекта исследования и его компо­нентов;
  2. идентифицировать свойства свойств исследуемого объекта по классам;
  3. определить номенклатуры параметров, характеризующих свойства исследуемого объекта СУ;
  4. осуществить группировку избранных параметров;
  5. провести шкалирование (по типам шкал: порядковая; интервалов; отношений; разностей; абсолютная) параметров;
  6. осуществить нормирование значений параметров;
  7. измерить значения параметров;
  8. разработать модели взаимного соответствия сопоставляемых компонентов и параметров объекта (рис. 22);
  9. рассчитать обобщенные оценки состояния объекта и его компонентов.

Рис. 22. Модель параметрического взаимного соответствия параметров системы управления

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

В статистическом анализе производится обра­ботка некоторой случайной выборки, под которой понимают­ся результаты N последовательных и независимых экспери­ментов со случайной величиной или событием. Выборка должна обеспечивать репрезентативность исследования. Объем обрабатываемой информации должен быть достаточен для полу­чения результатов с требуемой точностью и надежностью.

Используется для исследования про­цессов и объектов на основе массовых данных, полученных из статистической или учетной документации, по результатам разного рода обследований и экспериментов.

Статистический анализ может использоваться для изучения как внутренней, так и внешней среды. При изучении внутренней среды наибольшее значение имеет исследование: влияния различных факторов на формирование прибыли (формирование экономических показателей за счет влияния совокупности значимых факторов): формирования и развития персонала организации; формирования и развития потенциала организации; качества продукции и т. д.

В рамках изучения внешней среды большое значение имеет статистический анализ состояния рынка, анализ дифференциации спроса, оценка потребителей (их платежеспособности), конкурентов, поставщиков, деловых партнеров.

Наиболее употребительными методами статистического анализа систем управления являются: регрессионный анализ; корреляционный анализ; дисперсионный анализ; анализ временных рядов; факторный анализ.

Регрессионный анализ

Регрессионный анализ ставит своей задачей исследование зависимости одной случайной величины от ряда других слу­чайных и неслучайных величин (регрессия - зависимость ма­тематического ожидания случайной величины от значений других случайных величин). Например, после проведения N экспериментов на статистической модели получен набор реа­лизаций случайных величин { X i Y i ,}, i = 1, 2, 3, …, п, где X яв­ляется независимой переменной, а Y - функцией. Обработка этого массива случайных величин позволяет их представить в виде детерминированной линейной регрессивной модели типа:

Y= a 0 + a 1 X, (3.1)

где a 1 коэффициент регрессии, среднее число единиц на которое увеличится или уменьшится результативный признак при изменении значения фактора на одну единицу;
a 0 минимальное значение результативного признака при нулевом значении фактора.


(3.2)

где x j (0) являются «базовыми» значениями всех k перемен­ных, в окрестностях которых анализируется характер иссле­дуемого процесса.

Выражение (3.3) представляет собой линейную функцию, однако, если значения Δх j ,- достаточно велики или функция Y существенно нелинейна, то можно использовать разложение более высокого порядка.

При анализе регрессионной модели (3.3) значения коэффи­циентов a j показывают степень влияния j -й переменной на функцию Y , что позволяет разделить все переменные на «суще­ственные» и «несущественные». Наибольший интерес регрессионная модель представляет для прогноза поведения функций Y . В практической деятельности регрессионный ана­лиз часто используется для создания так называемой эмпириче­ской модели, когда, обрабатывая результаты наблюдений (или характеристики существующих систем), получают регрессион­ную модель и используют ее для оценки перспективных систем или поведения системы при гипотетических условиях.

Точность и надежность получаемых оценок зависят от чис­ла наблюдений и расположения прогностических значений х j относительно базовых (т.е. из­вестных на некоторый момент времени) х j (0) Чем больше раз­ность Δх j , тем меньше точность прогноза.

Корреляционный анализ

Корреляционный метод - один из экономико-математических методов исследования, позволяющий определить количественную взаимосвязь между несколькими явлениями исследуемой системы. Он используется для определения сте­пени взаимосвязи между случайными величинами (корреляция - зависимость между случайными величинами, выражающая тенденцию одной величины возрастать или убы­вать при возрастании или убывании другой).

Корреляционная зависимость в отличие от функциональной может проявляться только в общем, среднем случае, т.е. в массе случаев - наблюдений. Поэтому корреляция представляет собой вероятностную зависимость между явлениями, при которой средняя величина параметров одного из них изменяется в зависимости от других. Корреляция между двумя явлениями носит название парной, а между несколькими - множественной.

При использовании корреляционного метода выделяют функ­ цию, т.е. исследуемый результирующий показатель и факторные признаки, от которых зависит результирующий, - аргументы. Та­кая классификация проводится на основе качественного анализа, т.е. все возможные переменные подразделяют на зависимые и неза­висимые от изучаемого явления.

Корреляционные связи в зависимых переменных не могут быть жесткими и носят характер неполных связей. Если в случае увели­чении (или уменьшении) аргумента результирующий показатель (функция) также увеличивается (или соответственно уменьшается), то корреляционная связь называется прямой (положительной), а если наоборот - обратной (отрицательной). При отсутствии какой-либо зависимости функции от аргумента, корреляционная связь отсутствует.

Теснота корреляционной взаимосвязи при линейной зависимо­сти оценивается коэффициентами корреляции, при нелинейной за­висимости - корреляционным отношением.

Корреляционной характеристикой является коэффициент корреляции, равный математическому ожиданию произведе­ний отклонений случайных величин x i и х j от своих математи­ческих ожиданий и нормированный относительно среднеквадратических отклонений данных случайных величин.

Если число случайных величин больше двух (r > 2 ), то со­ставляется квадратная корреляционная матрица размером (r x r ), элементами которой является коэффициенты корреляции k ij , a диагональные элементы равны единице (т.е. k ij =1 ). Коэффици­енты корреляции изменяется от нуля до единицы, и чем больше его значение, тем теснее связь между случайными величинами.

Оценка коэффициентов корреляции рассчитываются по значениям оценок математических ожиданий и среднеквадратических отклонений, полученных путем статистической об­работки результатов реализаций случайных величин.

Следует отметить, что коэффициент корреляции может коле­баться в пределах от 1 до 0 и от 0 до + 1. Чем ближе рассчитываемый коэффициент корреляции к +1 (при прямой зависимости) и к -1 (при обратной зависимости), тем выше теснота связи. Соответ­ственно при коэффициентах корреляции +1 или -1 имеют место функциональные связи.

Важнейшая задача корреляционного метода - определение вида корреляционного уравнения (уравнения регрес­сии).

Простейшим видом такого уравнения, характеризующим взаи­мосвязь между двумя параметрами, может быть уравнение прямой (рис. 7.1):

Y= a + bX, (7.1)

где X, Y- соответственно независимая и зависимая переменные;

а, b - постоянные коэффициенты (а определяет начало отсчета, b - угол наклона прямой).

Примером однофакторной нелинейной зависимости может быть также формула другого вида, например при наличии степенной за­висимости:

Вывод о прямолинейном характере зависимости можно прове­рить путем простого сопоставления имеющихся данных или графи­ческим способом (регистрацией в прямоугольной системе координат значений У и X, расположение которых на графике позволяет сделать вывод о правильности или ошибочности представления о линейном характере зависимости между двумя изучаемыми параметрами).

Другая задача метода корреляционного анализа - определе­ние постоянных коэффициентов связи между переменными пара­метрами, которые наилучшим образом будут отвечать имею­щимся фактическим значениям Y и X.

В данном случае в качестве критерия оценки адекватности линейной зависимости фактическим данным можно исполь­зовать минимум суммы квадратов отклонений реальных ста­тистических значений Y от рас­считанных по уравнению при­нятой к применению прямой.

Дисперсионный анализ

Дисперсионный анализ используется для проверки стати­стических гипотез о влиянии на показатели качественных факторов, т.е. факторов, не поддающихся количественному измерению (например, качественный фактор - организация производства, влияющий на количественный показатель - прибыль от производства). В этом заключается его отличие от регрессионного анализа, в котором факторы выступают как параметры, имеющие количественную меру (например, коли­чественный фактор - затраты на производство).

В дисперсионном анализе качественный фактор представляется j -ми возможностями состояниями (например, возможными схемами организации производства), для оценки которых по каждому из них проводится n j экспериментов.

Далее рассчитываются статистические оценки в каждой n j группе экспериментов и в общей выборке N , а затем анализируется соотношение между ними. По этому соотноше­нию принимается или отвергается гипотеза о влиянии качест­венного фактора на показатель.

Анализ временных рядов используется при исследовании дискретного случайного процесса, протекающего на интерва­ле времени Т .

Результаты экспериментов или наблюдений, полученные на данном интервале, представляются в виде временного ряда, каждое значение Y i которого включает детерминированную f (t ) и случайную z (t ) составляющие:

Детерминированная составляющая описывает влияние де­терминированных факторов в момент времени t , влияние же множества случайных факторов описывает случайная состав­ляющая. Детерминированную часть временного ряда называ­ют трендом. Этот временной ряд описывается трендовой моделью:

k - количество функций времени, линейная комбинация

которых определяет детерминированную составляющую (i от 1 до k);

φ i (t ) - функция времени.

В процессе анализа вид функции времени φ i (t ) <0 постулируется исследователем в виде рабочей гипотезы. Это может быть степенная функция t n , либо тригонометрическая. Коэффициенты тренда и оценку дисперсии случай­ной составляющей определяют путем проведения статистиче­ской обработки результатов эксперимента или наблюдений.

С помощью представления случайного процесса в виде временных рядов можно, во-первых, исследовать динамику этого процесса, во-вторых, выделить факторы, существенным образом влияющие на показатели, и определить периодич­ность их максимального воздействия, в-третьих, провести ин­тервальный или точечный прогноз показателя Y на некоторый промежуток времени Δ t (точечный прогноз указывает лишь точку, возле которой может находиться прогнозируемый по­казатель, интервальный - интервал нахождения этого показа­теля с некоторой заданной вероятностью).

Факторный анализ

Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование организации необходимо при принятии управленческих решений учитывать все существенные факторы, влияющие на функционирование и развитие предприятия, как внешние (влияющие на уровне макросреды и контактной среды), так и внутренние.

Факторный анализ является частью многомерного статистиче­ского анализа, входящего в математико-статистические методы. Сущность метода факторного анализа заключается в выделении из множества изучаемых факторов, влияющих на изучаемый объект, наиболее значимых.

Фактор представляет собой обычно независимую переменную, нередко называемую причиной, и находящуюся в логической зависимости со следствием изучаемого явления и определяющую его величину.

Например, используемая компьютерная техника и ее программное обеспечение выступают существенным фактором произ­водительности труда работников управления (бухгалтеров, менеджеров, экономистов и др.); изменяющиеся факторы трудовых затрат и производительности труда влияют на изменение объемов выпуска продукции.

Фактор может быть единичным, т.е. влияющим на следствие од­ной переменной, или комплексным, т.е. влияющий одновременно на несколько переменных. Комплексный фактор, связанный со всеми переменными, называют генеральным.

В отличие от корреляционного анализа рассматриваемый метод не требует подразделять все переменные на зависимые и независимые, так как в нем все переменные величины (факторы - причины), опре­деляющие явление, рассматриваются как равноправные. При этом следует учитывать, что некоторые из переменных величин могут быть в некоторый период времени стабильными, т.е. не изменяющимися.

Например, прирост объемов выпуска продукции при неиз­менности числа работающих в анализируемые периоды времени и при повышающейся производительности труда есть следствие изме­нения только одного фактора - производительности труда.

Описание влияния факторов на деятельность организации имеет высокую сложность, поскольку действие многих факторов имеет латентный (скрытый) характер.

Отбор факторов, влияющих на исследуемый объект, осуществ­ляется, как правило, на основе их классификации, теоретического обоснования и путем их качественного анализа. При этом необхо­димо учитывать взаимодействие факторов между собой. Число фак­торов должно быть ограниченным необходимым минимумом. От маловажных факторов нужно абстрагироваться.

Для каждого выбранного фактора следует предусматривать возможность его количественной оценки, так как она потребуется в дальнейшем при определении корреляционных зависи­мостей между ними и оценки влияния их на объект исследования.

Метод факторного анализа широко используется при анализе влияния различных факторов (труда, использования оборудования, использования производственных мощностей в целом, использова­ния сырья и материалов, организации производства, технологии и др.) на объемы производства, качество выпускаемой продукции, фонд заработной платы, итоги хозяйственной деятельности и раз­витие предприятия в целом.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

__________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

__________________________

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

________________________________________________________________

Р.М. АКЧУРИН

Учебное пособие

Москва Издательство МЭИ 2006

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

__________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

__________________________

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

_____________________________________________

Р.М. АКЧУРИН

Исследование систем управления организациями

Учебное пособие по курсу

«Исследование систем управления» для студентов,

обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика»

Москва Издательство МЭИ 2006

Утверждено учебным управлением МЭИ в качестве учебного пособия для студентов

Подготовлено на кафедре менеджмента и информационных технологий

ИТЭП МЭИ (ТУ)

Рецензенты: доктор техн. наук, проф. С.В.Егоров,

канд. экон. наук, доц. Л.Ф.Чернева

Акчурин Р.М.

А–448. Исследование систем управления организациями: учебное пособие. –М.: Издательство МЭИ, 2005 – 100с.

ISBN 5-7046-1318-7

В учебном пособии изложены основные цели и задачи исследования систем управления организациями. Рассматриваются следующие аспекты функционирования и развития систем управления организацией: миссия и цели организации, функции управления, структура систем управления, оптимальное планирование деятельности организаций.

Предназначается для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».

ISBN 5-7046-1318-7 © Московский энергетический институт (ТУ), 2005

Исследование систем управления организациями

1. Основные задачи исследования систем управления организациями

Основной задачей дисциплины «Исследование систем управления» (ИСУ) является исследование следующих аспектов функционирования и развития системы управления (СУ) организацией :

    миссия и цели организации;

    функции управления;

    структура СУ;

    планирование деятельности организации;

    оперативное управление деятельностью организации;

    моделирование структур управления;

    оптимальная реконструкция (или синтез) структуры управления;

    методы принятия управленческих решений;

    системы мотивации управленческого персонала;

    культура организации и средства передачи культуры;

    среда СУ;

    исследование эффективности СУ.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей .

Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Преимущество организации как системы заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Иногда некоторые цели отдельным индивидуумом не могут быть достигнуты и достигаются только в составе организации.

Исследование – научное познание какого-нибудь процесса, изучение объекта или явления. Исследование систем управления (ИСУ) включает в себя анализ, диагностику, прогнозирование и синтез.

Анализ – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, составных частей объекта или процесса. В качестве основных задач он включает:

    анализ целей СУ;

    анализ функций управления;

    анализ структуры СУ;

    анализ факторов, оказывающих влияние на функционирование объекта исследования;

    анализ динамики функционирования и развития объекта исследования и его элементов.

Диагностика представляет собой идентификацию объекта исследования, его состояния, структуры, поведения. Задачи диагностики можно разделить на следующие.

    Определение к какой из групп изучаемой совокупности принадлежит рассматриваемый объект. Это задача качественной идентификации объекта.

    Выявление отличия данного объекта от других объектов уже выявленной группы. Это задача количественной идентификации.

    Идентификация возможностей системы (так как проблемы могут быть рассмотрены не только как расхождения желаемого и фактического состояния объекта, но и как потенциальные возможности).

Синтез – метод научного исследования какого-нибудь предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Синтез может быть ориентирован на обобщение информации и на проектирование более совершенных систем управления.

Ключевым направлением ИСУ является анализ, который ориентирован на выявление проблем управления, а также их идентификацию (качественную и количественную). При этом используются различные формализованные и экспертные методы. Возможны различные подходы к проведению анализа:

    по степени детализации – общий и детализированный анализ;

    по охвату объекта исследования – полный и частичный;

    по периодичности проведения – систематический и экспресс-анализ.

Отметим, что при диагностике систем управления в качестве базы сравнения выступают как эталонные (нормативные) значения элементов, так и другие элементы системы. Например, проводится сопоставление функций системы с ее целями и структурой, с ресурсным обеспечением, чтобы выявить степень их соответствия (адекватности).

Важным приемом при анализе является декомпозиция , в ходе которой выявляются более детальные проблемные ситуации и факторы, обуславливающие общую проблему.

При проведении анализа объекта исследования необходимо его описание , которое может подразделяться на следующие виды:

    параметрическое (представление основных параметров объекта исследования);

    функциональное (представление основных функций объекта исследования);

    структурное (описание элементов объекта исследования и их взаимосвязей).

Каждый из этих видов описания объекта исследования может подразделяться на статическое и динамическое, детерминированное и вероятностное.

После проведения анализа проводится диагностика системы. Анализ и диагностика тесно взаимосвязаны. Возможно неоднократное возвращение к анализу и уточнение выводов после процедур анализа для более точной диагностики объекта исследования. В рамках проводимого анализа выдвигаются и проверяются описательные и объяснительные гипотезы исследования.

Прогнозирование – приемы получения информации, позволяющие на основе анализа прошлых и существующих внутренних и внешних связей, присущих объекту, а также их возможных изменений вынести научно обоснованное суждение о будущем развитии объекта с определенной вероятностью.

Прогнозирование включает как задачи анализа, так и задачи диагностики, но применительно к будущему, а не к базисному периоду.

Результатами анализа, диагностики и прогнозирования являются:

    выявленные проблемы системы управления;

    определение их влияния на объект управления;

    источники, условия и факторы возникновения проблем;

    предварительное определение возможных направлений преодоления проблем и повышения эффективности системы управления.

Прежде чем переходить к исследованию целей, стратегий, функций системы управления, необходимо определить понятия: «управление», «система», «система управления», описать характерные особенности систем управления организациями.

Управление только тогда может быть действительно успешным, когда оно на-ходится в постоянном и непрерывном развитии, когда оно ориентировано на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала ин-новаций. Это оказывается практически возмож-ным при условии исследования систем управле-ния, которое предполагает своим результатом разработку и предложение наиболее эффектив-ных вариантов построения системы управле-ния.

В процессе развития управления возникают новые реальности и новые потребности, кото-рые определенным образом отражаются и на со-держании управления. В современном управле-нии исследовательская деятельность составляет не менее 30% рабочего времени и усилий руко-водителей. В дальнейшем доля исследователь-ской деятельности будет возрастать. В этом со-стоит одна из основных тенденций развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений: усложняются условия управления, ус-ложняется человек в своих социально-психоло-гических характеристиках. Невозможно принимать решения, опираясь только на опыт, интуицию и здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследо-вание ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности де-ятельности организации, необходим обоснованный выбор реше-ний из постоянно растущего количества их вариантов.

Каждая организация находится в постоянном развитии. Ее развитие - это решение множества проблем, которые следуют одна задругой или вместе, возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременность их решения может обернуться кризисом. Поэтому исследование обеспечивает такой подход к управлению, который предусматри-вает высокое качество управленческих решений.

Сущность исследования систем управления

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий из следующих компонентов:

распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, уста-новление их места в системе накопленных знаний;

выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Всякое исследование характеризуется целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его про-ведения, результатами и возможностями их практической реали-зации .

Цель исследования - это поиск наиболее эффективных вари-антов построения системы управления и организации ее функ-ционирования и развития. Главная задача исследования - найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее пре-пятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нор-мальное, желаемое функционирование или развитие. Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид некото-рого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров.

Объектом исследования является система управления. В мето-дологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, поскольку именно деятельность че-ловека определяет особенности всех процессов функционирова-ния и развития такой системы. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

Систему управления нельзя рассматривать в отрыве от объек-та управления. Поэтому при исследовании систем управления в качестве объекта исследования, наряду с системой собственно управления, выступает управляемая социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпорация, ассоциация и пр.). Главная ее особенность также заключается в том, что основопо-лагающим элементом и здесь является человек, деятельность ко-торого определяет и существование, и развитие этой системы и в значительной степени зависит от того, как организовано управ-ление этой деятельностью, в какой мере управление соответству-ет его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с уче-том каких факторов оно осуществляется.

Предмет исследования систем управления - это наиболее су-щественный для исследователя аспект проявления сущности рассматриваемой системы управления, некая проблема, т. е. это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предме-том изучения могут быть проблемы в организации управления, профессионализме персонала, механизмах мотивации, исполь-зовании компьютерных технологий и т. д.

Методологические подходы к исследованию систем управления

Методологический подход к исследованию систем управле-ния - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, которая определяет его направленность отно-сительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по прин-ципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, напри-мер, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. п.

Системный подход требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделе-ния главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Системный подход применяется при решении социально-экономических, социально-политических, инженерно-техни-ческих и иных задач, предлагающих изучение или проектирова-ние и создание системных объектов высокой сложности, а также управление ими.

Система всегда существует и функционирует в рамках своего окружения - среды. Свойства и функции элементов системы оп-ределяются их местом в рамках целого. При этом не следует за-бывать об относительной самостоятельности и специфических свойствах элементов, которые вступают в определенные взаимо-отношения между собой. Целостность системы конкретизирует-ся и осуществляется через связи. К примеру, хозяйственная орга-низация как открытая система взаимодействует со средой, обменивается с ней материалами, энергией, людьми, информа-цией. Среда, ее факторы воздействуют на систему и могут оказы-вать влияние на внутреннюю жизнь, элементы и связи в системе организации, способны приводить к изменению функциониро-вания элементов, подсистем.

В процессе исследования системы управления выявляется, из каких составных частей, элементов состоит система управления, как они взаимодействуют друг с другом и с окружением. Для Формирования системы необходима совместимость элементов между собой, возможность установления между ними продуктив-ных связей.

Совокупность связей приводит к понятию структуры и орга-низации системы управления. Структура организации матери-альных элементов, их связей придают системе управления устой-чивость, стабильность .

Требование эффективности управления в системе необходи-мо приводит в процессе анализа к постановке и разработке сис-темы целей, направленности связей, поведения. В частности, во многих случаях возникает проблема соотношения функциониро-вания и развития, стабильности и инноваций. В каждой системе управления существует два вида целей: внутренние (корпоратив-ные) и внешние - производство товаров, оказание услуг и т.д. В связи с этим необходимо осуществить координацию между ви-дами целей, т. е. установить приоритет и установить субордина-цию в каждом виде отдельно. Управление деятельностью и ее ор-ганизация обязательно должны быть «целесообразны».

Целеполагание имеет своим продолжением постановку за-дач - формулирование ранее поставленных целей и подцелей в конкретных условиях, в которых существует и предполагает развиваться организация.

Концептуальный подход предполагает предварительную разра-ботку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых поло-жений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и науч-ным.

Эмпирический подход в основном опирается на опыт, прагма-тический - на задачи получения ближайшего результата. Наибо-лее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и ис-пользованием научного аппарата в его проведении.

Проблема формулируется разными способами. Это может быть просто констатация объекта исследования в терминах его названия или специфики. Например, персонал управления, мо-тивация производительной деятельности и пр. Но такая поста-новка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть.

Постановка проблемы посредством вопроса способствует бо-лее точному представлению о ее содержании, потому что вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного ответа в виде суждений. Суждение, вывод любого исследования можно рассматривать как полученный от-вет на некоторый вопрос. Примерами исследовательских вопро-сов и их конструкций могут быть следующие:

Как отражает система управления потребности и условия раз-вития организации?

Почему организация теряет позиции в конкурентной борьбе?

Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта?

Как разработать стратегию?

Практические результаты исследования системы управления - это, как правило, рекомендации по изменению тех или иных сто-рон ее функционирования, повышению качества управленче-ской деятельности менеджера и всего персонала управления. Эти рекомендации могут быть социально-психологического, эконо-мического, организационного содержания, они могут относиться к области информационного обеспечения управления, мотива-ции управления, изменения условий деятельности, учета допол-нительных факторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций развития, конкурентоспособности и пр. Ре-зультаты исследования - это возможности, которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное развитие организации.

Разумеется, исследование имеет и теоретические результа-ты - осмысление проблемы, выявление закономерностей функ-ционирования и развития, концепции управления системой в определенных условиях, заданных уже не с позиции конкрет-ной ситуации, а категориально. В зависимости от глубины про-никновения в суть проблемы и уровня обобщения теоретических результатов возникает возможность существенно расширить и практические результаты, решить важную народно-хозяйствен-ную проблему, обеспечить возможность для тиражирования но-вого опыта управления.

Всякое исследование требует определенного ресурсного обес-печения. Без необходимых ресурсов (человеческих, информаци-онных, финансово-экономических, технических) невозможно провести современное исследование (а тем более невозможно ре-ализовать его выводы на практике). Поэтому важной проблемой исследования систем управления является выделение ресурсов, необходимых для его проведения и воплощения в жизнь.