Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Незавершенное действие в психологии. Незавершенный гештальт

Эффект Зейгарник - пожалуй, наиболее известный психологический эффект, который заключается в том, что человек запоминает незавершенные действия лучше, чем завершённые. Свое название эффект получил в честь его первооткрывательницы Блюмы Вульфовны Зейгарник.

История открытия эффекта Зейгарник

В 20-е годы Блюма Зейгарник проходила стажировку у Курта Левина в Берлине. Как-то они вместе находились в кафе, где кроме них было множество посетителей. Блюма заметила, что официант не записал принятый большой заказ и затем принес блюда, ничего не забыв. Поговорив с официантом, она выяснила, что тот никогда не записывает заказы и при этом не забывает их.

Но когда психологи попробовали выяснить, что заказывали посетители, которых официант уже обслужил, оказалось, что тот не может полностью вспомнить этот заказ.

В связи с этим возникла идея экспериментально проверить, как на запоминание влияет завершенность или незавершенность действий, чем и занялась Б. Зейгарник.

Эксперименты состояли в решении испытуемыми интеллектуальных задач. Время, отведенное на решение задачи, определялось экспериментатором произвольно, и в любой момент она могла заявить, что время вышло. По прошествии некоторого времени испытуемых просили вспомнить условия задач, которые им предлагались.

Оказалось, что если решение задачи было прервано, она запомнилась лучше, чем условия успешно выполненной задачи. Количество запомнившихся незавершенных задач примерно в два раза превышало количество запомнившихся завершенных задач. Хотя, конечно, этот показатель, зависит от времени, прошедшего с момента решения задачи.

Предполагается, что незавершенные процессы создают некоторое энергетическое напряжение в памяти, которое, не получив разрядки, может сохраняться некоторое время.

Хотя существуют и другие теории, пытающиеся объяснить этот феномен. Одна из теорий говорит о том, что внезапное прерывание работы создает шоковый эффект и усиливает в сознании испытуемых выделенность незавершенного задания. Также есть мнение, что испытуемые, возможно, предполают, что прерванные задания нужно будет завершить позднее, и поэтому они лучше отпечатываются в памяти.

В ходе исследований выявились еще некоторые закономерности. Так, коэффициент вспоминания для почти завершенных задач, то есть прерванных в середине или ближе к концу, оказался выше, чем для заданий, прерванных в начале выполнения. Кроме того, более амбициозные люди забывали завершенные задания быстрее, чем менее амбициозные испытуемые.

Другие исследования

Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.

Курт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.

Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.

Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.

Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:

  1. вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
  2. эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
  3. проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.

Практическое применение

Основной вывод, который следует из эффекта Зейгарник таков, что в начале выполнения задачи в памяти человека создается напряжение, сохраняющееся до тех пор, пока задача не будет завершена. И это напряжение постоянно стремится к своей реализации — к завершению начатой задачи. Завершение задач высвобождает вашу энергию.

Люди любят чувствовать завершенность, и наоборот, им не нравится незавершенность задач.

Отсюда можно сделать вывод, что не нужно иметь много незавершенных задач одновременно, поскольку любая незаконченная задача сохраняет в памяти напряжение. А напряжение — это определенная часть вашей отвлеченной энергии.

У каждого человека свой разумный предел незавершенного количество задач. Его нужно понимать и стараться не превышать. Если же перед вами возникает крупная задача большая, то лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения промежуточных задач.

Приветствую вас на сайте «Наш секрет»!

Эффект Зейгарник в психологии - феномен, заключающийся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершенные. Назван по фамилии Блюмы Вульфовны Зейгарник - психолога, одного из основателей отечественной патопсихологии (раздел клинической психологии, изучающий необычные модели поведения, эмоции, мысли, которые трудно одномоментно распознать как симптомы психических расстройств).

История открытия эффекта

Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета, но очень быстро переквалифицировалась на психолога. Вскоре она начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.

Как-то вместе с Левином и другими его студентами Зейгарник зашла в кафе и обратила внимание на то, что их официант, принимая объемный заказ, ничего не записывает, но приносит абсолютно все, ничего не позабыв. На вопрос, как ему удается все помнить, он недоуменно ответил, что никогда ничего не записывает. Тогда Блюма Вульфовна попросила его припомнить, какие блюда выбрали другие посетители, которых он уже обслужил. Вот тут-то официант впал в раздумья, признавшись, что не может вспомнить ни один выполненный заказ хоть более или менее подробно. В тот момент Зейгарник решила узнать, как повлияет на процесс запоминания завершенность или незавершенность ситуации или действия.

Суть эффекта Зейгарник

Собственно саму теорию предложил Левин, но Зейгарник сосредоточилась на экспериментах, которые были крайне просты. Испытуемые должны были решить несколько задач за определенное время. В какой-то момент их прерывали, предлагали перейти к следующим заданиям, ссылаясь на ограниченное время. Потом участников эксперимента просили назвать задания, которые им запомнились лучше всего. И действительно, подавляющее большинство указывало на задачи, которые они не успели выполнить. Так и родился эффект Зейгарник. Осталось только понять, почему так происходит.

Первый и главные вывод - невыполненные задачи вызывают напряжение памяти, которое не отпускает до тех пор, пока дело не завершено. Любое напряжение пытается достигнуть разрядки. Кроме того, нечто завершенное нам нравится больше, чем эскиз.

Первый шаг к гештальт-терапии

На обывательском уровне вроде бы все понятно, но по сути - это огромный шаг к гештальт-терапии, направлению, сформировавшемуся только к середине 20-го века. Все слышали выражение «незакрытый гештальт», который, говоря очень поверхностно, по сути, и есть некое незавершенное действие, а точнее -дискомфорт, возникающий от незаконченности действия или ситуации. Как в сказке про Золушку: навязчивый поиск принцем обладательницы туфельки по факту является именно незакрытым гештальтом. Эти незавершенности накапливаются, накапливаются и в итоге преобразуются в невроз. Таким образом, эксперименты Зейгарник стали важным шагом к пониманию некоторых психологических проблем.

Психологическое значение

Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние. В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне. Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает. Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание.

Необходимо отметить и человеческую особенность - акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций. Но забывание и работа с неприятным - немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.

В психологии есть такие закономерности, наличие которых приближает зыбкую область знаний о душе к более точным наукам. Существуют данные экспериментов, многократно подтвержденные на самых разных людях. Я считаю, что это полезно знать каждому. Эффект Зейгарник, или феномен незавершенных действий, для меня стоит в первом ряду таких практических знаний.

В 1927 году Блюма Вульфовна Зейгарник защитила в Берлине под руководством Курта Левина дипломную работу на тему «О запоминании завершенных и незавершенных действий». Экспериментально она обнаружила, что незавершенные действия запоминаются почти в 1,9 раза лучше, чем законченные.

Кратко о ней
Родилась в 1900 в Российской империи, в 1919 году вышла замуж, в 1921ом — уехала с мужем в Германию, с 1924 года училась в эпицентре развития психологии в Берлинском университете, в 1931 году вернулась в Советский Союз. Муж-еврей расстрелян перед Великой отечественной войной. Растила сама двоих сыновей, один из которых родился уже после ареста отца. Разработала основы новой области знаний на стыке психологии и психиатрии — патопсихологию.

Предыстория

Про историю своего открытия Блюма Вульфовна вспоминала, что Курт Левин, который был чуть старше группы своих студентов, был в общении неформальным, живым, увлекал учеников «игрой-поиском», в которой наблюдал и исследовал ежедневные ситуации. Например, их семинары иногда проходили в кафе, и на феномен лучшего запоминания незавершённых действий именно Левин первым обратил внимание. Он попросил официанта без подсматривания назвать, что заказал тот или иной посетитель. Официант помнил полностью заказ каждого клиента. На вопрос же о заказах тех, кто только что покинул кафе, он не смог ответить вовсе. «Они ведь уже расплатились», — таков был его ответ.

Эксперимент

В какой же форме решила Блюма Зейгарник проверить гипотезу о влиянии завершенности на запоминание?
Испытуемым давали множество заданий с ограниченным временем на каждое, в случайном порядке прерывали их выполнение (говоря, что время на задание закончилось), а затем просили вспомнить, какие именно были задания. Незавершенные не только вспоминались лучше, но испытуемые пытались хоть каким-то образом их доделать. Этот феномен был назван Зейгарник-эффект.

В Университете мы в рамках практикума тоже ставили такой эксперимент. Меня тогда поразило, что мой испытуемый, у которого я прервала задание подписать все листы, после окончания работы непроизвольно сидел и ставил свои подписи на всех листах. Это не была «Фамилия И.О.», а лишь подпись, но нереализованная потребность стремилась воплотиться хотя бы в такой форме. На мой вопрос, почему он это делает, ответом было: «Просто так. Захотелось». Вот так потребность не только сохранилась, но и ушла в неосознаваемое. Интересно, сколько у каждого из нас вот таких заряженных стремлений?

Выводы

Из открытия Зейгарник есть множество полезных выводов, которые пригодятся в наших ежедневных делах. Блюма Вульфовна к этим выводам отношения не имеет. Это я собрала способы использования ее открытия и обобщила свой опыт консультирования и ведения групп. Вы можете дополнить своими.

1. Завершение начатого

Незавершенные дела «висят» у нас в памяти. Когда таких дел становится слишком много, наш процессор зависает и требует перезагрузки, то есть обнуления. В таких случаях мы начинаем забывать то, что пообещали, становимся невнимательны к тому, что происходит, ибо ресурс психики тратится на предыдущие задачи.

Значит, имеет смысл не множить количество недоделанного, а завершать начатое. «Закрыть гештальт» — это выражение мы часто слышим то тут, то там по поводу чего-то недореализованного. Вот это и стоит сделать.
Вчера на сеансе у остеопата телом переживала такой образ: когда доктор легко прикасался к кончикам моих пальцев, я чувствовала, как нервная цепь замыкалась. Словно когда-то мне было важно вот это прикосновение, но оно не было совершено, и вся система находилась в напряжении.

Важно! По моему опыту (Зейгарник об этом ничего не говорила), если начатое потеряло актуальность — допустим, вы решили не дочитывать книгу — имеет смысл завершить этот процесс хотя бы символически. Отпустить.

2. Стремление закрыть отношения

Вот так же «висят» не только дела, но и незавершенные отношения. Они иногда даже не осознаются нами, но остаются «подгружены» к списку наших задач. Обещанный приезд к маме, намерение сходить с ребенком на спектакль, недосказанность в конфликте на работе, забытое желание съездить в далекое путешествие с друзьями, разрушенные совместные планы с любимыми… Многоточие… Именно этот знак стоит в темах, которые ждут продолжения. Мы словно им пообещали «to be continued», «продолжение следует».

Вывод о влиянии незавершенных отношений на все последующие, пока предыдущие не закрыты, напрашивается сам собой. Моя психологическая практика тоже подтверждает верность этой гипотезы. Безусловно, Б.В.Зейгарник не подразумевала такого, да и экспериментально проверить это трудно. Однако, именно такие феномены часто обнаруживает психотерапевтическая практика. Первые отношения любого человека — это отношения в родительской семье. К ним так или иначе ведут ассоциации, даже когда обращающийся за помощью к психологу пришел поговорить на другие темы — о муже или ребенке, или работе.

«Уже ль я грешен тем, что сам
Постиг чуть горький запах мщенья
И все свои невозвращенья
По той же схеме подписал?
А жизнь как жалкий какаду
Одно и то же затвердила:
«Мой милый, жди меня, мой милый!
И я приду, приду, приду».

Иваси

Чтобы увидеть, услышать, почувствовать во все то, что стремится к завершению, следует прежде всего обратить внимание на неадекватные ситуации чувства. Такие чувства, которые словно относятся не к актуальной ситуации, а к чему-то еще. Обнаружив такое чувство, каким бы оно ни было сильным, поразительным, страшным, важно побыть с ним, дать себе и ему время на проживание. Я часто использую дыхательные и медитативные практики для этого, а так же душевный разговор. А что вы делаете с такими переживаниями?

3. Внимательность к захватывающим нас новым потребностям

В начале 1970 годов Дж.Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж.Джейкоби из университета Пардью изучали возможности применения эффекта Зейгарник в рекламе. Прерывание в экспериментах показало положительное влияние на вовлечение и запоминание брендов. Повсюду в рекламе и медиасфере теперь используют выводы из их исследований:
1) интрига с первых секунд
Чтобы при отказе от просмотра у человека возникало ощущение незавершённости;
2) недосказанность
Чтобы лучше запоминалось.

Значит, стоит быть внимательными к таким «крючкам», чтобы не терять время и не вовлекаться. А этому способствует памятование о своих приоритетах.
Чтобы не требовалось завершать, лучше тщательнее выбирать, что начать.

4. Использование эффекта Зейгарник для нужных дел

Мы можем, зная о феномене Зейгарник, облегчить себе доделывание некоторых дел. Как гласит самое краткое пособие для начинающих: «Начните!». Если вы не сомневаетесь, что именно это вам точно нужно, то лучше сразу начать. Вернуться к начатому будет гораздо проще, когда уже пройдено несколько шагов к цели. Эффект Зейгарник будет вам в этом помогать и поддерживать мотивацию.
По теории поля Курта Левина, мы испытываем потребности, связанные с полем — если видим зеркало, хочется в него посмотреть, если колокольчик, то позвенеть им и т.д. Начиная выполнять новые задачи, мы словно бы засеваем это поле семенами, к которым нас будет тянуть вернуться снова.

А как у вас? Расскажите о своем опыте незавершенных и завершенных дел.

Иногда нам приходится оставлять то или иное действие незаконченным ввиду различных причин. Ну а после мы можем мучиться ночами, и это незавершенное дело будет напоминать о себе снова и снова надоедливыми мыслями даже в том случае, если это самое дело и нет необходимости доделывать до конца по той или иной причине. Это все вовсе не говорит о нашей высокой степени совестливости или о чем-то в этом роде. Все дело в том, что в теории современной гештальтпсихологии существует такое понятие, как эффект Зейгарник, которое обязано своим названием советской ученой Б. В. Зейгарник.

Кто она такая - Блюма Вольфовна?

Блюма родилась в 1900 году на северо-востоке России, и на протяжении всего детства и юношества ничего не предвещало ей высоких достижений в патопсихологии. В возрасте 21 года девушка вышла замуж и переехала в Берлин, где и поступила в институт.

И только лишь во время посещений лекций она основательно заинтересовалась а также различными процессами, которые проявляются в поведении человека при том или ином нарушении.

Удивительно, что явление, которому впоследствии дадут название «Эффект Зейгарник в психологии» и который прославит Блюму Вольфовну, стал объектом изучения в работах доктора еще в ее студенческие годы и был основной темой дипломной работы. Конечно, на протяжении всей своей жизни госпожа Зейгарник сделала немало открытий, проработав помощницей Л. С. Выготского в психоневрологической клинике при Институте экспериментальной медицины. Однако первая ее работа, изученная и открытая миру в юном возрасте, стала незаменимым вкладом в гештальтпсихологию современного мира.

Тандем русского психолога и берлинского официанта

Как уже было сказано ранее, эффект Зейгарник был открыт госпожой доктором еще в студенческие годы. На дворе стояли 20-е годы ХХ столетия, и юная Блюма в те времена проходила стажировку у светила патопсихологии Как-то однажды великий доктор и ученый решил посетить одно из немецких обычных многолюдных кафе, пригласив туда свою практикантку Зейгарник. Эффект незавершенного действия как один из законов гештальтпсихологии зародился в голове студентки именно в тот день, а произошло это по следующим причинам.

Когда пришел официант, он не записал ни единого слова из озвученного перечня заказов посетителей, но в то же время не забыл абсолютно ничего, и через время блюда стояли на столе. Удивившись феноменальным способностям обслуживающего работника, Блюма Вольфовна отметила крайне хорошую память официанта. Однако он сказал, что никогда ничего не записывает. Тогда Зейгарник попросила официанта назвать то, что заказывали люди за столиками, которых он обслужил ранее, - и он не смог полностью вспомнить заказ, сославшись на многолюдность кафе.

Первые испытания в подтверждение феномена

Заинтересовавшись данным вопросом и ища ему научное подтверждение, спустя какое-то время Блюма Зейгарник вместе со своей подругой и однокурсницей Марией Овсянкиной решили провести определенный опыт.

В экспериментальных действиях участвовала некая группа людей, перед которыми была поставлена цель в решении интеллектуальных задач. При этом каким-то людям удавалось решить задачу полностью, ну а других прерывали, не давая возможности довести дело до конца. В итоге спустя несколько дней у подопытных спрашивали о содержании задач, и только лишь те, кто не успел решить их до конца, четко помнили условия заданий. Данный феномен имеет название «эффект Зейгарник». Или же - по-иному - эффект незавершенного действия.

Эффект Зейгарник, или Как использовать принцип завершения

Всякий психологический феномен имеет свое практическое применение в повседневной жизни, поэтому зачастую каждый из нас страдает от эффекта незавершенного действия, мучая себя нежелательными воспоминаниями о том или ином происшествии.

Никто не любит неопределенности. Но в современном мире многие рекламщики и маркетологи пользуются эффектом незавершенного действия в целях продвижения товара на веб-страницах, да и просто в телевизионной рекламе.

Как это работает? Если речь идет о рекламе на веб-страницах, то зачастую на баннер наносятся только ключевые фразы с обращением к потребителю. Однако они составлены таким образом, что кажутся недописанными. Поэтому пользователи интернет-страниц, подсознательно избегая эффекта незавершенности, переходят по ссылке и получают новую информацию. При этом полученные данные будут усваиваться значительно лучше, поскольку имел место принцип завершения.

И теперь вы спросите: и почему некоторая телевизионная реклама постоянно вертится в памяти? А мы вам ответим: именно по той же причине эффекта незавершенности. Зачастую с экранов к нам доходят обращения производителей, некий диалог со зрителем, обязательно содержащий вопрос, который, собственно, больше всего и запоминается.

Явление незавершенности в любви

Зачастую мы не можем забыть о том или ином человеке, с которым имели романтические или дружеские отношения, оправдывая себя и подбирая в оправдание различные психологические эффекты. Эффект Зейгарник может объяснить множество страданий по не сложившимся отношениям, особенно если не было явного расставания и раздела имущества между партнерами.

Поэтому настоятельно не рекомендуется расставаться с бывшими возлюбленными по телефону или интернету. Пострадавшая сторона не сможет до конца осознать, что все кончено, и этот феномен незавершенности будет таиться в подсознании человека, не отпуская образа бывшего возлюбленного.

То же касается и отношений, которые разрушаются из-за внезапно возникшего расстояния между людьми. Например, если одна из половин уезжает работать в другой город и постепенно отвыкает от любимого человека, обязательно должен быть факт расставания при личной встрече. Иначе подобный «молчаливый» разрыв может мучительно сказаться на подсознании пострадавшей стороны.

Как распознать в себе эффект Зейгарник и как с этим бороться?

Прочитав эту статью, некоторые из вас, возможно, начали задумываться, а не портит ли вам жизнь этот самый эффект незавершенного действия? Давайте попробуем разобраться.

Дело в том, что существуют некоторые симптомы, как у самого настоящего заболевания, которые указывают на постоянные циклические принципы незавершенности в вашей жизни:

  • если вы чувствуете постоянную тревогу, несмотря на слаженность жизни, хорошую работу и наличие семьи;
  • если ваша личная жизнь не складывается снова и снова по непонятным вам причинам;
  • если вы зачастую додумываете сами себе продолжение тех или иных слов собеседника;
  • если вы чувствуете, что все чаще наступаете на одни и те же грабли.

Вышеперечисленные симптомы - это вовсе не признаки обычных жизненных неудач. Все проблемы кроются внутри самого человека. Вам просто необходимо открыть глаза на порой очень болезненную правду и переосмыслить сложившиеся незавершенные ситуации.

И никакого лечения вовсе не нужно, и искать старых знакомых и завершать неоконченные дела нет необходимости. Просто осмыслите для себя, что прошло уже много времени, и ситуацию пора отпускать, не нужно кого-то оправдывать и жалеть. Вот увидите - жить станет легче. Просто отпустите.

Эффект Зейгарник получил название по имени своего открывателя, женщины-психолога Блюмы Зейгарник. Она доказала, что незавершенные дела дают внутреннее напряжение человеку, которое заставляет постоянно вспоминать об этих делах и мысленно возвращаться к ним снова и снова.

Психология - эффект незавершенного действия (Зейгарник)

В 1920-х годах успешный психолог Блюма Зейгарник стала открывателем этого удивительного эффекта. Как и многие открытия, он был обнаружен внезапно, когда официант в кафе запомнил очень большой заказ, не записывая его.

Зейгарник поговорила с официантом, и тот ответил, что помнит все неисполненные заказы, и начисто забывает все те, которые уже закончил. Это позволило вынести предположение о том, что законченные и незаконченные дела человек воспринимает по-разному, поскольку от этого меняется и статус значимости.

Далее был проведен ряд экспериментов. Студентам были предложены интеллектуальные задачи. В ходе решения некоторых из них исследовательница говорила, что время вышло. Спустя несколько дней студентам было предложено вспомнить условия всех задач. Оказалось, что те задачи, которые не были завершены, всплывают в в два раза эффективнее! Это и есть эффект незавершенного действия, или феномен Зейгарник.

Начало выполнения задачи создает напряжение, и его разрядка происходит только после завершения действия. Такое напряжение постоянно стремится быть снятым: людям некомфортно в состоянии незавершенности, и комфортно, когда делу положен конец.

Эффект незавершенного действия в любви

В жизни эффект незавершенного действия бывает очень сложным и весьма мучительным для тех, кто с ним столкнулся. Рассмотрим пример и узнаем, как лучше поступить.

Например, девушка влюбляется в парня, ей 18 лет. Они проводят вместе только 10 дней, а затем он далеко уезжает, и отношения прерываются. С тех пор они больше никогда не виделись, лишь изредка переписывались, но она помнит его и 5, и 7 лет спустя. Не смотря на то, что у нее есть мужчина и серьезные отношения, она не может мысленно отпустить ту ситуацию.

В данной ситуации нужно определить, что было бы завершением. Например, встретиться с тем человеком, поговорить, обнаружить, что он в жизни и он в мечтах – это два разных человека. Либо мысленно завершить ситуацию, представив, что было бы, если бы все сложилось иначе. Каждый конкретный случай можно разобрать у психолога, который поможет направить в правильное русло.