Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Митрополит петроградский и гдовский вениамин. Архангельская епархия

Расположение: центральная часть верхнего храма.

В миру - Василий, родился в 1873 г. в семье священника. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, жалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.

После окончания Петрозаводской Духовной семинарии юноша поступил в Санкт-Петер6ургскую Духовную Академию. В 1895 г. он принял монашеский стриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году - во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 г. со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию. С 1898 г. он - инспектор Холмской, спустя год - Санкт-Петербургской семинарии.

Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен в более высокую степень пастырского служения: 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария.

Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник. Воздействие его наставлений было так велико, что многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность располагали к нему даже иноверцев.

События 1917 г. вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель Вениамин - архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 г. после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.

Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 г., послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 г.

Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц - организаторов обновленческого раскола. Они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 г. последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

30 декабря г. архим. Вениамину определено быть епископом Гдовским , четвертым викарием Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 24 января г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры , возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . С 22 ноября г. еп. Вениамин являлся третьим, с 30 мая г.- вторым, с 20 марта г.- первым викарием.

Как епископа его отличали особое усердие к богослужению и тесное общение с паствой. Еп. Вениамин часто служил литургии, по вечерам в воскресные и даже в будние дни - акафисты, проповедовал на фабричных окраинах и в храмах обществ РРНП и трезвости. Он первым из архиереев стал совершать в столице ранние обедни с общенародным пением. Еп. Вениамин особенно любил крестные ходы и часто возглавлял многотысячные ходы трезвенников в Александро-Невскую лавру и Троице-Сергиеву пустынь, совершал крестные ходы из Луги в Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. монастырь и др.

Со дня назначения С.-Петербургским викарием еп. Вениамин возглавлял епархиальное братство во имя Пресв. Богородицы, совет которого обладал правами епархиального училищного совета. Еп. Вениамин обозревал церковно-школьное дело в епархии, посещал учительские курсы и школы, бывал на экзаменах и на занятиях. В петербургских храмах он положил начало служению литургий для школьников того или иного прихода, сам причащал детей и говорил понятные им поучения. В. заложил и освятил немало храмов и школ в епархии. В мае г. он был назначен председателем комиссии по вопросу об усилении воспитательного влияния обучения Закону Божию. Комиссия высказалась за лучшее ознакомление семинаристов с преподаванием этой дисциплины в начальных школах, а также за пересмотр программ преподавания Закона Божия применительно к потребностям времени. 15 декабря г. еп. Вениамин стал товарищем председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Он состоял также председателем столичного эст. братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского. Некоторое время заведовал единоверческими приходами епархии. В января г. участвовал в 1-м Всероссийском съезде единоверцев в С.-Петербурге.

Несколько раз архиерей посещал другие епархии. В июне г. он возглавил крестный ход из Петрозаводска (правящий еп. Никанор (Надеждин) в это время находился в столице) в карельское с. Поросозеро (168 км). В г. еп. Вениамин посетил Новгород в дни пребывания там Патриарха Антиохийского Григория IV . 28 апреля в Софийском соборе В. вместе с Патриархом совершил хиротонию Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского. В июне г. был в Тобольске на открытии мощей свт. Иоанна (Максимовича) , митр. Тобольского и Сибирского. 8 января г. в новгородском Софийском соборе участвовал в хиротонии сщмч. Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского.

В принятом 7 марта/22 февраля г. Поместным Собором определении, касавшемся единоверия , говорилось об учреждении единоверческой Охтинской кафедры в Петроградской епархии. 19/6 апреля митр. Вениамин утвердил разработанный петроградской единоверческой общиной (бывш. Единоверческое братство) проект правил избрания кандидата в единоверческие епископы. 31 мая в Никольском единоверческом храме после литургии, совершенной митр. Вениамин, состоялись выборы Охтинского епископа, которым стал сщмч. Симон (Шлеев) , 6 июня хиротонисанный в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Он считался не викарным, но состоявшим «в зависимости» от Петроградского митрополита.

Деятельность митр. Вениамин в Петроградской епархии прекрасно охарактеризовал в г. Ямбургский еп. Алексий (Симанский) :

"Митрополит Вениамин держит в своих руках все нити управления, и от него, с одной стороны, исходит инициатива различных начинаний, с другой - сильная поддержка тех, кто трудится на том или ином поприще. Он все знает, что у него делается, а также кто и как делает свое дело, и он умеет показать и свое одобрение, и свое неудовольствие. Он прекрасно учел и понял, в чем заключается при настоящих условиях и в таком городе, как Петроград, сила архипастыря - в возможно частом и тесном общении с народом, и он и себя лично, и своих викариев направляет к тому, чтобы все более и более расширять круг своего молитвенного общения с верующим народом. И это ему удается в большой мере" .

Соглашение, заключенное 6 марта, не было реализовано. К вечеру 7 марта стало известно, что изъятие церковных ценностей происходит из закрытых домовых церквей на основании декрета, без ограничений. В газетах началась разнузданная кампания против «князей церкви». 12 марта митр. Вениамин послал в Смольный заявление, в котором выражалось сомнение в том, что все пожертвованные святыни будут употреблены на помощь голодающим, говорилось о крайности этой меры и обязательности благословения Патриарха на нее, о необходимости относительной самостоятельности Церкви в данном вопросе. Завершалось послание предупреждением:

"Если бы слово мое о предоставлении Церкви права самостоятельной помощи голодающим на изъясненных в сем основаниях услышано не было и представители власти, в нарушение канонов Святой Церкви, приступили бы без согласия ее архипастыря к изъятию ее ценностей, то я вынужден буду обратиться к верующему народу с указанием, что таковой акт мною осуждается как кощунственно-святотатственный, за участие в котором миряне по канонам Церкви подлежат отлучению от Церкви, а священнослужители - извержению из сана" .

13 марта митр. Вениамин подписал документ, в котором содержалось руководство для духовенства, как поступать при "посещении действующих и закрытых храмов разными лицами для проверки храмовых описей и даже изъятия священных предметов" (цит. по: Коняев. С. 52).

14 марта Большой президиум губисполкома постановил "обязать комиссию по изъятию церковных ценностей не позже, чем в недельный срок, приступить к изъятию". Ответственным был назначен бывш. председатель петроградской ЧК И. Бакаев. Положение обострилось инцидентом 15 марта у Казанского собора, где с ведома митр. Вениамина при большом стечении народа были оглашены известия о шуйской трагедии и послание Патриарха с предостережением от повторения подобного. На следующий день на Сенной пл. произошло столкновение членов комиссии по изъятию церковных ценностей с верующими. На заседании Петроградского совета 20 марта говорилось, что Церковь хочет использовать свою организацию «для антисоветских целей», а митр. Вениамин «встал на путь борьбы против правительственного декрета».

24-25 марта в газетах было опубликовано провокационное «Воззвание группы священников» («Письмо 12-ти»), в котором содержались призывы жертвовать все церковные ценности на нужды голодающих и обвинения духовенства в контрреволюционности и равнодушии к страданиям народа. Митр. Вениамин решился на крайнее средство: он поручил ведение переговоров с властью А. Боярскому и Введенскому , подписавшим это письмо. Новое соглашение было подписано 6 апреля, за приходами сохранялось право выкупа подлежащих изъятию ценностей. Однако деятельность Боярского и Введенского, открыто поддерживавших власти, во многом осложнила положение, и 10 апреля на собрании петроградского клира митр. Вениамин обвинил их в предательстве, сказав, что по их вине арестовывают священников. С кон. апреля процесс изъятия церковных ценностей охватил всю губернию - ранее во мн. храмы было трудно добраться из-за весенней распутицы.

"К петроградской православной пастве», в котором говорилось: «Если гражданская власть ввиду огромных размеров народного бедствия сочтет необходимым приступить к изъятию и прочих церковных ценностей, в том числе и святынь, я и тогда убедительно призываю пастырей и паству отнестись по-христиански... Со стороны верующих совершенно недопустимо проявление насилия в той или другой форме... При изъятии церковных ценностей, как и во всяком церковном деле, не может иметь место проявление каких-либо политических тенденций. Церковь по существу своему вне политики и должна быть чужда ей" .

9 мая г. был арестован Патриарх Тихон (Белавин) , своим распоряжением от 12 мая святитель назначил митр. Вениамина 2-м кандидатом на временное возглавление Русской Церкви. 18 мая митр. Вениамин был допрошен в Петрогубревтрибунале, после чего власти приняли решение привлечь его к следствию по обвинению в выпуске и распространении ответа Петроградскому Помголу как агитационного средства для противодействия изъятию церковных ценностей. С владыки была взята подписка о невыезде. 26 мая у Петроградского митрополита побывал Введенский , только что вернувшийся из Москвы, где в результате его усилий было образовано обновленческое Высшее церковное управление . Митрополит Вениамин отказался признать полномочия этой структуры, 28 мая в петроградских храмах было зачитано послание архиерея, в котором Введенский и др. ездившие в Москву священники объявлялись отпавшими от Церкви. 1 июня митр. Вениамин был арестован, на следующий день заключен в тюрьму.

10 июня года начался судебный процесс , по которому было привлечено более 80 чел. Митрополит Вениамин обвинялся в том, что, являясь главой Православной Церкви в Петрограде, добивался "изменения декрета об изъятии церковных ценностей", для чего использовал православное Общество церковных приходов "в целях возбуждения религиозного населения к волнениям, в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции". Владыку допрашивали 11 и 12 июня, вопросы касались его отношения к постановлениям Карловацкого Собора зарубежных архиереев и к декрету об изъятии церковных ценностей , а также 2 заявлений митрополита, сделанных в марте. 29 июня выступил обвинитель - вместо попытки доказать вину подсудимых П. А. Красиков произнес речь, состоявшую из нападок на Церковь. Затем слово было предоставлено общественной защите, которая дала юридический и фактический анализ обвинения и сделала вывод, что митр. Вениамину удалось предотвратить мн. масштабные столкновения в ходе изъятия ценностей. Однако доводы защиты не повлияли на решение судей. 4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово. Митрополит Вениамин свое выступление в основном посвятил защите других подсудимых. 5 июля был объявлен приговор. Сщмч. Вениамин и десять других обвиняемых были приговорены Петроградским губернским революционным трибуналом к расстрелу.

Приговор вызвал большое количество ходатайств о помиловании (в т. ч. и от обновленцев). 7 июля Я. С. Гурович, адвокат митр. Вениамина, подал в Верховный революционный трибунал при ВЦИК кассационную жалобу. На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 13 июля было решено оставить в силе приговор в отношении В., архим. Сергия (Шеина) , проф. Ю. П. Новицкого и И. М. Ковшарова , другим же заменить расстрел тюремным заключением. Определением кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля г. приговор был оставлен в силе, Малый президиум ВЦИК, рассматривая вопрос о приговоре, «устно постановил» просить Политбюро «пересмотреть свою директиву по этому делу». 2 августа Пленум ЦК РКП(б) постановил отклонить это ходатайство. 3 августа постановлением Президиума ВЦИК приговор Петроградского губернского революционного трибунала от 5 июля г. был изменен в соответствии с решением Пленума ЦК РКП(б).

Митрополит Вениамин был расстрелян в ночь на 13 августа года вместе с архим. Сергием (Шеиным) , проф. Ю. П. Новицким и И. М. Ковшаровым на станции Пороховые Склады, Ириновской ж.д., неподалеку от Петербурга. Перед казнью все были обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать духовных лиц. Место погребения мучеников неизвестно.

Свидетель последних минут жизни казненных рассказывал: "Новицкого угнетала мысль, что остается круглой сиротой его единственная 14-летняя дочь, и он плакал, просил передать ей на память прядь своих волос и серебряные часы; Ковшаров издевался над палачами; отец Сергий громко повторял молитву "Прости им, Боже, не ведают бо, что творят"; митрополит Вениамин тихо молился, крестясь ..."

За несколько дней до расстрела митрополит Вениамин в письме писал:

"В детстве и отрочестве я зачитывался Житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа и от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступать этот Рубикон и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершится, человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий [из-за] внутреннего покоя, он и других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец... Я радостен и покоен как всегда. Христос - наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место Благодати Божией... Теперь время суда... Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века!"

Память и почитание

Ни блеском церковного красноречия, ни остротой богословского ума не отличался приснопамятный Вениамин, но это не помешало ему оставить по себе память одного из любимых и популярных архипастырей. Одна его чисторусская внешность располагала к себе. Простое открытое лицо, круглое с румянцем на щеках и длинной русой бородой. Был он прост, доступен и приветлив. Говорят, что в ранние годы мечтал об исповедничестве. Временами в обществе он был молчалив и с ним трудно было поддерживать беседу.

В обновленческом журнале "Сибирская Церковь" (№ 2 за 1922 год, с. 15), пытались очернить митрополита Вениамина даже после его кончины, а в году в обновленческом журнале "Вестник Св. Синода Православной Церкви" № 5, с. 5 через шесть лет после смерти упоминают митрополита Вениамина, как сочувствовавшего обновленческому течению. Все эти данные, конечно, не были подтверждены и личность митрополита Вениамина (Казанского) осталась незапятнанной.

Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 октября года приговор Петроградского ревтрибунала от 5 июля года и определение кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля того года были отменены и уголовное дело производством прекращено за отсутствием в действии обвиняемых состава преступления.

Митрополит Вениамин был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви весной года. На Никольском кладбище в Александро-Невской Лавре священномученику был установлен кенотаф . На иконе Собора новомучеников и исповедников Российских , написанной к их общему прославлению в году, на третьем клейме был изображен суд над священномучеником Вениамином и иже с ним, причём святитель показан благословляющим в ответ на неправедный приговор.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси, пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине. Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая, благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти: моли Милостиваго Бога, отечество наше в Православии и благочестии утвердити, мир Церкви даровати и душам нашим велию милость .

Кондак, глас 6

От юности иго Христово на рамо взем, истинный страж Православныя Церкве явился еси, священномучениче Вениамине. Клевету, узы, страдания и суд неправедный от беззаконных мужественне претерпевая, святыню церковную на поругание не предал еси. Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни, во еже пред мученическою кончиною со благодарением взывати: за вся, Господи, слава Тебе .

Величание

Величаем тя, священномучениче Вениамине, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего .

Труды

Литературное наследие митрополита Вениамина невелико. Опубликовано несколько его проповедей и слов. В петербургский период его деятельности в газетах не раз отмечалась популярность его проповедей среди народа, иногда они печатались в кратком изложении. Интерес представляют сохранившиеся в архивах резолюции митр. Вениамина на журналах заседания Петроградского епархиального совета и др. материалах.

Сочинения:

  • Преосв. Аркадий, еп. Олонецкий: Канд. дис. // Олонецкие ЕВ. 1899-1900 (отд. изд.: Петрозаводск, 1900);
  • Беседа, произнесенная в день закладки церкви: Закладка нового семинарского храма // Самарские ЕВ. 1902. № 10.

Награды

Литература

  • Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-89305.
  • Журналы заседаний Совета СПбДА за 1896/97 учеб. г. СПб., 1897. C. 338-339;
  • Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. С. 101, 386-387;
  • По Северной России: Дневник воспитанников Самарской ДС за время летней поездки 1903 г. // Самарские ЕВ 1903. № 21. С. 998-1009; № 23. С. 1101-1125; № 24. С.1159-1183; 1904. № 1. С. 11-33; № 3. С. 221-236; № 4. С. 258-281; № 5. С. 315-338; № 6. С. 367-384; № 7. С. 405-431; № 8. С. 462-478;
  • Наречение и посвящение ректора СПбДС архим. Вениамина во епископа // Изв. СПб епархии. 1910. № 3. С. 17-19;
  • Постановление Президиума Верховного суда РСФСР от 31 окт. 1990 г. // НиР. 1991. № 5. С. 5-9;
  • Рязанов Д. Б. Выступление на заседании Президиума ВЦИК 3 авг. 1922 г.: Вступ. ст. Я. Г. Рокитнянского // Вестн. РАН. 1992. № 4. С. 103-121;
  • Шкаровский М. В. Два эпизода борьбы с Церковью в Петрограде // Звенья: Ист. альманах. М.; СПб., 1992. Вып. 2. С. 556-579 [с. 565-566 - письмо Зиновьеву];
  • Чельцов М. П., прот. В чем причина церк. разрухи в 1920-1930-х гг. / Публ. В. Антонова // Минувшее. 1994. [Вып.] 17. С. 411-473;
  • он же. Воспоминания смертника о пережитом. М., 1995;
  • он же. Когда отменили расстрел:: Письма к жене из заключения / Публ. В. В. Антонова // Минувшее. СПб., 1998. [Вып.] 24. С. 381, 382, 391, 395, 405, 406, 410, 427, 434;
  • Политбюро и Церковь. Кн. 1-2;
  • Бовкало А. А. После ареста св. митр. Вениамина: Несколько док-тов 1922 г. // История СПб епархии: Храмостроительство и приходская жизнь: Мат-лы конф. 22-23 окт. 1997 г. СПб., 1999. С. 120-129;
  • Следственное дело Патр. Тихона. М., 2000;
  • Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921-1925 гг.). М., 2004. Кассиан [Безобразов], еп. Родословие духа // ПМ. 1949. Вып. 7. С. 7-16;
  • он же. Процесс митр. Вениамина // РМ. 1949. № 145, 153, 161;
  • Дамаскин [Орловский], иером. Свидетель истины // ЖМП. 1990. № 12. С. 31-34;
  • "Дело" митрополита Вениамина: (Петроград, 1922 г.). М., 1991;
  • [Бовкало А., Галкин А.]. Митр. Вениамин (Казанский). Краткая биография // ХЧ. 1991. № 6. С. 5-8;
  • они же. Священномученик митр. Вениамин // С.-Петербургские ЕВ. . Вып. 11. С. 65-71;
  • Родился сын Василий... // Веч. Петербург. 1995. № 148. 14 авг.;
  • они же. Студенческие годы св. митр. Вениамина в СПбДА // ХЧ. 1997. Вып. 14. С. 80-87;
  • они же. Св. митр. Вениамин и Петроградский Богословский ин-т // Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1999. С. 350-356;
  • они же. Род Казанских в истории Олонецкой епархии // Святые и святыни северорус. земель: (По мат-лам VII науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 5-17;
  • Антонов В. В. Приходские правосл. братства в Петрограде (1920-е гг.). // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 424-425;
  • Нежный А. Плач по Вениамину: Докум. повесть // Звезда. 1996. № 4. С. 42-82; № 5. С. 76-134;
  • Бовкало А. А. Св. митр. Вениамин в послереволюционные годы по архивным док-там и воспоминаниям // Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1999. С. 306-314;
  • Вострышев М. Митр. Петроградский и Гдовский Вениамин // ЖМП. 1993. № 2. С. 37-43;
  • Коняев Н. Священномученик Вениамин, митр. Петроградский. СПб., 1997;
  • Ореханов Г., свящ., Кривошеева Н. А. Дело митр. Вениамина (Казанского). К 80-летию процесса // Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 2002. С. 200-209;
  • Кривошеева Н. А. Роль Н. А. Боярского в процессе сщмч. Вениамина (Казанского) // Там же. С. 209-216;
  • Шкаровский М. В. Александро-Невское братство, 1918-1932 гг. СПб., 2003.
  • "Церк. Вед." 1910, № 24, с. 263.
  • -"- 1911, № 50, с. 416.
  • -"- 1914, № 12, с. 96.
  • -"- 1917, № 35, с. 295.
  • "Приб. к "ЦВ" 1910, № 5, с. 208.
  • -"- 1914, № 25, с. 1122.
  • -"- 1918, № 5, с. 200.
  • "ЖМП" 1959, № 11, с. 39.
  • Булгаков, с. 1412.
  • "Сибирская Церковь" (обновленч.) 1922, № 2, с. 15.
  • "Вестн. Свящ. Син. Прав. Церкви" (обнов.), 1928, № 5, с. 5.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 28-29.
  • M. Pol"skij Novye muceniki I, 25-57; 58-65; 179.
  • Joh Chrysostomus, Kirchegeschichte I, 161 u.a., II, 94, 186, 187, 198, 239, 240; III, 20, 82, 91, 115, 157, 158, 247.
  • Regel"son 286, 294, 299, 310.
  • A. Levetin-V Savrov, Ocerki po istorii I, 67ff., 100ff., 112, 114, 274-292.
  • Struve 27, 39f., 85, 129, 161, 167, 170, 503, 509.
  • N. Rklickij, Zizneopisanie VI, 70.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.25–65.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.289–295.
  • "Дело" митрополита Вениамина: (Петроград, 1922г.). М.: Студия "ТРИТЭ": Российский архив, 1991.
  • Состав преступления отсутствует// Наука и религия. 1991. N 5. С.4–13.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.849–850.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.65.
  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907г. СПб., 1907. С.107.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.2. С.142–145.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.28–29.
  • Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви, 1917–1990. М., 1994. С.50–55.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.1.
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.29,32,33,41,49,73,74,83–91,100,108,112,130,165,190,205,368,424,503,510,618,632,645.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.6.
  • Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.6.
  • За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.87.

Использованные материалы

  • Бовкало А. А., "ВЕНИАМИН (Казанский)," Православная энциклопедия , т. 7, 617-623:
  • Страница сайта Русское Православие :
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3727 http://trezvenie.org/new/library/1471097266.pdf

Почему символ Лондона называется «Биг-беном»? Почему митрополит Петроградский Вениамин получил прозвище «наш батюшка»? Обо всем этом рассказывает новая статья в рубрике значение имени.

Значение имени Вениамин

Имя Вениамин «בִּנְיָמִן» по происхождению древнееврейское. Оно встречается в Ветхом Завете в книге Бытия. Вениамином звали родоначальника одного из двенадцати колен израилевых, младшего сына Иосифа и Рахили. Вопреки воле умирающей Рахили, которая назвала рожденного в муках младенца Бенони («сын скорбей»), Иаков дал ему другое имя – Вениамин. Буквально оно переводится как «сын правой руки», «сын десницы», в переносном смысле ближе значение «сын счастья», «сын моей старости», «любимейший». Имя Вениамин в России не пользовалось популярностью. За ним закрепилось значение церковного, монашеского имени. Это косвенно подтверждают статистические данные. Хотя имя Вениамин и входило в сотню самых популярных в стране имен, на протяжении почти всего XX века, как утверждают исследователи, оно не покидало восемьдесят девятого места в списке. В 1931 году специалисты зафиксировали пик популярности имени, но и тогда на 10000 новорожденных с именем Вениамин приходилось не более восьми. Совсем другое дело Европа и Америка, где имя Вениамини (Бенджамин) пользуется популярностью по сей день.

В Германии Бенжамин распространено в сокращенной форме - Бен. Оно часто является первым из двух имен, которые дают мальчикам (например, Бен Лука) и самым популярным на сегодня именем в Германии. В Англии и США имя Бенжамин не покидает двадцатку самых популярных имен больше, чем целое столетие.

Биг-Бен – история имени

Даже открыточный символ Лондона, часовая башня с колоколом в 14,5 тонн зовется Биг-Бен. Согласно легенде, английские парламентарии очень серьезно подошли к вопросу имени грандиозного колокола, которому предстояло каждую четверть часа оглашать боем столицу. Особая парламентская сессия, на которой развернулись не шуточные дебаты, была посвящена именно этому вопросу. В результате имя колоколу было дано – Биг-Бен. Неясно одно, дали имя в честь заказчика и куратора проекта - инженера-строителя и члена парламента лорда Бенжамина Холла, или в честь прославленного в 50ые годы XIX века боксера Бенжамина Конта. И у того, и у другого было прозвище «Биг-Бен». Но то, что имя Бенжамин, Бен, в русской транскрипции Вениамин, действительно популярно в Англии не первую сотню лет, это точно.

В России положение имени Вениамин также начало меняться. Не исключено, что это связано с возвращением традиции наречения имени новорожденному по святцам. Как минимум четырнадцать раз за год Русская Православная церковь вспоминает святых, носивших имя Вениамин. Среди них, 13 августа, чтится память священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского.

Фото http://ru.wikipedia.org/

В 1873 году в семье священника одного из сел Архангельской губернии родился первенец. Родители дали ему имя Василий. Всех своих четверых детей отец Павел Казанский воспитывал в строгости, трудолюбии и страхе Божием. Василий с большим интересом отдавался учебе. Особенно он увлекался чтением житийной литературы. Еще мальчиком Василий сетовал, что ему выпало жить в такое спокойное время, когда нет возможности пострадать за Христа. Тогда же он решил, что непременно посвятит себя служению Господу.

Он окончил Олонецкую духовную семинарию с отличием, и это позволило ему продолжить учебу в Санкт-Петербургской духовной академии за государственный счет. В 1895 году, будучи студентом второго курса Академии, он принял монашеский постриг с именем Вениамин. А уже через год был рукоположен в сан иеромонаха. А еще семь лет спустя, в 1902 году, возведен в сан архимандрита и назначен ректором Самарской духовной семинарии. В 1905 году святитель Вениамин вернулся в Санкт-Петербург, чтобы возглавить теперь уже Санкт-петербургскую семинарию. Тогда же он был хиротонисан в епископа Гдовского и Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии.

Еще в бытность студентом, святитель Вениамин был участником «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». Это общество устраивало встречи для заводских рабочих Петербурга, на которых обсуждались самые разные религиозные вопросы.

Поэтому когда святитель начал свое епископское служение в Санкт-петербургской епархии, его внимание, как пастыря, было сосредоточены именно на заводских окраинах тогдашней столицы. Понимая круг проблем и тягот, которые несли рабочие, святитель Вениамин старался чаще служить литургии в церквях Путиловского и Обуховского заводов. Своей главной задачей он видел - сеять слово Божие. Старания возвращались к нему сторицей. Он действительно пользовался особенной любовью среди фабричного люда, который за глаза называл его «наш батюшка Вениамин».

Строгий в посте и молитве монах, он был человеком сердечным и внимательным к чужой беде. Простой и искренний в своей проповеди, он излучал неподдельную любовь и тем располагал к себе паству.

Когда после февральской революции в епархиях введено было выборное назначение епархиальных архиереев, святитель Вениамин был одним из немногих, кого избрали в спокойной обстановке единодушия и любви. Во многом это было следствием позиции святителя Вениамина, выступавшего за «свободу Церкви, которая должна быть чужда политики».

В августе 1917 года он был возведен в сан митрополита и с еще большим рвением «полагал душу свою за овцы своя».

В январе 1918 года был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и дан старт уничтожению Церкви и полному ее разорению. Митрополит Вениамин вместе с паствой активно сопротивлялся этому процессу. Однако положение становилось все тяжелее. Вслед за декретом начались аресты и расстрелы духовенства. Стали закрываться монастыри и церкви, уничтожались мощи, началось изъятие церковных ценностей. Это особенно тревожило митрополита, который настаивал не только на добровольном пожертвовании таковых (в 1922 году Петроград был объят голодом), но и на народном контроле над расходованием пожертвованного имущества. Петроградским властям действительно важнее было изъять церковные ценности без лишнего кровопролития и раздражения со стороны населения. Поэтому комиссия помощи голодающим активно контактировала с «Обществом объединенных Петроградских православных приходов», в работе которого принимал участие и митрополит Вениамин. Однако события и перемены в стране происходили с невероятной быстротой. Вчерашние договоренности с властями уже не имели силы. К тому же в марте 1922 года активизировалось движение за «обновление» Русской церкви.

В Петроградского газете «Правда» была опубликована статья, подписанная организаторами обновленческого раскола. В ней патриарх Тихон и духовенство обвинялось в контрреволюционном заговоре против советской власти, в чинимых изъятию церковного имущества препятствиях. Уже спустя два месяца митрополит Вениамин был арестован. Его обвинили в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Вместе с ним к процессу были привлечены 86 человек, большинство из которых принадлежало Обществу Петроградских приходов. Процесс начался в июне 1922 года, а 5 июля суд вынес приговор.

Перед вынесением приговора митрополит Вениамин выступил с последним словом. Много и подробно, приводя веские аргументы и документальные доказательства, он говорил в защиту обвиняемых. И только когда трибунал попросили сказать его, наконец, что-то в собственную защиту он опешил. Со смирением святитель сказал: «…Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все».

Решением Петроградского революционного трибунала митрополит Вениамин (Казанский) был расстрелян вместе с тремя другими участниками судебного процесса в ночь с 12 на 13 августа 1922 года.

Спустя семьдесят лет, в 1992 году решением Архиерейского собора Руской Православной Церкви митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин был причислен к лику святых в лике священномучеников. Тело священномученика Вениамина лежит на братском кладбище Александро-Невской Лавры. День его памяти совершается в день мученической кончины, 13 августа.

Тропарь священномученику Вениамину

Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси,/ пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине./ Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая,/ благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти:/ моли милостиваго Бога/ Отечество наше в Православии и благочестии утвердити,/ мир Церкви даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак священномученику Вениамину

От юности иго Христово на рамо взем,/ истинный страж Православныя Церкве явился еси,/ священномучениче Вениамине./ Клевету, узы, страдания и суд неправедный/ от беззаконных мужественне претерпевая,/ святыню церковную на поругание не предал еси./ Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни,/ во еже пред мученическою кончиною/ со благодарением взывати:// за вся, Господи, слава Тебе.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий), родился в 1873 году в Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях.
Интерес Василия Казанского к душеполезным книгам и усердие в изучении церковной грамоты предопределили выбор жизненного пути: после окончания Петрозаводской Духовной Семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Студентом активно участвовал в деятельности "Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви", организуя беседы среди рабочих. В 1895 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году - во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную Семинарию. С 1898 года - он инспектор Холмской, спустя год - Санкт-Петербургской Семинарии. В 1902 году, после возведения в сан архимандрита, назначен ректором Самарской, а через три года - Санкт-Петербургской Семинарии.
Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Святительский сан Владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник, в простой рясе, без внешних отличий епископского сана, и где крестил ребенка или напутствовал умирающего. Немало труда приложил он к спасению падших женщин, выступая с проповедями в "Обществе Пресвятой Богородицы". Воздействие его наставлений было велико и многие заблудшие раскаялись в греховной жизни.
Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его "наш батюшка Вениамин". Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность в сочетании с открытым лицом, тихим, проникновенным голосом и всё освещавшей улыбкой, располагали к нему даже иноверцев.
События 1917 года вызвали перемены и в жизни Церкви: после Февральской революции правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян. Если в некоторых епархиях это вызвало распри и нестроения, то выборы в Петрограде прошли на редкость спокойно - подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. С 6 марта он - архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.
Сразу же после избрания на Петроградскую кафедру святитель заявил: "Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. И теперь накладывать новые путы на Церковь было бы большой ошибкой. Самая главная задача сейчас - это устроить и наладить нашу приходскую жизнь".
В то смутное время трудно было найти человека столь далекого от политики, как митрополит Вениамин. Приступив к осуществлению своей программы, он все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 года после издания декрета "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви". По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.
Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 году, послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом "похода пролетариата на церковные ценности". Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 года. Митрополит Вениамин ни минуты не колебался в решении этого вопроса. Являя пример высокой христианской любви, он благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих. "Мы все отдадим сами", - говорил святитель.
Однако к голосу Владыки Вениамина власти не посчитали нужным прислушаться. Они объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке как "принадлежащее государству" имущество. Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 года в "Петроградской правде" письмо двенадцати лиц - организаторов обновленческого раскола: они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 года последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.
Святитель Вениамин на процессе был, как и всегда, простым, спокойным, благостным, убеждающим в невиновности других людей. Перед лицом ожидавшей его смерти он, обращаясь к трибуналу, произнес: "Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (святитель при этом широко перекрестился) и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за всё".
5 июля 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.
Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился в 1866 году в Тульской губернии. В 1893 году окончил училище правоведения. Был членом IV Государственной Думы, входил в состав секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 - 1918 годов. Был заместителем председателя правления Общества объединенных петроградских православных приходов.
Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в 1882 году в г. Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и Киевский университет. С 1914 года доцент, затем - профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. Был председателем правления Общества объединенных петроградских православных приходов.
Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров), родом из Одессы, юрист по образованию, бывший присяжный поверенный. Был юрисконсультом Лавры в Петрограде.
На братском кладбище Александро-Невской Лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.

Вениамин Петроградский и Гдовский, митрополит, священномученик (1847 - 1922), родился в Олонецкой губ. в семье свящ. Павла Казанского и был крещен с именем Василий. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и там же принял монашеский постриг с именем Вениамин.

Вскоре он был рукоположен в священники, а в 1910 был поставлен во епископа города Гдова. В 1917 владыка Вениамин стал Петроградским митрополитом. Ему выпало служить в тяжелейшие для Церкви времена: хаотичные нападки на Церковь в революционные годы сменились организованными преследованиями. Был начат процесс “изъятия церковных ценностей”, поводом к которому послужил голод в Поволжье. Митр. Вениамин был и сам готов отдать голодающим все, веками накопленное Церковью. Но новой власти не нужны были добровольные пожертвования. Владыка был обвинен в сопротивлении изъятию ценностей, предан суду и вместе с тремя своими сподвижниками - архимандритом Сергием Шейным, Ю. Новицким и И. Ковшаровым - приговорен к смертной казни. Они были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа 1922. В апреле 1992 св. мученики были канонизированы.

Память сщмч. Вениамину отмечается 31 июля/13 августа и в воскресенье после 25 января/7 февраля (в Соборе ново-мучеников и исповедников Российских).

Вениамин (в миру Казанский Василий Павлович), сщмч., митр. Петроградский и Гдовский (17.04.1873-31.07.1922), церковный и общественный деятель, участник право-монархического движения.

Родился в семье священника в д. Нименский погост Каргопольского у. Олонецкой губ. По окончании Петрозаводской ДС поступил в С.-Петербургскую ДА, где в 1895 принял постриг, а в 1896 рукоположен во иеромонаха. По окончании Академии (1897) назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую ДС. С 1898 инспектор Холмской ДС, с 1899 - С.-Петербургской. В 1902 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Самарской ДС. С 1905 ректор С.-Петербургской ДС. 24 янв. 1910 хиротонисан в Александро-Невской Лавре во еп. Гдовского, вик. С.-Петербургской епархии. Население столицы полюбило владыку за доброту и сердечность. Приемная его всегда была полна народа, он старался каждого выслушать и утешить.

Владыка сочувствовал монархическому движению и оказывал ему поддержку. Летом 1911 совместно с архиеп. Антонием (Храповицким) и еп. Гродненским Михаилом (Ермаковым) он совершил чин закладки Феодоровского собора в память 300-летия царствования Дома Романовых в Петербурге на углу Тверского пер. и Полтавской ул. Собор строился на пожертвования, собранные Союзом Русского Народа (СРН) и др. монархическими организациями России, и замышлялся как храм-памятник патриотам, за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим. В храм планировали перенести икону Феодоровской Божией Матери, которой был благословен на царство первый Государь династии Романовых Михаил Феодорович. Позднее владыка служил молебны при открытии Съезда сторонников Маркова (4-й Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Санкт-Петербурге 14-16 мая 1912), 5-го Все-российского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 16-20 мая 1912 и 6-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 19-23 февр. 1913.

2 марта 1917 после ареста и низложения с Петроградской кафедры митр. Питирима (Окнова) управление столичной епархией временно было возложено на первого викария еп. Гдовского Вениамина, который 6 марта был возведен в сан архиепископа. 3 июня 1917 владыка был избран архиеп. Петроградским и Ладожским. Это был первый случай народного избрания епископа на церковную кафедру. 13 авг. 1918 возведен в сан митрополита.

В 1921-1922 советской властью была предпринята новая попытка уничтожить Церковь в России. Поводом для развязывания репрессий был избран голод в Поволжье. Изъятие богослужебных предметов в церквах Петрограда сопровождалось волнениями народа. В церкви Путиловского завода рабочие не позволили произвести изъятие. В других приходах при появлении советской комиссии ударяли в набат, созывая верующих оказать сопротивление. В мае митр. Вениамин был арестован и помещен в дом предварительного заключения. Кроме него, к делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей были привлечены еще 86 чел. Процесс по делу митр. Вениамина проходил с 10 июня по 5 июля 1922. Трибунал приговорил к расстрелу митр. Вениамина и еще 10 чел. Расстрелян вместе с архим. Сергием (Шейным), И. М. Ковшаровым и Ю.П.Новицким в ночь с 12 на 13 августа на станции Пороховые по Ириновской железной дороге. Перед казнью все были обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать духовных лиц. Прославлен в апреле 1992 на Архиерейском Соборе РПЦ.

Арх.: РГИА. Ф. 796. On. 439. Д. 216.

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Сочинения:

Преосвященный Аркадий, епископ Олонецкий: Канд. дисс. Петрозаводск, 1900;

Беседа, произнесенная в день закладки церкви. Самара, 1902.

Литература:

Бовкало А. А. Вениамин (Казанский Василий Павлович) // Православная энциклопедия. Т. 7. М, 2004 (библиогр.);

Дело митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М, 1991;

Степанов А. Вениамин (Казанский Василий Павлович) // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003;

Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965.

Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T. 2. Erlangen, 1981.

Здесь читайте:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).