Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Ремонт напольного вентилятора своими руками. Все причины почему не крутится и как разобрать

Для многих регионов привычна жара не только в летнее время, но и в первый месяц осени. Но, не все вентиляторы готовы работать весь квартал без перерыва. В результате вы лишаетесь долгожданной прохлады. Что делать, если не работает бытовой вентилятор?

С чего начать?

Если не работает домашний вентилятор, то его можно проверить, даже не разбирая. Для этого нужно прозвонить проводку устройства, прямо от его кнопки. Смотрим на показатель сопротивления. Для рабочей обмотки он не должен быть равен нулю или быть слишком высоким. Чтобы прозвонить пусковую обмотку, необходимо добраться до конденсатора. Понятно, что если одна из них не функционирует, то не следует рассчитывать на нормальную работу вентилятора.

Далее осмотрите шнур устройства. Исправна ли вилка, целый ли сам кабель. С помощью индикаторной отвертки можно проверить, поступает ли ток к первому соединению на приборе. Если слышен гул или шум при работе вентилятора, то необходимо его смазать с помощью литола или солидола.

Если внешний осмотр не привел к починке вентилятора, то приступаем к изучению отдельных деталей. Один из важных элементов – конденсатор. Лучше всего его проверять с помощью мультиметра. Для этого его придется предварительно выпаять. Но, и внешний осмотр вам скажет о многом. Если конденсатор подтек или вы обнаружили следы коррозии, то можете смело менять его на новый.

Как починить электродвигатель?

Продолжаем дальше искать причины неисправности вентилятора. Все, конечно, зависит от симптомов «пациента». Если ваш вентилятор пахнет горелой пластмассой и извергает искры, то следует проверить электродвигатель. Для этого придется разбирать прибор. Первым делом выполните смазку подшипников. Для этих целей подойдет машинное масло. Возможно, на этом этапе ремонтные работы закончатся.

Почему еще может не работать вентилятор? Произошел обрыв обмотки статора. Проверить гипотезу легко. Запустите вручную лопасти прибора. Для этого толкните их резко рукой по часовой стрелке. Не забудьте сразу же убрать пальцы, иначе заработаете травму. Если вентилятор начал крутится, то «диагноз» подтвердился. Одна из обмоток статора сгорела. Чтобы найти какая из них, прозвоните их все мультиметром. Если подсчитать ремонт обмотки и стоимость бюджетного прибора, то она будет равной. Стоит подумать, что лучше отремонтированный или новый вентилятор.

Если решились на покупку прибора, то не запускайте его. Очищайте периодически двигатель от грязи, а также смазывайте детали устройства. Такие простые методы помогут продлить службу любого вентилятора.

Ваш маленький помощник при включении начинает гудеть и источать неприятный аромат? Еще одна частая поломка вентилятора заключается в лопастях, которые не крутятся. Почему так происходит, ведь еще вчера прибор работал исправно. К сожалению, с такой проблемой сталкиваются многие пользователи, особенно при активной эксплуатации устройства. Сегодня будем разбираться, почему вентилятор гудит, но не крутится?

Разбираем вместе

Если не включается напольный вентилятор и внешний осмотр не дал результатов, то придется раскручивать прибор. Для этого заготовьте заранее отвертку и плоскогубцы. Кстати, этот способ подойдет для тех, кто обеспокоен вопросом, почему напольный вентилятор медленно раскручивается. Реанимация устройства осуществляется в несколько шагов:

1. Снимаем решетку, которая закрывает лопасти вентилятора. Как правило, сетка закреплена на три защелки.

2. Далее снимаем крыльчатку. Зафиксирована она пластмассовой гайкой. Ее необходимо открутить. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить детали. Иначе придется придумывать альтернативу гайке. Кстати, также осторожно снимайте крыльчатку. У недорогих вентиляторов элементы из пластмассы под действием тепла и воздуха быстро выходят из строя. В результате крыльчатка может раскрошиться прямо у вас в руках.

3. Теперь нужно разобрать корпус. Вначале снимаете гайку, которая фиксирует заднюю решетку. Затем постепенно доставайте шурупы, вначале с передней, а затем с задней части вентилятора.

4. Добравшись до кожуха прибора, можете снимать его. Перед вами будет двигатель и редуктор. Последняя деталь, сделана из пластмассы. К ней прикреплен конденсатор. Он необходим для запуска двигателя в работу.

5. Следующий шаг – это извлечение редуктора. Крепится он на несколько шурупов. После их откручивания можно легко снять редуктор со всей начинкой.

6. Далее снимаем винты, которые соединяют корпус двигателя со статором. Теперь мы можем снять переднюю и заднюю часть коробки. На ходу вам будут попадаться резиночки, складывайте их в отдельную емкость. Туда же можно поместить маленькие винтики.

7. Теперь приступаем к чистке самого подшипника и поверхности вокруг него. Грязь снимаем с помощью обычной материи. Затем следует обезжирить поверхность, подойдет ацетон, и вытереть все насухо. В центр подшипника нужно капнуть из масленки.

Таким образом, вы убираете густую смазку, которая проникает внутрь двигателя. В результате его заклинивает, и лопасти вентилятора перестают крутиться. Описанный процесс можно повторить и для настольного прибора, поскольку устроены они одинаково.

Вентилятор на видеокарте не крутится — устройство принудительного охлаждения видеокарт снабжены одним либо двумя вентиляторами. Именно они предназначены рассеивать тепловую энергию от радиатора установленного на графическом процессоре. Через некоторое время эксплуатации оборудования, производительность отвода тепла может заметно снизится. Причиной тому может быть вентиляторы, у которых закончился определенный ресурс использования и они начали работать со сбоем.

В этой публикации мы изложим, какие причины могут послужить для возникновения некорректной работе вентиляторов установленных на GPU. А возможно и полного выхода их из строя.

Перестали вращаться вентиляторы на видеокарте

Не всегда можно своевременно заметить остановку вращения одного или двух вентиляторов установленных на графическом адаптере. Затруднение в визуальном контроле за оборудованием вызывает то, что система охлаждения установлена в закрытом корпусе. При данных обстоятельствах определить, что не все в порядке, в основном получается только тогда, когда карта основательно перегреется. На это сразу указывают такие факторы как, подергивание картинки на мониторе, частые перегрузки компьютера, артефакты и другое.

После снятия крышки системного корпуса выясняется, что при включении компьютера, установленный на GPU . Такого рода проблема может встречаться во время первого пробного старта установленного модуля. Рассмотрим детально основные факторы такой неисправности устройства охлаждения.

Почему остановилось вращение вентиляторов

На сегодняшний день большая часть модерновых графических процессоров снабжены устройством автоматической координации скорости вращения вентиляторов. Иными словами, они начинают работать только при нагреве чипсета до определенной температуры. Прежде, чем делать окончательное заключение о поломках, следует проанализировать как ведет себя система охлаждения с подключенной нагрузкой. В случае, если один или несколько вентиляторов не стартуют при наборе температуры свыше 60°С то вероятнее всего причина в самих вентиляторах либо в электрическом тракте.

1. Когда вентилятор на видеокарте не крутится возможны неисправности механического характера, как правило, они бывают из-за высыхания смазывающей субстанции в подшипниках. Такое явление может создать ситуацию, при которой вентилятор начинает работать только с появлением максимальной нагрузки. То есть, когда на него поступит пиковое напряжение питания. Но возможно и совсем не сможет запустится. На некоторое время решить проблему можно, если в подшипник капнуть немного машинного масла.

Первым делом снимаем кулер с видеокарты, для этого необходимо выкрутить крепежные винты на задней части.

Теперь нужно разъединить модуль с вентиляторами от теплоотвода карты.

Убираем самоклеющиеся шильдик с обратной стороны, закрывающий подшипник.

Некоторые типы вентиляторов выполнены с возможностью добавления в подшипник смазки, а есть где подшипник закрыт наглухо пластиком. В первом варианте под шильдиком имеется резиновая заглушка, которую необходимо извлечь для доступа к подшипнику. Во втором варианте, требуется самому в пластике сделать отверстие.

В нашей ситуации заглушка отсутствует, то в таком случае нужно в пластиковой заглушки сделать чем либо отверстие в центре.

Для обеспечения стабильной и надежной работы вентиляторов необходимо проделать следующие манипуляции. Вначале убираем старую смазку с подшипников, затем следует их промыть чистым бензином. Осуществлять промывку, также можно с помощью шприца, после чего надо дать им просохнуть.

Смазочную субстанцию следует рассредоточить по подшипнику движениями вверх-вниз. Все это должно делаться без фанатизма, достаточно трех-четырех капель из шприца. После того как вы выполнили процедуру смазывания подшипников вентиляторов, можно приступать к их обратной сборке. В случае, если вы не достигли положительного результата в устранении проблемы, то износ трущихся частей вентилятора находится в критическом состоянии. В таком случае, нужно менять либо подшипники, либо покупать новые вентиляторы.

2. Выход из строя каких либо электронных элементов, входящих в состав схемы устройства, может вызвать полную остановку работы вентилятора. Выполнять ремонтные работы таких компонентов весьма невыгодно, проще будет приобрести новый кулер. Впрочем, за неимением других вариантов решить проблему, можно попробовать восстановить работоспособность электронной части самостоятельно. Это при условии, что вы разбираетесь в этом и у вас есть определенные навыки. Кроме этого должно быть соответствующее оборудование и необходимые для ремонта электронные компоненты.

Выполняя ремонт вентиляторов в устройстве принудительного охлаждения графического процессора, имеет важное значение не забывать следующие: все это лишь временное решение проблемы. Такого рода кулеры, прошедшие самостоятельный ремонт, желательно при удобном для вас случае и наличии денежных средств, все же лучше будет заменить на новые. Замену можно выполнить как самостоятельно, так и воспользоваться сервисным центром.

Возникшие в ходе эксплуатации неполадки в системе принудительного охлаждения графического адаптера, способны создать для вас большие проблемы. При критическом нагреве видеокарты может запросто отвалится графический чипсет. В связи с этим, постоянно контролируйте температурную составляющую на видеокарте и систематически наблюдайте за работой вентиляторов. Первым признаком о возникновении неисправности в устройстве охлаждения является повышение характерного шума в системном корпусе. Именно по этому шуму можно предположить, что появились проблемы в системе охлаждения вызванные отсутствием надлежащей смазки в подшипниках вентиляторов либо их полный износ.

Во всех кулерах есть подшипники. Есть разные разновидности подшипники скольжения или просто втулка, или подшипник качения. Вентиляторы с обычной втулкой обычно имеют меньший ресурс в сравнение с вентиляторами с подшипниками качения. Обычно износ вентилятором с подшипниками скольжения можно услышать вентилятор начинает гудеть, шуметь появляется вибрация иногда он просто заклинивает и останавливается в таком случае мы имеем перегрев или какую либо сигнализацию от материнской платы или установленных драйверов.

Шумит кулер в компьютере

Когда пользователь жалуется вам, что его компьютер громко шумит, на самом деле существуют только два типа компонентов, которые могут создавать этот шум: дисководы и вентиляторы охлаждения. Но в большинстве случаев вы обнаружите, что шум генерируется одним из вентиляторов охлаждения внутри компьютера. Большинство компьютеров имеют три охлаждающих вентилятора, один внутри блока питания, один на самом корпусе и один на процессоре. Разумеется, каждый из этих охлаждающих вентиляторов разработан таким образом, чтобы обеспечить максимальную прохладу всей системы, создавая постоянный воздушный поток внутри корпуса, в который будет поступать холодный воздух при перемещении горячего воздуха.

Если какой-либо из этих охлаждающих вентиляторов выходит из строя, система может перегреться и вызвать сбои в работе. Так что ваше первое желание — просто заменить шумный вентилятор. Хотя это довольно простая операция, но это не всегда необходимо. Во многих случаях кулер нуждается только в одной капле масла.

Не крутится кулер на процессоре, блоке питания или видеокарте

Если не крутится кулер на процессоре, на видеокарте и в блоке питания, то у вас могут быть две причины.

Первая причина , самая распространённая и не затратная, кулер перестал крутится потому что у него высохла смазка и после одной капли масла он будет вам служить верой и правдой.

Вторая причина , это вышедшей из строя кулер его можно проверить мультиметром в режим прозвонки, если он будет прозваниваться то значить кулер в рабочем состояние. Прозванивать нужно черный и красный провода.

Чем можно смазать кулер

Многие люди используют WD-40 для смазки всех видов скрипучих или шумных механических компонентов вокруг дома и офиса. Но не пытайтесь использовать WD-40 для смазывания вентилятора компьютера. WD-40 разработан как очиститель / обезжириватель, который можно использовать для ослабления застревающих деталей, предотвращения коррозии и вытеснения воды — все виды проблем, которые обычно не встречаются в компьютерных вентиляторах. WD-40 также является легкой смазкой, которая лучше смазывает что-то вроде шарнира, который только иногда перемещается, а не компонент компьютера, такой как вентилятор, который постоянно движется с высокой скоростью.

Я предпочитаю использовать машинное масло или масло для швейных машин, поскольку оно, помимо того, что является легким маслом, обладает отличной вязкостью, хорошо держится при высоких температурах и специально предназначено для смазывания движущихся частей, работающих на высоких скоростях. Также есть специальная силиконовое масло для кулеров.

Как работает кулер компьютера?

Почти все вентиляторы компьютерного охлаждения сконструированы вокруг сборки подшипников скольжения, хотя я столкнулся с некоторыми вентиляторами компьютерного охлаждения, которые используют узел шарикоподшипников. В этой статье я остановлюсь на сборке подшипников скольжения.


Узел подшипника скольжения состоит из вала (к которому прикреплена лопасть вентилятора), который вращается внутри неподвижного цилиндра. В этом случае цилиндр выполнен из пористого металла, пропитанного маслом. По мере того, как вал вращается, масло выталкивается из цилиндра, создавая пленку масла, по которой движется вал. Эта пленка масла предотвращает контакта металла об металл и тем самым устраняет трение и почти все шумы. Этот тип подшипникового узла подшипника показан на рисунке выше.

Узел подшипника скольжения состоит из вала, который вращается внутри неподвижного цилиндра.

В идеальном подшипниковом узле количество масла в подшипнике является правильным количеством и остается постоянным на протяжении всего срока службы вентилятора. Однако, если сборка не запечатана должным образом, часть масла может со временем высохнуть. Когда это произойдет, вращающийся вал войдет в непосредственный контакт с неподвижным цилиндром, который создает звук соскабливания или шлифования.

В дополнение к шуму, повышенное трение приведет к вращению вентилятора медленнее, что, в свою очередь, уменьшит поток воздуха. Если воздушный поток будет уменьшен, система будет работать более горячая, чем должна, что подвергает определенные компоненты риску сбоя. Пополнение запаса масла в узле подшипника скольжения изменит это условие.

Как смазать кулер блока питания и кулер системного блока.

Для начала откручиваем кулер в компьютера, отсоединяем провода идущие к кулеру, очищаем то пыли, и ложим его на стол, если этот кулер с блока питания или кулер с отвода теплого воздуха с системного блока, то аккуратно снимите стикер находящийся с противоположной стороны лопастей. Там должен быть уплотнительная резинка или пластикатовая крышка которую нужно открыть и с помощью шприца капнуть каплю масла.

Затем пальцами прокрутить лопасти кулера, чтобы масло распределилась равномерно по всей поверхности. Далее закрываем уплотнительную резиновую заглушку, и клеим стикер, если стикер не приклеивается то заместо него клеим кусочек изолены.

Также существует неразборные кулера у них за стикером нет резинового уплотнителя там впаяна пластиковая вставка. Однако и такой тип кулера можно смазать но это более сложнее. Но у некоторых неразборных кулеров нет фиксировано шайбы поэтому крыльчатка может выйти с помощью незначительных усилий пальцами, пробуем отделить лопасти кулера от корпуса без сильных усилий если лопасти кулера отделились то смазываем вал маслом и вставляем его обратно если нет то читаем дальше. Для смазывания неразборногокулера нам понадобится дрель или пассатижи и сверло не слишком большого размера 2-4 мм. Высверливаем в центре отверстие, только будьте аккуратны, не переусердствуйте и не повредите вал и подшипники, убираем пластиковую стружку из отверстия затем капаем 1-2 капли масла в просверленное отверстие желательно с помощью шприца. После смазывания прокрутите лопасти кулера для равномерного распределения масла и закройте отверстие изолентой или чем-нибудь другим на ваш выбор, главное чтобы масло не выбежало обратно.

Советую не заливать масла по самые края так как лишние масло все равно вытечет.

Как смазать кулер видеокарты и процессора

Для смазывания кулера видеокарты нужно предварительно снять видеокарту на ней будет находится кулер с радиатором, желательно если вы давно не меняли термопасту снимать кулер вместе с радиатором и заодно поменять термопасту, читайте также как правильно наносить термопасту . Под лопастями кулера будут находится в основном 3 болтика откручиваем их и отсоединяем кулер от радиатора но должен выйте без усилий.

С обратной стороны крыльчатки есть стикер также отклеиваем и смотрим если там пластиковая или резиновая крышка то снимаем крышку и катаем каплю масло прокручиваем крыльчатку пальцами и собираем все в обратном порядке.

Если за стикером нет крышки то берем сверло от 2-4 мм, и дрель можно если дрели нет можно прокручивать сверло пассатижами или проковырять ножом если совсем нечего нет, убираем пластиковую стружку и капаем 1-2 капли масла и заклеиваем изолентой просверленное отверстие чтобы масло никуда не делось.

С смазкой кулера процессора в основном практически все тоже самое только отличается крепления кулера к радиатору. Он может фиксироваться защелками или крепится болтиками. Также есть виды кулеров где вам не потребуется отсоединять кулер от радиатора чтобы смазать, на них кулер стоит сразу нужной нам стороной.

Если вы не совсем поняли как смазать кулер смотрите видео ниже там все показано наглядно.

Видео



Поленился я написать этот материал летом, но тем не менее он пригодится на следующую "хреновую зиму")))
Несмотря на то. что лето уж закончилось, но та долгая жара, которая нас допекла во всех смыслах, у многих останется в памяти надолго. Я уже писал , но самым популярным средством занявшим все топы хит-парадов хозяйственных магазинов и магазинов бытовой техники стал вентилятор и кондиционер. Когда синоптики стали для нас чем-то более близким к богу на пару месяцев, мы все ринулись раскупать вентиляторы и эта масса пластмассовых жужжащих лопастей обдувала наши потные изнемогающие тельца сутками напролет. Кому-то повезло больше и у него был не один, а два вентилятора, что несомненно вызывало дикую зависть у тех кто имел от вентилятора только возможность увидеть ценник на пустом прилавке. Но так или иначе любая механическая техника рано или поздно выходит из строя к коей относится и настольная и напольная "вертелка". Особенно часто вентиляторы ломались у людей в жару когда они молотили без устали 25 часов в сутки. Многие просто тупо выбрасывали своих спасителей на свалку или выставляли в коридоре по простой причине "при включении вентилятора в розетку он не крутится или крутится крайне медленно, издавая гудение и источая запах". Я тоже столкнулся с такой проблемой когда у меня встал вентилятор. Поскольку вентиляторы в магазинах дефицитные, а обдува хочется постоянно, я принялся чинить вентилятор, а заодно решил докопаться до проблемы выхода его из строя.
Несмотря на то, что вентиляторы бывают напольные и настольные, разница в конструкции между ними не больше чем между вилкой и ложкой. Поэтому кто поймет как я разбирал свой напольный вентилятор, наверняка поймут как разобрать настольный.
Итак, придвиньтесь к монитору поближе, дядя Чинилкин начинает инструктаж.

Фото 1. Берем и ставим рядом с собой вентилятор, а также кладем рядом отвертку, плоскогубцы, хлопчатобумажную тряпочку и масленку. Если вы не знаете как пользоваться этими вещами, то пригласите к монитору папу или маму.
Фото 2. Снимаем защитную сетку с вентилятора, открыв три защелки.
Фото 3. Отворачиваем пластмассовую гайку против часовой стрелки. Когда будете ее заворачивать назад, не прикладывайте дюжей силы дабы не сломать ее. Запасную вы нигде не купите!
Фото 4. Теперь легко снимайте крыльчатку с оси двигателя. Опять же, будьте осторожны, поскольку пластмасса из которой сделана крыльчатка со временем рассыхается и крошится. Сломаете место посадки - будете извращаться с изолентой, наматывая в место посадки на валу, чтобы хоть как-то восстановить передачу вращения.
Фото 5. Сняв крыльчатку, отворачивайте пластмассовую гайку-звездочку которая крепит заднюю решетку к корпусу.
Фото 6. Теперь открутите все шурупы с передней части корпуса. Иногда шурупы плохо выходят, но вы не усердствуйте отверткой, иначе расхерачите в пластмассе резьбу.
Фото 7. Вывинтите шуруп с задней стенки корпуса который, собственно, крепит кожух корпуса.
Фото 8. Теперь когда снят кожух, вы видите, что основная часть вашего привода состоит из двух вещей: из самого двигателя, сделанного к счастью из металла и редуктора поворотного механизма, выполненного из пластмассы. Этот редуктор состоит из червячной передачи и звездочки, которая и поворачивает ваш вентилятор влево-вправо при работе. К редуктору прикреплен на маленьком шурупе конденсатор который нужен, чтобы двигатель вентилятора мог запускаться.
Фото 9. Окрутите 3 шурупа (или винта - у кого как), которые крепят фланец редуктора к двигателю и аккуратно снимайте пластмассовую начинку редуктора. На фото вы видите задний хвостовик вала с червяком, с которым происходит зацепление механизма редуктора. Кстати кому интересно, могут отвернуть еще 3 шурупчика редуктора и заглянуть внутрь и обнаружить, что механизм там полностью пластмассовый и смазан густой смазкой.
Фото 10. Теперь пришла очередь открутить 4 винта, которые соединяют две половинки корпуса двигателя со статором. Винтики и шурупчики складывайте в баночку, чтобы потом не пришлось их искать под столом или диваном.
Фото 11. Потихоньку сдергиваем заднюю стенку двигателя, если надо то прокручивая ее вдоль оси двигателя.
Фото 12. Тоже самое проделайте с передней крышкой. обратите внимание, что на валу присутствует еще резиновая прокладочка, которую важно также сохранить. Но пока ее надо стянуть с вала и положить в туже баночку.
Фото 13. Возьмите в руки крышки и сначала удалите тряпочкой всю грязь в подшипниковой узле. Можете намотать тряпку на тонкий стержень, чтобы было удобнее водить через отверстие тряпку. После того, все обезжирьте ацетоном или бензином, снова вытрите насухо и капните из масленки в подшипник (отверстия по центру крышки). Смазку использовать только жидкую! Никакого литола, солидола и т.д.! Консистентная смазка при работе закоксится (образует нагар) на валу за пару суток непрерывной работе в жару и вы снова полезете разбирать свой кулер.
Фото 14. Теперь о самом главном- причине заклинивания двигателя. Главной причиной заклинивания вентиляторов, т.е. основной причины выхода из строя является та самая густая смазка, которая есть в редукторе и на валу заднего хвостовика двигателя. Во время работы смазка увлекается по валу в подшипник и там образуется нагар который с течением времени становится больше и клинит двигатель. Надо обязательно вытереть всю густую смазку с хвостовика вала и в самом редукторе на той детали которая будет зацепляться с этим валом!. Обязательно! Смысла от смазки в пластмассовом редукторе нет до тех пор, пока его не станут делать из металла.
Собирать назад все надо в обратной последовательности как это делали китайцы до вас.
Если картинка мелковата, то кликаем по ней и смотрим крупнее.