Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Пересказ пьесы на дне по действиям. М

Пьеса (1902, опубл. 1903)

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!»

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые…» Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…» - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

Год написания:

1902

Время прочтения:

Описание произведения:

Пьесу На дне написал в 1902 году Максим Горький . По своему направлению в литературе пьеса относится к глубокой социальной драме. Когда пьеса вышла в свет, ее жанр был достаточно своеобразен и даже новаторским, а сам Горький охарактеризовал свое произведение На дне, чье краткое содержание вы найдете ниже, как "картину".

Интересно, что в пьесе отсутствует традиционный сюжет, как таковой, действие развивается благодаря диалогам и спорам, а не событиям. И очень важный момент: в пьесе На дне у Горького нет главных и второстепенных персонажей, каждый герой играет важную роль.

Читайте ниже краткое содержание пьесы На дне.

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (54 года) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твёрдого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актёр (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 года), Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьёт Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьёт сестру. Сатин и Актёр (бывший актёр провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картёжники, Сатин ещё и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряжённый момент Лука фактически сбегает, оставив обнадёженных людей. Актёра это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актёра, то досадливо и с горечью говорит: «Эх... Испортил песню... дурак!» Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но ещё не обрело веры в самоё себя. Отсюда всеобщее чувство безнадёжности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актёр и Бубнов (резонёр-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые...» Мир обветшал, обессилел, идёт к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут...» - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в неё какого-либо смысла. Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и учёном, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушёл и повесился (параллель с будущей смертью Актёра). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

Пьеса М.Горького "На дне" была написана в 1902 году. Она представляет собой социально-философскую драму. Горькому удалось удивительно точно изобразить тяжелую жизнь социальных низов. Кроме того, автор поднимает важную философскую проблему. Что есть правда? Нужна ли правда всегда и везде или в некоторых случаях человеку лучше солгать? На эти вопросы он отвечает на протяжении 4 актов своего произведения. Краткое содержание "На дне" поможет разобраться в идейном и художественном наполнении драмы.

Композиция

Пьеса состоит из четырех действий. В отличие от пьес предшествующей эпохи, Горький не делит их на явления. Также он нарушает и характерное для классической драмы триединство. Единым остается только место действия - ночлежка. Промежуток времени, изображенный Горьким, довольно продолжительный.

Краткое содержание. "На дне" как социальная драма

Безусловно, пересказ этого произведения по большему счету позволит выявить лишь социальный пласт. Так как для того, чтобы понять его философское наполнение, необходимо обратиться не к действию, а к диалогам героев. Чтобы раскрыть свое отношение к таким философским категориям, как правда и ложь, Горький привлекает разные образы. "На дне" - это драма жизни, переданная через общение героев.

Акт 1

Начинается с описания ночлежки. Перед нами нищенское жилище, где ободранные стены, вместо кроватей нары, а потолок давит на жителей. На постели лежит умирающая от чахотки Анна. Остальные жители ночлежки ведут спор о том, кто должен дежурить. Из диалогов героев мы понимаем, что Актер спился, он говорит, что его организм отравлен алкоголем. Сатин же питает страсть к трудным словам, а их он знает немало, так как раньше работал на телеграфе и много читал. Пепел - вор, которому легко достаются деньги. Клещ - слесарь, который надеется на то, что после смерти жены Анны он сможет покинуть ночлежку. Василиса, жена хозяина ночлежки Костылева, влюблена в Пепла и преследует его. А Пепел же неровно дышит к ее сестре Наталье, которую старшая сестра страшно тиранит. Краткое содержание "На дне" не может передать всего того, что происходит в ночлежке. Люди не понимают друг друга, не поддерживают, хотя попали в одинаковое положение. Напротив, они издеваются друг над другом, подтрунивают, оскорбляют и грубят. Появляется новый житель - Лука. Он странник, пожилой, его приводит Наташа.

Акт 2

Жители играют в карты. Безучастен лишь Лука и Анна. Она жалуется старцу на свою жизнь, она боится, что и после смерти ее ждут муки. Но Лука утешает ее, говорит о том, что "там" она будет спокойна, что смерть - это утешение для таких страдающих людей. Остальным жителям ночлежки нет дела до предсмертных мук Анны. Они слышат, что рассказывает Лука и обвиняют его во лжи.

Василиса тем временем предлагает Пеплу убить ее мужа, тогда она даст ему достаточно денег для того, чтобы он уехал с Наташей. Лука услышал этот разговор и советует Пеплу забирать любимую и ехать в Сибирь, ведь там он сможет начать новую жизнь. Актеру же странник рассказывает о городе, в котором есть клиника, где лечат от пьянства бесплатно, однако название этого города он позабыл.

Акт 3

Отношения в ночлежке обостряются. Клещ, Барон, Бубнов и Пепел обвиняют Луку во лжи. Клещ ненавидит всех и вся, он не хочет слышать ни правду, ни лживые обещания Луки. Правда в том, что у них нет жизни. Пепел и Бубнов утверждают, что врать человеку нельзя.

Лука рассказывает историю о праведной земле. Один человек верил, что такая земля есть. но один ученый открыл ему тайну, человек расстроился и повесился. Лука доказывает этим, что правдой вылечить душу нельзя, а ложью можно.

Это центральная проблема в пьесе "На дне". Характеристика монологов Луки, Пепла, Бубнова и Сатина помогает разобраться, на чьей же стороне автор. Однако мы узнаем это только в четвертом действии.

Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Василиса в ярости. Завязывает драка. Василиса обварила ноги Наташи кипятком. Пепел, который вступился за нее, в пылу драки убивает Костылева. Лука незаметно исчезает.

Акт 4

Четвертый акт является показательным для понимания идейного замысла пьесы "На дне". Горький именно здесь завершает исследование вопроса о правде. Жители ночлежки обсуждают происшедшее. В первую очередь их интересует исчезновение Луки и его поведение. Практически все сошлись во мнении, что Лука - добрый человек, который обманывал их из сострадания. Больше всех заступается за странника Сатин. Именно в его уста Горький вкладывает свою мысль о правде. Сатин произносит длинный монолог, в котором он оправдывает Луку, однако не соглашается с ним. Жители заводят песню и вдруг узнают, что Актер покончил жизнь самоубийством.

Монолог Сатина

Конечно, утверждающий гуманизм Сатина имеет смысл. Для обитателей ночлежки правда может стать толчком к совершению поступков, к тому, чтобы люди начали действовать, изменять свою жизнь. Лука же просто облегчал на минуту страдания, не давая возможности излечиться.

Сложную композицию драмы можно проследить, составив план.

"На дне": план по актам

1. Описание ночлежки, ее жителей.

2. Игра в карты, споры жителей ночлежки. Анна при смерти. Появляется Лука.

3. Лука дает всем ложные надежды.

4. Наташу обжигают кипятком. Драка, случайное убийство Костылева.

5. Исчезновение Луки. Пепел под следствием. Наташа пропала.

6. Сатин произносит жизнеутверждающий монолог.

7. Актер совершает самоубийство.

План "На дне" показывает, что в пьесе происходят события, она довольна динамична, читать ее интересно.

Выводы

Пьесу можно рассматривать как социальную или философскую драму. Горький вводит ряд новшеств в жанр драмы, он усложняет действие, расширяет временные границы. Гимн человеку - так емко можно назвать пьесу "На дне". Горький вкладывает свою мысль об этом в уста своего героя Сатина. В начале 20 века данное произведение звучало особенно остро и злободневно. Ведь в подобных ночлежках проживала масса людей, каждый со своей сложной судьбой и безрадостным будущим.

Пьеса содержит в себе как бы два парал-лельных действия. Первое — соци-ально-бытовое и второе — фило-соф-ское. Оба действия разви-ва-ются парал-лельно, не пере-пле-таясь. В пьесе суще-ствуют как бы два плана: внешний и внут-ренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принад-ле-жащем Михаилу Ивано-вичу Костылеву (54 года) и его жене Васи-лисе Карповне (26 лет), живут, по опре-де-лению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твер-дого соци-аль-ного статуса, а также рабо-та-ющие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, прости-тутка (24 года), Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крюч-ники (возраст не назван). В доме появ-ля-ются Квашня, торговка пель-ме-нями (под 40 лет) и Медведев, дядя Васи-лисы, поли-цей-ский (50 лет). Между ними очень сложные отно-шения, часто завя-зы-ва-ются скан-далы. Васи-лиса влюб-лена в Ваську и подго-ва-ри-вает его убить своего пожи-лого мужа, чтобы быть едино-личной хозяйкой (во второй поло-вине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську аресто-вы-вают). Васька влюблен в Наталью, сестру Васи-лисы (20 лет); Васи-лиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провин-ци-альных театров по фамилии Сверчков-Заволж-ский) — полно-стью опустив-шиеся люди, пьяницы, картеж-ники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промо-тавший все состо-яние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ стара-ется зара-ба-ты-вать своим слесарным инстру-ментом; его жена Анна заболе-вает и нужда-ется в лекар-ствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окон-ча-тельно опус-ка-ется «на дно».

В разгар пьянок и скан-далов в ночлежке появ-ля-ется странник Лука, жале-ющий людей. Он обещает многим несбы-точное светлое будущее. Анне он пред-ре-кает загробное счастье. Актеру расска-зы-вает о бесплатной лечеб-нице для алко-го-ликов. Ваське и Наташе сове-тует уйти из дома и т. д. Но в самый напря-женный момент Лука факти-чески сбегает, оставив обна-де-женных людей. Актера это доводит до само-убий-ства. В финале ночлеж-ники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досад-ливо и с горечью говорит: «Эх... Испортил песню... дурак!» Внут-ренний план. В пьесе стал-ки-ва-ются две фило-соф-ские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказав-ше-гося в тупике чело-ве-че-ства, которое к началу XX в. поте-ряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самоё себя. Отсюда всеобщее чувство безна-деж-ности, отсут-ствия перспек-тивы, которое, в част-ности, выра-жают Актер и Бубнов (резонер-песси-мист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые...» Мир обветшал, обес-силел, идет к концу. Сатин пред-по-чи-тает прини-мать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он пред-ла-гает бросить рабо-тать. Если все люди бросят рабо-тать, то что будет? «С голоду сдохнут...» — отве-чает Клещ, но тем самым он лишь раскры-вает бессмыс-ленную сущность труда, который направлен только на поддер-жание жизни, а не на привне-сение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзи-стен-ци-а-лист, человек, прини-ма-ющий абсурд-ность миро-здания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обна-жи-лась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придер-жи-ва-ется Лука. Он считает, что именно страшная бессмыс-лица жизни должна вызы-вать особую жалость к чело-веку. Если для продол-жения жизни чело-веку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука расска-зы-вает притчу об иска-теле праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и пове-сился (парал-лель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утеши-тель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыс-лице жизни, ибо он не знает своего буду-щего, он только странник в миро-здании, и даже земля наша в космосе стран-ница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появ-ление Луки прово-ци-рует Сатина на его монолог о Чело-веке, который он произ-носит, подражая голосу своего оппо-нента (прин-ци-пи-альная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать чело-века, но, сказав ему всю правду о бессмыс-лен-ности жизни, подвиг-нуть его к само-ува-жению и бунту против миро-здания. Человек, осознав трагедию своего суще-ство-вания, должен не отча-и-ваться, а, напротив, почув-ство-вать свою ценность. Весь смысл миро-здания — в нем одном. Другого смысла (например, христи-ан-ского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в чело-веке, все для чело-века».