Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Молитвы Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Взыскание погибших», или «Избавление от бед страждущих». «взыскание погибших» икона божией матери

О происхождении образа «Взыскание Погибших» существует много легенд, он широко известен, почитаем не только в России, прославился как чудотворный. Создание иконы специалисты датируют 17 в. Название появилось благодаря покаянной повести священника Феофила.


О чем поведал Феофил

Жил некий священник в Адане (ныне на территории Турции), имел сан архидиакона. Занимая должность церковного управителя, он был избран епископом. Но скромность побудила Феофила отказаться. Епископ, поставленный вместо него, лишил Феофила должности из неприязни. Это пробудило желание мести.

Тогда бывший эконом через колдуна связался с князем тьмы, заключил с ним сделку. В обмен на епископский сан Феофил отрекся от Христа и Богородицы. Долгие годы он спокойно руководил церковью, но вот совесть заставила покаяться. В посте и молитве грешник просил о помощи, наконец Богородица явилась ему и обещала свою помощь. Спустя еще 3 дня зловещий контракт появился в покоях Феофила. Он с мольбой о прощении отнес его к избранному епископу.

Если даже такой грех, как отступничество, может покрыть любовь Божией Матери, что уже говорить о помощи тем, кто просто устал, отчаялся в борьбе с обстоятельствами. Без сомнений должны они возносить молитву возле иконы «Взыскание погибших» и помнить о том, что только смерть необратима, а пока человек жив, он имеет все средства для спасения души.


Как выглядит икона «Взыскание погибших»

Написано много образов иконы, на большинстве из них Богородица держит стоящего младенца Христа правой (иногда - левой) рукой. Голова ее может быть покрыта красным или белым омофором. Но часть иконописцев оставила Мадонну только с нимбом, под которым видны длинные вьющиеся волосы.

Это исключительный случай, когда Богородица написана с непокрытой головой. Считается, что омофор она отдала, чтобы покрыть им людские грехи. Такой красивый символ самопожертвования - ведь появляться на людях в подобном виде считалось позором. И сейчас входить в храм без головного убора женщинам запрещено. Это должно напоминать людям, как сильно за них переживает Царица Небесная.

Спаситель нежно прильнул к ланите своей матери, которую обнимает за шею одной рукой, другая покоится у ее воротника. Где-то Богомладенец стоит на прямых ногах, где-то - полусидит на руках матери. Ножки Спасителя, однако, видны на каждой иконе, независимо от ее происхождения.

Ладони Богородицы на большинстве икон сомкнуты (на других - просто сведены), поддерживая Богомладенца. Большинство образов «Взыскание погибших» показывают только Спасителя в полный рост, Богородицу же лишь по пояс. Но есть и такие, где Царица Небесная стоит босая на облаке.

Стилей написания довольно много, но общая композиция сохраняется. Выбрать можно тот образ, что больше по душе, все равно это будет икона Божией Матери «Взыскание погибших». Для молитвы имеет значение лишь духовный настрой, а не цена или происхождение иконы.


В чем помогает икона «Взыскание погибших»

Около иконы «Взыскание погибших» о чем только не молятся. Не стоит забывать, что строгих рамок тут нет - Царица Небесная не ограничивает людей в обращениях. Но особенно известен этот образ тем, что помогает путешественникам. Просить можно и за тех, кто погибает от своих грехов, заблуждений, в том числе за детей.

В жизни случается всякое - бывает, что люди не возвращаются домой, отправившись в дальний путь или просто по обычным делам. Тогда родным ничего не остается как ждать, надеяться и молиться. К кому же обратиться, как не к Царице Небесной?

Часто рассказывают случай, произошедший три столетия назад в Калужской области. Благочестивого крестьянина застала в пути сильная метель, лошади уже не могли идти дальше. Засыпая последним сном, Федот попросил помощи у Божией Матери. Благодаря ее чудесному вмешательству, крестьянин был обнаружен жителями соседнего села. Они услышали чей-то призыв и поспешили на помощь.

В 20 веке жена священника, попавшего под репрессии, хотела в отчаянии покончить с собой. От этого тяжкого греха остановила ее молитва Богородице. На другой день она нашла сверток с золотом, оставила мысли о самоубийстве, а трое малолетних детей не лишились матери.

Московский список

Списком называется копия иконы, часто она тоже дарует чудеса. Так образы получают собственную историю. Местом хранения московской иконы на сегодняшний день является известный храм Воскресения в Брюсовом переулке. Икона «Взыскание погибших» попала туда, пройдя через многие испытания, сменив разные места пребывания.

Считается, что автором иконы был некий итальянец, написавший ее в начале 19 в. для одного богатого дворянского рода. Внезапно семью стали преследовать беды: умирает жена, наступает нищета. Последний мужчина в роду и глава семьи впал в отчаяние - на руках несколько дочерей, как их выдать замуж, не имея денег? С горя он начал пить, но все же нашел в себе силы попросить помощи у небесной покровительницы рода человеческого.

Вскоре дела наладились, судьба девушек была устроена. А благодарный отец семейства счел, что чудотворный образ должен помогать и другим людям. Поэтому он отдал его в храм. Икона «Взыскание погибших» имеет большое значение для отчаявшихся людей, они толпами стали приходить к святыне. Иногда ее называют «Избавление от бед страждущих».

Вторжение Наполеона стало причиной гибели образа, который был расколот на несколько частей. Затем икону восстановили, даже построен придел в ее честь. Но во времена гонений советской власти на Церковь образ побывал в разных церквях, пока не оказался в храме на Успенском овраге. В конце прошлого века от пожара пострадал киот, но сама икона уцелела.

Как и 200 лет назад, не иссякает людской поток ищущих помощи и заступничества, ведь взыскание погибающих - это чудо, постоянно совершаемое у иконы Божией Матери постоянно. Образ украшен кольцами, цепочками, прочими предметами, которые приносят благодарные прихожане, получившие помощь. Жители и гости Москвы каждую неделю (обычно по воскресным дням) могут прийти и послушать акафист, который читается возле иконы «Взыскание погибших».

Самарский чудотворный образ

Образ «Взыскание погибших» из Поволжья и Самарского края известен с 19 в., благодаря очерку, составленному по письмам монахини Анатолии. Более 20 лет она постоянно наблюдала за чудесами, происходившими возле иконы.

Сначала икона хранилась в семье Кадышевых, куда попала чудесным образом, явившись на Волге. Нашедший ее воевода был исцелен от болезни. Его жена, став вдовой, решила уйти в монастырь. В Раковскую обитель она взяла и чудесный образ. Во время молебна перед иконой получил выздоровление сын известного графа. Слухи дошли до Митрополита Филарета. Он пожертвовал иконе богатый серебряный оклад.

Сама икона небольшого размера (32 на 24 см), написана на доске, платье Богоматери красное, покров и хитон Младенца Христа отделаны золотом. Рукописи говорят, что образ мог изменять свой внешний вид. Обычно темный, перед каким-нибудь радостным событием лик Богоматери светлел, черты его становились хорошо различимы. Случались случаи мироточения, которые также письменно зафиксированы.

После закрытия монастыря, икона перешла в кафедральный собор Самары, где пребывает по сей день. Каждый вторник перед ней поется акафист, образ проносят во время ежедневного крестного хода вокруг города.

Образ для Матронушки

Известная святая Матрона для своего храма заказала икону «Взыскание погибших». Она увидела образ во сне, говорила, что хочет такую для своего храма, и решила начать сбор средств. Женщины пошли по окрестным деревням (уже тогда святая пользовалась большим авторитетом), необходимая сумма набралась. Матрона заказала образ в Богородицке, откуда его с крестным ходом понесли в Себино. Слепая от рождения святая смогла предсказать время, когда икона пребудет в деревню, и не ошиблась.

Икона стала главной местной святыней, прославилась многими чудесами, которые по молитвам у иконы «Взыскание погибших» происходили постоянно. Во время засухи ее выносили в поле, молились, дождь начинался практически сразу. Сегодня образ пребывает в Московском Покровском монастыре. Там почила святая старица, там теперь и ее любимая икона.

Храмы в России в честь иконы «Взыскание погибших»

Чудеса на протяжении столетий сопровождают образы Богородицы, поэтому неудивительно, что в их честь освящено много храмов на территории России.

  • В Чебоксарах есть кирпичный храм в честь чудотворной иконы «Взыскание погибших», первый камень был заложен в 1996 г. Партиархом Алексием II. Над проектом здания трудились лучшие архитекторы города. В храме ведется активная работа с прихожанами, детьми-сиротами.
  • В Воронеже освящен храм-мемориал, имеющий очень необычную форму - цилиндрическую, окна узкие и высокие, колокольня расположена около входа, выполнена в виде арки. Высота сооружения - 16 м.
  • Домовый храм на Зацепе (г. Москва) заложен в начале прошлого века, начал действовать в 1905 г. Во время гонений здание использовалось под хозяйственные нужды. В 2016 г. храм заново освящен, сегодня является действующим.

Икона «Взыскание погибших» не помогает в чем-то одном, просить можно о многом.

  • Поиски достойного жениха.
  • Избавление от тяжелых болезней.
  • Духовные немощи.
  • Исцеление греха пьянства.
  • Избавление от нищеты.
  • Помощь погибающим в грехах детям.

Велика надежда народа на заступничество Царицы Небесной. Даже считая себя погибшими для Царства Божия, на пороге духовной гибели, люди просят чудотворную икону «Взыскание погибших» совершить чудо и для себя. Божия Матерь дарует силу, чтобы выстоять против бед, как подобает достойному христианину.

Молитва у иконы «Взыскание погибших»

О Богоизбранная Заступнице грешных, Взыскание погибших и Наставнице заблуждших! Ты не презираешь удалившейся своеволием от пажити Сына Твоего блуждающей в дебрех греха бедныя словесныя овцы, но шед, ищешь заблуждшую. Кто изследит пути милосердия Твоего? Будь милостива ко всем: погибающих извлеки из бездны погибели, заблуждших обрящи и настави, удаленных обрати и привлеки, обращающихся к Тебе и приближающихся приими и спаси. Всех же кающихся к Сыну Твоему, доброму Пастырю и Богу нашему, приведи, да молитвами Твоими не будет ни единыя овцы, без вести пропавшия, но да будет едино стадо и един Пастырь, Иже упасет души наша и открыет ходатайством Твоим двери во обители вечныя. Аминь.Молитва 2
О Пресвятая Владычице Богородице, Взыскание погибших! Призри милостивым Твоим оком на молящихся пред честною иконою Твоею. Воздвигни нас из глубины греховныя: просвети ум наш, омраченный страстьми, уврачуй язвы душ и телес наших. Ты веси непрестающия скорби и вся немощи наша: подай нам руку помощи, облегчи страдания. Буди нам милосердия и мира источник, утешение в бедах и крепкое прибежище грешником кающимся. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея: заблуждших на путь правый настави, падших и погибающих силою благодати спаси. От внезапныя смерти избави, с Сыном Твоим и Судиею Праведным нас примири и вечныя муки свободи. Милосердным же предстательством Твоим сподоби нас вселитися во обителех небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостно славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона “Взыскание погибших” приобрела огромное значение, которое обусловлено тем, в чем помогает она многим православным верующим, приходящим к ней с просьбами. К тому же эта святыня имеет длинную и весьма запутанную историю происхождения. Нет одного единого мнения о том, как появилось и получило распространение на Руси это чудотворное изображение, однако многие предания гласят, что первая икона была написана в VI веке и спасла от гибели некоего православного монаха Феофила.

Согласно сказаниям, священнослужитель был подвергнут влиянию клеветы и злых слухов со стороны завистников и недоброжелателей, а затем и вовсе изгнан архиереем из храма. Затаив в душе обиду и злость, Феофил отверг Бога, отрекся от своей веры и, познав всю горечь отчаяния, решился на сделку с самим дьяволом. Вскоре ложные слухи о монахе были раскрыты, а сам он понял какую же большую ошибку совершил. Терзаемый муками совести, Феофил обратился с мольбой , вопрошая о прощении и защите. И тогда Матерь Божия приняла искренние раскаяния мужчины, даровав прощение и исцеление погибающему.

Таким образом, получившая широкое распространение уже в XVIII веке, икона Божьей Матери “Взыскание погибших” считается символом всеобъемлющего спасительного милосердия, которое помогает справиться с самыми сложными преградами на жизненном пути.

Само название иконы говорит о том, что Пресвятая Матерь Божья готова подарить свою любовь, прощение и помощь любому страждущему, стоящему на грани жизни и смерти. Эта святыня – своего рода последняя надежда для тех, кто уже не может справляться с трудностями сам и пришел в отчаяние.

За помощью к иконе “Взыскание погибших” обращаются:

  • люди, которые физически или духовно близки к упадку, гибели, искренне жаждущие покаяния и исцеления;
  • те, кто хочет помолиться о здравии и благополучии близких и родных;
  • люди, желающие укрепить веру и силу воли для избавления от зависимостей;
  • грешники, решившие покаяться и обрести веру в Бога для спасения души;
  • родители, которые хотят защитить своих детей от дурного влияния, помочь им с выбором верного жизненного пути;
  • женщины и девушки, мечтающие создать крепкую, счастливую семью;
  • путешественники, которые жаждут благополучно вернуться домой из долгих странствий.

Чудотворения святого образа

Пресвятая Матерь Божья готова принять любые искренние просьбы людей. Вовсе не важно, о чем именно будут ваши слова и мольбы. Если они идут от самого сердца, выражают ваши истинные чистые и добрые намерения, Богородица обязательно поможет справиться со всеми тяготами.

Стоит сказать, что “Взыскание погибших” имеет важное значение, потому что все, в чем помогает она страждущим, спасает их от гибели как физической, так и духовной. Известно множество случаев, когда святой образ уберегал людей от самоубийства, разорения и нищеты, даровал исцеление безнадежно больным, указывал путь заблудшим. А вера людей, приходящих к иконе за помощью, с каждым днем лишь укрепляет ее чудодейственную силу.

На особом счету у верующих людей находится икона «Взыскание погибших», которая на данный момент расположена в храме Вознесения Словущего в Москве. Первые упоминания об этом образе датируются 6 веком, когда люди впервые увидели чудеса, на которые способна икона. Важно разобраться в значении и в чем помогает икона «Взыскание погибших». Стоит заметить, что чудотворной является не только оригинал, но и списки образа, которые расположены в разных храмах.

Что означает икона «Взыскание погибших»?

Для начала хотелось бы разобраться в том, что именно вкладывается в слово «погибший», поскольку это не относится к умершим людям. Этим словом называют человека, который потерялся в жизни, перестал видеть вокруг хотя бы что-то хорошее, в общем, безнадега. Именно таким людям готова прийти на помощь Дева Мария. Она ведет постоянную борьбу за своего подопечного, давая ему новые силы на дальнейшую борьбу.

О чем молятся перед иконой «Взыскание погибших»?

Помогает этот образ людям, которые отвернулись от Бога и потеряли веру в лучшее. Перед иконой «Взыскание погибших» можно просить наставить близкого человека на правильный духовный путь. В первую очередь это относится к матерям, которые просят за своих детей.

В истории иконы «Взыскание погибших» есть подтверждения, что именно перед этим образом люди просили уберечь близких от смерти на фронте.

Помогает образ справиться с разными физическими недугами, поэтому каждый год огромное количество людей просит перед ним помощи, чтобы перебороть болезни. Есть подтверждения, что молитва перед помогла избавиться от разных глазных болезней, головной боли и даже от эпидемий. Считается, что Богородица через образ может лечить от различных недугов по потребности человека.

Традиционное значение иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» связано с тем, что Богородица помогает одиноким девушкам найти свою вторую половинку. Замужние люди обращаются к образу, чтобы позаботиться о счастливой семейной жизни. Молодые девушки при помощи Высших сил обретают необходимую мудрость и смирение, чтобы сохранить отношения.

Есть в истории и подтверждения того, что этот образ Божьей Матери помогал целым селам сражаться с разными эпидемиями и избегать стихийных бедствий.

Еще одно значение иконы «Взыскание погибших» связано с душевными переживаниями и проблемами, например, помогает она избавиться от различных пороков.

Есть несколько известных миру чудесных проявлений иконы. В 1871 году в Серпухове началась эпидемия холеры, которая забирала огромное количество жизней. Люди слышали об иконе и, взяв ее с собой, прошли крестным ходом вокруг всего города. На радость всех болезнь отступила. После этого на иконе была сделана надпись о чудесном спасении Серпухова. В 1850 году в Калужской губернии люди страдали от нашествия гусениц, которые уничтожали посевы. После проведения молебна проблема отступила сама собой. Своими чудесами известен и московский список иконы «Взыскание погибших», перед которым молился разоренный дворянин, прося у Богородицы хороших мужей для своих дочерей. Молитва была услышана и все три дочери нашли хороших суженных.

Чтобы обратиться к иконе «Взыскание погибших» за заблудшие души, необходимо прочитать . Перед этим важно попросить благословение у Бога. После этого нужно избавиться от всех посторонних мыслей и полностью открыться образу. Поприветствуйте Святую Деву и попросите ее оказать помощь в определенном вопросе. Следующий шаг – прочитайте молитву, которая звучит следующим образом:

«О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

После этого посидите перед иконой на протяжении получаса, ощущая, как поток благодати проходит через вас. В конце обязательно поблагодарите Бога и Деву Марию.

Появление этой иконы связано с одной очень древней историей, датированной VI веком по Рождеству Христову. В некоем архиерейском доме служил эконом - весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали.

Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать.

Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию.

Чудотворная Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших»

Особое почитание образов с таким названием на Руси началось с прославления Борского извода.

Красивое предание гласит о чудесном спасении Обухова Федота. В лютый мороз крестьянин выехал из дома и по пути заблудился. К ночи несчастный вконец обессилел и замёрз. Лёг он в сани и стал горячо молиться Божьей Матери. Дал он в тот момент обет, что если останется жив, закажет список образа Божьей Матери «Взыскание Погибших» и подарит его приходской церкви.

Чудесным образом сани оказались у крестьянского дома. Хозяин этой избы вдруг услышал женский голос, приказавший: «Возьмите!» Выйдя на улицу, он обнаружил Федота, замерзающего в санях.

Чудеса продолжались. Верный данному обету, Федот обращается к иконописцу Гурову. Но тот требует такую сумму за работу, которой у Обухова нет. Едва Федот вышел за двери, иконописец ослеп - очередное чудо Пресвятой Богородицы. Осознав, что это наказание за алчность, Гуров обещает написать извод за любую цену. И тут же зрение вернулось!

Другие чудотворения святого образа

Икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» была написана и пожертвована Федотом Обуховым церкви в селе Бор. Многие приходили поклониться этой иконе и попросить её заступничества. Вскоре на пожертвования прихожан был построен новый прекрасный храм.

И снова чудо: церковный староста во сне увидел, где будет впоследствии стоять эта икона. А в скором времени из Синода был получен указ о строительстве храма именно на этом месте.

В 1871 году Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших» спасла город Серпухов от холеры. Во время принесения случилось ещё одно чудо: немой мальчик, до того дня не ходивший, вдруг заговорил и встал на ноги. В благодарность жители Серпухова принесли в дар Борскому храму Евангелие с изображением этой иконы и записями о сотворённом чуде.

Этот образ был утрачен с приходом советской власти. Но в 1985 году в церковь Воскресения Христова Тарусского района был передан список борской иконы. О том, что это копия известного почитаемого образа, свидетельствует надпись на нём.

Московская икона «Взыскание Погибших»

Велика любовь Матери Божьей к людям и безгранична милость её. В России найдётся не одна чудотворная икона «Взыскание Погибших». В Москве есть храм Воскресения Словущего, возведение которого относят к середине XVII века. Богослужения здесь не прекращались никогда. Икона «Взыскание Погибших» - одна из главных святынь этого храма.

Предание гласит, что представителя некогда богатой дворянской семьи стали преследовать беды: сначала смерть жены, а затем угроза полного разорения. Многодневные горячие молитвы перед этой домашней святыней отвели от его семьи нищету и несчастья.

В знак благодарности спасённый пожертвовал эту икону Храму Рождества Христова в Палашах. В 1812 году войска Наполеона разрушили церковь, а икону «Взыскание Погибших» разрубили на несколько частей. Но даже в таком виде образ не потерял своей силы, приносил исцеление больным и творил чудеса. Восстановленный храм работал до 1934 года и был закрыт. Утварь и иконы передавались в другие церкви и монастыри. Святой образ «Взыскание погибших» не сразу нашел себе новый дом.

Богородица сама выбирает себе обитель

Интересно, что при попытке перевезти икону в Пименовскую церковь повозка не сдвинулась с места. Решив, что сама Богородица не желает находиться там, выбрали новое место хранения святыни - Воскресную церковь, располагавшуюся на Малой Бронной.

В этот раз кони буквально летели к месту назначения.

Но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя спалило все вокруг, но не тронуло образ.

Интересные факты об иконе «Взыскание Погибших» из Раковского монастыря

Сохранились рукописи, в которых засвидетельствованы чудесные изменения внешнего вида этого образа. В обычное время Раковская икона Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших» была тёмной, изображения на ней едва просматривались. Но иногда образ вдруг просветлялся, как будто свет изливался изнутри. Это считалось Божьим посланием о радостных событиях.

Описаны случаи появления на лике и руках Божией Матери и Младенца капель миро. Это происходило в период с мая по октябрь месяцы 1895 года, со времени освящения нового каменного храма Свято-Троицкого монастыря. Иконография образов «Взыскание Погибших»

К чудотворной иконе «Взыскание погибших» обращаются люди, с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях. Невесты молятся, чтобы брак был благодатным, а матери - о погибающих детях.

Почему эти образы так именуют?

Попробуем разобраться, какой смысл заключает в себе икона «Взыскание Погибших». Что означает это название? Оно само говорит за себя: Матерь Божья в своей бесконечной любви к человечеству всегда готова удостоить прощения (взыскать) и помочь тому, кто находится на краю гибели. Эти образы - символ Богородицы, которая неустанно молится о безнадёжных больных. Пресвятая Мать спасает погибающих в нищете и возвращает к вере людей, утонувших в пороках.

«Взыскание Погибших» - икона, значение которой можно кратко описать так: это последняя надежда для того, кто впал в отчаяние и не может помочь себе сам.

Именно к этим образам идут матери с просьбой о спасении младенцев. Икона, неоднократно являвшая чудеса избавления детей от болезней и страданий, считается покровительницей и заступницей малолетних.

(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)