Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

"Доктор занимательных наук" и другие преподаватели, удивительные, умные, добрые. Космос как предчувствие Мухин олег петрович федерации космонавтики биография

Мы поехали в Петропавловскую крепость на празднование 55-летия первого полета человека в космос, познакомились там с вице-президентом Федерации космонавтики России Олегом Петровичем Мухиным – и вступили в Федерацию, – просто пояснила заведующая детсадом Светлана Петова. – Нас пригласили приехать в Петербург с детьми и родителями – поближе познакомиться с космонавтикой, и, может быть, осенью или зимой нам удастся посетить Звездный городок.

Почему именно космонавтика? Как считают работники детского сада, это одна из линий патриотического воспитания: все детсадовцы знают имя первого космонавта и что такое 12-е апреля. Ко Дню космонавтики в детском саду устроили грандиозную выставку, посвященную космосу: родители вместе с детьми сделали замечательные поделки, вплоть до макета космической ракеты «в натуральную величину» – туда спокойно может зайти ребенок и выглянуть в иллюминатор.

Дети любят все, что связано с космосом, и охотно вовлекаются в процесс. Кроме того, у нас очень активные родители – мы сами не ожидали такого отклика и, можно сказать, уникальных работ – например, один папа выжег на доске портрет Гагарина, – рассказывает организатор проекта Светлана Антонова, воспитатель группы «Мотылек». – Участвовали все группы: от младшей «Божьей коровки» до подготовительных «Пчелки» и «Кузнечика».

Посмотреть выставку пригласили Олега Мухина – вице-президента Федерации космонавтики России и первого вице-президента Северо-Западного отделения в Петербурге. Сам он не космонавт, но космонавтике трудовой путь посвятил.

В космос полететь не удалось – тогда я, к сожалению, носил очки. Поэтому стал инженером-конструктором и занимался конструированием космических аппаратов, – поделился Олег Петрович. – А потом началась общественная работа. Подрастающему поколению сейчас уделяется очень большое внимание: мы давно и плотно работаем с Сиверским; недавно ездили в Колпино, в Тосно. На Всероссийском конкурсе «Космос – глазами детей» на космодроме Восточном проходило подведение итогов, и дети из Тосно заняли два первых места. Много ходим по детским садам области: дети прекрасно выступают и задают такие вопросы, что не каждому взрослому в голову придут.

В Гатчине я не первый раз – это уникальный город, российская авиация здесь зарождалась. Вот воспитатели детсада выступили с инициативой и вошли в Федерацию космонавтики. Для чего это? Я думаю, что это очень важное направление, и мы всегда с радостью будем приезжать к детям. Потому что прививать детям патриотизм надо с детского садика, а космонавтика – это такой простор фантазии!

Для всех детсадовцев, смастеривших поделки, О.П. Мухин подписал яркие грамоты. В завершение встречи воспитательница детского сада Ольга Полякова, победившая на конкурсе «Учитель года – 2016», продемонстрировала гостям свою инновационную технологию, с которой она будет выступать в Москве на всероссийском конкурсе, – песочную терапию. И под ее руководством у нас получился пейзаж гатчинского парка – из песка.

12 июня, в День России участники автопробега Федерации космонавтики России «Звездный путь» посетили Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского и Дом-музей К.Э. Циолковского в Калуге. Автопробег стартовал 27 мая в Санкт-Петербурге. Его участники проехали по городам России и Казахстана, связанным с отечественной космонавтикой: Тверь, Рязань, Пенза, Самара, Актобе, Байконур.

Почётные и уважаемые участники автопробега - Олег Петрович Мухин - Член бюро Президиума Федерации космонавтики России и первый вице-президент Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики Российской Федерации, почетный академик Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского

и Владимир Анатольевич Тихомиров - человек, который прослужил на космодроме Байконур свыше двадцати лет! Владимир Анатольевич - выпускник военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. Прошел ряд служебных ступеней: начальник расчета наведения, начальник расчета установки ракеты-носителя, командир части, начальник стартового комплекса, заместитель начальника 1-го испытательного управления стартовой площадки № 2 (именно с этой площадки в свое время стартовал Гагарин, и с тех пор ее называют «Гагаринский старт»). Участвовал в подготовке и заправке более двухсот космических аппаратов, непосредственный участник 186 запусков ракет как с «Гагаринского старта», так и с других площадок. А также он принимал участие в заправке и подготовке к пуску корабля «Буран».

В автопробеге участвовала Ирина Исаева – координатор проектов Федерации космонавтики России.

Никита Попов – директор клуба космонавтики им. Ю.А. Гагарина, провел для гостей музея увлекательную космолекцию. С Никитой маленькие гости музея совершили прогулку по нашей галактике с помощью айпада, узнали, как самим построить аппарат для стратосферы, как управлять квадрокоптером и многое-многое другое! Причём он рассказывает так, что слушатели не перестают удивляться, а в детских сердцах зарождается мечта о космосе! Собралось много детей и родителей, все с интересом слушали ведущего. Детские удивлённые и восторженные возгласы, широко распахнутые глаза и зародившееся желание лететь в космос - обязательные атрибуты Никитиных лекций. А для старших школьников и взрослых было интересно узнать об университетах, связанных с космонавтикой, и о нашей Федерации.

В то время, как Никита занимал детей и взрослых, остальные участники автопробега смогли ознакомиться с экспозицией. Музей в Калуге интереснейший. Здесь можно увидеть уникальные экспонаты. Нельзя не отметить зал, где представлено множество космических аппаратов и макетов ракет, среди которых можно долго ходить и восхищаться инженерной мыслью наших конструкторов.







В Доме-музее К.Э. Циолковского гости познакомились с Еленой Алексеевной Тимошенковой - правнучкой Константина Эдуардовича и руководителем дома-музея. Она рассказала о том, как жил великий учёный. Гости увидели рабочий кабинет и мастерскую Циолковского, узнали об истории его семьи.

Зараженный бациллой «перельманита», написал превосходную книгу «Занимательное мироведение», обратившую на себя внимание К.Э. Циолковского.

Прянишников Василий Иосифович.

(1951, 1953)

Как и Сергей Васильевич Полуботко, Василий Иосифович сначала, уже будучи профессором, подполковником, начальником цикла, преподавал астрономию в Ленинградском военно-морском подготовительном училище, а после его расформирования перешел в Нахимовское училище. Читал он увлекательно, уже тогда знаменитый популяризатор этой науки, почетный член Географического общества. Это он вместе с не менее знаменитым Я. И. Перельманом создал «Дом Занимательной науки» на Фонтанке, который любили посещать школьники до войны. Он мастерски раскрывал сначала курсантам, затем нахимовцам тайны вселенной, возбуждая интерес к изучению мореходной астрономии.

Характеристику, данную подготом (выпускником подготовительного училища) Ю.М. Клубковым, дополняет нахимовец Сафронов В.В.: "В юности – вратарь хоккейной команды России, друг популяризатора науки Перельмана".

"В прошлом номере «Аномалии» мы рассказали об удивительной связи поколений: подростком, Олег Мухин в конце 1950-х случайно встретился с будущим популяризатором астрономии и космических исследований Василием Иосифовичем Прянишниковым, через 15 лет – новая встреча, и тут Олег Петрович узнаёт, что именно благодаря Прянишникову в своё время из Одессы в Петербург перебрался будущий выдающийся конструктор ракетных двигателей Валентин Петрович Глушко.
Эта встреча была предопределена…
- С Василием Иосифовичем Прянишниковым Валентин Петрович Глушко познакомился в 1924 году, – продолжает Олег Петрович свой рассказ. - Надо сказать, что Прянишников* был огромным энтузиастом и великим человеком…
В то время было знаменито Русское Общество Любителей Мироведения (РОЛМ)**. Среди создателей этого общества был известный народоволец Николай Александрович Морозов***, который пришёл туда в 1909 году после выхода из заключения в Шлиссельбургской крепости (он отсидел там более 20 лет за свою революционную деятельность).
В это же Общество Любителей Мироведения входил и Василий Иосифович Прянишников.
Прянишников ездил по всей стране, читал лекции по астрономии. 1924 год был особенный - год великого противостояния Марса! Весь мир говорил о Марсе, о марсианах, очень популярен стал роман Герберта Уэллса «Война миров», где марсиане высаживаются на Землю. Поэтому разговоров и поездок было очень много.
И вот с такими лекциями Прянишников однажды приезжает в Одессу…

После одной из лекций в Одессе к Прянишникову подошёл молодой человек и представился: «Валентин Глушко. Я прошу помочь мне перевестись в Ленинградский университет, потому как считаю, что Ленинградский университет – это самая высокая научная база». Глушко рассказал, что он, как и Прянишников, вёл переписку с Циолковским, показал Василию Иосифовичу книжки с автографами и письма от Циолковского. Прянишников выслушал студента и сказал, что попробует помочь.
Василий Иосифович по прибытии в Ленинград пришёл к Морозову и сказал, что встретил молодого интересного парня, который просит помочь ему перевестись в Ленинград учиться. Морозов сказал: «Давай попробуем. Возьмём его на время. Покажет себя хорошо – оставим, не покажет – отошлём назад». Таким образом, Глушко оказался в Питере и с 1924 года начал здесь учиться. Жил он прямо в обсерватории Русского Общества Любителей Мироведения, которая находилась на улице Союза Печатников в доме 25А на последнем этаже.
- Надо же, «совпадение»! Наша редакция буквально в ста метрах от этого здания!
- Вот видите, всё не случайно… Жизнь уникальна сама по себе. В 1980-е мой друг и школьный товарищ переезжает не просто на улицу Союза Печатников, но в дом 25 (его семье дают там квартиру). И я хожу к нему в гости! Представляете?! Рядом! Общества Мироведения к тому времени уже не было, но всё же - какое совпадение!
Но вернёмся к Глушко…
Он учится в Ленинграде, они с Прянишниковым поддерживают отношения. Но вдруг эти отношения обрываются…
В 1929 году Глушко поступает работать в Газодинамическую лабораторию, организацию военную, секретную, которая тогда находилась в Физико-техническом институте им. Иоффе. Там он начал создавать свой электрический ракетный двигатель, благодаря которому его и приняли в лабораторию. А с 1932 года мастерские находились здесь, в Петропавловской крепости, где сейчас музей Космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко.
Здесь строили и испытывали ракетные двигатели.
Именно из-за секретности своей работы Глушко «пропал» исчез из поля зрения Прянишникова.
33 года спустя…
Шли годы. Олег Петрович Мухин, мой собеседник, тесно сотрудничал с Василием Иосифовичем Прянишниковым. Наука космонавтика развивалась, рождались новые дерзновенные идеи и воплощались в жизнь.
Прянишников много рассказывал о своей жизни Олегу Петровичу, эти рассказы дают возможность понять многие тонкости того времени. Например…
- В 1962 году вдруг раздаётся у Василия Иосифовича звонок, – говорит Мухин. – Мужской голос: «Василий Иосифович Прянишников? – Да, Прянишников. – Завтра будьте в 7 часов вечера дома. – А что? – К Вам приедут. – Кто? – Увидите».
Представьте себе на секунду, как длились часы ожидания…
На следующий день раздаётся звонок, дверь открывается, на пороге стоит Валентин Петрович Глушко. Через 33 года. После этого возобновляется переписка, но… односторонняя. Глушко присылает на каждый праздник Прянишникову поздравления, открытки.
- Олег Петрович, а Вам как удалось познакомиться с Валентином Петровичем Глушко? Вы ведь до конца его жизни оставались коллегами, соратниками!
- О… Это следующая история. Помните – Прянишников вёл переписку с Циолковским… Хотя и не встречался с ним лично. И вот в 1978 году нас приглашают в Калугу на чтения Циолковского. И мы с Василием Иосифовичем, на тот момент ему было 87 лет, едем на эти чтения…
Советский конструктор ракетных двигателей Валентин Петрович Глушко (1908-1989), столетие со дня рождения которого мы отмечали в этом году, наверное, думал о том, что жизнь есть на Марсе, на Венере и других планетах. Немало этому способствовали встречи и беседы с интереснейшими людьми - Василием Иосифовичем Прянишниковым и Николем Александровичем Морозовым. Об удивительных пересечениях этих судеб, а также о делах Русского Общества Любителей Мироведения, куда все трое входили, мы рассказали в предыдущих номерах. А помог нам раскрыть точки их соприкосновения Олег Петрович Мухин – вице-президент Федерации Космонавтики России и Первый вице-президент Северо-Западной Межрегиональной Общественной Организации (СЗМОО) Федерации Космонавтики России. Он был лично знаком и с В.И. Прянишниковым и с В.П. Глушко.
Сегодня, наконец о судьбоносной встрече с Конструктором.
Вот как бывает
Мы пришли к Олегу Петровичу с просьбой рассказать о его встречах с Валентином Глушко и в ответ услышали длинную предысторию, без которой не было бы их встречи. И наконец – самое главное.
- Я рассказывал о том, что Прянишников вёл переписку с Циолковским… хотя и не встречался с ним лично. Ещё о том, что мы часто встречались с Василием Иосифовичем по работе, по общему делу.
Однажды, в 1978 году, нас приглашают в Калугу на Циолковские чтения. И мы с Василием Иосифовичем едем. Надо сказать, что на тот момент ему было 87 лет..
- А Вам?
- А мне… дайте посчитать – 34.
В Калуге, на чтениях, встречаем много интересных людей, среди них Лидию Михайловну Александрову. Она тогда курировала Музей космонавтики и ракетной техники в Петропавловской крепости. При разговоре Василий Иосифович выразил ей своё желание, встретиться с Глушко, и она дала ему его домашний телефон в Москве.
Итак, мы в субботу уезжаем из Калуги и приезжаем в Москву, на Киевский вокзал. И прямо с вокзала, по просьбе Василия Иосифовича, я набираю номер телефона, который нам дали. Надо сказать, я волновался, потому что очень хотел, чтобы встреча состоялась – это был и мой шанс познакомиться! Слышу голос самого Глушко и говорю: «Валентин Петрович, мы здесь, в Москве, на вокзале, с Василием Иосифовичем Прянишниковым, он очень хочет Вас видеть». Он говорит: «Передайте ему трубку». Я передаю трубку Прянишникову: «Валентин Петрович, я хотел бы Вас очень увидеть». Глушко отвечает: «Хорошо, приезжайте, передайте трубку Вашему молодому сопровождающему». Прянишников передаёт мне трубку и Глушко рассказывает, куда и как нам ехать.
Приехали, а это был знаменитый дом на набережной, поднялись на последний этаж… Дверь открыл сам Глушко.
Здесь нужно уточнить: В 1933 году Газодинамическая лаборатория, в которой с 1929 года работал Глушко, вливается во вновь созданный Ракетный научно-исследовательский институт (РНИИ), созданный по инициативе маршала А.Н. Тухачевского, и переводится из Ленинграда в Москву.
С этого времени Глушко живёт и работает в Москве, в Химках, в КБ «Энергомаш» (сейчас: НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко).
Это известный факт, потому что после полёта Гагарина в Космос, уже было сложно что-либо скрывать… Ещё не называли вплотную имён, но после смерти С.П. Королёва в 1966 году, рассекретили многие фамилии.
Итак, мы приехали к Глушко домой, достаточно долго там пробыли, всё говорили и говорили. В частности, Прянишников возил с собой на чтения в Калугу книжки с автографами Циолковского, на что Глушко сказал, что у него точно такие же были, только когда его в 37-м году забрали и посадили, книжки пропали..."

"Видным популяризатором космогонии и географии был ленинградский астроном, друг Перельмана – Василий Иосифович Прянишников (1890...1980 гг.), преподаватель Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. Он прочитал более 20 тысяч (!) популярных лекций и, также зараженный бациллой «перельманита», написал превосходную книгу «Занимательное мироведение», обратившую на себя внимание К.Э. Циолковского. Константин Эдуардович писал ее автору 22 сентября 1932 года: «Дорогой проф., лектор и русский Фламмарион! Никогда не забуду Ваших услуг по распространению идей звездоплавания и металлического дирижабля. Очень прошу Вас также передать благодарность составу Военно-морского училища за их восхитившее меня поздравление. Всегда Ваш К. Циолковский»*."
* Из личного архива В.И. Прянишникова. – Публикуется впервые.

Перу Василия Иосифовича принадлежат книги: "Занимательное мироведение" (1935), "Занимательная беседа о винтовке" (1945), "Занимательная астрономия в школе" (1970) и др.

О следующих двух преподавателях математики известно совсем немного, но..., как говорится, "еще не вечер". Нельзя ведь исключать, найдутся пытливые и благодарные потомки.

Рахимов Ш.М.
Рыжов. Б.Е.

Сосина Хая Бенциановна, преподаватель химии.

(1953, 1958)

Сотула Дмитрий Наумович.

О Дмитрии Наумовиче известно, что, как и Полуботко, Прянишников, в звании капитана преподавал физику, был начальником учебного цикла в Ленинградском военно-морском подготовительном училище, а после его расформирования перешел в Нахимовское училище. В начале 1950-х годов он уже майор.

Фрадкин Марк Семенович.

Самый, на наш взгляд, удивительный факт биографии, раскрывающий важнейшую грань характера Марка Семеновича сообщил выпускник Нахимовского училища 1970 года Олег Константинович Мешков в прекрасной, ни на что не похожей книге воспоминаний "Верноподданный".

"Вступительные экзамены... Последний - по английскому... Пересказать текст... Хорошо, что не надо было переводить на русский... Тупо смотрю на плавающие строчки... Ни черта не понятно... Тягостное чувство охватывает меня: тупица! Отчаявшись понять что - либо, я просто выучиваю текст наизусть.» А дальше тарабарю его экзаменаторам. Ибо, ничем иным, кроме тарабарщины, нельзя назвать то, что я «пересказывал»! Например, слово «дочь», которое в английской транскрипции звучит как «дота», у меня звучало - «даугтхер», союз «который» («вич») у меня превратился в «вхисх» и так далее...
Когда я закончил, один из экзаменаторов, выйдя из состояния шока, тихо спросил: «А с конца в начало сможешь пересказать?» Смог, да ещё как! Быстрее, увереннее, смелее. Короче, поставили мне « удовлетворительно»... За удивительную способность (как потом оказалось!) визуального запоминания слов, фраз и целых абзацев иностранного текста... Ни черта не понимая при этом.
А потом на три года попал я в руки...Железного Фреда... Это - мой Учитель английского языка... «Домоклов меч», который висел надо мной целый год непроходящим кошмаром и страхом отчисления... Вот только один фрагмент...
Конец первой четверти... В разделе «английский язык» классного журнала против моей фамилии в качестве текущей оценки стояло шесть «нулей»... Понятно Вам?
Не «колов», не «двоек», а «нулей»! Фред мне так прямо и говорил: «Вы - ноль!»... В течение всей первой четверти... Много, много раз... А правило на первом курсе тогда было такое: хоть одна итоговая двойка в первой четверти по любому предмету и отчисление 100%! Если, конечно, ты не имеешь надежного покровителя. А поскольку я был из рабоче- крестьянского сословия, то стал я морально готовиться к печальному, но неизбежному финалу.
Кабинет командира роты... Я, мой «классный папа» (офицер-воспитатель), известный уже читателю старшина роты... (словом, совет в Филях...)
... «Вы знаете, что у Вас «двойка» по английскому?»
... «А Вы знаете о том, что...»
Да, да, да! Знаю... На сердце - тяжесть...Прощай, море... Да и как возвращаться обратно? В город? В школу? Домой?
И вот тут-то происходит невероятное!!! В дверь стремительно влетает Фред... И к командиру роты...
- « А кто сказал, что у него двойка по моему предмету? Ничего подобного! Удовлетворительно...»
Но нашего ротного за глотку не очень - то возьмёшь... Он ехидно ухмыляется:
«Как это Вам только удалось превратить шесть «нулей» в «тройку»?
Ответ Фреда был ошеломляющим... «А я поставил оценку не за знания, а за стремление их иметь...»
Поясняю… В течение двух лет это стремление выражалось тем, что я каждый день, кроме воскресенья, вставал в 4.00 утра и до подъема в 7.00 учил ненавистный мне английский!
Выучил-таки… Получил диплом военного переводчика… Поэтому Шестым уроком стал для меня девиз Фреда: мы можем, мы должны, мы будем!
We can! We must! We shall!"

(1953, 1961, 1970)

Лейтенант Фрадкин Марк Шлемович начал преподавательскую деятельность в Ленинградском Нахимовском училище в 1951 года, в октябре 1955 года демобилизовался и продолжал творить добрые дела уже в качестве гражданского преподавателя.

Небольшого роста, всегда кипящий энергией, полный планов, готовый задать вопрос по-английски, готовый выслушать, помочь.

"И, если речь зашла об английском языке, то надо сказать, что именно в последних классах эти занятия были наиболее интенсивны.
Мы давно уже перешли под опеку преподавателей мужчин. Они были разные: энергичный М.С. Фрадкин, вальяжный В.В. Певцов. На первых занятиях они нам очень не понравились, т.к. заставлял работать всех в течение всего урока. Марк Семенович в порыве своего пафоса брызгал слюной и выпалил свою знаменитую фразу: «You must work like a horse!» – Вы должны работать, как лошади. И вскоре мы поняли, что это не пустой лозунг. Они и сами так работали на уроках, и оба продемонстрировали нам типично мужской способ преподавания. Обычное школьное правило: если тебя вызвали сегодня, то в следующий раз точно не вызовут, у них не работал. Потом мы втянулись в такой режим, воспринимали его как должное, и до настоящего времени благодарны им за то, что знание языка оказались довольно прочными.
Каждый их урок был захватывающим спектаклем. Певцов говорил, что счастлив тот, кому преподавал Марк Фрадкин. Но и сам он был отличным преподавателем с очень широким кругозором и интересами. Урок у него начинался с обсуждения новостей. Казалось, он знал все, что происходило вокруг. Критикуя наше плохое произношение, он передразнивал нас фразой: Theoretical material we know very well. But practical material is difficult for us, причем произносил ее с нижегородским акцентом: «Тиаретикал матирьял ви ноу вери вел, бат практикал матирьял из дификалт фор аз».
Атмосфера на уроках была по-настоящему творческой. Класса с седьмого-восьмого мы готовили политинформации на английском. Для этой цели использовались: сначала «Moscow News», а затем «Morninig Star» и «Dayly Worker», эти газеты тогда продавались в единственном киоске на улице Бродского (Михайловская). Но Валентин Васильевич, дав задание для самостоятельной работы, садился за свой преподавательский стол и разворачивал – итальянскую газету. Любопытным он попутно разъяснял, насколько языки похожи. И это тоже было ценным.
Позднее они нам преподавали на английском один из предметов: историю или географию."

Из написанных Марком Шлемовичем учебных пособий одно, судя по коммерческим предложениям, размещенным в интернете, востребовано и ныне. Это - "Двусторонний перевод". Пособие по англ. яз. для ин-тов и фак. иностр. яз. - М., Высшая школа, 1964.

Хмелевский Адольф Антонович.

(1953)

Преподаватель, руководитель цикла военно-морской подготовки, капитан 3 ранга. Он сидит рядом с Сергеем Александровичем Муравьевым на ранее опубликованной фотографии.

Широков Леонид Григорьевич.

(1951, 1961, 1970).

Начал Леонид Григорьевич лейтенантом в 1949 году, а закончил подполковником, руководителем цикла физики.

Слово Виктору Абрамовичу Богдановичу, сыну контр-адмирала Богдановича, которого моряки в годы Великой Отечественной войны называли "Абрам Невский", он "был самым большим морским начальником в блокированном Ленинграде - начальником охраны водного района Невы. В Нарвском заливе немцы «засеяли» минные поля, обозначая для себя проходы вехами. Богданович разгадал их систему и... переставлял вехи. Немцы, двигаясь, как им казалось, безопасным фарватером, натыкались на свои же мины. Только за один раз три новеньких эсминца нашли себе здесь могилу. А сколько было таких «разов»?" (Мигдаль - Кому улыбаются звезды?) Но о Богдановичах, сыне и отце, позже и отдельно, а сейчас о Широкове вспоминает в 2001 году сын, выпускник 1951 года, и его однокашник.

"К выпускным экзаменам я подошел с одними пятерками. По плану у меня были экзамены на аттестат зрелости и спартакиада. Затем зачисление в высшее училище. На первом же экзамене по литературе произошел сбой. Мне досталась биография, если память не изменяет, Белинского. Биографию я знал, но вот с городом я перепутал. Я перепутал Кимры с Пензой, или что-то в этом роде. Но другие вопросы литературные я отвечал настолько прекрасно, что сомнений в отличной оценке у комиссии не было. Только Л.А.Соловьева заметила мою неточность. Сразу же после экзаменов она спросила, подтвердила: «Вы опять не читали биографию?». На что я честно ответил, что забыл имя этого города. «По литературе можешь получить четыре»:- сказала она со своим обычным «хи-хи, ха-ха». По сочинению я получил: пять по русскому, ни одной ошибки и четыре – по литературе, в память о Кимрах. Все остальные экзамены без происшествий, кроме физики, где мне Широков предложил вообще не приходить на экзамен и отвечать, так как ставит мне пятерку без экзамена. Я был рад. Но вдруг на экзамен привели кого-то очень важного, меня вызвали прямо с баскетбола для ответа. Я ответил без подготовки, продемонстрировав какой-то опыт. Не потребовались ни ответ на второй вопрос ни решение задачи. С тем и уехал на спартакиаду. В голове Дзержинка, куда я мог поступить с медалью, которую я ожидал. Четыре по литературе давала возможность еще на две четверки для получения серебряной медали. Спартакиаду мы выиграли. Я пришел за медалью. Там мне вручили аттестат с двумя четверками по русскому языку и по физике. Так я получил первую серьезную оплеуху. Потом я получал их еще не раз. Но эта была первой. Надо сказать, что случившееся я тогда воспринимал совершенно по-мальчишески. Никаких моральных выводов не делал. Я думаю, что тогда я еще не дорос до этого. Я был в сущности в социальных представлениях настоящим ребенком. Позже, лет через пять, я встретился с Широковым. Он рассказал мне о значимом для меня учебном совете, на котором, несмотря на возражения некоторых, Соловьева переставила оценки с 5/4 на 4/5 – первая по русскому языку, а Широков добавил вместо пятерки четверку. Так я лишился любой медали и был зачислен, как большинство из нас, в Училище подводного плавания, но не надолго".

Занятия в кабинете физики. - Белый Аркадий, полковник. Бескозырка белая, в полоску воротник // Воин. 1996 № 9.

"Мы все обязаны своей судьбой Нахимовскому училищу. О нем каждый из нас, наверное, может говорить бесконечно. Главное, за 6 – 7 лет учебы каждый определялся человеком.
Перед выпуском все писали рапорта с желаниями относительно дальнейшей учебы. Я написал – в училище имени Дзержинского, хотя и знал, что по желанию назначение гарантировано только медалистам. Учились к окончанию все мы неплохо и на медали реальных претендентов было много. Однако, получив на последнем экзамене тройку по английскому, я лишился всяких шансов и оказался в основном списке - в училище подводного плавания. Но о моем желании быть инженером в Нахимовском знали. Мне говорили, что преподаватели цикла Широков и Катков с поддержкой воспитателей рекомендовали меня в инженерное училище. Решение принимал начальник ВМУЗ.
В итоге я окончил кораблестроительный факультет Высшего Военно-Морского инженерного училища имени Дзержинского, в котором почти шесть лет провел за партой с Колей Шалоновым".

Прошло полтора - два десятка лет.

В.К.Грабарь."Пароль семнадцать".

"Экзамен по физике тоже отличался какими-то метафизическими совпадениями. Во втором взводе первым шел Слава Калашников и ему достался Билет № 1 (Первый и второй законы Ньютона и прочая простота). Услышав номер билета, Широков не поверил и попросил показать. А потом сказал что-то вроде: «Первый раз за свою практику такое вижу, чтоб первый сдающий вытащил первый билет». Экзамен состоялся 13 июня, и Задворнову достался билет № 13, но он получил отличную оценку".

Щемилинина А.И. Все, что известно сегодня о ней, сказано в воспоминаниях Ю.Г. Панферова "Жизнь нахимовца". К сожалению, немного.

Эльянов Давид Иосифович.

(1951, 1963)

Вехи биографии.

Эльянов Давид Иосифович. Бережно хранить и умножать революционные и боевые традиции Советского Военно-Морского Флота. Указатель рекоменд. литературы. - Л., 1952. 13 л.
Эльянов Давид Иосифович. Англо-русский и русско-английский словарь военно-морских команд. Сост. Д.И.Эльянов. Под ред. контр-адм. Н.Г. Морозовского. - М., Воениздат, 1960. 195 с.
Эльянов Давид Иосифович. Зарубежная военная хроника. (На англ. яз.) 7. - М., Воениздат, 1961. 120 с. с илл.
Эльянов Давид Иосифович. Учебник военно-морского перевода. Английский язык. Для Нахимовского училища. - М., Воениздат, 1964. 176 с.
Каверзные ударения: Рус.-англ. словарь омографов / Сост. Д.И. Эльянов. - Tenafly (NY): Эрмитаж, 1995. - 122 с.
Валентин Васильевич Певцов, будучи по обмену в США в 1990-е годы, не сумел встретиться с Эльяновым, Давид Иосифович не захотел. По его предположению, "предъявить свидетельства своих успехов не мог, потому и уклонился".

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. К 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища.

Для поиска однокашников попробуйте воспользоваться сервисами сайта

У вас журнал для авиапассажиров? - спросил меня Олег Петрович Мухин, вице-президент Федерации Космонавтики России. - А я, кстати, в молодости зайцем летал! Мне тогда лет восемнадцать было...

Досье
Олег Петрович Мухин, вице-президент Федерации Космонавтики России и Первый вице-президент Северо-Западной Межрегиональной Общественной Организации Федерации Космонавтики России. Родился 12 января 1944 года в Ленинграде. Автор более 30 научных работ. Ветеран космонавтики РФ.

Подруга моей мамы встречалась с бортинженером самолета ТУ-104, - продолжает Олег Петрович. - В то время к авиации был особо трепетное отношение, и меня тоже с ним познакомили. Как раз я мечтал слетать куда-нибудь, и, как только узнал, что есть такая возможность, напросился с ним в Москву. Тогда было другое время - не было террористов и захватов самолетов, были нормальные условия существования страны и отношения людей. Поэтому попасть с экипажем в кабину было гораздо проще, чем сейчас. Мы спокойно прошли через службу безопасности, поднялись в кабину, меня посадили на место штурмана. А потом уже пассажиров привезли. Это незабываемое зрелище - полет в кабине корабля! Не сравнить с ощущениями, когда ты сидишь в салоне. Когда ты видишь все движения штурвала, ручки газа, ты ощущаешь поведение самолета, как будто сам ведешь его!

- У Вас, наверное, много друзей в авиации? Все-таки, авиация и космонавтика - очень близкие области.
- Да, в авиации у меня друзей очень много. В свое время, когда я работал экскурсоводом в Музее космонавтики, наша заведующая сообщила мне о вакансии секретаря в Секции истории авиации и космонавтики при Институте естествознания и техники Академии Наук СССР. Я пришел на одно из заседаний Секции, и там меня избрали ученым секретарем. В этой Секции были собраны выдающиеся конструкторы авиационной техники, генералы, ученые… Я познакомился с такими известными людьми, как Игорь Вячеславович Четвериков - он строил гидросамолеты, Александр Сергеевич Москалёв, который создал и первый испытал самолет с изменяемым профилем крыла, Иван Иванович Кулагин, знаменитый конструктор воздушно-реактивных двигателей. К нам приезжали разные космонавты, я лично общался и с Германом Титовым, и с Виталием Желобовым, и с Валерием Рождественским. Было много интересных встреч, которые дали мне возможность впоследствии заниматься Музеем космонавтики и сейчас работать в Федерации.

«Школьники не знают, что первый космонавт - Юрий Гагарин»

Олег Петрович, как Вам кажется, отношение молодежи к космонавтике изменилось? Раньше больше юношей мечтало быть космонавтами…
- Не нужно утрировать. Не может быть такого, чтобы все поколения мечтали об одном и том же. Давайте посмотрим назад. Сначала не было автомобилей. Как только они появились, люди стали мечтать стать шоферами. Появилась авиация - все кинулись туда. Сейчас самолет стал для нас вполне привычной вещью. Также и космос. Он по-прежнему завораживает людей, и интерес к нему огромный. И сейчас ребята мечтают о космосе, просто не так повально. Да и к тому же возможностей соприкоснуться с ним сейчас стало больше. Мы можем в свободном доступе посмотреть фото из космоса, множество фильмов - даже не обязательно выходить в космос. И, потом, полететь в космос - для многих не самоцель. Космонавтика находится на острие всей мировой науки. Многие занимаются созданием космической техники. Поэтому говорить, что интерес пропал - неправильно. Здесь отчасти виновата сама пресса. Ее больше интересуют жареные факты, убийства всякие - то, что больше рейтинга дает, чем космос. То же телевидение - вскользь в новостях скажет, когда запускается космический корабль, а о жизни на орбите ничего не рассказывает. Мы сами не занимаемся пропагандой! А потом меня спрашивают: почему школьникам не интересно? Если убрали астрономию из школы, о чем это говорит? Как дети будут мечтать о космосе, если им ничего не рассказывают? Это наша вина, что школьники не знают, что первый спутник запустили в нашей стране, и что первый космонавт - Юрий Гагарин. Если об этом не говорить, то и не будет никакого интереса.

- А Федерация Космонавтики занимается пропагандой среди школьников?
- Да, с 1 сентября, в преддверии подготовки к 50-летию полета Гагарина в космос, мы открываем целую серию программ. Это будут различные экскурсии в музеи и на предприятия космической промышленности. Не зря Санкт-Петербург называют «колыбелью ракетной техники», у нас огромное количество предприятий, которые разрабатывают технику для космоса. Нужно профориентировать молодежь, чтобы дети видели, чем можно заниматься. Не только идти в банк или в сферу обслуживания. Если мы будем тратить энергию и силы, то сможем привлечь детей, я уверен.

« Сейчас идет подготовка космонавтов к полету на Марс»

- Сейчас активно развиваются международные космические программы…
- Современная космонавтика невозможна без международного сотрудничества. Когда пилотируемый космос только развивался, уже было тесное взаимодействие стран. Сейчас появилось множество прикладных спутников, аппаратов, которые зондируют, фотографируют, осуществляют телевизионную и радиосвязь. Для всего этого, опять же, нужно международное сотрудничество. Еще стоит отметить, что многие государства уже могут сделать свои спутники, но не могут создать собственную ракету. Поэтому для запуска используют наши, российские. Мы выводим и французские, и американские спутники на орбиту. Космос объединяет страны. Кстати, сейчас проводится эксперимент Марс-500, совместный, нашего Роскосмоса и Европейского Космического Агентства. Добровольцы будут находиться в замкнутом пространстве чуть больше 500 дней, и условия будут приближены к пилотируемому полету на Марс.

- Когда он состоится?
- Пока неизвестно. Сначала должны слетать автоматические аппараты, которые многое смогут сделать за людей. Что касается полета человека, пока остается много вопросов. Например, как космонавт сможет 3 года находиться в невесомости, как на него будет влиять отсутствие магнитного поля Земли, солнечная радиация... Очень много нюансов требуют дополнительного изучения. Но заниматься этим необходимо. Кто-то говорит, что космические программы - это слишком дорого. Лучше мы вложим деньги здесь, накормим людей на Земле. Но те, кто так говорит, не задумываются, что из космоса можно получить гораздо больше ресурсов. Помимо этого, нужно понимать, что на Земле мы все зависим от космоса. Вот почему так важно его изучать. В любой момент может прилететь какая-нибудь комета, или огромный метеорит врежется в Землю. Это будет гигантская катастрофа, которая сможет унести жизни миллионов людей.

«Угроза из космоса вполне реальна»

Есть теория, что, если бы Тунгусский метеорит упал несколькими часами раньше, он попал бы прямо в Санкт-Петербург и стер его с лица Земли.
- Да, действительно, существует такое мнение. Кстати, что касается Тунгусского метеорита - пока нет точных сведений о том, что же это было на самом деле. Большая вероятность, что это была комета, которая взорвалась в воздухе на большой высоте. Есть и множество других гипотез, вплоть до того, что это был инопланетный корабль. У фантаста Александра Казанцева даже рассказ был написан на эту тему. А последняя версия относительно природы Тунгусского метеорита - что это небольшая по размерам черная дыра попала на Землю и нанесла такой точечный удар. Но, чтобы это ни было, данное явление определенно предупреждает нас: кроме стихийных бедствий, которые образуются на Земле, есть еще одна опасность - опасность из космоса. Эта угроза вполне реальна. Сейчас, например, летит очередной астероид, но он пролетит мимо. Ученые волновались, но потом посчитали и поняли, что он не заденет Землю. Очень важно создать службу слежения за астероидами. Допустим, летит астероид, вероятность попадания в Землю - есть. Можно скорректировать путь его движения - поставив ракету, попытаться сдвинуть его. Так происходит коррекция спутников с помощью ракет. Достаточно небольших импульсов, чтобы траектория движения изменилась, и он пролетел мимо Земли. Поэтому мы должны заниматься космосом и искать в нем свою безопасность. Иначе просто окажемся на краю гибели.

Для журнала "Люди летают" (авиакомпания "НордАвиа"), август 2010

29 сентября в Сиверском пройдёт научно-практическая конференция «Сиверский. От гусар до космонавтов», посвящённая космонавту №2 Герман Степановичу Титову. В работе конференции примет участие и вице-президент Федерации космонавтики России Олег Мухин – человек легендарный, лично знакомый со многими отечественными покорителями космоса.

Мы встретились с Олегом Петровичем в Музее космонавтики, что исторически располагается в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Именно здесь под руководством Валентина Петровича Глушко в первой половине прошлого века проектировались и создавались первые отечественные ракетные двигатели. 30 августа в музее открылась выставка, посвящённая 110-летию со дня рождения гениального генерального конструктора.

Сам Олег Мухин увлёкся космонавтикой ещё в молодости. Поступил в 1962 году в ленинградский Военмех, где потом с 1980 года трудился инженером на кафедре. В апреле 1973 года в Ленинграде открылся Музей космонавтики и ракетной техники. Олег Петрович на основе своих технических знаний проводил в Музее экскурсии, подготавливал экскурсоводов, помогал им.

Работал Учёным секретарём в Секции истории авиации и космонавтики при Институте естествознания и техники Академии наук СССР. В эту Секцию входили выдающиеся конструкторы авиационной техники, генералы, учёные. На заседания Секции приезжали космонавты. Олег Петрович лично общался с Германом Степановичем Титовым, Виталием Михайловичем Жолобовым и Валерием Ильичём Рождественским. Как результат – Олег Мухин уже 20 лет является первым вице-президентом Северо-Западной межрегиональной организации Федерации космонавтики России, только в мечтах побывав в космосе.

— В этом нет ничего удивительного, — поясняет Олег Петрович. — Космонавт – это вершина труда многих сотен людей, подготовивших его к полёту. Поэтому наша Федерация объединяет организации и отдельных людей, так или иначе связанных с космонавтикой – инженеров, конструкторов, рабочих, медиков. И, конечно, самих космонавтов. Всего более 700 членов. Мы ведём образовательную работу со школьниками, студентами и общественностью города, осуществляем научно-методическую работу Музея космонавтики и ракетной техники имени академика В.П. Глушко, организуем выставки, праздничные мероприятия, посвящённые памятным датам российской космонавтики, поддерживаем проекты, связанные с темой космоса.

— Олег Петрович, а как вы связаны с посёлком Сиверский?

— С Сиверским я связан с детства, когда два года подряд жил здесь на даче…

— Получается, что вы настоящий сиверский дачник…

— Получается так. Мы снимали дачу как раз напротив аэродрома через Оредеж, на улице Советской. Мне в то время было лет двенадцать-тринадцать. Хозяева, у которых мы жили, занимались рыбалкой. И мы ездили с ними, ставили сети, рыбачили. А ещё мы с пацанами переплывали речку и по сливной трубе перебирались прямо в центр аэродрома, где наблюдали за самолётами. Ещё рядом с аэродромом возле железной дороги была небольшая свалка, где можно было отыскать приметы минувшей войны, в частности, немецкие значки со свастикой. Очень любопытно было (улыбается).

Конечно, мы следили за взлётом и посадкой самолётов – это было очень захватывающее зрелище для мальчишки. Когда я стал взрослым и узнал, что на этом аэродроме летал Герман Титов – это место стало для меня святым. И когда у нас установились связи с Сиверской, мы начали возить туда космонавтов.

Однажды мы приехали туда с Георгием Гречко, и в СККЦ «Юбилейный» произошло знакомство со знаменитым композитором Исааком Шварцем. Я никогда не забуду эту встречу. Ведь для космонавтов Шварц – это уникальная личность, они до сих пор перед каждым полётом смотрят фильм «Белое солнце пустыни» с замечательной музыкой композитора.

Любопытно другое. Когда мы с Гречко подошли познакомиться, оказалось, что Исаак Иосифович никогда не встречался ни с одним космонавтом (улыбается). Более того, выяснилось, что они учились в одной школе в Питере на Васильевском острове! Хоть и в разные годы. И когда Шварц уже лежал в больнице, незадолго до смерти, мы договорились с космонавтами и ребята с орбиты записали ему поздравление с 85-летием. И это поздравление показали композитору в больнице. Исаак Иосифович был очень счастлив и благодарен.

Сиверский стал своеобразным космическим талисманом: если сюда приезжает космонавт, ещё не бывавший на орбите, значит, он обязательно полетит в космос. Как, например, Сергей Рязанский. Мне посчастливилось посадить дерево на Аллее героев космоса по просьбе Георгия Гречко, который из-за болезни не смог лично приехать в Сиверский.

А когда в Сиверский приезжал Герман Титов, я предоставил ему для разъездов свою машину. Это тоже было незабываемое ощущение: рядом со мной — космонавт номер два! Так что Сиверский занимает в моей жизни и судьбе особое место.

— А как произошло Ваше знакомство с Германом Степановичем?

— Первый раз Германа Титова я увидел, когда он выступал перед студентами в Военмехе. Это было в шестидесятых годах, уже после его полёта в космос. Мне было тогда лет двадцать. Герман Степанович возглавил Федерацию космонавтики СССР после Николая Рукавишникова. Я дружил с журналом «Авиация и космонавтика», писал туда статьи о космосе и космонавтах, а Герман Степанович был там заместителем главного редактора.

Делались также устные выпуски журнала в Доме офицеров на Литейном проспекте. И он туда приезжал с представителями журнала. Мы постоянно пересекались, сходились всё ближе и ближе. Приглашали его на встречи в Федерацию космонавтики, приезжали вместе к Кириллу Лаврову – они дружили. Я ему помогал в предвыборной деятельности по выборам в Государственную думу – он баллотировался от партии КПРФ. Мы ездили по предприятиям города и области, и однажды заехали в Сиверский.

Мы осмотрели музей в Военном городке, а по дороге в клуб Герман Степанович вдруг остановился, указал на дерево и сказал: «Вот у этой берёзы я первый раз поцеловался со своей женой». Я присутствовал на его 65-летнем юбилее, где он предложил мне организовать поездку в Сиверский на несколько дней, чтобы они с женой погуляли по местам молодости, повспоминали былое. К сожалению, этого не случилось – космонавт номер два ушёл из жизни. А он очень хотел поехать в Сиверский…

— Предстоящая конференция имеет подзаголовок «От гусар до космонавтов». Вы видите здесь какие-то параллели?

— Действительно, сравнение провести можно. У каждого периода человеческой истории есть свои герои. Мы знаем, что в Отечественной войне 1812 года немаловажную роль сыграли гусары – отважные, бесстрашные люди, которые не допустили французов до Петербурга, и их командир — русский полководец П.Х. Витгенштейн, в открытии памятника которому я принимал участие. Эти же качества присущи и современным космонавтам. Ведь первым из них было неизвестно, куда ты летишь, как всё обернётся, удастся ли вернуться на землю. Конечно, они были героями. Так что сравнение гусар и космонавтов вполне допустимо.

— В сиверской коррекционной «Школе жизни» открыта выставка «Космическая история Сиверского». Как Вы думаете, современным детям интересен космос? Есть ли необходимость рассказывать им про космонавтику и далёкие миры?

— Безусловно. Так получилось, что в Сиверском жили и живут специалисты, занимавшиеся созданием знаменитого лунохода. Это тоже очень интересная страница в истории космонавтики, когда создаются автоматические аппараты для исследования иных планет. Сегодня планетоходы ходят и по Луне, и по Марсу.

Что же касается школьников и космонавтики, то нужно отметить, что космонавтика даёт детям большой простор для фантазии – можно фантазировать, можно мечтать о космических полётах и других планетах. Без ограничений, без постоянных одёргиваний, что сделал что-то не так, что это неправильно. Ребёнок сам что-то придумал, и мир вокруг в его глазах именно такой. Он его так воспринимает. И, может быть, это даже и правильно. Поэтому космос даёт детям возможность выражать себя, свои фантазии и мечты без опаски, что ты что-то неправильно сделаешь.

— Получается, что космическая тематика расширяет у ребёнка границы познания?

— Именно так. Вот живой пример. В Сиверском кино-культурном центре «Юбилейный» уже два года подряд проводится интеллектуальная игра «Космические умники и умницы», на которую приезжают старшеклассники со всего Гатчинского района. Я был на игре в качестве председателя жюри. Создал игру, разработал вопросы учитель физики Сиверской гимназии Анатолий Моисеевич Гончаров. Вопросы были очень сложными, чтобы подготовиться к ним ребятам пришлось перерыть интернет, изучить дополнительную литературу. Даже те, кто не стал призёром игры, получили большой багаж знаний из различных отраслей, связанных с космонавтикой. Как вы говорите, «расширили границы познания».

— Олег Петрович, пару слов о конференции «Космическая Сиверская»…

— Предстоящая конференция, среди прочего, служит популяризации среди детей и взрослых не только космонавтики, но и значимых страниц в истории своей страны, города, посёлка, в котором ты живёшь. Тех достижений, которыми по праву можно гордиться. Подобные мероприятия собирают много неравнодушных, заинтересованных людей, как взрослых, так и школьников, которые обсуждают насущные вопросы, делятся своими мыслями. Вот это очень важно. Ещё такие конференции, безусловно, способствуют познанию окружающего мира.

Опять же, идёт популяризация новых идей, которые будут отражены посредством СМИ – газет, телевидения, радио, чтобы привлечь внимание широкой общественности. Тем более, что история Сиверского – это история не только космоса. Это уникальный посёлок, обладающий и богатой историей, и дивными природными красотами.

— Космонавтика в СССР и космонавтика в современной России: что изменилось?

— Тут опять придётся вернуться к Сиверскому. Возьмите начало прошлого века. Появилась авиация. Каждого авиатора знали и по имени, и в лицо. В тридцатые годы, когда Водопьянов перелетел на Северный полюс, Чкалов слетал в Америку, их носили на руках. Они были первопроходцами и народными героями. Что мы видим сейчас? Ты заходишь в самолёт, садишься, а тебе по радио объявляют фамилию капитана корабля. Ты летишь и ни о чём не задумываешься. Полёт на самолёте давно стал рядовым событием.

И космонавтика, хотим мы того или нет, тоже переходит в разряд повседневных задач. Посмотрите, сколько летает спутников! Метеорологические, разведывательные, спутники связи, спутники, занимающиеся съёмкой земной поверхности. Через космос работают наши навигаторы. На космической станции проводятся медицинские исследования. Уже туристы начали путешествовать на орбиту! Так что космос сегодня становится просто ещё одним местом работы. Это объективная реальность.

К сожалению, я иногда немножко журю прессу. Почему? Потому что она ничего не рассказывает о космонавтике сегодняшнего дня. Не так давно космическим полётам уделялось несравнимо больше внимания. Были репортажи со станции о том, как живут космонавты, чем занимаются, какие задачи выполняют. А сегодня, в лучшем случае, расскажут про олимпийский огонь, доставленный на орбиту. Нет, чтобы найти возможность какого-то постоянного информирования о ситуации в космической области. Вы хотите, чтобы все знали о наших космических достижениях, но не предпринимаете для этого никаких действий. Отсюда и снижение интереса к космонавтике как таковой.

Именно для исправления сложившейся ситуации и открываются выставки, и проводятся конференции, чтобы расширить круг людей, увлечённых космосом. А проекты полётов на Луну, к Марсу, конечно же, будут встряхивать человечество, и возвращать интерес к освоению космического пространства. Так что космонавтика вошла в русло, как мы раньше говорили, народного хозяйства.

В то же время мы очень рады, что в школы вернули курс астрономии. Когда ты смотришь на бесконечное звёздное небо, тебя тянет узнать, а что же там, что скрывают далёкие светила и иные миры? Ответы на эти вопросы и даёт космонавтика. Тот же телескоп «Хаббл» на орбите, делающий уникальные снимки далёких галактик. Так что космос будет оставаться на передовых рубежах развития человечества, потому что он требует самых современных достижений науки и техники для создания ракет и космических аппаратов.

— И последнее. Олег Петрович, какими видятся перспективы взаимодействия Федерации космонавтики и космического Сиверского? Нет ли задумок более широкого его вовлечения в деятельность Вашей организации?

— Над этим надо работать. Тем более, что губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сам является членом нашей Федерации (улыбается). Хотя в Сиверском уже сделано немало. Совместно с СККЦ «Юбилейный» проводится целый ряд мероприятий, посвящённых космической теме.

Ежегодные, начиная с 2011 года, научно-познавательные конференции с участием российских лётчиков-космонавтов, приуроченные к дню рождения Г.С. Титова, интеллектуальная игра «Космические умники и умницы» для старшеклассников. С 2013 года проходит хоккейный турнир на кубок космонавта №2. И, главное, в поселении появилась аллея Героев Космоса — единственная в Ленинградской области. Федерация космонавтики поддерживает тесную связь с администрацией Сиверского городского поселения, её главой Владимиром Николаевич Кузьминым и заместителем главы Мариной Евгеньевной Дозморовой.

Хочется отметить людей, благодаря которым интерес к космосу в Сиверском всё возрастает. Это директор СККЦ «Юбилейный» Екатерина Вячеславовна Титова и заместитель директора Ольга Александровна Бабенко, учитель физики Сиверской гимназии Анатолий Моисеевич Гончаров, сопредседатель общественной организации «Благотворительный фонд «Моя малая родина» Андрей Николаевич Колобовников, действительный член Федерации космонавтики координатор проекта «Памяти предков — будем достойны» Петр Владимирович Бабенко и многие другие жители и общественные организации Сиверского.