Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Устав воинской повинности 1874 г вводил. Военная реформа Александра II

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

  • Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
  • Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
  • Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
  • Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
  • Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

  • Гладкоствольное оружие заменено нарезным. Так, еще в 1865 году армия была вооружена капсульной винтовкой 1856 года выпуска. В 1868 году принимается на вооружение винтовка Бердана (меньший калибр). В результате, уже в войне 1877-1878 года с турками российская армия была полностью вооружена современным, на тот момент, огнестрельным оружием.
  • В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия: приняты более легкие и с лучшей скоро- и дальнострельностью пушки, например пушка Барановского или картечница Гатлинга.
  • 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый». Тем самым, началась замена парусников, которые были символом отсталости российского флота, на паровые судна.

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы


В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

УСТАВ О ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ

Глава I

ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩИЕ

1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.

3. Лица мужского пола, имеющие от роду более пятнадцати лет, могут быть увольняемы из русского подданства лишь по совершенном отбытии ими воинской повинности или же по вынутии жребия, освобождающего их от службы в постоянных войсках.

4. В случае перехода на жительство в местности империи, в которых воинская повинность отправляется по особым положениям, лица, имевшие при этом более пятнадцати лет, отбывают сию повинность на общем основании.

5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

6. Постоянные вооруженные силы состоят из войск сухопутных и морских.

7. Постоянные сухопутные войска составляют:

а) армия, пополняемая ежегодными наборами людей со всей империи;

б) запас армии, служащий для приведения войск в полный состав и состоящий из людей, уволенных до выслуги полного срока службы;

в) казачьи войска и

г) войска, образуемые из инородцев.

8. Морские силы состоят из действующих команд и запаса флота.

9. Число людей, потребное для пополнения армии и флота, определяется ежегодно законодательным порядком по представлению и объявляется Высочайшим указом Правительствующему Сенату.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.

12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жребия в качестве вольноопределяющихся на основании правил, изложенных в главе XII сего Устава.

13. Не допускаются к жребию и на службу не принимаются лишенные всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию присвоенных.

14. Ежегодный призыв к исполнению воинской повинности и назначение на службу по жребию производятся с 1-го ноября по 15-е декабря, а в Сибири - с 15-го октября по 31-е декабря.

15. На пополнение действующих команд флота поступают:

1) призываемые к исполнению воинской повинности в местностях, назначенных для комплектования флота; те из сих лиц, которые не будут приняты во флот, обращаются на службу в сухопутные войска;

2) из призываемых к исполнению воинской повинности во всех местностях империи:

а) плававшие матросами на мореходных или каботажных судах не менее одной навигации, непосредственно предшествовавшей набору;

б) служившие не менее одной навигации, непосредственно предшествовавшей набору, машинистами или кочегарами на паровых судах, а также служившие не менее года мастеровыми на заводах, строящих пароходные машины;

в) корабельные плотники, конопатчики и котельщики, если в участках, предназначенных для комплектования флота, число их окажется недостаточным, и

г) моряки по призванию, то есть заявившие желание служить во флоте, с ограничением, однако, приема их на эту службу числом, ежегодно определяемым .

16. Расписание предназначаемых для комплектования флота местностей (ст. 15, п. 1), население которых по роду занятий наиболее способно к морской службе, составляется по взаимному соглашению министерств: морского, военного и внутренних дел. Расписание это, по Высочайшем утверждении оного, объявляется во всеобщее сведение.

Глава II

О СРОКАХ СЛУЖБЫ В ПОСТОЯННЫХ ВОЙСКАХ И О ЗАПАСЕ

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначаемых в войска Туркестанского военного округа, а также в войска, расположенные в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет - действительной службы и три года - в запасе.

19. Сроки службы для лиц, поступивших в войска по жребию, исчисляются: а) для поступивших во время общего призыва (ст. 14) - с 1-го января следующего за призывом года и б) для поступивших в остальное время года (кроме означенных ниже в (ст. 219) - с первого дня следующего за поступлением их в войска месяца.

20. Указанные в предшедших 17-й и 18-й статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

21. Военному и Морскому министерствам по принадлежности предоставляется право увольнять в запас нижних чинов сухопутных войск и флота в случае представляющейся к тому возможности и ранее выслуги ими установленных в статьях 17-й и 18-й сроков действительной службы. За военным и морским начальствами сохраняется также право увольнения нижних чинов во все время их службы во временные отпуски сроком до одного года.

22. Относительно увольнения чинов флота в запас соблюдаются следующие особые правила:

а) увольнение чинов флота в запас производится вообще по окончании кампании, но не ранее октября месяца;

б ) чины, находящиеся на военных судах в заграничном плавании, по выслуге ими срока действительной службы могут быть увольняемы в запас в случае изъявления ими самими на то желания немедленно по возвращении судна в один из русских портов. По особенно же уважительным причинам командиру судна разрешается увольнять в запас желающих и из заграничных портов; но в таком случае уволенные возвращаются в Россию на свой счет;

в) время, проведенное чинами флота на действительной службе сверх установленного для оной срока, зачитается вдвое в срок, определенный для состояния в запасе. Тем же чинам флота, которые по необходимости задержаны будут на службе в мирное время свыше общего срока, установленного для действительной службы и для состояния в запасе, предоставляются права сверхсрочнослужащих, а не пожелавшим воспользоваться сими правами производится в течение всего времени сверхсрочной службы двойное штатное жалованье.

23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайшими указами Правительствующему Сенату. Во время состояния в запасе чины оного могут быть призываемы Военным или , по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе, и каждый раз не долее, как на шесть недель.

24. От призыва на службу из запаса освобождаются лица, занимающие должности по государственной гражданской или же общественной службе, означенные в особом списке. Список этот подносится к Высочайшему утверждению через Комитет министров.

Глава III

О ГРАЖДАНСКИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЛИЦ, СОСТОЯЩИХ В ЗАПАСЕ

25. Лица, состоящие на действительной военной службе, сохраняют во время прохождения оной все личные и имущественные права своего состояния с необходимыми лишь ограничениями, установленными в законодательном порядке. Лица податных сословий продолжают числиться составе тех обществ, к которым принадлежали при вступлении в службу, пользуясь при этом правами, указанными в законах о состояниях (прил. к ст. 423, примеч. по Прод. 1868 г.).

26. Принадлежащие к податным сословиям лица освобождаются во время состояния на действительной службе от всех взимаемых подушно государственных, земских и общественных сборов; равным образом они освобождаются лично и от натуральных повинностей. В отношении же к имуществам, им при надлежащим, означенные лица обязаны платежом податей и иных сборов и отбыванием следующих с тех имуществ повинностей на общем основании.

27. Состоящие в запасе подлежат действию общих законов и пользуются на общем основании правами, как принадлежащими им по состоянию, так и теми, кои приобретены ими на службе,но подчиняются особым правилам, установляемым в законодательном порядке для учета запаса.

28. Чинам запаса предоставляется поступать на государственную гражданскую и общественную службу, а равно избирать иного рода деятельность с соблюдением установленных общими законами правил. Повышение в гражданских чинах не дает, однако, упомянутым лицам права при поступлении снова в ряды войск на чин или звание, высшие против предоставленных им при увольнении из действительной военной службы.

29. Чины запаса, призванные в войска с государственной гражданской службы, сохраняют за собою должности по этой службе и имеют право на занятие их вновь по увольнении из рядов войск.

30. В случае преступлений и проступков чины запаса подсудны уголовному суду гражданского ведомства, за исключением:а) неявки по призыву на действительную службу или к учебным сборам, б) преступлений и проступков, совершенных во время сих сборов, и в) нарушений обязанностей дисциплины и воинского чинопочитания во время ношения ими форменной военной одежды. В Сих случаях чины запаса подлежат военному суду.

31. Состоящие в запасе пользуются указанной в ст. 26-й льготою от взимаемых подушно податей и иных сборов и от натуральных повинностей, которым они подлежали бы лично, в течение года со времени отчисления в запас. В случае призыва их из запаса в ряды войск они пользуются упомянутою льготою также в течение года со времени роспуска их со службы.

Глава IV

О ЛИЦАХ, НЕСПОСОБНЫХ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, А РАВНО О ПРИЗРЕНИИ ИХ И СЕМЕЙСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

32. Состоящие на действительной службе или в запасе в случае совершенной неспособности по болезни или увечью как к строевой, так и к нестроевой службе увольняются вовсе от службы и исключаются из списков запаса с выдачей свидетельства о выполнении воинской повинности (ст. 160, п. 1). Но лицам, уволенным из военной службы за ранами, предоставляется зачисляться в запас в случае собственного их на то желания.

33. Нижние чины, сделавшиеся во время состояния на действительной службе неспособными к продолжению оной, а также нижние чины запаса, получившие увечье во время учебных сборов, в случае неспособности их к личному труду и неимения собственных средств к жизни, ни родственников, желающих принять их на свое иждивение, получают от казны по три рубля в месяц; те же из них, которые будут признаны требующими постороннего ухода, размещаются по богадельням и благотворительным заведениям и в случае неимения в них свободных мест поручаются попечению благонадежных лиц с платою от казны стоимости содержания призреваемого, но не свыше шести рублей в месяц.

34. Семейства воинских чинов, убитых, или без вести пропавших на войне, или же умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются на основании особого о них Положения.

35. Семейства чинов запаса, призванных в военное время на действительную службу, призреваются земством, равно как городскими и сельскими обществами, в среде коих сии семейства находятся. Тем обществам, которые не в состоянии будут своими средствами обеспечить нуждающиеся семейства, выдается необходимое пособие из казны.

Примечание.

Способы призрения означенных семейств и распределение обязанностей по сему предмету между земством и городскими и сельскими обществами, а также порядок назначения и расходования пособий от казны имеют быть определены особыми правилами.

Глава V

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОПОЛЧЕНИИ

36. Государственное ополчение (ст. 5) составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить мужского населения, от призывного (ст. 11) до сорока летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

37. Лицам, имеющим более сорока лет, не воспрещается вступать в ополчение в случае собственного их на то желания.

38. Составляющие ополчение лица именуются ратниками и делятся на два разряда. В первом разряде, который предназначается как в состав ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае истощения или недостатка их запаса, числятся младшие четыре возраста, т.е. лица, зачисленные в ополчение (ст. 154) при последних четырех призывах; ко второму же разряду, назначаемому только в состав ополченных частей, принадлежат все остальные возрасты.

39. Государственное ополчение созывается Высочайшими манифестами. Первый разряд ратников, в случае необходимости призыва оного для усиления постоянных войск, может быть созываем и Высочайшими указами Правительствующему Сенату.

40. Государственное ополчение распускается с окончанием войны или и ранее, по миновании в нем надобности. Равным образом распускаются, по миновании надобности, ратники первого разряда, призванные для усиления постоянных войск.

41. Призрение семейств ратников, поступивших на службу, возлагается на земство и городские и сельские общества на основании особых о том правил. Семейства же ратников, погибших на войне или умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются наравне с семействами воинских чинов (ст. 34).

Примечание.

2 Полное собрание Законов Российской империи. Собрание 2-е. Т 39 Отд 1 № 41068. - Прим. сост.

58. В случае поступления в войска по жребию лица, означенные в пунктах 1 и 2 статьи 56-й (за исключением медиков, ветеринаров и фармацевтов, отбывающих воинскую повинность в званиях, соответствующих их специальности), назначаются в нестроевые должности и команды не иначе, как с их согласия. Те же из означенных лиц, которые, вследствие телесных недостатков или болезненного расстройства, не будут в состоянии отбывать службу в строю, освобождаются вовсе от службы.

59. Лицам, указанным в пунктах 1-м и 2-м статьи 56-й, предоставляется: 1) поступать в войска по окончании курса или выдержании испытания, не ожидая времени, назначенного для производства призывов (ст. 14); срок службы их в сем случае исчисляется по правилу, означенному в пункте б статьи 19-й, 2) поступать в те или другие части войск, по их избранию, с тем, однако, чтобы общее число таких лиц в каждой части войск не превышало нормы, устанавливаемой Военным министерством.

60. Из лиц, подлежащих призыву, в местностях, назначенных для комплектования флота (ст. 15, п. 1, и ст. 16), молодые люди, указанные в пунктах 1, 2 и 3 статьи 56-й, за исключением лишь окончивших курс в морских учебных заведениях, не определяются на службу во флот без собственного на то желания, а обращаются в сухопутные войска. Означенные лица, при поступлении по желанию их во флот, обязаны прослужить три года на действительной службе и семь лет в запасе.

61. Для поступающих по жребию во флот нижеуказанных лиц определяются следующие сроки службы:

1) приобретшие по экзамену звание шкипера дальнего или каботажного плавания или же штурмана дальнего плавания состоят: на действительной службе два года и в запасе восемь лет и

2) приобретшие по экзамену звание штурмана каботажного плавания состоят: на действительной службе три года и в запасе семь лет

V. Об изъятиях по званию и роду занятий

62. Освобождаются от воинской повинности:

1) священнослужители всех христианских вероисповеданий и

2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных академиях и семинариях или в духовных училищах. Но лица, оставившие место псаломщика до истечения шести лет со времени освобождения по этому месту от военной службы, привлекаются к исполнению воинской повинности с обязательством пробыть на действительной службе и в запасе сроки, соответствующие их образованию; оставившие же церковнослужительство по истечении шести лет зачисляются прямо в запас до тридцати - шестилетнего возраста.

63. Нижеозначенные лица, если ими вынут будет жребий, определяющий поступление их в постоянные войска, освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас армии на пятнадцать лет:

155. Действия уездного, окружного или городского присутствия по призыву и приему в участках заключаются прочтением во всеуслышание списка принятых на службу в постоянные войска и приведением их к присяге. Люди, принятые в постоянные войска, могут быть временно распущены по домам по распоряжению губернского или областного по воинской повинности присутствия, которое руководствуется в сем отношении указаниями, преподанными ему по соглашению министров военного и внутренних дел. Распускаемым новобранцам объявляется срок явки для поступления на службу и место, куда они должны прибыть в той же губернии, в которой приняты.

156. От присяги (ст. 155) освобождаются лица, не приемлющие оной по их вероучению; о каждом таком лице делается в приемной росписи соответственная отметка.

157. Менониты могут быть назначаемы только на нестроевые должности при госпиталях или в мастерские военно-сухопутного или морского ведомств и тому подобные заведения, причем они освобождаются от ношения оружия. Но правило это не распространяется на тех менонитов, которые присоединятся к секте или прибудут из-за границы, для водворения в империи, уже по издании настоящего Устава.

VIII. О лицах, не внесенных в призывные списки

158. Кто из достигших призывного возраста (ст. 11) окажется не внесенным в призывной список и не заявит о том до дня вынимания жребия его сверстниками (ст. 142), тот лишается права на жребий и, буде окажется годным к службе, отдается в оную. Правило это не применятся, однако, к лицам, которыми будут представлены уважительные, по мнению уездного, окружного или городского присутствия, доказательства того, что невнесение их в призывной список произошло без всякого с их стороны упущения. Таким лицам, буде они окажутся годными к службе, дается присутствием жребий особо (ст. 159).

159. Для лица или лиц, коим дается жребий особо, всыпается в ящик или колесо столько билетов, сколько в соответствующем призывном участке положено было для всех их сверстников (ст. 141). Кто вынет номер, равный или меньший против номера, которым закончен был прием в постоянные войска (ст. 146), тот назначается в оные; вынувший же номер, больший против вышеозначенного, зачисляется в ополчение (ст. 154). Во всяком случае, имя вынимавшего жребий и номер жребия вписываются в конце жребьевого списка, а на билете делается отметка "жребий дополнительный".

IX. О свидетельствах по выполнению воинской повинности

160. Каждому лицу, участвовавшему в жеребьевке, но не поступившему на службу в постоянные войска, выдается свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, а именно:

1) признанному совершенно неспособным к службе - бессрочное свидетельство об освобождении его навсегда от службы;

2) зачисленному в ратники ополчения - бессрочное о том свидетельство, с обозначением его жребьевого номера, и

3) лицам, получившим отсрочку в поступлении на службу, а равно подлежащим переосвидетельствованию, отправленным в лечебные заведения на испытание и состоящим под следствием и судом, - временные свидетельства, в коих с точностью обозначается, чем обусловливается окончание срока действия свидетельства.

161. О явке к исполнению воинской повинности лиц, обязанных иметь свидетельство о приписке к призывному участку (ст. 97), делаются соответствующие надписи на сем свидетельстве.

162. Получивший временное свидетельство (ст. 160, п. 3) обязан по истечении срока действия оного заявить о том подлежащему уездному, окружному или городскому присутствию для получения от него указания о времени и месте явки к освидетельствованию и приему на службу.

163. Свидетельства о явке к исполнению воинской повинности (ст. 160), а равно приписные свидетельства с отметкой о том (ст. 161) предъявляются лицами, перешедшими призывной возраст, во всех случаях, указанных в ст. 100.

Глава XI

О РАСХОДАХ ПО ПРИЗЫВУ И ПРИЕМУ НА СЛУЖБУ

164. По призыву и приему на службу на счет государственной казны относятся следующие расходы:

1) на путевое, квартирное и порционное довольствие военного офицера, медиков (как военного, так и гражданского) и военного приемщика;

2) на изготовление предметов для измерения роста и для исследования здоровья людей, подлежащих приему в войска, и

3) на канцелярские расходы уездных, окружных и городских присутствий, на заготовление жребиев и ящиков или колес и на снабжение волостных правлений печатными листами для призывных списков.

165. На означенные в пункте 3-м предшедшей статьи расходы полагается в общей сложности по одному рублю на каждого новобранца. Причитающаяся на сем основании к отпуску из государственного казначейства общая сумма распределяется по мере действительной надобности: между губерниями и областями -

министром финансов по соглашению с министром внутренних дел, а между уездными, окружными и городскими присутствиями - губернскими и областными по воинской повинности присутствиями.

166. Издержки на путевое и квартирное довольствие председателей и членов присутствий от земства (а в губерниях, где не введены земские учреждения, - председателя присутствия и мирового посредника) относятся на общий по губернии земский сбор. Определение размера сих расходов, а равно ассигнование уездным, окружным и городским присутствиям дополнительной суммы на канцелярские расходы, буде таковая потребуется, производится по усмотрению губернских земских собраний, а где не введены земские учреждения - порядком, установленным для назначения расходов на губернские земские повинности.

167. Помещение для уездных, окружных и городских по воинской повинности присутствий отводится в казенных или общественных зданиях. В случае неимения в сих зданиях свободного или удобного места расходы на наем помещения, а равнона его меблирование, отопление и освещение относятся на

общий по губернии земский сбор.

168. В губерниях Царства Польского расходы, означенные в предшедших 166 и 167 статьях, относятся на счет казны.

169. Лица, призываемые к исполнению воинской повинности, обязаны являться, в места призыва своих участков, в исправной одежде и обуви и до времени приема на службу содержать себя на собственные средства.

170. Отпуск казенного содержания принятым на службу в постоянные войска начинается со дня явки их в сборные места (ст. 155); но тем из новобранцев, которые отправятся в войска с места призыва, означенное содержание производится со дня приема на службу.

Глава XII

О ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩИХСЯ

I. О вольноопределяющихся в сухопутные войска

171. Желающие поступить вольноопределяющимися в сухопутные войска должны удовлетворять следующим условиям. Они должны:

1) иметь не менее семнадцати лет от роду и, в случае несовершеннолетия, представить удостоверение о согласии своих родителей или же опекунов и попечителей на поступление в службу вольноопределяющимися;

2) соответствовать, по своему здоровью и телосложению, условиям, установленным для приема в военную службу, и

3) представить надлежащее свидетельство о выдержании испытания из полного курса одного из учебных заведений первых двух разрядов, поименованных в приложении к статье 53, или из курса шести классов гимназии или реальных училищ, или второго класса духовных семинарий, или же о выдержании особого испытания по программе, устанавливаемой по взаимному соглашению министров военного и народного просвещения.

172. Не допускаются в вольноопределяющиеся: а) состоящие под уголовным судом или следствием; б) подвергшиеся по судебному приговору наказанию, сопряженному с лишением права поступать на государственную службу, и в) признанные по суду виновными в краже или мошенничестве. В удостоверение того, что сих опорочивающих обстоятельств не имеется, от желающих поступить вольноопределяющимися отбирается подписка.

173. Вольноопределяющиеся разделяются на три разряда, соответственно полученному ими образованию, и обязаны прослужить в действующих войсках:

1) выдержавшие испытание из курса учебных заведений 1-го разряда - три месяца;

2) выдержавшие испытание из курса заведений 2-го разряда,

в указанном выше (ст. 171, п. 3) объеме - шесть месяцев, и

3) выдержавшие испытание по особой программе, устанавливаемой по соглашению министров военного и народного просвещения - два года.

По выслуге сих сроков вольноопределяющиеся как нижнего звания, так и произведенные в офицеры могут, в мирное время, или продолжать действительную службу, или перечислиться в запас, в коем состоят девять лет. Относительно же продолжения службы в военное время к вольноопределяющимся применяется общее правило, изложенное в ст. 20-й.

174. Вольноопределяющиеся принимаются на службу в течение всего года. Сроки службы исчисляются им с первого дня следующего за поступлением их в войска месяца.

175. Вольноопределяющиеся принимаются на службу лишь на строевые должности во все роды войск, в которых по штатам положены вольноопределяющиеся. Выбор части войск предоставляется их усмотрению, с тем, однако, чтобы число вольноопределяющихся в каждой части не превышало нормы, устанавливаемой Военным министерством. В военное время вольноопределяющиеся поступают первоначально в местные войска.

Примечание.

Вольноопределяющимся из фельдшеров предоставляется право служить в войсках в должности фельдшера.

176. Вольноопределяющиеся, поступающие в гвардию и в кавалерию, содержат себя на собственные средства; в прочие же войска они принимаются на казенное содержание, если не заявят желания содержать себя на свой счет.

177. Вольноопределяющимся, служащим на собственном иждивении, предоставляется право жить, вне времени лагерных сборов, на вольных квартирах; но, по усмотрению начальников отдельных частей, этого права могут быть лишены те вольноопределяющиеся, которые окажутся требующими особого надзора.

178. Вольноопределяющиеся поступают на службу рядовыми и несут ее наравне с нижними чинами, поступившими по призыву, с допущением в отношении к ним тех облегчений, которые установлены будут Военным министерством.

179. Вольноопределяющимся, для отличия их от нижних чинов, поступавших на службу по призыву, присваивается особый наружный знак на одежде, не дающий, впрочем, никаких служебных преимуществ.

180. Вольноопределяющиеся, по выдержании установленных испытаний, в случае удостоения ближайшего начальства производятся: 1) в унтер-офицеры - по выслуге рядовым: вольноопределяющимися, принадлежащими по статье 173 к первому разряду, - двух месяцев, принадлежащими ко второму разряду -четырех месяцев и принадлежащими к третьему разряду - одного года; 2) в офицеры по выслуге в нижнем звании: вольноопределяющимися первого разряда - трех месяцев, второго разряда -шести месяцев и третьего разряда - трех лет. Для производства в офицеры требуется сверх того прослужение в войсках всеми вообще вольноопределяющимися, не исключая и лиц первого разряда, по крайней мере одного лагерного сбора.

181. Офицерам из вольноопределяющихся, принадлежащих по ст. 173 к третьему разряду, т.е. выдержавших испытание по особой программе (ст. 173, п. 3), предоставляются сопряженные с офицерским чином права по состоянию и по гражданской службе лишь по прослужении ими в офицерском звании не менее трех лет в рядах войск.

182. Вольноопределяющиеся могут быть увольняемы в отпуск до четырех месяцев. Время, проведенное в отпуску, исключается как из срока действительной службы, так и из сроков, определенных для производства в унтер-офицеры и в офицеры.

183. Воспитанники специальных классов Пажеского Его Императорского Величества корпуса и военных училищ: пехотных, Николаевского кавалерийского, Николаевского инженерного, Михайловского артиллерийского и военно-топографического, в отношении исполнения ими воинской повинности считаются вольноопределяющимися, и по учету их соблюдается правило, указанное в статье 103-й. Воспитанникам сих учебных заведений, выпущенным на службу как офицерами, так и нижними чинами, зачитается в общий срок службы время учения в означенных военных училищах и в специальных классах ; на действительной же службе они обязаны пробыть по полтора года за каждый учебный год, проведенный в училище. Сроки службы рассчитываются: общий - с 1-го числа месяца, следующего за поступлением в учебное заведение, а действительной службы - с 1-го числа месяца, следующего за выпуском из учебного заведения.

184. Воспитанники означенных в предшедшей 183-й статье учебных заведений, выпущенные до окончания полного курса какого-либо класса, обязаны пробыть на действительной службе также по полтора года за каждый учебный год, в течение которого они находились в заведении. В офицеры производятся они во всяком случае не ранее, как по выслуге одного года в строю.

185. Лицам, получившим воспитание на счет казны в учебных заведениях гражданского ведомства, не воспрещается отбывать военную службу в качестве вольноопределяющихся. Во всяком же случае они отбывают обязательную для них по гражданскому ведомству службу уже по выслуге ими установленных настоящим Уставом сроков действительной службы в войсках.

II. О вольноопределяющихся во флоте

186. Для поступления вольноопределяющимся во флот, сверх указанных в статьях 171 и 172-й условий, требуется выдержание испытаний в науках установленным по морскому ведомству по рядком и по программам, соответствующим тому роду службы во флоте, которому вольноопределяющийся желает себя посвятить.

187. Вольноопределяющиеся во флот обязаны пробыть на действительной службе два года и в запасе пять лет.

188. Вольноопределяющиеся принимаются на службу во флот в течение всего года. Сроки службы исчисляются им на основании ст. 174-й.

189. Вольноопределяющиеся зачисляются на службу как собственно во флот, так и в его специальные части юнкерами. Выбор части предоставляется усмотрению вольноопределяющихся, с тем, однако, чтобы число их в каждой части не превышало нормы, устанавливаемой морским министерством.

190. Для производства в гардемарины и кондукторы вольноопределяющиеся обязаны выдержать установленное испытание и сделать не менее одной шестимесячной кампании. При производстве в первый офицерский чин старшинство в этом чине отдается со дня выполнения ими установленных для сего в морском ведомстве условий, причем время состояния в звании гардемарина и кондуктора считается со дня выслуги ими сроков действительной службы, указанных в ст. 173-й. Если же окончательное испытание для производства в офицеры не будет выдержано своевременно по вине самих вольноопределяющихся, то старшинство в офицерском чине отдается им только со дня выдержания экзамена.

191. Вольноопределяющиеся для производства в гардемарины или кондукторы, при зачислении в запас, подвергаются установленному на сии звания испытанию.

192. Вольноопределяющиеся во флот, не выдержавшие, по выслуге двух лет, указанного в статье 190 испытания, зачисляются в запас армии унтер-офицерским званием, на определенный статьею 173-й срок, за вычетом времени, прослуженного во флоте. Таким лицам не воспрещается продолжать действительную службу в унтер-офицерском звании и во флоте, если они того пожелают и начальство признает их полезными для службы; в противном же случае им не воспрещается продолжать действительную службу в армии на основании общих правил, установленных для вольноопределяющихся в сухопутные войска.

193. Вольноопределяющимся во флот дозволяется жить на вольных квартирах. Во время плавания на судах они пользуются морским довольствием, по Положению, и до производства в гардемарины или кондукторы получают от казны обмундирование.

194. Независимо от вышеизложенных правил о вольноопределяющихся во флот (ст. 186 и след.) к ним применяются также постановления статей 20, 181 и 182-й.

195. Воспитанники морского училища, технического училища морского ведомства и юнкерских классов в Николаеве, а также юнги учебных кораблей и школ, в отношении исполнения ими воинской повинности, считаются вольноопределяющимися во флот и по учету их соблюдается правило, указанное в статье 103-й.

196. Воспитанники означенных в статье 195 училищ, а также вольноопределяющиеся, посещавшие классы сих училищ или юнкерские классы в Николаеве, и вообще все вольноопределяющиеся, получившие специальное морское образование с пособием от казны, по производстве в гардемарины или кондукторы, обязаны пробыть на действительной службе по полтора года за каждый учебный год в училище. Юнги же состоят на действительной службе десять лет, и по выслуге оных зачисляются прямо в ополчение. Означенный срок исчисляется для юнг, выпущенных из учебных заведений до достижения семнадцати лет, - с сего возраста, а для юнг, выпущенных по достижении семнадцати лет, - со дня выпуска.

Глава XIII

О ЖАЛОБАХ ПО ДЕЛАМ О ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ

197. На действия и распоряжения заведующих воинскою повинностью учреждений допускаются, до истечения указанных ниже сроков (ст. 201, 205 и 211), жалобы словесные и письменные.

198. Словесные жалобы вносятся подлежащими учреждениями в особые книги. При жалобах могут быть представлены вся кие подтверждающие правильность их документы.

199. Подавшему жалобу должна быть выдана, по его требованию, расписка в принятии жалобы.

200. Неразрешение жалоб не останавливает действий присутствий по воинской повинности относительно призыва и приема на службу.

201. Жалобы на учреждения и должностных лиц, составляющих частные призывные списки, о допущенных в этих спискахнеправильностях могут быть подаваемы в течение двух недель со дня установленного статьей 118-й крайнего срока для представления частных призывных списков.

202. Указанные в предшедшей 201 статье жалобы могут быть подаваемы или непосредственно в уездное, окружное или городское по воинской повинности присутствие, или же составляющим частные призывные списки учреждениям или лицам (ст. 102 и примеч.), которые обязаны немедленно представить их по назначению.

203. Уездное, окружное или городское присутствие рассматривает жалобы в порядке их поступления, в первом своем заседании. В случае необходимости собрать по содержанию жалобы сведения на месте командируется для сего один из членов присутствия.

204. Решение по жалобе должно быть постановлено в течение двух недель со дня ее заслушания в присутствии и объявлено подавшему жалобу в течение трех дней. По требованию жалобщика ему выдается копия с протокола.

205. Жалобы на решения уездных, окружных или городских присутствий как относительно неправильностей в призывных списках, так и по назначению льгот, по определению возраста по наружному виду и годности к службе приносятся в губернское или областное по воинской повинности присутствие в четырехнедельный срок со дня объявления решения.

206. Жалобы губернскому или областному по воинской повинности присутствию подаются в то уездное окружное или городское присутствие, на которое они приносятся. Означенные присутствия обязаны, в течение семи дней по принятии жалобы, переслать ее по принадлежности, вместе с относящимися к предмету жалобы протоколом присутствия и необходимыми сведениями и объяснениями.

207. В случае признания жалобы на неправильность внесенных в призывной список показаний уважительной губернское или областное по воинской повинности присутствие сообщает о том уездному, окружному или городскому присутствию для соответствующих изменений в призывном списке.

208. Губернское или областное по воинской повинности присутствие обязано переосвидетельствовать каждое лицо, которым принесена будет жалоба на неправильное освидетельствование его самого относительно годности к военной службе или определения возраста по наружному виду. По жалобам других лиц переосвидетельствование производится лишь в том случае, когда присутствие признает это необходимым.

209. Решения губернского или областного по воинской повинности присутствия, по принесенным в оное жалобам, объявляются жалующимся в течение семи дней со дня постановления решения.

210. Решения губернского или областного присутствия по жалобам на неправильность внесенных в призывные списки показаний и на неправильное определение возраста по наружному виду признаются окончательными и обжалованию не подлежат.

211. На решения губернского или областного присутствия по жалобам на неправильность по назначению льгот или по освидетельствованию лиц относительно способности к военной службе дозволяется приносить жалобы в Правительствующий Сенат (по 1-му Департаменту) в двухмесячный со дня объявления решения срок. Жалобы эти подаются в постановившее решение присутствие, которое обязано представить их Сенату с своим протоколом и необходимыми сведениями и объяснениями в течение семи дней после принятия жалобы.

Глава XIV

О ВЗЫСКАНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ О ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ

212. Лица, обязанные припиской к призывным участкам (ст. 95 и 97), в случае неисполнения ими сей обязанности до истечения того года, в котором им минуло двадцать лет, подвергаются:

денежному взысканию не свыше ста рублей.

213. Невнесенные по собственной вине в призывной список и подлежащие вследствие того, согласно ст. 158-й, зачислению в военную службу с лишением права на жребий, но оказавшиеся неспособными к службе, однако, не вследствие умышленного членовредительства (ст. 218), подвергаются:

заключению в тюрьме гражданского ведомства на время от двух до четырех месяцев или аресту на время не свыше трех месяцев.

214. Подлежащие по вынутому номеру жребия поступлению в постоянные войска, в случае неявки их без уважительных причин ко времени освидетельствования призванных к исполнению воинской повинности (ст. 144), подвергаются независимо от зачисления в военную службу признанных годными к ней:

аресту не свыше трех месяцев.

215. Объявившие при освидетельствовании, что имеют какую-либо скрытую, препятствующую военной службе болезнь, если, по испытании в больнице, показание их окажется лживым, подвергаются по зачислении их в службу:

взысканию дисциплинарному по усмотрению военного их начальства.

216. Принятые в постоянные войска (ст. 155) или подлежащие поступлению в оные по вынутому номеру жребия в случае неявки на службу в назначенный срок без уважительных причин подвергаются:

наказаниям, определенным за неявку на службу в статье 146- й Воинского устава о наказаниях.

217. Кто, с целью уклониться от воинской повинности или же воспользоваться при отбывании оной льготами, ему не предоставленными, употребит какие-либо обманные действия, тот, по зачислении в военную службу, подвергается:

одиночному заключению в военной тюрьме на время от четырех месяцев и двух недель до шести месяцев.

218. Определенному в предшедшей статье наказанию, также по зачислении в военную службу, подвергаются и те, которые, с целью уклонения от военной службы, сами или при содействии других изувечат себя, растравят себе раны или иным каким-либо образом повредят своему здоровью.

219. Сроки службы для лиц, не явившихся в назначенный срок (ст. 216) и потому принятых в войска позднее времени, назначенного для поступления на службу их сверстников (ст. 155), исчисляются: для принятых в течение первого полугодия - с 1-го июля того же года, а для принятых во втором полугодии - с 1-го января следующего за поступлением их в войска года.

220. Лица, означенные в статьях 216 и 217, в случае неспособности к военной службе или открытия их лишь по достижении ими тридцати четырех лет от роду подвергаются:

заключению в тюрьме гражданского ведомства: а) лица, указанные в ст. 216-й, - на время от четырех до восьми месяцев и б) означенные в ст. 217-й - на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев.

221. Виновные в умышленном изувечении другого по желанию его или с его согласия для воспрепятствования приему его в военную службу и вообще виновные в пособничестве членовредителю подвергаются:

заключению в тюрьме гражданского ведомства на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев.

Изувечившие другого с тем же намерением, но без его желания или согласия подвергаются:

наказаниям, определенным в законах уголовных за нанесение с обдуманным намерением увечий, ран или телесных повреждений.

222. Дела о членовредительстве других начинаются независимо от жалоб тех лиц, коим нанесено увечье или иное повреждение здоровья.

223. Подговаривающие к уклонению от обязанностей, налагаемых сим Уставом, а также пособники и укрыватели уклоняющихся от воинской повинности подвергаются:

наказаниям на основании общих правил об участии в преступлениях, с применением к ним во всяком случае тех из определенных выше наказаний, которые не сопряжены с отдачей в военную службу.

224. На лиц, уклонившихся от воинской повинности, не распространяется сила общих постановлений о давности.

(Устав о воинской повинности. СПб., 1874; Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 49. Огд. 1. № 52983)

Цитируется по книге "Реформы " М., "Юридическая литература", 1998

1 (13) января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия Российской империи. В тот же день был утвержден «Устав о воинской повинности», в котором защита престола и Отечества объявлялась священной обязанностью всех российских подданных. Согласно Уставу, все мужское население страны «без различия состояний» подлежало воинской повинности. Тем самым были заложены основания армии современного типа, способной выполнять не только военные задачи, но и миротворческие функции (пример тому – победоносная русско-турецкая война 1877-1878 гг.).

Начиная с Петра I, все сословия в России привлекались к службе в армии. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия - обеспечивать армию рекрутами. Когда Екатерина II освободила «благородное дворянство» от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом беднейших слоев общества. Дело в том, что до принятия Устава о воинской повинности рекрутская повинность не носила характер личной обязанности нести военную службу. В ряде случаев допускалась замена поставки рекрута натурой, денежным взносом или наймом охотника - человека, который соглашался пойти на службу вместо призванного рекрута.
Реформы в военной области стимулировались неутешительными итогами Крымской войны 1853-1856 гг. Уже в конце 1850-х годов был упразднен институт военных кантонистов и сокращен до 10 лет срок службы низших чинов. Новый виток реформ был связан с назначением в 1861 г. на пост военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Военные преобразования развернулись сразу по нескольким направлениям, включая: введение новых воинских уставов, сокращение личного состава армии, подготовку обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии и реорганизацию интендантской службы. С 1864 до 1867 г. численность вооруженных сил была сокращена с 1132 тыс. до 742 тыс. чел., без снижения реального военного потенциала.
Во главу угла военной реформы был положен принцип децентрализации войскового управления путем создания военных округов, командующие которых должны были соединять в своих руках высшее командование войсками и контроль над военной администрацией. 6 августа 1864 г. было принято «Положение о военно-окружных управлениях», согласно которому было создано сначала 9 военных округов, а 6 августа 1865 г. - еще 4 военных округа. Одновременно была проведена реорганизация военного министерства. В 1865 г. был учрежден Главный штаб – высший орган оперативно- стратегического и строевого управления войсками, подчиненный военному министру. В свою очередь, созданный еще в 1827 г. Генеральный штаб стал структурным подразделением Главного штаба. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности ее развертывания во время войны.
С 1865 г. началась военно-судебная реформа, в основе которой лежало внедрение принципов гласности, состязательности сторон и отказ от телесных наказаний. Были установлены три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суд. В 1860-х годах, по инициативе военного ведомства, началось строительство стратегических железных дорог, а в 1870 году были образованы специальные железнодорожные войска. Реорганизации армии сопутствовала коренная перестройка старых оружейных заводов и строительство новых, благодаря чему в 1870-е годы завершилось перевооружение армии нарезным оружием.
Условия Парижского мирного договора существенно ограничивали возможности развития военно-морского флота. До 1864 г. очевидно первостепенное внимание к береговой обороне. Это подтверждается строительством на российских верфях, прежде всего, предназначенных для береговой обороны канонерских лодок. Одновременно на созданное в 1856 г. и состоявшее под Высочайшим покровительством Русское Общество Пароходства и Торговли была возложена задача создания училищ для подготовки морских кадров. На практике эти меры представляли собой реализацию плана создания резерва военного флота, способного отчасти компенсировать отсутствие такового. Во второй половине 1860-х гг. российское правительство начинает строить башенные фрегаты, предназначенные для океанских крейсерских операций.
Реформа военно-учебных заведений предусматривала создание военных и юнкерских училищ, в которые с 1876 г. стали принимать лиц всех сословий. Из 66 кадетских корпусов были сохранены только два - Пажеский и Финляндский, а остальные были переформированы в военные гимназии или в военные училища. В 1877 г. была создана Военно-юридическая академия и расширена основанная Николаем I Академия Генерального штаба.
Также во главу военной реформы были поставлены вопросы престижа военной службы и корпоративности военного сословия. Этим целям служило создание военных библиотек и военных клубов, сначала офицерских, а в 1869 г. было создано первое солдатское собрание, с буфетом и библиотекой. Составной частью реформы стало улучшение материального положения офицеров: с 1859 по 1872 г. как минимум на 1/3 (а для многих категорий в 1,5 – 2 раза) были повышены выплаты и жалование. Столовые деньги офицеров составляли от 400 до 2 тыс. руб. в год, тогда как обед в офицерском клубе обходился всего в 35 копеек. С 1859 г. стали создаваться кассы для офицеров и других чинов для выплаты пенсий и пр. Причем для всех чинов давались заемные ссуды под единые 6% годовых.
Однако все эти нововведения не смогли устранить сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов, прежде всего, среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Поэтому в 1870 г. для разработки вопроса о воинской повинности была образована особая комиссия. Спустя четыре года Комиссия представила на рассмотрение императора Устав всеобщей всесословной воинской повинности, который был высочайше утвержден в январе 1874 г. Рескрипт Александра II от 11 (23) января этого же года поручал министру привести закон в исполнение «в том же духе, в каком он составлен».
Согласно Уставу, на воинскую службу по жребию, который делался один раз в жизни, призывались по достижению 20 лет. Те, кто по номеру вынутого жребия не подлежал поступлению в постоянные войска, зачислялись в ополчение. Устав определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте - 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми - на флоте. Остальное время приходилось на службу в запасе (9 лет в сухопутных войсках и 3 - на флоте). То есть по выходу в запас солдат время от времени мог призываться на учебные сборы, не препятствовавшие его частным занятиям или крестьянскому труду.
Устав также предусматривал льготы по образованию и отсрочки по семейному положению. Так, освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От воинской повинности по социальному состоянию освобождались священники всех христианских вероисповеданий, некоторые лица мусульманского духовенства, штатные преподаватели вузов и обладатели ученых степеней. По национальному признаку освобождению подлежали нерусские туземные жители Средней Азии, Казахстана, некоторых округов Сибири, Астраханской, Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской и Закаспийской областей, Архангельской губернии. На особых условиях к службе привлекалось население Северного Кавказа и Закавказья нехристианских вероисповеданий: для них отбывание воинской повинности заменялось уплатой особого денежного сбора. Сокращенные сроки службы устанавливались для выпускников высших, средних и низших учебных заведений. По уставу 1874 г. для первых срок определялся в полгода, для вторых – в полтора года и для третьих - в три года. Впоследствии эти сроки были увеличены соответственно до двух, трех и четырех лет. Предусматривалась и практика отсрочек для учащихся высших и средних учебных заведений.
Для исполнения воинской повинности в каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства. Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями действовал до января 1918 г.

Военная реформа Александра II - комплекс реформ, проведённых в период царствования Александра II в 1860-х - 1870-х годах. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д.А. Милютиным.

Характеристика

Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.

Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны.

В результате военных реформ произошло:

  • · сокращение численности армии на 40 %;
  • · создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
  • · усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
  • · создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
  • · отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых "оштрафованных") в армии;
  • · перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
  • · введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет - 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
  • · разработка и введение в войска новых воинских уставов.

Устав о воинской повинности

Из устава:

  • 1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.
  • 2. Денежный выкуп от воинской повинности и замене охотником не допускается. …
  • 10. Поступление на службу по призывам решаются жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
  • 11. К жеребью призываются ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год.
  • 12. …
  • 17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…
  • 18. Общий срок службы во флоте определен в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.
  • 19. …
  • 36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способных носить оружие мужского населения, от призывного до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются лица до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании. Подобная активность вызывала недоумение в обществе:

Единственные преобразования, за которые тотчас принялся новый государь, состояли в перемене мундиров. На это с горестью смотрели все, кто дорожил судьбами отечества. С изумлением спрашивали себя: неужели в тех тяжелых обстоятельствах, в которых мы находимся, нет ничего важнее мундиров? неужели это все, что созрело в мыслях нового царя во время долгого его пребывания наследником?

Улучшить подготовку офицерских кадров

Перевооружить армию современным оружием

Улучшить систему военного управления

Ликвидировать отставание русской армии от западноевропейских

Создать армию, обладающую обученными резервами

Причиной введения этой реформы стало поражение Российской Империи в Крымской войне.

Основные положения реформы:

Учреждены 15 военных округов для улучшения управления армией

Расширена сеть военных учебных заведений для подготовки офицеров(академии, военные гимназии, юнкерские училища)

Вводились новые военные уставы

Проведены перевооружение армии и флота

Отмена телесных наказаний

А в 1874 году была отменена рекрутская система, вводилась всеобщая(всесословноя) воинская повинность

Устанавливались следующие сроки службы в армии: в пехоте - 6 лет, во флоте - 7, 9 лет в запасе,для окончивших уездные училища - 3 года, для окончивших гимназии 1.5 года, для окончивших вузы 6 месяцев, т. е. Срок службы зависел от образования.

Военная служба начиналась с 20 лет. На военную службу не призывались: единственный в семье сын, кормилец, духовенство, народы Севера, Ср. Азии, часть Кавказа и Сибири

Первая русская революция 1905-1907 гг.: ее предпосылки и основные этапы. Создание Советов как органов революционной власти.

Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест)

Законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12-18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Прежде всего, Манифест 17 октября 1905 года обозначил основные права и свободы человека и гражданина, которые были более подробно рассмотрены в
Своде основных государственных законов. Это был значимый шаг к развитию принципов конституционизма в стране.

Кроме того, в Манифесте нашли свое отражение основы государственного устройства, основы формирования и деятельности Государственной Думы и
Правительства, которые также получили свое развитие в Своде.

Свод, в свою очередь охватил более широкий круг вопросов. Кроме указанных вопросов, в данном нормативном правовом акте нашли свое отражение такие важнейшие вопросы, как вопрос о государственной власти, законодательной инициативе и законодательном процессе в целом, о положении данного Свода в законодательной системе, которая существовала в тот период, и многое другое.

Основные гос законы Российской Империи в редакции 23 апреля 1906г: форма правления, порядок законодательства, права и обязанности подданных

За несколько дней до открытия первой Думы, 23 апреля 1906 г., Николай II утвердил текст редакции Основных государственных законов Российской империи. Такая поспешность была связана со стремлением не допустить их обсуждения в Думе, дабы последняя не превратилась в Учредительное собрание. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

В первой главе основных законов раскрывалось существо «верховной самодержавной власти». До последнего момента Николай II сопротивлялся изъятию из текста положения о неограниченной власти монарха в России. В окончательной редакции статья об объеме царской власти была сформулирована следующим образом: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть...» Отныне российский император должен был делить законодательную власть с Думой и Государственным Советом. Однако прерогативы монарха остались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства» (только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы), он утверждал законы, назначал и увольнял высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство.

В девятой главе, устанавливавшей порядок принятия законов, определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государем Императором». Законопроекты, не принятые обеими палатами, считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной из палат, могли быть вновь внесены на ее рассмотрение только с разрешения императора. Законопроекты, не утвержденные императором, могли быть вновь рассмотрены не ранее следующей сессии.

Основные государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии получившей название третьеиюньской монархии.

Основные государственные законы 1906 г. являлись конституцией. Таковыми они рассматривались как представителями власти, так и либеральными историками государственного права.

Таким образом, можно сделать выводы, что в России установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Гос Дума

Система представительных учреждений вводилась в России рядом гос.актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая «Основными гос. законами»23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Гос-венная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение полит.ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Гос-венную думу», кот. значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Гос-венная Дума в период с 1905–1907 гг. являлась представительным органом власти, впервые ограничившим монархию в России.

Причинами формирования Думы явились: революция 1905–1907 гг., поднявшаяся после Кровавого воскресенья, и общее народное волнение в стране.

Порядок формирования и учреждение Думы устанавливались Манифестом об учреждении Гос. Думы от 6 августа 1905 г.

Гос-венная Дума должна была работать совместно с Советом министров. Совет министров был постоянно действующим высшим правительственным учреждением, возглавляемым председателем.

Совет министров возглавлял все ведомства по вопросам законод-ва и высшего гос. управ-я, т. е. он в некоторой степени ограничивал дея-сть Гос. Думы.

Основные принципы работы Гос. Думы:

1. свобода совести;

2. участие в выборах широких слоев населения;

3. обязательное утверждение Думой всех издаваемых законов.

Активным избирательным правом в Гос-венную Думу обладали все мужчины старше 25 лет (исключение – военнослужащие, студенты, поденные рабочие и кочевники).

Компетенция Думы по Учреждению: разработка законов, их обсуждение, утверждение бюджета страны. Все законопроекты, принятые Думой, должны были получить одобрение Сената, а позднее – императора. Дума не имела права рассма3вать вопросы, выходящие за рамки ее компетенции, например вопросы платежей по гос. долгам и кредитам Министерству двора, а также по гос. займам.

Срок полномочий Гос. Думы – 5 лет.

Гос-венная Дума была двухпалатной: верхняя палата – Гос. совет (его возглавляли председатель и вице-председатель, назначаемые императором ежегодно); нижняя палата – представители от населения.

В период 1905–1907 гг. было созвано 3 Думы различ. составов. I Дума просуществовала 72 дня. Она была наиболее либерально настроенной, т.к.ее созыв стал следствием революционного движения в России, в ней не было представителей от монархического движения.

После роспуска уже III Думы (когда народные восстания были подавлены царской армией) были внесены значительные изменения в законы о Гос. Думе, например:

2. ограничивалось число представителей от Польши, Кавказа и Средней Азии.