Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний. Человек как духовное существо

Духовный мир человека. Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разум, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое сознание новых. Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разум, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое сознание новых. У человека, у которого высоко развита духовная жизнь, духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. У духовного человека мотивом и смыслом жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. У человека, у которого высоко развита духовная жизнь, духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. У духовного человека мотивом и смыслом жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности.


Усвоение определенных ценностей создает ценностные ориентации - осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними. Усвоение определенных ценностей создает ценностные ориентации - осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.


Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. «Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». «Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Категорический императив – это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от происхождения, положения, обстоятельств. Категорический императив – это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от происхождения, положения, обстоятельств. Философ И. Кант сформулировал категорический императив морали: «Поступай всегда такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать». Философ И. Кант сформулировал категорический императив морали: «Поступай всегда такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать».


Мораль включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия). Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Антиценности или отрицательные ценности - отрицательное отношение людей к тем или иным явлениям Антиценности или отрицательные ценности - отрицательное отношение людей к тем или иным явлениям


Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно–моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносителтный характер, например добро и зло. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно–моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносителтный характер, например добро и зло.


Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.


К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Патриотизм – это отношение человека к свому Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. Патриотизм – это отношение человека к свому Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. Качества гражданственности – это социально – психологические и нравственные качества личности, сочетающие в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Качества гражданственности – это социально – психологические и нравственные качества личности, сочетающие в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей.


Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.


Мировоззрение и его роль в жизни человека. Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.


Классификация типов мировоззрения. Обыденное мировоззрение. Обыденное мировоззрение. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.


Религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение-мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Религиозное мировоззрение-мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.


Научное мировоззрение Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.


1.Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. 1.Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. 2.Мировоззрение через свою философию «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. 2.Мировоззрение через свою философию «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. 3.На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет. 3.На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет.


Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.




  • Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировоззрение. Его виды и формы

Структура мировоззрения

  • Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
  • Принципы - Руководящее положение, основное правило , установка для какой-либо деятельности . Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.
  • Идеи -(др.-греч . ἰδέα - видность, вид, форма, прообраз) Главная мысль произведения или общий принцип теории, изобретения, некий прообраз, замысел или его наиболее существенная часть.
  • Убеждения - элемент (качество) мировоззрения , придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности .
  • Идеалы - (лат. idealis от греч. ἰδέα - образ, идея) - высшая ценность , наилучшее, завершенное состояние того или иного явления - образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал).
  • Духовные ценности - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.
  • Мифологическое - (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения преобладает над разумными объяснениями. Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей .
  • Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
  • Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения

  • Теологическое (религиозное) - (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии , она зачастую разделяет людей разных верований.

Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения

  • Философское - (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч . Φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Мировоззрение. Его виды и формы.

  • Обыденное (житейское) мировоззрение - является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
  • Отсутствие целостности.
  • Преобладание произвольных идей . Опирается на здравый смысл и житейский опыт.
  • Фрагментарность взглядов на мир . Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде.
  • Отсутствие целостности. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Мораль, ценности, идеалы

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.


Мораль, ценности, идеалы

Функции морали:

  • оценочную
  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла

(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

  • регулятивную контролирующую интегрирующую воспитательную
  • регулятивную - установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Мораль, ценности, идеалы

  • добра и зла,
  • нравственного и безнравственного,
  • цели и средства ее достижения,
  • морали и нравов,
  • должного и сущего.

Мораль, ценности, идеалы

  • Моральные ценности , в отличие от материальных, удовлетворяют потребности духовной жизни , облегчают процесс нравственного существования человека.
  • К числу высших моральных ценностей обычно относят обобщенные понятия, отражающие сущность морали и человеческого существования : добро, свободу, смысл жизни и счастье. В ценностях подобного рода нуждаются все, они значимы для всех , что обусловливает их общечеловеческий статус.

  • Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.
  • Важнейшие аспекты (стороны) морали:
  • а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
  • б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
  • в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
  • 3) Основные категории морали:
  • а) добро и зло;
  • б) долг и совесть;
  • в) справедливость;
  • г) честь и достоинство;
  • д) счастье.
  • 4) Нравственная культура личности и общества.
  • 5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.

Мировоззрение

  • Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
  • Структура мировоззрения
  • Знания Принципы Идеи Убеждения Идеалы Духовные ценности
  • Знания
  • Принципы
  • Убеждения
  • Идеалы
  • Духовные ценности
  • Исторические виды мировоззрения: мифологическое; теологическое (религиозное); философское. 
  • мифологическое;
  • теологическое (религиозное);
  • философское. 
  • Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности: преобладание произвольных связей; фрагментарность взглядов на мир; отсутствие целостности.
  • преобладание произвольных связей;
  • фрагментарность взглядов на мир;
  • отсутствие целостности.
  • Основные черты научного мировоззрения: логическая стройность; систематичность; универсальность; критичность; обоснованность.
  • логическая стройность;
  • систематичность;
  • универсальность;
  • критичность;
  • обоснованность.
  • Классификация типов мировоззрения по эмоциональной окраске Оптимистическое мировоззрение Пессимистическое мировоззрение
  • Оптимистическое мировоззрение
  • Пессимистическое мировоззрение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»

Выполнила:

ученица класса М-10-2

Егорова Мария Сергеевна

Чебоксары, 2016

Человек как духовное существо

Помня слова известного писателя-публициста В. А. Сухомлинского, о том, что человек рождается не для того, чтобы бес­следно исчезнуть никому неизвестной пылин­кой, а для того, чтобы оста­вить о себе след вечный, многие люди стремятся осознать свое место в общественных отношениях и намечают свои направления развития и самовоспитания. Этот процесс в философии называют «человеческим самостроительством». Объектом такого строительства является духовный мир человека.

Мир человека многогранен и определяет его внутреннюю, духовную жизнь, которая включает сознания, веру, чувства, стремления, мечты. В научном понимании духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижения разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Вообще духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности: добро, истина, красота….

Человек живя в социуме не может не подчиняться определенным правилам, важнейшими из них являются нормы и морали. Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей. Моральные установки личности исследовались многими великими философами. Например, немецкий мыслитель И. Кант. так сформулировал категорический императив морали: не делай другому того, чего себе не желаешь, т.е. он утверждает личную ответственность за совершенные деяния.

Также духовный мир личности включает в себя ценности и идеалы. Идеал – это совершенство, высшая цель стремления человека, представление о высших моральных требованиях. Ценности – это то, что наиболее дорого и свято человеку. На основе этих ценностей строятся человеческие отношения, определяются приоритеты и появляются цели деятельности. Я считаю, что к числу самых важных ценностных ориентиров можно отнести патриотизм. Этим понятием обозначаются отношения человека к своему государству и народу и любовь к своему Отечеству.

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента его рождения. Так некоторые французские философы полагали, что человек по своей природе добр и искренен. А представители восточной философии считали наоборот, что человек по своей природе является носителем зла. Однако, со временем философы все-таки пришли к единому мнению, что моральные начала не заложены в человека с рождения, а формируются в семье, на том примере, который находится у них перед глазами, в процессе общения с другими людьми, в процессе воспитания и обучения, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание представляет собой самоконтроль, высокие требования к самому себе и во всех видах деятельности.

Тема Человек как духовное существо

Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

    выработка понимания понятия “духовность”;

    формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;

    воспитание нравственно-духовных ценностей.

Предполагаемый результат (приобретаемые навыки) :

когнитивные:

    умение использовать понятия: мораль, нравственность, совесть, патриотизм, гражданственность, идеал в аргументации собственного мнения;

    умение анализировать ситуации;

информационные:

    умение составлять конспект, работать со схемами.

    умение пользоваться информационными ресурсами;

аналитические:

    применять схемы анализа проблемного вопроса;

    самостоятельно делать выводы.

Форма проведения: Урок-исследование

Оборудование урока

    Учебник «Обществознание 10 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., издательство Просвещение, 2007 год.

    Мультимедийный проектор.

План урока

    Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей»

    Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

    Мировоззрение и его роль в жизни человека

Ход урока

I вопрос Рассказ преподавателя с элементами беседы.

Задумывались ли вы о своем жизненном пути, смысле своей жизни? Стремились ли относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Наверняка каждый из вас задавал себе подобные вопросы, которые относятся к очень важной сфере нашей жизни- духовному миру человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям.

Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

Слайд 5

1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание

2. Сформулируй проблему

4. Аргументируй свою позицию (2-3 аргумента)

5. Сделай выводы

После выполнения задания озвучить 2-3 работы учащихся

Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Слайд 6

безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке

Ценности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Моральные категории

Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.

Совесть

способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей

Определения в правой части таблицы появляются после озвучивания их учащимися

Рассказ преподавателя Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет.

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности.

Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

Вывод Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравст венных норм в жизни и деятельности. Только в опыте до брых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

III вопрос.

Рассказ преподавателя Важной частью духовного мира человека является его мировоззрение

Слайд 7

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение?

Слайд 7.

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Слайд 8

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.

Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, преобладает житейская, обыденная основа.

Слайд 8

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? Слайд 9

    Во-первых, дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.

    Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.

    В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки Слайд 10

В форме беседы преподаватель подводит студентов к правильным ответам. Они появляются на слайде по мере озвучивания

Виды мировоззрения

Достоинства

Недостатки

Обыденное мировоззрение

опирается на непосредственный жизненный опыт человека

мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение

прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей

человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места

Вывод. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление изученного материала.

Теперь давайте посмотрим, как материал данной темы может быть представлен в материалах ЕГЭ по обществознанию Слайды 11-18. Студенты дают ответы, объясняя их

1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

1) возрастные особенности

2) расовые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) духовные идеалы и ценности

3. Вставьте пропущенное в схеме слово

Вторичные (приобретенные потребности)

социальные

престижные

4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к духовной деятельности человека

    материально-производственная деятельность

    познавательная деятельность

    социально-преобразовательная деятельность

    прогностическая деятельность

    ценностно-ориентировочная деятельность

5. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

6. Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г

7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

3)наука

4) культура

Выводы по теме. Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.

Но я хочу закончить наше занятие другим высказыванием – словами Л.Н. Толстого

Все можно простить, но не извращение тех высших истин,

до которых с таким трудом дошло человечество.

Домашнее задание 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.

2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»

Тема: Человек как духовное существо

Выполнила

Якунина Е.Н. учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 1р. П. Пачелма


Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.


Что же такое духовный мир человека?

  • В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыс­лов, определяющих направленность всей деятельности, по­этому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
  • Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

  • Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, на­полняет его деятельность глубоким смыслом, способ­ствует выбору верных ориентиров. Она требует посто­янного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных фило­софов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Что такое мораль? Кто же устанавливает моральные нормы?

  • Мораль - это система норм, правил, регулирующих обще­ние и поведение людей, обеспечивающих единство общест­венных и личных интересов.

  • Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

  • Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) .
  • Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) .
  • Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) .
  • Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) .
  • Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) .
  • Выполняйте свои обещания (17:34) .
  • Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) .
  • Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) .
  • Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) .
  • Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) .
  • Не ходи по земле горделиво (Коран, 17:37) .
  • Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины (Коран, 17:26, 27) .

«Золотое правило» нравственности

  • Оно гласит: «Поступай по от­ношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие по­ступали по отношению к тебе».

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям. Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

  • Самое верное средство остаться бедным - быть честным человеком.

Наполеон Бонапарт

  • Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Жермена де Сталь

  • Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.

Федор Михайлович Достоевский

  • Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой


  • 1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание
  • 2. Сформулируй проблему
  • 3. Раскрой отношение автора высказывания к проблеме (2-3 предложения)
  • 4. Аргументируй свою позицию (2-3 аргумента)
  • 5. Сделай выводы

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Идеал

Цен­ности

Совесть

Патриотизм

Гражданственность

ОТВЕТ

безусловное прину­дительное требование (повеление), не допускающее возра­жений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческо­го стремления, представление о высших моральных требо­ваниях, о наиболее возвышенном в человеке

Цен­ности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительно­сти (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дру­гим людям, к самому себе.

Важнейшие нравственные ценности составляющие систе­му ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, на­пример добро и зло.

Совесть

способность личности позна­вать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный само­контроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и лю­бовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологи­ческие и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормаль­ное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей




Мировоззрение - это целостное пред­ставление о природе, обществе, человеке, находящее выра­жение в системе ценностей и идеалов личности, социаль­ной группы, общества.

Обыденное (житейское)

Религиозное

Научное


ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

Язы к

Культура


История народа

ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?


Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

  • Во-первых, дает человеку ори­ентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
  • Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, воору­жает их методами познания и деятельности.
  • В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жиз­ни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки

Виды мировоззрения

Достоинства

Обыденное мировоззрение

Недостатки

опирается на непосредственный жизненный опыт челове­ка

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

мало использует опыт дру­гих людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Научное мировоззрение

про­являющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

прочная науч­ная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и соци­альной деятельностью людей

человек еще не занял в научном миро­воззрении подобающего ему места


  • Наше время позволяет человеку совершить мировоз­зренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных осно­ваний для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление (тест)

  • 1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

  • 2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

1) возрастные особенности

2) расовые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) духовные идеалы и ценности


Подумайте

  • 3. Вставьте пропущенное в схеме слово:

Вторичные (приобретенные потребности)

социальные

престижные


Не спешите!

  • 4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к духовной деятельности человека
  • материально-производственная деятельность
  • познавательная деятельность
  • социально-преобразовательная деятельность
  • прогностическая деятельность
  • ценностно-ориентировочная деятельность
  • 5. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение


Соотнесите правильно

  • 6.Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г


Выбери правильно

  • 7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

  • 8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

4) культура


  • Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.
  • Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество. (Л.Н. Толстой)

Домашнее задание

  • 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.
  • 2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»