Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Консультация юриста по школьным вопросам. Юрист профсоюза отвечает на вопросы педагогов Юридическая консультация для учителей

Правовые услуги требуются специалистам различных профессий, поскольку юридическими знаниями большинство граждан не обладает. Педагогическая деятельность связана с Трудовым, Гражданским, Образовательным кодексам, досконально знать которые может только профессионал, постоянно решающий юридические вопросы. Проследить за последними изменениями в законодательстве и использовать практический опыт для защиты интересов учителей может юрист, близко знакомый с правовыми установками по образованию.

К юристу учителя обращаются по самым различным поводам. Это могут быть вопросы, связанные с Трудовым кодексом, когда нужна консультация на будущее. Проблемы с родителями и детьми порой вынуждают воспользоваться защитой опытного адвоката, который пояснит возникшую ситуацию с точки зрения Гражданского и Административного права. Профессиональный свод законодательных актов диктует педагогам различные обязанности, указывает на права, ими не используемые.

Вопросы касаются спорных моментов по ранее заключенным трудовым договорам, выплаты компенсаций за дополнительные учебные часы, проблемы прохождения курсов повышения квалификации, расчета стажа при совмещении. Большинство проблемных вопросов затрагивает смежные разделы права, требуется обоснование юристов различных направлений, порой экспертных заключений и сбора доказательной базы.

Узнать, входит ли в педагогический стаж второй или допустимо единственный раз воспользоваться правом, можно при обращении за консультацией к юристу. Например, довольно часто возникает вопрос о правовых установках, касающихся зачисления времени обучения на квалификационных курсах в общий и педагогический стаж.

Не стоит самостоятельно решать подобные вопросы, связанные с трудовыми отношениями. Профессионал даст быстрый и четкий ответ, укажет на соответствующую норму закона. Конфликты между руководством учебного заведения и педагогом должны решаться в соответствии с правом, защитить интересы обратившегося должен адвокат. Специалист доберется до сути проблемы, рассмотрит ее без эмоций и ложных посылов. Факты и соответствующие доказательства будут представлены противным сторонам в соответствии с законами.

Юрист постарается достичь компромисса, объяснив заинтересованным лицам, какой результат предположительно даст судебное рассмотрение. При неправомочном увольнении потребуется восстановление судебным решением, возмещение материальных убытков и морального вреда. Объяснить участникам конфликтной ситуации, на каких законах основаны требования обеих сторон, прийти к примирению интересов - в этом состоит задача практикующего адвоката.

Особо сложными в работе учителя являются конфликты с учениками и их родителями, которые могут обратиться с жалобой к руководству или в надзорные органы. Иногда споры требуют судебного рассмотрения, педагогу грозит административное или уголовное наказание. Страдает репутация, можно лишиться работы по специальности, получить запрет на дальнейшую деятельность. Судебный процесс следует проходить под руководством опытного защитника.

Адвокат сможет грамотно обосновать позицию клиента, привести законные аргументы доказательства правоты, выступить на заседаниях от лица доверителя. Имея практический опыт, защитник составит заявления и ходатайства, соблюдет установленный регламент, что не потребует повторных обращений и исправлений недочетов. Привлечь специалиста можно на любом этапе рассмотрения дела, адвокат может пройти весь процесс со своим подзащитным. Если решение суда не устраивает клиента, то адвокат продолжит работу, обратившись в вышестоящие инстанции.

Онлайн консультации учителям

Современный и востребованный способ заключается в обращении к юристу по интернету. Консультации удобны тем, что не требуют личного присутствия, доступны в любое время и бесплатны. Задавая вопрос, можно рассчитывать на ответ в режиме реального времени. Обращение не требует представления, доступно в любое время суток. Юрист обоснует свой ответ нормами права, поделится юридической практикой подобных вопросов, предложит схему действий.

Порой одного собеседования бывает достаточно для понимания сути проблемы, человек успокаивается и видит перспективы разрешения ситуации. Самостоятельная работа часто приносит отрицательный результат, который затем приходится исправлять профессионалу. Поэтому оптимальным вариантом будет скорейшее консультирование, которое всем приносит практическую пользу. Оценив профессиональные способности консультанта, пользователь решает вопрос о дальнейшем сотрудничестве, если такие шаги потребуются для защиты интересов.

02.05.2017

Мы публикуем ответы на ряд вопросов, которые были заданы учителями в ходе вебинара "Как защитить трудовые права педагогов?", состоявшегося 1 марта и организованного ИД "Первое сентября". 24 мая состоится следующий вебинар Всеволода Луховицкого, посвященный вопросам защиты трудовых прав педагогов (название "Правовая грамотность педагога: как разрешать трудовые споры"). Записаться на вебинар можно на сайте ИД "Первое сентября" (участие платное). На остальные вопросы слушателей профсоюз ответит в последующей публикации.

1. Какие дополнительные гарантии и льготы установлены в российском законодательстве для молодых специалистов?

Данный вопрос является весьма непростым в связи с тем, что гарантии молодых специалистов сильно различаются в зависимости от отрасли, где тот работает, а также от того, в чьем ведении находится соответствующая организация-работодатель. В российском законодательстве даже отсутствует единой понятие молодой специалист.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения». В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р) под молодым специалистом понимается выпускник высших и средних специальных учебных заведений искусств.

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ:

а) лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию.

б) лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности.

в) лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Дополнительные критерии могут быть предусмотрены в Отраслевых соглашениях и распространяются только на работников конкретной отрасли.

Действующим трудовым законодательством предусмотрены общие и специальные гарантии, предоставляемые работникам, в том числе из числа молодых специалистов.

Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление работником предоставленных ему прав в области социально-трудовых отношений.

К общим гарантиям в соответствии со статьей 165 Трудового кодекса РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда.

К специальным относятся гарантии, предоставляемые в следующих случаях:

а) при направлении в служебные командировки (ст. 167, 168, 168.1 ТК РФ);

б) при переезде на работу в другую местность (ст. 169 ТК РФ);

в) при исполнении государственных или общественных обязанностей (гл. 25 ТК РФ);

г) при совмещении работы с обучением (гл. 26 ТК РФ);

д) при вынужденном прекращении работы не по вине работника (ст. 234 ТК РФ);

е) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

ж) в некоторых случаях прекращения трудового договора (ст. 178, 180, 181 ТК РФ);

з) в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника (ст. 234 ТК РФ).

Основные гарантии трудовых прав молодого специалиста предусмотрены в Трудовом кодексе РФ.

Рассмотрим отдельные гарантии прав молодых специалистов.

Одним из дополнительных условий трудового договора может являться условие об испытании. Срок испытания по общему правилу не может превышать трех месяцев.

Однако в статье 70 Трудового кодекса Российской Федерации определен перечь лиц, в отношении которых испытание при приеме на работу не устанавливается. К их числу относятся и молодые специалисты – лица, окончившие имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

В том случае, если работодатель в нарушение требований статьи 70 Трудового кодекса РФ все же включил в трудовой договор условие об испытании, молодому специалисту следует обратиться с жалобой в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), на которую возложено осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Вместе с тем следует помнить, что данное исключение не распространяется:

а) на выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;

б) выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;

в) выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.

Соответственно работодатель имеет право устанавливать в отношении данных лиц испытательный срок продолжительностью не более трех месяцев.

В случае, если по договоренности с работодателем, молодой специалист должен переехать на работу в другую местность работодатель обязан возместить расходы:

а) по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

б) расходы по обустройству на новом месте жительства.

При этом конкретные размеры возмещения должны быть определены соглашением сторон. (ст. 169 ТК РФ)

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, то есть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Равно как и сам статус, выплаты и льготы молодым специалистам государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются на региональном уровне. Например, в Москве и Санкт-Петербурге это выглядит следующим образом:

Помимо единовременной денежной выплаты при поступлении на работу молодые педагоги-москвичи в первые 3 года трудовой деятельности имеют право на надбавку к заработной плате в размере 40% от ставки. Для специалистов, получивших диплом с отличием, надбавка выше - 50%.

Кроме того, в Москве молодой специалист в образовании получает еще один вид доплаты - 15% ставки для компенсации половины стоимости проездного билета.

Важно: размер надбавок и доплат исчисляется без учета дополнительной нагрузки. То есть, если молодой преподаватель работает на полторы ставки, доплату он получит только за одну.

2. Санкт-Петербург

Для молодых преподавателей школ северной столицы надбавки к зарплате не предусмотрены, но они имеют право на получение единовременных выплат в размере:

6 базовых единиц - для специалистов, получивших диплом о высшем и среднем профессиональном образовании государственного образца;

8 базовых единиц - для специалистов, получивших диплом такого же уровня с отличием.

По состоянию на 01.01.2015 размер одной базовой единицы составляет 8432 рубля.

Кроме того, в течение первых 3 лет работы учителям Санкт-Петербурга, не достигшим 30 лет, должны ежемесячно компенсироваться расходы на проезд любым видом пассажирского транспорта, за исключением такси, в пределах половины стоимости.

Получить единовременную выплату можно, обратившись с соответствующим заявлением в соответствующий департамент образования или орган социальной защиты Санкт-Петербурга.

2. Является ли заработная плата персональными данными работника?

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и т.д. Таким образом, сведения о заработной плате относятся к сведениям о персональных данных.

По общему правилу (ст. 88 ТК РФ) работодатель не должен сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия данного работника, за исключением случаев, когда это необходимо для предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других ситуациях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Также работодатель не имеет права сообщать персональные данные работника без его письменного согласия в коммерческих целях. Работодатель обязан отказать в предоставлении персональных данных, если лицо, обратившееся с запросом, не уполномочено федеральным законом на получение такой информации или же отсутствует письменное согласие работника на предоставление сведений о нем лицу, обратившемуся с запросом. В таком случае выдается письменное уведомление об отказе в предоставлении персональных данных.

Предоставление персональных данных работника в рамках действующего законодательства РФ возможно:

1) самому работнику, в том числе без письменного запроса о предоставлении данных, поскольку согласие работника отражается проставлением подписи при получении документа;

2) третьим лицам при предъявлении письменного согласия работника;

3) третьим лицам, обладающим правом получения таких данных в силу закона без согласия работника.

В первых двух случаях ситуация вполне ясна. Что касается третьего случая, то законодательно определен перечень лиц и органов, которым могут передаваться персональные данные без согласия работника. Например, при несчастном случае с работником работодатель обязан проинформировать соответствующие органы и организации, а при тяжелом несчастном случае (или смерти) - также его родственников. В данной ситуации согласия работника на передачу его персональных данных не требуется (ст. 228 ТК РФ). Перечень оповещаемых органов и сроки направления извещений о несчастном случае установлены ст. 228.1 ТК РФ.

Работодатель также обязан предоставить персональные данные работников государственным инспекторам труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности (ст. 357 ТК РФ).

3. Должна ли сохраняться учебная нагрузка для учителя, вышедшего из декретного отпуска?

В соответствии со ст. 256 ТК РФ, за работником, который ушел в декретный отпуск, сохраняется его место работы (должность). В соответствии с положениями Приказа 1601 Министерства образования, уменьшение количества учебной нагрузки возможно только в связи с уменьшением количества часов по учебным планам, графикам, сокрашением числа обучающихся, сокращением количества классов (пп. 1.5-1.8). Таким образом, если никакие из указанных документов не претерпели изменений, то учителю, вышедшему из декретного отпуска обязаны предоставить ту же учебную нагрузку.

4. Включается ли в педагогический стаж работа учителем на меньшее количество часов, чем ставка?

Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". П. 4 Правил которого говорит, что Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Таким образом, важно, чтобы по всем местам работы набиралось 18 часов учебной нагрузки. В таком случае такая работа будет засчитываться за педагогический стаж.

5. Как трудовой законодательство регламентирует вопрос предоставление отгулов?

Понятие "отгул" до сих пор применяется в случае ухода работника на один или несколько дней для отдыха, несмотря на то что такого термина сейчас в Трудовом кодексе не существует. В настоящее время понятие "отгул" как день отдыха упоминается в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 2).

Согласно Трудовому кодексу дополнительный день отдыха (или дополнительное время отдыха) в качестве компенсации предоставляется за:

Сверхурочную работу (ст. 152); Дополнительно ст. 99 ТК РФ.

Работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153); Дополнительно см.: ст. 113 ТК РФ, Письмо Рострада от 03.07.2009 N 1936-6-1, Апелляционное определение Архангельского областного суда от 04.03.2013 N 33-1200/13, Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749

Сдачу крови и ее компонентов (ст. 186);

Переработку рабочего времени в пределах графика работы при вахтовом методе работы (ст. 301).

Отгул работнику предоставляется согласно приказу работодателя. Приказ же издается на основании заявления работника о предоставлении ему дня отдыха за работу в выходной, сверхурочную работу, день сдачи крови и т.д. Обязанности писать заявление на предоставление дня отдыха Трудовым кодексом не установлено, тем не менее ее можно определить локальным нормативным актом. И если работник без согласия работодателя в случае переработки или работы в выходной или праздничный день самовольно использует положенный ему день отдыха, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Заявление также необходимо и ввиду того, что у работника в случаях, установленных законодательством, есть выбор - взять отгул или получить денежную компенсацию. О конкретной дате дня отдыха за работу в праздничный день работник сообщает работодателю уже в заявлении. Таким образом, основанием для предоставления работнику дня отдыха за работу в выходной или праздничный день будут следующие документы: уведомление о работе в выходной (праздничный) день, приказ о привлечении работника к работе в выходной (праздничный) день и заявление работника о предоставлении ему дня отдыха за работу в выходной (праздничный) день (если он в качестве компенсации выбирает день отдыха).

Что касается предоставления дней отдыха в связи со сдачей крови, то основаниями будут заявление работника и медицинская справка, подтверждающая факт сдачи крови.

Итак, на основании заявления работника и других перечисленных документов работодатель издает приказ. Отметим, что приказ составляется в произвольной форме, а унифицированная форма Т-6, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, в данном случае применяться не может, поскольку предназначена для оформления работнику различного вида отпусков (основного ежегодного, дополнительного, учебного, без сохранения заработной платы и др.).

И, конечно же, не стоит писать, что работнику предоставляется отгул. Следует указать то, что работнику предоставляется день отдыха, и основание, в связи с которым этот день предоставляется (работа в выходной, сверхурочная работа, сдача крови). Не забудьте отметить день отдыха в табеле учета рабочего времени. При этом отметки будут разные. Поскольку дни отдыха, связанные со сдачей крови, подлежат оплате, они будут отмечаться буквенным кодом "ОВ" или цифровым "27" (дополнительный оплачиваемый выходной день), а все остальные - буквенным кодом "НВ" или цифровым "28" (дополнительные выходные дни без сохранения заработной платы).

В заключение еще раз напомним, что отгул - это, как правило, неоплачиваемые дни отдыха, которые предоставляются в качестве компенсации за работу в нерабочее время, за исключением дней отдыха, предоставляемых в связи с донорством крови. При предоставлении отгулов работодателю следует внимательно относиться в первую очередь к тому, что к работе в нерабочее время могут привлекаться не все работники. Кроме этого, следует четко вести учет таких переработок, а в случае нарушения трудового законодательства в плане неправильной оплаты переработок или непредоставления работнику отгулов за работу в нерабочее время возможны не только судебные разбирательства с работником, но и привлечение работодателя к административной ответственности.

6. Имеет ли право на пенсию за выслугу лет педагог-психолог в образовательной организации?

В Постановлении Правительства №781 от 29 октября 2002 г. утверждается Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно данному списку туда включены в том числе и педагоги-психологи.

7. Вправе ли работодатель требовать у педагога-психолога присутствия на рабочем месте с 8 утра, если он работает на ставку, а занятия начинают проводиться только с 12 часов дня?

Режим рабочего времени педагогов-психолов, как и иных работников образовательных учреждений, регулируется Приказом Министерства образования и науки от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». П. 8.1 отдельно указывает на режим рабочего времени педагога-психолога. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.

Таким образом, педагогу-психологу могут установить рабочий день с 8 часов утра.

8. Обязан ли педагог заменять чужие уроки?

В соответствии с ТК РФ (ст. 71-76), а также Приказом Министерства образования №1601 (п. 1.5-1.8) никто не вправе принуждать педагога и устанавливать ему дополнительную учебную нагрузку. В исключительных, оговоренных в приказе случаях изменение учебной нагрузки возможно в сторону уменьшения. Соответственно, замена занятий может производиться только по согласию педагогов.


В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрал. Ты думаешь о том, был ли это случайный выбор в твоей жизни или этому предшествовали разные события прожитых лет.

Я не могу сказать точно, что мечтала в детстве стать только учителем, так как время от времени мечты мои менялись. Сегодня я хотела быть учителем, завтра - юристом, потом снова учителем. Так на чашах весов оказались две профессии - на одной учитель, на другой - юрист. И всё же жизненный путь привёл меня в школу. Учительская чаша оказалась весомее.

Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Общение с детьми приносит мне огромное удовлетворение…

В моем представлении учитель - это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики - «тьютор». Необходимо принимать ребенка таким, каков он есть, понять и учесть его психологические и личностные особенности, определить для него оптимальный путь развития, создать ситуацию успеха. И это непростая задача для учителя, но вполне выполнимая при личностно - ориентированном подходе. Учить нужно только на успех! Для меня важно, чему именно этот ребенок научился сегодня, какой новый шаг вперед он сделал. Не нужно ругать за не успешность, нужно помнить, что у человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности. Главное — чтобы каждый из учеников стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, смыслы, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит ему жить, бороться и развиваться в окружающем мире. Но процесс образования не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом, пожалуй, является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека (конечно, учитывая воздействия и других факторов, в частности семейного воспитания, самовоспитания и т. д.).

XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Современный урок невозможно представить без новых ТСО. Ведущим среди них уже стал компьютер. Компьютер вошёл в каждую школу, в каждый класс, в каждый дом, но никакая техника не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить.

Если учитель хочет быть востребованным в современной школе, ему следует идти в ногу со временем и не бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетий работы.

Думаю, что каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.

Свою профессиональную деятельность я соотношу со следующими постулатами:

v- уважай в ученике Человека, Личность (Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

v- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования;

v- передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

«Активизация деятельности учащегося на уроке» проблема над которой я работаю.

«Откройте, это ваш классный руководитель!», или обязан ли классный руководитель посещать учеников по месту их жительства? Много споров по поводу того, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни. Давайте взглянем на эту проблему с точки зрения права. Для работы нам понадобятся: - "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993); - Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (вместе с "Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства", "Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 N 15610) (далее - Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334); - Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (далее - ПП РФ от 18.05.2009 N 423) ; - Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 "Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений" (далее - Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21); - Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 <О Методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях> (далее - Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16); - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (далее - ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8); - Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017; - Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017; - "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (далее - СК РФ). Так как ликбез получился объемным, для удобства ответ будет в начале, а ниже будет правовое обоснование Обязанность посещать жилые помещения отдельных обучающихся можно возложить на классных руководителей при соблюдении следующих условий: Наличие договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства к конкретной образовательной организации; Наличие устного или письменного обращения (и то и другое должны быть приняты и зарегистрированы в установленном порядке образовательной организацией) в отношении КОНКРЕТНОГО обучающегося; Такое полномочие должно быть предусмотрено в должностной инструкции классного руководителя (или в ином документе, регламентирующем деятельность классных руководителей); Посещение осуществляется в отношении КОНКРЕТНОГО обучающегося, по итогам которого составляется акт обследования жилого помещения; Без договора о передаче полномочий образовательной организации акт обследования жилого помещения не имеет юридической силы, т.е. НЕЗАКОННЫЙ. Таким образом, пока вам не покажут договор о том, что школе передали полномочия органов опеки и попечительства, вы НЕ ОБЯЗАНЫ посещать ребенка. Более того, следующий документ, который вам должны показать - это зарегистрированное в установленном порядке письменное или устное обращение, направленное на проверку конкретного ученика. Проверять всех подряд нельзя. Давайте по пробуем разобраться совсем по порядку. Нашел интересное Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 в котором подробнейшим образом описывается откуда возник институт классного руководства и какие основные задачи у классного руководителя. Нашел абзац, который можно притянуть к теме ликбеза: «…Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность…». Данное письмо содержит условие о том, что классный руководитель должен проанализировать условия жизни ребенка. Но не сказано, каким образом. Это ведь может банальный опрос самого ребенка и\или его родителей, или классный руководитель должен в окно заглядывать к обучающимся? Едем дальше. Рассмотрим какие задачи перед классным руководителем ставит Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21. Данный Приказ ставит в обязанность классного руководства: «…обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей. Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)…» и все. Приказ НЕ СТАВИТ в обязанность посещение семей обучающихся, он говорит о том, что классный руководитель должен выступать связующим звеном между образовательной организацией и родителями. Вряд ли для установления связи необходимо находиться в квартире родителей обучающегося. Первым документом, в котором говорится об обследовании образовательными организациями жилых помещений несовершеннолетних является Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334. Так согласно п. 2 Приказа Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и далее перечислены конкретные случаи. Согласно п. 3 Приказа обследование проводится органом опеки и попечительства либо ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в установленном порядке ПЕРЕДАНО ПОЛНОМОЧИЕ органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей. Обращаю внимание, что образовательной организации должно быть передано полномочие органов опеки и попечительства в установленном порядке. Без такой передачи, все акты осмотра жилого помещения со стороны образовательной организации не будут иметь никакой юридической силы. В соответствии с п. 4 Приказа ОСНОВАНИЕМ для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные ОБРАЩЕНИЯ юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 Приказа (он указан выше). Таким образом, образовательная организация (при условии, что ей передали соответствующие полномочия органы опеки и попечительства) НЕ МОЖЕТ по своему усмотрению проверять условия жизни всех детей, для этого должны быть ОБРАЩЕНИЯ. И вот для проверки таких обращений можно организовать посещение ребенка по его месту жительства. Проверять условия жизни всех обучающихся правовых оснований НЕТ. Нет обращения - нет проверки. Получается, что для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, которое передается в порядке, определенном ПП РФ от 18.05.2009 N 423. Так в п. 2 Постановления Правительства РФ указано, что в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства: а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей. Получается, что на территории субъекта РФ у органов опеки и попечительства должны быть вышеперечисленные проблемы, для того чтобы передать часть своих полномочий образовательным организациям. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ полномочия, предусмотренные пунктом 2 (указано выше), осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с ДОГОВОРОМ, заключенным с органом опеки и попечительства. Если вышеназванные условия не соблюдены, то сотрудники образовательной организации не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства. И не надо прикрывать это добровольностью, что родители сами впускают и т.д. Такие посещения происходят не в рамках должностных полномочий, а как обычный гражданин, т.е. вы будете тратить свое время, которое работодатель не обязан оплачивать. В предыдущей статье был рассмотрен порядок получения документов, относящихся к вашей работе. Так что при распоряжении провести осмотр жилых помещений обучающихся, требуйте в ответ, чтобы администрация предоставила заверенную копию договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства. Ведь без этого договора вы не имеете права посещать обучающихся. При этом согласно п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ (дети родители которых умерли, лишены дееспособности, лишены\ ограничены в родительских правах и т.д.), обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Все, это максимум, что можно сделать. Далее начинают работать органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Таким образом, при отсутствии правовых оснований (угрозы жизни и здоровья и т.д.) можно не впускать в жилое помещение сотрудников полиции, что уж говорить об учителях, которые посещают жилые помещения в роли обычных граждан. Судебная практика: - ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8: «…Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…». В данном постановлении достаточно большой перечень оснований, при наличии которых можно проникать в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, но такого основания как проверка условий жизни обучающегося там нет.; - Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017: «…В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 3 ЖК РФ, проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается на основании судебного решения…». - Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017: «…Согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения…».