Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Сирия: «геноцид христиан» и «святая война. Христианская сирия

В середине январе в традиционном списке стран, в которых христианам живется хуже всего, уже 14-й раз подряд на первое поставили Северную Корею. Но там плохо живется, наверное, всем, так что попытка «выделить» одних христиан кажется странной. Однако сразу за Северной Корей следует Ирак, Эритрея, Афганистан и Сирия. В первой пятерке, таким образом, оказались сразу три страны, которые Запад во главе с США «демократизировал» военными методами, то есть уничтожил государство и открыл двери радикальному джихаду (в большинстве случаев) во главе с ИГИЛ. В первую десятку по тому же признаку вошли Сомали и Ливия, тогда как защищаемая Западом ваххабистская Саудовская Аравия «дотянула» только до 14 места. В исследовании Open Door говорится, что прошлый год с точки зрения преследования христиан в мире был «самым плохим»: более 7 100 христиан были убиты за их веру, а по всему миру было уничтожено или разграблено более 2 400 христианских храмов.

При этом различные оценки приводят разные цифры. Согласно некоторым, в Сирии до войны, то есть до 2011 года, проживало около двух миллионов христиан, которые составляли почти десятую часть населения. Теперь же, как сообщается, например, только в Алеппо всего 10% из них пережили войну, похищения, пытки и казни от рук членов ИГИЛ. Однако, согласно другим исследованиям, до войны в Сирии проживали 1,25 миллиона христиан, а осталось полмиллиона. В Ираке, согласно тем же источникам, до американской агрессии в 2003 году проживали 1,3 миллиона христиан, а осталось около 300 тысяч. Если нынешняя тенденция сохранится, то в Ираке через пять лет не останется ни одного христианина, и точно такой же ситуация будет в других ближневосточных странах.

Контекст

Судьба христиан под властью ислама

Israel Hayom 30.03.2016

Лахор: отрицание массового убийства христиан

Le Figaro 30.03.2016

Бремя креста

The Guardian 26.03.2016

Смертельный поход против христиан

Die Welt 18.12.2015 Месяцем позже, то есть во второй половине февраля, Белый дом отказался назвать преследование Исламским государством христиан в Ираке и Сирии геноцидом, сославшись на то, что «еще не было достигнуто» соответствие специфическому правовому содержанию понятия «геноцид». Однако пресс-секретарь Белого дома заверил, что администрация Обамы «уже давно выражает опасения в связи с «тактикой», которую ИГИЛ применяет для «истребления религиозных меньшинств».

Неделю назад палата представителей США единогласно, 393 голосами против нуля, постановила, что хотя конфликт в Сирии и является исключительно виной Башара Асада, ИГИЛ осуществляет геноцид в отношении христиан и других меньшинств (включая суннитов) в Ираке и Сирии. «То, что происходит в Ираке и Сирии является целенаправленным и систематическим истреблением религиозных и этнических меньшинств. Палата представителей единогласно постановила признать преступления Исламского государства тем, чем они являются, то есть геноцидом. Мы будем молиться за преследуемых», — констатировал глава Палаты Пол Райан.

Но раз уж Соединенные Штаты официально признали преступления ИГИЛ геноцидом, то что, кроме молитв, должно за этим последовать? Логичным шагом было бы остановить ИГИЛ, но США в этом направлении пока лишь «фальсифицируют отчеты», раздувают собственную боевую активность и заслуги вместо того, чтобы реально влиять на соотношение сил на поле боя. Причина этого, вероятно, заключается в том, что Пентагон еще с 2012 года «делал ставку» на ИГИЛ как на стратегическую силу, направленную против режима Асада, а с ним и против России. Поэтому Пентагон «не видел» и прибыльные нефтяные конвои ИГИЛ, направляющиеся в Турцию, из-за чего в декабре прошлого года перед Комитетом Сената США по вооруженным силам министр обороны Эштон Картер «получил взбучку».

Что будет дальше?

Вопросу «Что дальше?» посвящен одноименный анализ Al Monitor, согласно которому теперь американские законодатели ожидают, что администрация Обамы действительно что-то предпримет. «Было бы насмешкой, если бы мы, как будто по ошибке, кого-то приободрили, но за этим бы так и не последовало никаких действий», — заявил, например, известный сенатор Марко Рубио вскоре после того, как отказался от президентской гонки. «Пришло время, когда американская поддержка должна, прежде всего, направляться преследуемым общинам и обеспечить их выживание в том хаосе, который стал следствием опустошения Сирии и иракского бессилия».

Министр иностранных дел Джон Керри подтвердил мандат конгресса и, несмотря на ожидания, что Керри попытается ограничить его только геноцидом езидов, включил в «геноцидный портфель» также христиан, шиитов и других. При этом, однако, он дал понять, что из этого не вытекает никаких правовых обязательств для дальнейших действий.

Некоторые, и они в подавляющем большинстве, члены палаты, возможно, это даже приветствуют, потому что в документе конгресса Башар Асад упоминается как главный виновник конфликта. «Риторика резолюции на самом деле ведет к тому, чтобы обосновать свержение Башара Асада, а результатом будет уже полное истребление христиан и других религиозных меньшинств в Сирии», — отмечает конгрессмен от Гавайских островов Тулси Габбард. «В действительности факт в том, что если завтра правительство Асада будет свергнуто, то любой христианин, езид и представитель других этнических меньшинств в Сирии окажется в гораздо большей опасности, чем сейчас. И угроза будет исходить от ИГИЛ, «Аль-Каиды» и других группировок, которые их истребляют».

Однако в целом в Конгрессе преобладает мнение, что США следует активизировать свою «военную кампанию» в Сирии, но рычагов склонить к этому шагу Барака Обаму нет, подытоживает Al Monitor. И если в Москве Джон Керри с Владимиром Путиным и своим коллегой Сергеем Лавровым после восьмичасовых переговоров, о которых неизвестно практически ничего, договорился, что США в ближайшем будущем не будут настаивать на свержении Асада (это обещание просуществовало едва ли день), то президент Обама уверен, что ИГИЛ для США не является «экзистенциальной угрозой». Якобы для США важнее «постоянно напоминать террористам об их слабости» тем, что американцы не будут менять своего образа жизни. Так Обама, кстати, объяснил и то, почему, невзирая на террористические акты в Брюсселе, он продолжает свою поездку по Латинской Америке. В общем-то, ясно, что США после своей агрессии на Ближнем Востоке (из-за моря, в отличие от близлежащей Европы) не нужно «экзистенциально» бояться ИГИЛ. Ни в США, ни вообще в западном полушарии ИГИЛ не контролирует ни одну территорию…

Но что же будет с точки зрения американской политики означать голосование в Конгрессе о геноциде христиан? Наиболее вероятный ответ таков: ничего.

Христиане надеются на Россию…

Но раз уж ближневосточные христиане уже пятый год знают, что от своих «единоверцев» с Запада, которые окутывают себя «христианскими ценностями» и «традициями», ожидать им нечего, тем большую поддержку они выражают Дамаску и тем большие надежды возлагают на Россию. Например, итальянская La Stampa еще три года назад писала об этом, что «судьба христиан привлекает внимание высших кругов российского руководства, а это значит, что Кремль считает их важными с точки зрения геополитики». В прошлом году, вскоре после начала налетов на Сирию, Путин прямо заявил, что будет защищать христиан от западной интервенции: «В Леванте — Сирии и Ливане около двух миллионов православных христиан — и около 5 миллионов христиан по всему Ближнему Востоку. Независимо от результатов президентских выборов в Америке, Белый Дом жаждет посеять хаос в этом богатом нефтью регионе путём поддержки таких фанатичных исламистских организаций, как ИГИЛ и «Фронт Аль-Нусра»», — а это название сирийской франшизы «Аль-Каиды».

Американский «вердикт о геноциде» прямо отвергает латинский иерусалимский патриарх Фуад Туаль: «Я не согласен с таким определением. Это заявление было сделано слишком поздно, когда все уже случилось, так что оно не имеет никакого отношения к реальности. Все уже либо бежали, либо убиты. (…) Европа и Соединенные Штаты реагируют слишком поздно, когда уже поняли, что не смогут реализовать свой план по перекраиванию Ближнего Востока. Нужно помнить конкретные военные интервенции, конкретные войны, которые велись в нашем регионе. Если это мир, которого вы хотите, то забирайте его другим. (…) Во Франции у одного дипломата спросили, почему так добиваются свержения Асада. Он пространно ответил о необходимости защищать права человека, которые нарушаются. На что последовал вопрос: «А почему вы не начали с Саудовской Аравии?» Когда некоторые страны оказываются в союзнической связке с Западом, к ним применяются двойные стандарты. Они ожидали конца в течение нескольких месяцев. На самом же деле война идет годами».

…но не все

Формально Россия ведет в Сирии именно «святую войну». По крайней мере, так ее «окрестил» бывший глава Синодального отдела по взаимодействию Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, который заявил, что «борьба с терроризмом» (…) «это очень нравственная, это, если хотите, священная борьба». А французская Le Monde по этому поводу цитирует по происхождению французского священника Василия, который служил в российской Чувашии: «Я видел иконы даже в кокпитах «сухих»», — заявил он, отметив, что часть «универсальной традиции еще с библейских времен — благословлять тех, кто идет на войну, и это не имеет ничего общего со святотатством американцев, которые писали на самолетах, бомбардировавших Югославию, пожелания типа «Веселой Пасхи».

Возможно и поэтому, например, Catholic Herald пишет в связи с российским «крестовым походом» весьма благосклонно: «Российская внешняя политика, несомненно, устроена так, чтобы служить России и тем, кто в ней правит. Однако если вместе с этим она может закончить войну, уничтожить ИГИЛ, «Фронт ан-Нусра» и другие вооруженные группировки, то Россия может спасти сирийских христиан и тем самым выполнить свое историческое обещание о защите христиан в регионе. Неудивительно, что Русская православная церковь поддержала эту «святую войну» против терроризма. Так или иначе факт в том, что россияне уже вряд ли могут еще больше ухудшить положение христиан в регионе, как то сделали Великобритания и Америка».

Или, как недавно на ВВС подытожил один сирийский христианин: «Передайте европейцам и американцам, что две тысячи лет назад мы отправили к ним св. Павла, чтобы он вывел вас из тьмы, а вы отправили к нам террористов, чтобы они нас убили».

P.S. Итог таков: Владимир Путин открыто заявляет о том, что возвращает Россию к ее христианским корням. И это в то время, когда Барак Обама публично заявляет, что Соединенные Штаты «уже не являются иудео-христианским народом», хотя христианами себя считает 70% населения США. Путин, или, вероятно, тут можно говорить прямо о «путинизме», делает акцент на духовном и религиозном «возрождении России», что для современного Запада неприемлемо: «Если вкратце, то Путин — это ночной кошмар западных прогрессистов, потому что он воплощает все, что им казалось уже частью прошлого. Это традиционалистский белый человек с «устаревшими» воззрениями, по сути, на все: отношения полов, расы, сексуальную идентификацию, применение насилия — здесь целый набор реакционных идей. Путин в значительной мере консерватор, которого постмодерн боится и презирает, правда, помня, что он правит самым большим государством на свете и располагает несколькими тысячами единиц ядерного оружия — и при этом ненавидит нас».

Таким образом, Путин и Обама оказываются на противоположных полюсах схизмы, и вполне вероятно, что американские христиане дойдут до того, что и у себя дома захотят слышать больше из того, что говорит Путин, нежели из того, что говорит Обама. Для многих подобная перспектива малопривлекательна.

Сирия занимает особое место среди арабских государств. Её по праву можно назвать колыбелью христианства. На её территории разворачивалась библейская история. Здесь находится пещера, где, по преданию, родился Авраам, а на горе Касьюн, вблизи Дамаска, Каин убил своего брата Авеля. В Сирии находятся важнейшие христианские святыни мира. На одной из улиц Дамаска жил апостол Павел, где и был исцелен от слепоты св. Ананием. Здесь в результате проповеди святых апостолов Павла и Варнавы образовалась одна из первых крупных церковных общин, члены которой впервые стали называться «христианами». Главная христианская церковь Сирии - Антиохийская - древнейшая из пяти главных центров православного мира. Сирия - родина выдающихся христианских подвижников и мыслителей. Среди них Ефрем Сирин, Исаак Сирин (VII век), Иоанн Дамаскин и преподобный Симеон Столпник. В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Особое место в христианской истории Сирии того периода занимает святитель Иоанн Златоуст, который именно у себя на родине в Антиохии и в сирийской пустыне написал свои лучшие и основные богословские произведения. Сирия, вместе с Израилем, Ливаном и Иорданией, является для всех христиан мира «Святой Землей».


Гора Касьюн, где Каин убил Авеля

История Сирии

Сирия - страна с многотысячелетней историей и уникальной культурой. История сирийской цивилизации восходит, как минимум, к 4-му тысячелетию до н.э. На территории страны располагались древнейшие мировые цивилизации: Аккадское государство (XXIIIв. до н.э.), Ассирия (VIII в. до н.э. - VII в. до н.э.), Хеттское царство (ок. 1800 — ок. 1180 до н.э.), Вавилония (605—539 до н.э.), Персидская империя (539-333 до н.э.), империя Александра Македонского (333-301 до н.э.), а после её распада - государство Селевкидов (301-64 до н.э.). Во II в. до н.э. на территории Сирии возникли небольшие государства (иудейское государство Маккавеев, и др.). Эту землю по очереди занимали Великая Армения (84—55 до н.э.), Римская империя (64 до н.э.-395 н.э.), Византия (395-637), Арабский халифат (661-1031), крестоносцы (в XIIв. на сирийской территории были созданы четыре государства крестоносцев: Антиохийское княжество, графство Триполи, Иерусалимское королевство и Эдесское графство), монголы (XIIIв), Османская империя (1517-1919). В 1920 году страна стала французской колонией.

Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а многие её территории были оккупированы Францией и Великобританией. Т.н. Великая Сирия была разделена на 4 государства: Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию. В апреле 1946 года Сирия обрела независимость от Франции и стала президентской республикой.

Религия

Население Сирии составляет 20 миллионов человек. Примерно 86% населения Сирии - мусульмане , 10% - христиане , однако эти данные не совсем верны, потому что в них не учитывается число беженцев, а также число почти не скрывающихся криптохристиан. Вероятнее всего, христиане сейчас составляют примерно 15% населения страны, а это почти 3 миллиона человек, из них половина - православные (Антиохийская Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Греко-Православная Церковь), другие - католики и протестанты.

Жители Запада зачастую уверены, что все арабы — мусульмане и что мусульмане в свою очередь представляют собой вполне однородную группу. На самом деле из сирийских мусульман 82% - сунниты (это, так называемые, традиционные мусульмане, самое крупное течение в исламе, около 90% всех исповедующих ислам; так, большинство российских мусульман — сунниты), остальные - шииты (вторая по величине ветвь ислама, которая делится на умеренных и крайних; шииты составляют около 10% от общей численности всех мусульман). 10% сирийских мусульман являются алавитами , членами секты, которая только номинально считается мусульманской и корни которой в действительности уходят в христианство и гностику — они даже отмечают Рождество. В Сирии их также называют нусайритами — «маленькими христианами». Сейчас в Сирии также проживают несколько сотен тысяч друзов (3%), чьи религиозные взгляды еще сильнее отличаются от верований ортодоксальных суннитов.

Разумные сунниты и христиане говорят, что делить им нечего, наоборот, есть много общих духовных ценностей: вера в Творца, в загробную жизнь, ответственность перед Богом за свои дела и т. д. Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой православной и других христианских общин.

Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются веками. Устав, церковный канон, монашеское облачение пришли в Россию из Сирии. Первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин (араб сирийского происхождения), который, помимо духовного пастырства, осуществлял при дворе обязанности министра иностранных дел. В православной традиции он почитается как святитель Михаил или Михаил Грек, поскольку прибыл из Византии. Главным стимулом к сотрудничеству всегда были паломничества на Святую Землю, маршруты которых пролегали через Сирию.

Святыни Сирии

Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Сегодня на территории Сирии сохранились и процветают многие древнейшие монастыри и памятники культуры. Здесь можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера).

Дамаск


Дамаск — столица и второй по величине (после Алеппо) город в Сирии. Дамаск — один из старейших городов мира — по оценке археологов ему от 5000 до 10000 лет (древнее его, пожалуй, всего один город - палестинский Иерихон). Кроме того, Дамаск является крупным культурным и религиозным центром Леванта (общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и др.)). Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры после визита апостола Павла.

Дамаск неоднократно упоминается в Священном Писании. В конце XI в. до н.э. Дамаск был покорён царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже в 940 году до н.э. город стал столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами в стране Сури, то есть Сирии. В состав арамейского царства входила Палестина (4 Цар. 8. 7-15). После 732 года до н.э. город последовательно входил в состав Ассирии, Ново-Вавилонского царства, Персии. В 333 году до н.э. Дамаск был захвачен армией Александра Македонского, а в 66 году - римскими войсками, в результате чего он вошёл в состав провинции Сирия.

Дамаск связан с евангельской историей, именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Христу Спасителю. (Деян. 9, 2-22). Согласно Деяниям, по дороге в Дамаск шел ученый фарисей Савл, рьяный гонитель первых христиан. Иерусалимский синедрион дал Савлу поручение расправиться с христианской общиной, обосновавшейся в Дамаске. В местечке Каукаб, в 24 километрах от нынешней сирийской столицы, фарисей услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Так фарисей Савл превратился в апостола Павла. В 1965 году на месте обращения Савла в Павла была выстроена православная часовня, а в мае 2005 года был открыт храмовый комплекс, названный в честь первоверховного апостола (Патриарший монастырь святого апостола Павла).


Патриарший монастырь святого апостола Павла

На одной из улиц Дамаска жил священномученик Ананий, который крестил и исцелил от слепоты апостола Павла. Это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени, - храмом святого апостола Анании (Iв.) , который расположен под землёй, в старой части Дамаска. Христианская община здесь существовала с первых лет проповеди святых апостолов.


Храм Святого Анания в Дамаске

С IV века, в период, когда земли Сирии находились под властью Византийской империи, город стал столицей провинции Финикия Ливанская и являлся важным центром восточного христианства.

В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого здесь был построен величественный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя , который стал кафедральным для местных епископов. Считается, что предание о захоронении в храме честной главы святого пророка Иоанна Крестителя появилось в конце VI века. Однако церковная история знает несколько других преданий о святой главе Иоанна Крестителя, которые, впрочем, принципиально не противоречат друг другу.

В 661 году Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира. На смену греческому государственному языку пришел арабский, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. В 750 году Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после чего столица Халифата переместилась в Багдад.

В 1300 году Дамаск разграбили монголы. Они устроили такую резню, что, по свидетельству арабского историка аль-Макризи, «по улицам рекой текла кровь». В 1400 году Тамерлан разрушил город до основания и вывез все его богатства в Самарканд.

С 1517 года Дамаск на 4 века вошел в состав Османской империи.


Мечеть Омейядов в Дамаске. Здесь находится могила Иоанна Предтечи, одна из главных святынь христианства.

В самом Дамаске есть мечеть Омейядов (VIIIв.)- одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Здесь находится могила Иоанна Предтечи, одна из главных святынь христианства. Голова, возможно, была найдена во время раскопок при строительстве мечети. Святую главу пророка Иоанна Крестителя всегда почитали не только христиане, но и мусульмане. Для последних Иоанн Креститель - один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария. Мусульмане верят, что здесь пророк Иса (Иисус Христос) сойдет с небес на землю во время своего второго пришествия. Иса спустится вниз по минарету, который носит название Белого минарета Исы. Войдя в мечеть, Иса воскресит пророка Яхья. Оба пророка потом войдут в Иерусалим, где будут вершить суд над нечестивцами.


Могила пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) внутри мечети Омейядов

Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, в которой хранилась одна из святынь христианства — голова Иоанна Крестителя.

Алеппо


Алеппо — крупнейший город Сирии и один из самых крупных городов Леванта. На протяжении многих веков Алеппо был самым крупным городом в Великой Сирии и третьим по величине в Оттоманской империи, после Константинополя и Каира. Это один из самых древних городов мира (древнее Дамаска), он был заселен в 6 тыс. до н.э.


Древние стены Алеппо

Большинство жителей Алеппо — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из армян, греков, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины. Большая община христиан принадлежит Армянской апостольской, Сирийской православной и Греко-православной церквям.


Собор Сорока Мучеников — армянская церковь (XVI век).

Алеппо окружает множество исторических памятников и древнейших останков мёртвых городов. Они представляют собой группу из 700 заброшенных поселений на северо-западе Сирии. Эти города датируются V веком до н. э. и содержат элементы византийской архитектуры.

С Сирией связано имя знаменитого подвижника и аскета IV века Симеона Столпника. Он прославился тем, что, приняв постриг и спасаясь от зависти братии, приковал себя к большому двухметровому камню. Постепенно он стал наращивать высоту камня. Двухметровый камень превратился в 16-метровый столп. Симеон Столпник стал зачинателем столпничества, нового для того времени направления в христианской аскетике. В 476-490 годах на горе, находящейся к западу от Алеппо , был возведен комплекс, центром которого стал столп Симеона .

До наших дней сохранились следы монастыря святого Симеона, разрушенного в X веке мусульманским правителем Алеппо.


Монастырь преподобного Симеона Столпника

Монастырь преподобного Симеона Столпника, самый впечатляющий христианский памятник ранневизантийской архитектуры в Сирии. Основную часть обители составлял огромный храм из четырех базилик, поставленных крестом вокруг колонны, на которой святой праведник провел почти 37 лет своей жизни. Однако ни время, ни люди не пощадили это святое место. Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня - часть столпа, в форме гигантского яйца - остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.


Разрушенный монастырь святого Симеона Столпника

С началом Гражданской войны в Сирии Алеппо стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой.

Хомс

3,5 тысячи лет назад, в библейские времена, Хомс назывался Кадеш. Этот древний город основан около 2400 года до Р.Х. как крепость на перекрёстке древних торговых путей. Слава о нем гремела на весь Ближний Восток. Еще в эпоху фараонов здесь интенсивно развивалась торговля, процветали ремесла. Город был настоящими воротами из Азии в Европу. Выгодное географическое положение сделало его перевалочной базой знаменитого «шелкового пути». Хомс являлся третьей остановкой на «шёлковом пути» после Дура-Европос и Пальмиры. В римскую и византийскую эпохи город называли Емеса. Здесь проповедовали святые апостолы Пётр и Павел. Христианская община сложилась здесь в середине первого столетия, в апостольский век. В восточном квартале, где до сих пор живет много христиан, в зданиях обнаружены катакомбы. В византийскую эпоху Емеса была столицей провинции Ливанская Финикия, в состав которой входил Дамаск. В тот период здесь построили многочисленные христианские храмы и монастыри.

Христианство в Эмесе было широко распространено в III—VII вв.. В 636 году город захватили арабы-мусульмане, которые переименовали его в Хомс, что означает застенчивость, скромность. В 855 году во время восстания большинство христианских храмов были уничтожены. В 968 года византийский император Никифор II Фока вернул Хомс в состав империи, но не надолго, так как в начале XI века его захватили турки-сельджуки. В начале XII века город захватили крестоносцы, назвав его Шамель («Верблюжий город»). Впоследствии он стал частью графства Триполи. В 1174 году крестоносцев выбили из города войска египетского султана Салах ад-Дина. С тех пор и до 1262 года в Хомсе правили эмиры из династии Айюбидов, которую сменили Бахриты, египетская династия мамлюков. В XIII веке около города мамлюки дважды разбили наголову войско монголов. В начале XV столетия Хомс чудом избежал разрушения от войск великого эмира Тимура Тамерлана, который подарил его одному из своих союзников. Позднее, в 1516 году город вошел в состав Османской империи, где он оставался, за исключением краткого периода египетского контроля в 1830-х годах.

Для христиан всего мира побывать в Хомсе, почти то же, что совершить паломничество в Святую Землю, потому что здесь находится, основанный в 59 году по Р.Х., храм в честь Пояса Пресвятой Богородицы (Умм Зунар) .


Храм Пояса Пресвятой Богородицы (г.Хомс, Сирия)

Над входом в храм находится большая икона, изображающая сцену передачи Пресвятой Богородицей своего пояса апостолу Фоме. В одном из приделов храма хранится величайшая христианская святыня - пояс Пресвятой Богородицы . В подсвеченном киоте, обрамленном колоннами, в удивительно красивом серебряном ковчеге в виде цветка на ножке-подставке, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок - святая реликвия православной Сирии.

Пояс Пресвятой Богородицы в серебряном цветке в церкви Ум аз-Зуннар в Хомсе

В Хомсе также находится христианский храм святого мученика Илиана , из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.

Храм святого мученика Илиана в Хомсе

В 65 км от Хомса находится Замок Крак де Шевалье (Аль-Хосн) - крепость крестоносцев (госпитальеров), один из крупнейших рыцарских замков, дошедших до нашего времени. Замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Крак де Шевалье или Аль-Хосн

Недалеко от крепости Крак де Шевалье, в городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца , который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус.


Монастырь Святого Георгия (VIв.), Сирия

Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. Древний храм украшен уникальным резным иконостасом из чёрного дерева, изготовленным в XIII веке.

Маалюля

Маалюля - это единственное место на земном шаре, где до сих пор говорят на арамейском языке - на том самом языке, на котором говорил и проповедовал Иисус Христос.

В Маалюле находится один из древнейших монастырей в мире - женский монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской . Над обителью расположена пещера, в которой жила и погребена была святая Фёкла, ученица апостола Павла. Монастырь святой Феклы - первый женский монастырь в мире.



Монастырь св. Феклы в пос. Маалюля

В 2013 году Маалуля захватывалась боевиками ИГИЛ. Во время захвата в монастыре святой Феклы был устроен погром и захвачены в заложники 13 монахинь и 3 послушницы вместе с игуменьей Пелагией (Сайяф). Монахини пробыли в плену у боевиков около 100 дней и при посредничестве ливанских спецслужб были обменены на родственников боевиков (преимущественно женщин).

В Маалюле также расположен еще один древнейший в мире монастырь, построенный в 313 году - монастырь Святых Сергия и Вакха , римских воинов, принявших мученическую смерть за христианскую веру.


Храм вмч Сергия и Ваква (IVв.)

Седиайя

Сайедная — небольшой город в 27 километрах от Дамаска, является вторым по значимости после Иерусалима центром христианского паломничества. Здесь расположен Сайданайский монастырь . Главной достопримечательностью Сайданайского монастыря является чудотворная Сайданайская икона Божией Матери , почитаемая в христианстве за святыню и привлекающая множество паломников.


Сайданайский монастырь

По преданию, византийскому императору Юстиниану I в 546 году тут явилась Дева Мария и дала указание построить на этом месте монастырь. Первой настоятельницей этого монастыря была родная сестра императора Юстиниана I. В монастыре находится древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Бесценный образ много раз пытались похитить. Самая первая игуменья обители повелела не показывать образ никому. С тех пор реликвия хранится в часовне, в серебряном ларце, находящемся в специальной нише за металлической решеткой. Икона почитается как чудотворная, так как излечивает множество болезней, но паломникам увидеть её невозможно — доступ открыт только к ларцу, где она хранится.

Сайданайский монастырь является самым крупным женским монастырём в Сирии. В монастыре проживает около 30 монахинь и послушниц. Действует приют для девочек-сирот и гостиница для паломников. Массовый наплыв богомольцев происходит 8/21 сентября каждого года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

Неподалеку от Сейднаи есть пещера, где , по местному преданию, святой Илия укрывался от преследований царицы Иезавели .

На вершине самой высокой горы Сайеднаи располагается монастырь Херувимов (2 тыс. метров над уровнем моря) с видом на пригороды Дамаска и ливанские горы.


Монастырь Херувимов на вершине горы Каламон на высоте 2000 м над уровнем моря

В нем находится крупнейший центр православного просвещения, и именно там установлен монумент Иисусу Христу, выполненный в русской иконографической традиции.

Между Саеднаей и монастырем Херувимов расположен католический монастырь Мар Тома (св. Фомы).

Пальмира

Пальми́ра (греч. «город пальм») — один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго.

Пальмира была основана израильским царём Соломоном.

В настоящее время на месте Пальмиры — развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. В числе наиболее значимых сооружений храм Бэла (I век), храм Баалшамина (II век), агора (III век), театр с общественным центром и караван-сарай.



Панорамы Пальмиры

С 2012 года, из-за непрекращающихся военных действий на территории Сирии, несколько сотен памятников удалось эвакуировать из Пальмиры, однако не все они транспортабельны.

В мае 2015 г. в результате захвата Пальмиры боевиками ИГИЛ многие памятники, которые не были увезены властями, подверглись разграблению и уничтожению. 27 июня снесена статуя «Лев Аллат», 23 августа стало известно, что взорван храм Баалшамина. Боевики также казнили хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога 82-летнего Халеда аль-Асаада. 30 августа 2015 года исламисты произвели взрыв храма Бэла, разрушив его.


Храм Баалшамина, уничтоженный в августе 2015 года боевиками ИГИЛ

***

Сирия — страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Здесь христиане и мусульмане жили вместе в течение 1400 лет. Это последний очаг веротерпимости на Ближнем Востоке, последнее светское государство на Ближнем Востоке, один из последних форпостов арабского христианства. Большинство сирийских христиан принадлежат арабской культуре.

На протяжении долгого времени Сирия была единственной страной на Ближнем Востоке в мирном состоянии. Большинство христиан Ближнего Востока бежало именно в Сирию, единственную спокойную для проживания страну в этой части мира. Приезжали жить, работать, молиться и учиться. Дамаск - университетский город. Если бы не было Сирии, большинство христиан покинуло бы Ближний Восток. Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Теперь они вновь становятся беженцами - уже из Сирии.

Сегодня Сирия - в мировых сводках новостей. С 2011 года в Сирии идёт гражданская война. Конфликт в Сирии скорее политический, чем религиозный. Но враги Сирии стараются превратить текущую ситуацию в религиозный конфликт.

От того, как будет разыграна «сирийская карта» напрямую зависит будущее геополитики. Если система власти в стране рухнет, первыми жертвами безвластия в Сирии станут христиане. Это станет политической, религиозной и гуманитарной катастрофой. Если президент Сирии Башар Асад под давлением Запада и США уйдет в отставку, это неизбежно приведет к власти исламистский режим, который угрожает повторить армянский геноцид по отношению к христианам и положит конец эпохе терпимости и разнообразия. Уже сегодня в оккупированных оппозицией районах христиане подвергаются преследованиям: оттуда постоянно поступают сообщения об убийствах, изнасилования и грабежах.

Исчезновение христианства в Сирии станет решающим шагом по выполнению давно вынашиваемых планов по дехристианизации всего Ближнего Востока.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Использованные материалы:

1. Православная энциклопедия ДРЕВО

2. Syrianews. Артур Приймак. Христианство начинается с Сирии

Церковь в Сирии сегодня переживает тяжелый период гонений. Уничтожаются церкви и монастыри, памятники культурного значения, гибнут люди.

Как выживает Церковь в Сирии в условиях войны - редакции «Православной Жизни» рассказал викарий Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна Х епископ Эрзурумский Кайс (Садик).

Владыко, все христиане искренне сочувствуют своим братьям в Сирии. Расскажите, пожалуйста, как Церковь в Сирии выживает в условиях войны?

С давних времен известно, что Антиохийская Церковь - это Церковь святых мучеников, которая своими испытаниями несет свидетельство о вере Христовой. Поэтому то, что происходит сегодня, не ново. Земля наша обильно поливалась кровью христиан с самых первых веков: она пережила приход арабов-мусульман, крестовые походы, нашествие монголо-татар, власть мамлюков, турецкое иго. Безусловно, это отражается на жизни Церкви, которая постоянно пополняется святыми и мучениками. Недаром у нас говорят, что наша земля была крещена кровью мучеников.

Когда мы употребляем выражение «арабы-христиане», то подразумеваем христиан Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Ирака, Египта и Судана. Это та благословенная земля, где жил Сам Христос, где путешествовало Святое Семейство, где проповедовали апостолы и подвизались многие святые.

Сейчас главные игроки на мировой политической арене ведут между собой борьбу и сводят счеты, а мы являемся жертвой этой игры. Как известно, наша Церковь сейчас переживает тяжелый период гонений и подвергается атакам.


В воскресенье в центре египетской столицы в коптском кафедральном соборе Св. Марка случился теракт, который совершил смертник. В результате взрыва около 30 человек было убито и 60 ранено на месте - в основном это женщины и дети. До сих пор пострадавшие умирают от ранений в больницах, так что жертв на самом деле больше. В Сирии и Ираке уничтожаются церкви и монастыри, а также памятники культурного значения, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все эти трагедии способствуют тому, что мы еще больше дорожим нашей землей и нашей Церковью.

При этом посмотрим на Европу: если, например, там собаку сбила машина, то сразу разные общества защиты животных обращаются к СМИ и выступают с призывами наказать виновных. А у нас людей убивают десятками, сотнями, тысячами…, но международное сообщество при этом молчит. Наблюдается всеобщее безразличие к тому, что происходит в нашем регионе.

- Известны случаи похищения епископов и монахинь…

Три года назад в Сирии были похищены два архиерея - митрополит Алеппский Павел (Языджи) Антиохийской Православной Церкви и сиро-яковитский митрополит Алеппо мар Григорий Иоанн Ибрагим. Их местонахождение неизвестно. И это не просто рядовые люди, а высокие иерархи Церкви - а у нас на Востоке представители Церкви традиционно пользуются всеобщим уважением и неприкосновенностью. Тем не менее, их судьба мало кого волнует. Те, кто могли бы что-то сделать, бездействуют.

Также всем известно о похищении сирийских монахинь, которые удерживались боевиками в плену в течение нескольких месяцев. Их освободили благодаря международному вмешательству. Место пребывания монахинь - монастырь святой Феклы в Маалюле, памятник сирийской культуры, часть мирового и сирийского национального достояния - разрушен и осквернен, как и многие другие святыни. В разрушенных храмах уничтожены архивные документы, ценные иконы и церковное имущество. Со стороны радикалов даже раздаются призывы к тому, чтобы с лица земли были стерты знаменитые на весь мир древние мозаики в церквях, чтобы таким образом была уничтожена память о христианской истории Ближнего Востока.

В зарубежных СМИ сирийцев часто называют религиозным меньшинством Ближнего Востока. Прокомментируйте, пожалуйста .

Мы всегда подчеркиваем: мы не меньшинство, а коренные жители этих земель. Сравним: жених приглашает на брачный пир гостей, которых может быть тысячи, но кто на празднике главный - он или приглашенные? Конечно, жених. Когда мусульмане в VII веке пришли на земли, где жили наши предки, их приняли с миром, они жили бок о бок с христианами на протяжении столетий, мусульмане и христиане вносили общий вклад в созидание ближневосточной цивилизации. Теперь все обернулось против нас.

К счастью, большинство мусульман, которые живут в наших странах, придерживаются умеренных взглядов и руководствуются общечеловеческими ценностями. С ними у нас дружественные отношения и мы, как и раньше, совместными усилиями стараемся развивать нашу культуру. Небольшая часть наших граждан увлеклась радикальными идеями, призывами, финансовыми поощрениями и присоединилась к группировкам. Но теперь все это обернулось против них. Тем не менее, мы остаемся жить на своей земле. Христиане - соль этой земли, наша миссия - свидетельствовать о вере во Христа, и именно этим всегда живет Церковь.

- Почему, на Ваш взгляд, возрастает количество беженцев из Сирии?

Человек вправе эмигрировать из страны, как и птица может улететь в чужие края. Но нужно различать добровольную и вынужденную миграцию. Если говорить точнее, христиане Сирии не переселяются (сами), а выселяются (принудительно) из родных мест.

Поворотным моментом в истории региона стал 1948 год, когда ООН приняла план раздела Палестины и на карте мира появилось государство Израиль. Началось выселение коренных жителей из их собственных домов, изгнание их из родных мест. Эта проблема повлекла за собой и вынужденную эмиграцию палестинских христиан, масштабы которой с течением времени увеличиваются. Гражданская война в Ливане, начавшаяся в 1975 году и длившаяся 15 лет, тоже привела к сокращению христианского населения этой страны, где христиане еще не так давно составляли большинство. Война в Ираке была развязана для дестабилизации ситуации в регионе.

Таким образом, в случае с христианами Ближнего Востока следует иметь в виду, что в нынешних условиях их эмиграция является вынужденным шагом. Отмечу, что среди покидающих Сирию беженцев только один процент составляют христиане, остальные - мусульмане. Показательно то, что среди мигрантов, переплывающих нелегально на лодках Средиземное море, христиан до сих пор не было. Их очень мало и в числе тех, кто легальным способом вылетает из страны и просит убежище в таких странах, как Германия, Франция, Швеция и др. Миграция христиан в Сирии относится в основном к внутреннему ее типу, в пределах страны: люди переезжают из охваченных войной регионов в более безопасные. К примеру, в Сирии есть район, который называется Вади ан-Насара (Долина христиан). В нем 56 христианских деревень, преимущественно православных. Вследствие переселения многих людей в этот островок спокойствия там значительно возросло количество населения и активизировалась жизнь. Монастыри также оказывают поддержку - принимают большое количество беженцев, помогают семьям с детьми, открывают школы.

Повторюсь, что немногие из сирийских христиан добровольно покидают землю, где они родились и выросли, где их культурные и духовные корни, где они всю жизнь трудились. Три месяца назад три тысячи сирийцев - и христиане, и мусульмане - вернулись из Германии на родину. Им представлялось, что Европа - это «земля, где течет молоко и мед». Поэтому в Сирии наблюдается в первую очередь внутренняя миграция.

Беседовала Наталья Горошкова

Традиции христианства в Сирии имеют древние корни. В Дамаске проповедовал еще апостол Павел, и лишь через несколько столетий после этого здесь начал распространяться ислам. Сегодня христиане составляют около 10% населения Сирии (почти столько же, сколько и алавиты, к числу которых принадлежит действующий президент САР Башар Асад). Но о роли сирийских христиан в вооруженном конфликте многие даже не догадываются.

Христианское движение Ближнего Востока далеко не монолитно и представлено разными конфессиями. До начала войны численность прихожан Антиохийской православной церкви в Сирии составляла 1 миллион человек (минимум половина христианского населения страны). От 500 до 600 тысяч сирийцев называли себя яковитами, то есть приверженцами Сиро-яковитской православной церкви. Православные и яковиты являются наиболее многочисленными христианскими группами в Сирии, но далеко не единственными. На территории государства функционируют Сирийская католическая, Армянская католическая, Протестантская и некоторые другие церкви.

Трудно сказать, как христиане относились к политике Башара Асада до начала войны. Единого мнения у них не было. К примеру, в статье , опубликованной в 2012 году, политолог Салам Кавакиби утверждает, что христиане никогда не поддерживали Асада и даже принимали участие в антиправительственных демонстрациях:

«Кроме того, многие до сих пор ведут активную деятельность в Сирии и подпитывают восстание с помощью социальных сетей. Другими словами, как считает Салам Кавакиби, изменение политического настроя сирийских христиан - от молчаливого до открытого противостояния Асаду - "очень возможно"».

Но в той же статье противоположное мнение высказывает эксперт по Ближнему Востоку Фабрис Баланш: большинство христиан, скорее, поддерживают Асада, хотя некоторые из них все же выступили против режима. Оба эксперта согласны с тем, что христиане к тому моменту оружие в руки не брали. Но это было летом 2012 года. С тех пор ситуация изменилась.

Свое отношение к христианству боевики «Исламского государства» и «Фронта ан-Нусра» не скрывают. В прессе регулярно появляются новости о похищенных и убитых прихожанах, уничтоженных церквях, украденных христианских артефактах, которые продают на черном рынке в Турции и Ливане. Речь идет не просто о варварстве (хотя именно варварами, чуждыми любым проявлениям культуры, и являются террористы), а об угрозе для существования самой христианской общины Сирии. Понимая бедственность положения, греко-католический архиепископ Алеппо в прошлом году заявил , что христианство в Сирии медленно умирает.

В такой ситуации первым союзником сирийских христиан всех конфессий становится Башар Асад. Даже тем, кто не согласен с действиями режима, президент отчетливо видится "меньшим из двух зол", о чем говорит христианин из Хомса. В самом деле, "диктатура" Асада в самых страшных своих проявлениях ограничивалась тюремным сроком за "политические преступления" – куда более гуманное наказание, чем отрезание голов или поедание внутренних органов убитого. А тот же греко-католический епископ Жан-Клемент Жонбарт подчеркивает , что до войны христиане жили в мире с мусульманами: «У нас была дружеская атмосфера. Были терпимость и мир. Но сегодня все кардинально изменилось».

Неудивительно, что на сегодняшний день в рядах правительственных войск Сирии воюют христиане. Трудно сказать, сколько именно (вероятно, никто и не пытался их подсчитать). Достаточно сказать, что в некоторых городах и провинциях христиане составляли большинство населения (например, в Хомсе, который стал ареной самых кровопролитных боев за всю историю конфликта). Учитывая, что армия Асада во многом усилена ополчением из числа местных жителей, христиане просто не могли остаться вне конфликта.

Очевидно, что сирийские христиане не горят желанием становиться беженцами: рассчитывать на поддержку со стороны соседних государств им не приходится. О притеснениях христиан в Турции известно давно, а приверженцы христианства в Ираке сами массово покидают страну. Поэтому христиане, которые взяли в руки оружие, воюют в Сирии, в прямом и метафорическом смысле, за свой дом.

Примечательно, что центры Антиохийской и Сиро-яковитской церквей находятся в Дамаске. И ни та, ни другая даже не заявляла о возможности переноса патриаршего престола в более спокойное место. Тем самым свою солидарность с Асадом демонстрируют не просто христиане, а высшее духовенство двух самых мощных религиозных центров.

Взаимодействие правительственных войск с ополченцами помогли Асаду стабилизировать ситуацию, когда многие эксперты уже предрекали ему скорое поражение. Христиане сыграли в этом немалую роль. Об их успехах рассказывали еще в феврале 2013 года: «Христиане своей поддержкой Башара Асада неожиданно стабилизировали противостояние под Дамаском, чаши весов опять пришли в равновесие». А вот что рассказывает об обороне христианского района Джарамана командир ополченцев Абу Есиф в том же материале: «Мы сами их (правительственные войска – ред.) просили не входить в наш район. Потому что это уже будет явная цель для боевиков. И наш район сильно пострадает. Мы взяли защиту городка на себя. Бандиты уже не лезут на нас штурмом, было несколько попыток, отбились. Но теперь они проводят теракты. Последний был на центральной площади 10 дней назад».

Но клубок религиозных, национальных и политических противоречий за последние годы запутался настолько, что сирийский конфликт все больше напоминает войну «всех против всех». Иногда трудно понять, какие цели преследуют те или иные вооруженные группировки. И христиане здесь не исключение. К примеру, вот что рассказывают Шерен Халел и Мэтью Викери об ассирийских ополченцах-христианах из МФС (Сирийского военного совета):

«Люди в казармах говорят, что их подтолкнуло к войне отношение ИГ к христианам. Когда "Исламское государство" захватывает христианскую деревню, оно взрывает церкви и разрушает дома. Населению остается выбирать между обращением, смертью и бегством. Однако МФС решил вместо этого дать отпор. Впрочем, его пули предназначены не только для суннитских экстремистов. По словам бойцов, они готовы стрелять и по правительственным силам».

А командир одного из отрядов Йохан Козар говорит следующее: «Мы сражаемся не просто для того, чтобы защитить свою веру - мы хотим, чтобы в новой Сирии, которую мы строим, ассирийцы смогли вернуть себе свою идентичность». То есть, веру защитить все-таки нужно: как без веры ассирийцы сохранят «свою идентичность»? Да и к войне их подтолкнуло, как мы помним, отношение ИГ к христианству. Но тот же командир в конце статьи подчеркивает: «Я человек не религиозный, и за религию никто из нас не сражается».

Деятельность МФС, впрочем, требует отдельного разговора.