Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Огэ по литературе варианты экзаменационных работ. Справочные материалы для подготовки к сдачи огэ по литературе

ОГЭ по литературе – один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. Сам экзамен хотя и носит название теста, фактически сводится к всего пяти вопросам, каждый из которых предполагает написание небольшого сочинения или развернутого ответа. Основную часть экзамена составляет сочинение в форме, подобной выпускному экзамену в 9-м классе до введения ОГЭ по литературе.

Ознакомившись с общей информацией об экзамене, можно сразу приступать к подготовке. Вариант КИМ ОГЭ 2018 года не сильно отличается от варианта 2017 года. Главное изменение – максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 23 до 29. Остальные изменения .

Структура теста ОГЭ

Тест ОГЭ по литературе состоит из двух частей.

  • Часть 1 состоит из двух вариантов: в одном дан фрагмент прозаического произведения, а в другом дано стихотворение. Вы сами выбираете, что анализировать. Анализ – это развернутые ответы на 3 вопроса. В первых двух вы пишите свои размышления на 3–5 предложений, а в третьем нужно еще сравнить приведенное в тесте произведение с другим и поэтому на него отводится 5-8 предложений.
  • Часть 2 – это небольшое сочинение на одну из четырех предложенных тем, объем сочинения не менее 200 слов. Темы касаются произведений школьной программы; никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно пользоваться полными текстами произведений.

Подготовка к ОГЭ

Пробный ОГЭ по литературе онлайн

На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.

Подробный разбор развернутых ответов части 1 и сочинений части 2 по демонстрационному материалу 2017 года.

Демонстрационные варианты ОГЭ

В разделе демонстрационных вариантов ОГЭ Вы сможете бесплатно скачать тесты за 2009 - 201 7 годы.

Все приведенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9-м классе Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей .

В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе, во второй части предлагаются темы сочинений.

При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов (нам необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения, а второй – анализ лирического стихотворения или басни.

Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание первой части предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем 5–8 предложений.

На выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.

Вторая часть экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.

Первая тема относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта первой части, а вторая - к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение или басня включено во второй вариант первой части.

Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведенных в первой части экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем.

В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений.

На написание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут.

В 2018 году Министерство образования не планирует кардинальные изменения в структуре тестирования по литературе для девятиклассников.

Руководство школьного заведения может оставить учащегося на второй год, если он отказался пройти итоговую госаттестацию. Без сдачи тестирования аттестат за 9 класс не выдадут. Также девятиклассники получат три попытки сдачи экзаменов.

ГИА по литературе 2018 года один из тех предметов школьной программы, который не пользуется особой популярностью среди школьников. Литература – это не обязательный предмет на экзаменации, однако учащиеся вполне могут выбрать дисциплину в качестве дополнительного экзамена.

Результаты экзаменации не вносятся в аттестат за девятилетнее образование.

Достаточно серьезно поменяется процедура испытания. Теперь в обязательном порядке сдавать экзамены после девяти классов должны будут все школьники. Также, будет разрешено выбрать для экзаменации, любые дисциплины из утвержденного Минобразованием списка. Примечательно, что в этот список будут включены ОБЖ и физкультура.

В будущем году планируется оставить русский язык и математику в качестве обязательных экзаменов, а с предметами остальных испытаний должен определиться сам учащийся. Те ученики, которые стали победителями в олимпиадах или заняли призовое место, освобождаются от ГИА по этой дисциплине.

Кроме этого, поправки будут внесены и относительно получения аттестата. Если раньше документ выдавался школьникам только при успешной сдаче всех госэкзаменов, то теперь достаточно будет сдать обязательные предметы на отметку «удовлетворительно».

Существенно поменяется и система оценивания выполненных работ. Для этого будет разработана новая федеральная шкала баллов, которая будет унифицированной.

Структура заданий ГИА 2018 года по литературе

ГИА по литературе занимает особенное место среди экзаменации по остальным дисциплинам. Особенность состоит в том, что КИМы по предмету содержат всего четыре вопроса, которые поделены на две части.

Основная группа заданий состоит из 3 вопросов, и ответы на них включает анализ стихотворного произведения или отрывка на выбор.

Вторая группа представлена одним вопросом, в котором необходимо написать сочинение объемом не менее двухсот слов на одну из четырех предоставленных тем. Темы выбраны исходя из школьной программы.

Сочинение ГИА 2018 года

В последнем задании КИМов по литературе требуется написать сочинение. Крайне важно справиться с заданием, поскольку, именно за него присуждается максимальное количество баллов.

Чтобы написать сочинение так как надо, стоит познакомиться с типичными ошибками, которые допускают учащиеся.

Прежде всего, стоит избегать пересказа и изложения ненужной информации. Текст должен быть четко построен и доводы, представленные в качестве подтверждения точки зрения, аргументированы. Учащемуся следует придерживаться следующего плана сочинения:

  • вступление – формулировка проблемы;
  • основная часть – аргументация своей точки зрения относительно проблемы сочинения;
  • заключение – краткий вывод по тексту.

Категории сдающих ГИА по литературе

В будущем году сдавать госэкзамен после девятого класса обязаны будут все школьники. Что касается литературы, то эта дисциплина останется исключительно на выбор учащихся.

В распоряжении Министерства образования РФ определены категории подростков, которые могут зарегистрироваться для сдачи госэкзамена. Это могут быть учащиеся, которые не набрали проходного балла за прошлые годы. Также вправе подать заявку те школьники, которые имеют по всем дисциплинам отметки не ниже «удовлетворительно».

Согласно распоряжению, допускаются до экзаменации те учащиеся, у которых по одному предмету школьной программы отметка «неудовлетворительно», однако этот предмет включен в список сдаваемых госэкзаменов.

На данный момент график проведения экзаменации еще не утвержден. Мы следим за последними новостями.

Как стать участником ГИА 2018 года

Для того чтобы стать участником итогового испытания школьнику необходимо пройти регистрацию. Для этого, подросток должен собственноручно заполнить и лично подать заявление унифицированной формы в комиссию по месту своего обучения.

Заявление подается в письменной форме и в нем указываются все данные учащегося и перечень предметов, которые будут сдаваться. Документ должен быть подан и зарегистрирован до 1 февраля .

В том случае, если появились причины, по которым школьник не имеет возможности сдавать какой-либо предмет, то он имеет право подать дополнительный документ с указанием этих причин, а также приложить к заявлению соответствующие медицинские справки или иные официальные акты, обосновывающие подачу повторного заявления.

Подобную заявку необходимо подать не позднее, чем за месяц до госэкзаменации.

Досрочная сдача ГИА по литературе в 2018 году

Несколько лет назад сдавать итоговую госаттестацию в досрочном периоде разрешалось только тем учащимся, которые имели уважительные причины. К таким школьникам относились: подростки, которые участвовали в спортивных состязаниях на федеральном уровне; дети, которые имели серьезные заболевания и находились на лечении; ученики, которые отправлялись на обучение за рубеж.

Подобный вариант прохождения испытания позволял своевременно сдать все экзамен и получить свободное время в будущем, для того, чтобы уделить больше внимания поступлению на дальнейшее обучение (если таковое входит в планы).

Недостаток тоже достаточно значительный. Досрочная экзаменация может плохо отразиться на результатах ГИА по литературе. Это обусловлено тем, что школьники вынуждены будут совмещать обучение в школе с подготовкой к экзаменации, что станет дополнительной нагрузкой на организм ребенка.

Демоверсия ГИА по литературе 2018 года

Достаточно хорошим материалом для подготовки к экзаменации считается демоверсия ГИА по литературе 2018 года ФИПИ. Это пособие представляет собой задания, которые были представлены на госэкзаменации прошлых временных периодов. Стоит отметить, что задания не совпадают с экзаменационными в полной мере. Как правило, в демоверсию, включены варианты вопросов, в которых указаны данные, подобные тем, которые будут на госаттестации.

Для того чтобы это пособие позволяло осуществить качественную подготовку, за основу демонстрационных вариантов были взяты кодификаторы КИМов официальных заданий госэкзамена.

У нас на сайте можно скачать самые последние демоверсии для подготовки к экзаменации по литературе.

Дополнительная информация о ГИА 2018 года

Как и на все дисциплины, на литературу необходимо брать с собой паспорт, ручку, регистрационный бланк и бланк ответов. Если есть необходимость, то разрешается принести с собой лекарства и питание. Все остальные предметы личного пользования, к примеру, сотовые телефоны, оставляются в специально отведенном для этих целей, месте.

Также не допускается использование различной справочной литературы, за исключением разрешенной.

На литературе школьник вправе воспользоваться полными текстами художественных произведений и сборниками стихов. Список произведений утверждается в соответствие с курсом школьной программы.

Для того чтобы результаты экзаменации по литературе были засчитаны, школьнику необходимо набрать не менее 7 баллов , что приравнивается к тройке. Для оценки «5» следует получить как минимум 23 балла .

Учащийся имеет право опротестовать результаты ГИА. Это возможно в двух случаях. Прежде всего, подобное право у школьника возникает тогда, когда он не согласен с результатами экзаменации. Для этого, в четырехдневный срок , школьник должен написать апелляционную жалобу и обратиться в конфликтную комиссию с просьбой о повторной проверке своей работы.

Во втором случае, учащийся имеет право на обжалование, если организаторами была нарушена сама процедура проведения экзаменации и школьник не получил возможность полноценно сдать экзамен. В этом случае, жалоба подается по факту, а именно, не выходя из аудитории.

Конфликтная комиссия может отказать в апелляции по той причине, что школьник сам являлся участником нарушений на экзамене или жалоба содержит претензии относительно формы и содержания заданий.

Как подготовиться к ГИА 2018 года по литературе

Подготовка к ГИА по литературе 2018 года требует не только приложения определенных усилий, но и составления плана. Именно от этих факторов, зависит, насколько успешно будет сдан госэкзамен. Крайне важно, определиться с тем, какие материалы будут использованы при подготовке. Здесь вполне подойдут такие специально разработанные пособия, как демоверсия ГИА или онлайн тесты ГИА по литературе. Также, можно принять во внимание следующий список литературы:

  1. Подготовка к ОГЭ в 2016 году. Литература. Диагностические работы. ФГОС, 2016 г. Новикова Л.В. – пособие составлено для того, чтобы помочь учащемуся развить практические навыки при работе с экзаменационными вопросами.
  2. ОГЭ 2016. Литература. Типовые тестовые задания, 2016 г. Кузанова О.А. – в брошюру включены 12 заданий с ответами, необходимых для подготовки к ГИА по литературе.
  3. ОГЭ 2015. Литература, 2016 г. Ерохина Е.Л. – комплект типовых заданий по литературе.
  4. ОГЭ-2016. Литература. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе, 2015 г. – Зинина Е.А., Фёдоров А.В. – пособие для подготовки к ГИА, содержит 20 заданий по литературе.

Все указанные пособия и брошюры вполне можно приобрести в любом специализированном магазине или скачать книгу на официальном сайте.

Также, демоверсию ГИА по литературе можно скачать на официальном сайте ФИПИ в Открытом банке заданий. В этом банке собраны все задания по ГИА за предыдущие годы, и любой школьник может скачать там все необходимые материалы.

Крайне важно подготовиться к экзаменации психологически. Несомненно, для любого подростка сдача экзаменов является серьезнейшим стрессом. Чтобы избежать сложностей во время экзаменации, от школьника требуется настроить свой мозг на позитивный исход испытания и поверить в свои силы.

От родителей потребуется максимальная поддержка, создание, необходимых для подготовки условий, и контроль за режимом сна и питания своего ребенка.

Статистика сдачи ГИА по литературе за прошлые годы

Статистические данные за прошлые годы показывают, что на максимальную отметку смогли написать работы порядка четверти учащихся, а на отметку «удовлетворительно» около 36% . Около 8% школьников не смогли набрать проходного балла.

Расписание экзаменов

По итогам 2018 года ОГЭ по литературе стал менее популярным среди выборочных экзаменационных испытаний для выпускников основной школы. В 2018 – 2019 учебном году девятиклассникам предстоит сдать уже пять экзаменов, среди которых два обязательных (математика и русский язык) и три по выбору. Стоит ли выбирать ОГЭ по литературе, сложно ли к нему готовиться? Эти и другие вопросы волнуют учеников и их родителей.

ГИА по литературе в 9 классе предпочтительно для ребят, желающих продолжить образование в классах филологического профиля. Успех на экзамене определяют:

  • знание биографий поэтов и писателей,
  • знание содержания произведений, входящих в школьную программу,
  • умение анализировать тексты и сопоставлять их,
  • умение составлять портреты героев и оценивать их действия,
  • владение лексической выразительностью и грамотностью языка,
  • умение рационально использовать время на экзамене (3 часа 55 минут).
С чего начать подготовку?
  1. Ознакомиться с демовариантом, спецификацией и кодификатором по предмету.
  2. Прочитать художественные произведения, из утвержденного ФИПИ списка.
  3. Во время чтения выписывать основные моменты, которые будут необходимы для ответов.
  4. Практиковаться в решении заданий.
Выполнить второй и третий пункт вам поможет , размещенный в Базе знаний CKnow. Обязательно ознакомьтесь с ним! А начать практиковаться в решении заданий, которые могут встретиться вам на реальном экзамене, вы можете уже на данной странице. Внизу вам предложен демовариант и тренировочные варианты.

КИМ ОГЭ по литературе состоит из двух частей и отличается от других предметов тем, что в них нет тестовых вопросов, когда из имеющихся вариантов можно выбрать правильный ответ. Экзаменационная работа по литературе состоит только из заданий, на которые необходимо дать развернутые ответы.
В первой части вам предложат выбор из двух вариантов. Важно! Выполнять следует только один вариант. Объем ответов на первые три задания первой части составляет 3 – 5 предложений. Не используйте слишком сложных речевых конструкций. Будьте лаконичны и в то же время следите за тем, чтобы ваш текст имел глубокий смысл.
Вторая часть – сочинение. Не стоит пугаться его. Вам будет разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения. В данном задании предлагается четыре произведения, из которых вы должны выбрать одно и написать сочинение объемом не менее 150 слов. Оптимально сочинение из 200 слов.
«Решу ОГЭ по литературе» в онлайн режиме – возможность эффективно готовиться к экзамену, выполняя тесты по разным темам.