Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Китайские шахматы правила игры. Сянчи: китайские шахматы

В 11 веке Сыма Гуан, знаменитый историк и первый министр правителя династии Южная Сун изобрел новую игру. Игру он назвал «Состязание семи государств». Название Qiguo Xiangqi (七國象戲) можно перевести и как военный театр семи государств. На доске для Го размещались семь армий, иллюстрировавших эпоху Сражающихся царств. Позже ученый Пэй Циси нашел запись правил этой игры и вырезал их на деревянных блоках для оттиска на бумаге. Так в 13 веке появилась первое издание правил этой игры.

Каждая армия включает в себя следующие фигуры:

1 Правитель — ходит как ферзь в шахматах.
1 Генерал — ходит как ладья
1 Офицер — ходит как слон.
1 Дипломат — ходит как ферзь, но не может бить другие фигуры, как и не может быть захвачен сам.
1 Катапульта — ходит как ладья, но захватывают фигуры только, если между ней и атакуемой фигурой стоит одна фигура, своя или чужая.
1 Лучник — ходит как ферзь, но только на четыре шага. Не может прыгать через фигуры.
1 Арбалетчик — ходит как ферзь, но только на 5 шагов. Не может прыгать через фигуры.
2 Мечника — ходят на один шаг по диагонали.
4 Тяжелых мечника — ходят на один шаг по вертикали или горизонтали.
4 Конника — ходят на четыре шага: 1 по прямой линии и три по диагонали. Не может прыгать через фигуры.

Дипломат стоит во главе армии, а правитель между генералом и офицером на первой линии. Генерал слева, а офицер справа (красная армия) По мнению автора правил игры 13 века, они имеют следующую ценность: лучник, арбалетчик, мечник и тяжелый мечник 1; конник 2; катапульта 3; офицер 4; генерал 5.

Расположение армий соответствует географии Древнего Китая.

Цинь — белая армия

Янь — черная армия

Чжао — фиолетовая армия

Вэй — зеленая армия

Ци — синяя армия

Хань — оранжевая армия

Чу — красная армия.

В центре стоит император угасающей династии Чжоу. Он не участвует в игре и не может быть захвачен. Побеждает же в игре тот, кто захватит в плен большее число войск противников.

Если игроков семь, то каждый играет за одно царство. Если играет шестеро, то один берет Цинь и второе царство в альянс. При пяти игроках второй альянс — Чу и второе царство. Если играет вчетвером, то создается третий альянс — царство Ци с другим свободным царством. Если играют втроем, то Цинь берет в альянс два царства.

Если же играет 7 человек, то альянсы устанавливаются между игроками в ходе игры. Союзные царства управляются игроками самостоятельно. Но каждый должен принести присягу: «Если одно из царств погибнет, то только вследствие моей беспечности!» Альянс нельзя отменить до конца игры. Если игрок вынуждает своего союзника напасть на укрепленную позицию противника, то он должен выпить кубок вина или пива в наказание.

Ходы делаются против часовой стрелки. Первый ход делает западное царство Цинь — белые. Перехаживать нельзя. Отмена хода может быть разрешена по взаимной договоренности и сопровождаться штрафом — кубком вина. Если игрок нападает на своего союзника, то вся армия союзника проигрывает и снимается с доски.

Игрок побеждает другое царство, захватив правителя. Также царство можно победить, захватив у него более десяти фигур. Если же игрок сам потеряет больше десяти фигур, то его армия снимается с доски.

В конце игры побеждает тот, кто захватил больше всего фигур. Победитель выпивает специально приготовленное вино,затем его пьют проигравшие. Если при этом игрок взял в плен двух правителей или более 30 фигур, то он объявляется гегемоном. Все остальные царства признают его власть и пьют по второму кругу.

Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру “китайскими шахматами” также нелепо, как называть нарды – персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для адаптации и популяризации в западном мире Сянци обозначают ее в англоязычном варианте как “Китайские шахматы” (Chinese Chess).

На сегодняшний день Сянци самая популярная в мире игра . В нее играют не только жители Китая, но и Тайваня, Таиланда, Сингапура, Вьетнама, Гонконга, Малайзии, Филиппин… А население этих стран, как известно, составляет более 20% от всех жителей Земли. Так что можно с уверенностью заявить, что в Сянци играет больше людей, чем в любые другие разновидности шахмат – ведь число играющих в Сянци хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек.

В последние годы игра Сянци становится все более популярной во всем Мире. Постоянно проводятся Азиатские (региональные) и Международные соревнования. Репортажи о этих соревнованиях во множестве можно найти в Интернете.

Сянци - неотъемлемая часть китайской жизни, в этой игре отразилась история Китая и менталитет китайцев, и потому без знакомства с сянци познание Китая будет неполным.

Существует две теории происхождения этой игры:

1) сянци ведут свое происхождение от индийских шахмат;

2) сянци возникли независимо задолго до новой эры.

В пользу теорий первой группы говорит то, что у сянци есть ряд общих черт с шатранджем (арабо-персидскими шахматами), ведущим свое происхождение от чатуранги - древнеиндийской шахматной игры.

Однако известно, что еще в глубокой древности, задолго до появления чатуранги (а это произошло в V веке) в Китае были настольные логические игры (в частности, игра под названием «ЛюБо»), черты которых можно проследить в сянци. Первое надежное упоминание о сянци датируется VIII веком.

Согласно современным исследованиям игра Сянцы появилась из древней игры ЛюБо 3500 лет назад . В первоначальном варианте ЛюБо каждый игрок имел только 6 фигур: 1 генерала и 5 пешек. Количество ходов определялось с помощью кубика. В последствии, игра трансформировалась. Пройдя через множество названий, лишившись кубика, но получив несколько фигур, к XII веку игра превратилась в подобие современных Сянци.

В период правления Династии Чжоу (1134 – 256 г.г.д.н.э.) в описании игры ЛюБо уже встречаются три понятия: Чжоу (Zhuo), Ци (Qi) и Цзюй (Ju).

Чжоу (Zhuo) – это игральная кость , она сделана из бамбука (точно такие же бамбуковые кости применяются в Китае и поныне в игре в кости). Эти кости использовались для того, чтобы определить количество шагов фигуры – Ци (Qi). Сами фигуры Ци делались из слоновой кости, поэтому уже тогда встречается называние этой игры, как Xiang Qi – Сянци, что означает “фигура из слоновой кости”. В те времена среди частей Ци имелся один генерал и пять воинов (пешек). Цзюй (Ju) – это прямоугольное поле битвы или попросту доска для игры.

Правила игры ЛюБо

Согласно правилам игры ЛюБо нужно было захватить генерала противника . В современной Сянци также как и в ЛюБо есть один генерала и пять пешек, и победа обеспечивается завоеванием генерала. Отличие же от ЛюБо в том, что ходы современной Сянци не определяются бросанием кости. Сянци также содержит большее количество фигур.

В сянци, как и в европейских шахматах, доска имеет 64 квадрата, у каждого игрока 16 фигур, из которых одна является главной, и с ее гибелью партия проиграна.

Первое правило Сянцы – Цель игры состоит в том, чтобы нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение. Это считается выполненным если:

А. Король противника находится под шахом так, что не имеет никакого законного хода, чтобы выйти из под этого шаха.
В. Заведение в тупик вашего противника так, чтобы он не имел никакого законного хода, то есть ни одна из оставшихся у противника фигур не может выполнить ход – и это не ничья, а ваша полная победа!

Пат в Сянци – не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд игровых окончаний в Сянци построен на выигрыше патом.

Второе правило – Красные всегда ходят первыми.

Третье правило – Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу.
Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.

Четвертое правило (подобно третьему), оно касается вечной угрозы любой фигуре, кроме Короля – Нельзя неопределенно долго повторять ход преследования фигуры противника, если он не имеет никакого другого способа избежать потери этой фигуры.

Пример, – если Вы переместили Ладью на e5, с угрозой Пушке на e6, противник, чтобы избежать потери, переместил пушку на f6. Затем Вы продолжили Ладьей преследование Пушки, перемещаясь от e5 до f5, Пушка вновь, уклоняясь от угрозы, вернулась на e5. И далее следует повторение тех же ходов. Некоторые из подобных ситуаций могут быть более сложными, но обычно человек, кто начинает бесконечную петлю хода, обязан прервать это.

Если такое преследование производится с повторением позиции, то на четвертом повторении игра заканчивается. Однако здесь имеется расхождение в правилах: в Китае в этом случае засчитывается ничья, однако за пределами Китая (например в Гонконге) этот запрет не отличается от предыдущих и нападающий в четвертый раз проигрывает.

Пятое правило (о нем упоминалось ранее) – Два Короля не могут находиться на одной и той же открытой вертикали.

Шестое правило – Когда ни одна из сторон не может уже создать матовой или патовой угрозы противостоящему Королю, в игре признается ничья.

Начальная расстановка фигур в сянци

Главные полководцы – Шуай и Цзян . На полководце лежит вся ответственность за исход сражения. “Король Боя” называют генерала его подчиненные. Поэтому для простоты и мы будем в дальнейшем именовать их Королями. Шуай в начале игры стоит на поле е1, а Цзян – на поле е10.

Король

Король в Сянци может передвигаться только в пределах крепости. Ход выполняется на соседнее поле по вертикали или горизонтали.


В
Сянци существует очень важное правило открытой вертикали: оба Короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между Королями нет других фигур. Поэтому Король может быть и атакующей фигурой, что несомненно имеет особенно большое значение при окончании игры, когда фигур на доске остается мало. Также Король может оттеснять вражеского Короля на боковую сторону крепости для завершения игры победой или же защищать от Короля-противника свои фигуры на любой стадии игры.

Телохранитель

У каждого игрока две таких фигуры, они стоят справа и слева от короля. Как и король, они не имеют права выходить за пределы дворца. Ходят они на соседнее поле по прочерченным диагоналям. В то время как королю доступны все поля дворца, телохранители изображены кружками, что хорошо отражает назначение этих фигур – защищать короля, ведь кружок – это круглый щит.

Кроме того, это изображение, являясь простым и приятным для глаз, напоминает нам изображение золота в сеги, а телохранитель и золото – родственники, поскольку второй произошел от первого.

Китайцы называют телохранителя “ши”, это слово имеет целый ряд значений: воин, гвардеец, телохранитель; ученый, мудрец; благородный человек; советник. Телохранитель ходит как ферзь в шатрандже (арабских средневековых шахматах), но с одной разницей: последний мог ходить по всей доске.

Слон

Красные слоны стоят на с1 и g1, черные – на с10 и g10. Обозначаются красные и черные слоны разными иероглифами, но произносятся одинаково (если отбросить тональные различия) – сян.

Слон ходит по диагонали через одно поле, если оно свободно . Слон в сянци очень напоминает слона в шатрандже, но есть два отличия: в сянци слоны не могут переходить реку, а слоны в шатрандже могли ходить по шахматной доске от края и до края; в шатрандже слон мог перепрыгивать через фигуры, а китайские слоны этого не могут.

Из начального положения красный слон на с1 может пойти на а3 и е3, но если на d2 будет стоять какая-нибудь фигура, то ход на е3 станет невозможным (блокируется). Аналогично любая фигура на b2 блокирует ход на а3. Слону доступно всего лишь семь полей. А если бы слоны и могли переходить реку, то им было бы доступно 12 полей из 90 полей доски. Отметим еще один любопытный факт: если бы слоны в сянци и могли бы переходить реку, то красные и черные слоны не могли бы бить друг друга, как не могли бить друг друга белые и черные слоны шатранджа.

То же самое верно и для телохранителей: если их выпустить из дворца и дать свободу передвижения по всей доске, то красные и черные телохранители будут неуязвимы друг для друга (и здесь имеется аналогия с шатранджем: черный и белый ферзи шатранджа не могли нападать один на другого).

Конь

В сянци кони – почти полные аналоги фигур с тем же названием в обычных шахматах , они не только стоят на привычных местах (рядом с углами доски в первом ряду), но и ходят почти как “наши” кони.

Их движение состоит из двух отрезков. Сначала Конь пойдет на одно поле вдоль по линии, как Король, а потом – по диагонали на соседнее поле, как Адъютант. Но если поле, через которое Конь проходит первую половину своего хода, занято, то в эту сторону Конь идти уже не может, так как китайский Конь не может перепрыгивать через стоящую на его пути фигуру. Поэтому нередко Конь оказывается заблокированным. Ну а в общем то для Коней доступно все поле боя.

Боевая колесница – Че

Ее устрашающие действия по прямым горизонтальным и вертикальным линиям не ограничены и напоминают движения ладьи в традиционных шахматах. Русские князья перевозили свои войска по водным артериям - поэтому и в шахматах для этой фигуры прижилось красивое название “Ладья”.

Полноводный юг Китая был освоен китайскими императорами много позже, чем север с его сухими степями и едва покрытыми зеленью плоскогорьями, по ним не проплывешь на челне, - поэтому в Сянци – “боевая колесница”, которая давит врага, летя на него на всем скаку, а мы для этой фигуры в дальнейшем примем все же название – Ладья.

Пешка

В то время как численность королей, слонов, коней и ладей в “наших” и китайских шахматах совпадает, пешек в сянци меньше, всего пять, и стоят они в начале игры не плечом к плечу, а через свободное поле.

Как короли и слоны, пешки для красных и черных обозначаются разными иероглифами, которые и читаются по разному: красная пешка – бин, черная цзу. Пока пешка не перешла реку, она ходит и бьет только вперед на соседнее поле по вертикали. Т.е. до перехода реки китайская пешка действует как и пешка японская. В сянци пешка не превращается в другую фигуру, но перейдя реку, она усиливается и может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали справа и влево на соседнее поле. Ни при каких обстоятельствах пешка не может отступать.

Пушка

Напоследок оставлена самая экзотическая фигура сянци – пушка. Две пушки стоят в среднем ряду. Начальные “артиллерийские” позиции сторон таковы: красные пушки – b3, h3, черные b8, h8. Пока пушка не атакует, т.е. пока не бьет и не шахует, то она действует абсолютно так же, как и ладья. Но для взятия или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура, называемая очень образно – лафет. Лафет, пушка и ее жертва должны располагаться на вертикальной или горизонтальной прямой.

А атакует только “выстрелом” через стоящую на ее горизонтали или вертикали фигуру . То есть для взятия фигуры противника или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура. Значит простой ход Пушка делает как Ладья, а ударный ход выполняет через любую фигуру, перепрыгивая ее. Шах возникает, когда между разноцветными Пушкой и Королем находится только одна любая фигура. Любая Пушка может первым ходом в партии бить Коня, но обычно этого не делает, поскольку Пушка тут же бьется Ладьей, а в начале игры пушка как правило сильнее коня.

Оценка фигур в игре

В Сянци принята следующая стоимость фигур по их значимости. Хотя конечно же эти оценки могут изменяться в зависимости от ситуации в игре, а также и сам игрок может оценивать их индивидуально в определенной ситуации:

Ладья 9
Пушка 4.5
Конь 4
Слон 2
Адъютант 2
Пешка (после пересечения реки) 2
Пешка (до пересечения реки) 1

В самом Китае в настоящее время популярность европейских шахмат неуклонно возрастает , как и популярность китайских шахмат Сянци во всем остальном мире , в том числе и в России. Укажем к примеру, что в Москве уже в течение нескольких лет проводятся любительские турниры по сянци, а недавно была создана Российская федерация китайских шахмат.

Просмотры: 123

  • Игры и игровые приставки ,
  • Логические игры
  • Если вы посетите Китай и решите посмотреть на жизнь простых китайцев, то вам обязательно попадется вот такая картина.

    Мужчины увлеченно играют в настольную игру по внешнему виду напоминающую… шашки. Да, да именно ШАШКИ, но вы ошибаетесь, эта игра шахматного типа. Перед нами классическое противостояние двух армий из фигур разного ранга.


    Многие европейские исследователи называют эту игру КИТАЙСКИЕ ШАХМАТЫ, что по моему мнению не совсем верно. Это - СЯНЦИ, китайская шахматная игра, имеющая многовековую историю и неповторимую самобытность.
    Западные исследователи обычно рассматривают сянци как одну из ветвей развития класса игр, корнем которой является шатуранга (чатуранга). По данной версии считается, что шатуранга (чатуранга) - общий предок всех известных сейчас игр шахматного типа. Продвигаясь на запад, шатуранга (чатуранга) породила арабский шатрандж, ставший предком современных классических шахмат. Распространяясь на восток и попав в Китай, шатуранга (чатуранга), а возможно даже уже шатрандж, видоизменились в соответствии с китайскими традициями и превратились в сянци.
    Вот как описывает возникновение и замысел игры Роберт Белл в своей книге: «Шатрандж в новой форме претерпел значительные изменения, и уже слоны, всадники, пехотинцы, пушка с боевыми колесницами вели борьбу за пленение вражеского генерала. Каждая армия располагала крепостью, сидя в которой генерал и его мандарины вынашивали свои планы. Для выигрыша партии необходимо было штурмом взять крепость неприятеля. Между двумя армиями протекала река, которую тяжелогруженные слоны не могли преодолеть. Другие легкие фигуры свободно форсировали ее».
    Китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения СЯНЦИ от шатуранги (чатуранги). Опираясь на документы, самые старые из которых датируются эпохой Хань, они утверждают, что игра, ставшая предком СЯНЦИ, появилась в древнем Китае около 3500 лет назад и первоначально называлась ЛЮБО. В этой игре также передвигали по доске фишки, среди которых были пешки и генерал, имеющие различные правила хода, но для определения хода пользовались игральными костями, таким образом, внося в игру элемент случайности. Точно также как и прародителем шатуранги (чатуранги) была игра ТААЯМ. Позже от костей отказались, получив игру ГЭУИЛИ САЙЧЖАН.
    В эпоху Тан правила игры были видоизменены, а разнообразие фигур увеличено, что и привело к появлению правил СЯНЦИ, близких к современным. Вполне определённо доказано, что в VIII веке в Китае СЯНЦИ существовали, в них играли двое игроков, кости уже не использовались, а набор фигур соответствовал набору фигур шатуранги (чатуранги) - генерал (король), конь, слон, колесница (ладья) и солдаты (пешки).
    Итак рассмотрим саму игру.
    Доска для игры в СЯНЦИ состоит из двух половинок с квадратами 8 на 4, которые разделены пространством шириной в один квадрат, известным как РЕКА (или ПРУД). Каждая половина доски имеет четыре квадрата, отмеченные диагоналями, образованный таким образом квадрат из девяти точек представляет собой КРЕПОСТЬ (ЗАМОК). При игре фигуры размещаются на пересечениях линий, а не в самих квадратах. Поэтому доска рассматривается как одно большое пространство из точек в количестве 9 на 10.

    В классической игре фигуры представляют собой круглые диски одного размера. На верхней стороне фигуры написано ее значение. Обычно надписи делаются красным и зеленым (иногда черным) цветом. При написании равнозначных фигур используются различные китайские иероглифы их обозначающие, так например если бы на одних фигурах надписи были на английском языке, а на других - на немецком.
    На игровой доске в СЯНЦИ представлены следующие фигуры (с учетом правил их движения во время хода):
    ГЕНЕРАЛ за «зеленых» («черных»)/ МАРШАЛ за красных - фигура аналогичная шахматному КОРОЛЮ, его потеря означает проигрыш игрока в партии. Может передвигаться на одну точку в вертикальном или горизонтальном направлении, но в своих перемещениях ограничен девятью точками своей крепости (замка). Генералы не могут смотреть лицом к лицу друг на друга (когда по вертикальной линии между ними нет фигур), в этом случае в ответ на ход, освободивший линию, генерал может атаковать через все поле и убить вражеского генерала своим «взглядом» (очень забавное правило с восточным колоритом, сразу на ум приходят кадры из китайских исторических фильмов с пронзительными взглядами актеров, играющих роль каких-нибудь генералов).
    ГУБЕРНАТОР за «зеленых» («черных»)/ МАНДАРИН за красных - фигура может перемещаться на одну точку по диагонали, но они также ограничены в своих действиях пределами крепости, т.е. пятью точками, отмеченными жирными линиями.
    СЛОН за «зеленых» («черных»)/ МИНИСТР за красных - фигура может ходить по диагонали только на одну следующую точку, кроме этого фигура не может пересекать реку (пруд) и вторгаться на территорию противника.
    ВСАДНИК/ КОНЬ - фигура может передвигаться на одну точку по вертикали или горизонтали с последующим перемещением на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня, конь в сянци является обычной линейной фигурой - при ходе он не «перепрыгивает» с исходного пункта на конечный, а перемещается в плоскости доски, сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если на промежуточной точке хода коня стоит своя фигура или фигура противника, то она блокирует соответствующий ход.
    КОЛЕСНИЦА/ ЛАДЬЯ - аналог шахматной ладьи, может передвигаться на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
    КАТАПУЛЬТА за «зеленых» («черных»)/ ПУШКА за красных - может ходить как шахматная ладья. Захватывает фигуры противника только в том случае, если между ней и атакуемой фигурой будет находиться какая-нибудь третья фигура, называемая экраном.
    ВОИН/ ПЕШКА - на своей половине доски может ходить только вертикально на одну точку вперед, на территории противника может передвигаться на одну точку вперед или вбок. При достижении задней линии соперника, может передвигаться только по горизонтали. Способностью превращения в другие фигуры, как в шахматах, не обладает.

    Цель игры - объявить МАТ вражескому генералу или добиться патовой ситуации. При этом игрок не может давать вечный шах, он должен варьировать свои ходы.
    Генерал находится под шахом при следующих условиях:
    - будучи атакован любой фигурой, он может быть пленен при следующем ходе, если не принять меры к отражению атаки на него;
    - когда генералы противостоят друг другу на одной вертикали и между ними нет никакой фигур (тот самый пронзительный взгляд).
    При объявлении шаха генералу возможно три ответа:
    - атакующая генерала фигура может быть взята фигурой противника;
    - генерал может уйти из-под шаха;
    - шах можно отвратить, используя «специфические» правила хода фигур (например, добавить/убрать экран перед пушкой, парировать/заблокировать всадника).
    К сожалению в нашей стране и в Европе СЯНЦИ не смогли добиться большой популярности, хотя это самая популярная игра в Китае (игра есть практически в каждом доме). Но этому есть объективные причины:
    Во-первых, чтобы разбираться в самих фигурах необходимо хотя бы на начальном уровне разбираться в китайских иероглифах и уметь читать символы, обозначенные на них.
    Во-вторых, практически отсутствует переводная профессиональная литература по данной тематике (разнородные статьи, включая эту) не дадут полного проникновения в мир этой увлекательной игры.
    Сейчас много делается для популяризации этой игры, например можно приобрести вот такой набор с фигурами, близкими к шахматным.

    Или вот такой сувенирный набор игры в СЯНЦИ в этническом стиле

    Перед написанием этой статьи лично «перешерстил» просторы различных маркетов и нашел несколько замечательных симуляторов игры в СЯНЦИ для IOS и Android, чтобы получить представление о ней.
    Ради интереса предлагаю и вам ввести в поисковике «xianqi», «xianci» или «сянци», чтобы попробовать себя в этой игре.
    Надеюсь, с учетом возрастающего взаимодействия России и Китая, на русском языке начнёт появляться больше литературы не только по истории этой игры, но и с разъяснениями правил и примерами партий.

    Китайские шахматы образовались в результате синтеза древнекитайской игры любо и индийской чатуранги. Количество фигур и их наименования примерно соответствуют правилам классических шахмат, однако есть и важные отличия. Доска выглядит своеобразно.

    История

    По утверждениям китайских исследователей , на территории этой страны еще в третьем тысячелетии до новой эры была известна игра любо. В распоряжении каждого участника имелись шесть пешек и один генерал, а для определения ходов применялись игральные кости. В дальнейшем правила этой игры претерпели изменения, в частности, участники отказались от использования костей.

    Примерно в IX - XI веках новой эры возникла новая игра сянци, как своеобразный синтез любо и индийской чатуранги. Количество фигур, их наименования и ходы обнаруживают сходство сянци с чатурангой. В то же время, внешний вид доски и фигур, а также некоторые своеобразные правила более соответствуют любо.

    Правила сянци окончательно были сформулированы лишь в 1997 году. Немного позднее начали регулярно проводиться чемпионаты мира. В настоящее время в сянци играет примерно полмиллиарда человек. Благодаря очевидному сходству с чатурангой, сянци также называют китайскими шахматами.

    Доска

    В сянци используется прямоугольная доска, расчерченная девятью линиями по вертикали и десятью - по горизонтали. Между двумя центральными горизонталями находится река - полоса, на которой вертикали прерываются. Фигуры размещаются не на клетках, а на пересечениях линий. У крайних горизонталей находятся квадраты на девять полей, отмеченные диагоналями. Эти квадраты называются дворцами. Некоторые фигуры не могут пересекать реку, другие - выходить из дворца.

    Фигуры

    В распоряжении каждого игрока находится шестнадцать фигур. Их цвета - красный и черный. Первый ход делают красные.

    Ходы фигур в сянци:

    1. Король. Ходит на одно поле по вертикали и горизонтали, не покидая пределов дворца. Ситуация, когда два короля располагаются на одной открытой вертикали, в сянци является недопустимой.
    2. Советник. Ходит на одно поле по диагонали, не покидая пределов дворца.
    3. Слон. Ходит на два поля по диагонали. Не может пересекать реку.
    4. Конь. За один ход перемещается на одно поле по вертикали или горизонтали и одно поле по диагонали. В отличие от коня в классических шахматах, не может перепрыгивать через фигуры.
    5. Ладья. Ходит на любое количество полей по вертикали и горизонтали.
    6. Пешка. Ходит на одно поле: на своей половине доски - только вперед, на чужой половине - вперед и по горизонтали. В отличие от пешки в классических шахматах, не может превращаться в другие фигуры.
    7. Пушка. Ходит на любое количество полей по вертикали и горизонтали. В отличие от остальных фигур, пушка бьет только тогда, когда между ней и фигурой противника находится одна любая фигура.

    Завершение партии

    Цель игры в сянци - поставить мат королю противника. Однако и патовая ситуация является выигрышной - побеждает тот игрок, который объявил пат.