Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Иван-да-марья, конспект занятия по родной природе и лепке в старшей группе.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Традиция собирать целебные и магические травы на праздник Купалы существует очень давно. Некто игумен псковского Елеазарова монастыря Панфил писал Дмитрию Владимировичу Ростовскому примерно в 1505 году, что в канун Иоанна Предтечи (который совпадает в Купалой или летним солнцеворотом) мужчины и женщины ходят по лугам, полям, лесам и болотам в поисках «смертных цветов», «на пагубу человеком и скотом», «тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими». Что есть описание сбора целебных трав травниками и обычными людьми.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

Магические свойства

У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

А в вокресенье венчали,

В понедельник спать клали.

Стал пытати детина,

Якого роду девчина.

«Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

Стала пытати девчина,

Якого роду детина:

«Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

«Ах, и где ж тому было,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не йдет,

А брат сестру не берет!

Мы пойдем у поле,

Мы скинемся травою

А что братец с сестрою!»

Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

Ходит коник

Вороненький.

На том коне <…>

Иван сидит,

За ним Марья <…>

Вдогон бежит:

«Постой, Иван <…>

Скажу нечто! <…>

Тебя люблю <…>

С тобой пойду!

Загадаю <…>

Три загадки.

А что растет <…>

Без кореня?

А что горит <…>

Без полымя?

А что бежит <…>

Без повода?»

В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

Пойдем, девки, лугом,

Станем, девки, кругом,

Сорвем по цветочку,

Совьем по веночку,

Куда их денем?

Невестам оденем.

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

Цветок папоротника

Описание

Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

Легенды о цветке папоротника

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике: «Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

Когда искать цветок папоротника?

Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

Где искать?

Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

Как искать цветок папоротника?

Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

Что делать потом?

Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

Для чего вообще он нужен?

Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

Иван-да-марья – это народное название такого растения, как марьянник дубравный. Оно считается декоративной культурой, хорошим медоносом. Активно применяется в народной медицине благодаря своему химическому составу и целебным свойствам.

На основе травы иван-да-марья готовят различные отвары, спиртовые и водные настойки, чаи. Они помогают при кожных болезнях, патологиях сердца, гипертонии и прочих заболеваниях.

Описание и заготовка

Марьянник дубравный, согласно описанию растения, относится к семейству заразиховых. Это травянистая культура. Считается однолетником. Культура встречается на Украине, в европейских странах, на Кавказе, в Сибири. Преимущественно трава произрастает на скалистой местности, торфяниках, возле болот, в степях.

    Известно до 35 разновидностей марьянника, среди которых дубравный (именно иван-да-марья) встречается чаще всего. Также распространенными считаются полевой, луговой, лесной и разрезной вид.

    Корень травы слабый и тонкий, но имеет множество присосок, благодаря которым фиксируется к корням других растений и начинает питаться их полезными веществами и влагой. Стебель разветвленный, прямостоячий. В высоту достигает 15-60 см – зависит от того, на каком растении успел зафиксироваться корень. Листья марьянника дубравного яйцеобразные, с заостренными краями. Верхняя часть гладкая, а нижняя – покрытая мелким ворсом.

    Цветки немного поникшие. Располагаются на коротких цветоножках. Повернуты в одну сторону, собраны в рыхлые колосовидные колоски. Верхние лепестки синевато-фиолетовые, а нижние - ярко-желтые. Цветение длится с конца весны и до начала осени. Затем образуется плод. Он имеет форму мелкой заостренной коробочки, которая раскрывается с двух сторон. Тогда из нее просыпаются на землю удлиненные семена, похожие на яйца муравьев. Именно этих насекомых привлекает аромат эфирных масел. Они разносят семена, способствуя распространению растения.

    Фото травы

    Заготовку наземной части травы полагается осуществлять во время цветения культуры. Это делают с мая по сентябрь. Сырье можно сушить пучками, подвешивая в хорошо проветриваемом помещении. Также допускается складывать тонким слоем на горизонтальной поверхности, но в этом случае нужно будет периодически ворошить и перекладывать его, чтобы оно не запрело.

    В народной медицине используют семена. Их заготавливают с июля по сентябрь. Хранить все сырье нужно в тканевых мешках или в картонных коробках. Обязательно держать в сухом месте. Использовать сырье следует в течение 2 лет.

    Полезные свойства и противопоказания

    Польза растения иван-да-марья связана с его богатым химическим составом. Оно содержит алкалоиды. Также в нем присутствует мелимпикрит – это гликозидное соединение. В семенах содержится ранантин. Это вещество из той же группы, которое считается ядовитым. Оно обладает локальным раздражающим и общим легким наркотическим действием.

    В траве есть:

    • флавоноиды;
    • сапонины стероидного типа;
    • натуральные сахара, в том числе и мальтоза, ксилоза, глюкоза;
    • крахмал;
    • соли;
    • пектины;
    • большое количество витамина С, а в цветках – витамина А.

    Благодаря такому составу марьянник дубравный обладает следующими лечебными свойствами:

    • купирует воспалительные процессы;
    • обладает антисептическим действием;
    • ускоряет заживление ран;
    • устраняет судороги;
    • обладает нейролептическим действием;
    • имеет седативные свойства.

    Марьянник дубравный показан при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и сбоях в функционировании желудочно-кишечного тракта. Настои на основе цветков помогают при невралгии, эпилепсии, повышенном кровеносном давлении. Также используют растение для травяных лечебных ванн. Они помогают при дерматитах, псориазе, экземе, зуде, других различных кожных недугах.

    Ванны уменьшают боли при ревматизме, убирают воспаление. Листву, порубленную в кашицу, используют для компрессов при порезах и ранах для ускорения регенерации тканей. При золотухе помогает травяной чай на основе растения иван-да-марья. Оно является общеукрепляющим средством, помогает при стрессах и депрессиях.

    Несмотря на многочисленные полезные свойства, марьянник дубравный считается ядовитым растением, поэтому с ним нужно быть очень осторожным. Перед началом терапии обязательно необходимо проконсультироваться с доктором. Если дозировка будет неправильной, то появятся такие побочные эффекты:

    • тошнота;
    • рвота;
    • слабость;
    • диарея;
    • сонливость;
    • помутнение зрения;
    • проблемы с концентрацией внимания;
    • нарушения ритма работы сердца (становится редким пульс).

    В таком случае требуется немедленно промыть желудок и выпить активированный уголь (по 1 таблетке на каждые 10 кг веса человека). После этого полагается пить только некрепкий сладкий черный чай или кислые соки.

    Необходимо помнить и о противопоказаниях. Растение не подходит для лечения беременных женщин, а также в период лактации. Детям оно также категорически запрещается. Не применяют траву при индивидуальной плохой переносимости, в противном случае появится аллергическая реакция.

    Народные средства

    В официальной медицине растение иван-да-марья еще не используется, но ведутся исследования. В народе готовят различные отвары и настои для лечения болезней, улучшения общего состояния человека.

    Обязательно нужно соблюдать пропорции и дозировки во время приготовления и употребления лекарств, чтобы не нанести вред организму. Самые популярные и проверенные средства на основе марьянника дубравного следующие.

    Настой от кожных болезней

    Требуется:

  1. 1. 3 щепотки высушенной травы залить 1 л кипятка и подождать 2 часа.
  2. 2. Вылить в ванну для купания или использовать для обтирания проблемных зон.

Такое средство помогает даже при чесотке. Также оно размягчает новообразования опухолевого типа.4. Долить кипяченой воды, чтобы восполнить выпаренную жидкость.

  • 5. Подождать, пока состав остынет, и процедить.
  • 6. Принимать по 1 ст. л. 2-3 раза в сутки.
  • При эпилепсии доза выше: требуется употреблять по 150 мл отвара в утреннее и вечернее время. Такое средство помогает убрать судороги, избавляет от повышенной возбудимости.

    Средство от болей в сердце

    Требуется:

    1. 1. 1,5 ст. л. высушенной травы залить 500 мл водки или медицинского спирта (крепость должна быть 40%).
    2. 2. Настаивать 2 недели в затемненном месте, содержимое стеклянной банки периодически взбалтывать.
    3. 3. В конце процедить.
    4. 4. Принимать по 15 мл до еды, растворяя дозу спиртовой настойки в половине чашки воды комнатной температуры.

    Курс длится 2-3 недели. Потом нужно сделать перерыв на 7-10 суток и снова пройти терапию. Спиртовая настойка на основе марьянника дубравного помогает избавиться от щемящих болей в области сердца, которые вызваны спазмами кровеносных сосудов.

    Легенда о цветке иван-да-марья говорит о юноше Иване и девушке Марье, которые решили никогда не разлучаться и превратиться в красивые цветки. У Ивана с тех пор - рубаха лиловая, а у Марии - желтый платочек. Так и стоят они и никуда друг без друга… В память о двух любящих сердцах и прозвал народ цветок Иван-да-Марья.

    Растение иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.), иначе называемое в народе: марьянник дубравный, брат и сестра, братка, медунка, желтяница, медянка, огнецвет, желтушка, иванова травка, трехцветная трава, луговой звонец - один из четырех цветков атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Но все больше его знают как растение адам-и-ева (иван-да-марья))…

    В народе считалось, что цветы ивана-да-марьи, собранные на Купалу защищают дом от черных людей весь год, а трава восстанавливает мир в семье между супругами. Растение интересно еще и тем, что его семена, привлекают муравьев своими ароматными мешочком, в результате они растаскивают их по лесу, распространяя растение…

    Описание растения иван-да-марья.

    Травянистое, однолетнее растение семейства норичниковых иван-да-марья вырастает в высоту на 15 - 50 см. На корнях растения есть присоски, которые прикрепляются к корням других растений и подкармливается от них соком.
    Стебель марьянника дубравного - ветвистый, прямой, опушенный белесыми волосками, опущенными вниз. Листья яйцевидно-ланцетные, супротивные, цельно- крайние, длиннозаостренные.

    Цветок иван-да-марья поникший, все цветки сидят по одному на коротких цветоножках, в пазухах верхних листьев, повернуты в одну сторону, группируясь в рыхлую кисть. У каждого цветка есть прицветный лист, фиолетового, ярко-лилового, малинового или синего цвета, окрасим более интенсивнее у верхушки. Венчик ярко-желтый, чашечка длинноопушенная. Плод ивана-да-марьи – коробочка в форме яйца, раскрываясь делится надвое. Цветение растения можно наблюдать начиная с конца весны и до осени.

    Где растет огнецвет (иван-да-марья)?

    Лекарственное растение иван-да-марья распространено в лесостепной и лесной европейской части России, на северо западе и западе лесостепи Украины, на Кавказе, занесли его и в Сибирь. Встречается в лиственных лесах, в кустарниках, по опушкам, на меловых склонах и сырых торфяных лугах.

    Фото растения иван-да-марья.

    Фотография цветка медунка (ивана-да-марьи).

    Можете увидеть более крупную фотографию цветка, если нажмете на фото.

    Заготовка растения иван-да-марья.

    Для изготовления препаратов применяется лечебная трава иван-да-марья (цветки, стебли, листья) и плоды. Плоды растения собирают в июле - сентябре, надземную часть - в мае – сентябре. Траву сушат в тени, под навесом, хранят не более 10 месяцев отдельно от других растений.

    Химический состав растения иван-да-марья.

    В состав растения входят гликозид дульцит, алкалоиды, в семенах найден ядовитый гликозид аукубин.

    Лечебные свойства травы иван-да-марья.

    Растение медунка обладает местным раздражающим, инсектицидным, наркотическим, ранозаживляющим и противовоспалительным воздействием.

    Применение растения иван-да-марья.

    Народная медицина нашла применение настою травы при болезнях сердца, желудка, крапивнице, золотухе, а наружно использует в виде обмываний и ванн при различных сыпях, золотухе, чесотке и экземе, диатезе и туберкулезе кожи.

    Свежая размельченная надземная часть лекарственного растения заживляет раны. Водный отвар плодов растения ивана-да-марьи используют для уничтожения насекомых как инсектицид. Также трава марьянника дубравного применяется при эпилепсии.

    Медунка: рецепты для лечения.

    Настой из ивана-да-марьи.

    3 ст. л. травы лекарственного растения марьянника дубравного облейте литром кипятка, выдержите 2 часа, фильтруйте. Применяйте для обмываний и местных ванн при заболеваниях кожи.

    Настой ивана-да-марьи при эпилепсии.

    1 ст. л. травы лекарственного растения ивана-да-марьи облейте стаканом кипятка, выдержите 30 минут, а затем фильтруйте. Пейте по половине стакана дважды в день.

    Противопоказания к применению ивана-да-марьи.

    Будьте осторожны, растение содержит ядовитые гликозиды!



    Известно, что цветок Иван-да-марья получил свое название в честь двух любящих сердец - молодца Ивана и красавицы Марьи. Народное предание гласит, что Иван и Марья обернулись в прекрасные цветки, дабы никогда не разлучаться друг с другом. Именно поэтому у растения всегда присутствуют цветы двух резко различаемых окрасок: у Ивана - лиловая рубаха, а у Марьи - желтый платочек. В данной публикации, будет рассмотрено общее описание иван-да-марьи, химический состав, применение иван да марьи в народной медицине, а также способы заготовки и хранения растения.
    В простонародье растение иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.) имеет еще несколько названий: братка, брат и сестра, желтушка, желтяница, иванова травка, луговой звонец, марьянник дубравный, медунка, медянка, огнецвет, трехцветная трава. Однако большую известность получило название адам и ева (иван да марья)…На праздновании дня Купало проводятся гадания с применением венков, выполненных из четырех разных цветов - атрибутов. В состав такого венка входит также иван-да-марья.

    Раньше существовало поверье, что, если на Купалу 21-22 июня собрать цветы иван да марьи, то они целый год будут охранять дом от разной нечисти, а трава оберегает семейный очаг и способствует обретению долгой и крепкой любви между супругами. Следует отметить и тот факт, что благоухающие сочные семенные мешочки очень нравятся муравьям. Эти лесные труженики растаскивают семена по лесу, способствуя, тем самым, распространению растения.

    Магическое применение: антидемоническая трава. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. На мысли человека эта красивая трава практически не воздействует. Иван-да-марья применяется лишь в настоях.
    Эта трава позволяет организму достичь гармонии Инь и Янь-энергии, помогает человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает.
    Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет. Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купала (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет порядка 10 процентов своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 21-22 июня (в день Купала), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, пожирают красоту и благополучие.
    Много легенд было сложено славянами об этом распространенном на русских полях и в лесах цветке.
    Это мифические брат и сестра, которые, по одному варианту, не ведали о своем родстве и вступили в брак. За нарушение обычая они были превращены богом в цветок.
    По-другому - превратились сами, чтобы не разлучаться.
    По-третьему - брат намеревался убить сестру, потому что она хотела соблазнить его, а она попросила посадить цветок на ее могиле.
    Есть ещё одна красивая легенда: как-то раз пошли в лес за грибами Иван да Марья. Пришли они в лес, и тут началась гроза. Грибникам негде было спрятаться, и Иван заслонил собой Марью. Гроза стихла, и Иван да Марья вернулись домой целые и невредимые. А на том месте, где юноша спас девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые защищают непогоды желтые цветочки, так же как Иван защитил от грозы Марью.
    Сочетая в себе желтый и голубой цвет, цветок отражал купальские значения огня и воды, столь широко используемых во время празднества. Центральными персонажами в обрядах и песнях были Иван и Марья. Праздник наивысшего расцвета природных сил стал апофеозом человеческой любви, поэтому и этот цветок явился воплощением сильной любовной страсти. Даря друг другу этот цветок, признавались тем самым в любви, преданности и верности.
    Не совсем точно цветок отождествляют с трехцветной фиалкой, или анютиными глазками. Анютины глазки - это название имеет свое мифологическое объяснений. Якобы это девушка, которая была превращена в цветок за излишнее любопытство к чужой жизни.


    Цветок иван да марья имеет кистевидное соцветие, состоящее из множества отдельных цветков. Каждый цветок находится на своей цветоножке, спрятанной в пазухах верхних листьев. Все цветки обращены в одну сторону. Верхние прицветные листья окрашены в фиолетовый, ярко-лиловый, малиновый или синий цвет. Причем верхушка прицветного листа имеет более насыщенный окрас. Чашечка волосистая, венчик ярко-желтый. Плоды иван-да-марьи представляют собой продолговатые коробочки, которые при раскрытии делятся надвое. Зацветает иван да марья обычно в конце весны и цветет до самой осени.

    Местообитание растения
    Иван-да-марья является лекарственным растением и встречается в основном на полянах, опушках, по кустарникам и светлым лесам европейской части России, а также на Северо-западе и Западе лесостепи Украины, на Кавказе, и даже в Сибири.

    Заготовка и хранение растения
    Растение иван да марья (листья, плоды, стебли, цветки) используется для приготовления лекарственных препаратов. Для этого плоды растения запасают в июле - сентябре, а надземную часть - в мае - сентябре. Сушить траву следует в тени, а хранить - отдельно от других растений и не более 10 месяцев.

    Химический состав растения
    Растение содержит такие элементы, как гликозид дульцит, алкалоиды, а его семена - ядовитый гликозид аукубин.

    Применение иван да марьи в народной медицине
    Растение медунка обладает инсектицидным, противовоспалительны м и хорошим ранозаживляющим действием.
    Настой травы нашел применение в народной медицине. Его применяют внутрь при гипертонической болезни, головокружении, болезнях сердца, невралгиях, эпилепсии, заболеваниях желудка и органов желудочно-кишечного тракта и наружно в виде обмываний и ванн при туберкулезе кожи, чесотке, диатезах, экземах, различных сыпях, заболеваниях органов грудной клетки, ревматизме и как ранозаживляющее.
    Измельченная свежая трава иван-да-марьи, способствует быстрому заживлению ран. Отвар плодов этого растения применяется для уничтожения вредных насекомых.

    Рецепты приготовления настоев

    Настой для наружного применения:
    В посуду положить 3 ст. л. измельченной травы растения и залить 1 литром горячей кипяченой воды. Настаивать 2 часа, после чего процеженный настой применять в качестве местных обмываний и ванн при заболеваниях кожи.

    Настой травы иван-да-марья используют как эффективное средство для ванн и местных обмываний при лечении золотухи, различных сыпей и чесотки. Для его приготовления 3 ст. л. марьянника заливают 1 литром кипятка и, настояв около 2 часов, процеживают.

    При лечении гипертонической болезни, головокружения, болезней сердца, невралгии, эпилепсии, заболеваний желудка и желудочно-кишечного тракта применяют другой настой марьянника дубравного. Для его приготовления 1 ст. л. травы заливают стаканом кипятка, затем настаивают полчаса и, процедив, принимают дважды в день по половине стакана.

    С помощью свежей измельченной травы и ее порошка ускоряют процесс заживления ран, а отваром плодов уничтожают вредных насекомых.

    Настой для применения при эпилепсии:
    В посуду положить 1 ст. л. измельченной травы растения и залить 1 стаканом горячей кипяченой воды. Настаивать 30 минут, после чего процеженный настой пить по пол стакана два раза в день.

    Противопоказания
    Внимание! В состав растения входят ядовитые гликозиды, поэтому его применение требует большой осторожности!


    Давно это было. Мхом забвения поросли события, когда - то случившиеся и канули в Лету даже слухи о них.

    В одной деревне жил юноша, молодец - красавец. А по соседству проживала девушка, рядом с которой и звезда сияла ярче, такая она была прекрасная.

    Ладненько всё было, жили, не тужили, пока в одно хмурое утро, в недобрый час случилась беда - зверь лютый из окрестных лесов да болотных топей похитил красну девицу. А для чего, то лишь ему ведомо.

    Загоревал юноша, ведь любил он свою Марьюшку больше всего на свете. К великим Магам пошёл, чтобы помогли ему в деле нелёгком. Но они покивали головами, что, мол, знаем о твоём горе, но помочь не сможем, ибо нужна помощь не магическая, а иного рода.

    Накинул юноша плащ на плечи, взял лук да стрелы, чтобы убить зверя непрошенного, да и двинулся в путь.

    А недалеко от села, так сказать, в пригороде, жил старичок, седенький, худенький. Но на все руки мастер. И коня подковать, и по душам потолковать он мог.

    Вот и привела тропинка юношу к старику. Попросил парень о помощи, на что старик ему ответил -

    Любовь стреножит любого коня и дикого вепря превратит в ягнёнка кроткого, нужно лишь проявить чувство во всей полноте его так, как будто это и не зверь вовсе, а раненный в самое сердце злобой лютой человек, решивший отомстить всему миру за своё неразделённое чувство.

    И рассказал старик о том, что давно, очень давно, жила в этом лесу фея, красавица и чаровница - чародейка. Приглянулась она Леснику, что жил неподалёку. Сколько он приложил стараний, чтобы быть услышанным ею, сколько стрел любовных выпустил он из сердца своего, о том нам не ведомо, лишь известно, что на погибель его души метила волшебница, а не ответным чувством одарить хотела.

    Заклятие сработало. Поработилась душа Лесника злобою, а злодеяния превратили его в зверя. Не смогла растопить его сердца ни одна красавица, ибо похищенная любовь и не любовь вовсе.

    Так и жил зверь, растерзавший сердце своё и мстивший каждому, кто хотя бы чуточку счастлив любовью ответной.

    Выслушал юноша и призадумался.

    Как быть?
    Ведь теперь не лютый зверь перед ним встал, а сердце, горечью разбитое.
    И решил он просить помощи
    У Света Ясного, Солнца прекрасного,
    У Водицы - Молодицы,
    У Ветра - Богатыря
    И у надёжи и опоры всем добрым людям - Землицы - Заступницы.

    Троекратно помолившись, Четырём Сторонам Света поклонившись, призвал Силы Добра и Порядка и сумел заручиться их поддержкой в деле нелёгком.

    И с попутчиками добрыми -
    Водой Живой, струящейся Потоком,
    Нисшедшей из Небесного Истока,
    Святой Землёй и Ветром сизокрылым,
    Что наполняет бодростью и силой,
    А главное - умением ДАВАТЬ
    ЛЮБОВЬ, и результата ждать
    Лишь там, где Свет проявлен в полной силе
    Огней ЛЮБВИ, даруя людям крылья.

    И, троекратно Богу помолившись,
    Его поддержкой в деле заручившись,
    В лес пошагал на испытание смело,
    И всё, скажу вам, сладилось умело,
    Покрыл он зверя солнечной кольчугой,
    Сказал, что даст любовь ему, как другу,
    А Ветер напоил их ароматом
    Цветов чудесных, и волшебным Платом
    Покрыл жилище тёмное, убогое,
    Тем высветлив его, и в путь - дорогу
    Он улетел, тем сделав добрым дело -
    Спасение души, Мудрец умелый!

    А юноша, радея с каждым разом,
    Стал наполняться солнечным алмазом
    Из Света восходящего Светила,
    Рассветом Славно - Жаркого Ярила!
    О! Как Луч Света темень разгоняет,
    И этот Луч из сердца посылает
    Юнец отважный, и пронзает сердце зверя
    Своей любовью! Разве быть потере?
    Ведь обладает малый сердца Лучик
    Былинной Силой, Доблестью Могучей!!!

    И в миг возрос Росток из сердца зверя,
    Наполнился надеждой и доверием
    К тому, кто безраздельно смог
    Узреть в сем чудище чудесный Огонёк!

    Вернулась Красна - Девица к Ивану,
    Они по чести славной, без обмана,
    Взошли под Белокаменные Своды
    В Любви, Надежде, Вере и Свободе!
    Супругами назвались они радо,
    Друг другу стали пламенной наградой,
    Тепло их поздравляли, хлеб с вином
    Вкушали, вдруг зашёл в их дом
    Скиталец, чьи дороги ветром сшиты,
    Отвесил им поклон, прочёл молитвы,
    И пожелал им быть судьбой хранимыми
    И на века бескрайние - Любимыми!

    Сей путник смог постичь простой закон -
    Любимым сможешь стать, коль сам влюблён
    В поля бескрайние, леса и чисты реки,
    Влюбиться важно и остаться Человеком,
    Что, даже если чувство не разделят,
    Не нужно мстить,а то явишься зверем!

    КОМУ ДАНО ЛЮБИТЬ, ТОТ СЧАСТЛИВ БУДЕТ,

    И ЭТОТ СВЕТ ПОДАРИТ ДОБРЫМ ЛЮДЯМ!!!

    Наталия Ковалёва

    /my8.imgsmail.ru/mail/ru/images/my/compass/icon-s6bdbb4381a.png" target="_blank">http://my8.imgsmail.ru/mail/ru/images/my/compass/icon-s6bdbb4381a.png); background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: 0px -2878px; background-repeat: no-repeat;">ЗЕЛЁНАЯ СИЛА МАКОШИ

    Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] Мартьянова Людмила Михайловна

    Иван-да-марья

    Иван-да-марья

    Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

    Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

    Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

    Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

    Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

    Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

    Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

    Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

    Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. А Леший, стараясь обратить на себя внимание, давай хвастаться, будто все умеет, все знает. Но фиалка на него не смотрит. Решил Леший сделать ей предложение, мол выходи за меня замуж. А фиалка в ответ: «Ивана люблю, за него замуж пойду». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так сказала. Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домиком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок иван-да-марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно. А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу. Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно.

    Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

    По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены Богом в цветок. По другой – превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

    Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

    По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

    Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

    Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

    И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

    Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

    Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

    И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

    Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

    Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.

    И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

    Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

    ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой - положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо

    Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

    XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

    Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

    Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

    Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

    Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

    Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

    Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

    Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора

    Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

    Из книги Народный быт Великого Севера. Том I автора Бурцев Александр Евгениевич

    АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

    Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

    ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

    Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

    Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

    Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

    Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

    Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

    Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

    Из книги автора

    В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

    Из книги автора

    Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне