Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Фундаментальные человеческие ценности. Условная шкала жизненных приоритетов

Для того чтобы чувствовать себя полноценным человеком и жить полной жизнью, необходимо уметь видеть красоту окружающего мира. Кроме того, нелишним будет составить для себя список жизненных ценностей, которые будут являться неотъемлемой частью вашей жизни, а где-то даже - ее смыслом. Если есть, ради чего жить и к чему стремиться, жизнь не будет казаться скучным, унылым существованием.
от М. С. Норбекова помогают упорядочить свои сильные и слабые стороны, научиться самостоятельно определять систему ценностей, выявлять свои цели и нереализованные мечты. Прохождение курса «Жизненные ценности» также поможет в переоценке ценностей, переосмыслении и изменении своего бытия.

Основные приоритеты человеческого самосознания

У каждого человека существует свои основные жизненные ценности, которые прочно входят в его повседневную жизнь. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения.
Очень часто жизненные ценности человека, список которых образуется абсолютно неосознанно, меняются с возрастом, в связи с изменением приоритетов или обстоятельств. Многие могут даже не стремиться к какой-либо определенной цели или предпочтению, приобретая наклонности и привычки, согласно своему жизненному восприятию.

Кроме того, часть жизненных ценностей может определяться по типу стремления к противоположности: например, когда у очень богатого человека возникает желание ощутить прелести простой жизни, а одной из ценностей в жизни бедного будет извечное стремление наверх.

Стандартный список жизненных ценностей в психологическом плане

Психологами уже давно изучены все аспекты человеческого характера, стремления и цели. В основной список входят такие понятия:

  • Семейная жизнь (любовь, взаимопонимание, домашний уют, дети);
  • Профессиональная деятельность (работа, бизнес, статус);
  • Образование;
  • Духовная жизнь (внутреннее спокойствие, вера, духовный рост);
  • Политическая или общественная деятельность (общение, власть, карьера);
  • Материальное благосостояние;
  • Увлечения (дружба, саморазвитие, личностный рост);
  • Красота и здоровье.

Многие профессиональные психологи используют в работе различные материалы и учения, которые помогают определить жизненные ценности и разобраться в себе. Большой популярностью во многих странах пользуются курсы по системе М. С. Норбекова. Каждый желающий может Норбекова. Материал на занятиях подается качественно и эффективно, но в то же время весьма прост для восприятия.

Это реальная возможность познать себя, открыть свой внутренний потенциал и выявить для себя основные жизненные ценности. За короткий период можно обрести уверенность в себе, определив жизненные приоритеты и поставив перед собой конкретные цели.

Личностные ценности являются отражением наших потребностей, желаний, и всего того, что мы особенно ценим в жизни. Ценности – это огромная движущая сила, которая может рассматриваться в качестве руководства, с помощью которого мы создаем свою сущность. Определение ваших ценностей поможет вам выяснить, чего добиваться и чего избегать. Это позволит вам идти по жизни с сильным внутренним компасом. И, наконец, в самых сложных ситуациях личностные ценности могут служить в качестве напоминания о том, чем вы на самом деле дорожите. Таким образом, их определение поможет вам оставаться верным себе в любых обстоятельствах.

Шаги

Отслеживание возникающих ценностей

    Очистить пространство для «вашего» времени. Поскольку определение ваших личностных ценностей требует так называемого самокопания, освободите для этого свое собственное пространство. Выключите телефон, послушайте успокаивающую музыку или сделайте что-нибудь такое, что поможет вам расслабиться и сосредоточиться на настоящем.

    Запишите моменты вашего величайшего счастья и глубочайшей печали. Вспомните все свои взлеты и падения, при этом выделите детали и чувства, связанные с каждым воспоминанием. Включайте в список только то, что оказало наибольшее влияние на вашу жизнь и самочувствие, а не то, благодаря чему вы получили похвалу или признание от других.

    • Например, вы можете вспомнить тот вечер, в который вы познакомились с вашим лучшим другом. Это, возможно, не было самым большим достижением в вашей жизни, но в тот день вы, возможно, узнали много нового о вашей личности и о том, как начать дружить и делиться впечатлениями с другими людьми.
    • Определите темы, которые проходят через ваши самые яркие воспоминания, хорошие и плохие. Они могут также быть подкреплены вашими духовными или политическими пристрастиями. Скорее всего, вы определите несколько вещей, которые вызывают у вас ощущения несправедливости, печали, гнева, или всего вышеперечисленного вместе. Постарайтесь проделать то же самое со счастливыми моментами.
  1. Рассмотрим общие ценности человечества. Все мы имеем относительно похожие, самые основные потребности, которые исходят из конституций и эволюции человеческой культуры. Вещи, которые мы ценим, в конечном счете, вытекают из наших потребностей – вот почему мы так увлечены и привержены нашим ценностям! Изучение человеческих потребностей даст вам мощный толчок для понимания своих собственных ценности. Более или менее универсальные потребности включают в себя:

    • Физическое благополучие (еда, отдых, безопасность)
    • Автономность (свобода выбора, самовыражения)
    • Мир (надежда, спокойствие)
    • Чувства (восхваление, участие, понимание)
    • Связь (теплота, уважение, внимание)
    • Развлечение (приключения, юмор, радость)
  2. Сделайте набросок первоначального списка личных ценностей. Включите в него пункты, без которых вы не можете представить себе свою жизнь. В нем вы можете соединить личный опыт с вашей культурой ценностей, а также универсальными человеческими потребностями.

  3. Фиксируйте то, как вы отбираете эти ценности. Они могут варьироваться в зависимости от стратегии, которую вы использовали. Зачастую стратегия исходит от вероисповедания семьи, в которой вы выросли. Зная об этом, вы будете иметь более полное представление о ценностях, которые позволяют вам совершать поступки, которыми вы сможете гордиться.

    • Например, у вас есть ценность – высокое положение в обществе. Но как вы будете ей следовать - будете носить дизайнерскую одежду или станете правозащитником? Если вы цените глубокое чувство мира и порядка, организовывали бы вы у себя дома домашний завод по созданию эфирных масел? Или, может быть, вы привыкли разрешать конфликты, которые возникают в вашей семье? Проследите связь между ценностями и вашей повседневной жизнью.

    Проверка и балансировка личностных ценностей

    1. Определите, что движет вами по жизни. Один из способов, помогающий проверить ваши ценности, заключается в том, чтобы провести целый день за наблюдениями и определением того, что движет вами по жизни. Если у вас есть определенная первоочередная ценность, и вы попадаете в ситуацию, в которой она находится под угрозой, вы будете чувствовать себя встревоженным, беззащитным, или даже злым. То, что вы слышите или видите по новостям, может также изменить ход вашей жизни.

      • Например, ваш босс может сказать вам, что ваш вязаный жилет – это не самая уместная одежда для работы. Вместо того чтобы просто немного расстроиться, вы могли бы ощутить злость или даже раздражение. В этом случае вы можете сказать, что вашими ценностями являются принятие собственных решений и автономность.
    2. Взгляните на решения, принятые под влиянием ваших ценностей. Это можно сделать как с помощью реальных, так и вымышленных ситуаций. Например, вы цените независимость, и рассматриваете возможность подселения к вам нового сожителя. Что же вы сделаете, если учитывать вашу ценность? Если вы цените покой и спонтанность, но ваша работа отбирает у вас 70 часов в неделю, как вам избежать стресса и внутреннего конфликта? В подобных ситуациях понимание своих ценностей действительно может помочь принять креативное решения, отражающие ваше собственное «Я»

      • Имейте в виду, что наиболее ярко вы сможете увидеть вашу ценность только при принятии реального решения. Иногда мы настолько очарованы определенной ценностью, что считаем, что она обязательно спровоцирует принятие наилучших решений (хотя это не обязательно).
    3. Решите, как вы будете ее отстаивать. Если вы находитесь в трудной ситуации, и вам сложно отстоять правильность своей ценности, подумайте о том, стоит ли высказываться или нет. Вы не в состоянии жить согласно своей ценности, потому что все в мире меняется? Какая ценность находится под угрозой, и почему?

      • Допустим, вы находитесь в отношениях с кем-то, кто не ценит ваш труд, и вы поставили перед собой цель добиться признания своих усилий. Можно ли решить эту проблему разговором? Получите ли вы удовольствие от того, если ваш партнер начнет выражать вам признательность?
      • Еще один способ проверки заключается в следующем. Выступите по поводу какого-то вопроса перед сообществом. Возможно, вас беспокоит сокращения финансирования государственных школ – вы хотели бы знать об этом больше, или вас это каким-то образом задело? В зависимости от ответа вашей ценностью может быть как забота о будущих поколениях, так и призыв к действию.
      • Если вы посмотрите на ваш список ценностей и соедините между собой те, которые потенциально могут конфликтовать, вы обретете понимание того, что создает творческое напряжение в вашей жизни.
        • Например, вы можете ценить наличие собственного пространства и в то же время безоговорочно поддерживать отношения. В этом случае, вам нужно так организовать свое общение с семьей и друзьями, чтобы у вас оставалось время для себя, но в то же время вы не должны забывать о близких. Балансировка между этими потенциально конфликтующими ценностями может быть сложной, но, зная об этой проблеме, вы сможете принимать более обоснованные решения.
4 170 0 Здравствуйте! В этой статье речь пойдет о жизненных ценностях человека, их основных категориях, о том, как они формируются и как происходит их переосмысление.Ценности – это основные цели и приоритеты, которые определяют сущность самого человека и управляют его жизнью. Это человеческая вера, принципы, идеалы, понятия и стремления. Это то, что каждый человек определяет для себя как самое значимое и важное в жизни.

Что такое жизненные ценности и их роль для нас

Жизненные ценности и ориентиры – это некие абсолютные величины, занимающие первое место в мировоззрении и определяющие поведение человека, его желания и стремления. Они помогают решать поставленные задачи и расставлять приоритеты в собственной деятельности.

У каждого человека своя иерархия ценностей. Ценности определяют то, как человек выстраивает свою жизнь, как заводит друзей, выбирает место работы, как получает образование, какие имеет хобби, как взаимодействует в социуме.

В течение жизни иерархия ценностей, как правило, меняется. В детском возрасте на первом месте оказываются одни значимые моменты, в подростковом и юношеском – другие, в молодости третьи, во взрослом состоянии – четвертые, а к старости все опять может измениться. Жизненные ценности молодежи всегда отличаются от приоритетов пожилых людей.

В жизни происходят события (счастливые или трагические), которые способны повернуть мировоззрение человека на 180 градусов, заставить его полностью переосмыслить свою жизнь и заново расставить приоритеты с точностью наоборот тому, какие были раньше.

Это естественный процесс развития человеческой психики и личности. Подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды — защитная функция организма, часть эволюционного процесса.

Каждому индивиду необходимо четко осознавать иерархию собственной системы ценностей. Данное знание помогает в разных сложных ситуациях, например, когда необходимо сделать сложный выбор между двумя важными вещами в пользу одной. Ориентируясь на первостепенные ценности, человек сможет правильно для собственного благополучия определить истинно важное.

Разберем типичный пример из жизни. Ответственный трудоголик часто задерживается на работе, чтобы успешно выполнить все поставленные задачи. Работа действительно интересная, хорошо оплачиваемая, перспективная и т. д., но нескончаемая. Всегда гложет ощущение, что не дорабатывает и не успевает. Дома его с нетерпением ждет любимая семья. Жена периодически предъявляет претензии по поводу частого отсутствия дома, что также доставляет определенный дискомфорт. Чувство неудовлетворенности затягивается и становится хроническим.

Вот именно в таких ситуациях необходимо научиться правильно расставлять приоритеты. Важно определиться, что на первом месте. Решить проблему внутри себя и перестать метаться. Всегда все успевать невозможно, а вот выбрать первостепенную важность вполне возможно. Разобрав подобные случаи и приняв собственную иерархию приоритетов, можно свести к минимуму хронические личностные конфликты.

Нет правильных и неправильных систем жизненных ценностей. Для кого-то успешная карьера и признание на первом месте, для кого-то любовь и семья, для других образование и постоянное развитие.

Зато есть осознание собственной иерархии приоритетов и внутренняя согласованность с ними. И есть внутренний конфликт, когда у человека имеются трудности с и определением истинной важности вещей для себя.

Основные жизненные ценности

Условно жизненные ценности можно поделить на две группы:

  1. Материальные: , комфорт, дом, ощущение финансовой состоятельности и стабильности.
  2. Духовные:
  • Семья : интимные длительные стабильные в паре, продолжение рода, чувство собственной необходимости другим людям, чувство общности.
  • Друзья и рабочий коллектив : ощущение принадлежности к группе.
  • Карьера : достижение определенного социального статуса, уважения значимых людей.
  • Любимое дело : бизнес-проект или хобби (музыка, спорт, огородничество и т. д.), раскрытие собственного предназначения и талантов.
  • Образование и развитие каких-либо навыков, качеств, личностный рост.
  • Здоровье и красота : стройность, хорошая физическая форма, отсутствие болезней.

Обе категории переплетаются друг с другом и превращаются смежные ценности. В современном мире трудно отделить материальные ценности от духовных. Для реализации одних необходимо наличие других. Например, для получения образования необходимо определенное финансовое состояние, которое нужно заработать. Деньги приносят в семью финансовый комфорт и возможность для досуга и интересных хобби. Для здоровья и красоты также необходимы материальные вложения. Социальный статус современного человека во многом определяется нажитыми материальными благами. Таким образом, материальные ценности стали неотъемлемой частью духовных.

Жизненные ценности бывают:

1. Общечеловеческие (культурные). Это общие представления людей о том, что хорошо и что плохо. Закладываются они в детстве, и на их развитие влияет общество, окружающее человека. Образцом, как правило, становится семья, в которой родился и рос ребенок. Приоритеты родителей становятся основополагающими при формировании собственной системы ценностей.

К общечеловеческим приоритетам относятся:

  • физическое здоровье;
  • жизненный успех (образование, карьера, социальный статус, признание);
  • семья, дети, любовь, друзья;
  • духовное развитие;
  • свобода (суждений и поступков);
  • творческая реализация.

2. Индивидуальные. Формируются у каждого человека на протяжении жизни. Это те ценности, которые человек выделяется из общепринятых и считает важными именно для себя. В приоритете могут быть вежливость, доброта, вера в людей, грамотность, воспитанность и другие.

Как выявить свои ценности

В настоящее время психологами разработано большое количество методик для диагностики жизненных ценностей.

Тесты можно пройти онлайн. Занимают они, как правило, не более 15 минут. Результат появляется в течение нескольких секунд. Методики представляют собой ряд вопросов с несколькими вариантами ответов либо список утверждений для дальнейшего ранжирования. Ответы не бывают правильными или неправильными, а результаты – плохими или хорошими. По итогам тестирования выдается список основных ценностей опрашиваемого.

Данные методы помогают человеку быстро получить картину собственной иерархии приоритетов.

Результаты тестирования иногда могут поставить «в тупик». Возможно, вам покажется, что они неверны и ваша система приоритетов не соответствует выданной программой. Попробуйте пройти другой тест, а потом еще один.

В то время, пока вы будете отвечать на вопросы, сможете параллельно для себя определиться, что конкретно для вас в жизни наиболее значимо, а что второстепенно.

Другой вариант определения собственной системы ценностей представляет собой самостоятельный анализ своих приоритетов.

Для этого необходимо написать на листе бумаги все значимые для вас вещи в жизни. Все, что вы уважаете, цените и чем дорожите. Необязательно пользоваться терминологией и подсмотренными критериями, и определениями. Перечисляйте именно теми словами, как вещи называются в вашей голове.

После составления списка, сделайте небольшой перерыв. Переключитесь на другую деятельность. Затем снова возьмите свой список и внимательно на него посмотрите. Выберите 10 самых важных для вас ценностей, остальные вычеркните. Теперь список необходимо снова сократить вдвое. Чтобы проще было определиться с приоритетами, прокручивайте в своей голове разные жизненные ситуации, определяя, что важнее.

В итоге осталось 5 самых значимых ценностей. Проранжируйте их (распишите в порядке от 1 до 5 по степени важности). Если не получается выбрать, что ценнее для вас, представьте ситуацию, в которой пришлось бы решить, чего было бы для вас лишиться тяжелее. И вот именно то, с чем вы не можете расстаться даже в мыслях, и будет вашей самой приоритетной жизненной ценностью. Остальные тоже останутся важными, но все-таки второстепенными.

Таким образом, вы получите картину своих жизненных приоритетов.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Вопросом о прививании жизненных ценностей, как правило, задаются молодые родители. Хочется вырастить своего родного человека «правильным» и счастливым.

Основополагающим фактором при выборе системы приоритетов, которую хочется отложить в голове ребенка, является собственное понимание родителями «правильных» ценностей.

Сформированные в детстве представления о важных вещах закрепятся в подсознании на всю оставшуюся жизнь и без серьезных потрясений останутся неизменными. Речь идет об общечеловеческих ценностях (семье, любви, стремлении к саморазвитию и образованию, карьерному росту, материальному обогащению).

В семье, где всегда на первом месте близкие люди, вырастет ребенок, ценящий любовь и межличностные отношения. В семье карьеристов, скорее всего сформируется амбициозная личность, жаждущая определенного статуса. И т. д.

Система ценностей растущего человека выстраивается на жизненном опыте. На том, в чем он ежедневно «варится». Бесполезно говорить подрастающему поколению, что самое главное в жизни семья, когда отец пропадает на работе, а мать не вылезает из гаджетов, обделяя вниманием ребенка. Если хотите сформировать у своего малыша, как вам кажется «правильные» жизненные приоритеты, показывайте это на собственном примере. Жизненные ценности детей в руках родителей.

Переосмысление ценностей

Формирование основных жизненных ценностей начинается на первом году человеческой жизни и заканчивается примерно к 22 годам.

На протяжение жизни человек сталкивается с различными ситуациями, влекущими за собой переосмысление ценностей. Такие моменты всегда связаны с сильными эмоциональными потрясениями (как положительными, так и отрицательными) или затянувшимися депрессивными состояниями. Это могут быть:

  • вступление в брак;
  • рождение ребенка;
  • потеря близкого человека;
  • резкое изменение финансового положения;
  • тяжелое заболевание (собственное или близкого человека);
  • трагические события мирового масштаба, унесшие много жизней);
  • влюбленность в человека, несоответствующего идеалам;
  • жизненные кризисы (молодости, зрелости);
  • старость (окончание жизненного пути).

Иногда смена приоритетов происходит непроизвольно, когда инстинктивно человек выбирает оптимальный путь для своей дальнейшей жизни.

Иногда, например, в случаях кризисов, к переосмыслению и новому выбору жизненных ценностей приводят длительные душевные терзания. Когда в долгих депрессиях человек ощущает свое собственное несчастье, не может найти выход – и проблема жизненных ценностей встает остро. В таком случае для перестановки приоритетов требуется сознательный подход и четкое желание .

Переосмысление ценностей дает человеку шанс «начать жизнь с чистого листа». Измениться самому, в корне поменять свое существование. Зачастую такие перемены делают человека счастливее и гармоничнее.

Полезные статьи:


В чём смысл жизни? Что по настоящему ценно в жизни? Какое моё Предназначение?

Это главные вопросы, на которые мы пытаемся найти ответ.

Наверно ответы на эти вопросы знают люди, которые в своей жизни столкнулись лицом к лицу со своей смертью.

Читая о людях, которые узнали, что очень скоро умрут, или те, кто пережили клиническую смерть, узнаешь, что они поменяли свои жизненные приоритеты.

Я нашла в Интернете интересные "исследования". Здесь собраны данные на тему «о чем сожалеют перед смертью»ю Есть мысли великих мудрецов об этом. И получился этот список из пяти истинных ценностей в жизни каждого человека.

«Если бы не моя болезнь, то я никогда и не задумался бы над тем, как прекрасна жизнь» (Рэнди Пауш «Последняя лекция»).


1. САМОБЫТНОСТЬ

Все в жизни имеет свое назначение. У каждого живого существа на планете есть своя миссия. И у каждого из нас есть своя роль. Реализуя свои уникальные таланты и способности, мы обретаем счастье и богатство. Путь к своей уникальности и миссии лежит через наши желания и мечты еще с самого детства.

«Индивидуальность — высочайшая ценность в мире» (Ошо).

Одна женщина (Бронни Вее) много лет проработала в хосписе, где ее задачей было облегчать душевное состояние умирающих пациентов. Из своих наблюдений она выявила, что наиболее частое сожаление у людей перед смертью, — это сожаление о том, что им не хватило смелости жить жизнью, правильной именно для них, а не жизнью, которую ожидали от них другие. Ее пациенты сожалели о том, что они так и не воплотили в жизнь многие свои мечты. И лишь в конце пути они осознали, что это было только последствием их выбора, который они сделали.

Составьте список своих талантов и способностей, а так же список любимых дел, в которых они выражаются. Так вы найдете свои уникальные таланты. Используйте их для служения другим. Для этого спрашивайте себя как можно чаще: « Чем я могу быть полезен (миру, людям, с которыми соприкасаюсь)? Как я могу служить

Смело бросайте нелюбимую работу! Не бойтесь нищеты, неудач и ошибок! Доверяйте себе и не беспокойтесь о мнении окружающих. Верьте всегда, что Бог позаботится о вас. Лучше один раз рискнуть, чем потом сожалеть о том, что вы прожили серую и бездарную жизнь, «убиваясь» при этом на нелюбимой работе в ущерб себе и своим близким.

Всегда помните, что вы уникальны, и ваша миссия - это дать максимум своей уникальности миру. Только тогда вы обретете истинное счастье. Так задумал Бог.

«Откройте свою божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите» (Дипак Чопра).


2. САМОРАСКРЫТИЕ И ДУХОВНЫЙ РОСТ

Перестаньте быть животным!..

Конечно, нам необходимо удовлетворять физиологические потребности, но только лишь для того, чтобы развиваться духовно. Люди в основном гоняются за материальным благополучием и озабочены, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель человеческой жизни заключаются в том, чтобы осознать, что он духовное существо и ничего материального ему, на самом деле, не нужно.

«Мы не человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт. Мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт» (Дипак Чопра).

Осознайте Бога внутри себя. Человек - это переходное существо от животного к духовному. И у каждого из нас есть ресурсы совершить этот переход. Чаще практикуйте состояние «Быть», когда у вас нет мыслей и вам ничего не нужно, когда вы просто ощущаете жизнь и наслаждаетесь ее полнотой. Состояние «здесь и сейчас» — это уже духовное переживание.

«Среди нас есть люди, — немного, но есть, — которые понимают, что начинать откладывать деньги на старость надо еще в то время, пока она далеко, чтобы успела скопиться определенная сумма… Так почему бы заодно не позаботиться и о том, что важнее денег, — о душе?» (Юджин О’Келли, «В погоне за ускользающим светом»).

И не надо самосовершенствоваться, вы уже совершенны, потому что вы духовные существа. Занимайтесь самораскрытием…

«Познать себя как можно лучше, чтобы быть как можно большим для мира - это важнейшая задача человека » (Робин Шарма).

Даже тогда, когда вы достигаете целей, истинный успех связан не с достижением, а с теми переменами в сознании, которые произошли, как неизбежное следствие вашего продвижения к этим целям. Дело не в реализации целей, а в том, что происходит с вами в процессе ее достижения.


3. ОТКРЫТОСТЬ

Как часто перед лицом смерти люди сожалеют о том, что им так и не хватило смелости выразить любовь своим родным и близким! Они сожалеют о том, что часто подавляли свои эмоции и чувства, потому что боялись реакции окружающих. Они сожалеют, что не позволили себе быть более счастливыми. Лишь в конце пути они осознавали, что быть счастливым или нет - это вопрос выбора. Каждое мгновение мы выбираем реакцию на ту или иную ситуацию, и каждый раз по-своему интерпретирует события. Будьте бдительны! Следите за своим выбором каждое мгновение…

«Что посеешь, то и пожнешь » (народная мудрость).

Что нужно сделать, чтобы стать более открытым?

1) Дайте волю своим эмоциям и чувствам.

Покатайтесь на самом крутом аттракционе и покричите в свое удовольствие; поделитесь своими чувствами с другими людьми; станьте оптимистом — радуйтесь, смейтесь, веселитесь, несмотря ни на что.

2) Примите себя и жизнь такой, какая она есть.

Позвольте себе быть таким, какой вы есть, а событиям случаться самим. Ваша задача мечтать, двигаться и наблюдать, какие чудеса преподносит вам жизнь. И если что-то складывается не так, как вы хотели, значит будет еще лучше. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.

«Я умираю и веселюсь. И я собираюсь веселиться каждый отпущенный мне день » (Рэнди Пауш «Последняя лекция»).


4. ЛЮБОВЬ

Печально, но многие люди лишь перед лицом смерти осознают как мало было в их жизни любви, как мало они радовались и наслаждались простыми радостями жизни. Мир преподнес нам столько чудес! Но мы слишком заняты. Мы не можем оторвать взор от своих планов и насущных проблем, чтобы взглянуть на эти дары и насладиться ими.

«Любовь - это питание для души. Любовь для души - это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа » (Ошо).

Самый лучший способ поднять волну любви в своем теле - это благодарность. Начните благодарить Бога за все, что он преподносит вам каждое мгновение: за эту пищу и крышу над головой; за это общение; за это ясное небо; за все, что вы видите и получаете. И когда вы поймаете себя на раздражении, сразу спрашивайте себя: «Почему я должен быть благодарен сейчас ?» Ответ придет из самого сердца, и, поверьте, он вас воодушевит.

Любовь — это энергия, из которой соткан мир. Станьте миссионером любви! Дарите людям комплименты; заряжайте любовью все, к чему прикасаетесь; давайте больше, чем получаете… и двигайтесь по жизни от сердца, а не от головы. Именно оно подскажет вам самый верный путь.

«Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий » (Карлос Кастанеда).


5. ОТНОШЕНИЯ

Когда проходит жизнь и в повседневных заботах мы часто теряем из виду своих родных и друзей, в конце пути мы будем чувствовать опустошение, глубокую печаль и тоску…

Как можно чаще проводите время с теми, кого любите и цените. Они - это самое дорогое, что у вас есть. Всегда будьте открыты для общения и новых знакомств, это обогащает. Как можно чаще дарите людям свое внимание и восхищение ими, — все это вернется к вам. С радостью и бескорыстно помогайте, дарите и так же с радостью принимайте дары от других.

«Блаженство тоже заразительно, как любая болезнь. Если ты помогаешь другим быть счастливыми, по большому счету ты помогаешь быть счастливым самому себе» (Ошо).

Так о чем Вы будете сожалеть в конце своего пути?

Рубрики:

Метки: Предназначение человека Понедельник, 29 Декабря 2014 г. 13:01 ()
Исходное сообщение Сияние_Розы_Жизни

В чём смысл жизни? Что по настоящему ценно в жизни? Какое моё Предназначение?


Тейяр де Шарден пришёл к обоснованному выводу, что каждая ветвь эволюционного дерева заканчивалась наиболее интеллектуальными видами этой ветви, поэтому "история жизни есть по существу развитие сознания". Впоследствии палеонтологи обнаружили в эволюции процесс энцефализации - тенденцию увеличения размеров головного мозга от предков к потомкам. Похоже, что естественные механизмы, подправляющие эволюцию живой материи в определённом направлении, имеют единственную цель - самопознание природы. Причём, вещественный мир природа "видит" глазами и умом живых организмов.
Человек своим сознанием реализует основную функцию живой материи - не только освоение вещественного мира, но и его познание. Показательно, что в древней Греции изучение законов гармонии Вселенной считалось прерогативой свободных граждан. Механику же и ремёсла (говоря современным языком - технологию) они оставляли на долю рабов и чужестранцев. Во все века основное предназначение человека реализовывали редкие "люди не от мира сего". Ньютон пережил пятерых королей, гражданскую войну, революцию и реставрацию монархии, а занят был наукой, весьма далёкой от происходящего вокруг. На протяжении двух страшных чумных годов (1665 - 1666), когда умерло около трети населения Англии, Ньютон сформулировал основу того, что разрабатывал всю последующую жизнь.
Б.Франкл, считающийся на Западе главным специалистом по поиску смысла жизни человека, утверждает:"Не человек ставит вопрос о смысле жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человек отвечает на него не словами, а действием". Это не смысл, который произошёл от слова "мысль", а бездумная жизнь животного. Лягушки поколение за поколением стремятся ловить вкусных комариков, греться на солнышке, спариваться и, оставив потомство, бесследно уйти в небытиё. Если условия жизни в любимом болоте не изменятся, то потомки год за годом будут в точности повторять один и тот же жизненный цикл. Многие, искренне считающие себя весьма прогрессивными мыслителями, например А.Никонов (2005), не видят основного отличия человека от лягушки. Смысл жизни человека он признаёт чисто лягушачий:"Если вы живёте безрадостно, не испытывая никаких удовольствий... , то зачем вы вообще коптите небо?". Лягушачья идеология Никонова и миллиардов его единомышленников является случайной реверсией эволюции человека, а не закономерным результатом развития.
А.Пуанкаре (1905) по своему опыту знал, что "если мы всё более и более хотим избавить человека от материальных забот, так это затем, чтобы он мог употребить свою отвоёванную свободу на исследование и созерцание истины". При посредстве людей природа познаёт саму себя. Остальное в людях ей не нужно и не интересно. Размножение, питание, развлечения, другие биологические потребности и удовольствия от их удовлетворения - это всё не цели, а средства, которыми природа добивается от людей того, что ей нужно. Ответить С цитатой В цитатник

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.


1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

К духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.