Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Что значит икона вседержитель. Икона вседержителя фото ее значение

Икона Господь Вседержитель на троне

Икона Господь Вседержитель на троне (Спас на престоле, Мануилов Спас)

коны Господа Вседержителя существуют ещё два синонимичных названия - Спас Вседержитель иПантократор . Спасом (что значит Спаситель по старославянски) Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой Своих страданий во время Страстей Христовых. А слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель, ведь с греческого языка Пантократор переводится как Всесильный, Всемогущий. Вседержителем Спаситель называл Себя Сам в последней книге Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова": "Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, Который был и есть и грядёт, Вседержитель". Именование Вседержителем Христа доказывает догмат Боговоплощения, вочеловечивания Бога. Всесилен и Иисус Христос - как Царь Земной правящий всеми людьми, всемогущ и Бог, создавший Землю и все существа на ней.


Самой первой иконой Господа Вседержителя стала поясная энкаустическая икона Христоса Пантократора в египетском монастыре Святой Екатерины на полуострове Синай. На ней Спаситель изображён в теперь уже ставшей типичной для иконографии Вседержителя позе: правая рука Его благословляет, в левой Иисус Христос держит Евангелие. В глазах Христоса Пантократора нет ни отражений, ни бликов - Он Сам излучает Божественный свет. Позже этот художественный приём станет обширно применяться в православной иконописи, став одним из канонов написания не только Христа, но и Святых. Указывая на раскрытое Евангелие и одновременно благословляя, Иисус недвусмысленно указывает нам путь к спасению своей души. В оплечном написании образа Спаса Вседержителя рук по понятным причинам не видно.


Один из распространённых вариантов иконографии Христа Пантократора - Господь Вседержитель на троне илиСпас на престоле . Христос здесь изображён в полный рост, сидя на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука всё так же благословляет, а левая держит открытое Евангелие. Однако существует вариант иконы Господа Вседержителя на троне, где положение рук Спасителя может быть другим: правая рука может указывать на строки раскрытого Евангелия, указывая главенство священной власти над светской, такая иконография Христа Пантократора получила наименование Мануилов Спас или же Спас Златая Риза . По преданию, византийский император Мануил I Комнин сам написал эту икону Спаса Вседержителя на престоле, но в момент написания образа повздорил с греческим священником и повелел наказать того за несогласие с базилевсом. Ночью Мануилу приснился сон: Христос приказал ангелам наказать императора за вмешательство в дела Церкви. Проснувшись, Мануил обнаружил на теле своём раны, а взглянув на написанную икону, обомлел: Спаситель изменил положение правой руки. Теперь она не благославляла, а указывала на строки Евангелия от Иоанна, где было написано: "Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". С того дня Мануил всегда ставил священное превыше царского. Название Златая Риза образ Мануилова Спаса получил за богатый позолоченный оклад, когда-то украшавший первоначальную икону.


Ещё одно распространённое изображение Спаса на престоле - Спас в Силах . Этот образ дословно изображает Христа в момент Его Второго пришествия, описанного Иоанном Богословом. Фигуру Господа Вседержителя на троне окружают небесные силы - красный ромб, символ божественного огня, вложен в синий круг - бесконечное в своей благодати Царство Небесное. сотканное из ангельских чинов, вписанный в свою очередь в красный прямоугольник - земное царство, по углам которого изображены животные - символы евангелистов, ведущих проповедь во всех четырёх концах света.

В Священном Писании.

(Смотри статью Господь Саваоф), встречающееся в ВЗ: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс 67. 21) - и в НЗ: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6. 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1. 8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4. 8) - указывают на Христа Второго пришествия.

Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам византийского, балканского, древнерусского искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Встречаются и другие изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (например, фреска в церкви святых Бессребреников в Кастории, XII века), на престоле (икона, после 1356 года, Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603 год, СНХГ). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262-1263 годы, Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII век, монастырь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения.

Формирование поясного типа образа Господа Вседержителя приходится на VI век. (например, икона из монастыря великомученицы Екатерины на Синае), тогда же появляются образы на монетах (например, монета Юстина II, 565-578 годы, надпись: Rex regnatium). В монументальной живописи этот образ получил особое значение в послеиконоборческий период. Его стали помещать в куполе, важнейшем месте в системе храмовой росписи. О значении образа известно из Слова святителя Фотия, патриарха Константинопольского (858-867; 877-886 годы), сказанного им на освящении константинопольской церкви монастыря Богородицы Одигон или дворцовой церви Богородицы Фара: «Он [Христос] как бы обозревает землю и обдумывает ее украшение и устройство» (῾Ομιλία 10. 6 // Θωτίου ῾Ομιλίαι / ῎Εκδ. Β. Λαούρδας. Θεσσαλονίκη, 1959. Σ. 102). Господь Вседержитель, Царь Небесный, окруженный свитой архангелов в лоратных одеждах, представлен в куполе собора Святых Софии в Киеве (1037-1045 годы); в куполе церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Дафни (около 1100 года) - без ангельского окружения. В куполе Палатинской капеллы в Палермо (1143-1146 годы) медальон с Господом Вседержиетелм окружают чины небесных сил, а по кайме медальона идет греческий текст: «Небо - престол Мой, земля - подножие ног Моих,- так говорит Господь Вседержитель». В сицилийских базиликах, не имеющих купола, образ Господа Вседержителя помещается в конхе апсиды. Так, в мозаиках кафедральных соборов в Монреале (1180-1190 годы) и в Чефалу (1148 год) Христос представлен с открытым Евангелием, на страницах которого на латыни и греческом языке написан текст: «Аз есмь свет всему миру…», наиболее часто встречающийся в изображениях Господа Вседержителя, а по сторонам лика идет надпись: IС XС О παντοκρατωρ. Образ Господа Вседержителя может сочетаться с другими образами Христа. Так, в росписи свода церкви святого Стефана в Кастории (XII века) рядом с медальоном с образом Господа Вседержителя представлены медальоны с Христом Еммануилом и Христом Ветхим денми.

Особое распространение образ Господа Вседержителя получает в монументальной живописи и на иконах в палеологовскую эпоху. Помимо надписи: παντοκρατωρ (иконы: 1363, ГЭ; XIV век, монастырь Пантократор на Афоне; конец XV века, 1607 года, начала XVII века, XVIII век - все в СНХГ), на иконах Господа Вседержителя встречаются эпитеты Ελεημων (Милующий), ψυχοσωστΗС (Душеспаситель; 1-я половина XIV века, Национальный музей, Охрид). Целая галерея образов Господа Вседержителя представлена в мозаиках монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321 годы), в том числе с эпитетом Η χωρα των ζωντων (Селение живых).

«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начала XVIII века (Ч. 4. § 1), предписывает изображать Господа Вседержителя в куполе с надписью из текстов или Второзакония (Втор 32. 39), или Книги пророка Исаии (Ис 45. 12), а также называет именование «Вседержитель» первым в числе других «нарицательных имен, кои пишутся на иконах Иисуса Христа» (Ч. 4. Окончание. № 7).

Как и в византийских памятниках, изображения в куполе Господа Вседержителя в русском искусстве часто сопровождаются надписями на обрамлении медальонов: например, в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (1378 год), расписанной Феофаном Греком, текст псалма: «Господи, из небеси на землю призри услышати сыны умерщвленных и разрешить окованных» (Пс 101. 20-21), в церкви Успения на Волотовом поле (80-е годы XIV века, разрушена): «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею...» (Ис 6. 3).

Поясные иконы Господа Вседержителя обычно являются средником Деисусного чина (например, Высоцкий чин, 80-90-е годы XIV века., ГТГ; Звенигородский чин, около 1400 год, ГТГ). С XV века на русских иконах Господа Вседержителя на страницах раскрытого Евангелия встречается текст: «Придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф 11. 28), впервые отмеченный на иконе «Спас на престоле» (XIV века, ГТГ).

С XVI века на русских иконах встречается надпись: «Вседержитель» (например, икона 1-й половины XVI века, ГТГ, музей П. Д. Корина).

Иллюстрации:

Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж);

Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид);

Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг.;

Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ).

Древнейшим изображением Спасителя, дошедшим до нашего времени, является , поскольку в 6 веке император Юстиниан пожертвовал ее в дар Синайскому монастырю, где она и была обнаружена в 19 веке. Пантократор переводится с греческого как Вседержитель.

Определение «Вседержитель» выражает двойственную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую. Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господень и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и станет Судией на Страшном суде, перед которым каждый человек будет держать ответ за свои деяния. Человеческая же природа Спасителя также находит выражение в определении «Вседержитель», так как, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав Собой и приняв мученический крест.

Как свидетельствует история, с давних времен икона Иисуса Христа Пантократора имелась в большинстве храмов как образ Спасителя во всей Его силе; этот же образ часто становился темой росписи куполов как в православных, так и в католических храмах.

Описание иконы

Определенные каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились уже к 9 веку. На иконе Христа Пантократора Его образ соответствует тому возрасту, когда Иисус начал Свою проповедь. Внешний облик Спасителя имеет черты, характерные для Его времени: длинные волосы до плеч, усы, борода, но от Его лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности.

На иконе Иисус Пантократор облачен, как правило, в длинный хитон красного цвета и задрапированный поверх гиматий синего цвета, что должно символизировать гармонию между Его небесным и земным началами. Правда, этот канон соблюдается не всегда: так, на иконе Андрея Рублева «Спас в силах» Христос предстает в золотых царских одеждах.

Существует три разновидности иконы «Пантократор»: поясное изображение Спасителя, в полный рост и восседающим на царском престоле, что подчеркивает его статус как Царя Небесного; в левой руке Он держит Священное Писание, а правая поднята для благословляющего жеста.

Каждый элемент на иконе «Господь Пантократор» исполнен глубокого значения, в том числе и сложение пальцев на правой руке Спасителя: два из них, поднятые вверх, не только благословляют, но и символизируют Его двойственную ипостась, человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, — Пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Значение иконы

Невозможно переоценить значение иконы «Христос Пантократор», на которой Спаситель явлен во всем Своем величии после пережитых Им мук и распятия на кресте, которое в Его времена считалось позорной казнью.

Его образ служит для всех верующих обещанием торжества справедливости в Царствии Небесном и заставляет задуматься о том, что каждый из нас должен раскаяться, отказаться от неправедной жизни и ходить только путями Господними.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии, укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни. Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути. Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.

У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.

Молитва

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

В каждой стране мира существует хотя бы небольшая группа людей - верующих православных христиан. Именно поэтому в мировой иконописи навсегда запечатлелся образ Христа.

Ярким выражением Его почитания является икона Спасителя Вседержителя. Трудно представить жилище христианской семьи без этого образа. Празднование этой иконы совершается ежегодно 8 сентября.

История образа

Точной даты, когда была написана икона Иисуса Христа Вседержителя, история не сохранила.

Осталось лишь свидетельство внешнего ее вида, прототипом которому послужил Нерукотворный образ Спасителя , прославленный в IV веке. Именно в этот период в катакомбных храмах было обнаружено несколько икон Господа. На них Он был изображен в виде доброго Пастыря, отрока Эммануила и даже Орфея. С IV века иконописцы стали писать Христа в образе лучезарного юноши в белых одеждах, окруженного сонмом апостолов.

Еще об иконах Господа:

А немногим позже Вседержитель передается нам как взрослый муж с длинной бородой, держащий в одной руке книгу, другая же протянута к людям в жесте оратора или проповедника. С V века Иисус изображается в царском виде.

Икона Вседержителя очень возмущала еретиков , не признававших божественную сущность Христа. Они считали Его обычным человеком, на которого сошел Дух Святый.

Но Вселенские Соборы, утверждающие православное вероучение, свидетельствовали, что Иисус Христос есть Богочеловек божественной и человеческой природы одновременно. Он явился в мир в виде человека для того, чтобы через Свою Жизнь исцелить человечество от греха и открыть дверь в Царствие Небесное.

В VIII веке, при правлении Льва III Исавра, иконоборца и еретика, активно уничтожались православные иконы, а христиане помещались в тюрьмы и подвергались страшным пыткам и казни. Вскоре с Божией помощью еретики были побеждены и осуждены на VII Вселенском Соборе. С тех пор икона Спаса Вседержителя стала символом истинности православного вероучения.

В современных церквях Образ Пантократора традиционно размещается над центральным куполом храма и в центре иконостаса.

Господь Вседержитель. Владимирский собор в Киеве

Описание образа

«Господь Вседержитель» - это не икона как таковая, а иконописный тип изображения Христа.

Он показан в образе царственной особы, стоящий или сидящий на престоле. В левой руке Он удерживает книгу (свиток или Евангелие), что символизирует проповедь, а Его десница возносится в благославляющем жесте . Также присутствуют оплечные и поясные варианты Его изображения.

Важно! Вседержителя часто именуют по-гречески «Пантократор», что в переводе означает «Всесильный и Всемогущий, Правитель Мира, Властитель всего».

Древняя икона

Самым первым образом считается икона из Синайского монастыря. Христос изображен в традиционном облачении, восседающим на престоле с подушкой и подножием в ногах.

Престол - это атрибут царского достоинства. Именно так мы и увидим Спасителя в День Страшного Суда, когда Он явится на грешную землю, дабы свершить Суд Божий над живыми и мертвыми.

В иконописи существует несколько интерпретаций Вседержителя: Мануилов Спас, Спас в Силах, Душеспаситель, Милующий.

Образ Иисуса Христа Господь Вседержитель. Храмовая икона

Значение и помощь

Иисус Христос - главный врачеватель человеческих душ и тел, который обо всем ведает, и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва.

Пред образом Вседержителя благодарные христиане возносят благодарение Господу за Его милостивую помощь и поддержку. Другие же молят о даровании благословения и помощи:

  • в исцелении духовных и физических недугов;
  • о даровании утешения в скорбях и придании духовных си;
  • об избавлении от грешных мыслей и душевных травм;
  • о наставлении на путь истинный;
  • об ограждении от злых людей и обмана с их стороны;
  • о защите от жестокости и подлости;
  • о сохранении брачного союза и достижении в нем гармонии.
Совет! Молиться пред Ликом Пантократора можно как за себя, так и за родных, близких людей, за друзей и знакомых. Но перед началом моления рекомендуется прочесть «Отче наш» , а затем с искренними и чистыми помыслами, открытым сердцем прочесть мольбу.

Церковная история насчитывает множество чудес и исцелений , случившихся после моления пред Ликом Вседержителя.

Господь Вседержатель, монастырь Сучевица в Румынии

Правила моления

Обращаться с мольбой ко Христу можно в любой день, в любое время суток, именно тогда, когда требуется произнести благодарственное или просительное молитвословие. Ведь Всевышний есть Правда, Праздник, Любовь, Благодать, Радость.

Дети, не достигшие 7 лет, указываются как младенцы (млд.), до 15 лет подростки считаются отроками (отр.). В записках не нужно указывать фамилии, отчества, профессии, степень родства.

Внимание! Любая икона - это не картинка с интересным сюжетом. Икона - это строгость и умиление одновременно, что приближает нас к Богу, призывает верующих задуматься о ценностях жизни и душевном состоянии.

А во время молитвы каждый из нас наполняется Божией благодатью, которая побуждает совесть и воскрыляет молитву. А при постоянном благодарении Всевышнего, молении и житие по церковным канонам, жизнь каждого христианина обязательно изменится к лучшему.

Посмотрите видео об иконах Иисуса Христа

(9 голосов : 5.0 из 5 )

Вседержи́тель - 1) имя Единого , смысл которого состоит в том, что всё существующее, видимый и невидимый мир, содержится Божественной властью и всемогуществом; понятие Вседержитель сближается по значению с понятием «Царь царствующих, Господь господствующих» (); 2) имя Господа ; подчеркивающее, что любое Владычное действие, инициируемое , проистекает через Единородного Сына; 3) (Господь Вседержитель) иконографический образ Спасителя, отличительными особенностями которого служат: благословляющий жест, книга (либо свиток) в левой руке.

Если Господь содержит всё в Своей власти, то почему Он не запрещает демонам вершить зло?

Фактор их нравственной свободы лежал в основе возможности стать добродетельными духами, ведь добродетельность подразумевает не фатальное и не насильственное, но добровольное и осознанное расположение к Добру (см.: ). Следовательно, если бы демоны не обладали способностью нравственного выбора, в том числе способностью уклоняться от Бога, то они не могли бы стать добродетельными.

Почему Бог Отец правит миром через Своего Сына?

Будучи Одним из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Отец, тем не менее, не является отграниченным или обособленным Божественным Лицом. Ведь несмотря на троичность в Лицах Бог - абсолютно Единый и Нераздельный Владыка.