Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Резец богородский кованый по дереву. Как сделать богородский нож своими руками? Заточка и правка инструмента

Serjant 06-05-2006 10:59

В нарезном есть записки Флинта, тут будут записки Serjanta.

Итак:. Начнём.

Нож первый.
Называется "Богородский нож" (рис.1) . Предназначен как для грубой, так и тонкой работы по дереву. Для грубой работы значит для предания заготовке нужной формы. Примерно обтесать, чтоб угадывался силуэт. Например, выстругать ложку. Для тонкой, например, врезать пальчики на маленькой деревянной игрушке, вырезать мордочку зверушки и т.д. Кстати об игрушках. Сей нож, получил название от села Богородское, Московской области, где режут, уже несколько веков знаменитую на весь мир деревянную игрушку. Как видно по рисунку (рис.1) ножик прост по форме, также прост при изготовлении.

Как сделать Богородский нож .

Понадобиться:
1. Кусок стали. Идеальным вариантом, у резчиков по дереву, считается полотно механической пилы (пилят рельсы этой пилой и подобные железки). Марка стали, особой роли не играет. Что Р6, что Р9, что Р6М5 или уж совсем хитрая Р3АМ3Ф2, особо не важно. Всё это прекрасный материал. Толщиной эти полотна обычно бывают 1,8:2,3 мм. Ищем нужных размеров кусок полотна. Купить можно полотно на любом строительном рынке.
2. Дерево. А точнее пару пластин липы или берёзы. Ровно строганных и сухих.
Почему именно липа или берёза? Эта древесина очень хорошо питает пот от руки, который вступает в процессе резьбы по дереву. Но всё же липа предпочтительнее, хотя она уступает, берёзе по мех. свойствам.
3. Клей ПВА или любой другой твердеющий клей для дерева. Можно и эпоксидную смолу. Клей "Момент" и подобные не подходят, не держат они склеенный шов.
Точим клинок. Размеры клинка и хвостовика выбираем оттого, что будем делать этим ножом. Если грубо строгать деревяки, то клинок делаем по больше, 70-90 мм, можно и больше, но не нужно. Если деликатные работы, то поменьше, 30-60 мм. Хвостовик:. Сколько не жалко, столько и оставляем. На хвостовике, с помощью точила или болгарки, делаем кучу "зубов", выемок или как ещё их там обозвать. Это послужит хорошим крепежом в дереве. Затачиваем клинок, бритвенная заточка глинка будет способствовать мягкости реза, и клинок не будет вязнуть в дереве. (смотри рис. 1). Лезвие затачиваем и правим до состояния бритья волос (используем собственную тушку) После заточки, клинок обматываем бумагой и изолентой, чтоб не порезаться при монтаже и обработки рукоятки.
К одной из деревянных пластин прикладываем хвостовик и обводим карандашом контур хвостовика. В пластине выдалбливаем паз, глубиной равный толщине клинка. Клинок, после вставки в деревянную пластину не должен выступать, может и даже нужно, чтоб он был немного ниже плоскости дерева на 0,1..0,2 мм. Нечего беспокоиться, этот зазор займет клей. В принципе должно получиться то, что изображено на рис. 2. На склеиваемых плоскостях дерева с помощью острого кончика ножика наносим сетку, для лучшего проникновения клея. Жирно мажем клеем, вставляем клинок в паз, и прижимаем вторую пластину. Всю эту конструкцию стягиваем струбцинами или зажимаем в тиски до полного высыхания клея. Для ПВА это обычно сутки.
Когда клей высохнет, ручку предаём овальную в сечении форму. Я сознательно не привожу, каких то размеров сечения, каждый сам может подобрать под свою руку, как удобно будет держать, так и правильно. Аккуратно шлифуем ручку, но без фанатизма, зашлифовывать до состояния "как у кота:" не нужно. Пропитывать маслом или какой нибуть другой гадостью типа цианокрилата так же не нужно, пусть древо питает пот от руки.

Иногда полезно (но не обязательно) на ручке, ближе к клинку (мм 5 от края ручки отступить), проточить напильником неширокий паз, и обмотать проволокой или толстой ХБ ниткой и пропитать клеем. Намотку делать не широкую 10: 15 мм шириной, таким образом, чтобы обмотка и рукоятка были заподлицо. Такое усиление конструкции нужно для силовых работ или при ремонте ножа, когда лениво делать новую ручку.

Богородских ножей полезно иметь несколько штук, разных размеров и с разными углами заточки. Лично у меня их штук 5.

НОЖ - КОСЯК
Название произошло оттого, что нож имеет скошенный клинок. Ну не в этом суть:
Нож применяется для прорезания материала, нарезки шпона, подрезки контуров, различных видов резьбы, типа плоскорельефной геометрической резьбе, кудринской и т.п. Ещё этот нож называют сапожным но, на сколько смог выяснить, сапожный нож отличается односторонней (стамесочной) заточкой клинка. Хотя и не всегда. Общий вид и размеры приведены на рис.3

Технология изготовления ножа точно такая же как и Богородского ножа. Единственное отличие в том, что ручка ножа подгоняется таким образом, чтобы удобно было держать нож обратным хватом, лезвием к себе. Это основное удержание ножа в руке. Количество ножей-косяков у резчика также не регламентируется какими-то правилами или традициями. У меня их штук 10 всяко-разных.

ЛенивыйКот 06-05-2006 11:16

Большое, прям таки нечеловеческое спасибо.
Еще бы для примера готовые изделия и образцы работ (как и чего резать этим добром).
(Мечты - можно фильм учебный сделать....)

Serjant 06-05-2006 11:46

Полное описание производства ларца. Использовал нож-косяк и богородский в полной мере.

drachun 15-07-2006 13:37


Эти рукоятки новые.

Vik_Tor 10-03-2007 01:14

Мужики, а что так мало то?
Резцов по дереву по форме немерено, а здесь бы я обязательно упомянул бы о резце в виде маленькой стаместки. Можно сделать хоть из полотна отручной ножевки по металлу, лезвие короткое и не широкое, такой ножечик иногда очень облегчает жизнь.
А за Богородский нож отдельное спасибо, не пользовал еще.

Serjant 10-03-2007 08:52

Мда??? и чем производство "маленькой стамески" и прочих ножей и стамесок из куска мех полотна будет отличаться от вышеприведённой технологии?? углами заточки клинка?? Чо ещё то надо?? вывесить весь список использеемого инструмента??

Количество ножей у резчика также не регламентируется какими-то правилами или традициями. Это для кого висит??

Vik_Tor 10-03-2007 11:24

Никак не хотел обидеть высоко уважаемого "бобра-маньяка", если это произошло - Пардон.
Когда прочитал название темы, расчитывал на большее, поэтому для продолжения темы написал про стаместочку (мне лично она частенько помогала, например для чистовой подгонки отверстий под хвоставик)- вдруг кому пригодиться. Увы, похоже не пригодилось:-((

McS 15-08-2007 23:07

Про стамеску - полезная вещь. Но делал их из обломанных надфилей. Быстро и режут не плохо. 1мм, 2мм и 3мм, для разных целей

Serjant 15-08-2007 23:36

По сравнению с режущими свойствами быстрорезов, инструменталка(У какоето У10, У12 по моему), из которой сделаны надфили, рядом не валялась...

14771 16-08-2007 16:01

quote: Originally posted by drachun:
Готовые очень качественные клинки (только с круглыми ручками)продаются на ВЕРНИСАЖЕ (м. "Партизанская"). Подняться по ступеням на второй ярус, повернуть налево и сделать двадцать семь шагов....

Эти рукоятки новые.

это Кузнецов продает. качественные.

Yongert 08-01-2008 04:28

косяком всю жизнь считал тот который без пятки
а ток токорый с пяткой - им всегда резал пяткой (дед приучил)))
оч удобно, контроль усилья и глубины реза,
только ручка по форме немнога другая, с упором торца рукояти в ладонь и
пятка выступает дальше от ручки, а ручка почти как у богородского

Forex 08-01-2008 06:35

Yongert, интересно было бы взглянуть на фото ваших инструментов и работ. Если дед учил, то должно быть старая школа должна класс показать!!! =)

Yongert 08-01-2008 19:06

к сожалению когда уехал из дома там все и осталось и инструмент и поделки,
сейчас потихоньку начал инструмент делать, как свободное время появляется.

Необычные национальные ножи характерны для небольших народов, живущих в каких-либо специфических природных условиях. Под это описание подходит как традиционный нож коренных народов севера улу, изготавливаемый из сланца, так и малайский паранг идеальный при прорубании себе дороги в джунглях.

Наши предки-славяне, населявшие средние широты, предпочитали иметь при себе многофункциональные ножи незамысловатой конструкции и средних размеров, которые можно было бы использовать и в качестве оружия и в качестве рабочего инструмента. Итак, какими же ножами располагали наши далекие (и не очень) предки и какими из них мы пользуемся сейчас?

Паренский нож

Название его соответствует месту происхождения – камчатскому поселку Парень. По конструкции паренский нож очень схож с изделиями, распространенными в Финляндии. В настоящее время под термином «паренский нож» подразумевают выкованный вручную нож с клинком из разнородного композитного материала – говорят, что паренскими ножами можно было даже снимать стружку с лезвий обычных столовых ножей. На сегодняшний день поселок Парень стал глухой деревней, а технология изготовления ножей считается утраченной – так что, те самые паренские ножи остались в людской памяти лишь в виде легенд. Изготавливаемые сейчас под этим названием ножи имеют мало общего с этими легендами.

Творить может каждый! Неважно, профессиональный вы художник или любитель, даже если вы никогда не брались за краски, арт-маркет «Красный карандаш» поможет вам обрести свободу самовыражения. Наш магазин - это особая территория, где можно не только найти нужные товары, но и встретить единомышленников, поучаствовать в мастер-классах и пообщаться в дружеской обстановке.

Почему большинство художников выбирает «Красный Карандаш»?

Под торговым знаком «Красный Карандаш» работают пять магазинов розничной сети и интернет-магазин с доставкой по всей России, каждый из которых является партнёром-лицензиатом торговой сети. Нас выбирают, чтобы больше успеть, увидеть, нарисовать, оценить новые материалы. Мы постоянно имеем дело с творческими личностями и знаем, что нужно настоящему художнику:

  • Хотите найти все, что нужно, в одном месте? Мы предлагаем более 40 000 наименований товаров отечественных и зарубежных производителей. Причем у нас представлены товары не только для художников, но и для скульпторов, резчиков по дереву, мастеров по декупажу и т. д. Мы уверены, что в нашем магазине вы обязательно найдете то, что вам нужно.
  • Надеетесь сэкономить? У нас вы найдете самые выгодные цены на товары для художников в Москве. Большая часть продукции в нашем магазине продается по рекомендованной производителями стоимости. Мы делаем скидки именинникам, членам ТС, ученикам и студентам художественных заведений, а также их родителям и преподавателям. А наши постоянные и оптовые клиенты получают в подарок еще и дисконтные карты.
  • Нужна консультация профессионала? Продавцы нашего интернет-магазина для художников подробно расскажут вам о товаре и даже дадут рекомендации по его применению. Ведь большинство наших сотрудников имеют профессиональное художественное образование и постоянно развиваются в этом направлении.
  • Ушли с головой в творческий процесс и не хотите тратить время на походы по магазинам? Мы сами привезем художественные товары по любому адресу в Москве и Подмосковье. Причем если вы заказали продукцию на сумму от 5000 рублей, то мы осуществим БЕСПЛАТНУЮ доставку в пределах МКАД.

Несколько месяцев назад эта моя заметка уже публиковалась на одном из сайтов, посвященных резьбе по дереву. Думаю, что нелишним будет продублировать ее с небольшими изменениями и здесь, в блоге.

Классические богородские ножи обычно делаются из пил Робеля (т.н. «рапид»), но однажды потребовалась сталь с несколько иными свойствами, из которой можно было бы сделать нож со слегка гибким лезвием для проработки некоторых внутренних участков прорезной резьбы. В качестве исходного материала для лезвий была выбрана довольно экзотичная штуковина - нож китайского станка по производству палочек для еды. Сталь толщиной 1 мм, разумеется, совершенно неведомой марки, но обладающая неплохими режущими свойствами и произведенная явно не в эпоху «большого скачка».


Решил сделать сразу четыре ножа с лезвиями 124х16, 96х14, 76х12 и 44х10 мм, с прямыми скосами на концах лезвий, равными примерно двойной ширине клинка. Приступаем к делу.

Размечаем заготовку и режем ее "болгаркой", не забывая поливать водой для охлаждения. Четыре прямоугольных куска пойдут на лезвия ножей, один кусок - на очередной «топорик», остальное тоже на что-то сгодится…


На заточном станке формируем клинки и хвостовики по заданным размерам. Металлической линейкой проверяем прямолинейность обушка и особенно будущей режущей кромки. Скос на конце лезвия будет сделан в самом конце процесса, на полностью готовом заточенном ноже. Если сделать скос на стадии формирования лезвия, можно очень легко сжечь кончик лезвия при заточке.


Приступаем к изготовлению рукоятей. Материал - хорошо высушенные березовые бруски. Размечаем на торце бруска центральную линию, а на ней - ширину хвостовика. Просверливаем дрелью несколько отверстий на глубину хвостовика. Вместо сверла лучше использовать обычный гвоздь подходящего диаметра, срезав его шляпку на заточном станке. Сверло малого диаметра может легко сломаться в бруске и застрявший осколок не всегда удается вытащить. Гвоздь не сломается. Да его и не жалко…


«Фрезеруем» паз тем же гвоздем.


Заливаем в пазы эпоксидный клей. Зажимаем лезвие ножа в тисках через деревянные или резиновые прокладки, оставляя снаружи только хвостовик и несколько миллиметров лезвия. Ударами киянки по торцу бруска насаживаем деревяшку на металл. Ставим рукоятки вертикально и время от времени промазываем место входа лезвия в брусок остатками клея, до тех пор, пока он не перестанет впитываться в дерево. Этим во вполне достаточной мере укрепляем самое потенциально слабое место рукояти. Всю дальнейшую работу с ножами оставляем на следующий день. Продолжим ее после полного отвердевания клея.


На следующий день…
Используя картонный шаблончик (на фото - слева), вычерчиваем на бруске профиль рукоятки.


Вырезаем по контуру электролобзиком.


На шлифовальном круге для дерева сперва слегка сужаем обе боковины рукояти по направлению от заднего торца рукояти к лезвию, затем делаем округленные фаски на верхней (выпуклой) части рукояти и в конце округляем задний торец рукояти. При отсутствии данного агрегата все эти операции можно, разумеется, сделать и вручную, но это отнимет немного больше времени.


Фаски на нижней части рукояти снимаем ножом, постепенно сужая грани. (Если нет шлифовального круга - ножом проделываем и все то, о чем написано выше).


Дальше в ход последовательно идут: рашпиль, крупно- и среднезернистые шкурки (лучше на тканевой основе). На этой стадии производится окончательное формирование рукояти.


Формируем спуски клинка на заточном станке. Поскольку в данном случае использовалась сталь толщиной всего 1 мм, была выбрана двухстороння прямая клиновидная заточка.

Нож, разумеется, держим в ДВУХ руках, а не так, как на этом и нескольких последующих фото. Просто в левой руке у меня фотоаппарат. Рядом никого не оказалось, чтобы снять со стороны.


Режущую кромку творим на водном камне (или на мелкозернистом абразивном круге). Кромка на камне - только по ходу камня, ни в коем разе - навстречу ходу.

НОЖ - В ДВУХ РУКАХ!


После образования заусенца на режущей кромке правим лезвие на войлочном круге с пастой ГОИ до тех пор, пока заусенец постепенно не исчезнет.

НОЖ В ДВУХ РУКАХ И ТОЛЬКО ПО ХОДУ КРУГА! УЖЕ МНОГИЕ УБЕДИЛИСЬ, ЧТО ПРИСТАВЛЕННЫЙ ЛЕЗВИЕМ НАВСТРЕЧУ ВРАЩЕНИЮ КРУГА НОЖ МГНОВЕННО ПРЕВРАЩАЕТ ВОЙЛОК В ОБЛАКО ЗЕЛЕНЫХ ЛОХМОТЬЕВ, А САМ НОЖ, ВЫБИТЫЙ ИЗ РУК, ЛЕТИТ ПО НЕПРЕДСКАЗУЕМОЙ ТРАЕКТОРИИ!

(Какой-то добрый человек, дай ему Бог здоровья, избороздил накануне круг своими стамесками).


Поработаем немного руками. Оселок (при необходимости) и кожа с пастой ГОИ. Доводим лезвие до бритвенной остроты.



Опять принимаемся за рукоять. Здесь возможны варианты, зависящие от личных предпочтений. Я, например, обжигаю ее со всех сторон в пламени газовой горелки. И не до легкого потемнения, а до образования равномерной угольной черноты на всей поверхности дерева.


Шкурками средней и мелкой зернистости за несколько минут придаю рукоятям вот такой вид. О достоинствах обожженных березовых рукоятей уже писал в других заметках. Удобно, комфортно и никаких мозолей. Но в последнее время все же покрываю обожженные рукоятки 2-3 слоями льняного масла. Можно, разумеется, покрывать ручки маслом или лаком и без всякого обжига.

Острое лезвие на этом этапе желательно обернуть несколькими слоями бумаги и перетянуть скотчем или изолентой, чтобы случайно не порезаться.


Делаем на заточном станке скос на краю обушка (для ножей такого типа точка скоса на обушке равна примерно двойной ширине лезвия). На вулканитовом круге или водном камне снимаем узкие фаски на обушке и скосе.

Все. Ножи готовы к работе.


Наверное без "богородского"ножа и не было бы Богородской резьбы. Этот нож ещё называется "ЩУЧКА".
Для богородского ножа понадобиться:
1. Кусок стали. Идеальным вариантом у резчиков по дереву считается полотно механической пилы (пилят рельсы этой пилой и подобные железки). Марка стали, особой роли не играет. Что Р6, что Р9, что Р6М5 или уж совсем хитрая Р3АМ3Ф2, особо не важно. Всё это прекрасный материал. Толщиной эти полотна обычно бывают 1,8:2,3 мм. Ищем нужных размеров кусок полотна. Купить можно полотно на любом строительном рынке.
2. Дерево. А точнее пару пластин липы или берёзы. Ровно строганных и сухих.
Почему именно липа или берёза? Эта древесина очень хорошо питает пот от руки, который вступает в процессе резьбы по дереву. Но всё же липа предпочтительнее, хотя она уступает, берёзе по мех. свойствам.
3. Клей ПВА или любой другой твердеющий клей для дерева. Можно и эпоксидную смолу. Клей "Момент" и подобные не подходят, не держат они склеенный шов.

Размеры клинка и хвостовика выбираем оттого, что будем делать этим ножом. Если грубо строгать дерео, то клинок делаем по больше, 70-90 мм, можно и больше, но не нужно. Если деликатные работы, то поменьше, 30-60 мм. Хвостовик: сколько не жалко, столько и оставляем. На хвостовике, с помощью точила или болгарки, делаем кучу "зубов", выемок. Это послужит хорошим крепежом в дереве. Затачиваем клинок, бритвенная заточка клинка будет способствовать мягкости реза, и клинок не будет вязнуть в дереве.
К одной из деревянных пластин прикладываем хвостовик и обводим карандашом контур хвостовика. В пластине выдалбливаем паз, глубиной равный толщине клинка. Клинок, после вставки в деревянную пластину не должен выступать, может и даже нужно, чтоб он был немного ниже плоскости дерева на 0,1 - 0,2 мм. Нечего беспокоиться, этот зазор займет клей. На склеиваемых плоскостях дерева с помощью острого кончика ножика наносим сетку, для лучшего проникновения клея. Жирно мажем клеем, вставляем клинок в паз, и прижимаем вторую пластину. Всю эту конструкцию стягиваем струбцинами или зажимаем в тиски до полного высыхания клея. Для ПВА это обычно сутки.
Когда клей высохнет, ручке предаём овальную в сечении форму. Лучше всего ручку сделать на крупных фасках – тогда она не будет скользить в руке.

Более качественные ручки для ножа получаются из цельного куска дерева. Для этого отщепляют от бревна нужного размера кусок дерева, сверлят небольшим сверлом углубление с одного торца и насаживают на хвостовик полотна. Делается это так: берется горбушка дерева, на нее ставится будущий нож полотном стали вниз. Сверху делается несколько ударов киянкой по ручке ножа до тех пор, пока хвостовик до конца не войдет в ручку. Чтобы зафиксировать полотно в дереве рукоять сажается на клей ПВА, а после с двух сторон полотна забиваются чепики. Когда полотно стали крепко сидит в дереве, ручке придают нужную форму и точат нож. Такой вид изготовления ручек как для ножей, так и для стамесок является традиционным и более качественным. Главное, чтобы полотно было строго перпендикулярно торцу рукоятки.
Богородских ножей полезно иметь несколько штук, разных размеров и с разными углами заточки.

Для резьбы используются стамескиплоские, полукруглые, круглые, уголок, трубочка.

Заточка инструмента

Инструмент хранится в специальных чехлах из ткани, что бы избежать повреждения и затупки инструмента. Заточка инструмента происходит следующим образом:

1. Снятие фаски на абразивном круге с крупным зерном. Стамеска при этом равномерно поворачивается. Полотно постоянно опускается в воду, иначе можно пережечь лезвие.

2. С появлением заусенцев инструмент продолжают точить на мелкозернистом круге и затачивают фаску.

3. Затем богородский нож затачивают на меловых брусках, так же используют воду, нож часто переворачивают.

4. После этого богородский нож точат на осилке с мылом и водой. Так же часто переворачивают.