Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Резные иконостасы из дерева по выгодным ценам. На заказ

Изготовление иконостасов — одно из направлений деятельности нашей мастерской. Первые 3 иконостаса был созданы нами еще в 1988- 90 годах в трехпридельный храм в г. Абдулино, Оренбургской области.

С тех пор мы создали несколько десятков самых разных православных иконостасов различной стилистики в разных уголках России.

При розработке проекта и изготовлении иконостаса, мы никогда не повторяемся, каждый изготовленный в нашей мастерской иконостас по своему уникален. Даже если владыка или настоятель храма выбирают как образец уже изготовленный нами иконостас, новый иконостас, сохраняя основную стилистику, будет по форме отличаться от прежнего. Иконостас проектируется исходя из архитектурного стиля данного храма с учетом деталей всего интерьера храма. Для утверждения предлагается несколько вариантов проекта иконостаса на выбор.

Над изготовлением иконостаса трудится весь коллектив мастерской: дизайнеры, инженеры-технологи, столяры, скульпторы, маляры, позолотчики и художники- иконописцы. В мастерской работают в основном выпускники Самарского художественного училища и­ Самарской государственной академии культуры и искусств.

В основном иконостас, изготовленный в нашей мастерской состоит из модулей, тщательно подогнанных друг к другу, которые изготавливаются в мастерской в г. Самара (основание отдельно, декоративные детали - столбики, капители и пр. отдельно) и собираются на месте в храме за несколько дней. Для изготовления иконостаса используются различные материалы. Основание иконостаса изготавливается из соснового бруса и МДФ или из ценных пород дерева. Иконостас может быть крашенный под фарфор, под любое дерево или камень, детали или резные, или отливаются из высокопрочного гипса или стеклопластика, оклеиваются фольгой под золото или сусальным золотом, частично или полностью. Для покраски используются импортные грунты, краски и лаки.

Иконостас - это основной элемент убранства храма, так же как и Престол. Без них невозможно проводить службы в храме. Поэтому, уже на этапе строительства храма, необходимо озаботиться о проекте иконостаса. Так, как иконостас должен органично вписаться в пространтво храма, его необходимо проектировать с учетом остальной церковной утвари и в сочетании будущей росписью стен храма. В период расцвета церковного искуссва, решением стиля и проектами убрансва в храме часто руководил архитектор. Современные архитекторы очень часто не знают основных приципов проектирования храма. Поэтому, например,строят храм с маленькой апсидой, куда не только иконостас не вмещается с дьякоскими дверями, но и Престол некуда поставить. Священики, утверждающие подобные проекты, плохо ориентируются в масштабах схем. Несколько раз сталкивался с такими случаями, когда художник, предоставляя проект иконостаса для конкурсного рассмотрения, показывает, например, уменьшенный под существующий храм, проект иконостаса Храма Христа Спасителя, в двери которого после изготовления придется вползать боком. И комиссия из нескольких человек сразу не обращает на это внимания. Художник, решивший изготовить свой иконостас, должен иметь большой опыт работы в этой области под руководством опытного мастера.

Иконостас фрагмент Казанско-Богородичная церковь Бугульма Татарстан

История развития иконостаса.

Православный иконостас преображался и изменялся столетиями. В самых ранних христианских храмах Алтарь всегда отделялся от основного помещения храма завесой или перегородкой ввиде невысокой стенки. Евсевий Кесарийский писал о том, что в 4 веке в храме, построенном в Тире, Алтарь был отделен от остального пространства храма резной перегородкой (праобраз резного иконостаса). Так же использовались тканные завесы (иконостасы на ткани иногда всречаются и в наше время).

Византийские алтарные преграды (иконостасы) ранее состояли из мраморных колонн, с архитравом - темплоном и украшался крестом. С алтарной стороны навешивалась завеса (катапетасма). На катапетасме изображался Крест. В настоящее время очень много золотошвейных мастерских которые могут изготовить завесу на любой вкус. В основном завесу изготовляют из парчи. Главное - чтобы завеса легко отодвигалась, не застревая в механизме, поэтому, если проем с Царскими Вратами большой, завесу лучше делать легкой из тонкого материала. Во время службы происходит незримая связь между священником, поющим молитвы в Алтаре и верующими, находящимися в центральной части храма, трепетно улавливающие слова молитвы. Поэтому иконостас необходимо конструировать таким образом, чтобы не загораживать глухо пространство между Алтарем и общим храмом. В случае, если иконостас перекрывает всю восточную стену, в иконостасе необходимо оставлять большие проемы над Царскими Вратами и дьяконскими дверями. Если нет такой возможности, всвязи с конструкцией проекта, то иконостас можно отодвинуть на некоторое растояние от восточной стены, дав возможность проходить звукам молитвы в купольную часть храма и там, отражаясь от сферы достигнуть ушей молящихся.

­После того, как закончился иконоборческий период, с начала 9 века повсеместно на темплоне начали устанавливать иконы, в результате чего перегородка превратилась в иконостас. В свободное пространство между колоннами иконостаса устанавливали иконы. Византийский иконостас был двух и трехрядным. На Руси подобные иконостасы называют тябловыми. Тябловый иконостас состоит из несольких рядов икон, установленных на балках (тяблах) и разделенных тонкими планками между собой. Балки м планки накрываются пластинами с резьбой. Обычно декор тяблового иконостаса имеет мелкозаглубленную резьбу. Позже для изготовления тяблого иконостаса применяли басму. Басменный иконостас состоял из планок со штампованным декором на серебрянных или латунных пластинках. Самым изощренным мастером по басменным иконостасам считался тот мастер у которого имелось больше штампов с декором. Декор прибивался мелкими гвоздиками к деревянной основе иконостаса. Многие мастера совмещают резьбу с элементами из басмы. Тябловый иконостас до сих пор имеет широкое распространение в Греции и на Кипре. В настоящее время, наряду с другими направлениями по изготовлению иконостаса, во многих иконостасных мастерских, выросших во множестве по всей территории России, получил широкое распростанение тябловый иконостас. Изготовление тяблового иконостаса не требует таких больших затрат как изготовление иконостаса классического.

­Византийский иконостас пришел на Православную Русь в 11 веке, где он претерпел серьезные изменения, превратившись в высокий русский иконостас. В русских храмах существует два типа иконостасов. Первых тип иконостаса размещается по всей ширине храма, занимая практически всю восточную стену. Второй тип иконостаса занимает только пространство внутри проема в Алтарь. При выборе типа иконостаса нужно было учитывать размеры и аккустические возможности храма. И естественно на размеры иконостаса влияли материальные возможности данного прихода. Позже появились трехъярусные иконостасы, получившие широкое распространение на Руси.

­ Самый первый трехъярусный иконостас, был изготовлен в Москве в 15 веке. Иконы на этот иконостас написал известный иконописец Феофан Грек. Через некоторое время в иконописной мастерской Андрея Рублева был изготовлен иконостас с четвертым пророческим рядом.

Возникновение высокого иконостаса современные историки связывают со спецификой богослужения в России по Иерусалимскому Уставу.

­еще один праотеческий ряд появился в русском иконостасе в 16 веке. Обычно иконы на этом ряду изображали поясные. К этому времени на иконостасе сформировалась неразрывная связь святого писания от Ветхого до Нового завета. Сфрмировался классический пятиярусный тип русского иконостаса.

Одной из причин возникновения высокого русского иконостаса было то, что многие построенные храмы не имели росписей на стенах. В результате чего в дальнейшем количество рядов на иконостасе продолжало расти.

­В 17 веке над праотеческим рядом появился еще один ряд иконостаса с изображениями ангелов - серафимов и херувимов. Часто их изображают на иконостасе резными, венчающими иконы верхнего ряда иконостаса. Позже в иконостасе иногда добавляли пядничный ряд (небольние иконы равные размеру между большим и указательным пальцами -­ пяди). Эти иконы, приносимые в храм прихожанами, стали помещать на иконостас для всеобщего молния. Во многих храмах можно увидеть различные иконы, в беспорядке развешаные по стенам храма. В разных уголках храма могит соседсвовать множество икон с изображением Спасителя или­ с Казанской Божьей Матерью и дугих святых, различных не только по стилю и грамотности написания, но и по сохранности. Порой иконы занимают все пространство храма почти от пола и до потолка. И каждый прихожанин приходил молиться к своей иконе. А если ветхую икону помещали в хранилище, происходил скандал. Поэтому все эти иконы стали устанавливать на иконостас. В конце17 века в иконостас стали устанавливать иконы, изображающие Страсти Христовы: Избиение Христа, Несение Креста, Распятие Христово, Снятие с Креста, Положение во гроб, так появился еще один ряд страстной. На самом верху иконостаса во многих храмах стали устанавливать большой Крест с Распятием Иисуса Христа. На некоторых иконостасах Крест с Распятием изображался с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. В основном Распятие Христово было живописным и украшалось по контуру Креста позолоченной резьбой или гравировкой с позолотой и эмалями. В начале 18 века иконостасы начали украшать причудливой резьбой, позолоченной сусальным золотом или поталью. В резьбе на иконостасах присутствовали райские птицы, всякие звери, виноград и райские плоды и цветы. Особо часто на старинных иконостасах можно увидеть крученые столбы, обвитые виноградными лозами, символизирующими Кровь Христову. Богатые резные иконостасы, изготавливаемые русскими мастерами, оказали большое влияние на развитие иконостасного искусства Афона и Греции.

­На Руси чаще всего классический иконостас был пятирядным.

­В каждом храме верующие старались поставить иконостас, поражающий своим благолепием. В 19 веке получили развитие иконостасы из мрамора и керамики, призванные не только украшать храм и прославлять Христа, но и стоять вечно.

­Сегодня в российских храмах изготавливаются иконостасы самых разнообразных стилистик. В наше время у художников появились огромные возможности для свободы творчества в изготовлении иконостаса. У нашей мастерской богатый опыт по разработке различных вариантов иконостаса. Мы с удовольствием поработаем над разработкой проекта иконостаса и его изготовлением в той стилистике, которая подойдет именно для Вашего храма и в соответствии с требованиями нашего времени. В этом непростом деле лучше довериться настоящим профессионалам.

Иконостас безусловно является самым важным предметом церковного интерьера. Это лицо храма. Он создает определенный молитвенный настрой, торжественный, уносящий ввысь или, наоборот, теплый, интимный, что часто встречается в маленьких храмах или приделах. Иконостас обычно перекликается с архитектурной конструкцией храма и наравне с эстетической несет очень важную смысловую нагрузку, которая заключается в иконописной части. Поэтому работа над иконостасом -это работа и архитектора, и иконописца, и инженера- технолога в случае сложных конструктивных решений, и резчика-скульптура, и краснодеревщика или специалиста по камню,а также столяров и позолотчиков. Творческий коллектив "Собор" объединяет всех этих специалистов, т.к. изготовление иконостасов одно из самых главных направлений его деятельности. Если Вы хотите заказать иконостас, просто свяжитесь с нами.

  • Иконостас в сочетании с легкой праздничной росписью образует торжественный архитектурно-художественный ансамбль. Иконостас выполнен с помощью редчайшей техники использования горячей и холодной эмалей. Многодельный и сложный иконостас растворяется в интерьере храма, становясь прозрачным и легким, что создает ощущение неземного пространства – это ли не Чудо?

  • Сделан в классический стиле под существующую роспись и интерьер для сохранения целостности и гармонии внутреннего пространства.

  • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись:Светлана Ржаницына, Александр Голышев, Сергей Черный, Екатерина Луканина, Екатерина Мыць, Алексей Кошевой, Ирина Колбнева. Художественный надзор над резьбой: Андрей Власов.

    Уникальный в художественном и исполнительском отношении иконостас органично вписывается в храмовую архитектуру. Светлый фон, оттеняющий изысканную позолоченную резьбу, придает легкость и воздушность общему архитектурному решению иконостаса.

  • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись:Светлана Ржаницына,Вячеслав Симаков, Ирина Колбнева, Александр Голышев, Ольга Спиридонова, Алексей Литовкин. Художественный надзор над резьбой и басменными работами: Андрей Власов.

    Замечательный в архитектурном отношении храм св. Ильи пророка в с. Дыдылдино - интереснейший объект для мастеров церковного искусства. Главная залача создателей иконостаса - обеспечить цельность храмового пространства при богатстве и разнообразии художественных приемов и материалов. Иконостас органично вписался в храмовый интерьер и составляет единое целое с росписями храма, выполненными мастерской "ЛиК".

  • Готические формы, органично адаптированные для православной традиции - основная архитектурная идея иконостаса. Также активно используются пластические приемы русского модерна начала ХХ века. Иконостас не просто идеально вписывается в высокую архитектуру храма, но и немало обогащает ее.

  • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись: Алексей Кошевой, Екатерина Луканина, Екатерина Мыць, Ольга Спиридонова, Александр Голышев, Андрей Жаров, Александра Захваткина. Художественный надзор над резьбой и басменными работами: Андрей Власов.

    Архитектор Олег Романенко развил идею иконостаса, ранее воплощенную мастерской “Соборъ” в Преображенском храме г. Игрима в ХМАО. Здесь она обогатилась в центральном иконостасе рельефным планом, большей резьбой и архитектурными находками, подчеркивающими красоту икон, которые имеют не меньшую художественную значимость, чем в Игриме, поскольку здесь работала та же бригада иконописцев, только в более расширенном составе. Более лаконичные боковые иконостасы не менее интересны и выразительны.

  • Оригинальное архитектурное решение иконостаса и деликатный ненавязчивый декор в виде резьбы и басменного обрамления выгодно подчеркивают красоту икон, авторы которых, известные московские мастера, особенно проявили здесь творческий и одухотворенный подход в их создании. Праздничный ряд по цельности и лаконичности, а также мастерстве написания, является архитектурно- живописным фризом, объединяющем все живописное решение икон иконостаса. Ритмы силуэтов местных образов очень выразительны.

  • Иконостас выполнен из американского ореха с басменными вставками в стиле "модерн".

    Глубокая резьба с элементами райского сада и зверей - это авторское развитие мотивов резных иконостасов начала прошлого столетия. Житийные иконы св. Александра Невского и Димитрия Донского - также творческая и самостоятельная разработка иконописцев. То же самое можно сказать про остальную иконопись. Каждый образ иконостаса - результат долгой и внимательной работы художника, творческого подхода и интересных решений.

  • Иконопись: Светлана Ржаницына, Екатерина Мыць, Алексей Кошевой, Екатерина Луканина, Ольга Спиридонова, Алексей Литовкин.

    Проект басменного иконостаса был обогащен резными позолоченными вставками с деликатными цветными фонами. Иконы, написанные одними из лучших московких мастеров, решены на светлых фонах, подчеркивающих воздушность и легкость храмового пространства.

  • Иконостас значимого храма г. Москвы (Болгарское подворье) не является точной реконструкцией дореволюционного иконостаса. Он ориентирован на более древнюю архитектуру храма, построенного в лучших традициях храмового строительства 17 в. Материалы - дуб и басма с резными позолоченнми вставками, также использовались в уничтоженном старом иконостасе.

  • Иконостас нижнего храма, достаточно ярко освещенного, сознательно задуман с обилием золота, что делает его смысловой доминантой в простой и четкой храмовой архитектуре и подчеркивает теплоту сакрального помещения.

  • Иконопись под руководством А. Соколова.

    Восстановление иконостаса в Троицком храме Троице-Лыкова, уникального исторического памятника в стиле Нарышкинского барокко - одна из интереснейших и наиболее ответсвенных работ мастерской "Собор". И если в реконструкции резьбы восстановительная задача решена точно, что не ограничивало отнюдь творческие возможности резчиков,которые проявили с яркой силой свое мастерство, то в иконописи художники удивительным образом сохранили свое лицо при стилистичеком соответсвии, что несомненно при создании образа очень важно и богословски оправдано.

  • Этот иконостас создавался для сурового севера Ханты-Мансийского края, где природа редко дарит людям солнечный свет и тепло. Поэтому в нем так много цвета, узорочья резьбы и позолоты. Перед иконописцами стояла достаточно сложная задача - сделать так, чтобы образы не потерялись в обилии цвета и золота, чтобы столь сложный в архитектурном отношении и смелый иконостас не превратился в очередной "резьбостас". Справились ли они с этой задачей - ответ на этот вопрос неоднозначный. Но именно неоднозначность этого иконостаса делает его значительным явлением церковного искусства того времени, поставившим очередные задачи перед церковными художниками и стимулирующим поиски путей их решений.

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • Храмовые иконостасы конца XVII – XIX века Ростова Великого

  • Заказывать иконостас лучше всего в той организации, где занимаются изготовлением иконостасов профессионально, а не от случая к случаю.

    Тогда можно быть уверенным, что сделанный из дерева иконостас простоит долгие годы, десятилетия, или даже несколько столетий без изменения геометрии, появления трещин или иных дефектов.

    В России есть несколько мастерских, чьи мастера обладают многолетним опытом изготовления резных иконостасов любой сложности.

    При заказе иконостаса стоимость, как правило, рассчитывается индивидуально в зависимости от выбранного материала, размеров и сложности резьбы.

    Исключением являются иконостасы, сделанные по типовым проектам, т.е. изготовление которых поставлено на поток, и которые собираются из отдельных стандартных резных модулей. С одной стороны, это позволяет существенно сократить стоимость и сроки изготовления иконостаса. С другой - даже при изменении цвета и размеров иконостаса в оформление храмов вносится некое однообразие, повторение.

    Для того, чтобы заказать иконостас , отправьте на e-mail чертеж, определяющий общую форму иконостаса (площадь иконостаса может быть одинаковой, но конечная стоимость изготовления отличаться), и общие пожелания в элементах резьбы по дереву. Также на конечную стоимость влияет выбор материала (липа, дуб, бук) и отделка (тонировка и лакировка; покраска эмалью; сусульное золото).

    Иконостас в православном храме

    Средняя часть храма знаменует собою прежде всего горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни. По некоторым толкованиям, эта часть храма знаменует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный, Царство Божие, новое небо и новую землю в собственном смысле. Толкования сходятся в том, что средняя часть храма - это тварный мир, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, область превыспреннего, где совершаются тайны Божий.

    При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и водружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда - решетка , являвшаяся символом-знамением отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ - образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Он обращен своей лицевой стороной, иконами к средней части храма, носящей у нас название церковь, собственно церковь. Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны.

    Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженной твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремится в своем духовном пути полно та верующих людей земной Церкви, находящих свое спасение в храме, в церкви. Здесь, в храме, земная Церковь, таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. В соответствующих молитвах, прошениях, где поминаются все святые, возгласах и действиях богослужения давно было выражено общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстательство Небесной Церкви за земную, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее, - стройной совокупностью символов-образов стал иконостас.

    Все это можно отнести к любой иконе, в том числе и находящейся в жилом доме, и к настенным росписям храма. Отдельные иконы в разных частях храма и в частных домах, а также настенные росписи в храме имеют и силу Духа Святого, и способность через свое посредство вводить человека в общение с теми святыми, которые на них изображены, и свидетельствуют человеку о том состоянии обо женности, к которому и он сам должен стремиться. Но эти иконы и композиции стенных росписей или не создают общего образа Небесной Церкви, или не являются тем, чем является иконостас , а именно средостением между алтарем (местом особого присутствия Бога) и собранием (экклисией), церковью, совместно молящихся в храме людей. Поэтому иконостас есть совокупность образов, обретающих особенный смысл оттого, что они составляют алтарную преграду.

    Средостение между Богом и земнородными людьми Церкви Небесной, являемое иконостасом , определяется также глубиной догмата о Церкви, как о необходимейшем условии личного спасения каждого человека. Без посредничества Церкви никакое напряжение личного стремления человека к Богу не введет его в общение с Ним, не обеспечит ему спасения. Человек может спастись только как член Церкви, член Тела Христова, через таинство Крещения, периодического покаяния (исповеди), причастия Тела и Крови Христовых, молитвенного общения со всей полнотой Небесной и земной Церкви. Это определено и установлено Самим Сыном Божиим в Евангелии, раскрыто и объяснено в вероучении Церкви. Вне Церкви нет спасения: "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец" (русская пословица)!

    По мере необходимости или случая общение верующего человека с Небесной Церковью и прибегание к ее посредничеству может быть чисто духовным - вне храма. Но поскольку речь идет о символике храма, то в этой символике иконостас есть необходимейший внешний образ посредничества Небесной Церкви.

    Иконостас устраивается на том же возвышении, что и алтарь. Но это возвышение продолжается от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся. Возвышение это бывает на одну или несколько ступеней от пола храма. Расстояние между иконостасом и окончанием возвышенной площади насыпается солеей (греч. - возвышение). Поэтому возвышенная солея называется внешним престолом в отличие от внутреннего, что в середине алтаря. Это название в особенности усваивается амвону - полукруглому выступу в середине солеи, против царских врат, обращенному внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

    Амвон в центре солеи означает восхождение (греч. - "амвон"). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль), так как на амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектений, священниками - проповеди, поучения, с амвона епископы обращаются к народу. Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех, верующих во Христа, причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную.

    Солея в богослужебном отношении есть место для чтецов и певцов, которые называются ликами и изображают собою лики ангелов, воспевающих хвалу Богу. Поскольку лики певцов таким образом принимают непосредственное участие в богослужении, они и располагаются выше остального народа, на солее, в ее левой и правой сторонах.

    В апостольские и первохристианские времена все присутствовавшие в молитвенном собрании христиане пели и читали , особых певчих и чтецов не было. По мере возрастания Церкви за счет язычников, не знакомых еще с христианским песнопением и псалмопением, поющие и читающие стали выделяться из общей среды. Кроме того, ввиду величия духовного значения поющих и читающих, как уподобляющихся ангелам небесным, их стали выбирать по жребию из числа наиболее достойных и способных людей, как и священнослужителей. Они стали называться клириками , то есть избранными по жребию. Отсюда и места на солее справа и слева, где они стояли, получили названия клиросов. Следует сказать, что клирики, или лики певчих и чтецов, духовно обозначают для всех верующих то состояние, в котором все должны пребывать, то есть состояние непрестанной молитвы и славословия Богу. В той духовной войне с грехом, которую ведет земная Церковь, основным духовным оружием является Слово Божие и молитва. Клиросы в этом отношении суть образы воинствующей Церкви, что особенно обозначается двумя хоругвями - иконами на высоких древках, сделанными по подобию древних воинских знамен. Эти хоругви укрепляются у правого и левого клиросов и выносятся в торжественных крестных ходах как знамена победы воинствующей Церкви. В XVI-XVII вв. русские воинские полки назывались по имени тех икон, которые изображались на их полковых знаменах-хоругвях. Это были обычно иконы храмовых Праздников важнейших кремлевских соборов, из которых они жаловались войскам.

    В кафедральных архиерейских соборах постоянно, а в приходских храмах по мере надобности, при приездах епископа, в центре средней части храма, против амвона, находится возвышенная квадратная площадка , помост для епископа. На него архиерей восходит в уставных случаях для облачения, совершения некоторой части богослужений. Этот помост носит названия архиерейский амвон , облачальное место или просто место, рундук. Духовное значение этого места определяется пребыванием на нем архиерея, что изображает собою пребывание Сына Божия во плоти среди людей. Архиерейский амвон в таком случае означает своим возвышением высоту смирения Бога Слова, восхождение Господа Иисуса Христа на вершину подвига во имя спасения человечества. Для восседания архиерея на этом амвоне в предусмотренных Уставом моментах богослужения ставится седалище-кафедра . Последнее название в обиходе перешло в название всего архиерейского амвона, так что отсюда и образовалось понятие кафедральный собор, как главный храм области данного архиерея, где постоянно стоит на середине храма его кафедра. Это место украшается коврами, на нем имеет право стоять и совершать службу только епископ.

    За облачальным местом (архиерейским амвоном), в западной пене храма устраиваются двустворчатые двери или врата, ведущие из средней части храма в притвор. Это главный вход в церковь. В древности эти врата особенно украшались. В Уставе они называются красные, по причине их благолепия, или церковные (Типикон. Последование пасхальной утрени), так как являются главным входом в среднюю часть храма - церковь.

    В древних православных храмах эти врата зачастую оформлялись красивым, полукруглым вверху порталом, состоящим из Нескольких арок и полуколонн, уступами идущих от поверхности стены внутрь, к самым дверям, как бы сужая вход. Эта архитектурная деталь врат знаменует собою вход в Царство Небесное. По слову Спасителя, "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь " (вечную; Мф. 7:14), и верующим предлагается находить этот узкий путь и входить в Царство Божие тесными вратами. Уступы портала призваны напомнить об этом людям, входящим в Храм, создавая впечатление сужающегося входа и знаменуя в то же время те ступени духовного совершенства, которые необходимы для исполнения слов Спасителя.

    Арки и своды центральной части храма, находящие свое завершение в большом центральном подкупольном пространстве, соответствуют обтекаемости, сферичности пространства Вселенной, небесному своду, простертому над землей. Поскольку видимое небо является образом Неба невидимого, духовного, то есть области небесного бытия, постольку стремящиеся ввысь архитектурные сферы средней части храма изображают область небесного бытия и самое стремление душ человеческих от земли к высоте этой небесной жизни. Нижняя часть храма, главным образом пол, знаменует собою землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а, напротив, находятся в тесном единстве. Здесь наглядно показывается исполнение пророчества Псалмопевца: "Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет от земли, и правда приникнет с небес " (Пс. 84:11, 12).

    По самому глубокому смыслу православного вероучения, Солнце правды, Свет истинный Господь Иисус Христос является тем духовным центром и вершиной, к которым стремится в Церкви всё. Поэтому издревле в центре внутренней поверхности центрального купола храма принято было помещать образ Христа Вседержителя. Очень быстро, уже в катакомбах, этот образ обретает вид поясного изображения Христа Спасителя, благословляющего людей правой рукой и в левой держащего Евангелие, раскрытое обычно на тексте "Аз есмь свет миру ".

    В размещении живописных композиций в центральной части храма, как и в других частях, нет шаблонов, но есть определенные канонически допускаемые варианты композиций. Один из возможных вариантов следующий.

    В центре купола изображается Христос Вседержитель. Под Ним по нижнему краю сферы купола - серафимы (силы Божий). В барабане купола восемь архангелов, небесных чинов, призванных блюсти землю и народы; архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Так, Михаил имеет при себе огненный меч, Гавриил - райскую ветвь, Уриил - огонь. В парусах под куполом, которые образуются переходом четырехугольных стен центральной части в круглый барабан купола, помещаются образы четырех евангелистов с таинственными животными, соответствующими их духовному характеру: в северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов с орлом. Напротив, по диагонали, в юго-западном парусе, - евангелист Лука с тельцом, в северо-западном парусе - евангелист Марк со львом, напротив, по диагонали, в юго-восточном парусе, - евангелист Матфей с существом в образе человека. Такое размещение образов евангелистов соответствует крестообразному движению звездицы над дискосом во время евхаристического канона с возгласом "ноюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Затем по северной и южной стенам сверху вниз следуют рядами изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников.

    Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до границы изображений высотой обычно по плечи человека идут панели, на которых нет священных изображений. В древности на этих панелях изображались полотенца, украшенные орнаментом, что придавало особую торжественность стенным росписям, которые, как великая святыня, как бы преподносились людям по древнему обычаю на украшенных полотенцах. Панели эти имеют двоякое назначение: во-первых, они устраиваются для того, чтобы молящиеся при большом стечении народа и тесноте не стирали бы священных отображений; во-вторых, панели как бы оставляют место в самом нижнем ряду здания храма для людей, земнородных, стоящих в храме, ибо люди несут в себе образ Божий, хотя и затемненный грехом, являясь в этом смысле также образами, иконами. Это соответствует и тому обычаю Церкви, согласно которому каждение в храме совершается сначала святым иконам и настенным образам, а затем людям, как носящим образ Божий, то есть как бы одушевленным иконам

    Северная и южная стены, кроме того, могут заполняться изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. По обе стороны входных западных дверей в средней мсти храма помещаются изображения "Христос и грешница" и Опасение утопающего Петра". Над этими вратами принято помещать изображение Страшного суда, а над ним, если позволяет пространство, - образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества. На столпах в средней части храма, где ни есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются образы растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина много бытия, перечисляющая различные Божий создания. В орнаменте могут использоваться также такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звезды.

    Кроме центрального купола, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя. Купол принято обычно устраивать там, где есть храм придел. Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, центрального, еще несколько храмов-приделов, то над средней частью каждого из них сооружается купол. Впрочем, наружные купола на кровле не всегда и в древности строго соответствовали количеству храмов-приделов. Так, на кровлях трехпридельных храмов часто стоят пять куполов - во образ Христа и четырех евангелистов. При этом три из них соответствуют приделам и потому изнутри имеют открытое подкупольное пространство.. А два купола в западной части кровли возвышаются только "ад кровлей и изнутри храма закрыты сводами потолка, то есть не: имеют подкупольных пространств. В позднейшие времена, с конца XVII в., на кровлях храмов ставилось иногда множество куполов безотносительно к количеству приделов в храме. При этом соблюдалось только, чтобы хотя центральный купол имел открытое под купольное пространство.

    Помимо западных, красных врат, православные храмы имеют обычно еще два входа: в северной и южной стенах.

    В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине "I H Ц I" (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости - останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку - образ Иоанна Богослова. Помимо своего главного назначения передать людям образ крестного подвига Сына Божия, такое Распятие с предстоящими призвано также напомнить о том, как Господь перед смертью на Кресте сказал Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова : "Жено! се, сын Твой ", и обратясь к апостолу: "Се, Мати твоя " (Ин. 19:26-27), и тем самым усыновил Матери Своей, Приснодеве Марии, все верующее в Бога человечество. Взирая на такое Распятие, верующие должны проникаться сознанием того, что они суть не только дети сотворившего их Бога, но, благодаря Христу, и дети Матери Божией, так как они причащаются Тела и Крови Господних, которые образовались из пречистых девственных кровей Девы Марии, родившей по плоти Сына Божия. Такое Распятие, или Голгофа, великим постом выдвигается на середину храма лицом ко входу для сугубого напоминания людям о крестных страданиях Сына Божия ради нашего спасения.

    Там, где в притворе нет должных условий, в средней части храма, обычно у северной. стены, ставится стол с кануном (каноном ) - четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием. Здесь служатся панихиды по усопшим. Греческое слово "канон" в данном случае означает предмет, имеющий определенные очертания и размеры. Канон со свечами знаменует собою, что вера в Иисуса Христа, проповедуемая Четвероевангелием, всех усопших может делать причастниками Божественного света, света вечной жизни в Царстве Небесном. В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой (или аналой) с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой - вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства читать возложенные на аналой Евангелие, Апостол или прикладываться к иконе на аналое. Употребляемый прежде всего в практических целях, аналой имеет значение вообще духовной высоты, возвышенности, соответствующей тем святым предметам, которые на него полагаются. Пологая верхняя доска, поднимающаяся вверх, к востоку, знаменует возвышение души к Богу посредством того чтения, которое совершается с аналоя или целования лежащих на нем Евангелия, Креста, иконы.

    Входящие в храм поклоняются прежде всего иконе на аналое. Если в храме пет иконы ныне празднуемого святого (или святых), то полагаются святцы - иконописные изображения святых по месяцам или полумесячиям, воспоминаемых в каждый день этого периода, помещенные на одной иконе. В храмах должны быть 12 или 24 таких иконы - на весь год. В каждом храме также должны быть небольшие иконы всех великих праздников для положения их в праздничные дни на этом центральном аналое. Аналои ставятся на амвоне для чтения Евангелия диаконом во время литургии. За праздничными всенощными бдениями Евангелие читается на середине храма. Если служба совершается с диаконом, то в что время диакон держит раскрытое Евангелие перед священником или архиереем. Если священник служит один, то он читает Евангелие на аналое. Аналой используется при таинстве Исповеди. На него полагаются в этом случае малое Евангелие и Крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя с лежащими на нем Евангелием и Крестом. Аналой используется и при многих других службах и требах. Он не является обязательным священно-таинственным Предметом в храме, но удобства, которые аналой доставляет при богослужении, настолько очевидны, что его применение очень широко, и практически в каждом храме есть несколько аналоев. Аналои украшаются одеждами и покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник одежды духовенства.

    Иконостас в храме

    Иконостас - (греч. eikonostasion, от eikon - «изображение, образ» и stasis - «место стояния») - алтарная перегородка, отделяющая Святая Святых от остального храма. Иконостас прошел долгий путь становления, прежде чем предстал перед нами в своем законченном, привычном виде. Как правило, в иконостас включается несколько рядов икон, каждый из которых имеет свое символическое значение и занимает особое место.

    В православных церквях иконостас – центральная часть храма.

    Как выбрать

    В данной рубрике представлен широкий выбор готовых работ нашего производителя различной отделки: от аскетичных до богатых вариантов. Можно выбрать и купить иконостас по готовому, т.н. "типовому" проекту. Также Вы можете заказать иконостас для Вашего храма , обсудив с консультантом все индивидуальные пожелания.

    Все вопросы, связанные с ценами на изготовление иконостаса , подходящего по размеру для Вашего храма, Вы можете задать нашему консультанту по иконостасам:

    Екатерина, моб. +7-920-737-03-37.

    Если время не рабочее, то пишите к нам на почту: .

    Выбор стиля и материала для изготовления иконостаса на заказ - дело тонкое и сложное, поскольку иконостас является центром любого храма, он должен вписываться как в архитектурный стиль храма, так и в общий интерьер. Индивидуальна каждая церковь – неповторим и иконостас в ней.

    Символика

    Иконостас в православном храме рассказывает всю историю православного учения – от пророчеств о Рождении Сына Божьего, до Его Распятия и Воскресения. Кроме того, это преграда, отделяющая алтарь от церкви, символизирует границу между земным и небесным. Но и порядок построения рядов в иконостасе глубоко символичен. Он отражает иерархию небесную, а Врата Царские являются прообразом входа в Рай.

    Материалы изготовления, виды отделки и вставки

    Изготовить и купить иконостас для храма можно из самых разнообразных материалов: из дерева, мрамора, керамики, металла и даже стеклопластика. Но деревянные иконостасы являются наиболее распространенными. Дерево – натуральный, экологически чистый материал. Для иконостасов отбирается лес высшего качества, без изъянов. При правильной заготовке дерева для изготовления иконостаса, срок его службы будет очень долгим.

    Отделка иконостасов, как и материалы для их изготовления крайне разнообразна:

    • резьба. Витые орнаменты, созданные в технике резьбы, украшают множество иконостасов в православных храмах;
    • серебрение, золочение необычайно украшает иконостас, делает его сверкающим и торжественным;
    • эмаль. Такая отделка, несмотря на внешнюю хрупкость материала, крепка и долговечна, кроме того, не требует особого ухода;
    • басма. Часто используется при украшении иконостасов, поскольку такая техника позволяет выполнить сложный орнамент и легко повторить его для других деталей.

    ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИКОНОСТАСА

    Наша мастерская "Северный Афон" занимается изготовлением иконостасов "под ключ" от проектирования до монтажа, росписью храмов а также написанием храмовых икон. Сколько стоит заказать иконостас? Из чего складывается стоимость. На этот и другие похожие вопросы, мы попытаемся ответить в этой статье.
    Сначала нужно определиться в каком стиле он будет выполнен. Стилистика иконостаса, как и других элементов убранства храма, изменялась со временем. Сейчас обычно заказывают следущие виды иконостасов.
    Деревянный резной иконостас.

    Очень распространенный тип современного иконостаса. Заказать его значительно дешевле, чем барочный, при этом красиво затонированное дерево, в сочетании с хорошо написанными иконами, производит сильное впечатление. Такие иконостасы часто встречаются в Греции, на Афоне. В России до 20 века иконостасы, как правило золотили, но сейчас деревянные, резные изделия встречаются все чаще.
    Примерная стоимость изготовления деревянного резного иконостаса, в настоящее время в России составляет 40-60 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно.

    Барочный позолоченный иконостас

    Другой распространенный вид иконостаса- барочный, сложился в 17 веке. Его особенности- обилие позолоченных декоративных элементов. Изготавление иконостаса происходит следующим образом. Сначала каждый элемент мастера-резчики вырезают из дерева, затем эти элементы покрывают левкасом, после чего детали золотятся на полимент и полируются до зеркального блеска.
    Заказать барочный иконостас довольно дорого. Пожалуй это самый дорогой тип иконостаса. Стоимость увеличивает, как большой расход сусального золота, так и сложная и дорогостоящая работа мастеров позолотчиков.
    Примерная стоимость изготовления барочного иконостаса, в настоящее время в России составляет от 90 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно.


    Иконописная мастерская "Северный Афон" 2016 г
    резное дерево, золочение

    История иконостаса .

    В церкви каждая храмовая икона занимает строго опреде­ленное место. Центральная часть храма-иконостас. Ранневизантийские иконостасы состояли из одного ряда икон и были,как правило каменными. Со временем иконостасы усложнялись, в них добавлялись новые элементы. Классический тип пятирядного иконостаса сложился примерно к 15 веку, и состоял из следующих рядов: Местный ряд, Деисус, Праздничный ряд, Пророческий ряд, Праотеческий ряд.
    В центре преграды над царскими врата­ми располагаются образы деисусного чина. «Деисус» по-гречески означает «моление». Вечное и неруши­мое моление Богома­тери и Иоанна Предте­чи, обращенное к Иису­су Христу.
    На иконах деисуса эти три фигуры находят­ся посередине: в центре Спаситель, справа Бого­матерь. слева Иоанн.
    Первоначально они пи­сались на одной доске - так выглядят самые ран­ние русские деисусные иконы. Постепенно ком­позиция усложнялась.
    Образы начали писать на отдельных досках, постепенно к ним добавились но­вые персонажи, иног­да - сцены из Еванге­лия. К концу XIV века деисусиый чин состоял уже из семи фигур. На­пример, в состав Сер­пуховского чина, со­зданного в 1380 году, входят, помимо трёхфигурной центральной иконы, изображения архангелов Ми­хаила и Гавриила и апостолов Петра и Павла. А деи­сусиый чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (XV век) включает в себя уже двадцать одну фигуру.
    В XV веке появляется и высокий иконостас с икона­ми очень большого размера (нигде, кроме русской церкви, такого пет). Идея их создания принадлежит, видимо, Феофану Греку и Андрею Рублеву. Образы де­исусного чина, написанные ими в начале столетия, на­ходятся сейчас в московском Благовещенском собор
    Деисус теперь вос­принимался как шест­вие святых молитвенни­ков - предстоятелей за род людской перед Спа­сителем; поэтому состав персоналий мог менять­ся. в зависимости от вре­мени и места создания икон. В него включали канонизированных кня­зей и иерархов Церкви, местночтимых святых. То. как именно изобра­жались фигуры, зави­село от центрального образа. Если центром композиции был «Спас Вседержитель», то и остальные иконы были поясными, а если «Спас па престо­ле» или «Спас в Си­лах» - то фигуры изображались полный рост.
    В настоящее время, создаются иконостасы, как в русской традиции, так и по древним византийским образцам.

    6. Монтаж иконостаса

    Завершающий этап - монтаж в храме. Так дерево - материал достаточно чувствительный к изменению температуры и влажности, монтаж необходимо делать в помещении с уже сформировавшейся температурой и влажностью. В храме должны быть завершены все строительные и штукатурные работы.

    Избранные фотографии работ нашей мастерской.

    5. Золочение элементов иконостаса

    В тех случаях, когда в проекте есть позолоченные элементы, следующий этап - это золочение. Обычно мы используем золочение на мордан, но можно позолотить и на полимент (более дорогое и сложное золочение, при котором золото полируется агатовым зубком).
    Конечно золочение сусальным золотом обходится достаточно дорого, как из за высокой стоимости самого материала, так и стоимости работ. В случае, если нет возможности заказать золочение сусальным золотом, можно выполнить золочение качественной (не окисляющейся, и в последствии не зеленеющей) поталью.

    3. Изготовление резных элементов

    Следующий этап - изготовление резных элементов. Элементы вырезаются на станках, в некотрых случаях (сложные элементы с внутренней резьбой) доводятся вручную.

    ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ

    Если Вы решили заказать изготовление иконостаса в нашей мастерской, то процесс изготовления будет включать следующие этапы.

    1.Создание эскизного проекта

    В соответствии с архитетурой храма разрабатывается эскизный проект, который утверждается у заказчика. На этом этапе возможна доработка эскиза в соответствии с пожеланиями заказчика и в случае храмов, являющихся памятником архитектуры, приведение в соответствие требованиям ГИОП.

    2. Разработка 3D модели.

    На этом этапе делается 3D модель. Модель необходима для окончательного уточнения всех деталей, и в дальнейшем используется для изготовления элементов резьбы из дерева.

    Никольский Морской собор в Кронштадте, 2012г.

    Каменный иконостас в византийском стиле. 19 век. Иерусалим

    Современный каменный иконостас в византийском стиле. Валаам.

    Иконостас храма Св. Николая, Кипр. Иконописная мастерская Северный Афон 2007г

    Иконостас с золочением

    В настоящее время все чаще встречаются эклектичные иконостасы, которые сложно отнести к какому-то определенному стилю. Причин распространения несколько. Во-первых сейчас восстанавливается большое количество храмов, построенных в 19 веке по типовому проекту, для которых сложно спроектировать иконостас, гармонично сочетающийся с архитектурой храма и при этом отвечающий строгим стилистическим канонам.
    Во-вторых, при изготовлении таких иконостасов можно уложиться в относительно небольшой бюджет, что актуально для небогатых провинциальных приходов. При этом хорошо спроектированный иконостас, будет смотреться не хуже более дорогих барочных или каменных иконостасов.
    Примерная стоимость изготовления таких иконостасов, в настоящее время в России составляет 40-90 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно.

    Иконостас Спасо-Преображенского собора, Валаам, 2006 г
    Иконописная мастерская Северный Афон, совместно с другими мастерскими

    Иконостас Спасо-Преображенского собора, Валаам,
    фрагмент.

    Иконостас храма Всех Скорбящих Радости, С-Петербург, Иконописная мастерская Северный Афон, 2008 г

    Византийский каменный иконостас .

    Этот тип иконостаса сложился в первые века христианства, и был распространен в Византии. Имеет низкую алтарную преграду. Состоит из одного, или двух ярусов. Очень нарядно смотрится сочетание белого резного камня, и икон большого размера. При этом иконостас не перегружен декоративными элементами, и ничто не отвлекает внимание молящихся.
    Однако заказать каменный иконостас несколько сложнее и дороже, чем иконостас из дерева. Дело в том, что в России мало мастерских, спецализирующихся на резьбе по натуральному камню, и они достаточно дорого оценивают свою работу.
    Как альтернатива, можно заказать иконостас из искусственного камня. Хороший искусственный камень практически не отличается от настоящего, позволяет делать орнаменты любой сложности и по стоимости сопоставим с деревянным резным иконостасом.
    Примерная стоимость изготовления каменного византийского иконостаса, в настоящее время в России составляет 70-90 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно. На отдельной странице сайта Вы можете прочитать, как формируется стоимость икон .

    Санкт-Петербург, Морская наб. 37