Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Эффективное выступление перед аудиторией. Разновидности публичных выступлений

День добрый, дорогой друг!

Динамика улучшений в автотранспортном цехе, в рассказе Михаила Жванецкого, — не может не впечатлить. «Наш цех хронически отставал, теперь он хронически обгоняет...». Помните?) Секретом своих успехов автотранспортники не поделились, поэтому пойдем своим путем. Сегодня на повестке дня — навыки публичных выступлений.

Прямо скажу, ощущения того, что открыл Америку, не возникло. Не я первый, не я последний, кого посещают такие мысли. Более того, об этом задумывался каждый из вас, я в этом уверен.

Вопрос скорее в другом - «что, как и когда?».

Навык переговоров формируется заключается не столько подготовкой к ним, сколько умением «выстоять» на всех стадиях переговорного процесса.

Когда Михаил Ботвинник стал чемпионом мира по шахматам, он все равно каждый день по 6 часов тренировал «основные удары».

Для себя «основными ударами» при переговорах я обозначил:

  1. развитие уверенности,
  2. управление эмоциями,
  3. навык публичного выступления
  4. расширение «ассортимента» переговорных приемов
  5. терпение

Сегодня о пункте №3. Хотя все они взаимосвязаны между собой.

Навык выступления перед аудиторией

Когда уже закончил, пригласили на тусовку для следующего потока. Позвали на сцену… далее, вы уже догадались: «Слово предоставляется одному из лучших выпускников…».

Услышав свою фамилию, я опешил. Полагаю, вид у меня был, как у Кисы Воробьянинова после аукциона стульев. Разве, что не шлепал себя ушами по щекам.

Что говорил — не помню, самому казалось, — что бред, друзья говорили: Все по делу, но голос неуверенный.

Потом я начал соглашаться проводить лекции, публичные занятия у себя на работе, постепенно втянулся, даже нравиться стало.

Причины страхов

Причина страха выступления перед аудиторией — генетическая, доставшаяся нам от прародителей.

Мы боимся высоты. Потому, что предки в течение падали с высоты и погибали. То же самое со змеями, пауками и другими гадами, ибо от их укусов наши предки также были как минимум, — не в восторге.

Наша генетическая память подсказывает: если перед нами группа людей — это войско , враждебно настроенное и мы в опасности.

Кстати, выступая на улице, под открытым небом, волнения меньше, чем в замкнутом помещении. Опять же историческая память. В замкнутом пространстве можно стать легкой добычей. Клаустрофобия, короче.

Отчасти этот страх имеет сексуальную природу. Многие женщины инстинктивно поправляют прическу, когда в зале находятся мужчины. Не то чтобы с целью понравиться, просто инстинкт берет свое.

Как и выработке любого другого навыка главное практика и обратная связь. Но это дело времени. А пока позволю себе дать несколько советов:

1. Чтение вслух и проговаривание текстов вслух . Важно привыкнуть к своему голосу, чтобы не вздрагивать после того, как начал говорить: «О боже, я уже выступаю, какой кошмар!».

2.Важно развить хорошую дикцию.

А) Например, вы едете в машине. Возьмите, к примеру, пробку от винной бутылки и вставьте между зубов. Включите радио и повторяйте за диктором. Старайтесь говорить громко, четко. Пятнадцать минут тренировки туда и обратно по дороге на работу и через месяц-другой удивленная фраза «Ужас, это я так говорю?», — будет уже не про вас.

Б) Ведите дневник. Через некоорое время появится привычка структурировать свои мысли, которая автоматически сформирует и вашу речь. Она станет более лаконичной и по делу, без воды.

3. Поддерживайте контакт глазами с аудиторией или собеседником . Бегание глазами по стенам и потолку помещения не вызывает доверия ни при переговорах, ни при публичном выступлении.

4. Не думайте куда девать руки. Руки подключатся когда надо, если вы фокусируетесь на мыслях. штука полезная, но она должна быть естественной. Обычно достаточно одной руки, чтобы подчеркивать ход мысли. Жесты двумя руками — только для очень важных слов.

5. Не следует зубрить вашу речь . Текст по памяти — все равно, что чтение по бумажке. Хорошо продумайте начало и концовку. Остальное — достаточно тезисов.

И в заключение . Даже самые лучшие советы не заменит практики. Общение - не что иное, как набор привычек.

Важно сформировать привычку вести себя естественно в общении, как один на один, так и перед публикой. Иначе из вас полезет совсем не тот поток мыслей, что вы хотите донести.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Когда тысячи людей смотрят на тебя, готовы внимать тебе и, затаив дыхание, ждут твоей речи - это, конечно, нервирует. Максим Ракитин, преподаватель актерского мастерства из театра-студии Smile, рассказал нам, как сделать публичное выступление блестящим или хотя бы не упасть в обморок.


Внутреннее состояние

Оратор, который сомневается в себе, своем выступлении и смысле жизни, тоже может быть успешным. Его зовут Вуди Аллен. Остальным стоит настроить внутренний мир согласно инструкции.

  • Не думай за других
  • Да, возможно, зрители мысленно смеются над твоим дешевым костюмом и лопоухостью. Может быть, даже догадываются про татуировку в виде профиля Онищенко. Но это значит, что ты невероятно харизматичен. Ведь обычно они вовсе не имеют никакого мнения о выступающем, пока тот не закончит.

  • Не думай за других
  • Поставь цель
  • Собрать инвестиций на миллиард и купить Казахстан под поле для гольфа - это вторично. Главная цель любого выступления (что на презентации, что со сцены) - донести до публики некую идею. Сосредоточившись на текущей задаче, ты отвлечешься от страха неудачи и мыслей о своем несовершенстве.

  • Запоминай состояние
  • Эмоциональная память - основа профессии артиста. Если ты запомнишь ощущение победы после выигрыша плюшевого медведя на «Форексе» и сможешь вызвать это чувство перед выступлением, мандраж сменится уверенностью.

  • Проведи аутотренинг
  • Перед выходом на публику посмотри в зеркало, вспомни всех, кто тебя любит, и проникнись уверенностью в том, что ты совершенен. Как минимум, симметричен, если у тебя две руки, две ноги и два глаза. Для первого впечатления уже неплохо.



Публика бывает капризной и непредсказуемой, как ребенок-трехлетка. Погремушка была бы очевидным решением, но для людей взрослых есть методы еще более действенные.

  • Владение материалом
  • Банально, но труднодостижимо. Мало выучить материал, его надо глубоко понимать. Тогда с ним можно делать на публике что угодно - нарезать соломкой, жонглировать или складывать пазл, не рискуя ошибиться и упустить важное.

  • Разрыв шаблона
  • Под красочным термином из НЛП скрывается парадоксальное поведение, которого зритель не ожидает. И это работает с любой публикой. Попробуй во время выступления поставить себе чай в бутылке из-под коньяка и отхлебывать. Увидишь, зрители будут полностью захвачены происходящим.

  • Фиксация внимания
  • Чтобы справиться с мандражом и удержать внимание аудитории, выбери кого-то одного из зрителей и обращайся по большей части к нему. Это создаст у тебя иллюзию общения один на один и сделает речь более уверенной.

  • Смена ритма
  • Любое приятное занятие может стать унылой работой, если не менять ритм. Поэтому даже порнокартинку меняют раз в полминуты. В обычном выступлении нет такой строгости, но и его желательно разделить на отрезки. Важное - дольше и медленнее, второстепенное - короче и быстрее.

  • Минута молчания
  • Лучший способ привлечь внимание аудитории. Надо молча смотреть в зал с внутренним посылом, что ты хотел бы рассказать многое, но не можешь продолжить, пока они там болтают и шуршат фольгой от шоколадок. Тишина воцаряется очень быстро.



Это главное в выступлении, не считая смысла. А в голосе главное - дыхание, голосообразование, дикция и логика речи. Рассказывая о голосе, Максим Ракитин умело модулировал и звучал крайне убедительно.

  • О дыхании и звукообразовании
  • «Нельзя в разговоре дышать грудной клеткой, дыхание должно быть диафрагмальным. Низ живота и косые мышцы выталкивают воздух, это дает голосовой посыл. Как говорил один мой педагог, надо яйцами разговаривать. И отвыкать от привычки говорить тихо. Голос есть у всех. У кого проблемы - пусть идут к фониатору. Это врач, который решает проблемы голосовых связок».

  • О дикции
  • «Язык - ленивая мышца, ее надо развивать. Скороговорки для этого подходят. И надо отвыкать говорить полуоткрытым ртом. Есть такое упражнение: винную пробку зажать зубами и прочитать текст, потом вынуть пробку и повторить. Разница будет наверняка. Делая это упражнение регулярно, можно избавиться от проблем с дикцией».

  • О логике речи
  • «Это самое сложное, потому что культурный уровень развивать надо. Читать больше, причем не только художественную литературу. Есть такая книга - «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, там прямая речь Бродского. Какая это речь!»

    • Сохраняй дистанцию. Если ты во время программы станешь ерзать и покачиваться, звук будет приближаться и удаляться, будто ты вещаешь из гамака.
    • Сдерживай звук. Твой мощный голос из диафрагмы порвет зрителю барабанную перепонку, а звукорежиссеру - карьеру. На радио говори ртом, а не животом.
    • Дыши ровно. Микрофон очень чувствителен, и любой глубокий вдох дойдет до слушателя как пыхтение.

Инструкция

Тщательно изучите тему своего выступления. Возьмите четыре листа бумаги и озаглавьте их: «Что обязательно?», «Что еще было бы полезно сказать?», «О чем можно упомянуть вскользь?», «О чем следует умолчать?». Все мысли, приходящие в голову по поводу предстоящей речи, пристраивайте в одну из категорий. Это поможет вам структурировать все содержание и выбрать наиболее для вступления.

Определите цели и задачи. Четко ответьте сами себе на вопросы: «Что я хочу получить в результате выступления?», «Как понять, что цель достигнута?», «Как быстро цель должна быть достигнута?».

Изучите аудиторию. Невозможно достичь , не понимая, кто в зале и внимает вашей речи. Чем меньше аудитория, тем полнее должны быть сведения о ней. Важно все: состав, компетентность, интересы и потребности, отношение к вам, вопросы, которые могут задать.

Подготовьте наглядные материалы и технику, с помощью которой вы будете все это демонстрировать. Не пожалейте времени, проверьте все , удлинители и различных приборов. Нет ничего более разрушительного для удачного выступления, чем нервотрепка в самом начале.

Подготовьте место выступления, позаботьтесь о чистой питьевой воде. Заранее продумайте свой облик. Ориентируйтесь на аудиторию, вы должны вызывать доверие и ощущение «своего человека», не говоря ни слова.

Завязка очень важна. Она должна быть такой, чтобы слушателям захотелось непременно досидеть до конца вашего выступления.

Чтобы завладеть вниманием, существует несколько способов. Пошутите сообразно моменту, причем шутку подготовьте заранее. Никаких экспромтов.

Удивите. Для этого приведите в начале речи парадоксальный факт и объясните, как он соотносится с темой вашего выступления.

Напугайте. Опишите ситуацию и проблему, которые грозят человечеству, а затем непринужденно сообщите, как можно спасти мир при помощи продукта, о котором вы собираетесь рассказать.

Заставьте подумать. Задайте залу несколько вопросов, попросите ответить на них и запишите эти вопросы на доске. Затем приступайте к ответам на вопросы самостоятельно. В течение речи несколько раз сравнивайте свое выступление с мнением людей из зала.

Уймите дрожание рук, сильно сжимая большой и указательный пальцы на обеих руках поочередно.

Если страх перед выступление м доходит до состояния паники, попробуйте двадцать пять раз схватиться за свой нос, чередуя правую и левую руку. Эффект гарантирован на ближайшие 25-30 минут. Конечно, проделывайте это за .

В памяти зрителей всегда остаются два ключевых момента о выступающем ораторе, музыканте или музыкальном коллективе: начало и конец выступления. Именно поэтому важно с самого начала произвести благоприятное впечатление.

Инструкция

Улыбайтесь. Даже перед чтением научного доклада поприветствуйте слушателей жестом приязни и хорошего настроения. Во-первых, вы расположите слушателей к себе и дадите знать, что нуждаетесь в их ; во-вторых, произведете впечатление уверенного в себе , который может рассказать что-то по-настоящему стоящее в интересной манере.

Поздоровайтесь и представьтесь. Универсальной формулировки нет, как нет двух одинаковых выступлений. В любом случае вы можете назвать свое имя без излишнего пафоса и театральности, но музыканты должны изобрести фишку, небольшой мотив, по которому их будут узнавать всегда и везде. Такую фишку нужно заранее отрепетировать, чтобы в момент

Сильно колотится сердце, потеют ладони, путаются мысли, еще чуть-чуть и у вас начнется истерика. Наверняка, эти чувства испытывали все, кто хоть раз готовился к выступлению перед большой аудиторией. Однако, проблема не в том, что вы слишком эмоциональный человек, или у вас глоссофобия, все дело в опыте и правильном настрое.

Чтобы увереннее чувствовать себя в роли оратора, само собой, вы должны в совершенстве владеть темой вашего выступления. Хотите предложить инновационный проект потенциальному инвестору? Знайте о проекте все, и даже больше. Ваш конек - интересные мысли и четкие факты.

Если опустить профессиональный моменты, и представить, что вы эксперт в вашем вопросе, то первое, с чем вам придется работать, так это с эмоциями. Причем не только со своими, но и с эмоциями тех, кто будет вас слушать.

Наверное, вы уже слышали от более опытных ораторов, такую рекомендацию, как «расположи к себе аудиторию». Отлично! Вроде бы, цель ясна: всего-то нужно сделать так, чтобы вас внимательно слушали. Но не все так просто! В этом случае мастера ораторского искусства советуют следующее.

Изучите ваших слушателей

Попытайтесь понять, чего хотят присутствующие в данный момент, какое у них настроение. Исходя из этого можно выбрать своеобразное амплуа, после исполнив его на сцене или у трибуны, словно актер. Но главное - не переиграть. Определиться с ролью поможет сама аудитория, точнее ее интересы. Вы можете выступить в позиции: эксперта, учителя, исследователя, человека, который будет убеждать, ну или вдохновителя. Чувствуя аудиторию, вам будет легче предугадать ее реакцию на любое ваше высказывание.

Контролируйте себя

Выход к трибуне - это хоть и не выход в открытый космос, но и здесь могут быть непредвиденные ситуации, независящие от вас. Например, среди слушающих может найтись скандалист, который целенаправленно пришел сорвать ваше выступление. И в этот критический момент вам потребуется железная выдержка, чтобы отразить атаку. Также аудитория может быть просто настроена критично либо к вашей персоне, либо к теме вашего спитча. Здесь нужно понять, что ваша публика вам не враг, она здесь с целью узнать что-то интересное и полезное. Поэтому оратор должен продемонстрировать не только свой профессионализм, но и психологическую устойчивость. Тогда к вам прислушаются.

Пофантазируйте

Представьте, что до вашего выступления остался час. Обычно психологии советуют незадолго до своего выхода мысленно погрузиться в ту обстановку, которая, возможно, будет царить в зале во время вашей речи. Желательно проявить фантазию и детально смоделировать ситуацию, начиная с того, откуда вы выходите, что на вас надето, с каких слов начинаете общение с аудиторией. Далее представляете реакцию людей на сказанное вами, после обратите внимание на личные ощущения. Вы довольны собой? Значит у вас все получится! Удачное погружение будет то, которое вызвало положительные эмоции. Такое проигрывание сценария помогает человеку провести своего рода репетицию, получив тем самым пусть виртуальный, но опыт.

Будьте увереннее

Всем известно, что неуверенность порождает страх, а страх - самый главный противник неопытного оратора. Наверное, вы сами замечали, слушая очередного спикера по телевизору, что человек в своем выступлении допускает явные фактологические и даже логические ошибки. Его речь не совсем правильная и не всегда понятная, но аудитория слушает его внимательно. Все дело в том, как он говорит. Уверенная речь всегда звучит убедительно, согласитесь. Запомните, если вдруг во время выступления вы усомнились в своих словах, слушатели мгновенно это заметят. После этого вернуть доверие аудитории будет очень сложно.

Контактируйте со слушателем

Контакт с аудиторией может быть установлен напрямую вербальными средствами, такими, как речь (в ходе своего выступления вы можете вступать с людьми в диалог, задавать вопросы, также отвечать на вопросы), также косвенными, например, взгляд и мимика. Именно взгляду следует уделить особое внимание, потому что зрительный контакт - один из самых мощных природных рефлексов. Грех им не воспользоваться! По глазам можно легко определить заинтересованность или отчужденность слушателей. Конечно, нам нужны только добрые глаза, так как именно они будут вселять в нас уверенность. Если вам попался взгляд с насмешкой, оценивающий или же гневный, не стоит волноваться, лучше переключитесь на другого человека. Ваш же взгляд должен быть в первую очередь уверенным. Как правило, в начале выступления психологи советуют устанавливать зрительное общение с небольшим количеством людей, не более десяти.

Итог

Если ваше выступление получилось провальным, следует всегда делать работу над ошибками, чтобы четко выявить причину неудачи. Не следует расслабляться, если со сцены вас провожали громкими аплодисментами, в этом случае необходимо проанализировать свое выступление и закрепить успех в следующий раз. Секрет успеха мастеров красноречия - один: больше практики и тщательная подготовка.