Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Династия Рюриковичей: генеалогическое древо рода с годами правления. Генеалогическое древо рюриковичей

4. Никита Сергеевич Хрущев (17.04.1894-11.09.1971 гг.)

Советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, Трижды Герой Социалистического Труда. Первый лауреат Шевченковской премии, годы правления 07.09.1 гг. (г. Москва).

Никита Сергеевич Хрущёв родился в 1894 году в селе Калиновка Курской губернии в семье шахтёра Сергея Никаноровича Хрущёва и Ксении Ивановны Хрущёвой. В 1908, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, Хрущёв стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте и как шахтер не был взят на фронт в 1914 году. В начале 1920-х годов работал на шахтах, учился на рабочем факультете Донецкого индустриального института. В дальнейшем занимался хозяйственной и партийной работой в Донбассе и Киеве. С января 1931 года находился на партийной работе в Москве, в годах он - первый секретарь московского областного и городского комитетов партии - МК и МГК ВКП (б). В январе 1938 года был назначен первым секретарем ЦК компартии Украины. В том же году стал кандидатом, а в 1939 году - членом Политбюро.

В годы Второй мировой войны Хрущев занимал пост политического комиссара высшего ранга (члена военных советов ряда фронтов) и в 1943 году получил звание генерал-лейтенанта; руководил партизанским движением за линией фронта. В первые послевоенные годы возглавлял правительство на Украине. В декабре 1947 года Хрущев вновь возглавил коммунистическую партию Украины, став первым секретарем ЦК КП(б) Украины; занимал этот пост до своего переезда в Москву в декабре 1949 года, где стал первым секретарем Московского комитета партии и секретарем ЦК ВКП(б). Хрущев выступил инициатором укрупнения коллективных хозяйств (колхозов). После смерти Сталина, когда председатель совета министров оставил пост секретаря ЦК, Хрущев стал "хозяином" партаппарата, хотя вплоть до сентября 1953 года и не имел титула первого секретаря. В период с марта по июнь 1953 года предпринял попытку захвата власти. В целях устранения Берии Хрущев пошел на союз с Маленковым. В сентябре 1953 года он занял пост Первого секретаря ЦК КПСС. В июне 1953 года между Маленковым и Хрущевым началась борьба за власть, победу в которой одержал Хрущев. В начале 1954 года он объявил о начале грандиозной программы освоения целинных земель с целью увеличения производства зерна, а в октябре того же года возглавил советскую делегацию в Пекине.

Наиболее ярким событием в карьере Хрущева был XX съезд КПСС, состоявшийся в 1956 году. На закрытом заседании Хрущев выступил с осуждением Сталина, обвинив его в массовом уничтожении людей и ошибочной политике, едва не закончившейся ликвидацией СССР в войне с нацистской Германией. Результатом этого доклада стали волнения в странах восточного блока - Польше (октябрь 1956) и Венгрии (октябрь и ноябрь 1956). В июне 1957 года Президиумом (ранее Политбюро) ЦК КПСС был организован заговор с целью смещения Хрущева с поста Первого секретаря партии. После своего возвращении из Финляндии он был приглашен на заседание Президиума, который семью голосами против четырех потребовал его отставки. Хрущев созвал Пленум ЦК, который отменил решение Президиума и отправил в отставку "антипартийную группу" Молотова, Маленкова и Кагановича. Он укрепил Президиум своими сторонниками, а в марте 1958 года занял пост Председателя совета министров, взяв в свои руки все основные рычаги власти. В сентябре 1960 года Хрущев посетил США в качестве главы советской делегации на генеральной ассамблее ООН. В ходе ассамблеи ему удалось провести широкомасштабные переговоры с главами правительств целого ряда стран. В его докладе на Ассамблее содержались призывы к всеобщему разоружению, немедленной ликвидации колониализма и принятию Китая в ООН. В течение лета 1961 года советская внешняя политика становилась все более жесткой, а в сентябре СССР прервал трехлетний мораторий на испытания ядерного оружия, проведя серию взрывов. 14 октября 1964 года Пленумом ЦК КПСС Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС. Его сменили, ставший Первым секретарем Коммунистической партии, и, ставший Председателем совета министров. После 1964 года Хрущев, сохраняя свое место в ЦК, по существу находился в отставке. Хрущев умер в Москве 11 сентября 1971 года.

Рюриковичи – потомки Рюрика, ставшего первым известным летописным князем древней Руси. Со временем род Рюриковичей раздробился на несколько ветвей.

Зарождение династии

В “Повести временных лет”, написанной монахом Нестором, рассказывается история призвания Рюрика и его братьев на Русь. Сыновья Новгородского князя Гостомысла погибли в войнах, и одну из дочерей выдал замуж за варяга-росса, которая родила трех сыновей – Синеуса, Рюрика и Трувора. Их и призвал Гостомысл княжить на Руси. Именно с них в 862 году началась династия Рюриковичей, которая княжила на Руси до 1598 года.

Первые князья

В 879 году призванный князь Рюрик умер, оставив маленького сына Игоря. В то время когда он подрастал, княжеством правил Олег – родственник князя по линии его жены. Он покорил все Киевское княжество, а также построил дипломатические отношения с Византией. После смерти Олега в 912 году Игорь стал княжить, пока не погиб в 945 году, оставив двух наследников – Глеба и Святослава. Однако старший (Святославу) был трехлетним ребенком, и потому его мать княгиня Ольга взяла правление в свои руки.

Став правителем, Святослав больше увлекался военными походами и в одном из них он был убит в 972 году. Святослав оставил трех сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Ярополк убил Олега ради единовластия, Владимир же сначала сбежал в Европу, однако позже вернулся, убил Ярополка и стал правителем. Именно он крестил киевлян в 988 году, построил множество соборов. Он княжил до 1015 года и оставил после себя 11 сыновей. После Владимира княжить стал Ярополк, который убил своих братьев, а вслед за ним Ярослав Мудрый.


Ярославичи

Ярослав Мудрый княжил в общей сложности с 1015 по 1054 годы (с учетом перерывов). Когда он умер, нарушилось единство княжества. Его сыновья разделили Киевскую Русь на части: Святослав получил Чернигов, Изяслав – Киев и Новгород, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Последний, а впоследствии его сын Владимир Мономах существенно расширяют доставшиеся земли. После смерти Владимира Мономаха окончательно устанавливается распад единства княжества, в каждой части которого правит отдельная династия.


Русь удельная

Феодальная раздробленность растет за счет лествичного права престолонаследия, в соответствии с которым, власть передавалась по старшинству братьям князя, младшим же доставались в городах, менее значимых по значению. После смерти главного князя все переезжали по старшинству из города в город. Такой порядок вел к междоусобным войнам. Наиболее сильные князья разворачивали войну за Киев. Власть Владимира Мономаха и его потомков оказалась наиболее влиятельной. Владимир Мономах оставляет свои владения трем сыновьям: Мстиславу, Ярополку и Юрию Долгорукому. Последний считается основателем Москвы.


Борьба Москвы с Тверью

Одним из известных потомков Юрия Долгорукого был Александр Невский, при котором возникает самостоятельное Московское княжество. Стремясь возвысить свое влияние потомки Невского начинают борьбу с Тверью. В правление потомка Александра Невского Московское княжество становится одним из главных центров объединения Руси, но Тверское княжество остается вне его влияния.


Создание Российского государства

После смерти Дмитрия Донского власть переходит к его сыну Василию I, который сумел сохранить величие княжества. После его смерти начинается династическая борьба за власть. Однако при правлении потомка Дмитрия Донского Ивана III завершается ордынское иго и Московское княжество играет в этом решающую роль. При Иване III завершается процесс формирования единого Русского государства. В 1478 году он присваивает себе титул “государь всея Руси”.


Последние Рюриковичи

Последними представителями династии Рюриковичей у власти был Иван Грозный и его сын Федор Иванович. Последний не был правителем по натуре, и потому после смерти Ивана Грозного государством по сути управляет Боярская дума. В 1591 году умирает Дмитрий, еще один сын Ивана Грозного. Дмитрий был последним претендентом на русский престол, так как у Федора Ивановича не было детей. В 1598 году умирает и Федор Иванович, с которым прерывается династия первых русских правителей, находившихся у власти 736 лет.


В статье упомянуты только основные и наиболее видные представители династии, но на самом деле потомков Рюрика было гораздо больше. Рюриковичи внесли бесценный вклад в развитие Российского государства.

История Древней Руси очень интересна для потомков. Она дошла до современного поколения в виде мифов, легенд и летописей. Родословная Рюриковичей с датами правления, схема ее существует во многих исторических книгах. Чем более раннее описание - тем история достовернее. Династии, которые правили, начиная с князя Рюрика, способствовали становлению государственности, объединению всех и княжеств в единое сильное государство.

Представленная читателям родословная Рюриковичей - яркое тому подтверждение. Сколько легендарных личностей, которые создавали будущую Россию, представлены в этом древе! Как же начиналась династия? Кто был Рюрик по своему происхождению?

Приглашение внуков

Много легенд о появлении на Руси варяга Рюрика. Одни историки считают его скандинавом, другие - славянином. Но лучше всего рассказывают об этом событии «Повести временных лет», оставленные летописцем Нестором. Из его повествования следует, что Рюрик, Синеус и Трувор - это внуки Новгородского князя Гостомысла.

Князь потерял в боях всех своих четырех сыновей, у него остались только три дочери. Одна из них была выдана замуж на варяга-росса и родила трех сыновей. Именно их, своих внуков, и позвал Гостомысл княжить в Новгород. Князем Новгородским стал Рюрик, Синеус отправился в Белоозеро, а Трувор - в Изборск. Три брата стали первым коленом и с них началась родословная Рюриковичей. Это был 862 год нашей эры. У власти династия находилась до 1598 года, правила страной в течение 736 лет.

Второе колено

Новгородский князь Рюрик правил до 879 года. Он умер, оставив на руках Олега, родственника по линии жены, своего сына Игоря, представителя второго колена. Пока Игорь подрастал, княжил в Новгороде Олег, который за период правления покорил и назвал Киев «матерью городов русских», установил дипломатические отношения с Византией.

После смерти Олега, в 912 году, княжить стал Игорь - законный наследник по роду Рюриковичей. Погиб он в 945 году, оставив сыновей: Святослава и Глеба. Есть много исторических документов и книг, в которых описана родословная Рюриковичей с датами правления. Схема их генеалогического дерева выглядит так, как приведено на фотографии слева.

Из этой схемы видно, что постепенно род разветвляется и разрастается. Особенно от От его сына, Ярослава Мудрого, появилось потомство, которое имело большое значение в становлении Руси.

и наследники

В год гибели Святославу было всего три года. Потому править княжеством стала его мать - княгиня Ольга. Когда он вырос, то его больше привлекали военные походы, а не княжение. В походе на Балканы, в 972 году, он был убит. Его наследниками остались три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Сразу после гибели отца князем Киева стал Ярополк. Его желанием было единовластие, и он стал открыто воевать против своего брата Олега. Родословная Рюриковичей с датами правления говорит о том, что Владимир Святославович все же стал во главе Киевского княжества.

Когда погиб Олег, Владимир сначала бежал в Европу, но через 2 года вернулся с дружиной и убил Ярополка, таким образом, став Великим Князем Киевским. Во время своих походов в Византию, князь Владимир стал христианином. В 988 году он крестил в Днепре жителей Киева, построил церкви и соборы, способствовал распространению христианства на Руси.

Народ дал ему имя а правление его продлилось до 1015 года. Церковь почитает его святым за крещение Руси. Великий киевский князь Владимир Святославович имел сыновей: Святополка, Изяслава, Судислава, Вышеслава, Позвизда, Всеволода, Станислава, Ярослава, Мстислава, Святослава и Глеба.

Потомки Рюрика

Существует подробная родословная Рюриковичей с датами их жизни и периодами правления. Вслед за Владимиром на княжество встал Святополк, которого в народе назовут Окаянным, за убийство своих братьев. Его правление продлилось недолго - в 1015 году, с перерывом, и с 1017 по 1019 год.

Мудрый правил с 1015 по 1017 год и с 1019 по 1024 год. Затем было 12 лет правления совместно с Мстиславом Владимировичем: с 1024 по 1036, а далее - с 1036 по 1054 годы.

С 1054 по 1068 год - это период княжества Изяслава Ярославовича. Далее родословная Рюриковичей, схема правления их потомков, расширяется. Некоторые из представителей династии были у власти очень короткие периоды и не успели совершить выдающихся поступков. Но многие (такие, как Ярослав Мудрый или Владимир Мономах) оставили свой след в жизни Руси.

Родословная Рюриковичей: продолжение

Великий князь Киевский Всеволод Ярославович вступил на княжество в 1078 году и продолжил его до 1093 года. В родословной династии есть много князей, которые запомнились своими подвигами в боях: таким был Александр Невский. Но его правление было более поздним, в период нашествия на Русь монголо-татар. А до него Киевским княжеством правили: Владимир Мономах - с 1113 по 1125 годы, Мстислав - с 1125 по 1132 год, Ярополк - с 1132 по 1139 год. Юрий Долгорукий, который стал основателем Москвы, княжил в период с 1125 по 1157 годы.

Родословная Рюриковичей объемна и заслуживает очень внимательного изучения. Невозможно пройти мимо таких известных имен, как Иоанн «Калита», Дмитрий «Донской», который княжил в период с 1362 по 1389 годы. Современники всегда связывают имя этого князя с его победой на Куликовом поле. Ведь это был переломный момент, который положил начало «конца» татаро-монгольского ига. Но не только этим запомнился Дмитрий Донской: его внутренняя политика была направлена на объединение княжеств. Именно в период его правления Москва стала центральным местом Руси.

Федор Иоаннович - последний из династии

Родословная Рюриковичей, схема с датами, говорит о том, что династия закончилась правлением царя Московского и всея Руси - Федором Иоанновичем. Правил он в период с 1584 по 1589 год. Но его власть была номинальной: по своей натуре он не был государем, и страной управляла Государственная Дума. Но все же в этот период произошло прикрепление крестьян к земле, что считается заслугой царствования Федора Иоанновича.

Оборвалась родословная Рюриковичей, схема которой показана выше в статье. Более 700 лет шло становление Руси, было преодолено страшное иго, произошло объединение княжеств и всего восточнославянского народа. Далее на пороге истории стоит новая царская династия - Романовых.

24. Василий Шуйский был потомком Рюрика не по прямой царской линии, поэтому последним Рюриковичем на троне все-таки считается сын Ивана Грозного Фёдор Иоаннович.

25. Принятие Иваном III двуглавого орла в качестве геральдического знака принято связывать с влиянием его жены Софьи Палеолог, однако это не единственная версия происхождения герба. Возможно, он был заимствован из геральдики Габсбургов, или от золотоордынцев, использовавших двуглавого орла на некоторых монетах. Сегодня двуглавый орел есть на гербах шести европейских государств.

26. Среди современных «Рюриковичей» есть ныне здравствующий «Император Святой Руси и Третьего Рима», у него есть «Новая церковь Святой Руси», «Кабинет Министров», «Государственная Дума», «Верховный Суд», «Центральный Банк», «Полномочные Послы», «Национальная Гвардия».

27. Отто фон Бисмарк был потомком Рюриковичей. Его далекой родней была Анна Ярославовна.

28. Первый американский президент Джордж Вашингтон также был Рюриковичем. Кроме него ещё 20 президентов США вели свой род от Рюрика. В том числе, отец и сын Буши.

29. Один из последних Рюриковичей, Иван Грозный, по отцу происходил от московской ветви династии, а по матери – от татарского темника Мамая.

30. Леди Диана была связана с Рюриком через киевскую княжну Добронегу, дочь Владимира Святого, которая вышла замуж за польского князя Казимира Восстановителя.

31. Александр Пушкин, если смотреть его генеалогию, является Рюриковичем по линии прабабушки Сарры Ржевской.

32. После смерти Федора Иоанновича пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы…

33. Последний канцлер Российской империи, великий русский дипломат XIX века, друг Пушкина и товарищ Бисмарка, Александр Горчаков родился в старинной дворянской семье, происходившей из ярославских князей-Рюриковичей.

34. Рюриковичами были 24 премьер-министра Великобритании. В том числе Уинстон Черчилль. Анна Ярославна приходилась ему прапрапрапрапрапрапрапрапрапрабабушкой.

35. Один из самых хитроумных политиков XVII века, кардина Ришелье, тоже имел российские корни – опять же через Анну Ярославну.

36. В 2007 году историк Муртазалиев доказывал, что Рюриковичи были чеченцами. «Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

37. Александр Дюма, обессмертивший Ришелье, также был Рюриковичем. Его прапрапрапрапрапра…бабушкой была Збыслава Святополковна, дочь великого князя Святополка Изяславича, которая была выдана за польского короля Болеслава Кривоустого.

38. Премьер-министром России с марта по июль 1917 года был Григорий Львов, представитель ветви Рюриковичей, идущей от от князя Льва Даниловича, прозванием Зубатого, потомка Рюрика в 18 колене.

39. Иван IV был не единственным «грозным» царем в династии Рюриковичей. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

40. «Отец НАСА» Вернер фон Браун также был Рюриковичем. Его матерью была баронесса Эмми, урожденная фон Квисторн.

Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.