Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Методы сбора информации: наблюдение, опрос, панели, эксперимент. Методы психологической диагностики: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование

Опрос, наблюдение, эксперимент

Опрос представляет собой метод психологическо­го исследования, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса применяются в следующих случаях:

■ когда фактор, который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю (например, содержание мотивов, временных и стойких);

■ когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперимен­те требуются длительное или сложное исследование (при­чины аварии, отношения в коллективе и т. п.);

■ когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации (например, при профессиональном отборе).

Рис. 6.1. Классификация методов опроса.

При использовании опросных методов (их класси­фикация приведена на рис. 6.1) большое значение имеет характер вопросов, их формулировка и направлен­ность. В связи с этим ко всем методам опроса выдви­гаются общие требования:

■ каждый вопрос должен быть логически завершенным;

■ следует избегать малораспространенных иностранных слов, специальных терминов и слов с двойным значением;

■ нельзя задавать слишком длинных вопросов;

■ каждый вопрос должен быть возможно более конкретным;

■ следует или указывать все возможные варианты ответов, которые опрашиваемые должны иметь в виду, или не да­вать ни одного;

■ необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть прием­лем в равной степени;

■ следует остерегаться включения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать негативное отношение опра­шиваемого;

■ вопрос не должен иметь внушающего характера [цит. по 55].


Кроме этого нужно учитывать следующее. Нали­чие наводящих вопросов часто предопределяет харак­тер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросов, непонятных опрашиваемому. Для некоторых их них может быть непонятным, например, такой вопрос: «Как велика у вас скорость зрительного восприятия?». Однако этот же вопрос можно выяснить, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочесть надписи на экране кино или телевизора?» .

Вопросы, которые задаются исследователем, обыч­но объединяются в опросники, которые составляются в каждом конкретном случае заново, с учетом специ­фики и цели опроса изучаемой профессии. Прежде чем составлять опросники, исследователь должен некото­рое время понаблюдать за работающими или же сам освоить основные трудовые операции.

Опросники должны составляться в зависимости от целей и задач исследования. Так, при реконструкции рабочего места или оценке работы оператора задают­ся вопросы относительно параметров рабочего места, а также вопросы, отражающие взаимодействие чело­века с элементами рабочего места. Если же опросник составляется в целях профессионального отбора, формулируются вопросы, направленные на выявление у

оператора профессионально важных качеств. При социометрическом опросе (см. ниже) задаются вопро­сы, позволяющие определить характер межличностных отношений в производственном коллективе.

Данные опроса обрабатываются статистически­ми методами. Результаты обработки представляются в виде описания, причем разграничиваются данные собственных наблюдений и субъективные мнения оп­рашиваемых. Кроме того, описываемый материал не­обходимо подтвердить данными в виде таблиц и графиков. В таблицах следует представить процентное соотношение того или иного показателя по всем ис­пытуемым .

Эффективность опроса во многом зависит от уров­ня образования и профессионального опыта испытуе­мых. Поэтому в необходимых случаях к проведению опроса привлекаются специальные эксперты, облада­ющие необходимой профессиональной квалификацией.

Основным условием получения достоверных све­дений в ходе опроса является убеждение опрашивае­мого, что сообщаемые им сведения не будут использо­ваны во вред ему или его коллегам, что целью анализа не является повышение норм труда или темпа работы.

В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы (интервью) или письменно с помощью анкет. Этим двум основным разновидностям опроса характер­ны все основные особенности и требования, рассмот­ренные выше. Вместе с тем обе они имеют и свои специфические особенности.

Анкетирование может проводится по двум основ­ным типам: свободного ответа и выбранного ответа. В первом случае ответ пишется в произвольной форме, во втором случае нужно отметить один из заранее обусловленных ответов. Простейший случай выбран­ного ответа - да или нет. Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большого времени для заполнения и обработки ре­зультатов и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее за­полняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором. Анкетирование может проводится как очно, так и заочно. В зависимо­сти от числа опрашиваемых оно может быть индивиду­альным или групповым. Основными достоинствами анкетирования являются: сравнительная экономич­ность, возможность охвата больших групп исследуе­мых, применимость к различным профессиям, хорошая формализация результатов, малые затраты времени.

Беседа предусматривает прямое или косвенное получение от испытуемого сведений о его деятельности и поведении, в которых объективизируются свойствен­ные ему психические явления. С помощью беседы по­лучают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных явлений. Преимущество беседы перед анкет­ным опросом состоит в том, что при беседе можно вы­яснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обраща­ются не только к квалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы выяснить труд­ности, с которыми они встречаются в работе. Трудности опроса в процессе беседы заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет о характере своих дей­ствий. Иногда существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько очевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому перед проведением беседы нужно проводить подготовительную работу; для этого рекомендуется заранее составлять схему прове­дения беседы, подготовить необходимые вопросы. В этом случае беседа носит регламентированный характер. Помимо этого беседа может носить нерегламентированный характер и предполагает сводную беседу с опра­шиваемым. В ходе беседы исследователь фиксирует ответы на поставленные вопросу. Этот метод требует от испытателя определенного мастерства, такта, добро­желательного отношения к опрашиваемому. Метод ре­комендуется применять при опросе незначительного количества обследуемых.



Разновидностью опросного метода является экс­пертный опрос (от лат. expertus - опытный), который представляет анкетирование опытных специалистов с применением системы балльных оценок. Для получения экспертных (референтных) оценок привлекаются опытные специалисты, каждому из которых предъяв­ляется серия одинаковых, четко сформулированных вопросов, направленных на выявление их мнения об оцениваемом явлении. Ответы могут даваться либо в свободной форме, либо путем выбора одного из не­скольких вариантов, либо путем указания количествен­ной оценки в пределах заданной шкалы (например, в баллах или процентах).

Последние два вида ответов предпочтительнее, поскольку позволяют по результатам опроса получить однородные данные, поддающиеся статистической и машинной обработке. Важным условием достовернос­ти экспертного опроса является компетентность и объективность экспертов, согласованность их мнений. Последняя оценивается с помощью коэффициента конкордации. В инженерной психологии экспертный опрос применяется для получения тех или иных пока­зателей по количественно неизмеримым признакам, например, для оценки некоторых личностных характе­ристик, оценки рабочих мест, культуры производства и т. п.

Разновидностью экспертного опроса является ме­тод обобщения независимых характеристик и связан­ный с ним метод полярных профилей. Эти методы нашли наибольшее применение при оценке свойств личности (при применении личностных методов).

Важным методом психологического изучения дея­тельности оператора является наблюдение. Наблюдение это метод, при помощи которого исследователь целенап­равленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления трудовой деятельности и условий ее протекания. При этом исследователь не вмешивается ни в естественный ход исследуемой дея­тельности, ни в условия ее протекания.

Организация наблюдения предполагает решение следующих вопросов: определение цели и задач наблю­дения; выбор объекта, предмета и ситуации наблюде­ния; выбор способов наблюдения, наименее влияющих на поведение оператора и обеспечивающего сбор не­обходимой информации; выбор способа регистрации, наблюдаемого явления; обработка и интерпретация полученной информации .

С помощью наблюдения можно получить сведения о следующих аспектах деятельности: каналах поступ­ления информации и ее характеристиках (модальность сигналов, их кодирование и помехи); способах ввода управляющих воздействий (особенности управляющих движений, их силовые характеристики, периодич­ность); загрузке анализаторов, их взаимодействию, ведущем анализаторе; степени нервно-психической и эмоциональной напряженности (оценивается по пове­дению обследуемого, его эмоциональным реакциям); внешних условиях деятельности (наличие факторов, нарушающих нормативные условия деятельности) .

Важное значение при этом принадлежит также анализу ошибочных реакций оператора. Анализ харак­тера ошибок, причин их возникновения позволяет на­метить реальные пути их предотвращения. Так, в ра­боте был прдведен анализ ошибок, допущенных работницами механизированного учета при набивке перфокарт. Всего было изучено более 80 тысяч оши­бочно перфорированных карт. Анализ показал, что ошибки носят сенсорный, а не моторный (как часто думают) характер. В соответствии с этим была измене­на методика обучения работника: обучение было на­правлено на формирование прежде всего необходимых сенсорных навыков.

Различают включенное наблюдение, когда наблю­датель становится членом трудового коллектива, и невключенное наблюдение, которое ведется как бы со стороны, то есть человеком, не являющимся членом исследуемой группы. Включенное наблюдение более предпочтительно, так как присутствие наблюдателя может оказать существенное влияние на деятельность оператора.

Кроме того различают субъективное и объективное наблюдение. В первом случае оно осуществляется визу­ально, результаты фиксируются в специальных протоко­лах. Во втором случае наблюдение ведется с применени­ем технических записывающих средств (магнитофона, фото- или киноаппарата). Иногда наблюдение могут ве­сти одновременно несколько человек. Это значительно повышает достоверность такого метода.

Объектом наблюдения является субъект и процесс труда. Во время наблюдения можно получить сведения о характере поступающей информации, о степени заг­рузки анализаторов, об особенностях управляющих воздействий оператора и т. п. Большое внимание уде­ляется сопоставлению внешних проявлений деятель­ности оператора (мимика, поза, речь, рабочие движе­ния, приемы, действия, оперирование орудиями труда, общение в процессе работы) с целью, характером и результатами труда. Наблюдение позволяет также определить, какие элементы трудовой деятельности обус­ловливают то или иное профессиональное требование к оператору.

Наблюдение может быть уточнено с помощью за­меров. Это могут быть замеры геометрических разме­ров рабочего места, замеры времени и последователь­ности труда и отдыха в течение работы (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). В процессе на­блюдения могут производится также замеры физиоло­гических показателей человека. Проведение замеров позволяет повысить объективность наблюдения.

Одним из важных принципов наблюдения является сравнительный подход к изучению профессий. Срав­нительному наблюдению и анализу подвергаются спе­циалисты с высокими и низкими показателями в тру­довой деятельности, с большим и малым стажем в работе. Сравниваются показатели работы, особенности и последовательность приемов у разных специалистов при выполнении одних и тех же трудовых операций. Это позволяет выяснить причины успехов и затруднений при освоении профессий, а также выявить психофи­зиологическую структуру профессиональной деятель­ности .

Обладая несомненными достоинствами (простота, возможность получения фактического материала о де­ятельности оператора), метод наблюдения имеет и один существенный недостаток. Наблюдение не вносит из­менений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. От этого недостатка свободен такой метод инженерно-психологи­ческого исследования, каким является эксперимент.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) в инженерной психологии - это изучение психологических и производственных особенностей деятельнос­ти оператора, вызванных изменениями условий, цели или способов ее выполнения. Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполага­ет специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или нескольки­ми переменными (факторами) и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемо­го (оператора).

Эксперимент позволяет осуществить относитель­но полный контроль переменных. Если при наблюде­нии часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулиро­вания переменными - одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство его заключается также в том, что можно специально выз­вать какой-то психический процесс, проследить зави­симость психического явления от изменяемых внешних условий.

Проведение эксперимента можно условно разде­лить на три этапа: планирование, собственно экспери­мент, анализ .

Планирование включает постановку задачи, выбор показателя, подвергающегося исследованию, рассмотрение факторов, влияющих на него. Во многих случаях при проведении эксперимента приходится иметь дело с неконтролируемыми факторами. Для усреднения их влияния на выбранный показатель используют специальный прием, называемый рандомизацией, позволяющий считать ошибки измерения взаимонезависимыми. Основным шагом на этом этапе является выбор показателя оптимальности и нахождение матриц планирования с помощью методов математического планирования эксперимента. Его применение в инженерной психологии показано в работах . Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то предварительно бывает целесообразным проведение специального пилотажного исследования (пробного или поискового эксперимента), результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

Собственно эксперимент должен проводится в соответствии с программой и планом, составленном на первом этапе. Для правильного проведения эксперимента необходимо соблюдать ряд условий. Во-пер­вых, следует определить пригодность испытуемых операторов к данному виду деятельности. Во-вторых, следует обеспечить их высокую мотивацию на выпол­нение заданной в эксперименте деятельности. В-тре­тьих, следует исключить нежелательные эффекты (ар­тефакты), связанные прежде всего с присутствием экспериментатора и наличием других нежелательных явлений.

Анализ - окончательный этап, включающий процесс упорядочения экспериментальных данных, вычис­ление необходимых показателей деятельности опера­тора, построение аналитических зависимостей этих показателей как функции от исследуемых факторов. Частично эти вопросы рассмотрены в главе VIII, более подробно они описываются в специальной литературе .

Эксперимент в инженерной психологии может быть двух видов: лабораторным или естественным.

Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности оператора («физическое» моделирование). Смысл его заключается в том, что перед испытуемым ставится задача в лабораторных условиях выполнять определен­ные действия, по психологической структуре наиболее соответствующие действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных усло­виях изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Однако в силу искусственности лабораторных условий получен­ные результаты могут отличаться от тех, которые име­ют место в реальных условиях деятельности человека. Поэтому лабораторный эксперимент (так же как и любая другая модель деятельности оператора) имеет лишь определенное приближение к реальной деятель­ности. Его результаты обязательно должны проверяться и сопоставляться с данными наблюдения или экс­перимента в реальных условиях.

Лабораторный эксперимент может быть двух ви­дов: синтетический и аналитический. При синтетическом эксперименте пытаются воспроизвести возможно более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Обычно для этого используют различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы.

Одна из возможных схем моделирующего стенда для проведения синтетического эксперимента показа­на на рис. 6.2. Стенд представляет собой аналого-цифровой комплекс, с высокой степенью точности воспроизводящей реальные условия деятельности оператора. Его основа - модель управляемого процесса или объекта. Между моделью и реальным объектом долж­но быть существенное сходство в главном и несуще­ственное - в остальном. Модель может представлять собой специализированное устройство или выполняться на базе ЭВМ. Стенд содержит также аппаратуру, регистрирующую состояние и результаты работы опе­ратора, а также результаты поведения машины. Сигналы с регистрирующей аппаратуры поступают в ЭВМ, которая по специальной программе в реальном масш­табе времени вычисляет характеристики поведения объекта, показатели состояния и работы оператора, выходные характеристики системы «человек – машина» .

Рис. 6.2. Структурная схема моделирующего комплекса для проведения инженерно-психологического эксперимента.

При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, все остальные элементы при этом сознательно исключаются. Этот вид эксперимен­та обычно применяется для изучения влияния различ­ных условий на отдельные элементы деятельности. Примером такого эксперимента является исследование групповой деятельности с помощью гомеостата.

Естественный эксперимент проводится в обычных для исследуемого условиях труда (на рабочем месте, в цехе, кабине самолета или электровоза, за пультом управления и т. п.). Он соединяет в себе положитель­ные черты объективного наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). При проведении естественного эксперимента процессы труда по своим технологическим характеристикам не изменяются, но в условия и способы выполнения работы вносятся те или иные изменения, необходимые для целей иссле­дования.

Часто испытуемый не знает о проведении экспе­римента, и его поведение ничем не отличается от обычного. В других случаях (например, при изменении структуры трудовой деятельности или организации рабочего места) испытуемый становится активным участником эксперимента. Сближая эксперименталь­ное исследование с практикой, естественный экспери­мент позволяет изучать психические процессы и свой­ства личности в естественных условиях трудовой деятельности. Он доступен и несложен для проведе­ния, само исследование нередко дополняется беседой с испытуемым.

Как лабораторный, так и естественный экспери­мент имеют несколько разновидностей. Так, в ряде случаев большое значение имеет ситуационный экс­перимент, в котором в лабораторных или реальных условиях воспроизводятся наиболее важные ситуации, характерные для деятельности оператора. Наибольшее значение имеют ситуации, вызывающие стрессовые психические реакции. Практически лишь в таких условиях можно получить надежные характеристики эмоциональных и волевых качеств специалистов и надежности СЧМ в сложных условиях. Модели стрессовых ситуаций должны отвечать трем условиям: иметь определенную мотивационную направленность, адекватную задачам эксперимента; испытуемые должны субъективно воспринимать их как реальность; должны быть соблюдены этические нормы .

Различают также констатирующий и формирую­щий (обучающий) эксперимент. Первый из них направлен на констатацию (подтверждение) имеющих­ся фактов и гипотез. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов как восприятие, память, мышление и пр.; в этом плане он включается в процесс психологической под­готовки операторов. В других случаях эксперимент представляет специально организованное и контро­лируемое обучение тем или иным действиям.

В некоторых случаях эксперимент может проводиться по типу лонгитюдного (от англ. longitude - долгота) исследования. Оно представляет длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного или трудового цикла человека. Первоначально такое исследование применялось в детской и возрастной психологии. Его применение в инженерной психологии позволяет проследить процесс становления профессионального мастерства, формирования сложных навыков, овладе­ния различными приемами труда и т. п. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, опроса, тестирования и пр.

Инженерно-психологический эксперимент должен отвечать основным требованиям, предъявляемым к любому научному эксперименту: нацеленность на про­верку определенной гипотезы, точность дозировки и регистрации изучаемых явлений, создание сравнимых условий, устранение побочных факторов. Последнее требование имеет особенно большое значение для естественного эксперимента, поскольку при его проведении имеет место наличие неконтролируемых факторов, то есть факторов, причина которых не может быть устранена или количественно определена. Данное обстоятельство необходимо учитывать при анализе и интерпретации полученных результатов.

Наблюдение – целенаправленное восприятие поведения объекта в естественных условиях без вмешательства наблюдателя.

Применяется в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать вербальное, невербальное поведение, перемещение людей. То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно.

Требования:

  • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
  • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
  • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты

Согласно этическим правилам, в некоторых случаях необходимо получить согласие на наблюдение, минимально вторгаться в личную жизнь, нельзя допускать причинение вреда участникам и разглашать конфиденциальную информацию.

Эксперимент - опыт, проводящийся в определенных условиях для выяснения новой информации, может быть явным, скрытым или комбинированным.

Исследователь должен поставить чёткую задачу – для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

Объективность полученных данных;

Надёжность полученных данных;

Валидность полученных данных.

Проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса.

Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком – объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

1. Нужно заранее продумать план и содержание беседы;

2. Установить контакт с исследуемым человеком;

3. Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);

4. Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;

5. Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;

6. Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;

7. Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;

8. Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;

9. Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми.

Анализ продуктов деятельности - метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.

По целям и конкретным приемам реализации различают следующие реализации данного метода. Биографический метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему является метод психологического анамнеза. В инженерно-психологических исследованиях контент-анализ предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора.

Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания. В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию. Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности. Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

Психологическийтест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. К настоящему времени психологические тесты весьма разнообразны и существует множество оснований для их классификации: тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы - проективных тестов.

Психологический тест помогает разбираться в своей психической жизни, дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны, что необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

ОПРОСНИКИ - средство изучения социально-психологических и личностных явлений, позволяющие количественно определять их качеств и степень развития.

Это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух - или трёхальтернативный выбор ответов. Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса.

Опросники могут быть закрытыми и открытыми в зависимости от типа вопросов. Закрытыми называются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который больше всего подходит ему и соответствует его мнению ("да", "нет", "трудно сказать"). Открытыми являются вопросы, ответы на которые даются в относительно свободной форме, выбираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на открытые вопросы, в отличие от результатов закрытых опросников, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Стандартизация обработки данных открытых опросников достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Тесты-опросники бывают биографическими, опросники интересов, установок (получение информации об испытуемом без личностных особенностей), также личностные, среди которых выделяют типологические (определение типов личности) и опросники черт личности (измерение выраженности устойчивых личностных признаков).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Методы психологии.

Метод- путь получения информации об интересующем объекте и предмете.

Методы- теоретические и эмпирические.

Теоретические методы: анализ, обобщение, классификация, сравнение, подведение под понятие.

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тестирование, опрос (анкета, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности.

Схема характеристики метода исследования.

1. Определение.
2. Перечислить виды.
3. Назвать требования, предъявляемые к данному методу.
4. Назвать достоинства метода.
5. Назвать недостатки.

Характеристика методов исследования.

1. Наблюдение.

Наблюдение- метод психологии, основанный на целенаправленом восприятии поведения, деятельности, поступков человека.

Виды: сплошное, открытое, включенное, внешнее, выборочное, закрытое, невключенное, внутреннее.

Сплошное- за всем происходящим и выделение орпделенных единиц.

Выборочное- конкретный процесс.

Открытое- наблюдаемый знает о наблюдении.

Закрытое- наблюдаемый не знает о наблюдении.

Включенное- исследователь находится внутри группы.

Невключенное- исследователь не входит в группу.

Внутреннее- наблюдение за собой.

Внешнее- прочие наблюдения.

Требования:

1. Цель.
2. Составить план наблюдения:

Время
-частота
-длительность

3. Выдение единиц наблюдения и способов фиксации.

Единицы наблюдения:
-жесты
-действия
-поступки
-речевые высказывания
-вегетативные реакции
-паузы
-интонационные изменения

Способы фиксации:
-сплошная запись
-таблицы
-схемы с заранее продуманными условными обозначениями.

Достоинства наблюдения.

Исследователь не вмешивается в естественное течение процессов.
Малые материальные затраты.

Недостатки наблюдения.

Большие временные затраты.
Невозможность повторения.
Возможный субъективизм наблюдателя.

2. Эксперимент.

Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Виды: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий, срез.

Лабораторный- искуственные условия, лаборатории, использование специальных приборов.

Естественный- активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

Констатирующий- выявление определенных психических особенностей и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий- выявление закомномерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.

Срез- кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития (поперечные- сопоставление разных групп испытуемых; продольные- измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей).

Требования:

1. Планирование:
-сформулировать цель;
-определение контингента испытуемых;
-подборка методик;
-определение места и времени его проведения.

2. Проведение:
-установление доверительных отношений с испытуемым.

3. Эксперименты всегда проводятся индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

Достоинства эксперимента:

1. Исследователь сам создает условия, чтобы вызвать проявление психических процессов.
2. Исследователь может целенаправленно изменять условия и течение психических процессов.
3. Строгий учет протекания эксперимента.
4. Возможность проведения среди большого количества испытуемых ---> установление общих закономерностей развития психических процессов.

Недостатки эксперимента:

1. Исследователь знает об эксперименте.
2. Невозможность организации исследования так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования.

Психодиагностические методы исследования.

3. Тестирование.

Тест- краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные личностные качества.

Виды: тесты-опросники, тесты-задания, тесты способностей, тесты личностные, тесты достижений.

Тесты-опросники- система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надкжности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.

Тесты-задания- оценка психики человека на основе того, что и как он делает.

Тесты способностей- оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками.

Тесты личностные- оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях.

Тесты достижений- оценка уровня овладения знаниями в связи с конктретными программами подготовки.

Требования:

1. Бланки-рисунки, схемы, таблицы, опросники.
2. Аппаратура для обработки результатов.

Достоинства тестирования:

1. Краткость.
2. Массовость использования.
3. Возможность статистической обработки.

Недостатки тестирования:

При использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.

4. Опрос.

Опрос- метод психологии, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Виды: анкета, интервью, беседа.

Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Интервью- получение информации путем устных ответовна вопросы.

Беседа- получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.

Требования:

1. Сообщение некоторых данных о себе.
2. Ряд задаваемых вопросов.

Достоинства опроса:

1. Анкета: получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени.
2. Наблюдение за поведением и реакциями человека.
3. Изменение тактики, содержания задаваемых вопросов.

Недостатки опроса:

1. Письменная форма: неполная достоверность данных.
2.Устная форма: большие временные затраты.

5. Анализ проудктов деятельности.

1. АПД- выявление и оценка психологических особенностей человека.
2. Виды зависят от выполняемых действий.
3. Требования: наличие определенных материалов.
4. Достоинства: достоверность данных.
5. Недостатки: возможные затраты большого количества времени; ограничение материалов.

Проективные методы исследования.

Проективный метод- метод психологического исследования, заключающееся в анализе события, личного отношения к нему.

Виды: ассоциативный, интерпретационный, конструктивный, аддитивный, импрессивный, экспрессивный, катартический, моделирование, генетический.

Ассоциативный- предъявление беспорядочного материала, требующего придания субъективного смысла.

Интерпретационный- толкование событий, ситуаций, изображений.

Конструктивный- предъявление отдельных деталей для составления разных целостных картинок.

Аддитивный- дополнение, завершение.

Импрессивный- выбор решения, связанный с влечениями, симпатиями, намерениями.

Экспрессивный- деятельность на свободную или задуманную тему.

Катартический- творческая деятельность в особо организованных условиях.

Моделирование- копирование объекта исследования, с целью его упрощения.

Генетический- определение роли генотипических или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.


Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

История применения методов исследования в психологии

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.


Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.


С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Основные методы психологических исследований

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.


Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов. Ниже представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке. Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:


Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Наблюдение, как метод исследования в психологии

Наблюдение имеет несколько вариантов.


Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение или самонаблюдение , применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение , напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.


Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.


Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Опрос, как метод исследования в психологии

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.


Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты, как метод исследования в психологии

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.


Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные . В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.


Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Эксперимент, как метод исследования в психологии

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.


Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Моделирование, как метод исследования в психологии

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.


Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.


Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Другие методы исследования в психологии

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Методы диагностирования личности (наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностика)

К методам диагностирования личности можно отнести наблюдение, беседу, анкетирование, социометрию, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностику.

Под наблюдением подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем . В отличие от обыденного профессиональное наблюдение подчинено ясной цели и четко сформулированным задачам. Оно распланировано заранее согласно установленной процедуре; а полученные данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной схеме.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям. По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое (он регистрирует событие "со стороны") наблюдения. В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито.

Наконец, одна из модификаций включенного наблюдения - так называемое стимулирующее, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые".

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). В ситуации социальной диагностики в социальной работе наблюдение может применяться как при работе с группой, так и при работе с индивидуальными клиентами.

Беседа в социальной диагностике - метод получения информации в ходе вербальной и невербальной коммуникации. Беседа должна строиться на принципах взаимного уважения, и здесь на первый план выходят профессиональные и личностные качества социального работника, а также его коммуникативные компетенции.

Особое внимание нужно уделять невербальному языку общения, так как с их помощью передается более 65% информации. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к проговариваемой теме, партнеру по общению, ситуации. Невербальные и вербальные средства общения находятся в сложном взаимодействии и дополняют друг друга. В социальной диагностике они должны учитываться в своей совокупности.

Анкетирование - метод сбора статистического материала путем формализованного письменного или устного опроса .

Метод экспертной оценки заключается в опросе и обобщении ответов компетентных лиц и включает в себя ряд этапов:

определяется круг экспертов;

выявляются проблемы;

намечается план и время действий;

разрабатываются критерии для экспертных оценок;

У обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы.

Социометрия - это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг - это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Тестирование. Тестирование - это особый метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления, ситуации. В отличие от других методов, тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и специфику их последующей интерпретации. Тестов было разработано очень много, они подразделяются по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Биографический метод опирается на изучение человека в контексте его личной истории.

Изучение вторичных данных может быть совершенно различным. К примеру, обращение к страницам в социальных сетях поможет социальному работнику в постановке социального диагноза, так как выявит предпочтения клиента, его интересы, ценностные ориентиры, эмоциональные реакции.

Психодиагностика является инструментом психологии, однако социальные работники могут успешно ею пользоваться. Поскольку они не являются специалистами, то им рекомендуется применять только те методики, которые теоретически и психометрически хорошо обоснованы и не требуют при интерпретации результатов специальных знаний. Обязательна предварительная консультация с психологами, работающими в данной сфере.

Если для правильного использования той или иной методики требуются общие знания по психодиагностике или нужна специальная подготовка, то специалист-непсихолог обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к данной методике психолога.

Необходимо помнить, что недобросовестное или недостаточно квалифицированное применение специалистом психодиагностических методик может причинить серьезный вред.

Поскольку в качестве объектов социальной диагностики выступают различные социальные, возрастные, профессиональные категории людей, то методы психодиагностики могут быть разделены на группы в зависимости от возраста, специфики проблемы. Особую группу представляют методики, касающиеся диагностики лиц, перенесших сильные психотравмирующие воздействия.

Можно выделить методики диагностики детей, а именно: методики изучения познавательных, эмоционально-волевых, мотивационно-личностных, психодинамических и характерологических особенностей детей; методики диагностики взрослых, а именно: методики диагностики индивидуально- личностных особенностей субъекта и методики диагностики взрослого человека как субъекта деятельности; методики диагностики пожилых людей; методики диагностики лиц, перенесших сильные психотравмирующие воздействия; методики диагностики специалистов по социальной работе, позволяющие оценить уровень сформированности у них профессионально важных качеств, уровни профессионального выгорания .

Спектр методов социальной диагностики чрезвычайно широк. Специалист или мультидисциплинарная команда могут выбирать те из них, которые в наибольшей степени способствуют реализации поставленных задач диагностики, соответствуют профессиональному уровню и предпочтениям специалиста, адаптированы под социальные, культурные, возрастные и другие особенности клиента.