Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Детские скороговорки для развития дикции. Лучшие скороговорки для развития речи и дикции взрослых людей

magazine

4.3

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.

80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.

Почему так важно для развития дикции и речи у детей включать в логопедическую работу скороговорки? И зачем будущие звёзды кино разучивают их на мастер-классах по актёрскому мастерству.

Давайте попробуем подробно разобраться в этом вопросе.

Голос лидера. Какой он?

Задумывались ли вы, когда ни будь, о том, почему так случается, что некоторые люди говорят глупости, а все их слушают? А людей, говорящих умные вещи, иногда слушать невозможно. Потому что у человека существует инстинкт. Он хочет слышать ту речь, которая звучит чётко, ясно, с выразительной дикцией. Это голос лидера.

Чем правильнее вы говорите – тем больше вас слушают. Чем внимательнее и больше – тем выше ваша самооценка, и тем правильнее вы в дальнейшем начинаете говорить.

Многие специалисты, для развития дикции и речи у детей, используют в своей работе скороговорки.

В замечательной книге Е.В.Лаптевой «1000 русских скороговорок для развития речи», я нашла скороговорки, как для детей, так и для взрослых.

Каждый из нас знает, что такое скороговорка. Дети очень любят говорить за взрослыми разные забавные слова со звуками, которые повторяются. Из них можно складывать забавные и весёлые истории – например, про Грека, который ехал, через реку и цапнул Греку за руку рак. Огромная радость наполняет юного стихотворца, ведь у него получается сочинять не хуже, чем у взрослого. Да и папы и мамы в полном восторге от такого занятия.

Скороговорки для детей и взрослых

У осы не усы, не усищи, а усики.

Лёша неуклюжий

Шлёпнулся в лужу.

Порвал и промочил штанишки,

Набил на лбу большую шишку.

Звала по малину Марина Галину,

Галина Марину звала по калину.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – вбок,

Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп!

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».


Скороговорки для взрослых

Несмотря на то что существуют специальные скороговорки и не для детского восприятия, у взрослых данный вид фонетического упражнения не столь популярен, как у детей. Очень забавно слушать взрослого человека, пытающегося произнести:

Я – вертикультяп.

Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Стоит куль на холме, пойду на холм – куль поправлю.

Обычно, подобного рода скороговорки вызывают бурю позитивных эмоций. А уж заряд хорошего настроения после их прочтения, обеспечен точно.

Скороговорки нужны не только для развлечений, но и отличный способ улучшить произношение всех звуков. Студентам театральных вузов, людям, желающим улучшить свою дикцию, красоту и гармоничность речи в целом.

Скороговорка как эффективное фонетическое упражнение для улучшения произношения

При коррекции нарушений произносительной стороны речи и отработке правильного произношения фонетические упражнения совершенно необходимы. И здесь скороговорка окажет неоценимую помощь.

Упражнения для отработки фонетики незаменимы при коррекции произносительной стороны. Для этих целей скороговорки подходят как нельзя лучше.

Пошли бобы по грибы, а грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.

Добыл бобыль бобов.

Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку, /б/ /п/

Бабкин боб расцвёл в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

Большой белый баран больно боднул бабушкиного больного барана Борьку.*

Бегемотику – ботинки,

Ботики – бурундучку.

Бобы у бабы как баобабы.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела

Белой даже не была,

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала,

Камбала болтала без умолку о белых бакланах и больших баклажанах.

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

Бабушка Белова

Бегала бегом.

Белого барана

Била батогом.

Не долби, дылда, по болту кувалдой.

Налогооблагаемая благодать.

Блондинка с благодарностью сгребла таблетки.

Яблоки – на яблоне,

Таблица – на табло.

Бык тупогуб, у быка губа тупа, /т/ /п/

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, /т/ /п/

У быка бела губа была тупа, /т/ /п/

Бублик в маковках в блюдце плюхнулся.

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой!

Банкир получил банджо почтовой бандеролью.

Вот – бутон,

А вот – батон.

Вот – бидон,

А вот – питон.

Ну а вот – бетон.

В печке выпечен батон,

А в петлицу вдет бутон,

По траве ползёт питон,

Молоко течёт в бидон,

А на стройке есть бетон.

Повтори и ты мне в тон! /т/, /н/

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку, /б/ /б’/

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Белые бараны били в барабаны.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

Все бобры для своих бобрят добры.

Борона боронила не боронованное поле.

Боронила борона по боронованному полю.

Баран‑буян залез в бурьян.

Бежит боровок, белокрыл, белоног, перерыл весь дворок.

Вырыл рылом боровок – ребро да полребра.

Вместо рубахи не носите брюк вы,

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличите от буквы,

А различите ли ясень и буквы? /р/ /р’/

Бобёр побрел в бар.

Кобра – в торбе,

А торба – в коробе.

Бородатый брадобрей бормотал бессмысленный бред.

Банкир бросал банкноты из блокнота.

Банкрот, бурча, бранил банкира мота.

Бобёр побрёл в бор.

В бору бобра обобрали.

Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.

Бобриха бобра побранила и побрила,

А бобрята бобра ободрили.

Обобранный, побритый и ободренный бобёр

Побрёл обратно в бор.

В бору бобёр и брат бобра

Работают без топора.

Бобёр и брат бобра добры:

Не рубят на бревно боры.

Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.

Будь добр, добудь кобр.

Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия.

Бурые бодрые бобры благоразумно берут большие бревна.

У боярина‑бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

По бревну бредут бобры.

Бобры храбры идут в боры,

Бобры для бобрят добры.

Брат продал брату паркет из граба.

Купила бабуся бусы Марусе.

На рынке споткнулась бабуся об гуся…

Все бусы склевали по бусинке гуси.

Лиса босса боса и оса босса боса.

Водовоз вёз воду из‑под водопровода.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Подарили Валеньке варежки и валенки, /р/ /л/

Съел Валерик вареник,

А Валюшка – ватрушку.

Стоит воз овса, возле воза – овца, /з/ /с/

У воза овца, на возу пуд овса, /з/ /с/

Всплеск – всего лишь вспучивание воды.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай, /й/

Валя на проталинке

промочила валенки.

Валенки у Валеньки

сохнут на завалинке.

/н/ /н’/

Давил, давил, да недовыдавил. /д/ /д’/

Я во двор вела вола, за рога вела вола.

А вол в огород меня завёл.

Вихрь взвил вихры Вити, /и/

Велика вилла Вилли.

Зверским взвизгом взводный взвизгнул.

Взводный взвода в здании завода.

Варвара варенье доваривала,

Ворчала да приговаривала:

«Варись, варенье, варись!»

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Великовозрастный верзила резвился в реке.

Расчувствовавшаяся

Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

Проворонила ворона вороненка.

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

Отворяй, Варвара, ворота,

Коли не враг за воротами.

А врагу да недругу

От Варвариных ворот – поворот.

Врали про Варю, все переврали, /р/ /р’/

Нравы мавров варварские, /р/ /р’/

Отвори, Увар, ворота,

Дров несём невпроворот мы.

Ворон рвал во рву ревень,

Рвал проворно целый день.

Повар варит, варит

И приговаривает:

«Варю Вере,

Варю Варе,

Варю Валере И Варваре!»

Наш Филат не бывает виноват.

В Уфе – кафе «Вафля».

Михаил играл в футбол,

Он забил в ворота гол. /л/ /л’/

Фаня в гостях у Вани,

У Вани в гостях Фаня.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.

Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Фридрих не врал – прав Фридрих.

Фридрих не прав – врал Фридрих.

– Фристайл вреден!

Агния, Инга и Игнат – юнги.

Геннадий – в гавани,

А Евгений – в вагоне.

– Гена, гони гиену!

Гена – ни гугу.

Бабе‑яге магия не помогает.

Змей Горыныч, сгорбясь,

Взгромоздился на гору

И с громким грохотом

Грохнулся вниз.

В заборе – не гвозди́ки,

В заборе – гво́здики.

Гво́здики – в заборе,

А гвоздйки – в вазе.

Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

На неё глазели глаза газели.

Лягу на углу луга.

У плуга на лугу Пелагея.

Пугало напугало иволгу на лугу в таволге.

Ехал Грека через реку.

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Грозди рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

Гонец с галер сгорел.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки.

Из‑за леса, из‑за гор

Едет к ним ещё Егор.

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

Авдей Гордею дал гвоздей,

Гордей Авдею дал груздей.

У Аграфёны и Арины

в огороде растут георгины.

Росла за горой, за пригорочком,

Сосёнка с приподсосёночком.

Под горой бугор,

На бугре Егор,

У Егора кол,

На колу колокол.

С горы – не в гору, в гору – не с горы.

До города – в гору, от города – с горы.

В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов, /з/ /р/

Гроза грозна, грозна гроза, /з/ /р/

Пал град на пять гряд.

Гризли продавал гриву грифа за гривну.

Грач сгоряча осерчал на грача.

Грач грациозно дегустировал грильяж.

Гришка грыз коржик,

Орешки грыз Жоржик,

А Гарик – сухарик.

На гармошке громко Заиграл Ерёмка.

Дятел дуб долбил,

Да не до долбил.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,

Да не продолбил и не выдолбил.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Дятел дерево долбит,

День‑деньской кору долбит.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дарья дарит Дине дыни.

Не прибирает Домна дом,

А у Домны дом вверх дном.

Ест Федечка с водкой редечку,

Ест редечка с водкой Федечку.

А мне не до недомогания.

Дипломированный дантист долбит дупло долотом,

А днем дурачит девушек дешевым одеколоном.

Дед Данила делил дыню:

Дольку Диме, дольку Дине.

Дворник дверь два дня держал –

Деревянный дом дрожал.

Ветер дёргал эту дверь.

Дворник думал, это зверь.

Деидеологизировали‑деидеологизировали

и додеидеологизировались.

Дилетант‑диктор не овладел дикцией.

Удав Давыда Давидовича Давыдова

Давил, давил, да недовыдавил. /в/ /в’/

На дуб не дуй губ,

Не дуй губ на дуб.

  1. Гоге дога не догнать,

И догу Гогу не догнать.

Не видно –

Ликвидны акции или неликвидны.

Однажды днем на дне Дона.

Дни не одни. Одни – не дни. Одни дни на дне.

Без дна ли бездна?

У нас во дворе подворья погода размокропогодилась.

Дроводреворубы рубили дубы.

Дорогие диадемы дарят дамам в дни рожденья.

Рододендроны из дендрария.

Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

Два дровосека, два дроворуба,

Два дровокола отточили топоры.

Топоры остры‑то до поры,

До поры остры топоры, до времени.

Дрозд дроздиху дразнил‑передразнивал, да не выдразнил,

А дроздиха дрозда просто выдрессировала.

Город в Драба́не – Драба́н‑Драбада́н.

Там драбада́нят в драбда́к драбада́ки.

Там драбада́нно‑драбы́е драба́ки

Дра́бро драба́ют в драб‑драбака́х.

Драбы́е драба́ньи драбко́ выдрабня́ют,

Драбны́х драбада́нчиков драб‑драбаня́ют.

Дра́бно там, дра́бненько и драбадно́,

Туда собираюсь я очень давно.

Скоро поеду я в Дра́б‑Драбада́н!

Жаль, что не знаю дороги туда…

Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Несдержанность сдержим внутренним стержнем. (В)

Ужа ужалила ужи́ца.

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж от ужаса стал уже

Ужа ужица съест на ужин

И скажет: (начинай сначала)

Ужи́ в луже кажутся у́же.

Уж в луже у́же. /у/

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Жутко жуку жить на суку.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Жук жужжит над абажуром.

Встретил в чаще ёж ежа.

– Как погода, ёж?

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Слишком много ножек у сороконожек.

У́же ужи́ в луже.

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

– Я жук, я жук, я тут живу.

Жужжу, кружу, жужжу, бужу.

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы

Исколоты ежами.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа!

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Пижоны в желтых пижамах с пейджерами на «пежо». /п/

Уж полночь…

Над жёлтым жгучим абажуром

Жужжит, кружит окружно жук.

В оранже пряжу вижу

Ажурных крыл.

Кружит жемчужный круг,

И в жиже слов я жутко слышу:

Я ночь живу.

Жужжу, жужжу,

Кружу, лежу

Над жёлтым жгучим абажуром.

Я не щажу,

Огни лижу,

Жизнь прожужжу,

Себя сожгу,

И не тужу,

И не тужу –

Я ж‑ж‑ж‑ж…жук!»

Жук жуку жужжал:

«Ж‑ж‑жу‑жжжу,

Я с ежом давно дружу…»

У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата.

Учит бегать ёж ужат,

Учит ползать уж ежат.

Жирный жираф жевал жевательную жвачку.

Жирные жабы

дружно жевали

жёлтую жвачку.

Жизнь жнеца – тяжёлый жребий.

Жадины жались в дилижансе и жаловались жестокому жандарму на жестокость жизни.

Жезл магараджи жутко тяжёл.

Жирная жаба жалела жука.

Всё же тоже тужит Жора.

Журавль дружил бы с жабой,

Кабы желала б этой дружбы жаба.

Журавль жабе не жених.

В Париже жеребята рыжи,

В Лиможе рыжие тоже.

Жирный жук жужжит снаружи,

Разжижая жижу в луже.

Сняли с Надежды

Цветные одежды,

Без одежд Надежда

Не манит, как прежде.

Мы спросили у раджи,

Почему он не носит паранджи.

И, представьте, тот пижон

Был вопросом поражен.

Жду одежду Надежды с надеждой.*

Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в за́мке.

Ветер ёлками шумит,

Ёжик наш домой спешит.

А навстречу ему волк,

На ежа зубами – щёлк.

Ёж иголки показал,

Волк со страху убежал.

Задрожали зайки

Волк на лужайке!

Змея шипит, а жук жужжит.

Все клёны стали рыжие,

И ни один не дразнится:

Раз всё равно все рыжие,

Кому какая разница?

Безжалостные медузы жалящие,

Над Жозефиной сжальтесь, пожалуйста!

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

В луже, посредине рощи,

Есть у жаб своя жилплощадь.

Здесь живет ещё жилец –

Водяной жук‑плавунец.

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

– Жора, заржавел железный замок?

– Заржавел железный замок.

Кони в загоне заржали,

Так их попонки им жали.

Жандарм взял за жабры жулика.

Дирижёр пейзажем поражён.

Жаба Зина сказала, дрожа:

«Дирижабли обворожительно дребезжат!»

На возу лоза, у воза коза.

Звонок звенит, звонок зовёт,

И Зоя в класс к себе идёт.

Зоиного зелёного зайку зовут Зайка‑Зазнайка.

У Зины‑Зинули болит задний зуб,

Поэтому Зина не может есть суп.

У Зины много забот,

Заболел у зайки живот.

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Звёздный змей звенел зубами: «З‑з‑з‑з…»

Под Клязьмой князь

упал в грязь,

Заколдованный за́мок на все запоры замкнут.

Белозубый, острозубый заяц залихватски грыз арбуз.

Зябкая зыбь завиднелась на озере.

Зиновьев Захар зашёл в магазин,

Захар заказал козинак и зефир.

Встретиться змей и змея захотели.

Встретиться змей и змея не сумели.

Змей – в облаках, а змея – на земле.

Надо бы змею спуститься к змее.

Знать бы, зачем залилась спозаранку В зарослях зелени крошка‑зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, Звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

По золотому залу лазал‑лазал, залез в лаз, зол на золу лозы.

Жёлтое золото не зеленеет от злости, как злодей.

В земле – землянка,

На земле – земляника.

У зайки Бубы заболели зубы.

Сбруя сберегла злого барана с бубенцами.

Про зубра и зебру зубрил я урок,

Зубря, позабыл о зазубрине в зубе.

О зебре зазубрен урок назубок,

Но зуб заболел, и забыл я о зубре.

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли.

Резиновая Зина упала из корзины,

Резиновая Зина испачкалась в пыли.

Резиновую Зину мы вымоем в бензине,

Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:

«Смотри, не будь разиней, резиновая Зина,

А то отправим Зину обратно в магазин».

Заря розой, раз за разом – взора лазоревого зараза розовая.

Изобрёл изобретатель золотую землеройку.

Пошёл спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзинку Назар.

Зелёная берёза стоит в лесу,

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

Все озёра – зеркала

Из зелёного стекла.

Лезут козы в грозу в лозу –

лозу козы в грозу грызут.

Не ходи, как все разини,

Без подарка ты к Розине,

Но ей делая визиты,

Каждый раз букет вези ты.

Верзила‑динозавр дерзил зря.

Зарядка требуется для тренировки и разрядки.

Зубр с зеброй запанибрата.

Еле‑еле Елизар

Едет‑едет на базар.

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара, /йэ/

Ели, ели дыни, ели…

Съев, сказали: «Недозрели!

Недозрелые мы дыни

А несъеденные дыни

Зрелися».

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов. /гр/

Гроза грозна, грозна гроза, /гр/

Соня Зине

Принесла бузину в корзине.

Соня – незнайка,

А Зина – зазнайка.

Девчонка везла на возу

Козлёнка, козла и козу.

Девчонка в лесу проспала

Козлёнка, козу и козла.

Зимой поле белое, промёрзло‑заледенелое.

Идёт косой козёл с козой и косой.

Захар сахар запасал.

Закрома им заполнял.

Захаровы закрома

Засахарены сполна.

На лозе оса, а в лозе коза.

Лизкина киска лизнула Лизку, /л/ /л’/

Засунули сладкоежкам

В сладости сало,

С тех пор сладкоежки

Сладости не сосут.

Карась, в лаз не лазь.

Застрял в лазе карась.

Порослями заросли поросли,

Зарослями поросли заросли.

Завязалась розы завязь,

Завязалась, распустилась.

Неба вязаная завесь

Развязалась, распустилась.

Стрекоза застрекотала стрёкотом и стремглав задала стрекача, /стр/

Из указа вышел казус.

Стоит воз овса, возле воза – овца, /в/ /в’/

У воза овца, на возу пуд овса, /в/ /в’/

Загубленная гусеница,

Запудренная пудреница.

Запуганная пуговица,

Запутанная путаница.

Эрцгерцога граф приглашает на завтрак,

Роскошный приём для эрцгерцога завтра.

Кузя Зайцев боится зайцев.

На мизинце у самозванца в цирке затейница‑синица.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай, /в/ /в’/

Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.

Заключение

Для развития дикции и речи у детей скороговорки являются неотъемлемой частью логопедической работы. Однако, не нужно ограничиваться только скороговорками. Стихи, песни, загадки, также отличные помощники в таком не лёгком деле, как развитие речи и тренировка дикции.

Возможно, вы знаете классные скороговорки. Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях.

Желаю удачи и терпения!

Профессия радиоведущего сегодня считается одной из самых популярных среди молодежи. Кажется, что от ведущего ничего больше не требуется, кроме умения много болтать и быть всегда веселым. На самом деле, закулисье этой профессии не настолько безоблачно.

Радиоведущий должен обладать множеством навыков. Один из основных – правильная и четкая речь. Поговорим о том, как выработать в себе это умение. Вы ведь согласны, что четко говорить должен не только ведущий? Да и потом, неизвестно, как жизнь повернется. А вдруг завтра, вы устроитесь работать на радио или телевидение? публикует самые популярные среди ведущих скороговорки, с помощью которых можно значительно улучшить четкость произношения.

Специалисты советуют перед чтением скороговорок разогреть мышцы неба. Для этого нужно в ровном темпе произнести три раза согласные "Г" и "К". Затем с полуоткрытым ртом также три раза произнести гласные "О", "А" и "Э". После этого расслабляем мышцы и представляем, что полощем рот.

В первый раз читайте скороговорку таким образом, чтобы гласные звуки были почти беззвучными. А вот согласные нужно произносить громко и четко. После этого скороговорку произносите в полный голос.

Чтобы улучшить дикцию, читайте скороговорку, зажав нос пальцами. Выдыхать и снова вдыхать воздух через нос можно в тех местах, где необходима пауза.

В первый раз прочтите скороговорку медленно, постепенно увеличивая темп.

Шесть скороговорок для диктора

1. Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.

2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой - Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой - Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони - Шах-шарах-шарах-широни.

3. У вас наш нож у нас ваш нож.

4. В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду - выдру в тундру, ядра в вёдра!

5. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов

6. И наконец, знаменитая веселая и самая длинная в мире скороговорка "Лигурия" , с помощью которой "разогреваются" перед эфиром ведущие.

"В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка".


Скороговорка - это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в . И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее. Однако в этой статье в рамках всего , классификация будет построена на основе звуков и сочетания звуков, которые тренируются. Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

Скороговорки со звуком «ч»

[Ч] — это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Синичка, синичка - воробью сестричка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

А также скороговорка в форме стихотворения:

  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.

Скороговорки со звуком «ш»

[Ш] — это согласный, глухой, твердый звук. При произнесении этого звука происходит следующее: губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднят к небу (ближе к передним верхним зубам), но не касается их, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, который и образует звук [Ш].

Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука [Ш], первая из которых является, наверное, самой популярной скороговоркой:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Скороговорки со звуком «щ»

Как и [Ч], звук [Щ] является глухим и мягким. По артикуляции звук [Щ] очень похож в произнесении на свой парный звук [Ш], разница состоит в том, что твердого неба должен касаться не кончик языка, а его середина, в то время, как сам кончик, находится у верхних передних зубов. Вот четыре примера чистоговорок для отработки звука [Щ]:

  • Кощея щами не угощают.
  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • Щенок в чащу дощечку тащит.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

А вот комбинированная скороговорка для тренировки двух звуков «щ» и «ш»:

  • В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Скороговорки на тренировку «л»

Сам звук [Л] обычно не вызывает трудностей, если у вас нет французского акцента. Скороговорки с этим звуком направлены на развитие частого повторения слогов, где присутствует [Л].

  • Лапти лыковые, лыки липовые.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?

Скороговорки на тренировку «р»

Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Прорубь рубили — рыбку ловили.
  • Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Конечно, существует множество чистоговорок для тренировки произношения и других звуков, кроме того есть усложненные и специфические варианты: лигурия, шибболет и другие. Для скороговорения можно также использовать даже обычную книгу. Однако все это выходит за рамки данной статьи, направленной на ознакомления со скороговорками для развития речи и дикции. Если вы испытываете серьезные трудности с произнесением определенных звуков, то вам следует обратиться к специалисту, которые вам поставит правильное произношение. В ином случае вы рискуете научиться неверному произношению, которое потом будет очень трудно исправить.