Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Традиция посещения кладбища на пасху. Можно ли ходить на пасху на кладбище? Как и когда правильно поминать усопших

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Для многих Пасха это не только праздник, но и день поминовения близких. Сегодня о том, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище.

Очень во многих семьях принято на Пасху ходить на кладбище поминать умерших, не просто поменять традиции нескольких поколений и убедить почему этого нельзя делать.

Пасха светлый праздник, несущий радость от того, что случилось невозможное-Воскресение из царства мертвых. Это событие стало радостным не только для матери и близких Иисуса Христа, для многих людей в тот момент появилась надежда и вера укрепленная и подтвержденная Воскресением. Потому это один из немногих церковных праздников когда служители Веры призывают радоваться, а не скорбеть. В этом вся суть праздника Пасхи- жизнь победила смерть, и праздник призывает радоваться жизни. Вот почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, т.к. посещение кладбища предполагает скорбь, а скорбь в этот день противоречит смыслу праздника Пасхи, т.е. радости.

Есть еще одно объяснение почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, дело в том, считается, что на страстной неделе умершие родственники уходят их рая и имеют возможность прийти на Землю (из ада выхода нет). Говорят, что если на Пасхальной недели вам приснится кто-то из умерших, то общение это будет не во сне, а на яву, все, что будет сказано считается не сном.

Возникает вопрос почему же во многих семьях есть традиция посещать кладбище именно на Пасху? Священнослужители это объясняют так: в советское время церковь находилась под запретом, но Пасха слишком большой праздник и люди его не могли игнорировать и потому шли «отмечать» его на кладбище, таким образом несколько поколений выросло на этой вынужденной традиции. Теперь же священнослужители, разъясняют почему нельзя на Пасху ходить на кладбище пытаясь образумить людей.

Конечно, в один из самых больших праздников в году нельзя выполнять никакой работы-шить, стирать, убирать (в т.ч. подметать, мыть посуду хотя бы в первой половине дня), убирать или что-сажать в огороде и в том числе, нельзя в этот день убирать на кладбище, красить кресты и т.п. Все приготовления нужно закончить в Чистый четверг, в субботу до обеда можно что-то доделать не существенное.

Для поминовения усопших есть другой день называется Радоница припадает он обычно на вторник через неделю после Пасхи, в церкви в этот день читается особая панихида с пасхальными песнопениями символизирующие радость от Воскресения, потому день назван Радоница, т.е. радование, радость. По церковным устоям положено в этот день поминать усопших и посещать кладбище. Возможно из-за того, что этот день рабочий массово кладбище посещают на день раньше, в воскресенье, у нас это называют Красная горка, мы идем на кладбище на Красную горку. На самом деле Красная горка языческий праздник не имеющий отношения ни к кладбищу, ни к поминовению, но отмечался он примерно в это время наши давние пращуры праздновали приход тепла и весны, вот так все перемешалось.

Говорить, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, не совсем верно, это скорее не правильно как если в День рождения устроить поминки. За то, что люди все еще ходят на Пасху на кладбище греха не предусмотрено, но это не правильно.

.

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается к греху. Мы расскажем, можно ли поминать усопших в этот день или стоит от этого воздержаться.

Уже давно люди разделились на два лагеря: одни считают Светлую Пасху поводом почтить усопших, другие утверждают, что это неприемлемо, даже грешно. Стоит разобраться в сути праздника.

Служители Бога объясняют, что Пасха — это «день мертвых», так как по преданию Иисус спустился в преисподнюю, дабы рассказать о вечной жизни и спасении рода человеческого. А уже после воскрес.

Так можно или нельзя ходить на кладбище в Пасху?

Традиция посещать кладбище появилась в советские времена, когда многие храмы были закрыты, а упоминание о вере наказывалось властями. Людям хотелось разделить святость этого праздника со своими близкими, но в церковь попасть было трудно. Поэтому найденная альтернатива встречаться у могил обратилась в некоторую традицию. Многие выпивали на кладбище и оставляли на надгробиях яства: крашеные яйца и куличи, дабы почтить память родных. Однако сейчас это приравнивается к язычеству, а любое чрезмерное употребление спиртных напитков вообще недопустимо в этот день, тем более на кладбище.

В наше время священнослужители призывают к восстановлению церковных устоев. Необходимо пребывать в храме в день Христовой Пасхи, воспевать и восхвалять Спасителя. Для посещения кладбища отведен специальный праздник — Радоница, в который можно сходить на кладбище, почтить память тех, кто ушел. Радоница бывает на девятый день после Пасхи, именно в это время стоит оплакать и помянуть усопших.


Что будет, если все же пойти на кладбище?

Церковь не возбраняет посещение кладбища в дни ликования, особенно если душа рвется почтить память любимых и родных. Однако, учитывая человеческую психологию, стоит воздержаться от таких визитов. Не каждый сможет вместить в себе радость и скорбь одновременно, а пасхальным днем нужно в первую очередь наслаждаться, отказавшись от всех забот.

Поэтому священники настоятельно просят отказаться от посещения могил и проведения на них панихид. Истинные православные люди не преступают этот канон и проводят Пасху в радости, а в родительский день уже делятся этим с усопшими.

Известно также, что если человек умирает на Пасху — это считается благоволением Божьим. Даже отпевание в этот день проходит по особому, пасхальному чину, что означает огромную милость на «том свете».

Посещение кладбища в Святой праздник не будет считаться грехом, но и дозволения со стороны церкви вы на это не получите. Особенно стоит отметить, что Пасха — это день радости, которой и так не много в нашем мире. Не омрачайте этот день скорбью: это может плохо сказаться на вашем состоянии в течение последующего года. Лучше посетить кладбище и помолиться за усопших в предназначенный для этого праздник — Радоницу. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

13.04.2017 07:25

Родительские субботы широко известны в народе. В эти дни принято ходить на кладбища и поминать...

Одной из главной народной традиций на Пасху является поминовение умерших родственников на кладбище. Миллионы людей в этот праздник, вместо того, чтобы идти в церковь, для того, чтобы восхвалить Воскресение Божие, отправляются поминать умерших. Поддерживает ли православная церковь посещение кладбища на Пасху?

Для того, чтобы ответить на вопрос, можно ли ходить в Пасху на кладбище , нужно вспомнить о смысле этого праздника. Пасха — это праздник свободы, освобождение душ, день победы света над тьмой. Изначально это праздник радости. А посещение могил родственников на кладбище подразумевает под собой скорбь, тоску и печаль. В этом смысле, посещая кладбище на Пасху, верующие отстраняются от сути праздника.

С другой стороны, как утверждают священнослужители, Пасха является «днем мертвых» , так как в это день, согласно евангелию, Иисус спустился в ад, чтобы освободить души мертвых и возвестить о вечной жизни и спасении. Ни один христианин не может возразить, что Пасха Христова — праздник воскресения всего живого, всей человеческой природы.

Православная церковь не запрещает ходить на кладбище в Пасху. Нет никакого запрета для человека, дня, обстоятельства, из-за которого ему было бы нельзя навещать могилы своих родственников. Но не стоит забывать и про то, что Пасха — день радости, света и нет места в этот день печали, слезам и скорби. Между тем, в церковном календаре есть специальный день для поминовения умерших — Радоница, Родительский день . В 2015 году Радоница отмечается 21 апреля, на 9 день после Пасхи. Именно в этот день священники советуют приходить к могилам своих родственников и совершать поминальную трапезу.

Интересно, что традиция посещать кладбища на Пасху появилась после раскола Русской православной церкви в 17 веке и во время гонения старообрядцев. Молиться им приходилось в тайне ото всех, в особых помещениях. Так, именно у старообрядцев появился обычай ходить на кладбище в Пасху. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

04.04.2015 09:54

Родительские субботы широко известны в народе. В эти дни принято ходить на кладбища и поминать...

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается...



Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника на этот важный вопрос у многих верующих людей вызывает изумление. Как ни странно, но многие даже не знают о том, что на Пасху с точки зрения православной религии, ездить на кладбище совершенно неправильно.

Это даже считается большим грехом, потому что, светлый праздничный день, первый, в череде последующих сорока праздничных дней, нужно провести среди своей семьи и в кругу близких родственников, которые еще живы. Пасха – это, первую очередь, праздник живых. Что нельзя делать в

Откуда пошел запрет

Нужно сказать, что традиция ходить на кладбище именно на Пасху появилась у верующих в советское время. Тогда, как известно, религия была под запретом, традиции не передавались из поколения в поколения, а часто обратиться за советом, что и когда делать правильно, просто было не к кому. Следовательно, в этот период люди, которые верили в Бога, пытались хоть как-то сохранять традиции: как умеют.

Чтобы хоть как-то отметить Пасху, люди стремились в этот день обязательно посетить кладбище, чтобы там спокойно разделить свою радость с уже усопшими родными людьми. Они хотя бы точно не сдадут КГБ и не напишут жалобу. Но, сейчас, когда религия снова в почете и каждый человек, который тянется к Богу, имеет возможность обо всем узнать, спросить, правильно соблюдать ритуалы, должно помнить о том, что Пасха – это светлый праздник, это праздник живых людей.




В день Пасхи отмечается факт того, что Иисус Христос воскрес из мертвых и в этот день нужно
думать только о чем-то хорошем, радоваться. Радоваться тому, что Иисус Христос воскрес и тем самым доказал, что нет смерти, есть только переход в жизнь вечную, в Царствие Божие. Пасха является именно праздником жизни, но никак не смерти. В течение следующих нескольких недель будет специально выделенный для этого день, когда нужно со светлой новостью отправляться на кладбище. Но делается это не в саму Пасху.

Когда идти на кладбище в честь Пасхи

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника уже получили. Теперь рассмотрим точно, какой же день специально в церковном календаре выделен, чтобы со светлой новостью о Воскресении Христовом отправиться на Пасху. Тут речь идет о вторнике, втором вторнике после праздника. То есть, не в Пасхальную седмицу, а сразу после нее. Это большой поминальный день в течение православного года, у него даже имеется свое специальное название – Радоница или Радуница. В некоторых странах в этот день установлен официальный выходной день. Варианты, .

Нужно также понимать, что для нас люди, которые лежат на кладбище – мертвые, а вот для Христа каждая душа, вне зависимости от того, живет тело или нет, является живой. Так что, большой разницы для Господа, с чем хочется похристосоваться человек: с живым родственником или мертвым, в принципе, не существует.

О церковных канонах

Нужно отметить по поводу того, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника, что строгих запретов по церковным канонам тут, конечно, не существует. Если человек хочет думать об усопших людях и поминать их в Пасху, то никто этого не запретит. Но тут следует помнить о том, что по возможности лучше отложить поминание до специально выделенного для этого дня.




В некоторых источниках сегодня можно найти информацию о том, что обычай ходить на кладбище на Пасху появился задолго до Октябрьской революции. В царской России многие предки жили в сельской местности, дороги там были плохие. Храм же, как правило, строились рядом с кладбищем. Так что, чтобы дважды в одно и то же место далеко не ходить, многие сразу после пасхальной службы заходили на могилки предков, чтобы положить там по крашеному яйцу и поздравить умерших родственников с праздником Пасхи Христовой. Многие считают, что традиция посещать кладбище на Пасху сложилась именно таким способом.

Все таки, если почитать современную церковную литературу или поговорить со священником, там будет отмечено, что в саму Пасху не стоит идти на кладбище. Этот праздник не является днем скорби, нужно радоваться и веселиться в Пасху. Тем более что теперь, после длительного Великого поста, это наконец-то можно делать. Стоит помнить, что уже во второй вторник после Пасхи, будет день Радоница. Именно в этот день нужно отправляться на кладбище, чтобы сообщить покойным родственникам, друзьям и близким о том, что Христос Воскрес из мертвых. Отличный способ, .

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника говорит о том, что лучше всего этот поход отложить до специального поминального дня. Хочется напомнить, что на кладбище, согласно православной традиции, не нужно нести еду: мертвым людям, у которых жива только душа, человеческая пища не нужна. Однако с собой на кладбище можно взять окрашенное яйцо как символ Пасхи и вечной жизни после смерти.