Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Предложения с придаточными обстоятельственными уступки. Презентация - спп с придаточными условия и уступки

СПП с придаточными уступительными

Придаточные уступительные указывают на факт, противоречащий содержанию главной части; событие, о котором говорится в придаточной части, должно было бы привести к результатам, проти­воположным тем, о которых говорится в главной, но не привело, то естьсодержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части предложения: Я уговорил Шакро идти берегом, хотя это был длиннейший путь (М. Г.).

Придаточные уступительные присоединяются к главной части одним из уступительных союзов (хотя; несмотря на то что; невзи­рая на то что; пускай; пусть; даром что) или сочетаниями относительных наречий как, сколько с частицей ни.

И зависимости от того, чем именно присоединяется придаточная часть к главной, находятся оттенки уступительного значения.

Наиболее широкое уступительное значение выражается и пред­ложениях с союзами хотя; несмотря на то, что : Он выглядит опрятным и чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев). В таких слу­чаях придаточная часть занимает постпозицию.

Если же придаточная часть с теми же союзами занимает препози­цию, то в сложном предложении выражаются уступительно-противительные отношения. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда главная часть имеет при себе противительный союз но или однако : Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, однако я скрыл это от всех (Л. Толстой); Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (Короленко). Предложения этого типа можно считать переходными (между подчинением и сочи­нением).

Придаточные части с союзами пусть, пускай имеют оттенок «созна­тельного допущения». Например: Пускай тебе взгрустнется даже, ты головы не опускай (Лебедев-Кумач). Придаточные с этими союзами употребляются обычно в препозиции.

Придаточные же, присоединяемые при помощи сочетаний как ни, сколько ни, отчетливо выражают обобщительно-уступительное (или усилительно-уступительное) значение: Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжелых переживаний, но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение (Шолохов); Но сколько Саша ни думал, ничего ему не приходило в голову (Попов).

Противопоставление сообщений главной и придаточной частей предложения, имеющееся в сложных предложениях с придаточными уступительными, роднит их со ССП с противительными отношениями. Однако составные части последних более равноправны, в них нет оттенка обусловленности. Ср.: Было темно, но мы не прекратили поисков. – Хотя было темно, мы не прекратили поисков.

Среди сложных предложений с уступительной придаточной выделяются такие, которые указывают на предельное проявление того, о чем в них сообщается, они называются обобщенно-уступительными. Ср.: Хотя утро было прекрасное, но мы выехали в поле не так рано (Акс.). - Как ни прекрасно было утро, но мы выехали в поле не так рано. Во втором предложении придаточная часть сообщает, что признак доведен до предела, и, несмотря на это, результат получается противоположный тому, которого следовало ожидать.

Обобщенно-уступительные предложения имеют в своем составе местоименные слова как, где, куда, кто, что, сколько и т.п. с частицей ни: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежды про нее свой толк все к худу клонят (Кр.); Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна (Л. Т.).

Примечание. Те же сочетания могут входить в состав придаточных частей предложений, конкретизирующих обобщенный член главной части предложения. Такие предложения не являются уступительными, в них невозможна замена усилительного оборота с ни союзом хотя: Куда ни обратишь взоры, везде встретишь или воды, или камни (Бат.).

С помощью частицы все равно и вводного слова правда, синтаксически специализированных слов, уступительный оттенок значения вносится в различные типы СПП, ССП и БСС: Убьют ли его завтра утром, или посмеются над ним, то есть оставят ему эту жизнь, он все равно погиб, Убьет ли себя со стыда и отчаянья эта опозоренная женщина, или будет влачить свое жалкое существование, она все равно погибла (Чехов).

Несвободные конструкции . Есть несколько несво­бодных моделей, характерных для живой разговорной речи. Значение уступки в них выражено не столь явно – осложнено другими значе­ниями. Союз в них близок к частице и выступает в форме хоть (может опускаться, перемещаться).

а) В препозитивных придаточных и в главных сказуемые выражены формой повелительного наклонения. Например: Хоть горшком на­зови, только в печку не ставь (Пословица). В таких предложе­ниях выражается согласие с одним действием ради того, чтобы другое не было (или было) осуществлено. Ср.: Хоть совсем ничего не делай, только мне не мешай; Хоть всю ночь не спи, но сделай и др. Наличие противительного союза или частицы только, выступающей здесь как ограничительно-противительный союз, также обязательно для таких предложений.

б) В придаточных – повелительное наклонение, а в главных – изъявительное (обычно форма будущего времени): Хоть ты им обезьянку изобрети, не удивятся (Н. Успенский). Прида­точные имеют в таких предложениях оттенок, близкий к значению, выраженному в предложениях со словами даже если: содержат в себе указание на крайние, гиперболические условия, препятствующие действию главных, но не могущие отменить это действие. Фразеологизированные обороты не являются придаточными, а представляют собой экспрессивные формы усиления утверждения или отрицания: хоть убей, хоть , умри, хоть режь : Хоть убей, следа не видно; сбились мы. (Пушкин).

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия и уступки

Слайд 2

продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными;
поговорим о придаточных условия и уступки;
составим таблицы для запоминания.
Сегодня мы…

Слайд 3

Вспомним…
места
времени
причины
цели
следствия
условия
уступки
образа действия
меры и степени
сравнения
Группы придаточных обстоятельственных

Слайд 4

причины
цели
следствия
условия
уступки
Группа придаточных обстоятельственных
Общее значение обусловленности

Слайд 5

Придаточные условия
При каком условии?

Слайд 6


Придаточные условия указывают на условия, при которых происходят действия в главном предложении.
При каком условии?
При каком условии?
При каком условии?

Слайд 7

Вы не застанете нас дома, если опоздаете на полчаса.
Если ты вымоешь посуду, мама будет очень рада.
Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.
При каком условии?
Раз уж вы пришли, помогите нам приготовить ужин.
При каком условии?
При каком условии?

Слайд 8

Средства связи
Союзы
если коли кабы ежели
когда (если) как (если) раз (если)

Слайд 9

Союз коли – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Коли сам плох, так не даст и бог.
Комар лошадь свалит, коли волк подсобит.
Коли тесно - подвинься.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Слайд 10

Союз кабы – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Кабы снова на свет родиться, знал бы, как состариться.
Кабы бабушка не бабушка, так была бы она дедушкой.
Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.
Умный бы ты был человек, кабы не дурак.

Слайд 11

Союз ежели – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Всякая ржавчина очищается, ежели руки приложишь.
Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.
Ежели крыша дырява, то не пеняй на дождь.

Слайд 12


когда как раз
= если
Мы встретились, когда часы на площади пробили два.
придаточное времени
Когда?
Когда вы не согласны с нами, так и ступайте вон!
придаточное условия
При каком условии?

Слайд 13

Внимание! Не путайте значения союзов!
когда как раз
= если
Прохожий спросил, как пройти к железнодорожному вокзалу.
придаточное изъяснительное
О чём?
Как душа черна, так и мылом не отмоешь.
придаточное условия
При каком условии?

Слайд 14

Внимание! Не путайте значения союзов!
когда как раз
= если
Раз как-то мне позвонил друг, которого давно уже не было видно.
придаточное определительное
Какой?
Раз уж взялся помогать кому-то, делай это достойно.
придаточное условия
При каком условии?
наречие

Слайд 15

В CПП с придаточными условия используются составные союзы.
если…, то если…, так раз…, так как…, так
Вторая часть такого союза всегда находится в начале главного предложения. Не путайте части двойных союзов с указательными словами!

Слайд 16

Если ты видишь меня, то помаши мне рукой.
Если ты сомневаешься в моих словах, так я тебе сейчас всё докажу.
Составные союзы обеспечивают более тесную связь частей СПП. Однако они не являются обязательными.
Раз вы сами захотели принять участие в проекте, так нечего жаловаться!

Слайд 17

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть один раз видели его.
Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.
В CПП придаточные условия могут занимать позицию перед главным предложением и после главного предложения.
,
если
.
если
,
.

Слайд 18

Вопросы
Средства связи
К чему относятся
Место в СПП
Придаточные условия
При каком условии?
Союзы если, коли, кабы, ежели, когда (если), как (если), раз (если) и т.д.
К главному предложению в целом.
Перед главным предложением, после него.
Запомните!

Слайд 19

Придаточные уступительные
Несмотря на что?
Вопреки чему?
Уступительный – выражающий уступку, допущение чего-нибудь.
Уступительный (в грамматике) – выражающий несоответствие каким-либо условиям.

Слайд 20

Одна часть в таком CПП должна бы уступать другой. Но не уступает!
Действия в одной части обязательно совершаются «назло» действиям или явлениям в другой части.
главная часть
придаточнаячасть

Слайд 21


Придаточные уступки сообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.
Вопреки чему?
Несмотря на что?
Несмотря на что?

Слайд 22

Маленькая Варя выпрашивала конфеты, несмотря на то что они вредны для зубов.
Пусть на улице весна, учиться все равно приходится.
Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.
Вопреки чему?
Хотя никто этого и не ожидал, Вовочка выучил наизусть пять стихотворений.
Несмотря на что?
Несмотря на что?

Слайд 23

Средства связи
Союзы
хотя пусть пускай
несмотря на то что невзирая на то что даром что

Слайд 24

Союз даром что – устаревший.
Кстати…
Гляди-ко, – я нисколь не боюсь того вон старика, даром что он такой большой.
Даром что в бедности с детства рос, выправился, хоть на выставку.
Еле доволок, даром что чуть не половина камней по дороге через дырки в мешке высыпалась.

Русский язык, 11 класс.

Тема урока: СПП с придаточными уступки.

Цель урока: Продолжить знакомство с СПП с придаточными обстоятель-

ственными; познакомить с СПП с придаточными уступки,

распознавать придаточные обстоятельственные, определить их

место, совершенствовать пунктуационные навыки.

Развивать память, речь.

Воспитывать уважение к первооткрывателям.

Оборудование: Презентация по программе Power Point , учебник, задания для индивидуальной работы.

Ход урока: 1. Орг.момент.

- Приветствие.

- Психологический настрой.

- Отчёт дежурных.

2. Опрос домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме «СПП с придаточными обстоятельственными»

(по кластеру).

Упражнение 492- из пар простых предложений составить СПП с

придаточными условия, используя союзы если и когда.

3. Графический диктант.

Составить схемы СПП.

1. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

2. Когда он увидел Наташу, лицо его просияло.

3. Цепи яблонь протянулись там, где были пустыри.

4. Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить людей, но и быть любимым.

5. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

Проверка:

1. […],(как..).

2. (Когда…), […].

3. […], (где…).

4. (Для того чтобы…), […].

5. […,(оттого что…),… ].

4. Сообщение новой темы.

Ребята, сегодня мы познакомимся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными уступки (қарсылықты бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем).

Запишите число и тему урока (оформление тетради).

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки отвечают на вопрос несмотря на что? Они указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении (обозначают события, которые могли помешать, но не помешали тому, о чём говорится в главном предложении) и присоединяются к нему при помощи союзов хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что и союзных слов как ни, сколько ни.Придаточные уступки занимают любую позицию: они могут стоять впереди, в середине и после главного предложения.Они относятся ко всему главному предложению.

Например:

    [Этот дом назывался постоялым двором], (несмотря на что?) ( хотя возле него никакого двора не было).

    Схема предложения:

    [ ] , (хотя …)

Знаки препинания при составных союзах

    Если придаточное предложение присоединяется к главному предложению при помощи составных союзов (с тех пор как, по мере того как, потому что, оттого что, несмотря на то что, невзирая на то что и др.) запятая ставится:

    Либо перед составным союзом, напр.: Дыхание становилось всё глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело.

    Либо внутри составного союза, так что первая его часть входит в главное предложение, а вторая - в придаточное. Такая постановка запятой определяется смысловым ударением и интонацией: Он не приехал несмотря на то, что дал твёрдое обещание.

5. Закрепление темы. Работа с учебником.

- Упражнение 508 – разделить группу на 2 варианта.

1 вариант – выписать СПП с придаточными условия;

2 вариант – выписать СПП с придаточными уступки.

У доски работают 2 студента.

    Проверка:

Придаточные условия: Придаточные уступки:

- Олновременно ведётся индивидуальная работа (4 студента работают по

карточке)

- Проверка выполненных работ.

- Молодцы, ребята! С заданием вы справились, а это значит, что вы хорошо усвоили новую тему.

6. А сейчас мы переходим к нашей лексической теме.

Наша лексическая тема называется «Вокруг света». В этом разделе мы начали говорить о великих людях, городах и странах.

В упражнении 512 дан текст, который называется «Открытие Христофора Колумба».

Имя Христофора Колумба вам известно из истории и географии. Это испанский путешественник, мореплаватель, первооткрыватель Американского континента.

В 1451 году, 27 октября, в Генуе родился мальчик. О его детстве известно мало – ведь никто не мог и подумать, что этот ребенок однажды прославит свое имя в веках. Мальчика звали Христофор Колумб. В 1492-93 руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; пересек Атлантический океан, открыл Саргассово море и достиг 12.10.1492 о. Самана (официальная дата открытия Америки), позже - древних Багамских островов, Кубы, Гаити. В последующих экспедициях (1493-96, 1498-1500, 1502-1504) открыл Большие Антильские, часть Малых Антильских о-вов и побережья Южной и Центральной Америки и Карибское море.

- Чтение текста.

- Словарная работа.

    Публикация – басылым

    Первооткрыватель – алғашқы ашқан адам

    Экспедиция - арнайы тапсырма бойынша сапар

    Ладный – келісті , сай

- Что нового узнали о жизни Христофора Колумба?

- Задание по тексту.

  • Найти в тексте СПП с придаточным уступки и составить схему.

- Проверка:

(Хотя до Колумба острова и побережья Северной Америки посещались норманнами за сотни лет раньше и он не был первооткрывателем Америки), [но именно открытие Колумба имело всемирноисторическое значение].

несмотря на что?

(…), […]

7. Разминка.

1. Чем кончается день и ночь ? (ь)

2. Чем кончается лето и начинается осень ? (о)

3. В каком слове 40 гласных? (сорока)

4. В каком слове 100 согласных? (стол, стог, стон)

5. В каком глаголе нет слышится 100 раз? (стонет)

6. Какую ноту кладут в суп? (соль)

7. Что у зайца позади, а у цапли впереди?(ц)

8.Итог урока.

Ребята, сегодня мы изучили тему «СПП с придаточными уступки».

Ну-ка, ответьте: на какой вопрос отвечают придаточные уступки?

При помощи каких союзов и союзных слов они

прикрепляются к главному?

9. Домашнее задание:

1) Упражнение 517 – вставить союзные слова и расставить знаки препинания.

2) Выучить правило.

10. Оценки.

Конспект урока русского языка в 9 классе (авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова). Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия и уступки.

Цель: формирование умений: 1) определять структуру сложноподчинённого предложения с придаточными причины, условия и уступки, отличать указанные виды придаточных от других видов; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изучаемыми придаточными; 3) определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Связный рассказ о сложноподчинённых предложениях с придаточными места и времени.

    Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени». Задание: запишите предложение и сделайте синтаксический разбор: Я неотрывно смотрел на крепость до тех пор, пока она не скрылась за поворотом.

    Сообщение темы и целей урока.

    Изучение нового материала.

Работа с учебником. Ученики рассматривают схемы сложноподчинённых предложений со значением обусловленности, называют виды этих предложений, средства связи; читают теоретический материал на стр. 84-85; составляют схему сложноподчинённого предложения с придаточным причины:

почему? отчего? по какой причине?

, (союзы потому что, оттого что, так как, ибо )

Выполнение упражнений. Упр.131: выписать в три группы сложноподчинённые предложения с придаточным причины, которое стоит: 1) после главного, 2) перед главным, 3) в середине главного.

Ученики читают теоретический материал на стр. 89, составляют схему сложноподчинённого предложения с придаточным условным :

при каком условии?

, (союзы если, когда, коль )

Выполнение упражнений. Упр.138 устно (по цепочке). Составить схемы 1,4,5,7 предложений (на доске).

Выводы (комментарий учителя):

    Условные придаточные предложения относятся ко всему главному предложению; средством связи между главной и придаточной частями служат только союзы.

    Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному.

    Вид придаточного предложения можно определить с помощью вопроса.

    Наиболее распространённый союз – если .

Чтение теоретического материала на стр. 91-92, составление схемы сложноподчинённого предложения с придаточным уступки .

несмотря на что?

, (союзы хотя, пускай, пусть, несмотря на , сочетания как ни, сколько ни, кто ).

Выполнение упражнений. Упр. 144 письменно (чётные предложения – 1 вариант, нечётные предложения – 2 вариант). Взаимопроверка.

    Закрепление изученного материала.

    Конструирование СПП с придаточным условия и уступки (устно):

А) дополните главные предложения придаточными условия:

Приятно отдохнуть за городом…

Машина … может прослужить ещё лет десять.

Б) дополните придаточные условия главными предложениями:

Если идти ночью по незнакомой дороге …

Если завтра музей будет открыт…

В) дополните незаконченные предложения:

Настроение у всех превосходное, несмотря на то что…

В марте обычно снег тает, хотя…

    Тестовые задания.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

    Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

    Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

    Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

    Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

    У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

    Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

    Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

    Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ».

Задание. Прочитайте текст, объясните орфографию и пунктуацию, определите тему и основную мысль текста.

Спишите сложноподчинённые предложения с придаточными условия, составьте их схемы.

Настоящая дружба очень пом..гает и в горе, и в радости . В радости ведь тоже нужна помощ(?) чтобы ощутить счаст..е до глубины души, ощутить и поделит(?)ся им. Неразделё(н,нн)ая радость – не радость. Человека портит счаст..е если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий пора утрат опять(?)таки нельзя быть одному. Горе человеку если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее что пр..обрели в молодые годы не растрачивайте богатств молодости.

Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, соверш..нные в молодости. Хорошие будут радовать дурные – не давать спать! (по Д.С.Лихачёву).

VІ. Итог урока.

VІІ. Домашнее задание.

    Теоретический материал учебника по теме урока.

    Упр. 151 (устно)

    Сочинение – рассуждение (не менее 50 слов) «Что такое дружба» с использованием сложноподчинённых предложений с обстоятельственными придаточными.