Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Отчёт по тимуровской работе. Тимуровское движение: прошлое и настоящее первых добровольцев ссср

"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.

Текст: Дмитрий БОБЫЛЁВ

Вы были тимуровцем? Лет сорок-пятьдесят назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи...

Тимуровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки. Происходит от книги Аркадия Петровича Гайдара, кстати нашего земляка, «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства, если говорить современным языком.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. В годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. (ныне Гимназия № 2). Состояла она тогда только из шести тимуровцев.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях; только в РСФСР насчитывалось свыше двух миллионов тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 1970-х гг. был создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер».

Традиции тимуровского движения нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях Германии, Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов. А в других начинает возрождаться. Мы представляем для рассмотрения Устав Тимуровской организации.

Мы ждем Ваших предложений.

Клуб добрых дел

УСТАВ

Тимуровской организации

1. Общие положения и термины

«Тимуровец» – это участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура, героя повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» - С.И.Ожегов «Толковый словарь», с.798).

Детская общественная организация «Тимуровцы» - это добровольное объединение учащихся, ориентированное на общечеловеческие ценности и мотивированное желанием совершить добрые поступки на благо общества, развитие социальной активности школьников, развитие ответственности перед другими, развитие коммуникативных навыков.

В своей деятельности участники ДОО «Тимуровцы» руководствуются Законодательством РФ, Конвенцией по правам человека, Конвенцией по правам ребенка.

«Дом без одиночества» (помощь одиноким пожилым людям);

«Герои живут рядом» (общение с ветеранами войн и труда);

«Жизнь замечательных людей» (общение с интересными людьми);

«Мы – твои старшие друзья!» (помощь учащимся 1-2 классов);

«С друзьями вместе» (проведение бесед, информационных минуток, игр, соревнований для учащихся младших классов).

3. Цели тимуровской организации

формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества;

создание условий для реализации творческого потенциала личности в организации безвозмездной помощи ветеранам войн, пожилым людям, детям, нуждающимся в помощи и соучастии.

4. Задачи тимуровской организации

формирование гражданских чувств младших школьников;

поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

развитие социальной активности детей, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств учащихся посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

возрождение тимуровского движения, как средства помощи нуждающимся во внимании.

5. Участники ДОО «Тимуровцы»

Участниками ДОО «Тимуровцы» могут быть учащиеся, добровольно принявшие идеи тимуровского движения, согласные реализовывать их в своей жизнедеятельности.

Член ДОО «Тимуровцы» обязан:

Выполнять Устав ДОО «Тимуровцы»;

Быть образцом для других учащихся, делать людям добро, становиться на защиту пожилых, младших по возрасту, слабых и обиженных, всегда быть готовым прийти на помощь;

Нести ответственность за свое поведение и поступки, признавать равноправие всех людей, трудиться с целью улучшения общества, в котором живет.

Беречь свое доброе имя и достоинство организации «Тимуровцы».

6. Принципы деятельности членов ДОО «Тимуровцы»

Законность

Добровольность

Осознание членами организации личностной и социальной значимости своей деятельности

Непрерывность и систематичность

Гласность

Самоуправление

7. Отряд имеет свою символику и атрибутику (девиз, эмблему, законы).

Законы тимуровского отряда:

Закон точности (закон «ноль-ноль»): все дела начинать вовремя, не опаздывать.

Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.

Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.

Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.

Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай об этом, помоги им.

Закон памяти: народ должен знать свою историю и помнить о своём народе.

Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.

Закон старости: помни, старость уважаема у всех народов.

Закон чести: вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

Это движение пользовалось огромной популярностью у советской детворы, чему немало способствовал фильм «Тимур и его команда», вышедший в 1940 году вслед за одноименной повестью А. Гайдара.
Тимуровцы в Великую Отечественную войну оказали неоценимую помощь советским гражданам в тылу.

Как все начиналось

По сообщению кандидата исторических наук А. Н. Балакирева, занимающегося историей тимуровского движения, в СССР его активная деятельность в начале 1941 года – после публикации в «Пионерской правде» повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» о пионерах-добровольных помощниках нуждающихся (сегодня так бы назвали волонтеров) и выхода в 1940 году одноименного фильма. Миллионы детей пионерского возраста приняли участие в этом советском волонтерском движении, просуществовавшем в республиках СССР и в некоторых зарубежных странах соцлагеря фактически до распада Советского Союза.
Доктор исторических наук профессор В. А. Кудинов считает, что, хотя и тимуровское движение и называлось пионерским, пионером-тимуромцем в нем к началу войны был лишь максимум каждый четвертый из 20 миллионов детей пионерского возраста. Владимир Андреевич приводит данные о том, что из-за формализма в организации работы многие дети массово выходили из рядов пионерии, но вместе с тем продолжали участвовать в тимуровском движении. К 1945 году, по информации В. А. Кудинова, тимуровцами в СССР были порядка 3 миллионов человек.

Как отмечают отечественные историки, летом 1941 года тимуровское движение охватило уже весь СССР. А. Н. Балакирев в своей научной работе по исследованию данной организации приводит статистику, характеризующую разницу отношений детей к пионерии и тимуровцам на примере Бурятии: там за войну количество пионеров сократилось в 5 раз, а численность тимуровских организаций, напротив, увеличилась в 3 раза и достигла 25 тысяч человек.
Движение тимуровцев в Великой Отечественной войне пользовалось большим авторитетом у советских детей, поскольку было связано с конкретной работой – тимуровцы ухаживали за семьями фронтовиков, пожилых людей – кололи им дрова, носили воду, собирали золу и куриный помет для парников, деньги и облигации для строительства советского вооружения, шествовали над госпиталями, выступали перед ранеными с концертами… Как писал А. Н. Балакирев, только в Челябинской области в 1942 – 1943 годах насчитывалось свыше 3 тысяч тимуровских команд общей численностью 28 тысяч человек, дети заботились о 15 тысячах семей фронтовиков. В Хабаровском крае порядка тысячи команд тимуровцев занимались ремонтом жилья семей воевавших на фронтах ВОВ, помогали в воспитании маленьких детей, пололи огородные посадки и собирали выращенный урожай, заготавливали дрова. В Воронежской области во время войны действовало более 50 тысяч тимуровцев.
В начале 1942 года в СССР состоялись тимуровские слеты, где подводились итоги работы этих организаций по стране. Особую благодарность заслужили добровольные помощники комсомольцев, действовавшие в блокадном Ленинграде. В осажденном городе функционировали 753 команды с 12 тысячами тимуровцев. Ленинградские тимуровцы также заботились о семьях фронтовиков, пенсионеров и инвалидов, отоваривали для них продовольственные карточки, заготавливали топливо и убирали квартиры.

Движение после Великой Отечественной войны

По окончании Великой Отечественной движение тимуровцев было официально объявлено «подвидом» пионерской деятельности, как, к примеру, организация «красных следопытов» и больше никогда не упоминалось как самостоятельное – по версии современных историков, у властей появились серьезные опасения по поводу того, что тимуровцы станут популярнее пионеров, чего с идеологической точки зрения допустить было нельзя.
После войны тимуровцы, помимо привычной помощи семьям фронтовиков, инвалидов и пенсионеров, вместе с «красными следопытами» занимались изыскательской и краеведческой деятельностью – искали и впоследствии облагораживали места захоронений советских военнослужащих на территории СССР, восстанавливали боевые биографии своих земляков и целых воинских подразделений.
В 60-х годах тимуровцы вели активную поисковую работу по изучению творчества Аркадия Гайдара. Во многом благодаря тимуровцам были открыты мемориальные музеи автора «Тимура и его команды» в Арзамасе и Льгове, советские волонтеры собрали средства на библиотеку-музей писателя, открывшуюся на Украине в г. Канев. В 70-х годах редакция журнала «Пионер» выступила инициатором создания штаба Тимура и его команды, который возглавил редактор издания С. А. Фурин. По подсчетам Фурина, на тот момент в тимуровцах состояло свыше 5 миллионов советских детей (20% от общего количества). Штаб Тимура провел два всесоюзных слета – в «Артеке» и в Черкассах, рядом с тем местом, где писатель погиб.

Кто мы тимуровцы?

Готовясь к этому сочинению, я заглянула в толковый словарь русского языка автора Ожёгова с вопросом: Кто же он тимуровец? Тимуровец - понятие, пришедшее к нам из советских времён, обозначающее образцового школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Слово «тимуровец» происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

Тимуровцы очень любили помогать многим пожилым людям, ветеранам, пенсионерам. Они были добрыми, дружелюбными и ответственными ребятами.

А в наше мирное время тимуровцы - кто же они? А нужны ли они сейчас? Ведь война давно закончилась, и об инвалидах и ветеранах заботится наше государство.

Анализируя свою деятельность по тимуровскому движению, с уверенностью могу сказать: да, тимуровцы нужны всегда. До 12 лет я жила и училась в городе Ижевск. Зимой 2012 года мы переехали в город Набережные Челны и я пришла учиться в школу №8. К тому времени мои нынешние одноклассники уже занимались тимуровской работой, участвовали в городской программе «Добряки». Это были ученики, которые с уважением относились к ветеранам и инвалидам, и стремились по мере своих сил помочь им в домашних делах.
Я, сама того не замечая, активно влилась в их среду. Я горжусь, что участвую в тимуровском движении нашей школы. Наше тимуровское движение оказывает посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Мы с одноклассниками шефствуем над ветеранами- учителями, которые долго и упорно трудились в нашей школе и воспитывали не одно поколение тимуровцев. Организовываем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, записываем их воспоминания, собираем документы и реликвии о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений. Пополняем школьный музей «Память» новыми материалами о воинах и героях нашей Родины. Проводим шефскую работу над городскими государственными учреждениями «Дом ребёнка», ЦРИ «Изгелек», оказываем посильную помощь детям-инвалидам. Организовываем тематические вечера, шествия к памятникам, обелискам. Активно участвуем в Месячнике защитников Отечества, декадах и неделях боевой славы, героико-патриотических акциях. Участвуем в акциях «Чистый город», «Буран», по сбору макулатуры, в антинаркотических акциях. Своим делом мы помогаем не только людям, но и животным и птицам. С приходом холодов, пернатые нуждаются в нашей особой заботе, а значит, пора делать для них кормушки. Самый лёгкий способ сделать птичью кормушку – это соорудить из пластиковой бутылки нечто похожее на птичью столовую, но, чтобы пернатым было удобно, а домик прослужил не один сезон. Смастерить такую кормушку своими руками под силу каждому. А значит, каждый может стать тимуровцем.

В наши дни тимуровцы – это ребята самого разного возраста, дружные, решительные, доброжелательные. Я думаю, тимуровцы совершают добрые дела не потому, что кто-то их заставляет. Можно ли принудить человека быть добрым? Невозможно! У англичан по этому поводу есть интересная пословица: «вы можете заставить коня подойти к воде, но не можете заставить ее пить». Добрые дела люди осуществляют по велению сердца, по приказу совести, а не по принуждению. Они это делают от чистого сердца, искренне.

Я считаю, что тимуровцем может стать любой человек, маленький или большой. Но, безусловно, он должен быть трудолюбивым, доброжелательным, добрым и бескорыстным. Это человек, который делает людям приятно, помогает в каких либо вопросах, оказывает другим помощь и не ждёт взамен награды.

Каждый из нас может стать таким, как Тимур. Таким же честным и храбрым! Надо только захотеть. Быть тимуровцем – это почётно, это уважительно, это актуально.

МБОУ «СОШ№8»

г. Набережные Челны

МБОУ «Яконурская средняя общеобразовательная школа»

Тимуровский отряд

9 класса

«Забота»

Руководители отряда: Бадакин Артем, Ороев Алан

Адрес: Усть-Канский район село Яконур, ул.Улагашева 14А

Контактный телефон: 25-3-16 (школа)

Классный руководитель: Сабина Маргарита Викторовна

Творческий отчет о деятельности тимуровского отряда «Забота»

Наш девиз: Твори добро сегодня и сейчас

Цель :

    Пропаганда идеи тимуровского движения.

    Развитие у учащихся чувства сопереживания к проблемам общества.

Задачи:

    Воспитывать у учащихся понимание сущности добровольной помощи людям.

    Вовлечение детей в различные виды положительной деятельности.

    Популяризация трудовой деятельности детей.

    Формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.

Законы объединения:

дружба и товарищество

честь и совесть

забота и милосердие.

Общий сбор: Разрабатывает, обсуждает и утверждает:

заповеди тимуровца;

основные планы совместных действий;

новых ребят на посвящение в члены отряда;

кандидатуры для поощрения.

Тимуровец всегда готов:

Нести добро людям.

Защитить слабого.

Спасти утопающего.

Учить хорошему малышей.

Организовать акцию, операцию

по тимуровской работе.

В нашей школе существует тимуровский отряд «Забота» В тимуровской работе ребята оказывают посильную помощь пожилым людям, ветеранам войны и труда которые нуждаются в помощи.

В своей работе ребята стараются разглядеть чужую беду, умело и быстро прийти на помощь, понять человека, которому нужна помощь, почувствовать его боль, вникнуть в его проблемы. Ребята следуют тимуровской заповеди: « Чужой беды не бывает » . Наша тимуровская команда начала свою работу с 5-го класса. За все эти годы тимуровцы проделали много хороших дел: оказывали помощь учителям-ветеранам нашей школы, ветеранам труда и тыла.

Мы хотим рассказать о ветеране педагогического труда, кавалере ордена Ленина, вдове ветерана ВОВ, замечательной женщине, труженице, многодетной матери, доброй и милой бабушке и прабабушке многих внуков и правнуков Варваре Ивановне Шарковой накануне 70-летия Великой Победы. Ей в 2014 году исполнилась 90 лет, поэтому наша помощь ей очень необходима. Заранее созваниваемся и уточняем время встречи, виды работ. Особенно весной и осенью, когда надо привести в порядок огород, ухаживать за саженцами, складывать дрова, а осенью помогаем собирать урожай. В конце работы мы все дружно садимся за стол и пьем чай с вареньем.

«Я с нетерпением ожидаю часа, когда ребята приходят ко мне. После встречи с ними, будто я возвращаюсь в детство» - говорит Варвара Ивановна.

Варвара Ивановна прожила долгую и сложную жизнь. Все большие и малые события, происходившие в истории страны, так или иначе коснулись ее семьи, ее самой и оставили свой неизгладимый след в ее жизни.

Из воспоминаний Варвары Ивановны

«Моя мать из рода Шиловых была дочерью крестьян, которые в голодные годы 19 века из Центральной России оказались в наших краях в поисках лучшей доли. Осели они в селе Черный-Ануй, здесь их старшая дочь вышла замуж за Степана Стенина и родила ему в браке четырех дочерей. В годы первой мировой войны ее мужа забрали, он только раз побывал дома в отпуске, больше не вернулся. Осталась она одна с дочерями: Анной, Степанидой, Евдокией, Марией. Свекор со свекровью были людьми зажиточными, справедливыми и по-крестьянски рассудительными, относились к овдовевшей снохе и внучкам хорошо и посоветовали ей выйти замуж во второй раз за работника в их доме Юстукова Яшу. Яша был из рода тонжан, старшим сыном многодетной семьи из села Верх-Бело-Ануй, имел трёх братьев и сестру. Братья его Эчен и Сырга впоследствии погибли в Великой Отечественной Войне. В то время православной женщине брак разрешался только с крещенным, поэтому молодой человек принял крещенье, после чего он стал Шарковым Иван Лаврентьевичем по крестному отцу. В этом браке родились еще две сестры –Варвара и Прасковья Ивановы – в семье, уже пререехавшей в село Верх-Бело-Ануй. Ныне из сестёр осталась одна я.»

Труд учителя, почётный и уважаемый во все времена, является неоценимым для будущего страны. Трудовую деятельность в качестве учителя Варвара Ивановна начала в 1941 году, после окончания 9 класса, Бело-Ануйской школы. Как вспоминает она, когда получив документы об окончании 9 класса, выпускники вышли на улицу, увидели большое скопление телег, бричек, верховых лошадей. Началась война, всех мужчин призывали на войну. Так она из вчерашней ученицы, рано повзрослев в 16 лет, стала учительницей 1-3 классов Верх-Бело-Ануйской начальной школы. В 1942-1943 учебном году перевели в Яконурскую семилетнюю школу.

В годы войны, по ее воспоминаниям, они трудились днём и ночью. После занятий в школе учителя пешком обходили ближние лога, учили детей, которые не могли посещать уроки в школе, после работы вязали снопы, косили сено, молотили зерно вручную, объезжали полевые станы с агитбригадой, доводили информацию с фронта. Все жили под девизом «Всё для фронта, всё для победы» Это всё закаляло характер человека, навсегда привило большое чувство ответственности, долга, помощи слабым, внутренней стойкости к любым трудностям.

П
осле войны в 1946 году она закончила Горно-Алтайское педучилище, по специальности учитель начальных классов. Варвара Ивановна более 33 лет проработала в школе, имеет многочисленные поощрения и награды, среди них высокое призвание ее заслуг – Орден Ленина. Но самой высокой наградой остаётся живая память ее благодарных учеников.

Дети интересуются и стараются помочь ей. Она всегда рада ребятам. Варвара Ивановна не раз благодарила наш тимуровский отряд за оказанную помощь в газете «Голос времени» от 2012г., 2013г.,2014г.



Уборка картофеля

Складирование дров