Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Русский язык грамотность. Как улучшить грамматику по русскому языку

Грамотная письменная речь основывается не только на знаниях правил русского языка. Большое количество взрослых людей их вовсе не вспоминают при письме, однако знают, как написать то или иное слово, предложение. Это объясняется тем, что в школьные годы в памяти четко зафиксировалось правильное написание тех или иных грамматических конструкций. Чтобы повысить уровень своей грамотности, мы предлагаем некоторые методики саморазвития.

Первая методика - чтение

Главным способом улучшения навыков письма является чтение. Книги - это кладезь полезной информации, которую невозможно исчерпать. Читая, человек развивается в нескольких направлениях:

  • расширяет свой словарный запас;
  • тренирует умение сочетать и соединять лексические единицы гармонично;
  • неосознанно фиксирует правильное написание слов и предложений, что в последующем позволит допускать меньше ошибок.

Совет: для получения скорейшего результата необходимо читать вслух, достаточно делать это шепотом. Данная техника не только поможет освоить грамматику, но и усвоить долю авторского стиля, благодаря чему ваши будущие тексты будут читаться с интересом.

Какие книги читать?

Любые. На самом деле, каждая книга поможет развить навык грамотного письма. Но для того чтобы ваши тексты были грамотными и логичными, необходимо уделять не менее получаса в день чтению классической литературы.

Как читать?

Существует специальная техника орфографического чтения. От привычного способа чтения она отличается тем, что слова нужно произносить именно так, как написано в тексте, а не так, как общепринято говорить. Трудные длинные слова и словосочетания следует проговаривать медленно по слогам. Эффективность этой методики заключается в том, что в данном процессе участвует не только зрительная память, но и слуховая.

Совет: Прочтите несколько произведений классика русской литературы Константина Георгиевича Паустовского. Это поможет не только расширить кругозор, но и обогатить свою речь интересными словесными конструкциями. Приобрести книги можно как в книжном магазине, так и в понравившейся сетевой электронной библиотеке.


Вторая методика - письмо

Улучшить навыки правописания поможет и письмо. Оно сформирует привычку быстро комбинировать слова, у вас появится большая уверенность при написании статей. Как и в любом другом деле, в сфере создания текстов только практика сделает человека профессионалом. Стоит отметить, что данная техника будет действительно эффективна в том случае, если текст впоследствии будет тщательно проверяться либо другим грамотным человеком, либо самим автором с помощью печатного или электронного орфографического словаря.

Какие тексты писать?

Можно ежедневно упражняться в написании краткого эссе о прошедшем дне, просмотренном фильме, прочитанной книге, то есть вести дневник. При желании допустимо воспользоваться текстовым редактором на компьютере, который укажет на орфографические, лексические и пунктуационные ошибки в тексте.

Совет. Существует еще одна методика улучшения знаний русского языка - каллиграфическое письмо. Оно тренирует сосредоточенность, внимание и концентрацию, помогает фиксировать предложение в памяти и вспомнить правило.


Совершенствуйте грамотность онлайн

В век информационных технологий невозможно представить процесс обучения без использования интернет-ресурсов. При наличии дисциплинированности у человека повысить уровень грамотности в несколько раз помогут следующие способы:
1. Прохождение специально разработанных курсов и изучение материалов на таких платформах, как «Универсариум», «Открытое образование», «Интуит», «Лекториум», «ПостНаука», «Лекторий» и другие.
2. Использование сайтов для проверки правописания или значения слов, пунктуации, грамматики - gramota.ru, therules.ru, online.orfo.ru и т. д.
3. Интерактивный диктант - быстрый метод повышения грамотности. Это не только полезно, но и познавательно.
4. Использование разного рода тестов (например, для подготовки к ЕГЭ), ребусов, головоломок и анаграмм, способствующих развитию когнитивных и умственных способностей.


Лучшие ежедневные лайфхаки

Для ежедневной проработки навыков правописания пригодятся знакомые со школьных времен лайфхаки:
1. Многократное написание слова, в котором вы часто допускаете ошибку. Следует написать его сто раз, выговорить по слогам, подчеркнуть или выделить сложно запоминаемую в нем букву.
2. Игра, когда один человек зачитывает определение слова из толкового словаря, а другой угадывает это слово.
3. Прослушивание аудиокниг. Это занятие помогает развить чувство ритма, понять логику изложения текста, что необходимо для интуитивной расстановки знаков препинания. По прошествии времени автор научится расставлять запятые там, где они «просятся».

Совет: Если не можете определить, нужна запятая в предложении или нет, то следует упростить его, убрав обособленные обороты, уточнения, обращения. Также можно разбить его на несколько простых предложений.

Как запомнить исключения?

Исключения из правил русского языка придется заучивать наизусть. Такие слова можно выписывать и произносить по слогам вслух. Запоминая ежедневно по 20 слов, за несколько месяцев можно существенно поднять уровень грамотности. Также можно каждый день учить по одному правилу, например на “Грамоте” (gramota.ru).


Способы запоминания правил

Русский язык считается одним из самых сложных в мире. Однако педагогами замечено, что если ошибка подкреплена эмоционально, например смехом, то правильное написание слова с большей вероятностью запомнится ребенку.
Написание слова «веснушчатая» объясняется просто: «Что у человека на носу - веснуски или веснушки?»
Знакомая всем с детства фраза "Степка, хочешь щец? - Фи!" позволит запомнить глухие согласные.
Словосочетание "Зося ждет" содержит все согласные, после которых необходимо использовать суффикс -чик-.
Фраза "Мужу - чин, жене - щи" помогает запомнить написание слов «мужчин» и «женщин». И таких запоминалок существует огромное количество, найти их можно на просторах интернета в бесчисленном количестве.

Как видите, методов улучшения грамотности много, и все они по-разному эффективны для разных людей. На Бирже всегда доступны сотни заказов на разные темы, выполнение которых постепенно повысит вашу грамотность.

Сегодня мои коллеги, учителя русского языка и литературы, в один голос твердят, что дети стали безграмотно писать, они плохо запоминают правила, не ставят запятых… В чем же причины безграмотности?

    Первая, которую всегда называют учителя, - отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, но и все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, - там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.

    Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.

    Ухудшение памяти детей, преобладает краткосрочная память – «на один урок», ответил и забыл.

    Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах.

    Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном - середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Что же необходимо, чтобы улучшить "грамотность"?

Любая работа, направленная на повышение грамотности, должна проводиться не время от времени, а систематически.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, как правильно написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие…)

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе - плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть. Просто учить правила – метод абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила понимаются только в процессе практической деятельности. Я стараюсь, чтобы каждый ученик “поглощал знания с аппетитом”, использую на уроках различные « уловки».

Руссий язык ведь очень логичный. Возьмем для примера Антошку: что у него на носу - веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатый". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с - т - п - к - х - ч - ш - щ - ц - ф. Трудновато, да? Внимание - включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? - Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу - чин, жене - щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Орфоэпия

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль

Не говори катАлог , а только каталОг .

А твОрог ? Можно твОрог , а можно и творОг !

А у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы!

Для строителей в момент
Привезет шофЁр цемЕнт.

МолЯщий в списки вас включИт,
ПонЯвший душу облегчИт.

КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.

В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.

БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

Правописание Н – НН.

Рифмовки.

    Священный и желанный,

негаданный, нежданный.

Не применяя правил знанья,

пиши две «эн» без колебанья.

    Зато смышленый, жеваный,

приданое и кованый –

запомнить можно без труда,

что в них одна лишь «эн» всегда.

    Свиной, зеленый, синий, рьяный,

Юный, пряный и румяный.

Здесь ты суффикс не ищи

и одну лишь «эн» пиши.

    Брошенный, данный и лишенный,

пущенный, купленный и решенный.

Хоть без приставки, но совершенный вид,

Поэтому две «эн» стоит.

    Мошенник украл у труженика

и смышленого механика

в гостинице одну «эн» .

Ввиду дождей, вследствие бури

Вместо тепла ветры подули.

По причине такой в течение дня,

в продолжение суток

Насчёт погоды идёт пересудок.

Волнует не то, ждать ли тепла,

А как писать эти слова:

Гром гремел в течение суток,

В течении реки прорвало запруду.

Имейте в виду, чинить я не буду,

Лучше приму я участие в следствии

Об этом грамматическом стихийном бедствии.

Выучу

впоследствии....

8. Правописание не с глаголами. Всякий школьник это знает – Не глагола избегает. Не забудьте же, друзья, Слитно их писать нельзя!

Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд-труды, кот- коты-
Будешь грамотным и ты!

Уже несколько лет я со своими учениками использую методику «Хочу быть грамотным!».

    Ежедневное чтение текста в течение 15 минут

Пояснения:

    текст лучше взять из сборников диктантов для вашего класса, так как там они подобраны с учётом возраста детей.

    читайте так, словно вы стоите перед классом , а все одноклассники слушают вас;

    читайте по абзацам до тех пор, пока абзац не будете прочитывать чётко и внятно;

запомните: важно не количество прочитанного текста, а качество (поэтому я и не пишу, сколько нужно прочитать за эти 15 минут, ведь техника чтения у каждого разная.)

    Ежедневная письменная работа в течение 15 минут

Пояснения:

    переписывая, проговариваете вслух каждое слово и знак препинания, который ставите.

    переписав первое предложение, проверьте его с исходным текстом, снова проговаривая вслух (не допускайте ошибок);

    переписав текст (у каждого количество предложений за это время будет разным), вы подчеркните красной пастой те слова , в которых, по-вашему, вы могли бы сделать ошибку, или слова, вызывающие у вас затруднение;

    далее нужно выписать эти слова после текста ( первый раз ) и в словарик ( второй раз ), запомнить их правописание.

в конце каждой недели вспоминайте все трудные слова из словарика, записывайте их в тетрадь по два раза .

На чём основана методика

Память человека бывает нескольких видов

    логическая (мы запоминаем материал, вдумываясь в его содержание, понимая его, а не просто зазубривая)

    механическая (вот здесь мы именно зубрим: таблицу умножения, стихотворение, даты по истории и пр.)

    слуховая (многие легко воспринимают материал на слух, поэтому различные аудио - уроки для них – это настоящий клад; в нашем случае - это постоянное проговаривание слов вслух)

    моторная (человек запоминает движения, действия; при переписывании происходит развитие этой механической памяти, рука «запоминает», как слово пишется)

    зрительная (чем большее количество раз вы напишете слово, тем лучше запомните его написание)

Таким образом , в данной методике получают развитие буквально все виды памяти.

Интересен факт: психологи пришли к выводу, что надолго запоминается информация, которая была воспринята и понята 8 раз ! Вспомните-ка пословицу: «Повторенье - мать ученья»! Примерно 8 раз и вы, ребята, будет проговаривать слова.

А хотите узнать, к какому выводу вы придёте уже через пару недель?

А вывод очень прост и в то же время интересен : оказывается, слова-то мы произносим и пишем примерно одни и те же !!! В активном обороте находится определённое количество слов, так что запомнить их будет довольно легко.

Помните: данная методика ничуть не исключает изучение правил, заучивание их, а если надо - зазубривание. Но это, как говорят, «уже другая история».

Работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У меня все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Что еще помогает подружиться с родным языком?

Из опыта работы делаю вывод, что залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров является ассоциативная форма обучения. Для возникновения прочных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жёсткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы. Отыскиваю мудрые мысли, группирую по темам. В качестве учебного дидактического материала рекомендую пособие Н.Л.Векшина “Русский язык в афоризмах”.

Разнообразить работу на уроке помогают приложения к сборнику упражнений по русскому языку Т.В.Шкляровой: самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди ошибку”. Эти пособия для 5-9 классов позволяют значительно увеличить темп урока, не давая сильным ученикам “скучать”. В результате работы отрабатываются орфограммы, расширяется кругозор, развивается орфографическая зоркость.

Важное место на уроке должны занимать словарные работы. Я провожу это так. В начале урока даю ученикам группу словарных слов (20 слов). На следующий урок – проверка слов под диктовку. Не перехожу к новым словам, пока не освоим эти. После трёх неудовлетворительных оценок, поставленных в тетрадь учителя, дети обычно запоминают данную группу слов. После выученных пяти групп слов даю контрольный словарный диктант (выборочный). Количество слов в 9 классе - 30. Важный момент: домашнее задание включает составление с этими словами предложений (1 день), во второй день ученики придумывают текст на определённую тему, используя словарные слова.

Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом на доске. В записанном на доске тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах орфограммы, устно объясняют их у доски. Эта работа занимает несколько минут и важна тем, что развивает устную речь учащихся.

Для достижения цели (повышение грамотности, орфографической зоркости) постоянно провожу предупредительные диктанты. Методика проста и известна всем: сначала ученики устно повторяют основные правила орфографии и пунктуации, на которые даётся диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством учителя) с орфографической точки зрения и пунктуационной (в зависимости от цели урока). Такой разбор может охватить все трудные в том или ином отношении написания, встречающиеся в данном тексте, или некоторые из них (имеется ввиду одно из нескольких правил, проходимых или повторяемых в данный момент). Очень люблю пособие для преподавателей русского языка “Сборник диктантов” М.Б. Коржиковой, цель которого – дать учителю материал для работы над повышением грамотности учащихся, а также для контроля усвоения правил после прохождения темы.

Очень любят ученики работать с компьютером. Я часто использую на уроках диск «Репетитор по русскому языку». Здесь тщательно подобраны задания по всем разделам русского языка. Кроме того, Интернет позволяет проводить онлайн-тесты практически по любой изученной теме. Дети с огромным удовольствием (особенно сильные учащиеся) отвечают на вопросы и видят свои успехи и ошибки. Для учителя это большая экономия времени: не нужно проверять работу ученика. В этот момент можно провести индивидуальную работу с отстающими.

Самое главное, конечно, чтобы у ребенка возникло желание быть грамотным человеком. Золотое правило отличника: лучше всех сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много.

Повышение орфографической грамотности учащихся – одна из важнейших задач методики преподавания русского языка в средней школе. Ни для кого не секрет, что для подавляющего большинства детей, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать то или иное орфографическое правило не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих неразрешимой задачей. Таким образом, следует научить школьников видеть свои ошибки, выработать так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Безусловно, это одна из проблем, требующих взаимодействия методистов и психологов.

Психологи считают, что для успешного обучения, в том числе орфографии, необходимы:

  • мотивация учителя на данный вид деятельности;
  • обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • стремление преподавателя перейти от педагогики назидательной, поучительной к педагогике сотрудничества.
Не отрицается и необходимость индивидуального подхода к учащимся. При этом имеется в виду учет как уровня подготовленности ребенка, так и его психологических особенностей: воли, внимания и т.п. «В зависимости от качества и ступени развития у учащихся этих особенностей меняется удельный вес различного рода тренировочных упражнений: в одних случаях увеличивается количество упражнений, рассчитанных на развитие зрительной памяти, в других – большое значение приобретают упражнения, имеющие целью дисциплинировать волю и внимание учащихся, приучить их к самостоятельности при выполнении домашних заданий».

Наша орфография трудна, ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы иметь огромное количество вариантов написаний. Но благодаря орфографии мы имеем возможность написать их только в одном, единственно правильном. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, однако обучаться ему необходимо.

Исходя из опыта педагогов-новаторов, я считаю, что развитию у учащихся подлинной грамотности помогают:

  • нетрадиционные задания;
  • применение эталонных в речевом отношении текстов для анализа;
  • доступная детям подача форма подачи лингвистических знаний.
В качестве примера нетрадиционных заданий назову задания из «Методических рекомендаций к курсу русского языка» под редакцией М.М. Разумовской.

В некоторых случаях требуется указать по схеме принадлежность слова к той или иной части речи или объяснить значение слова, опираясь на его схему:  ист . (Ответ: шахматист, гитарист, парашютист – то есть человек определенной профессии, занятия.) А с каким удивлением и радостью открытия знакомятся ученики со знаменитой фразой академика Л.В. Щербы о «глокой куздре»!

В своей практике я использую лингвистическую игру «Аукцион», суть которой заключается в том, что учащимся предлагается рассказать о слове, например, зимушка, с точки зрения разных разделов лингвистики:

  1. фонетика – 7 букв и 7 звуков, три слога, 1-ый – ударный, звуки з, м – звонкие, звуки ш и к - глухие и т.д.; 
  2. словообразование – зимушка – зима + -ушк- (суффиксальный способ образования);
  3. морфология – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, 1-го склонения, женского рода, единственного числа, в именительном падеже.
Таким образом, мы говорим о слове, давая ему различные характеристики. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.

В качестве нетрадиционных упражнений можно назвать и работу с различными сигнальными карточками:

  • карточками-буквами для закрепления навыка написания слов;
  • карточками-морфемами с целью показа состава слова или способа его образования;
  • карточками – членами предложения;
  • карточками – словами «да» и «нет» для утвердительного или отрицательного ответа на вопрос учителя;
  • карточками разного цвета, формы, которые можно использовать в зависимости от игровой, поисковой или другой ситуации.
Также необходимо обратить внимание на тексты для анализа. Они должны быть эталонными в речевом отношении. Хорошим подспорьем для учителя являются тексты учебника-практикума по русскому языку для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2004), практического курса Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2001). Текст, на мой взгляд, должен быть еще и интересным, познавательным для учащихся, поэтому я часто работаю со сборником А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» (Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ», серия «Русский язык», выпуск 23. М.: Чистые пруды, 2008), текстами сборников, рекомендованными ФИПИ.

Каким же способом формирования прочных навыков орфографического письма я руководствуюсь?

Во-первых, успешность обучения орфографии зависит от того, насколько хорошо учитель реализует принцип преемственности между начальными классами и средним звеном. При этом педагог выясняет фактическое состояние орфографической подготовки учащихся, пришедших в 5-ый класс, поскольку уровень освоения учебного материала в разных классах существенно различается. Учитывая особенности программы (в 5-ом классе в первом полугодии орфографических тем нет), учитель имеет возможность основательно закрепить те орфографические умения и навыки, которые ученики получили в начальных классах. Но чтобы быть уверенным в знаниях детей, необходима серьезная диагностика. Срезовые работы, диктанты, проводимые, как правило, в первый месяц занятий, позволяют представить точную картину знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому важно спланировать повторение материала начальной школы по орфографии. Причем вопрос, что повторить и как, - далеко не праздный.

Итак, повторение группы орфограмм, затем закрепление знания отдельных «трудных» для младших школьников орфограмм и, наконец, комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальном звене, - это тот методический путь, который избран мною для совершенствования орфографических навыков учащихся 5-го класса в первом полугодии, что позволяет не снижать уровень их грамотности.

Во-вторых, при изучении непроверяемых написаний необходимо активизировать зрительную память и внимание. Согласно наблюдениям психологов, учебные результаты часто улучшаются благодаря установке на запоминание. Поэтому я часто использую следующую технологию обучения.

Группа из 5 – 7 слов заранее записывается на доске. Учитель читает слова, четко проговаривая каждый звук. Дети ни в коем не списывают и не записывают под диктовку эти слова, а сначала должны в течение минуты запомнить их. Важно объяснить детям, что уже сегодня все или почти все напишут данные слова без ошибок.

Для этого нужно:

  • внимательно посмотреть на слова и постараться их запомнить;
  • проговорить вслух негромко каждое слово по слогам, потом закрыть глаза и представить слово написанным, а затем открыть глаза и проверить себя;
  • молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;
  • проговорить слова по слогам соседу по парте.
Следовательно, этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями должен складываться из нескольких строго обязательных элементов:
  • зрительное и слуховое восприятие слов;
  • запоминание с опорой на главный тип памяти;
  • запись слов под диктовку;
  • самоконтроль.
В-третьих, одним из важнейших принципов деятельности педагога-словесника считаю прогнозирование и предупреждение ошибок. Хорошим помощником в этом является орфографический словарь. Я использую его почти на каждом уроке: сначала проводится коллективная работа со словарем, затем – индивидуальная. Так у учащихся формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою учебную деятельность; учителю они задают вопросы только тогда, когда не могут найти ответы в словаре.

Иногда я использую так называемые «ненаучные» приемы запоминания написания трудных слов. Например: Костя пришел в костюме, а Павел – в пальто; Кот, который сидел в котле, съел котлету; Жанна носит жакет и любит жасмин. Такие шуточные предложения ученики легко и с интересом составляют сами.

Опираюсь я и на такой прием, как списывание с правильных образцов. Как показывает практика, списывание как один из приемов обучения орфографии наиболее эффективно именно в 5 – 7 классах. Объем текстов для списывания должен быть достаточно большим (иначе работа теряет всякий смысл), но не превышать разумных размеров: 15 – 20 строк книжного текста в первые две – три недели обучения и до 25 – 30 строк – в последующие. Такое списывание вместе с проверкой займет 30 – 45 минут, а орфографическая зоркость, которая будет постепенно формироваться у учеников, приведет к сокращению этого количества времени. Задания по списыванию дети должны получать ежедневно. Следует непременно убедить учащихся в том, что надо записывать не слово за словом, а словосочетание за словосочетанием или даже предложение за предложением, если они не велики по объему. Это даст возможность удлинить процесс удержания в памяти зрительных образов слов, что благотворно скажется на результатах обучения.

Важнейший этап – проверка правильности списывания. Ее можно возложить на родителей учащихся, а можно на самих учеников, то есть можно организовать взаимопроверку. Значимость такого подхода очевидна: проверяя по тексту работу своего товарища, ребенок развивает собственную орфографическую зоркость и память. Далее следует взаимооценка или самооценка. Нормы оценки строги: «5» ставится, если работа выполнена без ошибок, описок, исправлений; «4» - если допущена одна неточность (ошибка, описка, исправление); «3» - если допущены две неточности (ошибки, описки, исправления); и п.д. Взыскательность оценки определяется принципиальной важностью недопущения учащимися ошибок при списывании. Через один – два месяца у детей формируется ответственное отношение к слову, они делают меньше ошибок, старательно избегают неправильных написаний, а это и есть важнейшая предпосылка достижения орфографической грамотности.
Для формирования умения применять грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма я с успехом использую так называемые специальные орфографические упражнения. К ним относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими задачами, и диктанты различных видов. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором. Стержнем системы орфографических упражнений я считаю высокую степень самостоятельности учеников в ходе выполнения заданий. При этом педагог всегда должен учитывать связь классной и домашней работ.

При определении системы орфографических упражнений надо иметь в виду:

  • степень самостоятельности учащихся;
  • участие зрения, слуха, рече-двигательного восприятия;
  • характер умственной деятельности учеников, связанной с применением орфографических правил;
  • особенности изучаемых орфограмм (варианты орфограмм);
  • конкретные затруднения детей при применении орфографических правил.
Несколько лет назад мною был разработан алгоритм обучения орфографическому правилу, который я успешно применяю на практике. Алгоритм прост, несмотря на то что состоит из десяти этапов. Для достижения необходимых результатов важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу строго по порядку (особенно в пятом классе), чтобы учащиеся могли привыкнуть к такой работе, почувствовать и понять ее «системность».

1-й этап
Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила
Желательно, чтобы ученики сами находили закономерность в написании. Например, при изучении темы «Буквы а-о в корне -кос-/-кас-» я записываю на доске следующее:
  
касание прикосновение
  
касаться коснуться
 
есть а нет а
Данная запись позволяет учащимся быстро сделать вывод о правописании корня
-кос-/-кас-.

2-й этап
Объяснение орфограммы на подобранных учителем примерах
На данном этапе необходимо следить за четким проговариванием слов и объяснением, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Здесь и далее в качестве примера рассматривается правило правописания корня -кос-/-кас-. Например, на доске записано:
    
Прикасаться, коснешься (нет а), прикосновение (нет а), касательная.
При этом обязательно обращается внимание учеников на графическое обозначение орфограммы.

3-й этап
Кодирование правила
Данный этап наиболее любим учащимися, поскольку позволяет им проявить творческую фантазию, находчивость. Ученики 5 – 7-х классов любят играть, а кодирование правила (составление схемы) может легко превратиться в увлекательную игру.
Педагог предлагает всем детям придумать краткую запись правила; можно использовать условные знаки и сокращения. Затем выбирается наиболее удачный вариант. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
 
кАс --------- а
 
кОс --------- а нет

4-й этап
Выбор примеров на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т.д.
На данном этапе учащийся понимает, что необходимо учитывать лексическое значение морфемы. Запись на доске может быть следующей:
Костер, коснулся, косой, косичка, касание, касса, коснуться.
Учитель предлагает выбрать только слова на изучаемую орфограмму, а затем ученик объясняет, почему не подходят другие слова. Педагог может при этом попросить отвечающего графически выделить орфограмму в подходящих примерах.

5-й этап
Работа с сигнальными карточками или сигнальным полотном
В распоряжении каждого ученика есть сигнальные карточки: буквы а и о. Учитель диктует слова (темп диктовки постоянно возрастает), а учащиеся показывают необходимую карточку-букву.
Недостаток работы с сигнальными карточками – невозможность оценить деятельность каждого учащегося. Однако этот недостаток легко устраняется на следующем этапе.

6-й этап
Буквенный диктант
Что легче написать без ошибок: слово или одну букву? Конечно, букву! Буквенный диктант помогает учащемуся поверить в свои силы; результаты выполнения подобного диктанта всегда высоки, несмотря на строгость оценки. Диктант обычно состоит из 12 слов. Если ученик допустил одну ошибку, ставится «4», две – «3». Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты объявляются сразу. Иногда я использую метод взаимопроверки.

7-й этап
Словарный диктант
На данном этапе постепенно формируется навык правильного написания слов с данной орфограммой.

8-й этап
Выборочный диктант или диктант, состоящий из словосочетаний
Подробно о выборочном диктанте можно прочитать в специальной литературе, например, в сборнике Блинова Г.И., Анохиной В.А. (Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1986.) Диктант, состоящий из словосочетаний, позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные на предыдущих уроках.

9-й этап
Предупредительный или объяснительный диктант, представляющий собой связный текст

10-й этап
Контрольный диктант
Результаты контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу, применять данный алгоритм.

Иногда можно пропустить тот или иной этап, если правило усваивается быстро. После первого этапа можно перейти к третьему, а второй и четвертый – объединить. Все зависит от степени трудности изучаемого материала.

В течение многих лет я проверяла действенность технологий, описанных в данной статье. Результаты показали, что использование этих технологий положительно сказывается не только на формировании и повышении уровня орфографической грамотности учащихся, но и на общем развитии детей. Конечно, сегодня - время использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, все мы, педагоги, стараемся идти в ногу со временем, не отставать от наших учеников в овладении информационными компетентностями. Поэтому вполне можно перевести алгоритм обучения орфографическому правилу на «язык» компьютерных технологий и использовать его в работе. Но какие бы мы ни использовали технологии, какими бы методами и приемами ни руководствовались при обучении детей, главным, на мой взгляд, остается творческий подход к делу со стороны педагога и интерес учащихся к изучаемому предмету! Положительный результат – это сотрудничество учителя и ученика, помощь администрации школы и родителей детей. Ведь только совместными усилиями можно добиться желаемого.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966, С. 45.

Козлова Марина Иванова
E-mail: [email protected]

Многие люди задумываются над тем, как стать грамотнее. Некоторые хотят произвести нужное впечатление на окружающих, другие желают развиваться и совершенствоваться в выбранной области. В любом случае стремление работать над собой может считаться похвальным.

Желание стать лучше должно обязательно подкрепляться какими-то практическими действиями. Только в этом случае личность получает возможность работать над своими недостатками. Как стать грамотным человеком? Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Правила русского языка

О них не следует забывать, если имеется намерение сделаться образованным и самодостаточным. Правила родного языка необходимо выучить и периодически повторять, чтобы они не забывались со временем. Для достижения этой цели вовсе не обязательно записываться на дорогостоящие курсы. Достаточно будет и того, чтобы заниматься дома самостоятельно. Сейчас в книжных магазинах можно найти необходимую литературу для изучения. Если нет денег на покупку необходимых учебников, их часто можно найти в сети бесплатно. Освоив правила словесности, вы сможете открыть для себя дополнительные перспективы, которые раньше не были доступны.

Как стать грамотным по русскому языку? Нужно обязательно выделить себе время на занятия. Лучше всего заниматься периодически с одинаковыми интервалами. Так учебный материал будет лучше усваиваться. Русский язык многим людям кажется достаточно трудным предметом, который требует большой концентрации внимания и терпения.

Организованность

Грамотным? Обязательно нужно правильно распланировать нагрузку. Организованность здесь имеет первостепенное значение. От того, как вы себя займете, зависит и сам успех. Важно понять, как правильно распределить время и сколько задач понадобится выполнить. Тщательное планирование позволит избежать множества ошибок. Нельзя просто надеяться на благоприятное стечение обстоятельств. В противном случае время пройдет совершенно бесцельно, а нужной цели достичь вряд ли удастся. Выработайте для себя оптимальный график работы, который не будет слишком нагружать и при этом позволит не сбиться с обозначенного ритма. Правильная организация важна в любой деятельности.

Писать от руки

Задумавшись над тем, как стать грамотнее, следует начинать тренироваться как можно чаще. Если заниматься время от времени, то высоких результатов ожидать не стоит. Какой-то прогресс станет намечаться, но он будет незначительным. Чтобы достичь чего-то значительного, надо заниматься постоянно. Для этого лучше всего писать от руки, а не набирать текст на компьютере. Со стороны может показаться, что нет никакой разницы, однако это не так.

Дело в том, что при письме тренируется двигательная память. Таким образом, мы лучше запоминаем, как правильно писать отдельные слова и предложения. Письмо от руки очень полезно, не зря его практикуют во всех учебных заведениях. Лучше всего завести себе отдельную тетрадь для практических занятий.

Чтение литературы

Ничто не может сравниться с великими произведениями, ставшими классикой. Именно чтение такой литературы возвышает нас изнутри, делает духовно богаче и восприимчивее к прекрасному. Постижение тайны искусства приближает нас к пониманию сути и смысла жизни. С произведениями великих мастеров нужно обязательно знакомиться каждому уважающему себя человеку. Открытия писателей могут оказаться невероятно полезными для нашей повседневной жизни. Порой чтение таких текстов требует от человека колоссального труда, но такие усилия оправдываются.

Изучение литературы во многих случаях сопровождается определенными трудностями. Не всегда сразу становятся понятны сложные перипетии сюжета, отношения между действующими лицами. Например, если постоянно отвлекаться, то можно перепутать какие-то детали и не учесть значимые обстоятельства. Чтение литературы уже само по себе способствует повышению общей грамотности, поскольку человек невольно начинает заимствовать речевые обороты. Работает развивается образное мышление, творческие способности.

Дополнительные интересы

Задумавшись над тем, как стать грамотнее, необходимо постоянно совершенствоваться. Вообще стремление к развитию должно обязательно присутствовать в жизни человека. Имея какое-то увлечение, мы становимся интересны, в первую очередь, самим себе, а это значит, что и для других людей делаемся гораздо привлекательнее. Дополнительные интересы способствуют расширению кругозора и в конечном итоге тоже приводят к повышению грамотности. Становясь эрудированнее, мы открываем в себе бесконечные возможности.

Не стоит ничем ограничивать свой выбор. Можно пробовать заниматься разными видами деятельности, чтобы выявить наиболее интересные направления. Зачастую мы сами ограничиваем себя в выборе, а потом считаем, будто ни на что не способны. Выработать в себе грамотность не так сложно: необходимо лишь реализовывать природное любопытство.

Тренировка памяти

Чтобы грамотными стать и писать отлично, необходимо обратить внимание на то, насколько легко вам дается процесс запоминания. Тренировка памяти нужна обязательно. В противном случае усвоение нового материала не будет проходить столь удачно и легко, как хотелось бы. Для того чтобы мозг работал, необходимо создавать ему специальную нагрузку. Хорошо использовать логические упражнения или решение задач. Сюда можно отнести и заучивание наизусть стихотворений.

Специальные курсы

Размышляя над тем, как стать начитанным и грамотным, нельзя упускать из виду такую важную деталь, как посещение дополнительных занятий. Специальные курсы помогут сделаться эрудированным человеком, обрести уверенность в себе, познакомиться с новыми интересными людьми. Кроме того, образовательные программы в любом случае повысят общий уровень грамотности, помогут определиться с дальнейшими планами на жизнь. Какие именно выбрать занятия зависит от потребностей конкретной личности. Главное, чтобы они нравились, приносили эстетическое и моральное удовлетворение, способствовали развитию представления о мире и грамотнее? Нужно каждый день уделять время для занятий, только тогда они начнут приносить ощутимую пользу.

Таким образом, вопрос повышения грамотности заслуживает отдельного внимания. Человек должен принять ответственность за свое образование и быть готовым при необходимости работать над собой постоянно. Чтобы развиваться, а не стоять на месте, недостаточно просто знать, что вам нужно. Самым главным является действие, без него невозможно прийти к ожидаемому результату. Если появилось желание совершенствовать собственные навыки, то нельзя отступать.

Между нами говоря, любые упражнения, которые делаются систематически, приведут к результату. Чтобы научиться грамотно писат ь, можно купить книжку для подготовки к экзаменам (их сейчас много) и методично выполнять все задания из неё. Старый испытанный метод. Результат гарантирован. Вопрос лишь в том, что к книжкам не прилагается суровый надсмотрщик, который заставит вас напрягать мозг и делать трудные задания каждый день. Если это про вас, то воспользуйтесь нашими советами.

Мы рекомендуем выполнять каждый день три простых, но очень эффективных упражнения, которые займут у вас всего 10 минут. Но учить русский таким способом нужно обязательно каждый день. Упражнения настолько просты, что даже самый ленивый человек сможет выполнять их постоянно. Чтобы научиться грамотно писать по-русски , не обязательно зубрить правила, можно запоминать сами слова.


1. Спишите в тетрадь 8 - 12 фраз из сборника для списывания. Два файла со специально подобранными фразами выложены в нашей группе ВКонтакте . Для начала воспользуйтесь этой подборкой. Потом можно списывать словосочетания из сборников словарных диктантов. Это задание займёт у вас 2-3 минуты. Моторная память поможет запомнить, как пишутся сложные слова. Некоторые правила вы схватите интуитивно.


2. Возьмите свежую газету и проработайте одну полосу. Ваша задача - выделять маркером все слова, в которых вы могли бы допустить ошибку. Особое внимание уделяйте неологизмам. Если встретятся незнакомые слова, погуглите их и обязательно обратите внимание на правописание. Так вы приучите свой мозг обращать внимание на правописание слов в текстах, которые вам приходится читать. Если у вас нет больших проблем с техникой чтения, на это задание уйдёт минуты три.


3. Из этой же газеты или любого сборника диктантов, а лучше всего, конечно, из сборника текстов для орфографического чтения читайте что-нибудь в течение пяти минут. Читать надо орфографически, четко проговаривая слоги, вслух. Так вы приучите мозг читать, запоминая правописание. Когда этот процесс автоматизируется, в дальнейшем вы будете непроизвольно воспринимать все слова, которые вам встретятся, вместе с их правописанием. Подробнее . Чтобы понять, в каком темпе читать тексты, .