Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина

Библиотека произведений Александра Сергеевича Пушкина очень богата. Она содержит работы разных жанров и на разные темы. Все творчество поэта литературоведы делят на несколько периодов. Всего их пять и каждый из них связан с определенным событием в жизни Пушкина: окончание лицея, южная ссылка и другие.

На вопрос: "Что же стало предметом лирики Александра Сергеевича?"- нельзя ответить однозначно.

Он писал и о любви, и о дружбе, и о Родине, затрагивал в том числе и философские темы. Вполне можно сказать, что предметом его лирики стало все.

Но, наверное, главной и основной для поэта стала тема любви, которую он воспевал, а в самом начале своего творчества возвышал и возводил в ранг самых ценных человеческих чувств, как, например, в его стихотворении "Любовь одна- веселье жизни хладной":

Стократ блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радостям и неге неизвестной

Стыдливую приклонит красоту!

Но постепенно с взрослением и развитием своего творчества, поэт переосмысляет данную тему. Он начинает уделять большое внимание чувствам и переживаниям женщины, а также наслаждаться даже грустью любви:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

Еще одним направлением в творчестве Пушкина является тема дружбы. Произведения на данную тему в основном посвящены друзьям лицейской поры поэта: И. Пущину, А. Дельвигу, и В. Кюхельбекеру. Дружба в юности воплощала для Пушкина беззаботность и радость.

Тема дружбы, как и тема любви, постепенно эволюционирует. Писатель начинает видеть в ней трагичность, печаль, разочарование от потери близких друзей. Особо остро такие мотивы чувствуются в его произведении "Двенадцатое октября":

Печален я: со мною друга нет...

Я пью один, и на берегах Невы

Меня друзья сегодня именуют...

Но многие ль и там из вас пируют?

Еще кого не досчитались вы?

Следующей важной и громкой темой в Пушкинской лирике стала тема свободы. Во многих произведениях поэта можно увидеть мотивы свободолюбия, желания ограничения абсолютной власти царя, например, в оде "Вольность":

Владыки! вам венец и трон

Дает закон- а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Александр Сергеевич в ней обращается к власти, в строках звучит явный призыв к ограничению полномочий царя Законом, то есть Конституцией.

Позже автор отходит от строго политического понимания свободы и проявляет интерес к свободе простого русского человека. То есть, данная тема тоже по- своему эволюционирует. Это хорошо заметно в стихотворении "Деревня":

Увижу ль, о друзья! народ угнетенный

И рабство, падшее по манию царя...

Апогеем гимна свободе, уже личной, становится произведение "Из Пиндемонти", где есть строка:

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...

Конечно, говоря о творчестве Пушкина, нельзя обойти одну из глубоких философских тем, тему поэта и поэзии. Александр Сергеевич осознавал, что поэт в обществе одинок и часто может быть не понят, что шум и похвала толпы лишь периодична и непостоянна, временна. Это очень ярко звучит в одном из его стихотворений:

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Еще одним из произведений на данную тему стал "Памятник". В нем звучит вера в то, что творчество поэта бессмертно, что оно останется в сердцах его почитателей и что сам поэт после смерти останется жив благодаря своим творениям, что подтверждают строки:

Нет, весь я не умру- душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

Лирика великого Александра Сергеевича с течением лет не теряет своей актуальности, ведь автор затронул самые живые и насущные даже для наших дней темы, вечные темы, в каждой из которых наблюдается постепенная эволюция мыслей, чувств лирического героя. Творчество, лирика Пушкина развивались вместе с ним, с его духовным миром, его воззрением на все окружающее.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -


Основа поэтической философии - идея красоты, гармонии. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира (А. Фет), «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.
Теоретические понятия, которые должны быть раскрыты: ассоциативный ряд, звуковой ряд, психологизм (детальное изображение внутреннего мира лирического героя, его. настроений и чувств). См. также 9 класс, тема №32.
Тексты: «Поэтам». «Еще весны душистой нега...». «Еще майская ночь...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое Ь дыханье...». «Заря прощается с ірземлею...». «Облаком волнис- I тым...». «На железной дороге». I «Это утро, радость эта...» и др. по і выбору.

41. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
Н.А. НЕКРАСОВА (1821-1877)
I
\ I
Обстановка, в которой прошло детство поэта: Волга; родители - Алексей Сергеевич Некрасов (мелкопоместный дворянин, отличавшийся крутым нравом) и Елена Андреевна Закревская (по характеру добрая и чуткая). Мечта о литературной деятельности. Учеба в университете против воли отца. Встреча с Белинским и сближение с ним (1841 г.) - переломный момент в творческой биографии Некрасова. Участие Некрасова в борьбе за утверждение гоголевского направления в литературе. Деятельность Некрасова в качестве редактора «Современника», затем «Отечественных записок». Поэмы Некрасова.
42. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕМАТИКА ЛИРИКИ НЕКРАСОВА
Личностный тон, народность лирики, прозаизация поэзии, сатира Новаторство Некрасова в раскрытии традиционных тем. Связь природы с жизнью народа. Друзья - товарищи по взглядам и борьбе. Любимая - друг и помощник в трудную минуту. Самые светлые чувства - любовь матери и любовь к матери. Популярность интимной лирики в кругах разночинной интеллигенции.
Тексты: «Перед дождем», «Несжатая полоса», «В столицах шум, гремят витии. ». «Зеленый шум», «Тургеневу, «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Друзьям», «Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Зина», «Внимая ужасам войны...», «Затворница»

42 (А). ТЕМА НАРОДА И ТЕМА ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. НЕКРАСОВА
Тема народа - основная в лирике Некрасова. Новаторство Некрасова в изображении крестьян Автобиографические мотивы в лирике на народную тематику. Трагическая судьба женщин-крестьянок. Глубокое сочувствие обездоленным крестьянам. Резкое осуждение вельмож, презирающих народ. Крестьяне могут надеяться только на себя. Призыв к революционной борьбе, обращенный к крестьянству. Понятие о народности литературы. Народность - воплощение национального характера в отдельном произведении писателя или в его творчестве в целом. Как правило, «народные» произведения получают одобрение широких читательских кругов.
Тексты: «Родина», «В дороге», «Тройка», «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда». «Песня Еремушке», «Песни», «С работы», «Внимая ужасам войны», «В полном разгаре страда деревенская», «Псовая охота», «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860), «Свобода» (1861), «Железная дорога» (1864), «Как празднуют трусу» (1876) и др. по выбору.
I 42 (Б). ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ. . НЕКРАСОВ О БОРЦАХ ЗА НАРОДНОЕ I СЧАСТЬЕ
" Муза поэта - родная сестра | закабаленного, замученного наро- I да. Муза страданий и горя народного; поднимающая к борьбе; сми- I рения и прощения. Поэт-сатирик I - подлинный гуманист, во имя I любви к людям обличающий в них " все то, что мешает стать лучше. | Утверждение гражданственности, і патриотизма и народности поэзии.
Призывы к служению народу. I Дружба Некрасова с Белинс- I ким, Чернышевским, Добролюбо- I вым. Роль Белинского в станов- " лении Некрасова как революцион- I ного демократа и поэта Образ і Белинского в стихах Некрасова.
Образ Добролюбова. Историчес- I кое значение деятельности и лич- I ности Добролюбова, истинного і патриота России. Образ Черны- " шевского. Жизнь Чернышевского I - пример героического служения I, идеалу добра, несмотря на ясное срgt;понимание того, что служение это- I му идеалу ведет к гибели. | Тексты: «Вчерашний день, і часу в шестом.. », «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и I гражданин», «Элегия» («Я лиру по- I святил народу своему...»), «Надры- ¦ вается сердце от муки», «Душно! " без счастья и воли...», «О, Муза! j Я у двери гроба», «Памяти Белин- | ского», «В.Г. Белинский, «Медве- . жья охота», «Памяти Добролюбо- 1 ва», «Чернышевский», Не рыдай так j безумно над ним»; «Пророк» (о Н.Г і Чернышевском,); «Смолкли чест- ; ные, доблестно павшие».

Еще по теме 40. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ А.А. ФЕТА:

  1. Раздел второй. Поэтическая лирика на волнах бытия ВЛ. СОЛОВЬЕВ. О ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского
  2. 14. виды мотивов и уровни их осознания. Осознанные мотивы и их характеристика и неосозноваеммые мотивы и их характеристика.

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска "с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков". В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность. И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри». Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее. Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна. Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство». Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком. Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

Для 9 класса

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Трагедия совести в драме Гроза Островского

    «Гроза» - пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права

  • Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева Сочинение

    Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты

«Солнце русской поэзии….»

В.Ф. Одоевский


Период

Детство поэта

Годы

Болдинская осень

Петербург

Последние годы жизни




Арина Родионовна Яковлева (Матвеева)

Мария Алексеевна Ганнибал








Наумов. «Дуэль Пушкина с Дантесом.»

Адриан Волков. «Последний выстрел Пушкина»



Политическая лирика

Патриотические мотивы:

А)любовь к родной природе; б) гордость за героическое прошлое своего народа; в) чувство национальной гордости

Вольнолюбивые мотивы:

г)протест против самодержавия и крепостничества; д) стремление к «святой вольности»; е) воспевание свободолюбия, независимости человека


Стихотворения:

Ода «Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар» , «Узник», «Птичка», "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "К морю" (1824).


Пейзажная лирика

Стихотворения: «Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «К морю», «Вновь я посетил…», «Деревня», "Редеет облаков летучая гряда..." (1820), "Кавказ" (1829), "Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю..." (1829), "Осень" (1833), "...Вновь я посетил..." (1835)


Философская лирика

Размышления поэта о смысле жизни, о назначении человека, о бессмертии души, о вечности бытия.

Стихотворения : «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Пирующие студенты», «Элегия», "Я пережил свои желанья..." (1821), "Бывало в сладком ослепленье..." (1823), "Дар напрасный, дар случайный..." (1828), "Анчар" (1828),"Бесы" (1830) и др.


Тема поэта и поэзии:

а)отношения поэта и власти; б) назначение художника в обществе; в) поэт и народ; поэт и толпа; г) оценка собственного творчества.

Стихотворения : «Пророк», »Памятник»,

«Поэт и толпа», «Эхо», «Чернь», «К Н. Я. Плюсковой», «Поэт»


Тема дружбы:

а)дружба как братский союз лицеистов; б) дружба как единство единомышлен-

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Пущину», «Друзьям», «Дельвигу»,


Любовная лирика:

а)любовь как идеальное, высокое чувство человека; б) любовь безответная

Стихотворения: «Я вас любил»,

«Я помню чудное мгновенье …», «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Желание славы»,

«Мадонна», «Сожжённое письмо», "На холмах Грузии лежит ночная мгла...« и др.


Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Анализ стихов.

Невозможно повторить Пушкина.

Н.В.Гоголь

Читая Пушкина, можно великолепным образом

воспитывать в себе человека

В.Г. Белинский

Тип: практическое занятие по анализу поэтического текста.

Методы репродуктивный, творческое чтение.

Цель:изучить творчество Пушкина, выявить основные мотивы.

Задачи:

1) Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина

2) Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

3) Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;

4) Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступит слово преподавателя.

3. Фронтальный опрос: биография Пушкина.

4. Новая тема. Слово преподавателя.

Работа может быть групповой (весь класс разделе на минигруппы, которые отвечают за определенную тему в лирике поэта) или коллективная работа.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ

1. Гражданская тема: «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает свято соблюдать закон, которому одина­ково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Деревня» (1819) - (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии : «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы: «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика: «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836

К Чаадаеву (1818)

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Дан портрет всего поколения той эпохи; лирический герой ставит перед собой ясные цели, верит в светлое будущее. Послание пронизано духом гражданственности, патриотизма, надеждой на будущее возрождение страны.

Лирический герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

«Деревня»(1818)

1. Каков смысл риторического вопроса в конце стихотворе­ния?

2. Как идеи стихотворения «Деревня» перекликаются с идея­ми декабристов?

Вывод: В стихотворении «Деревня» поэт обличает крепо­стничество . Поэт-мечтатель превращается в поэта- гражданина, личная свобода которого неотделима от свободы народа. Свобода, по мнению А.С. Пушкина, должна быть за­креплена в законе (конституции).

Во глубине сибирских руд (1827)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Жанр-послание; главная тема – дружбы , поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Он не утратил веры в идеалы декабристов, в их благородном стремлении – помочь простому народу. Тема- вера автора в торжество справедливости. Идея – родина не забудет подвиг декабристов.

1. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

2. Какие образы помогают понять отношение А.С. Пушкина к декабристам?

3. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Вывод: А. С. Пушкин разделяет взгляды декабристов, их «дум высокое стремленье», благородство их помыслов. Понятие «свобода» связано с политиче­скими преобразованиями:

«Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут»

Телега жизни (1823)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

«МАДОННА» (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Я вас любил: любовь ещё, быть может (1829)

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Тема – повесть о неразделенной любви; Идея – несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной огромной любви. Прошедшее время по форме, но еще настоящее по смыслу и содержанию. Это исповедь – признание поэта, а не обращение к определенной женщине.

1. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочаро­вание, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объяс­ните свой выбор.

«На холмах Грузии…»1829

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Тема – высокое чувство любви; Идея – «сердце не любить не может»

К *** (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн , с которой поэт познакомился в Петербурге (1819), а летом 1825г встретился в Тригорском (соседнее с Михайловским селом). Поэт вручает это стихотворение, как подарок Анне Петровне в день её отъезда из села. 3 части: первая встреча, годы разлуки, новая встреча с Керн. В данном стих-и «любовь» не столько чувство, сколько состояние души поэта (изменение душевного состояния).

Тема – роль любви в жизни человека. Идея – жизнь бессмысленна без любви.

Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет - генерала Ермолая Федоровича Керн . А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже "Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним"

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока... Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу . Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн , которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение "Я помню чудное мгновенье...

И вот перед нами другой портрет - бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери... В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное... Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки "Я помню чудное мгновенье". Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Пророк (1826)

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Тема – черты и свойства характера, которыми должен обладать поэт (в отличие от обыкновенного человека), чтобы в полной мере выполнить свое предназначение.

Идея – только на самом жарком накале своих чувств поэт способен создать высокохудожественное произведение, полностью посвятив себя эту делу. Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит.

«Зимний вечер» 1825

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца

Жанр : величественная ода. Стихотворный размер – 6-ти стопный торжественный ямб.

Тема – полная достоинства оценка поэта совершенного им дела; Идея - главное в поэтическом творчестве – величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

«Это одновременно исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.В. Виноградов).

ВОПРОСЫ для самопроверки .

1. «Глаголом жги сердца людей ». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен обладать поэт?

2. Проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений поэта.

4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких произведениях они особенно отчетливо проявля­ются? Приведите примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений поэта.

5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое начало в творчестве поэта в период Ми­хайловской ссылки и последующие годы? В. Г. Белинский говорил о «лелеющей душу гуманности » поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных приме­рах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение для воспитания чувств читателя?

6. Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы?

7. Большинство произведений Пушкина легло в основу музы­кальных творений известных русских композиторов и воп­лотилось в романсы, арии, оперы. Какие из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена композито­ров. Какие особенности произведений А. С. Пушкина сде­лали возможным их.