Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Политическая система общества, ее структура и функции. Понятие, структура и функции политической системы Структура и функции политической

Понятие «политическая система» объёмно по содержанию. Политическую систему можно определить как совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Политическая система – это совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия между ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

Теория политической системы.

Тема 5. Политическая система общества и проблема власти.

1. Теория политической системы.

2. Структура и функции политической системы.

3. Типы политической системы.

4. Политическая система советского типа.

Необходимость создание целостного представления о процессах в политической сфере, её взаимосвязях с внешним миром обусловило развитие системного подхода в политической науке.

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. американским политологом Д. Истоном, который создал теорию политической системы. Затем эта теория получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча. и др. Это было связано с необходимостью рассмотрения политики как системы. Это понятие было призвано отразить 2 момента: 1) целостность политики, как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов(партий гос-ва, лидеров, права…); 2) характер связи политики с внешней средой (экон-й,..).Понятие политическая система д/б помочь выявить факторы которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрыть механизм согласования интересов различных групп.

Поэтому в политическую систему включаются не только политические институты, участвующие в политике, (гос-во, партии, лидеры,и т.д), но и экономические социальные, культурные институты, традиции и ценности, нормы, имеющие политическое значение и влияющие на политический процесс. Назначение всех указанных политических и общественных институтов состоит в том, чтобы распределять ресурсы (экон-е, валютные, матер-ые, технологические и т.д.) и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех.

Ранее политика сводилась к деятельности государственных структур, выделению их в качестве главных субъектов властных отношений. До определенного момента подобное объяснение отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление свободной личности с ее правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство через политические организации. Власть перестала быть монополией (прерогативой) государства, а властные отношения приобрели сложный характер, т.к. в них стали участвовать негосударственные организации. Сложность властных отношений привела к пересмотру преобладающих в то время институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики. Политика должна была решать более сложную задачу: поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды .



Теория систем зародилась в биологии в 20-х годах 20в.

Понятие «система» в научный оборот ввел немецкий биолог Л. Фон Берталанфи (1901-1972). Он исследовал клетку как «совокупность взаимозависимых элементов», т.е как систему связанную с внешней средой. Эти элементы так связаны между собой, что если изменить даже один элемент системы, то изменятся и все остальные, вся совокупность. Система развивается благодаря тому, что реагирует на сигналы извне и на требования своих внутренних элементов.

Понятие «система» на рассмотрение общества перенес Т. Парсонс . Он политическую систему рассматривает как специфический элемент социальной системы . Т.о. Толкотт, Парсонс рассматривает общество как социальную систему, состоящую из четырех подсистем, которые находятся во взаимодействии - это экономическая, политическая, социальная и духовная. Каждая из подсистем выполняет свои функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений, составляют функции политической подсистемы . Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передает новым членам общества нормы, традиции, обычаи, ценности, (которые составляют мотивационную структуру личности.) И, наконец, интеграцию общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляет духовная подсистема .

Однако модель Т. Парсонса слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы в политической сфере, она не включает случаи конфликтов, сой- ой напряжённости. Тем не менее, теоретическая модель Парсонса оказала заметное влияние на исследования в области социологии и политологии.

Теория политической системы Д. Истона . (системный анализ)

Теорию систем в политологию ввёл американский политолог Д. Истона, который определил политику, как «волевое распределение ценностей». (Основной вклад Истона в полити­ческую науку применение методов системного анализак изучению политических систем , а также с исследование проблем по­литической социализации). Следовательно, политическая система, по Д. Истонуестьсовокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение её состоит в распределении ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более чётко определить место политики в жизни общества и выявить механизм соц-х изменений в ней.

Так с одной стороны ,политика выступает как самостоятельная сфера, основное назначение которой распределение ресурсов , а с другой стороны , политика есть часть общества , она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Т.о. политическая система может существовать, имея способность реагировать на импульсы, поступающие из внешней среды и приспосабливаться к внешним условиям функционирования.

Механизм функционирования политической системы .

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу «входа » и «выхода ».


"Вход" – это способы

влияния внешней среды на политическую систему.

"Выход" – это ответная реакция, (обратное воздействие) системы на внешнюю среду, выступающая в виде решений, выработанных политической системой, ее институтами.

Д. Истон различает 2 типа входа : требование и поддержка. Требование можно определить как обращение к органам власти по поводу распределения ценностей и ресурсов в обществе. Например, требования трудящихся о повышении минимальной з.п. или требования учителей об увеличении ассигнований на образование. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Они являются следствием невнимания властных структур к меняющимся интересам и потребностям соц-х групп.

Поддержка, напротив, означает усиление пол-й системы, и является выражением преданного, благожелательного отношения к режиму. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству.

В результате, воздействия на «входе» вызывают реакцию на «выходе ». На «выходе » появляются политические решения иполитические действия . Они выступают в форме новых законов, политических и заявлений, решений судов, субсидий и т.д.

(Следовательно, политическая система и внешняя среда в глубокой взаимосвязи).

В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. "Вход" и "выход " системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи" . В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.

Политическая система , игнорирующая обратную связь , неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете, это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности .

Т.о. политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.

Однако Д. Истон сосредоточил внимание на взаимодействии с внешней средой и оставил без внимания внутреннюю структуру пол-ой системы , которая позволяет поддерживать равновесие в обществе.

Теория политической системы Г. Алмонда. (функциональный анализ П.С.)

Иной подход к анализу политических взаимодействий предложил амер-й политолог Г. Алмонд. (специалист в области общетеоретической и срав­нительной политологии). Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования и поддерживать стабильность зависит от функций и ролей политических институтов. Алмонд проводил сравнительный анализ различных политических систем, с целью выявления основных функций, которые способствовали эффективному социальному развитию. Сравнительный анализ П.С. предполагал переход от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Исходя из этого, Г. Алмонд и Г. Пауэлл определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий , осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. Политическая система должна осуществлять три группы функций: Функции взаимодействия с внешней средой ;

· Функции взаимосвязи внутри политической сферы;

· Функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

Коммуникативная теория политической системы К. Дойча .

Переход развитых стран к информационным технологиям, внедрению компьютерной техники , позволили рассматривать политическую систему как механическую модель. Первым уподобил политическую систему кибернетической машине американский политолог К. Дойч (р. 1912 г). Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Особое значение в политической коммуникации имеет обмен информацией между управляющими и управляемыми с целью добиться согласия. Поэтому формулировка целей осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношений к данным целям. Функционирование политической системы зависит от качества и объёма информации, поступающей из внешней среды, и информации, о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения.

Модель К.Дойча обращает внимание на важное значение информации в жизни пол-ой и

соц-й системы, но опускает значение других переменных : пол-я воля, идеология, которые тоже могут влиять на отбор информации.

Политическая система состоит из подсистемы, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Изменение одной приводит к изменению функционирования всей системы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, общественные организации и движения, группы давления, СМИ, церковь и т.д. Центральное место отводится государству, которое представляет всё общество. Оно обладает суверенитетом в рамках гос-х границ и независимостью за их пределами. (Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает большими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни). Зрелость этой подсистемы определяет степень специализации ролей и функций её структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения .

Нормативная включает правовые, политические, моральные нормы, ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, граждан .

Функциональная – это методы политической деятельности, средства и способы осуществления власти (согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.). Преобладание тех или иных методов (принуждение или согласование), определяет хар-р взаимоотношений власти и гражданского общ-ва, способы интеграции и достижения целостности..

Коммуникативная включает в себя все формы политического взаимодействия власти, общества, индивида (пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д). Система коммуникаций характеризует открытость власти, её способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на потребности различных групп, обмениваться информацией с обществом .

Культурная включает систему ценностей, религию, ментальность (совокупность представлений об обществе, образ, характер и способ мышления). Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности пол-х институтов.

Функции политической системы .

Взаимодействуя друг с другом, подсистемы обеспечивают жизнедеятельность П.С., способствуют эффективной реализации её функций в обществе. Одну из наиболее полных классификаций функций П.С. дали Г. Алмонд и Д. Пауэлл.

. Функция политической социализации .

1. Регулирующая функция . Она выражается в регулировании поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью.

2. Экстракционная функция . Сущность её заключается в способности системы черпать из внешней и внутренней среды ресурсы для своего функционирования. Любая система нуждается в матер-х, финансовых ресурсах, политической поддержке.

3. Распределительная (дистрибутивная) функция . П.С.распределяет полученные ресурсы, статусы, привилегии социальным институтам, индивидам и группам, чтобы обеспечить интеграцию внутри общества. Так, централизованного финансирования требует образование, управление, армия. Эти ср-ва черпают из внешней среды, например, из экономической сферы, через налоги.

4. Функция реагирования . Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к (импульсам), требованиям различных групп населения. Быстрое реагирование системы определяет её эффективность.

5. Функция политической социализации . Означает процесс усвоения человеком пол-х ценностей, идеалов, знаний, чувств, опыта, позволяющих ему выполнить различные политические роли.

Проблема общества, его организации и функционирования всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

На определённом этапе развития общества появляется частная собственность, классы и социальные группы, формируются политические идеи и теории, возникает потребность руководства обществом. Так формируется и исторически развивается политическая система общества.

Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, движения, общественные организации), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Термин "политическая система общества" обязан своим происхождением широкому развитию в 60-е годы ХХ в. системного метода исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи) и разработке на его основе теории социальной системы (прежде всего в трудах Т. Парсонса, И.Мертона, М.Леви и др.). В центре внимания советских ученых-обществоведов и ученых из социалистических стран эта тематика оказалась позже: со второй половины 60-х до конца 70-х годов. Если же заглянуть глубже в историю науки, то одним из основоположников системного подхода к политике был выдающийся древнегреческий философ Аристотель, а автором первого научного определения политики и попыток его практического применения к анализу политической реальности считается английский философ и мыслитель Т.Гоббс.

Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. Она предоставляет одну из его подсистем наряду с экономической, социальной, политической и духовно-идеологической. Существует множество определений политической системы общества.

В отечественной литературе распространение получило определение, основанное на функциональном подходе. Автор одного из первых определений Ф.М.Бурлацкий понимает под политической системой "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как целого, централизованно управляемого политической властью социального организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы экономически господствующих классов". В данной дефиниции акцент сделан надвух моментах, имеющих большое значение для раскрытия и понимания политической системы: во-первых, ее целевом назначении (интеграция как главная функция) и, во-вторых, классовой сущности системы, которая идентифицируется путем указания на природу государственной власти.

В западной политологиинесколько направлений в толковании политической системы общества - американская школа, французская и германская.



Американская школа (Д.Истон, Д.Дойч, Г.Алмонд) дает широкое толкование политической системы общества, понимая под ней в целом способ поведения людей, когда эта система осуществляет авторитарное (властное) распределение ценностей.

Французская школа (М.Дюверже) отождествляет политическую систему с политическим режимом. Здесь понятие политической системы общества сужается, берется лишь одна из его сторон.

Германская школа (М.Вебер, К.фон Бойме) рассматривают политическую систему как государство и его структуру. Но с этим нельзя согласиться, т.к. государство – это один из элементов политической системы.

Кроме этих направлений существует еще множество других моделей политической системы, характеризующих политическую систему как политический процесс, политическое поведение в рамках тех или иных общностей – профсоюзов, фирм, клубов, городов.

Наиболее рациональны два определения политической системы:

1 политическая система общества - система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках проходит политическая жизнь общества и осуществляется власть;

2 политическая система общества - совокупность политических институтов и отношений определенного общества.

По мере развития и усложнения жизни, вызванных социально- экономическими, научно-техническими, международными факторами изменяется и политическая система. Политическая система трансформируется и приспосабливается к переменам в обществе. Одновременно она оказывает влияние на окружающую среду, управляющая и регулирующая общественная сила.

Как и всякая упорядоченная система обеспечения жизнедеятельности общества, политическая система имеет внутреннюю организацию, структуру.

Политическая система структурно состоит из 4-х элементов:

1) политических институтов;

2) взаимоотношений между ними;

3) политических норм, сознания, культуры;

4) политической деятельности, политического процесса.

Так, политическая система подразделяется на подсистемы: институциональную, нормативно-культурную, функциональную и субстанциональную. Рассмотренные в единстве и целостности, они составляют комплекс взаимодействующих институтов и отношений, отраженных в сознании, культуре и реализующиеся в практически-политической деятельности.

Структура политической системы определяется либо, исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

Подсистемы в структуре политической системы общества: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная, политико-идеологическая, нормативно-культурная.

1. Институциональная подсистема - "каркас" политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр. Создается нормативно - правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы. Это совокупность различных содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Ей принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы (классами, социальными группами, нациями, индивидами) по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики, а также между политическими системами различных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема - совокупность политических взглядов, идей, теорий и концепций, представлений участников политической жизни общества на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Эта подсистема играет су-щественную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Нормативно-культурная подсистема - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций политического поведения; политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Среди политических институтов, оказывающих влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии . К ним примыкают не являющиеся политическими институтами общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др . Основное назначение политических институтов - представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.

Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, также политические движения, не ставящие целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В состав политической системы входят также политические отношения . Они представляют разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения подвижны и динамичны. Они определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся политическое сознание и политическая культура . Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение их находит выражение в функциях политической системы.

Функции политической системы:

1. Политическое руководство обществом - управление общественными делами, целеполагание - определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению целей и программ

2. Интегративная функция направлена на консолидацию общества как единого целого; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.

3. Регулятивная функция - создание особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.

4. Мобилизационная функция - обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

5. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов, материальных и духовных ценностей между членами общества.

6. Функция легитимизации обеспечивает достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным (общепринятым) правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

7) Функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;

8) Контролирующая функция - контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы; контроль конфликтов интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.

9) Мировоззренческая функция способствует выработке видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентаций, политического сознания, приобщение членов общества к политической деятельности.

10) Охранительная и стабилизирующая функция обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя;

Структура. – Функции.

Компонентами структуры политической системы являются:

совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Функции политической системы общества. Одна из функций политической системы общества заключается в обеспечении взаимодействия политических сил в ходе выработки управленческих решений, выбора направлений политики, формирования органов государства. Взаимодействие может иметь различный характер. Во-первых, это может быть сотрудничество, выступающее в разных формах. Во-вторых – борьба, которая в различных условиях может вестись мирными средствами в виде соперничества, взаимной критики и т. п. , но может превращаться в вооруженную конфронтацию. Другой функцией политической системы общества, тесно связанной с первой, является функция проводника при осуществлении политической власти. Политическая власть, основным институтом которой является государство, реализуется, пронизывая все звенья политической системы. В каждом из них могут проявляться разные, порой противоречивые, тенденции (что, впрочем, не всегда обязательно) в отношении государственных мероприятий: безоговорочная и активная поддержка, сдержанное одобрение, безразличие, пассивное сопротивление, активное противодействие. Следующая функция представляет собой обеспечение обратной связи со стороны общества в отношении политической власти, институтов, осуществляющих ее, форм и методов ее осуществления. Данной функции принадлежит важная роль в процессе властвования, ибо благодаря ей выясняется эффективность предпринятых государством как основным институтом власти мер в той или иной сфере, адекватность интересам господствующих и других классов и социальных групп форм и методов реализации власти, степень доверия с их стороны к органам власти и к проводимой ими политике. Среди функций политической системы общества имеется и функция поддержания взаимоотношений с другими политическими системами. Взаимосвязи между политическими системами характеризуются большим разнообразием видов, форм, способов и тенденций, причем межгосударственные отношения выступают как одна из разновидностей политических связей, но со своей спецификой, в силу чего они обладают самостоятельным значением.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 17. Структура и функции политической системы общества:

  1. Политическая система общества: понятие, структура, характеристика ее элементов.
  2. 21. Понятие, структура и виды политических систем общества.
  3. 44. Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы.

Анализ политической системы дает возможность изучить ее структуру, то есть внутреннюю организацию отдельных составляющих-элементов.

Структура политической системы - это совокупность властных институтов, которые связаны между собой и создают устойчивую целостность.

Главный связывающий компонент системы - политическая власть, сосредоточенная в государстве, политических партиях и общественных организациях. Власть - это элемент, источник управления, основа развития и функционирования политических систем.

В наиболее общем, упрощенном варианте структура политической системы состоит из следующих компонентов: 1) политические отношения; 2) политические институты (организации; государственно-правовые органы, политические движения, массовые общественные организации! Трудовые коллективы и объединения); 3) политико-правовые нормы; 4) политическое сознание и политическая культура; 5) средства массовой информации; 6) человек как политическое существо - гражданин.

Однако некоторые ученые в структуре политической системы выделяют ряд структурных уровней (С.Д. Ге лей, С.М. Рутар) или блоков (В. Перевалов):

1) организационно-институциональный блок охватывает совокупность политических объединений (государственных органов, региональных структур власти и местного самоуправления, избирательной и партийной систем, политических партий, общественно-политических организаций и движений) и раскрывает характер их функционирования в политической системе. Особое место здесь принадлежит государству, от сущности и формы которой зависят сущность, виды и функции политической системы. Сугубо политическими явлениями выступают партии, которые могут представлять интересы класса (классовые), нации, этнических групп (национальные), конфессии (религиозные), всех слоев населения (патриотические), отдельных групп (клановые), лидеров (харизм этические).

Важное значение имеют общественно-политические организации и движения, которые не могут удовлетворить интересы своих членов без участия в политике, без вмешательства государства в решении проблем и без вмешательства их в компетенцию государства (направления государства на новые потребности);

2) личностно-организационный блок означает взаимосвязь политики и человека. Все люди так или иначе подвергаются политическому влиянию в самых разнообразных формах. Кроме того, наиболее "подготовленные" индивиды через различные организационно-политические формы активно участвуют в выработке политических идей и норм, формировании политической власти. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие общества.

3) нормативно-регулятивный блок включает в себя политические и правовые нормы, обычаи и традиции. Однако при этом следует принимать во внимание то обстоятельство, что правовые нормы идут от государства, органов местного самоуправления или народа в целом и поэтому они всегда являются одновременно политическими нормами. Часть же политических норм, которая идет от политических партий, общественно-политических организаций, не является правовым. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, имеют формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью;

4) организационно-процессуальный блок имеет несколько уровней: а) политические отношения, которые складываются между государством и другими политическими органами, и прежде всего по поводу участия в осуществлении политической власти; б) политические отношения между негосударственными объединениями; в) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических организаций;

5) интеллектуально психологический блок, который раскрывается в политическом сознании, отражает идеологические и психологические характеристики системы. Политическое сознание населения, его отдельных слоев и групп, а также индивидов может формироваться под влиянием идеологи либерализма, консерватизма, радикализма, социализма, национализма, шовинизма, расизма и тому подобное. Политическое сознание является основным условием формирования политического порядка, политической культуры;

в) информационный блок, состоящий из средств массовой информации, то есть "четвертой власти", отражает уровень демократичности или недемократичности общества, закрытость или открытость политической системы по доступности широкой общественности к информации о политической и экономической бытия.

Все определенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему. На самом деле невозможно отделить, изолировать отдельных личностей от политических организаций, а остальных - от идей, норм, отношений.

Следует отметить, что не все институты государственной власти являются политическими, а только те, которые формируются непосредственно народом или представительным органом и принимают политические решения. К ним относятся институт главы государства, парламент, правительство и представители правительства на региональном и местном уровнях. Все институты являются элементами таких видов государственной власти, как административная, военно-силовая и судебная.

Административную власть осуществляет административный аппарат, основу которого составляют чиновники (государственные служащие) на всех уровнях политической системы, от рай госадминистрации в администрацию президента (например, в Украине). Административный аппарат как политически нейтральный орган обеспечивает технологический процесс подготовки и выполнения политических решений, которые принимают политические органы. В отличие от политических органов административный аппарат формируется путем назначения или найма, а продолжительность срока его полномочий, в идеале, не должно зависеть от победы тех или иных политических сил на выборах (кроме президентской формы правления).

Военно-силовые органы (армия, полиция, служба национальной безопасности) выполняют специфические функции охраны политической системы и всего обеспечение - в соответствии с тем или иного политического режима, правопорядка. Отсутствие цивилизованного контроля со стороны общественности за этими органами (где значительная доля в этом процессе приходится на СМИ) приводит к ограничению демократии и усиление полицейских функций государства.

В отличие от административной и военно-силовой власти, непосредственно зависят от политических органов, судебная власть имеет автономный статус государственной власти. В основном она является элементом правовой системы, но некоторые ее черты имеют политический характер. Это касается политических источников формирования судебной власти (судьи назначаются главой государства и главами исполнительной власти субъектов федерации, избираются парламентами, представительными органами субъектов федерации, а также прямыми выборами) и обеспечения выполнения не только чисто юридических, но и политико-правовых функций, таких как рассмотрение споров о разграничении компетенции между государственными органами, государственными органами и субъектами федерации или автономии, контроль за соответствием актов органов политической власти конституции, осуществление процедуры импичмента или привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц государственной власти.

В общем политические системы "живут", функционируют во времени и пространстве, поскольку представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения им функций (основных направлений деятельности) определенными методами и средствами. Функции политической системы определяют ее структуру и процесс действия. их реализация подчинена главному - обеспечению устойчивости общества и его развития. Основными функциями политической системы являются:

1) нормативно-техническая функция - это выработка политического курса государства и определение целей и задач развития общества;

2) организационно-координирующая (тактическая) функция - это организация деятельности общества по выполнению общих задач и программ и согласование работы отдельных элементов социума;

3) функция легитимизации - это деятельность, направленная на узаконивание политической системы, на достижение в ее пределах взаимного соответствия политической жизни, официальной политики и правовых норм;

4) функция политической социализации - это привлечение человека к политической деятельности общества;

5) агрегуюча функция - это обобщение и упорядочение интересов и потребностей социальных слоев населения;

6) функция артикуляции состоит в предъявлении интересов и требований к лицам, которые производят политику и осуществляют государственную власть;

7) стабилизационная функция - это обеспечение стабильности и устойчивости развития общественной системы в целом.

Функции политической системы не являются статичными, неизменными. Они отличаются динамичностью и развитием с учетом особенностей политического пространства и времени, конкретно-исторической ситуации и условий, достигнутого уровня развития экономики, культуры, политической стабильности. Каждая функция распадается на подфункции, которые выполняют различные политические институты. Подфункции также постоянно меняются, возникают новые и трансформируются те, что уже существовали. Однако есть и действующие, перманентные функции, которые неотделимы от самого понятия политической системы (например, нормативно-техническая или организационно-координирующая), а также важное значение имеют и ситуационные функции (например, функция мобилизационно-оборонительная). Ситуационные функции всегда выступают формой реализации перманентных функций и поэтому не являются самостоятельными.

В связи с тем, что во время функционирования политической системы существует проблема относительной автономности функций отдельных политических институтов и их согласования в рамках системы в целом, возникает потребность в координации и субординации функций.

Координация - это согласование функций по горизонтали. Например, координируют свою деятельность политические партии одного политического направления - христианско-демократического, национально-патриотического, социалистического и коммунистического, со-социал-демократического и других.

Субординация - это согласование функций по вертикали, подчиненность функций одних компонентов другим и всех компонентов системы в целом. Например, по инициативе Президента Украины в середине 90-х годов XX в. был введен политический институт его представителей на местах - для координации функций центральной и региональной властей; с принятием Конституции он был заменен государственными администрациями в регионах.

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку (рис. 8.2).

Рис. 8.2.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и СМИ, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Т. Алмондом и Дж. Пауэллом (рис. 8.3). Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение".

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов (миф об "американской мечте"), идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них: 1) отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации; 2) ориентация на личный успех, дающая уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Рис. 8.3.

Жизнеспособность системы обеспечивается се способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной ) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.