Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Королевская власть в королевстве вандалов. Аланы и вандалы

АЛАНЫ И ВАНДАЛЫ

Часть алан, спасаясь от нашествия гуннов, в 70-х годах IV века направилась на запад, объединившись с вандалами, проживавшими в Паннонии. Спустя несколько лет, вероятно, в начале 90-х годов, районы совместного проживания алан и вандалов уже не могли обеспечивать им достаточных условий существования. Это вынудило большие массы алан и вандалов устремиться на запад в поисках более богатых пастбищ. О возвращении на восток нечего было и думать, так как сзади наступали объединенные орды готов, гуннов и алан, которые тоже продвигались на запад в поисках лучших земель, что заставляло население Паннонии двигаться еще дальше на запад.

Это переселение алан и вандалов на запад не прошло мимо внимания римского полководца Стилихона, который сам был наполовину вандалом и имел в своем войске множество преданных ему алан из Италии.

Поэтому он не замедлил пригласить направлявшихся на запад алан и вандалов поселиться в Норикуме и Раэции в качестве союзников Рима.

К сожалению, Стилихон не мог организовать для них достаточно приемлемых условий существования на новых землях, так что зимой 401 г, они начали опустошать те провинции, которые должны были бы защищать. Стилихон перешел Альпы и положил конец опустошительным набегам. Потерпев поражение, аланы и вандалы, по-видимому, двинулись на север и на восток в германские земли за Рейном и за пределами империи.

Через 5 лет они вновь заявили о себе, когда 31 декабря 406 г. направили своих коней через покрытый льдом Рейн и вновь вторглись на территорию империи. Одна группа вандалов во главе со своим королем Годегизелем вступила в сражение с франкскими союзниками Рима, в котором Годегизель был убит. Его отряд уже находился под угрозой полного уничтожения, когда войско алан, возглавляемое, вероятно, Респендиалом, пришло им на помощь и, напав на франков, спасло оставшихся вандалов. Варвары, успешно вторгшиеся на территорию империи, оказались перед выбором - или стать союзниками Рима, поселившись где-нибудь на римских землях, или продолжать разбой и грабежи империи. Хотя у алан и вандалов оставались довольно неприятные воспоминания об их поселении в Раэции и Норикуме в 400 г., тем не менее римские власти в Галлии начали вести с ними переговоры. Поэтому, когда Респендиал и Годегизель воевали с франками, другой аланский предводитель, Гоар, заключил договор с римлянами.

Так как сторонники Гоара были расселены в стратегически важных пунктах, то аланы и вандалы, встретившись с недоброжелательностью со стороны империи, стали грабить Галлию. В источниках того времени перечисляется около двух десятков городов, которые подверглись опустошению, в том числе Теруан, Аррас, Турнэ, Амьен, Лаон, Реймс, Майенс, Вормс, Спир, Страсбург, Тулуза, Метц, Лангрэ, Безансон, Ото, Клермон-Ферран, Юзэ, Арль, Безьер, Оз, Базас, Ангулем и Менг-на-Лауре. Большая часть этой информации, однако, сомнительна. Но если хотя бы половина этих ссылок точна, то есть смысл допустить, что аланы и вандалы делились на несколько, если не на множество, групп. В источниках обычно упоминают вандалов и изредка вандалов и алан вместе, но аланы отдельно никогда не упоминаются. Поэтому следует предположить, что разделение алан и вандалов произошло во время этих походов не по племенному признаку.

Информации, указывающей на то, что захватчики встречали какоелибо сопротивление от галло-римлян, не сохранилось. Епископ Павлиний Безьер отчитал свою паству за то, что та не оказала сопротивления противнику. Он возмущается тем, что когда вандалы жгли, а аланы грабили, жители Безьера были заняты пересаживанием виноградных лоз. По мнению епископа, единственное, что их интересует, это театр и астрология, в то время как им крайне не хватает патриотизма и доброй нравственности. Павлиний сравнивает материальные выгоды и сильный религиозный дух в пользу последнего, утверждая, что именно этот дух способен надежно защитить даже от алан.

Следует заметить, что когда аланы и вандалы опустошали Галлию, там в это время дислоцировались войска империи. Когда Константин III захватил власть в Британии и в 407 г. высадился в Галлии, он из Британии привел с собой большую часть воевавших войск. Он также располагал поддержкой франкских федератов, потерпевших однажды поражение от алан Респендиала, а также поддержкой аллеманов, населявших берега Рейна. Вполне возможно, что между Константином, с одной стороны, и вождями алан и вандалов, с другой, была договоренность, согласно которой обе стороны не мешали друг другу.

Один из военачальников Константина, Геронтий, имел даже личную аланскую охрану в Галлии. Уже один этот факт наводит на мысль о возможности контактов между Константином и аланами.

Но сколько алан служило в войсках Константина? Из варваров, присоединившихся к нему, Константин создал особенный полк так называемых «гордых» - гонориан. Полком командовал Геронтий, захвативший Испанию. В награду за верную службу Геронтий отблагодарил варваров необычным способом - разрешил им грабить равнины Палантии. Впоследствии он выделил для алан землю с тем, чтобы они могли контролировать все пути из Пиренеев. Однако, в 409 г. гонориане позволили аланам и вандалам вторгнуться в Испанию.

Можно предположить, что гонориане сами были аланами, и поэтому они позволили своим собратьям беспрепятственно войти в Испанию. Среди топонимических свидетельств в пиренейских проходах обнаруживается название Breche d’Allans. Это сохранившееся до наших дней топонимическое название показывает, что, по крайней мере, часть гонориан, поселенных для защиты проходов, была аланской.

Вторгшись в Испанию, аланы и вандалы продолжали грабежи и разбой, которыми они отметили свое пребывание еще в Галлии. Испано-римское население, как и дружественные им жители Галлии, не пытались, кажется, даже сопротивляться. Они просто заперлись в укрепленных городах в надежде, что аланы и вандалы уйдут сами. Однако конные аланы и вандалы не предпринимали попыток осадить крепости. Жители же, которым удалось бы, рискуя жизнью, выбраться из укреплений, нашли там опустошенные поля. В некоторых районах люди были доведены до голода и, по утверждению современников, не было ничего необычного в том, что матери ели своих детей.

После двух лет опустошений и грабежей аланы и вандалы заключили соглашение с испано-римлянами о разделе земель. Аланы поселились в Лузитании и Картахене, вандалы - среди свевов. Их поселения были образованы на основе госпиталитета, то есть аланы и другие захватчики стали гостями римских землевладельцев, получая таким образом значительную часть с доходов от их поместий. В обмен на это гости «защищали» своих хозяев. По-видимому, эти соглашения принесли Испании временный мир.

Аланы и вандалы, поселившиеся в Испании, рассчитывали, что Рим признает их в качестве федератов. Они обратились к императору Гонорию, прося мира и обещая дать заложников, а также предлагая воевать на стороне Рима в качестве союзников. Но Константин, командующий римскими войсками на западе, предпочел при помощи вестготов, перешедших на его сторону, разбить алан и вандалов в Испании и подчинить их себе. Вестготы напали на алан, проживавших в Лузитании, и зилингских вандалов в Баэтике. Согласно источникам, после длившейся три года войны вестготы сломили противника, почти уничтожив его. Король зилингских вандалов Фред-бал был захвачен в плен, а король алан в Лузитании Аддок был убит. Другой король вандалов в Каллакии, Гунтарих, был, видимо, признан союзником Рима. Вестготы не только не воевали с ним, но и выступили против алан в Картахене, где Гунтарих значительно подорвал силы Респендиала, Когда эти варварские группы были подавлены, Гунтарих в Испании взял верх над оставшимися вандалами и аланами. При этом он опирался на поддержку римского военачальника Константина, который отозвал вестготов из Испании и поселил их в южной Галлии.

Этот акт позволил предположить, что между Римом и Гунтарихом существовало некое соглашение.

Дальнейшую судьбу оставшихся алан - сторонников Ад-дока и Респендиала - нельзя отделить от истории вандалов во главе с Гунтарихом и его преемниками. После недолгого пребывания в Испании аланы и вандалы переправились через море и захватили Северную Африку. В течение более чем 100 лет их пребывание там было отмечено весьма важными событиями, свидетельствующими об их роли в Западном Средиземноморье, например, захватом и разграблением Рима аланами и вестготами, затем их поражением от Велизария. Хотя эти события не раз пересказывались в подробностях, однако роль алан в них всегда принижалась. Появилась даже тенденция утверждать, что аланы были полностью ассимилированы вандалами, численно их превосходившими. Современные источники, однако, показывают, что аланы оставались значительной и цельной силой в общей массе варва ров, среди которых были не только вандалы, но и другие племена.

Епископ Поссидий Кальмский, находившийся в Гиппо во время осады его аланами и вандалами, которая продолжалась более года, ясно различает алан и вандалов, добавляя, что среди них были также готы. Такая дифференциация алан и вандалов отмечается также поэтом Драконтием, творившим в конце V века в Северной Африке. Это был придворный поэт короля вандалов Гунтамунда, обидчивого и сентимен тального человека. Так, в поэме, бранившей варваров, Драконтий включает в их число алан, но опускает вандалов - явный расчет на потрафление глупости монарха, Прокопий утверждает, что и аланы и вандалы состояли в войсках Северо-Африканского королевства. И добавляет, что термин «вандал» часто употребляется для обозначения всех варваров немавританского происхождения в Северной Африке, Император Юстиниан, который в конце концов уничтожил королевство вандалов и алан, свидетельствует о существовании обоих народов.

Но наиболее убедительным свидетельством роли алан в королевстве является факт сохранения королем титула Rех Vandalorum et Alanorum, т. е. «Король Вандало-Аланский». После принятия Гунтарихом этого титула приблизительно в 419 г. все его преемники сохраняли его полоть до падения королевства под ударами Рима, Если бы аланы ассимилировались вандалами, то отпала бы всякая необходимость в подобной двойной титулатуре, которая служила постоянным напоминанием потомкам алан об их былой независимости.

Скорее наоборот, потому что двойная титулатура короля имела политическое значение, указывая на сохранение аланами определенной самостоятельности; и это было бы хорошим поводом для его сохранения.

Далее следует отметить, что в войсках королевства, где аланы играли важную роль, конные войска были преобладающим элементом; короли вандалов и алан относились к пехоте без особенного уважения. Это было, однако, свойственно не только аланам, но и всем степным кочевникам, хотя, с другой стороны, германцы, например, использовали и пешее войско.

Если вандалы, видимо, стали осваивать идею конного боя под влиянием своих аланских союзников, то аланы, в свою очередь, приняли от них арианство, удачно сочетая это со своей религией.

Таким образом, хотя аланы и вандалы стремились сохранить свои этнические традиции, что было замечаемо их современниками, тем не менее они оказывали влияние друг на друга по крайней мере в двух важнейших для них областях: религии м военном деле.

Королевство вандалов входит в число первых из всех существовавших германских королевств в V-VI веках в северной Африке. Сегодня это такие государства как Тунис, Алжир, Ливия, острова Сардиния и Корсика. Вождь вандалов Гейзерих создал его в 439 году в тот период, когда племя из Испании переселилось в северную Африку. Участие в самом переселении принимали как этнические вандалы, так другие этносы, типа аланов, которыми было покорено в десятилетней войне население римских провинций, считающееся романизированным, которые и стали править над частью туземных племён. Себя короли официально называли королями вандалов.
Далее наступил период, когда вандалами стали совершаться морские набеги в сторону Западной Римской и Византийской империи, а наиболее известная экспедиция осуществлялась в 455 году – это захват Рима на две недели. А 534 год стал периодом, во время наступления которого, было уничтожено королевство императором Византии Юстинианом I. И оставшиеся после этого вандалы растворились, находясь между туземным населением Северной Африки. Здесь вандалы прибрали к рукам постепенно значительную территорию, впоследствии создав независимое королевство, а его столицей сделали Карфаген. С энтузиазмом приход вандалов встретили многие римские подданные в Африке, в особенности те, кто был приверженцем христианских сект, что подвергались преследованию со стороны римского правительства. Вандалы начали преследовать христиан - тринитариев. Вандалам в Африке удавалось поддерживать порядок и закон. Кроме этого, ими были конфискованы множественные имения и подняты налоги. Полвека еще кораблям вандалов (германского племени, ставшего единственным племенем, создавшим собственный флот в то время) удавалось господствовать на территории западного Средиземноморья. Наиболее известное деяние вандалов, сделавшее нарицательным ("вандализм") представлено разграблением Рима в 455, когда две недели город подвергался систематическому разграблению, и уничтожению.

Вестготы вандалы. От чего происходит само название племени не установлено. Вероятнее всего, это индоевропейское слово weise (мудрый), но есть версии, что произошло оно от словосочетания «Готы восходящего солнца», или Восточные Готы. Впервые упоминается о разделении готов в период господства императора Клавдия II. Подобные племенные названия были сохранены до наступления V в., но впоследствии часть готских племён переселилась за Дунай - территорию, которая входила в состав Римской империи. Они стали соответственно называться обобщённо - готы.

Началом самостоятельной истории племени вестготов стало вторжение их в 256 г., во владения римской империи, когда они переправились, в числе готов, через нижний Дунай для того чтобы наводнить собственным присутствием Балканский полуостров. На протяжении пятнадцати лет им удавалось в своей власти держать Македонию». Но сентябрь 268 г. все изменил, когда императором Клавдием II было нанесено вестготам поражение во время битвы при Нише. Это местность, территория которой считается сейчас современной Сербией. Императором же Аврелианом они были изгнаны из Фракии и территории Иллирии. Римлянами в 270 г. покинута была провинция Дакию, и вестготам посчастливилось расселиться на оставленных территориях. 322 г. стал годом заключения договора между вестготами и Константином Великим, согласно которому племя получило статус федератов (союзников). Такая политика считалась обычной для Рима в отношении к варварским племенам. По договору за ежегодную плату вестготы обязались охранять имперские границы и предоставлять для отбывания службы в императорском войске своих людей. Вестготам пришлось направить под римские знамёна сорок тысяч воинов своего племени. Кроме этого, в армии Константина в отрядах служили вестготские вожди, нареченные Ариарихом и Аорихом.

Вандал Сэвидж. Это персонаж, придуманный в 1943 году. Альфред Бестер и Мартин Ноделл, впервые его показали в комиксе, который носит название Green Lantern vol.1 #10. Вандалу Сэвиджу 50 000 лет, это вождь племени кроманьонцев, самый обычный дикарь, но таковым он был пока не рухнул на Землю странный метеорит. После того как Сэвидж к нему приблизился, он получил излучение, благодаря которому вандал стал бессмертным и неуязвимым. Не важно, насколько сильно он был иногда ранен, все равно все повреждения быстро заживали. Сэвиджу пришлось пройти через эпохи и практически всегда он имел власть и являлся высокопоставленной фигурой. Он выступал в качестве вождя племени, лидера пиратов, центуриона руководившего легионами Рима, сенатора, лидера пиратского сообщества в Карибском Море, знатного человека на Диком Западе, офицера Третьего Рейха и величайшего мага.

Из невообразимых глубин истории дошло до нас название древнего народа – аланы. Первые упоминания о них встречаются в китайских хрониках, написанных две тысячи лет назад. Интересовались этим воинственным этносом, жившим на границах империи, и римляне. И если сегодня в атласе ныне живущих народов мира нет страницы «Аланы» с фото, то это не значит, что этот этнос исчез с лица земли бесследно.

Их гены и язык, традиции и мироощущение унаследовали прямые потомки – . Кроме них, потомками этого народа некоторые ученые считают и ингушей. Приоткроем же завесу над событиями давно минувших эпох, чтобы расставить все точки над «i».

Тысячелетняя история и география расселения

Византийцы и арабы, франки и армяне, грузины и русичи – с кем только не воевали, не торговали и не заключали союзы аланы за свою более чем тысячелетнюю историю! И почти все, кто сталкивался с ними, так или иначе фиксировали на пергаменте или папирусе эти встречи. Благодаря свидетельствам очевидцев и записям хронистов мы можем сегодня восстановить основные этапы истории этноса. Начнем с происхождения.

В IV-V ст. до н.э. по обширной территории от Южного Приуралья до кочевали племена сарматов. Восточное Предкавказье принадлежало сарматскому союзу аорсов, о которых античные авторы отзывались как об искусных и отважных воинах. Но даже среди аорсов было племя, которое выделялось особой воинственностью – аланы.

Историки считают, что, хотя родство между этим воинственным народом со скифами и сарматами очевидно, нельзя утверждать, что только они являются их предками: в их генезе в более поздний период – примерно с IV ст. н.э.– принимали участие и другие кочевые племена.

Как видно из этнонима, это был ираноязычный народ: слово «алан» восходит корнями к общему для древних ариев и иранцев слову «arya». Внешне они были типичными европеоидами, о чем свидетельствуют не только описания летописцев, но и данные ДНК-археологии.

Около трех веков – с I до III н.э. – они слыли грозой как соседей, так и отдаленных государств. Поражение, нанесенное им гуннами в 372 г., не подорвало их сил, а, наоборот, дало новый толчок к развитию этноса. Одни из них во времена Великого переселения народов ушли далеко на запад, где вместе с гуннами разгромили царство остготов, а позднее сражались с галлами и вестготами; другие – расселились на территории центрального .

Нравы и обычаи этих воинов тех времен были суровыми, а способ вести войну – варварским, по крайней мере, по мнению римлян. Главным оружием аланов было копье, которым они владели виртуозно, а быстрые боевые кони позволяли без потерь выйти из любой стычки.

Излюбленным маневром войск было ложное отступление. После якобы неудачной атаки конница отступала, заманивая врага в ловушку, после чего переходила в наступление. Не ожидавшие новой атаки враги терялись и проигрывали сражение.

Доспехи аланов были относительно легкими, сделанными из кожаных ремней и металлических пластин. По некоторым данным, такие же защищали не только воинов, но и их боевых лошадей.

Если посмотреть на территорию расселения на карте в эпоху раннего Средневековья, то в глаза бросятся, прежде всего, огромные расстояния – от до Северной Африки. В последней появилось их первое государственное образование – недолго просуществовавшее в V-VI вв. Королевство вандалов и аланов.

Однако та часть этноса, которая оказалась в окружении далеких по культуре и традициям племен, довольно быстро утратила свое национальное своеобразие и ассимилировалась. А вот те племена, которые остались на Кавказе, не только сохранили свою идентичность, но и создали мощное государство – .

Государство сформировалась в VI-VII вв. Примерно в то же время на ее землях начинает распространяться христианство. Первым весть о Христе, согласно византийским источникам, сюда принес Максим Исповедник (580-662), а первым христианским правителем страны византийские источники называют Григория.

Окончательное принятие аланами христианства имело место в начале X ст., хотя иностранные путешественники отмечали, что христианские традиции в этих землях нередко причудливо переплетались с языческими.

Современники оставили немало описаний аланов и их обычаев. Описывали как весьма привлекательных и сильных людей. Среди характерных черт культуры отмечают культ воинской доблести, сочетающийся с презрением к смерти, и богатую обрядность. В частности, немецкий путешественник И. Шильтбергер оставил развернутое описание свадебного обряда, придававшего большое значение целомудрию невесты и первой брачной ночи.

«У ясов есть обычай, по которому перед выдачей девицы замуж родители жениха условливаются с матерью невесты о том, что последняя должна быть чистая дева, чтобы в противном случае брак считался несостоявшимся. Итак, в назначенный для свадьбы день невесту приводят с песнями к постели и кладут её на неё. Затем приближается жених с молодыми людьми, держа в руках обнаженный меч, которым он ударяет по постели. Затем он вместе с товарищами садится перед постелью и пирует, поет и пляшет.

По окончании пира они раздевают жениха до рубахи и удаляются, оставляя новобрачных в комнате наедине, а за дверями появляется брат или кто-нибудь из ближайших родственников жениха, чтобы сторожить с обнаженным мечом. Если окажется, что невеста уже не была девицей, то жених извещает об этом свою мать, которая приближается к постели с несколькими подругами для осмотра простыни. Если на простыни они не встречают искомых ими знаков, то печалятся.

А когда утром являются родственники невесты для праздника, мать жениха уже держит в руке сосуд, полный вина, но с отверстием на дне, который она заткнула пальцем. Она подносит сосуд матери невесты и убирает палец, когда последняя захочет выпить и вино выливается. „Такой точно была твоя дочь!“ – говорит она. Для родителей невесты это большой срам и они должны взять свою дочь обратно, так как условливались выдать чистую деву, но дочь их таковой не оказалась.

Тогда священники и другие почетные лица заступаются и убеждают родителей жениха спросить своего сына – хочет ли он, чтобы она осталась его женой. Если он соглашается, то уже священники и другие лица приводят её к нему снова. В противном случае их разводят, и он возвращает жене приданое, подобно тому, как и она должна возвратить платья и другие подаренные ей вещи, после чего стороны могут вступить в новый брак»

Язык аланов, к сожалению, дошел до нас весьма фрагментарно, однако сохранившегося материала достаточно, чтобы отнести его к скифо-сарматским. Прямым носителем является современный осетинский.

Хотя в историю вошло не так много известных аланов, их вклад в историю несомненен. Если кратко, то они со своим боевым духом были первыми рыцарями. По мнению ученого Говарда Рейда, в основе легенд о знаменитом короле Артуре лежит то огромное впечатление, которое произвела на слабые государства раннего Средневековья военная культура этого народа.

Их поклонение обнаженному мечу, безукоризненное владение , презрение к смерти, культ благородства заложили фундамент позднейшего западноевропейского рыцарского кодекса. Американские ученые Литтлтон и Малкор идут дальше и полагают, что и образом священного Грааля европейцы обязаны нартскому эпосу с его волшебной чашей Уацамонгой.

Споры вокруг наследия

Родственная связь с осетинами и аланами не подвергается сомнению, однако в последние годы все чаще звучат голоса тех, кто полагает, что такая же связь есть и с , или шире – .

Можно по-разному относиться к аргументам, которые приводят авторы подобных исследований, но нельзя отрицать их пользы: ведь попытки разобраться в генеалогии позволяют по-новому прочесть малоизвестные или забытые страницы истории родного края. Возможно, дальнейшие археологические и генетические исследования позволят дать однозначный ответ на вопрос, чьими же предками являются аланы.

Этот очерк хотелось бы закончить несколько неожиданно. Знаете ли вы, что сегодня в мире живет около 200 тыс. алан (точнее, их частично ассимилированных потомков)? Современности они известны как ясы, живут в Венгрии с XIII в. и помнят о своих корнях. Хотя язык ими давно утрачен, они поддерживают контакты со своими кавказскими родственниками, вновь обретенными ими более чем через семь столетий. А значит, в этого народа рано ставить точку.

Предыстория

Однако современники вторжения Проспер Аквитанский и Идаций в своих хрониках не сообщают версии о приглашении вандалов Бонифацием, хотя Проспер заметил, что стороны конфликта призвали на помощь «племена, не умевшие пользоваться кораблями ». Историки предполагают в них готов-федератов на стороне Рима и вандалов-наёмников в войске Бонифация.

Захват Нумидии

По свидетельству очевидца вторжения Поссидия (Житие Св. Августина) пришельцы представляли собой этнический конгломерат из вандалов, аланов, готов и прочих варварских племён.

Когда вандалы прибыли в Африку, Бонифаций , наладив мирные отношения с Римом, хотел отправить тех обратно, в результате чего завязалась война. Бонифаций успешно выдержал 14-месячную осаду (430-431 гг.) в городе Гиппон в Нумидии , но в июле оставил его вандалам, эвакуировав жителей.

Из Рима и Константинополя на помощь Бонифацию в конце того же года прибыло большое войско под предводительством византийского полководца Аспара. В сражении в 432 году победили вандалы. Бонифаций был отозван в Рим, где получил звание главнокомандующего войсками (magister militum). Западная империя тем не менее сумела удержать Карфаген и большую часть африканских провинций.

Успехи варваров в завоевании земель объясняются поддержкой низших слоёв населения римских провинций. Сальвиан Марсельский, посетивший в эти годы Африку, замечает: «Тяжелее всего то, что они [бедняки] просят под влиянием слишком больших тягот даже прихода врагов и молят бога, чтобы им было дано сообща переносить от варваров то разорение, которое раньше они поодиночке переносили от римлян. » Среди африканских христиан из беднейших классов была популярна идея, что варварское вторжение явится божественным орудием в борьбе с богачами и властью Римской империи. На социальные противоречия наложился религиозный конфликт между ортодоксальной католической церковью, поддерживающей имперскую власть, и донатистским течением христианства, популярным среди бедняков на севере Африки. В декрете императора Валентиниана III от 445 года содержится указание на то, что беглые рабы и колоны сражались в войске вандалов.

Свидетель вторжения Поссидий в Житие Св. Августина образно описал картину бедствий и разрушений, постигших североафриканские провинции. По его словам из многочисленных церквей уцелели только 2, в Карфагене и Цирте, остальные были сожжены вместе с городами.

Королевство вандалов и аланов охватывало территории современных Туниса , восточного Алжира и западной Ливии . В число союзников вандалов в Африке вошли местные берберские племена мавров , а относительно немногочисленные этнические вандалы сформировали правящий господствующий слой в новом варварском государстве.

Королевство при Гейзерихе. 439-477 гг

Укрепление королевства. 439-454 гг.

Вандалы выделились среди других германских наций тем, что стали морским народом. Средиземное море в древнегерманских языках называлось «морем вандалов » (Wendelsе, Wentilseo).

Другим отличием от ранних германских государств стало укрепление абсолютной королевской власти. Заботясь о своей династии, Гейзерих приказал утопить жену брата Гундериха , бывшего королём до него, и истребил всех его детей. Гейзерих перестал созывать всенародные собрания, он издал закон, по которому народ лишился права выбирать королей. Власть закреплялась за потомками Гейзериха по мужской линии. Формировалась правящая прослойка, члены которой вознаграждались за службу королю без учёта старых родовых связей или знатности рода. Недовольство вандальской знати привело к заговору в 442 году , участники которого после пыток были распяты. По словам Проспера Аквитанского «погибло больше людей, чем если бы вандалы потерпели поражение на войне. »

Проводилась следующая экономическая политика: лучшие земли Гейзерих конфисковал и раздал вандалам, сохранив свободу их прежним владельцам. Менее плодородные участки остались за прежними хозяевами, однако их, в отличие от вандалов, обложили высоким налогом.

Во времена Великой Французской революции возник термин «вандализм », появление которого связывают именно с разграблением Рима в 455 году , хотя синхронные свидетельства не подтвержают каких-то особых разрушений города или бедствий жителей по сравнению с другими разорениями Рима варварами в V веке .

Войны с империей. 460-468 г.

От набегов вандалов страдало побережье обеих империй; варвары грабили Италию, Сицилию, Иллирию, Грецию, острова в Эгейском море.

Василиск бежал на Сицилию, где соединился с Марцеллианом, а после убийства последнего одним из его соратников вернулся в Константинополь. Ираклий также отошёл из Ливии.

Мир с империей. 475 г.

В 470-е годы полоса войн и набегов вандалов в Средиземноморье закончилась.В 474 году византийским императором стал Зенон , вступивший в переговоры с Гейзерихом . Послу Зенона патрицию Северу удалось добиться освобождения пленников, захваченных при набеге на греческий Никополь в Эпире. Король освободил пленных, принадлежавших вандальской королевской семье, остальных Север выкупал за собственные средства. В обмен на признание королевства вандалов и аланов в существующих границах Гейзерих заключил в 475 году мир с империей, который поддерживался 60 лет вплоть до интервенции Византии при Юстиниане Великом , положившей конец германскому королевству на севере Африки.

Королевство при преемниках Гейзериха. 477-533 гг

По закону Гейзериха престол наследовал потомок Гейзериха по мужской линии, который окажется самым старшим по возрасту из всех его родственников. В править стал его сын Гунерих . При нём от вандалов отпали ряд берберских племён в горных районах на юге. Гунерих жестоко преследовал не только католиков, но также арианское духовенство и даже своих родственников (семьи братьев Гензона и Теодориха), желая вопреки завещанию Гейзериха передать трон сыну.

Затем власть унаследовал его племянник Гунтамунд (484-496 гг.), сын Гензона, сына Гейзериха. В его правление продолжались внутренние войны с маврами .

После его кончины от болезни власть перешла к его брату Тразамунду (496-523 гг.), при котором мавры в Ливии нанесли тяжёлое поражение вандалам. С другой стороны Тразамунд укрепил внешнеполитическое положение королевства династическим браком на Амалафриде, сестре выдающегося готского короля Теодориха . Его 27-летнее правление характеризуется мягкой политикой к католикам, в прошлое ушли пытки и казни противников государственной религии арианства . В Карфаген перебралось немало римских поэтов, воспевающих короля вандалов, что свидетельствует о начале культурной романизации варваров.

Война с Византией. 533-534 гг

Войну Византии против вандалов и конец вандальского королевства описал непосредственный участник этих событий Прокопий , секретарь командующего византийской армией

Вслед за вестготами создало свое королевство на римской территории германское племя вандалов; в III в. н. э. оно переместилось из внутренних областей Германии на Дунай, в Дакию, в начале IV в. - в Паннонию, а затем под давлением гуннов передвинулось на запад. Вместе с другими варварскими племенами вандалы в начале V в. прорвали римскую оборону на Рейне, вторглись в Галлию и подвергли ее страшным опустошениям. Из Галлии вандалы вместе с аланами и свевами перешли в Испанию, где через некоторое время столкнулись с вестготами.

В 429 г. вандалы вместе с аланами переправились через пролив (современный Гибралтар) в Северную Африку. Их возглавлял король Гейзерих, сумевший использовать мятеж римского наместника в Северной Африке, восстания против Рима местных племен (берберов) и не сломленное до конца народное движение агонистиков. Он завоевал большую часть Северной Африки, где возникло самостоятельное Вандальское королевство со столицей в Карфагене. Вандалы, которые были арианами, захватили земли и имущество римской знати и католической церкви в той части Северной Африки, где поселились (современные Тунис и Ливия). Завладев затем Ба-леарскими островами, Корсикой, Сардинией, Сицилией, Гейзерих в 455 г., напав с моря на Италию, захватил Рим. Вандалы подвергли город страшному разгрому и опустошению, уничтожили много памятников культуры и произведений искусства. Отсюда происходит возникший позднее термин «вандализм», которым обычно обозначается дикое уничтожение культурных ценностей.

Вандальское королевство просуществовало до 534 г., когда войска императора Юстиниана разгромили вандалов и присоединили Северную Африку к Византии.

Образование Бургундского королевства

В Юго-Восточной Галлии в V в. образовалось Бургундское королевство. Вместе с вандалами, аланами и свевами бургунды в начале V в. перешли через Рейн и основали на среднем Рейне свое королевство с центром в Борисе. В 437 г. Бургундское королевство было разгромлено гуннами, и остатки бургундов были поселены Римом в качестве федератов в Сабаудии (современная Савойя), к югу и юго-западу от Женевского озера. Позднее бургунды распространились на долину верхней и средней Роны и Соны с их притоками, и в 457 г. оформилось новое Бургундское королевство со столицей в Лионе.

Бургунды осуществили раздел земель с местным населением. Очевидно, дележу подверглись земли не только знати, но и других землевладельцев. Бургунды получили половину лесов, лугов, и пастбищ, одну треть рабов и сначала половину, а позднее две трети пахотных земель галло-римлян. Селились бургунды кровнородственными группами (большими семьями), которые именовались фарами (а их члены - фараманнами). Бургунды, как и вестготы, не встретили сопротивления со стороны населения Галлии, стремившегося избавиться от римского господства, от непосильных налогов. По словам галло-римского клирика V в. Сальвиана, римский плебс «единодушно заявляет о том, чтобы ему было позволено жить с варварами...». Некоторые представители местной знати стали служить варварским королям. В 534 г. Бургундское королевство было завоевано франками.