Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Умения и навыки коактивного коучинга. Коучинг - что это такое

Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга Старр Джули

Глава 3 Основные навыки коучинга

Основные навыки коучинга

«Чем чаще молчишь, тем больше услышишь».

Рам Дасс

Базовым навыкам коучинга можно обучиться, их можно развить; они отличают «хорошего» коуча от «не очень хорошего». Мы все так или иначе обладаем некоторыми способностями, которые требуются в коучинге, например, в той или иной степени умеем устанавливать взаимопонимание. Но для коучинга необходимы и другие, не столь естественные, навыки, например эффективное задавание вопросов, которые могут потребовать специального обучения и практики. Тому, кто решил стать профессионалом в коучинге, я бы рекомендовала серьезно отнестись к обучению этой профессии. Коучи-недоучки могут нанести серьезный вред, создавая опыт, контрпродуктивный как для клиента, так и для самого коуча. Но приобретение навыков – это только начало. Это не похоже на езду на велосипеде – научились и поехали. Коучи, забудьте об этом! Скорее, эти навыки можно уподобить мускулам: для поддержания формы их нужно регулярно нагружать. В этой главе мы расскажем об основных навыках коучинга (рис. 2).

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

ГЛАВА 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Из книги Вы и ваш ребенок автора Коллектив авторов

Основные приобретенные навыки Первые шаги, первые слова, первый раз садимся на горшок… Этот период в возрасте между годом и тремя для малыша по-настоящему превращается в эпоху «великих открытий». Мобилизуя все свои возможности как тела так и разума, он невероятными

Из книги Полный медицинский справочник фельдшера автора Вяткина П.

Глава 2 Основные практические навыки при неотложных состояниях внутренних заболеваний Электрокардиография (ЭКГ)Методика регистрации и ориентировочной оценки ЭКГЭлектрокардиограмма – это запись электрических колебаний (изменения разности потенциалов), возникающих в

Из книги Справочник настоящего мужчины автора Кашкаров Андрей Петрович

Глава 3 Основные практические навыки при неотложной акушерско-гинекологической помощи Акушерское пособие на догоспитальном этапеРоды являются частым поводом к вызову скорой помощи. Все беременные со сроком более 28 недель и признаками начавшейся родовой деятельности

Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем Кейт

Глава 4 Основные практические навыки при неотложных хирургических и травматологических состояниях РаныВиды и клиническая картина Раной называется повреждение тканей, сопровождающееся нарушением целости покровов кожи или слизистых оболочек.По виду ранящего орудия

Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

Глава 5 Основные практические навыки при реанимации и интенсивной терапии Острая сердечная недостаточностьКлиническая характеристика острой сердечной недостаточностиОстрая сердечная недостаточность – одно из наиболее тяжелых нарушений кровообращения. Она может

Из книги автора

Глава 6 Основные практические навыки при неотложных неврологических и психических состояниях Острые сосудистые заболевания головного мозгаКлиническая характеристика сосудистьх заболеваний головного мозгаСосудистые заболевания головного мозга – наиболее частые

Из книги автора

Глава 7 Основные практические навыки при неотложных состояниях в педиатрии Острая дыхательная недостаточностьКлиническая характеристика при острой дыхательной недостаточностиВажнейшим признаком поражения дыхательной системы у детей является дыхательная

Из книги автора

Глава 8 Основные практические навыки при неотложных состояниях в урологии и оториноларингологии Характеристика неотложных состояний в урологии, ведущих симптомов и синдромовПиелонефритКлиническая картина острого пиелонефрита Острый пиелонефрит – заболевание почек,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2 Принципы коучинга «Ваша философия жизни влияет на вашу личность больше, чем что-либо другое». Энтони

Из книги автора

Путь коучинга: основные принципы Уподобим беседу дороге: представьте, что указанные на рис. 10 этапы – это места, где можно остановиться. Можно вернуться к каким-то действиям, можно их сочетать. Например, вы можете установить раппорт в самом начале сессии, и тогда он будет

Из книги автора

Структура коучинга Общая структура коучинга, представленная на рис. 21, может быть использована как для первоначального представления, так и для последующей проверки. Все перечисленные действия имеют место в любом цикле коучинга. Например, состоит ли задание из двух или

Из книги автора

Будущее коучинга Персональный коучинг как сфера человеческой деятельности за последние 25 лет значительно развился и продолжает расти. Слово «коуч» уже не ассоциируется исключительно с миром спорта. Есть коучи в бизнесе, лайф-коучи, коучи для президентов и политиков –

Из книги автора

Арсенал коуча – практические методы и задачи коучинга Этот раздел поможет усовершенствовать ваши коучинговые навыки, а также сформулировать задачу. Первая часть – «Совершенствуем свои навыки» – позволит переосмыслить основные принципы вашего поведения и методы

Коучинг навыков профессионального развития

Вы прочли много книг по профессиональному развитию, но понимаете, что есть дистанция, отделяющая книжные рекомендации от Вашей реальной ситуации?

    Вы прослушали массу тренингов о профессиональном росте, но все они рассказывали о чём-то общем и ни о чем конкретном; к тому же, из-за большого числа участников, тренер не смог ответить на все Ваши вопросы?

      Вы умеете ставить цели и самостоятельно двигаться к их достижению, но иногда нуждаетесь в поддержке, совете или консультации?
            Вы согласны с тем, что индивидуальный подход и работа лично с Вами ускорят Ваш профессиональный и карьерный рост?

Если Вы ответили утвердительно хотя бы на два вопроса, то весьма вероятно, что

Коучинг – это тот метод, который необходим Вам!

Не секрет, что одни и те же вещи можно делать по-разному и одни и те же задачи можно решать совершенно различными способами. И очень часто кажется, что вот уж в этом-то деле точно нет ничего сложного и уж у меня оно точно получится не хуже, чем у коллеги. Однако, почему-то так не происходит, хотя вроде бы делаете Вы всё примерно также. В чём же причина? Ответ очевиден – Вам не хватает конкретных навыков!
Я предлагаю Вам коучинг навыков, которые необходимы для Вашего профессионального и карьерного роста, в какой бы сфере деятельности Вы не работали. Вот эти навыки:

Правильное представление результатов Вашей работы и связь их со стратегическими задачами рабочей группы, отдела, компании;

Правильная постановка рабочих (да и личных тоже) целей и задач;

Искусство деловой переписки для достижения результата;

Методы максимально эффективного проведения рабочих совещаний;

Методы эффективного слушанья.

Что такое коучинг?
Коучинг (coaching) – это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности как в личной сфере, так и в профессиональной деятельности, направленный на быстрое достижение результата. Коучинг представляет собой набор техник, заимствованных из различных профессий и дополненный целым рядом специфических приёмов. Коучинг наиболее эффективен когда коуч работает с клиентом один на один.
Коучинг применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего, при этом совершенно необязательно, что коуч и обучаемый принадлежат к одной и той же сфере деятельности. Основная процедура коучинга – диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное. Основная задача коучинга – не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания.
Коучинг по навыку – это метод работы, в процессе которого мы с Вами будем прокачивать у Вас какой-то один конкретный навык из списка, в результате чего Вы овладеете этим навыком в совершенстве и сможете применять его в Ваших реальных ситуациях в работе и в повседневной жизни.

Преимущества коучинга

Основное преимущество состоит в том, что коучинг – это индивидуальная работа коуча с клиентом, направленная на решение его конкретной ситуации. В сравнении с тренингом коучинг предлагает не общую модель, которую нужно адаптировать к каждой индивидуальной ситуации, а поиск решения конкретной проблемы клиента.

Почему стоит пойти в коучинг?

Бывает так, что трудности, возникшие на работе из-за недостатка навыков, и обсудить-то не с кем. Либо коллектив недружелюбный, либо коллеги сами находятся на том же уровне, что и Вы. В России принято обсуждать свои трудности и просить советы у родных, или близких друзей, или даже просто плакаться кому-то в жилетку. Недостаток такого подхода в том, что близкие люди Вам, конечно, посочувствуют, но в решении проблемы либо совсем не помогут, потому что «не в теме», либо, регулярно общаясь с Вами, смотрят на Ваши проблемы с Вашей же точки зрения, и не посоветуют Вам ничего нового.
Но тогда почему же не обратиться к коучу? Коуч, обычно не принадлежащий к Вашей сфере деятельности (а уж к Вашей компании и подавно), посмотрит на Ваши проблемы совершенно с другой стороны, следовательно, подскажет Вам выход из кажущего Вам замкнутым круга. А деньги, заплаченные коучу, послужат для Вас дополнительной мотивацией к изменению своей жизни. Кстати, помните, что инвестиции в собственное развитие всегда окупаются многократно.


Программа коучинга по навыку

Вот как выглядит типовая программа коучинга по одному конкретному навыку. Предвосхищая Ваши вопросы скажу, что отклонения как по тематике, так и по продолжительности программы возможны, но они обсуждаются со мной индивидуально. Для начала, пожалуйста, .
Стандартный коучинг включает в себя 4 часа моей персональной работы с Вами (я не буду считать совсем уж каждую минуту, поэтому, в случае необходимости, готов потратить на Вас суммарно дополнительный час времени), которые распределяются следующим образом:

1 сессия:

Слушаю Ваш рассказ о Вашей проблеме - 30 мин
- Задаю Вам вопросы - 30 мин

2 сессия (проводится через 2-3 дня после первой):

Обсуждаем возможные пути решения Вашей проблемы - 45 мин
- Составляем план действий - 7-10 мин
- Обсуждаем выполнение плана - 5-7 мин

3 сессия (проводится через 1-2 недели после второй сессии):

Втечении этих 1-2 недель Вы пишите мне по e-mail о том, как идёт выполнение плана, я провожу анализ обратной связи от Вас и отвечаю на письма, либо в скайп - 30 мин
- Созвон, обсуждение выполнения плана, его докручивание - 30-45 мин

4 сессия (заключительная; проводится через 1-2 недели после третьей сессии):

Втечении 1-2 недель ответы на вопросы, обратная связь - 15-20 мин
- Созвон, обсуждение полученного результата, намечаем дальнейшее направление развития – 40-60 мин


Для кого предназначен коучинг навыков профессионального роста?
- В первую очередь тем, кто хочет развиваться, совершенствоваться и изменять свою жизнь!
- Молодым и опытным специалистам, которые хотят овладеть важными для их дальнейшего развития навыками.
- Руководителям, стремящимся управлять подчинёнными эффективно.
- Всем тем, кто хочет наладить эффективное взаимодействие с коллегами и партнёрами по офису, а также за его пределами.

Кому не стоит записываться в коучинг?
- Тем, кто уже изучил все навыки и достиг карьерных высот – наслаждайтесь достигнутым, Ваше время пришло.
- Тем, кто не хочет или не готов ничего менять в своей жизни – увы, но если нет желания идти вперёд, вряд ли Вас кто-то понесёт.
- Искателям волшебных рецептов – их, к сожалению, нет. Думаю, что не только у меня.

Хочу вписаться в коучинг! Сколько это стоит?

Цена просто смешная! На сегодняшний день это всего 2000 (да-да, всего лишь две тысячи) российских рублей за всю коучинг-сессию.
Для тех, кто считает, что цена слишком дорогая. Задумайтесь – две тысячи рублей, это всего лишь:
- стоимость одной заправки Вашего автомобиля (максимум двух, если у Вас машина с очень маленьким двигателем);
- стоимость ужина в ресторане на одного (если ужин очень скромный, максимум на двоих).
При этом полученные знания помогут Вам заработать гораздо больше в самом ближайшем будущем. Не забывайте, что инвестиции в себя всегда с лихвой окупаются.
Для тех, кто считает, что цена слишком дешёвая. Я с Вами абсолютно согласен – эти знания стоят гораздо дороже! Но, раз Вы это понимаете, то именно сейчас у Вас есть шанс, наконец, решиться и записаться в коучинг. Воспользуйтесь им без промедления, иначе Вам, как минимум, придётся ждать своей очереди. А, возможно, и платить потом реальную цену за предлагаемые знания.

Уф… вроде всё рассказал. Остались вопросы? Задайте их мне, написав на mail@сайт

А если вопросов нет – то самое время действовать! Всё, что Вам нужно сделать – заполнить простую форму заявки на коучинг и отправить её мне. Всё просто, не правда ли? До встречи на коучинге!!!

Пять принципов Милтона Эриксона, на которых держится коучинг -уникальны, суперпозитивны и мегамотивационны. Если вы вдумаетесь в эти принципы и поймете, что:

  • с каждым человеком все ОК,
  • у него есть все ресурсы, необходимые для достижения результата,
  • в основе каждого поведения лежит позитивное намерение,
  • человек делает лучший выбор из доступных на данный момент,
  • изменения неизбежны,

то поймете, что вы - абсолютно совершенная личность. Вам все подвластно, вы можете справиться с любой проблемой и достичь любой цели.

Когда коуч видит, что клиент получает результат от процесса коучинга, наблюдает, как меняется человек, его мироощущение, у него появляется сила воли, как из самых глубоких уголков человеческого сознания поднимается невероятная энергия, потенциал и желание достичь цели, он получает совершенно невообразимое удовлетворение.

Назовем его Андреем из Новосибирска. Ему 40 лет. Он - предприниматель, пришедший на коуч-сессию из простого любопытства. Мужчина был скептически настроен в отношении того, что коучинг поможет ему в решении проблем.

ндрей был абсолютно уверен, что все его трудности просы связаны с отрицательными чертами его характера. По его словам, изменить было ничего невозможно, так как эти черты он «унаследовал генетически», а большинство проблем являются последствием «сглаза врагов».

Запросов у Андрея было много. Казалось, что в голове у него полный сумбур, и он не знает, как точно выразить свою мысль.

Предложенная техника «колеса» помогла Андрею систематизировать свои запросы и сконцентрироваться на самом важном. Он выделил главные области в своей жизни, разложил их по секторам и определил взаимозависимости выделенных областей.

«Колесо» помогло Андрею структурировать свои запросы, связать их с выделенными областями и определиться с самым главным запросом, влияющим на все остальные области.

Было такое впечатление, что эта техника, как большая волна подхватила его, вынесла на землю,дала возможность встать на ноги и почувствовать реальность.

Когда я повторила за Андреем его запрос, он удивился, как складно он прозвучал и насколько соответствовал его реальным переживаниям.

С этого упражнения и начался путь Андрея к «вере в коучинг». Следующим большим открытием для Андрея стали 5 принципов коучинга.

Он попросил меня с помощью «волшебных» техник доказать ему справедливость двух принципов: «С любым человеком все ОК» и «У каждого человека есть все ресурсы для достижения результата».

И тогда я предложила ему применить технику «ценностного образа себя». Я попросила Андрея определить те качества, которые он хочет иметь, и которые сделали бы его счастливым.

Пройдя через визуализацию «ценностного образа себя» и закрепив его в своем сознании, Андрей ощутил его действенность, а также уверенность в своих силах и готовность к изменениям.

Домашнее задание, которое он выполнял на протяжении 21 дня, закрепилоположительные результаты.

Через месяц после этой коуч-сессии Андрей сообщил о том, что многое из того, что он не мог сделать в течение нескольких лет, стало получаться «само собой».

У него появилась уверенность в своих силах, энергия, вера в свои возможности. Андрей изменил свой имидж, поменял стиль одежды, работает над стилем общения с людьми.

И каждый день продолжает тренировать «ценностный образ себя».

С каждой сессией менялось поведение Андрея, его отношение к коучингу, уровень вовлеченности в процесс изменений и крепла вера в результат.

Так бесплатный посетитель стал «клиентом», готовым продолжать долгосрочный контракт на коммерческой основе.

Кроме того, коучинг изменил самого Андрея, обеспечив радикальные изменения как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Коучинг дисциплинирует, развивает, раскрывает творческий потенциал, веру в свои силы. И это происходит не только с клиентом, но и с коучем.

Успехи клиентов являются лучшим мотиватором для коуча в его собственной трансформации.

Коучинг - это удивительная дорога к саморазвитию, успеху и новым открытиям в себе как для клиента, так и для самого коуча.

Навыки, которые усиливает коуч в процессе коучинга - эффективные коммуникации, логически выстроенные вопросы, анализ, быстрота реакции, расширение границ собственного познания - приносят колоссальное удовлетворение и помогают в выстраивании собственных взаимоотношений.

Диалог

Как приспособить любопытство для коучинга

На определенном уровне любопытство является общим инструментом для всех профессий, ориентированных на помощь человеку. В коучинге любопытство особенно важно, поскольку дает доступ к источникам информации в обход «головы». Задавая вопросы для сбора информации, мы получаем причины, логические обоснования, объяснения, анализ. Спрашивая из любопытства, мы проникаем на другой уровень, более глубокий, даже более аутентичный, получая информацию о чувствах и мотивациях. Информация, которая раскрывается любопытством, менее обработана цензурой, менее «художественно» изложена, более путаная. И гораздо более реальна.

Коуч демонстрирует свое любопытство на самой первой встрече. Практически ничто так не ободряет возможного клиента, как искренняя заинтересованность коуча в нем лично, которая позволяет ему почувствовать себя особенным, свою жизнь - интересной для исследования, а свои проблемы - заслуживающими того, чтобы над ними работать.

Любопытство в достаточной степени присутствует и на последующих сессиях, поскольку коуч интересуется всем, что составляет жизнь клиента: почему он хочет заниматься коучингом, какие области его жизни захватывающи, а каким недостает увлекательности, что он ценит, к чему привязан, от чего безнадежно мечтает избавиться и так далее. Любопытство, конечно, всегда представлено и в телефонных сессиях. Оно позволяет находить новые ответы и новые области для исследования. Зная, что дли тельные изменения могут быть вызваны обыкновенным любопытством, коуч должен уделять ему особое внимание.

Любопытство можно сравнить с веревкой, которую коуч поднял с земли и следует за ней, чтобы узнать, куда она ведет. Коучу необязательно знать, куда же она ведет на самом деле, поскольку клиент - равноправный участник этого поиска, и именно ему принадлежит окончательное знание. Это одна из основных предпосылок Коактивного коучинга: клиент сам знает ответ. Коуч не обязан знать ответ. Коуч должен быть любопытным.

Коуч: Я знаю, что Вы намеревались упражняться, чтобы сбросить вес, о чем только что снова говорили. Однако неделя проходит за неделей, а вы ничего не предпринимаете. Что происходит?

Клиент: Я действительно устал выглядеть неухоженным и все время чувствовать утомление. Я думаю, что решительно настроился поддерживать форму. Только... обычно я действительно ничего не предпринимаю.

Коуч: Что же Вас останавливает?

Клиент: Если честно, дело во времени - именно этого мне постоянно не хватает.

Коуч: А что для Вас значит неспособность упражняться?

Клиент: Мой «гремлин» утверждает, что я не смогу долго продержаться. Это очень старая история: начинаешь что-то делать и бросаешь до того, как появятся первые признаки успеха.



Коуч: Когда вы делаете упражнения, что это значит для вас?

Клиент: Это значит, что я забочусь о себе. Я знаю: если не начну сбрасывать вес и не стану здоровее, то действительно подвергну себя опасности. Кроме того, это означает, что я забочусь о своей семье. Они хотят, чтобы я был здоров, и мы бы оставались вместе многие годы.

Коуч: Какие слова Вы говорите себе, когда приходит время заниматься?

Клиент: Чаще всего я говорю: «Неохота», словно шестилетний ребенок, которому нужно идти в ванную.

Коуч: Чего же Вы хотите?

Клиент: Я хочу дисциплинированно выполнять определенную программу.

Коуч: Что же подействует в вашем случае?

Клиент: Что действительно подействует, по крайней мере, так было раньше, - так это поддержка приятеля, посещающего со мной эти тренировки, то есть кого-то, с кем бы я вместе занимался.

Коуч: Как Вы можете этого добиться?

Клиент: Держу пари, что кто-нибудь из моих сослуживцев заинтересуется занятиями, которые мы могли бы посещать в обеденный перерыв. Повешу-ка я объявление на доске сообщений.

Навыки, о которых пойдет здесь речь, являются идеальными в контексте любознательности, поскольку являются примерами постановки провокационных, открытых вопросов, вводящих клиентов в царство открытий.

Эти умения усиливают то, что находится в самом центре любопытства, - не сбор большего объема информации, а приглашение клиентов к поиску ответов не только с помощью ума, но и своего сердца, души, интуиции; к поиску в знакомых местах, увиденных по-новому, а также там, где им до этого и в голову не приходило смотреть.

Один из самых простых и доступных способов увидеть и понять способы активного приложения умений коучинга - это рассмотреть их в свете пяти контекстов коучинга:

    слушание;

    интуиция;

    любознательность;

    деятельность /обучение;

    управление собой.

В последующих пяти главах подробно излагается каждый из контекстов, а также даются определения специальных умений и навыков коучинга. Каждая глава сопровождается примерами диалогов, демонстрирующих эти умения и навыки на практике, а также упражнениями, которые можно использовать для их развития.

Глава первая. Слушание

Быть услышаннным - поразительный опыт, отчасти потому, что это случается так редко. Когда другой человек все время с вами, изучает вас, интересуется каждым вашим словом, искренне сопереживает, вы чувствуете, что вас знают и понимают. Обычно люди добиваются большего, зная, что их слушают, им легче сохранять присутствие духа, чувствуя себя в безопасности и ощущая спокойствие, благодаря чему они начинают доверять слушающему. Именно поэтому слушание как важнейший элемент коучинга и является его первым контекстом, который мы обсудим.

Умение слушать - талант, которым в той или иной мере наделены мы все, но более других он необходим коучу. Однако этот навык можно тренировать и развивать. Мастера коучинга благодаря этому дару достигают высочайшего профессионализма. Они действительно пользуются им с некой неосознанной грацией, подобной грации музыканта или спортсмена.

Большинство не способно слушать на самом глубинном уровне. Их ежедневные дела и заботы не требуют большего, чем самый низкий уровень, точно так же, как основная масса людей никогда не поднимается выше среднего уровня физического развития. Нам не нужны накачанные мускулы, если мы не атлеты мирового класса. В обычной жизни мы прислушиваемся в основном к словам. Главное внимание уделяется тому, что сказано. Мы думаем в основном об аргументах, которые пришли в голову уже после критического момента, о точном значении слов, которые были использованы: «Это не то, что вы сказали...», «Именно это я имела в виду...». Или слышим слова и затем, вне связи с темой разговора, начинаем внутренний монолог о том, о чем собираемся сказать, отыскивая в памяти подобную или даже более драматичную историю: «Вы думаете, что это тяжело, так позвольте рассказать вам о том времени, когда я...». Мы оказываемся в ловушке своих собственных чувств, принимаем все на свой счет, слушая лишь на поверхностном уровне, но оцениваем и судим то, что слышим.

Многие считают, что их друзья - очень хорошие слушатели, потому что они охотно воздерживаются от суждений в наш адрес, а иногда даже молча слушают. И все же чаще всего мы нуждаемся в том, чтобы нас именно услышали, а наши родственники, друзья и коллеги по работе с самыми лучшими намерениями пытаются решить наши проблемы или пощадить наши чувства. Искусный коучинг требует профессионального умения слушать, гармоничного и сведущего, с возможностью максимизировать взаимодействие. Именно взаимодействие, поскольку умение слушать - это не просто пассивное выслушивание чужого монолога. Это активная деятельность.

Внимание и воздействие

В коучинге есть два аспекта слушания. Первый аспект - внимание или осознание. Это, конечно, получение информации с помощью того, что мы слышим ушами, но также и слушание с участием всех органов чувств и интуиции. Мы слушаем, смотрим и переживаем звуки, слова, образы, чувства, эмоции. Внимание сосредоточено на получении информации - словах, впечатлениях, энергетических изменениях. Мы все являемся многосторонними приемниками с большим количеством разнотипных рецепторов, каждый из которых фиксирует свою информацию: мы слышим дыхание в телефонной трубке, отмечаем манеру речи, модуляции голоса. В словах мы ощущаем давление: голос может быть мягким или жестким, осторожным или взбешенным. Слушая человека, мы одновременно улавливаем

все, что происходит вокруг него. Мы фиксируем язык его тела. Разговаривая с человеком по телефону, мы ощущаем его эмоции, представляя себе его сжатые губы или склоненную в печали голову, - все это информация, требующая нашего пристального внимания.

Второй аспект - это воздействие умения слушать на окружающих (то, что мы делаем, слушая), особенно воздействие коуча, слушающего своего клиента. Опытный коуч должен быть уверен не только в том, что он умеет слушать, но и в воздействии своего умения на клиента. Большую часть времени эта уверенность незаметна, поскольку внимание коуча сосредоточено на собеседнике. Представьте себе, что вы на соревнованиях по фехтованию, где все ваше внимание отдано противнику: вы постоянно делаете выбор и отвечаете на удары, парируете их, наносите и снова парируете. Ваше внимание сосредоточено не на выборе, который вы делаете, - это может отрицательно повлиять на вашу собранность, приведя к ужасному результату. После окончания поединка вы можете оценить свои действия и проанализировать сделанный выбор. Слушая подобным образом, вы не думаете об этом или о том, что собираетесь сделать. Ваше умение слушать - сверхсознательное и подсознательное одновременно.

Чтобы понять работу внимания и воздействия, представьте себе, что вы находитесь в комнате, где очень много народу. И вдруг вы почувствовали запах дыма - возможно, начался пожар. Ваше внимание обращено на этот дым, вы его заметили, это - первый аспект осознания. Потом вы решаете, что делать с этой информацией. Можно закричать: «Пожар!» или сообщить об этом хозяину дома. Можно схватить огнетушитель и героически бороться с огнем или тихо выскользнуть из дома через черный ход. Каждое из этих действий будет иметь свое воздействие на окружающих, на определенном уровне вы должны осознать это воздействие и понять, что несете за него ответственность. Даже если вы ничего не предпримете, воздействие все равно будет.

Несомненно, на уровне слушания у вас есть подобный опыт. Вспомните, как вы ругались с вашим любимым: руки в боки, вены вздулись, кровь кипит, слова обжигают, словно напалм. В середине ссоры ваш партнер внезапно останавливается и дает вам передышку, а вы продолжаете говорить - возможно, даже еще громче: «Ты так надоедлив!». «Разве? - отвечает он холодно. - Я же ничего не говорю - только слушаю». Чувствуете воздействие?

Естественно, слушание не может быть пассивным, особенно при коучинге. Вы могли учиться «активному слушанию», возможно во время тренингов общения. Эти программы в основном великолепно помогают расширить понимание слушания и предлагают большое количество инструментов для этого. Активное слушание часто включает уточнение сказанного собеседником, наблюдение за языком его тела, усиление внимания к чувствам, которые скрываются за произнесенными словами, и обострение чувствительности к контексту разговора. Умение слушать, которое требуется от коуча, включает все эти компоненты, которые будут раскрыты несколько позже, и многое другое. В нашей модели слушания существуют три уровня, которые дают коучу огромный диапазон и, в конце концов, большие возможности для слушания.

Первый уровень: поверхностное слушание

На этом уровне наше внимание сосредоточено на нас самих. Мы слушаем слова собеседника, но сосредоточиваемся на том, что они значат для нас. На первом уровне в центре внимания нахожусь я - мои мысли, чувства, мои выводы о себе и окружающих. Что бы ни происходило с другим человеком, оно возвращается ко мне через диод: односторонняя энергетическая ловушка, которая передает информацию туда, но не обратно. Слушая, я впитываю информацию и занимаюсь ее переработкой. На этом уровне существует только один вопрос: «Что это значит для меня?».

Чаще всего этого вполне достаточно. Отправляясь в одиночестве в другой город, вы большую часть времени слушаете на первом уровне: думаете о том, где зарегистрироваться, не забыли ли вы свой билет, сколько времени осталось до самолета, о том, что вы терпеть не можете летать на самолете, об отвращении к пище, которую там подают, и раздражении от того, что сидящий сзади постоянно толкает вас. Все ваше внимание сосредоточено на себе, как и должно быть. Другим показателем того, что вы действуете на первом уровне, является постоянная потребность в новой информации. Вы нуждаетесь в ответах, объяснениях, деталях, данных. Внутренний монолог может звучать примерно так: «Рейс отложен? Но я же опоздаю. Когда мы взлетим? Когда я поем? Как я могу сообщить им, что рейс задерживается?». Причиной необходимости сбора информации на первом уровне являются ваши собственные нужды.

Другая типичная ситуация для первого уровня - ресторан. Ваше внимание направлено на себя, и воздействие на первом уровне слушания тоже направлено на вас. Хотите ли вы выпить, прежде чем закажете что-то? Есть ли в меню что-то особенное? Удобен ли стул? Принимают ли они чеки? Не слишком ли близко к кухне стоит ваш столик? Высоки ли цены? Можете ли вы себе это позволить? Вы осознаете свои мысли и чувства. Решения, выбор, суждения, которые вы выносите, касаются только вас. Вы любите определенную рыбу, но вам не нравится, когда она подается целиком, а ее мертвые тусклые глаза таращатся на вас с тарелки. Вы думаете о своем весе, который придется сбрасывать, и решаете заказать низкокалорийный гарнир. Ваш мысленный монолог в этой ситуации произносится молниеносно. Даже если вы сидите за столиком не один, а возможно, что и с тем, в кого безумно влюблены, ваше внимание будет сосредоточено на первом уровне как минимум до тех пор, пока вы не сделаете заказ.

Первый уровень информирует нас о нас самих и о происходящем вокруг. Именно на данном уровне мы выясняем и понимаем это, поэтому он так важен. Клиенты коуча обычно находятся именно на первом уровне. Это их работа: смотреть на себя и свою жизнь - процесс, размышления, понимание. Но это совершенно неприемлемо для самого коуча - действовать на погруженном в себя уровне даже короткое время. Коучинг начинается на втором уровне.

Диалог первого уровня

Клиент: В новом доме - совершенный беспорядок, повсюду коробки. Я с трудом добрался от входной двери до ванной.

Клиент: Я знаю. Дела переживают резкий подъем. Так приятно это видеть! Но жизнь в этом хаосе - вот, что выводит меня из равновесия.

Коуч: Этот беспорядок - не надолго. Не позволяйте ему отвлекать вас от того, что действительно важно - поддержания темпа развития.

Клиент: Но это действительно отвлекает.

Коуч: Мне тоже приходилось попадать в подобную ситуацию. Поверьте мне - это не такая уж большая проблема. Вы найдете способ с этим справиться. А теперь давайте вернемся к вашему бизнес-плану.

Клиент: Ну, хорошо. Если вы так уверены...

Второй уровень: сфокусированное слушание

На втором уровне ваше внимание полностью сосредоточивается на собеседнике - вы можете заметить это, проследив за общением людей на этом уровне: возможно, они оба наклонились вперед, внимательно наблюдая друг за другом. Это свидетельствует о сосредоточенности внимания на собеседнике и о том, что они почти не реагируют на окружающий их мир.

Вернемся немного назад, к сцене в ресторане и нашим двум влюбленным. Их глаза видят только друг друга и ничего более. Они хотят быть ближе друг к другу - как бы слиться воедино. Они настолько забывают об окружающем мире, что подобная сцена романтической обособленности стала частым сюжетом для карикатур. Они словно живут в своем собственном мыльном пузыре.

Для коуча все слушание второго уровня сосредоточено на клиенте. В отличие от ситуации с влюбленными, внимание и воздействие направлено не на вас, а полностью принадлежит вашему собеседнику. Вы слушаете слова клиентов, их выражение, эмоции - словом все, что они несут с собой. Вы замечаете, что и как они говорят, чего не произносят вслух. Вы видите, как они улыбаются, или слышите слезы в их голосе, выясняете, что они ценят. Вы прислушиваетесь к их видению и тому, что их вдохновляет. Вы ищете то, что заставляет клиентов приходить на сессии коучинга оживленными или что угнетает их.

Энергия и информация поступают от клиента и отражаются обратно. На втором уровне воздействие направлено на говорящего, коуч в этом случае уподобляется самому совершенному зеркалу, которое не поглощает направленные в его сторону лучи, а возвращает все приходящее от клиента ему же. На этом уровне коуч должен быть абсолютно уверен, что воздействие от его слушания направлено на клиента, он не всегда отслеживает воздействие, но уверен в этом.

В основном коучинг, как уже говорилось выше, происходит на втором уровне. Это уровень сопереживания, созидания, уточнения, сотрудничества, новаторства. Теперь это прямая связь между коучем и клиентом. На этом уровне коуч абстрагируется от своего эго, сценария, мыслей и мнения. На втором уровне коуч настолько сосредоточивается на клиенте, что внутренний монолог прекращается, и коучинг становится практически спонтанным. Коуч уже не пытается предугадать следующее движение. На самом деле, если его внимание сосредоточено на следующем действии - на том, какой блестящий вопрос следует задать клиенту, это означает, что коуч слушает на первом уровне, то есть в рамках собственного опыта.

Коуч, слушающий на втором уровне, слышит то, что говорит его клиент. Он слушает слова, но слышит намного больше - тон, темп, выражаемые чувства. Он замечает все, что поступает к нему в виде информации, а затем выбирает, что будет отвечать и как. Потом он замечает воздействие своего ответа и снова получает информацию. Словно успевая прислушаться дважды, прежде чем клиент заговорит снова, коуч слушает, как клиент начал разговор и как он отреагировал на его ответ: в обоих случаях коуч получает информацию. Вот так выглядит умение слушать на втором уровне.

Диалог второго уровня

Клиент:

Коуч: Насколько важно для вас привести дом в порядок? Сейчас - наиболее продуктивное время для развития вашего бизнеса - самое удачное с тех самых пор, как вы начали этим заниматься.

Клиент: Я знаю. Дела переживают резкий подъем. Так приятно это видеть! Но жизнь в этом хаосе - вот, что выводит меня из равновесия.

Коуч: Сможете ли вы разобраться с этим хаосом и продолжать поддерживать темп в новом бизнесе?

Клиент: Сейчас у меня просто нет времени с ним разбираться.

Коуч: А для чего у вас есть время?

Клиент: Хотелось бы мне целую неделю посвятить переезду, но это весьма не ко времени.

Коуч: А что можно сделать вместо этого?

Клиент: Могу посвятить разбору завалов минут пятнадцать или около того, когда вечером прихожу домой.

Вывод

В этом случае коуч слушал на втором уровне - следовал за клиентом, слушал активно и проверял услышанное.

Третий уровень: глобальное /всеобъемлющее слушание

На третьем уровне коуч слушает на все 360 градусов. Фактически он слушает так, словно находится с клиентом в центре мироздания и одновременно получает информацию отовсюду, словно окружен-силовым полем, в котором находится он, клиент и безбрежное знание. Третий уровень включает все, что вы можете заметить с помощью ваших органов чувств: что вы видите, слышите, чуете и ощущаете - тактильные ощущения в той же степени, что и эмоции. Третий уровень включает действие, бездействие и взаимодействие.

Если второй уровень похож на телеграф, то третий уровень напоминает радио. Радиоволны невидимы, но мы верим в их существование потому, что слышим музыку, доносящуюся из радиоприемника. Третий уровень похож на радиоволны, проходящие через антенну и приносящие информацию, которую мы можем использовать. Но как для приема этих волн требуется специальное устройство, так и большинству людей тоже требуется практика, поскольку в обычной жизни они не используют третий уровень слушания, как это делает коуч. Для многих эта область - словно новая, неизведанная земля. Попробуйте представить себе людей, потрясенных открытием Маркони: сигналы проходят по воздуху с помощью невидимых волн, которые можно получать с помощью антенны и приемника.

Одним из достоинств обучения слушанию третьего уровня является возможность более широкого использования интуиции. С помощью интуиции коуч получает информацию, недоступную при обычном наблюдении, которую можно использовать точно так же, как и слова клиента. На этом уровне интуиция просто означает большее количество информации. Коуч получает информацию и отвечает, затем замечает, как воздействует на клиента его ответ. Как был воспринят ваш ответ? Что вы при этом заметили?

Этот уровень слушания иногда называют слушанием окружающего мира. Коуч фиксирует температуру, энергетический уровень, освещенность и темноту, причем и буквально, и фигурально. Клиент брызжет энергией или закрыт? Он спокоен, присутствует в ситуации полностью или же не совсем, или жестко себя контролирует? Все это можно узнать на третьем уровне. Коуч должен научиться доверять своим чувствам в этом вопросе и всегда может спросить клиента: «Мне кажется, что вы находитесь в очень темном месте. Это действительно так? Что происходит?».

Артисты развивают свои навыки слушания третьего уровня до недосягаемых высот. Комики, музыканты, актеры, ведущие тренингов - все они способны постоянно фиксировать на этом уровне информацию о том, что их окружает, и замечать изменения как результат своего воздействия на публику - это один из наиболее наглядных примеров отслеживания воздействия. Артист, коуч, лидер, фасилитатор психологической группы - любой человек, добившийся значительных успехов в воздействии на окружающих, умеет слушать на третьем уровне. Он способен отслеживать результат своего воздействия и соответствующим образом корректировать свое поведение.

Во время слушания на этом уровне коуч должен быть очень открытым и мягко сфокусированным, чувствительным к самым незначительным проявлениям, готовым получить информацию с помощью любых органов чувств - в своем внутреннем мире, в мире вокруг него и мире вокруг клиента. Если коуч слушает на этом уровне, то касается мира, который окружает и его, и клиента, словно рябь на воде, отражающаяся от берега в самых разных направлениях. Третий уровень важен даже тогда, когда коуч не понимает значения этой информации. Ключ к этому уровню - сбор информации, игра с ней и наблюдение за результатами.

Диалог третьего уровня

Клиент: В новом доме - совершенный беспорядок, кругом коробки. Мне с трудом удалось добраться от входной двери до ванной.

Коуч: Насколько важно для вас привести дом в порядок? Сейчас - наиболее продуктивное время для развития вашего бизнеса - самое удачное с тех самых пор, как вы начали этим заниматься.

Клиент: Я знаю. Дела переживают резкий подъем. Так приятно это видеть! Но жизнь в этом хаосе - вот, что выводит меня из равновесия.

Коуч: Что происходит? Мне кажется, что вы сильно встревожены.

Клиент: Это так отвлекает. Вещи всюду, под ногами...

Коуч: Я не ослышался, вам что-то мешает? У вас такой голос, будто вы задыхаетесь.

Клиент: Мне кажется, что дело не только в коробках с посудой или книгами. На самом деле я думаю, что это что-то незавершенное в наших отношениях с женой. Тоже что-то неразобранное, которое мы просто перевозим с места на место, как эти коробки.

Коуч: Что вы намерены с этим делать?

Клиент: Я пытался их обойти или переступить через них, но это, похоже, «не подействовало». Скорее всего, пришло время разобраться с этим - что называется, «распаковать все коробки».

Вывод

В этом случае коуч настроился на третий уровень: нюансы пространства между коучем и клиентом - то, что лежит за словами, - включает всю энергию и все эмоции, высказанные и невысказанные. Заметьте, что приведенные диалоги были построены таким образом, чтобы проиллюстрировать различия между этими тремя уровнями. Конечно, в реальном разговоре коуч постоянно переключается со второго уровня на третий и наоборот.

Коуч слушающий

Все в коучинге вращается вокруг умения слушать - особенно слушание с учетом сценария клиента. Действует ли клиент в соответствии со своим видением? Следует ли он своим ценностям? Где он сейчас? Коуч прислушивается к знакам самой жизни, к выбору, сделанному клиентом, и тому, приближает этот выбор к балансу в жизни или, наоборот, заставляет удаляться. Коуч также прислушивается к сопротивлению и турбулентности в процессе.

Слушание - отправная точка всего, что связано с коучингом. Все остальные контексты основаны на слушании второго и третьего уровней. Следовательно, слушание - это те ворота, через которые проходит коучинг.

Когда коуч слушает, он делает выбор, изменяющий направление и фокус коучинга - то, что мы называем воздействием слушания. Один из способов проявления воздействия - спонтанный выбор того навыка коучинга, который необходимо использовать в каждый конкретный момент. Все навыки основаны, конечно, в первую очередь, на слушании, но некоторые конкретные умения и навыки особенно подходят к контексту слушания.

Навыки коучинга

Эти навыки обычно связывают с контекстом слушания. Ко­нечно, эффективное слушание является предпосылкой всех на­выков коучинга, но навыки, рассматриваемые в данном разделе, кажутся особенно подходящими для этого.

Проговаривание

Временами описание оказывается жестокой правдой и может быть неприятным: «Я вижу, что вы продолжаете планировать проводить вечера и выходные вне семьи. Вы же говорили раньше, что для вас ваша семья стоит на первом месте, а сверхурочная работа с этим утверждением никак не стыкуется. Что происходит?». Или другой пример: «Вы не сделали работу в срок. Похоже, вы ее профукали». В коучинге нельзя обходить вопрос стороной; это входит в альянс. Проговаривание - словно указание на существующую проблему и помещение ее в центр внимания - часть работы коуча, а справиться с проблемой - задача клиента.

Проговаривание также является компонентом активного слушания, оно включает зеркальное отражение для клиента того, что он только что вам сказал. Например: «Я чувствую, что Вы действительно хотите выстроить этот бизнес, но, несмотря на все время, потраченное на это, он не развивается в том направлении, которое вы выбрали» или «Похоже, вам действительно доставляет удовольствие начинать утро с работы».

Проговаривание - способ реализации принятия клиента. Когда клиент говорит коучу, как это выглядит с его стороны, а коуч повторяет это, особенно если использует его собственные слова, это утверждение получает силу: клиент чувствует, что его слушают и поддерживают. Кроме того, клиенты получают более четкое ощущение происходящего, если слышат свое утверждение, сформулированное точнее. Иногда коуч зеркально отражает клиенту его собственные фразы только затем, чтобы он вновь пережил сказанное - словно усиление звука, когда слушаешь музыку. После повторения сказанного, особенно если это произносится тем же тоном и с теми же интонациями, коуч иногда слышит, как клиент с удивлением спрашивает: «Я действительно это сказал? ».

Диалог.

Клиент: Я не уверен, должен ли я остаться или уйти - похоже, я застрял посредине.

Коуч: Насколько я понял, вы ощущаете конфликт между лояльностью к своему работодателю, который помог вам, когда вы действительно нуждались в помощи, - и вашим желанием попробовать открыть свое дело.

Клиент: Это трудный выбор, но это не выбор между лояльностью и независимостью - я могу найти способ выразить Дику благодарность за поддержку.

Уточнение

Многие из нас привыкли оперировать неопределенными или незаконченными мыслями или неоформившимися ощущениями. Часто мы приходим или тяготеем к заключениям, основанным на недостаточной информации, потому что не обдумали все как следует. И временами нам лучше думается, когда есть возможность проверить свои идеи и ощущения на ком-то еще. В этом случае коуч служит для клиента зеркалом, помогающим до­стичь большей ясности.

Клиенты могут перескакивать с одной мысли на другую - они находятся в плену своих переживаний. Они могут блуждать в тумане, пытаясь нащупать выход, или застрять на неясных мыслях и устаревших взглядах на окружающий их мир - другими словами, «смотреть на устаревшие карты». В подобных ситуациях задача коуча состоит в том, чтобы помочь клиенту разглядеть то, что он не в состоянии увидеть самостоятельно. Навык уточнения представляет собой комбинацию умения слушать, задавать вопросы, описывать, повторять - иногда просто проверять различные варианты: «Я так понял.... Это правильно?... Похоже, вы ищете...». Но помните: это должен выяснить сам клиент, а вовсе не коуч, который сообщит ему правильный ответ (если он его, конечно, знает). Уточнение похоже на наведение резкости в оптическом приборе, добавление деталей, их изучение, чтобы клиент мог сказать: «Да! Вот оно!» или «Нет! Это совсем не то! Тут должно быть что-то еще». Временами вам приходится показывать клиентам голубое, чтобы они поняли, что все время думали о зеленом.

Диалог

Клиент: Я не могу решить, правильно ли это.

Коуч: Это проблема, с которой вы сражаетесь уже несколько недель. Похоже, вы действительно хотите принять решение, но по-прежнему выжидаете.

Клиент: Я слишком близко к достижению того, что мне нужно.

Коуч: Мне бы хотелось описать, как все это выглядит со стороны. Может быть, это вам поможет?

Клиент: Конечно.

Коуч: Устройство на работу с частичной занятостью обеспечит определенный доход. Вы сильно стеснены в деньгах. Неплохо было бы увеличить доходы. И все же этот вид гарантии для вас недостаточен. В прошлом вы шли на больший риск и отказались от финансовых гарантий.

Клиент: Это правда. Иногда мои родители думают, что я псих.

Коуч: Кроме того, подобная работа ограничит вашу свободу - не будет времени на искусство и останется очень немного на общение с друзьями и новые знакомства. Творчество значит для вас очень много. Я не предлагаю тот или иной выбор, я просто напоминаю, что вы говорили прежде о том, что для вас действительно важно.

Клиент: Спасибо. Это позволило мне лучше увидеть перспективу.

Мета-формат

Вообразите себя вместе с клиентом в вертолете, поднимитесь на высоту в пять тысяч футов и взгляните с этой высоты на его жизнь. Это - навык мета-формата. Он особенно полезен, когда клиент застрял в своей колее и может видеть только шесть футов грязи с каждой стороны от нее. Мета-формат показывает полномасштабную картину и оставляет место для перспективы. Коуч может спросить клиента: «Что вы отсюда видите? Что вы видите отсюда из того, что не видно снизу?».

Мета-формат восстанавливает связь клиентов с их видением себя самих и успешной жизни. Когда они находятся у подножия горы, запуганные объемом предстоящей работы, мета-формат позволяет им воспарить над всем этим и получить новое представление о перспективе - снимок огромной картины, полученный в момент их нахождения посредине трудного периода своей жизни.

Другой способ взглянуть на проблему в мета-формате - это подняться на высокую платформу, с которой коуч может обозревать жизнь клиента со всеми ее обстоятельствами и проблемами. В этом случае у коуча есть значительные преимущества перед клиентом. Фактически в этом и заключается работа коуча - достичь ясности перспектив и удержать всю картину. Платформа позволяет коучу смотреть снаружи на детали текущего разговора. Например, если клиент конфликтует с коллегой, коуч может сказать: «Эта история напомнила мне о разговоре, который состоялся между вами и вашим бывшим начальником, и ситуацию с вашей сестрой. Правда, они похожи?». Другой пример: клиент, который очень старается, но не может ничего достичь. В этом случае коуч может сказать: «Похоже, Вы предприняли много усилий, но что получили в результате?». Этот пример мета-формата с более высокой точки поднимает скрытую, основную проблему и представляет панорамный вид пройденного пути.

Коучи часто забывают взглянуть на ситуацию в мета-формате потому, что очень легко оказаться затянутым в водоворот текущих проблем. Предположим, что клиентка пришла на встречу, обеспокоенная кутерьмой, которая может начаться после грядущего увольнения одного из коллег. Коуч предлагает ей взглянуть на ситуацию в мета-формате - с организационной точки зрения - вместо того чтобы сосредоточиться на причиняющих боль ощущениях или подавленности. Какой будет цена, если организация не уволит этого человека? Как увольнение повлияет на отношения и доверие между коллегами в дальнейшей перспективе?

Метафоры

Умение использовать метафоры - это способ привлечь воображение и опыт клиента, чтобы помочь ему быстрее и легче понять ситуацию. Вопрос «Вы блуждаете в тумане?» эмоционально намного эффективнее вопроса «Вы запутались?», который обращается лишь к разуму клиента. Клиенты представляют себе, как они блуждают в тумане, они знают, как это и что они при этом чувствуют. Часто истина для клиента заключена не в его разуме, а в сердце или «шестом чувстве». Метафоры позволяют пренебречь анализом и обратиться к этим чувствам. И даже если метафоры не пробуждают интуицию, можно попробовать что-то другое. Единственный способ достичь совершенства в этом умении - тот же, что и во всех остальных навыках коучинга, - применять его как можно чаще, терпеть поражения, не привязываться к ощущению собственной правоты и продолжать учиться.

Признание и принятие

Навык признания и принятия усиливает в клиенте веру в себя. После настоящего признания клиент может стать более открытым, этот навык обращается к его собственному «Я», к тому, кем он является на самом деле. Похвалы и комплименты придают большое значение тому, что человек делает: «Жанет, ты сделала хороший доклад». Или выносят на первый план мнение, которое человек вкладывает в похвалу, или воздействие, оказанное на человека комплиментом: «Ваша презентация вдохновила меня и заставила задуматься». Признание раскрывает внутреннюю сущность человека, на которого оно направлено. Больше, чем то, что они делают или что это значит для говорящего, признание говорит о том, кем эти люди являются: «Жанет, вы на деле доказали, что решились учиться новому». «Вы очень рисковали». «Я вижу в этом вашу любовь к красоте». Признание часто выявляет ценности, которыми дорожат клиенты, предпринимая какой-либо шаг: «Вы действительно посмеялись над собой. Поздравляю. Я знаю, что это было нелегко». Значит, клиент ценит шутки. Или: «Серьезная работа. Вы отстаивали честность и право быть самим собой, а это непросто» - в этом случае клиент ценит честность.

Признание настолько важно, что практически является отдельным контекстом коучинга. На определенном уровне коучу приходится поддерживать ощущение, кем должен быть клиент, чтобы внести в свою жизнь те изменения, которых он добивается. Клиент может быть смелым или готовым перестать бояться, или упорным в сохранении существующих отношений. Навык признания обращается к внутренней силе клиента. Признание помогает клиенту уяснить то, что он мог не видеть в себе из-за ложной скромности или просто не замечать. Признавая существование этих сил, коуч дает клиенту доступ к ним.

Клиенты поймут, если признание честно и правдиво, и в будущем будут больше взаимодействовать со своими внутренними силами, поскольку узнают правду о них, которую им открыл коуч. Признание может выражаться в следующем: «Взгляните на то, что Вы оказались способны высказать своему начальнику. Подумайте, как далеко Вы продвинулись за последние четыре месяца. Ваши возможности проявились сильнее, и теперь вы можете настаивать на том, чего хотите. Вы действительно показали, что можете не бояться и говорить правду». Признание попадает прямо в сердце, делая клиента сильнее (довольно часто он ощущает необходимость утверждить это в реальности). Признав это, коуч дает клиенту возможность продолжать рост.

Каждое признание в Коактивном коучинге состоит из двух частей. Первую часть мы уже раскрыли - это признание. Вторая часть - наблюдение за его воздействием на клиента. Для коуча это своеобразная проверка, возможность убедиться в том, что признание попало в цель. Понаблюдайте за реакцией клиента. На третьем уровне коуч выясняет, удалось ли ему найти правильное описание того, кем в этой ситуации является клиент. Признание непременно приведет к результату, который коуч услышит, увидит и ощутит. Признание очень волнующе для клиентов и обычно встречается достаточно редко. В этом его сила.

Диалог

Клиент: Возможно, мне следовало молчать. Под конец я выглядел полным дураком.

Коуч: Вы могли выйти из этой ситуации разными способами. То, что вьгсделали, означает, что вы учитесь и растете, даже если вам известно, что это дорого обойдется. В этот момент вы больше озабочены своим развитием, чем мнением окружающих. Вот кем вы являетесь.

Клиент: Спасибо. Как только затруднения кончатся, я действительно смогу использовать то, чему научился.

Что значит «быть услышанным»

Личностный рост - это процесс самосозидания. Словно вы пытаетесь подстричь самого себя. Слушание создает зеркало, отражение в котором поможет сделать эту работу. Независимо от того, хорошо или плохо она удается клиенту, прическа это или смена работы, одним из наиболее сильных аспектов отношений является слушание. Ни в одной ситуации клиента не выслушают так, как это сделает коуч.