Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Специальный инструмент - медные духовые и ударные инструменты. Военно-музыкальная культура России: историко-культурологический анализ Маякин, Тимофей Константинович Дирижер тимофей маякин

— Как вы относитесь к тому, что военные оркестры выступают на фестивалях гражданского характера? Поступают ли вашим оркестрам предложения выступить на таких мероприятиях?

— Деятельность военных оркестров не может ограничиваться музыкальным обеспечением воинских ритуалов, концертными выступлениями и работой с музыкальной самодеятельностью в своих воинских частях. Военные оркестры должны выступать и выступают в парках, принимают участие в различных музыкальных фестивалях и проектах, выходят на городские концертные площадки. Это давние традиции. И примеров можно привести множество. Так, в проведении рок-фестиваля "Нашествие" в разные годы принимали участие оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова и Центральный концертный образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова. Да, выступали они в своем формате, показывали плац-концерты, но публика принимала их с удовольствием. 9 мая нынешнего года военные оркестры в разных городах нашей страны поддержали арт-проект "Рио-Рита — радость Победы", превратив городские сады и парки в танцевальную площадку мая 1945 года. В рамках подготовки к международному военно-музыкальному фестивалю "Спасская башня" военные оркестры в течение трех месяцев радовали своими выступлениями москвичей и гостей столицы в парках города Москвы.

Сталкивались ли вы с трудностями, связанными с усложнением внешнеполитической ситуации?

— Я не стал бы говорить, что это как-то затронуло наши коллективы. Только в текущем году Центральный военный оркестр принял участие в международном военно-музыкальном фестивале в Бремене и готовится к концертной поездке в Армению. В ближайшее время военный оркестр штаба Восточного военного округа продемонстрирует свое мастерство на военно-музыкальном фестивале в Китае. Ежегодно, на протяжении более двадцати лет по приглашению швейцарской стороны оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова выезжает с концертными выступлениями в Швейцарию в дни проведения мероприятий, посвященных переходу генералиссимуса Суворова через Альпы. Российские военные оркестры были и остаются востребованными на престижных международных фестивалях за рубежом. Предложений поступает очень много. Кстати, проблем с прибытием в нашу страну иностранных оркестров не испытывают и военно-музыкальные фестивали, проводимые у нас. Подтверждением этому служит состав участников международных фестивалей, проводимых в Тамбове, Южно-Сахалинске, Хабаровске и Москве. К примеру, гостями фестиваля "Спасская башня" в нынешнем году станут 12 зарубежных коллективов с самой широкой географией.

Все приглашения, которые были разосланы иностранным участникам, были приняты?

— Напомню, что нынешний фестиваль "Спасская башня" станет десятым. Юбилейным. И за годы своего проведения он приобрел поистине международное признание и престиж. Практически сразу он вошел в тройку лучших среди подобных ему в мире. Заявок на участие поступает очень много, а вот временные рамки представления ограничены. Поэтому, к сожалению, и в этом году не все коллективы, направившие свои заявки, смогут принять в нем участие. Но мы будем рады встретиться с ними в будущем и работа в этом направлении проводится дирекцией фестиваля постоянно.

Подтвердила ли свое участие Мирей Матье?

— Конечно. Как и в прошлые, в качестве почетного гостя Мирей Матье примет участие и в нынешнем фестивале. Она не раз говорила о том, что с нетерпением всегда ждет этого события и готовится к выступлениям с большим трепетом.

В Киржачском районе сегодня проводили в последний путь генерал-лейтенанта Валерия Халилова. Руководитель прославленного ансамбля имени Александрова погиб вместе со своим коллективом в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016-ого. Родным Халилов завещал похоронить его на родине предков.

Достойнейшего сына России - Валерия Халилова - провожают в последний путь на родине предков, на киржачской земле. Халино, Архангельский погост, вблизи церкви Архангела Михаила. Каменный храм на дороге из Киржача в Хмелёво был построен в 1814 году. Валерий Михайлович Халилов очень мечтал о возрождении этой церкви, и прилагал к этому все силы. Во владимирской глубинке будущий народный артист России, прославленный военный дирижёр и композитор провёл свое детство. Крестили его в 4 года. А он в своих интервью потом часто рассказывал о своей бабушке, о "сказочных владимирских лесах", "земляничных полянах" и "маковках церквушек". Отдать дань памяти Валерию Халилову приехали сотни и сотни людей. Из разных городов России. Москва, Владимир, Киржач, Екатеринбург... Это высшие чины Министерства обороны, генералы и офицеры, артисты. Официальные делегации. Эскорт от военного университета, делегация московского военно-музыкального училища, которое отныне носит имя Халилова. По словам друзей и коллег, с этой утратой невозможно смириться. Халилов - имя- символ. И для российской армии, и для российской культуры. Представитель знаменитой династии дирижёров, Валерий Халилов сделал себя сам.

ВИКТОР БАРЫНЬКИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: "Он такой талантливый. Он всегда был лидером. Вот представьте, молодым лейтенантом, в 80-ые годы, он занял первое место среди духовых оркестров, и его направляют в Москву, в качестве поощрения, потому что он лучший военный дирижёр. И в Москве он проходит путь с младшего офицера - до генерал-лейтенанта".

Слёзы, цветы, сотни венков, траурные повязки. Отдать последние почести генерал-лейтенанту Халилову приехали и совсем юные армейцы. Представители военно-патриотических клубов.

ТИМОФЕЙ СТАРЦЕВ, ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ "ДОБЛЕСТЬ" , КИРЖАЧСКИЙ РАЙОН: "Он один из самых достойных сынов родины. Он достоин подражания. Мы все его чтим".

Панихида прошла под сводами храма Архангела Михаила. Официальную делегацию Владимирской области, которая прибыла на церемонию прощания, возглавила лично губернатор Светлана Орлова. На владимирской земле говорят: память о Валерии Михайловиче будут бережно хранить. А в Киржаче обязательно появится улица, которая будет носить его имя. С такой идеей выступила глава региона.

СВЕТЛАНА ОРЛОВА, ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ""Давая всем пример, на плац всегда подтянутый выходит офицер". Это слова о нём, об этом человеке. Столько он сделал прекрасного, чистого, доброго, какие фестивали они проводили! Он делал всё это всей душой и всем сердцем".

ВЛАДИМИР КИСЕЛЁВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Безусловно, память о Валерии Михайловиче будет жить в наших сердцах. И пусть общая для нас киржачская, владимирская земля будет ему пухом".

Траурную церемонию на Архангельском погосте сопровождал центральный военный оркестр Министерства обороны. С ним Валерий Халилов также часто выступал и в России, и за рубежом. Удивительно умный, талантливый, преданный отчизне и профессии, светлый и лёгкий человек. Все кто знал Валерия Михайловича говорят: "Халилов - человек- эпоха". Музыкальное дело будет продолжено. Будут сохранены легендарный ансамбль, все фестивали, у истоков которых стоял Валерий Михайлович. Валерий Халилов успел многое, но не успел, возможно, еще больше. Его хватало на всё - на новые программы, бесконечные гастроли, концерты. Но он всегда находил время и вдохновенно сочинял музыку. Произведения Халилова сегодня также звучали на церемонии прощания.

ТИМОФЕЙ МАЯКИН, НАЧАЛЬНИК ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: "Вместо обеда он всегда композиторским творчеством занимался, и также в течение дня, рояль у него стол в кабинете. Да он и сейчас там по-прежнему стоит. И там записи нотные его есть, нереализованные".

Уроженец узбекского Термеза, Халилов стал известен всему миру. А легендарному ансамблю имени Александрова под его руководством рукоплескали в разных странах, на разных континентах. Весь цвет прославленного коллектива погиб вместе с Халиловым в авиакатастрофе над Чёрным морем. Однокурсник Валерия Халилова - Александр Карпов проститься с другом прилетел специально, из Екатеринбурга. С особой теплотой Александр Васильевич вспоминает и годы учёбы, и часы и минуты - впоследствии уже редких встреч.

АЛЕКСАНДР КАРПОВ, ОДНОКУРСНИК ВАЛЕРИЯ ХАЛИЛОВА (г. ЕКАТЕРИНБУРГ): "Я продолжал службу в военных оркестрах, и все время находился под патронажем Валерия Михайловича, всегда чувствовал его поддержку, его дружеское отношение, высочайший профессионализм".

На могиле Валерия Халилова установлен деревянный крест. В планах - создание на Архангельском погосте мемориала. Достойнейшему сыну России - Валерию. Халилову отданы все воинские почести. В память о народном артисте, генерал-лейтенанте Халилове - оружейные залпы. И - музыка. В исполнении военного оркестра. Страна простилась со своим великим гражданином, человеком и музыкантом.

Мария Платанюк, Александр Голубев "Вест-Владимир".

— Как вы относитесь к тому, что военные оркестры выступают на фестивалях гражданского характера? Поступают ли вашим оркестрам предложения выступить на таких мероприятиях?

— Деятельность военных оркестров не может ограничиваться музыкальным обеспечением воинских ритуалов, концертными выступлениями и работой с музыкальной самодеятельностью в своих воинских частях. Военные оркестры должны выступать и выступают в парках, принимают участие в различных музыкальных фестивалях и проектах, выходят на городские концертные площадки. Это давние традиции. И примеров можно привести множество. Так, в проведении рок-фестиваля "Нашествие" в разные годы принимали участие оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова и Центральный концертный образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова. Да, выступали они в своем формате, показывали плац-концерты, но публика принимала их с удовольствием. 9 мая нынешнего года военные оркестры в разных городах нашей страны поддержали арт-проект "Рио-Рита — радость Победы", превратив городские сады и парки в танцевальную площадку мая 1945 года. В рамках подготовки к международному военно-музыкальному фестивалю "Спасская башня" военные оркестры в течение трех месяцев радовали своими выступлениями москвичей и гостей столицы в парках города Москвы.

Сталкивались ли вы с трудностями, связанными с усложнением внешнеполитической ситуации?

— Я не стал бы говорить, что это как-то затронуло наши коллективы. Только в текущем году Центральный военный оркестр принял участие в международном военно-музыкальном фестивале в Бремене и готовится к концертной поездке в Армению. В ближайшее время военный оркестр штаба Восточного военного округа продемонстрирует свое мастерство на военно-музыкальном фестивале в Китае. Ежегодно, на протяжении более двадцати лет по приглашению швейцарской стороны оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова выезжает с концертными выступлениями в Швейцарию в дни проведения мероприятий, посвященных переходу генералиссимуса Суворова через Альпы. Российские военные оркестры были и остаются востребованными на престижных международных фестивалях за рубежом. Предложений поступает очень много. Кстати, проблем с прибытием в нашу страну иностранных оркестров не испытывают и военно-музыкальные фестивали, проводимые у нас. Подтверждением этому служит состав участников международных фестивалей, проводимых в Тамбове, Южно-Сахалинске, Хабаровске и Москве. К примеру, гостями фестиваля "Спасская башня" в нынешнем году станут 12 зарубежных коллективов с самой широкой географией.

Все приглашения, которые были разосланы иностранным участникам, были приняты?

— Напомню, что нынешний фестиваль "Спасская башня" станет десятым. Юбилейным. И за годы своего проведения он приобрел поистине международное признание и престиж. Практически сразу он вошел в тройку лучших среди подобных ему в мире. Заявок на участие поступает очень много, а вот временные рамки представления ограничены. Поэтому, к сожалению, и в этом году не все коллективы, направившие свои заявки, смогут принять в нем участие. Но мы будем рады встретиться с ними в будущем и работа в этом направлении проводится дирекцией фестиваля постоянно.

Подтвердила ли свое участие Мирей Матье?

— Конечно. Как и в прошлые, в качестве почетного гостя Мирей Матье примет участие и в нынешнем фестивале. Она не раз говорила о том, что с нетерпением всегда ждет этого события и готовится к выступлениям с большим трепетом.

25 марта 2018 года Алексей Анатольевич Губарев - художественный руководитель и главный дирижёр Ансамбля песни и танца им. С.О. Дунаевского ЦДДЖ стал участником Московского культурного форума - 2018 в Лектории №2, организованном Ассоциацией духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество» имени Валерия Халилова.

В лектории форума были освещены актуальные вопросы развития духового исполнительства в РФ. Круглый стол по вопросам Концепции сохранения и развития духового инструментального и оркестрово-ансамблевого исполнительства на духовых и ударных инструментах в Российской Федерации. Дискуссия пройдет с целью дальнейшей доработки Концепции с учетом предложений и замечаний специалистов в области духовой музыки.


Спикеры:
Брызгалов Михаил Аркадьевич - Президент Ассоциации «Духовое оющество», Заслуженный деятель искусств РФ;

Гилев Александр Геннадьевич - член Союза композиторов России, кандидат искусствоведения;

Дурыгин Сергей Юрьевич - начальник центрального военного оркестра ВС России, полковник, заслуженный артист России;

Лебусов Владимир Григорьевич - профессор кафедры оркестрового дирижирования РАМ им. Гнесиных, заслуженный артист России;

Маякин Тимофей Константинович - начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ, полковник, заслуженный артист России;

Никитин Евгений Юрьевич - дирижер Президентского оркестра, полковник, заслуженный артист России;

Смирнов Сергей Николаевич - Директор АНО «МКЦ «Спасская башня»;

Подмазо Александр Александрович - Исполнительный директор московского отделения Российского военно-исторического общества;

Цеп Анатолий Иванович - Заведующий отделом музыкального искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова, заслуженный работник культуры РФ, Лауреат Премии Правительства РФ

Датой возникновения Военно-оркестровой службы в России принято считать 19 февраля 1711 г. В этот день Петром I был подписан указ № 2319, которым объявлялись «Штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям».

Этими штатами в каждом пехотном полку предусматривались оркестры в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу.

Руководили оркестром преимущественно музыканты-иностранцы, имевшие чин унтер-офицера и являвшиеся предшественниками капельмейстеров (должность капельмейстера была введена в оркестрах русской армии в первой половине XVIII века).

Для совершенствования руководства военными оркестрами в первой половине XIX века вводится должность главного капельмейстера войск гвардии, на которую был назначен А. Дерфельд. После его смерти этот пост занимали Ф. Гаазе (1830-1851), А. Чапиевский (1851-1855) и А. Дерфельдт — сын (1855-1869). В 1869 г. должность была упразднена.

Большое значение для развития военной музыки в России имела многосторонняя и активная деятельность Н.А. Римского-Корсакова, являвшегося инспектором военно-морских хоров (оркестров) с момента введения этой должности (1873) до ее упразднения (1884). За 11 лет своей работы на этом посту Римский-Корсаков не только усовершенствовал составы военных оркестров, но и приложил много сил и энергии в деле подбора и обучения кадров военных музыкантов и капельмейстеров.

В период строительства Красной Армии руководящих органов по управлению военными оркестрами, как в центре, так и на местах, еще не существовало. Большая потребность в идеологическом и культурном воспитании личного состава привела к тому, что уже в 1919 г. было создано художественное отделение Агитационно-просветительного отдела Политического управления РВСР, в состав которого входила музыкальная секция, именуемая до марта 1920 г. Музыкальным бюро. Музыкальная секция была разделена на пять подсекций: репертуарную, хоровую, оркестровую, народных инструментов и камерную (просветительные концерты).

Для руководства военными оркестрами на местах в округах организовывались инспекции военных оркестров, возглавляемые инспекторами.

В целях более оперативной организации и руководства военными оркестрами РККА в январе 1921 г. были введены в действие «Положение» и «Штат бюро военных духовых оркестров Красной Армии и Флота при Агитпросветотделе Пура». Этим штатом были введены должности заведующего бюро, его помощника и 30 инструкторов.

В августе 1921 г. Бюро военных духовых оркестров армии и флота было переподчинено Штабу РККА с переименованием его в отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами на правах управления. Отдел ведал всеми вопросами организации военных оркестров РККА и руководил их специальной подготовкой. Начальником отдела был назначен В.Л. Мессман.

В 1922 г. произошли новые изменения в организации и руководстве военно-оркестровой службы. Отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами был расформирован, а его функции возлагались на Управление по подготовке и службе войск Штаба РККА. Эти изменения, как и последующие, были продиктованы организационными мероприятиями, проводимыми в Красной Армии в связи с военной реформой.

С октября 1924 г. при строевом отделе и отделе по укомплектованию управления РККА вводится должность инспектора по оркестровому делу РККА. С 1 декабря 1931 г. руководство военно-оркестровым делом в РККА было передано Управлению боевой подготовки РККА. Инспектор по военно-оркестровому делу РККА стал подчиняться непосредственно начальнику Штаба Управления боевой подготовки РККА.

В предвоенный и военный периоды (1939-1945) неоднократно изменялось наименование центрального органа Военно-оркестровой службы: Инспекция военных оркестров РККА, Отдел оркестров, затем вновь Инспекция военных оркестров РККА. В разное время они подчинялись Главному управлению формирований Красной Армии, Главному политическому управлению, инспектору пехоты РККА и другим начальникам. В 1947 г. была образована Инспекция военных оркестров Вооруженных Сил Союза ССР с подчинением начальнику штаба Сухопутных войск.

Инспекция военных оркестров Советской Армии в последующем стала именоваться Военно-оркестровой службой Министерства обороны Союза ССР, Военно-оркестровой службой Министерства обороны Российской Федерации, а с 1997 г. — Военно-оркестровой службой Вооруженных Сил Российской Федерации.

В разные годы Военно-оркестровую службу возглавляли: С.А. Чернецкий (1924-1949), И.В. Петров (1950-1958), Н.М. Назаров (1958-1976), Н.М. Михайлов (1976-1993), В.В. Афанасьев (1993-2002), В.М.Халилов (2002-2016).