Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Рассказы о пекине. история и современность

Пекин (в нормативном северном произношении - Бэйцзин, кит. 北京, пиньинь Běijīng) буквально означает «Северная столица», следуя общей для Восточной Азии традиции, согласно которой столичный статус прямо отражается в названии. Другие города, получившие названия подобным образом: Нанкин в Китае (南京 - «Южная столица»), Донгкинь (ныне Ханой) во Вьетнаме и Токио в Японии (с одинаковым иероглифическим написанием 東京 и одинаковым значением - «Восточная столица»). Название другого японского города Киото (京都) и старое название Сеула Кёнсон (京城) значат просто «столица», или «стольный город».

Название Пекин на самом деле не соответствует современному китайскому произношению. На официальном диалекте путунхуа (который в основном соответствует пекинской фонетической норме) название города произносится как Бэйцзин. В английском и некоторых других языках во второй половине 20 века название города было приведено в соответствие с реальным произношением и как правило записывается как Beijing. Однако в русском и во многих языках по-прежнему используется старое название (например, порт. Pequim, нидерл. Peking и т. д.). «Пекином» город впервые назвали французские миссионеры четыреста лет назад, когда в северных китайских диалектах ещё не произошёл сдвиг согласных, когда практически все звуки трансформировались в . В южных диалектах этого сдвига не произошло, и, например, в кантонском название столицы Китая до сих пор произносится как «Бакгин».

На протяжении истории Пекин был известен в Китае под разными именами. С 136 по 1405 годы и затем с 1928 до 1949 его называли Бэйпин (кит. 北平, пиньинь Beiping, буквально «Северное спокойствие». В обоих случаях это было связано с переносом столицы из Пекина в Нанкин (первый раз императором Хунъу династии Мин, а второй - гоминьдановским правительством Китайской Республики) и утратой Пекином столичного статуса.

В 1949 году после провозглашения Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая вернула название Пекин (Бэйцзин), подчеркнув этим возвращение городу столичных функций. Правительство Китайской Республики, бежавшее на Тайвань официально никогда не признавало смены названия, и в 1950-е и 1960-е на Тайване Пекин часто продолжали называть Бэйпином, указывая на нелигитимность КНР. Однако сегодня почти все тайваньцы, включая власти Тайваня, используют название «Пекин», хотя на некоторых картах, изданных на Тайване по-прежнему можно увидеть старое название, а также административное деление Китая, существовавшее до 1949 года.

Поэтическое название Пекина - Яньцзин (кит. 燕京, пиньинь Yānjīng, буквально «Столица Янь») уходит корнями к древним временам династии Чжоу, когда в этих местах существовало царство Янь. Это название отражено в названии местной марки пива (Yanjing Beer) и в названии Яньцзинского университета (позднее вошёл в состав Пекинского университета). Во времена монгольской династии Юань город носил название Ханбалык, его можно встретить в записках Марко Поло в написании Cambuluc.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Пекин 北京 Бэйцзин в переводе с китайского языка означает «северная столица». Это один из древнейших городов не только Китая, но и мира. Существующая ныне структура Пекина начала складываться при (1360-1424), третьем императоре династии Мин (1368-1644), который правил под девизом Юн-лэ 永乐 («Вечная радость», 1403-1424). Можно сказать, что Пекин – это город воплощенной мечты императора Юн-лэ.

Как и другие китайские города, Пекин построен по принципам фэншуй . В его планировке, дворцах, храмах, парках заключены многие идеи китайской философии и культуры. Перестройка Пекина в XX-XXI веках также подчинена определенному плану с сохранением, в целом, прежней структуры и смещению лишь некоторых акцентов.

Запретный город (Гугун) в Пекине, вид из парка Цзиншань

Любой город в своей планировке, городских ансамблях выражает мироощущение людей той или иной культуры и эпохи. Градостроительные принципы европейских городов менялись с течением времени, от античности до современности.

В Китае мы увидим иные города, основные принципы планировки которых не менялись со временем. Основы градостроительства, заложенные в глубокой древности (в эпохи Шан-Инь, 1600-1027 до н.э. и Чжоу, 1045-221 до н.э.), повторялись практически до начала XX века.

Во многом это можно объяснить тем, что в Китае большую роль играла традиция. В частности, это выразилось в повторении одних и тех же форм и методов, неизменных с древних времен. Подобное мы видим не только в градостроительстве, но и в других областях – философии, литературе. Новое подается как комментарий к классическому произведению, раскрытие изначально содержащегося в нем смысла.

На формирование внешнего облика китайских городов оказало влияние несколько факторов:

1. Иероглифическая письменность , предопределившая своеобразие китайского мышления. В частности, это выразилось в большей значимости, чем на Западе, линии и формы, визуального образа в целом. Китайский город, дом, сад – это сложная система символов, которые легко считывает китаец и которые часто остаются вне поля зрения европейца.

2. Религиозная толерантность . На Западе культовая архитектура отличается от гражданской, значительно отличаются друг от друга культовые сооружения разных религий и конфессий (например, католический костел и православный храм). В Китае же даосские и буддийские монастыри построены по единому принципу, различаясь лишь своими алтарями и названиями павильонов. Более того, по своей структуре они будут повторять гражданские постройки, воспроизводя традиционную форму дома-сыхэюань (о нем ниже).

3. Особенности летосчисления и необходимость переноса столицы с началом правления новой династии или правителя. Это выразилось в большом количестве городов, которые в тот или иной исторический период были столицами (Иньсюй, Лоян, Чанъань, Нанкин, Пекин и др.). Помимо основной столицы, существовали «запасные», которые принимали на себя столичные функции в моменты проживания там императорского двора. Один и тот же город в зависимости от текущей ситуации мог быть переименован, и не один раз.

4. Анонимность . На Западе каждая постройка имеет (или подразумевает) архитектора. Архитектор через проектируемое здание выражает себя. И мы, например, при наличии некоторых знаний, без проблем отличим «архитектурный почерк» Трезини, Растрелли, Баженова, Казакова, Росси, Львова и других. В Китае же архитектор низводился практически до уровня мастера, который должен был уметь объединить предписанные традицией «кирпичики» в целостный гармоничный образ.

Еще одним существенным фактором, предопределившим своеобразие китайского города, стало обязательное применение геомантии .

Каньюй, или Фэншуй

В целом, фэншуй — это учение о правильном (гармоничном) размещении человека и строения в пространстве . Оно основано на китайской натурфилософии и базируется на учении об инь-ян 阴阳 (женское и мужское начала), у-син 五行 (пять первоэлементов, или стихий), ба-гуа 八卦 (восемь триграмм Книги Перемен), Великой Триаде сань-цай 三才(Небо, Земля, Человек), нумерологии и др.

Традиционно в Китае ценились горы. Их считали обителью отшельников и небожителей. уподобляется трем ступеням, где высшая ступень – это Тибетское плато, ниже которого находятся средневысотные горы. Третья ступень – это приморские низменности, где сосредоточена основная масса населения. Китайцы считают, что самые яркие и красивые пейзажи находятся на границе первой и второй ступеней, а самые элегантные и мягкие – между третьей зоной и морем.

Формирование структуры китайских городов

Существующая ныне традиционная структура китайских городов начала складываться еще в глубокой древности. Хорошо исследовано поселение Баньпо 半坡 близ Сианя (культура Яншао 仰韶文化, V-III тыс. до н.э.). Оно занимало площадь свыше 5 тыс. кв.м, было окружено рвом и состояло из трех зон: жилой, ремесленной и кладбищенской. В центре жилой зоны располагалось большое здание 20х12,5 метров в основании.

Со временем поселения культуры Яншао сливаются с поселениями культуры Луншань 龙山. Появляются постоянные поселения, которые обычно строили в речных долинах, на вершинах или склонах холмов. Дома были каркасными, на основаниях из утрамбованной слой за слоем земли (техника ханту 夯土).

В эпоху Шан-Инь (XVII-XI века до н.э.) появляются постоянные города: Сяотунь, Чаньчжоу, Янши, Эрлитоу и другие. Почти все они были окружены глинобитными стенами со рвом. В центре города находились дворцы и храмы, возведенные на высоких одноярусных стилобатах с колоннами на каменном или бронзовом основании. Это были самые высокие строения города. Вокруг них располагались дома знати. Рядовая застройка представляла собой каркасные одноэтажные, реже двухэтажные дома, крытые тростником. Город пересекала широкая центральная улица.

Столицей государства Инь был город Шан (Иньсюй 殷墟) в Аньяне (пров. Хэнань). Город был основан в XIV веке до н.э., в период его расцвета в нем проживало около 120 тыс. человек. В то время это был самый большой город мира (для сравнения: в Фивах в то время проживало не более 100 тыс. человек).

На площади 1000х650 метров находился дворцово-храмовый комплекс, насчитывающий более 80 различных построек. Здания размещались вдоль главной оси «север-юг» и вспомогательной «запад-восток», что свидетельствует о применении зачатков системы фэншуй. Иньсюй окружали глинобитные стены высотой до 10 метров и мощностью основания около 6 метров. Общая длина стен составляла около 7 км. Прослеживается наличие зонирования – отдельных районов, где жили ремесленники и располагались ремесленные мастерские.

В эпоху Чжоу были заложены многие принципы градостроительства, которые в неизменном виде просуществовали в Китае на протяжении более 2000 лет.

Реконструкция дворца правителя Западное Чжоу в Фэнхао 沣镐 (пров. Шэньси, ок. 1180 г. до н.э.)

Столицы удельных княжеств были весьма многолюдны. Так, по некоторым оценкам, численность населения столицы царства Ци — Линьцзы 临淄, насчитывала около 750 тыс. человек.

Костяк типичного города эпохи Восточного Чжоу (770-255 до н.э.) составлял дворец правителя, перед которым находился перекресток главных улиц. Городская застройка делилась на кварталы (фан 方), которые обычно окружали стены с воротами, закрывающимися с наступлением темноты. Такие внутриквартальные стены начали сносить только в X веке. С внешней стороны город окружала более мощная крепостная стена.

В городе находились алтари предков. Приблизительно с VII века появляются алтари земли и земледелия. После оформления концепции «Сына Неба», в столичных городах появляются храмы Неба, осуществлять церемонию жертвоприношения в которых мог только император.

Обязательным атрибутом города являлось существование колокольной и барабанных башен – «башен-близнецов» («утренний звон и вечерний барабан»), отсчитывающих время и предупреждающих о важных или экстраординарных событиях.

В трактатах Каогун-цзи и Мэн-цзы можно увидеть описания идеального города. Так, согласно Каогун-цзи, город должен иметь форму квадрата со стороной 9 ли (4500 метров), а согласно Мэн-цзы – 3 ли. Город делится на 9 частей, в соответствии с системой «колодезных полей» 井 цзин . Такая структура, с одной стороны, была связана с концепцией «небесного колодца» 井 (22-е из 28 зодиакальных созвездий, первое из семи созвездий южной области неба), а с другой – имела практическую направленность, помогая вести учет людей и ресурсов.

А – схема разбивки городов с двойными рядами стен. Б – реконструкция плана идеальной столицы по Каогунцзи (В.И.Лучкова, Л.В.Задвернюк Градостроительство древнего и средневекового Китая. Хабаровск, 2012)

В эпоху Чжоу правила фэншуй становятся обязательными при строительстве любых объектов, будь то жилой дом, дворец, храм или гробница. Труднее всего было выполнить правило, связанное с наличием воды на юге.

Одновременно регламентируется количество и набор помещений для каждого типа построек, их цветовая гамма и отделка. Так, например, балки во дворце правителя царства полагалось делать тесаными, полированными и инкрустированными камнями. В доме правителя провинции – тесаными и полированными, в доме главы клана — только тесаными и т.д. В императорском дворце можно было ставить колокола с четырех сторон, во дворце наследников – с трех, в доме министра – с двух, а чиновника – только с одной стороны.

В эпоху Тан окончательно формируются основные принципы китайского города:

  • Общие принципы организации пространства для всех типов застройки, основанные на принципе сыхэюань.
  • Продольное и поперечное расширение городского пространства, развитие принципа симметрии и даосского принципа «долгого пути» к цели.
  • Появление в столице и провинциальных центрах Запретного города
  • Объединение в единый ансамбль конфуцианского дома и даосского сада.
  • Усложнение наиболее значимых архитектурных элементов – крыш и входов, второстепенная роль стен и окон.
  • Иерархия сооружений выражается посредством цвета черепицы, стен и колонн, размеров и количества элементов (дворов, ярусов крыш, оберегов на крышах).

В эпохи Мин и Цин (1644-1911) концепция идеального города и жилища получает свое окончательное завершение. Основными принципами, определяющими градостроительные формы, становятся концепции инь-ян и у-син, Великая Триада, ци, даосский «долгий путь», конфуцианские идеалы семьи и общества как большой семьи, принцип «исправления имен», а также идея срединности и религиозный синкретизм.

Сыхэюань

В эпоху Чжоу появляется основная планировочная единица города – сыхэюань 四合院. В самом простом варианте сыхэюань представляет собой четырехугольный двор, ориентированный по сторонам света, по периметру которого расположены четыре одноэтажных здания с обращенными вовнутрь окнами. В зависимости от размеров семьи и её благосостояния возможны многочисленные вариации с сохранением общей структуры.

Проекция триграмм «ба-гуа» на дом-сыхэюань

Композиционная ось

В эпоху Чжоу начинает формироваться ось (по линии юг-север), на которую «нанизываются» основные здания. В период Чунь-цю (722-479 до н.э.) формируется правило «трех кабинетов и пяти ворот» 三朝五门 саньчао умэнь . В соответствии с ним, на ось «юг-север» «нанизывались» пять дворов. От главного входа, находящегося на юге, шел путь к главному павильону, где располагался тронный зал. Задняя часть (северная) была приватной. Согласно этой системе строились не только дворцовые постройки, большие дома-сыхэюань, но и монастыри.

Особенность китайской градостроительной оси – её невидимость, гипотетичность. В Европе же композиционная ось обычно открыта, и лишь в конце замыкается значимым строением.

В Китае же центральная ось скорее угадывается, постоянно перекрываясь зданиями и сооружениями, проходы через которые располагаются по бокам. Это связано с древней идеей, что злые духи-гуй 鬼двигаются только по прямой. Лишь в дни особых торжеств только император мог пройти через центральные ворота, которые специально открывались для него одного. Проход через них сопровождался многочисленными ритуалами и правилами.

Принцип симметрии оставался главным градообразующим принципом. Более древней является вертикальная симметрия (по оси «север-юг»), которую позднее дополнила горизонтальная симметрия (по оси «запад-восток»). Расцвет горизонтальной симметрии пришелся на время правления династии Тан (618-907), когда расширялись старые ансамбли. Тем не менее, ведущим оставался принцип вертикальной симметрии.

В наиболее полном виде вертикально-горизонтальная симметрия, предполагающая одновременное расширение по двум осям, наблюдается в таких памятниках, как Гугун в Пекине и Шэньяне.

Планы некоторых китайских столиц

Традиционный китайский город формировался из домов-сыхэюань, которые были объединены в кварталы. Улицы и переулки пересекались под прямым углом и были ориентированы по сторонам света. В центре города, иногда смещаясь к северу, располагался императорский дворец.

Сиань (Чанъань)

План города Чанъань в эпоху Тан. 1. Ворота Чунсюань 2. Дворец Дамин 3. Внутренний город 4. Императорский город 5. Западный рынок 6. Восточный рынок 7. Врата Миндэ

Лоян

Лоян в эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.)

Лоян в эпоху Северная Вэй (386-534)

Запретный город

Отличительная черта китайских столичных городов – это наличие Запретного города, закрытого для большинства жителей. Этот запрет связан с концепцией Сына Неба, согласно которой император предстает как связующее звено между Небом и Землей, выполняя одновременно и светские, и жреческие функции. Именно поэтому каждое действие императора строго регламентировано и сакрально.

В древности те, кто стали царями, избрали центр Поднебесной для того, чтобы заложить стольный град, центр стольного града - чтобы построить дворец, а центр дворца - чтобы возвести храм предков. (Люйши чуньцю, гл.6)

Однако, хотя правила и предписывали возведение Запретного города строго в центре, постоянно встречаются отступления, что объяснялось не только существующими природными условиями, но и определенными концепциями.

С эпохи Шан-Инь императорские комплексы разделялись по горизонтали на две части: переднюю торжественную, где проходили официальные мероприятия и заднюю приватную, где протекала жизнь императорской семьи. Граница между этими зонами проходила через главный дворец. По мере роста страны, усложнения структуры городов усложнялась и структура Запретного города. Обычно рост шел сначала по вертикальной оси, в результате чего появлялись три следующих друг за другом главных дворца-дянь 殿, а затем и горизонтальной оси.

Обязательным наличие Запретного города стало с эпохи Тан. Высокие стены, недоступность для посторонних, жесткий отбор слуг гарантировали безопасность императора. После свержения династии Юань был сначала построен Запретный город в Нанкине, первой столице династии Мин, который, к сожалению, до нашего времени не сохранился.

При третьем императоре династии Мин Чжу Ди (правил под девизом Юн-лэ) столица была перенесена в Пекин, где в начале XV века был построен поражавший воображение современников Запретный город – Гугун, или Цзыцзиньчэн 紫禁城 («Пурпурный город»). В эпоху Цин был построен Запретный город в Шэньяне, уступающий Гугуну в пышности и великолепии.

История Пекина

Пекин унаследовал все градостроительные принципы, сложившиеся в предшествующие эпохи и довел их до совершенства. Ни один другой город Китая не обладает столь ярко выраженной структурой и ясной концепцией.

Название Пекин (Peking) пошло от первых европейских миссионеров, которые восприняли его на слух в соответствии с произношением того времени. Позднее во многих западных странах оно было заменено на более точное — Бэйцзин (Beijing). Тем не менее, в России и некоторых других странах, например, в Австралии или Франции, старое название используется до сих пор. Аналогично, мы произносим Нанкин, правильное название которого – Наньцзин 南京 (Южная столица).

Пекин – один из древнейших городов Китая. Первые люди появились в этой местности еще во времена палеолита. В пещерах Чжоукоудянь обнаружены остатки синантропа, принадлежавших к виду Homo erectus. Синантропы жили здесь долгое время, о чем свидетельствует мощный культурный слой, приблизительно от 230 до 77 тысяч лет назад. Отличительной особенностью синантропов было использование огня. В антропологии до сих пор остается дискуссионным вопрос, являются ли синантропы прямыми предками современных китайцев, или же это тупиковая ветвь эволюции.

В Чжоукоудяне также обнаружены следы Homo sapiens, живших в эпоху палеолита приблизительно 27-10 тыс. лет назад. На равнинах вокруг Пекина обнаружены земледельческие неолитические поселения, возраст которых датируется IV-V тыс. до н.э.

В эпоху Чжоу область, где сейчас расположен Пекин, входила в состав царства Янь 燕. Оно занимало территорию современной провинции Хэбэй и земли к северо-востоку, в том числе и Ляодунский полуостров. Янь было меньше и слабее других из числа «семи сильнейших царств», однако имело большое стратегическое и политическое значение. Отсюда шли важные пути в Южную Маньчжурию и Северную Корею.

В 222 году до н.э. оно было завоевано Цинь. Столица государства Янь первоначально располагалась в районе деревни Дунцзялинь, в Люлихэ на территории современного района Фаншань на юго-западе Большого Пекина. Затем столица была перенесена в город Цзи 薊, который находился на территории юго-западной части современного города Пекин, на территории районов Сюаньу и Фэнтай. Цзи в переводе с китайского переводится как «бодяк японский», или, проще, чертополох. Поэтому Пекин нередко образно называют 燕京 Яньцзин (столица Янь). Для защиты от кочевников к северу от города Цзи строились оборонительные сооружения.

Начиная с эпохи Цинь будущий Пекин превратился в один из провинциальных городков неподалеку от северной границы. В эпоху Троецарствия Пекин входил в состав царства Вэй. Во время правления династии Цзинь (265-420) в горах Сишань был построен буддийский храмовый комплекс Таньчжэ 潭柘寺, где, по преданию, впоследствии была погребена принявшая буддийское монашество принцесса Мяоян, дочь хана Хубилая и, соответственно, правнучка Чингисхана. После падения династии Цзинь Пекин оказывался на территории царств Поздняя Чжао 后赵 (319-351), Ранняя Цинь 前秦 (351-395), Ранняя Янь 前燕(337-370) и Поздняя Янь 后燕 (384-409). Цзи был переименован в Ючжоу 幽州, по названию округа, в котором он находился.

В эпоху правления династии Суй (581-618) Ючжоу оказался в стратегически важном месте: в 612 году начался очередной этап войны с корейскими государствами (Когурёско-суйские войны, 598, 612-614), что, в конечном итоге, привело к падению династии Суй и воцарению Тан в 618 году. Для улучшения снабжения император Ян-ди построил сеть каналов, связавших Ючжоу с Северокитайской равниной. В память об этой бесславной войне, в 645 году император Тай-цзун построил посвященный будде Вайрочане храм Фаюань 法源寺, первоначально назывался Миньчжунсы 悯忠寺, Храм верности и сострадания (ныне на территории района Сюаньу).

После падения династии Тан началась эпоха Пяти династий и десяти царств (907-960). В 923 году тюрки-шато основали государство Поздняя Тан (929-936), которое взяло под свой контроль практически весь Северный Китай. В 936 году военачальник Ши Цзинтан 石敬瑭 поднял мятеж и обратился за помощью к киданям. Однако кидани за помощь потребовали территориальные уступки. После основания государства Поздняя Цзинь 后晋 (936-947), Ши Цзинтан (храмовое имя Гао-цзу 高祖) передал киданями шестнадцать округов, в том числе и Ючжоу.

В 938 году Елюй Яогу повелел сделать окружной центр округа Ючжоу 幽州 Южной столицей государства Ляо, дав ей официальное название Наньцзин Юдуфу 南京幽都府.

Империя Сун (960-1279), объединившая большую часть территории Китая в 960 году, попыталась отвоевать утерянные северные территории. Сунский Тай-цзу лично возглавил войска, в 979 году подошедшие к ляоскому Наньцзину и осадившие город. Город выдержал трёхмесячную осаду, пока, наконец, в сражении на реке Гаолян (к северо-западу от современного Сичжимэнь) сунская армия не была разбита киданями. После этого войска империи Сун уже никогда не заходили так далеко на север.

В 1012 году название города было изменено на Наньцзин Сицзиньфу. В 996 году была построена существующая до настоящего времени мечеть Нюцзе 牛街礼拜寺, а в 1100-1119 годах — Храм Тяньнин 天宁寺.

Е Лунли в «Истории государства киданей» так описывает Наньцзин:

Южная столица — основана Тай-цзуном.

Южная столица находится на землях области Ючжоу, которая в древности входила в состав области Цзичжоу… При династии Тан здесь для контроля над сисцами и киданями было создано Фаньянское генерал-губернаторство. После того, как Поздняя Цзинь отказалась от этих земель, на них была создана Южная столица, называвшаяся также Яньцзин, входившая в округ Сицзинь…

Императорский дворец выглядит большим и величественным. В северной части города расположены рынки, на которые свозят всё, что дарует земля и море. Буддийские храмы, в которых живут монахи, превосходят все другие на севере. Производящиеся шёлковые ткани с затканным и вышитым узором и шёлковые изделия — лучшие в Поднебесной. На плодородной почве произрастают все виды овощей, фруктов и зерна. О тутовом дереве, кудрании, конопле, пшенице, овцах, свиньях, фазанах и зайцах нечего и говорить.

Вода хороша, а почва плодородна. Среди населения распространены многочисленные ремёсла. Талантливые занимаются изучением книг, а следующие за ними упражняются в верховой езде и стрельбе из лука, невзирая на трудности…

В 1125 году кидани были изгнаны чжурчжэнями, основавшими собственное государство Цзинь. После того, как цзиньский военачальник Ваньянь Дигунай убил императора Си-цзуна и сам занял трон, в четвёртом месяце третьего года правления под девизом «Тяньдэ» (1151 год) он издал эдикт о переносе столицы из Шанцзина в Наньцзин. Город был переименован из Наньцзина («Южная столица») в Чжунду (中都 «Центральная столица»), а его полным официальным названием стало Чжунду Дасинфу (中都大兴府). Так впервые в своей истории Пекин стал столицей крупной империи.

Чжунду был окружён крепостной стеной с 13 воротами (4 в северной стене, и по 3 в каждой из остальных), остатки которой до сих пор сохранились в районе Фэнтай.

Город имел вид прямоугольника, периметр которого, согласно современным обмерам, составлял около 20 км. Стены сегодня возвышаются на 4,5 м при толщине в основании 18,5 м. Сеть улиц делила внутреннюю часть города на районы и кварталы, 12 ворот в крепостной стене являлись естественными окончаниями проспектов. Внутри столицы был построен внутренний город, стены которого (с пятью воротами) тянулись примерно на 5,5 км. На территории внутреннего города располагались императорский дворец и важнейшие государственные учреждения. В самом городе было много дворцов, храмов, палат и торговых заведений.

Один из источников того времени так описывает Чжунду:

Стены по периметру достигали 75 ли; 12 ворот - с каждой стороны по трое… Южные ворота цитадели имели надвратную многоэтажную башню. Зрелище внушительное. Трое ворот стоят в одну линию… По углам высятся многоярусные башни. Черепица на них глазурированная, золочёные гвозди, красные двери, пять ворот стоят друг за другом.

В 1198 году был сооружён каменный через реку Юндинхэ, который прославился своей красотой и был воспет многими поэтами и изображен на живописных полотнах. В , стоящей за ним, купцы останавливались на ночлег перед въездом в Пекин.

7 июля 1937 года здесь произошла стычка между солдатами японской Гарнизонной армии в Китае и ротой китайских войск, расквартированных в крепости Ваньпин, что послужило формальным поводом к началу (которую китайцы считают частью Второй мировой войны).

Даду (Ханбалык)

В 1215 году Чжунду был взят войсками Чингисхана. Монголы полностью уничтожили город. Впрочем, место было удачным, и потому монголы основали здесь свою столицу, которую назвали Ханбалык , что значит «обитель хана». Марко Поло, предположительно побывавший здесь в 1266 году, транскрибировал его как Камбала. По-китайски оно звучит как Даду 大都, «Великая столица». Монголы произносили его как Дайду.

Даду стал столицей империи, а прежняя столица – город Шанду 上都, в 275 км к северу от Пекина, стал летней столицей. Ныне это археологический памятник, где сохранились остатки укреплений, фундаментов и глинобитных стен.

Даду несколько был смещен к северо-востоку относительно руин Чжунду династии Цзинь и относительно современного центра Пекина. Он унаследовал классическую квадратную планировку китайских городов с Запретным городом внутри.

Схема Даду. Зеленым пунктиром обозначены границы Чжунду

Даду был окружен укреплениями: рвом, крепостным валом и стенами. Некоторые их фрагменты сохранились до сих пор, в 元大都城垣遗址公园.

Канал и крепостной вал города Даду

В эпоху Юань в Пекине появились хутуны , ставшие одной из его «визитных карточек». Это узкие, часто извилистые улицы, застроенные по двум сторонам одноэтажными домами-сыхэюань.

По одной из версий, слово хутун произошло от монгольских слов hot - «колодец», и hudun - «деревня», «лагерь». Первоначально хутуны были строго ориентированы по линии «запад-восток». Их соединяли переулки, ориентированные по линии «север-юг». Однако со временем застройка становилась все более хаотичной.

В эпоху Юань была построена 白塔, которая находится в одноименном монастыре в улице Фучэнмэнь и своими очертаниями повторяет знаменитую Белую пагоду в .

Примерно в это же время началась реконструкция древнего императорского . В 1267 году к западу от дворца были вырыты пруды Бэйхай, Чжунхай и Наньхай, по берегам которых был разбит парк.

Озеро Бэйхай и Белая дагоба на Нефритовом острове в парке Бэйхай

Основание столицы династии Мин

После падения династии Юань и воцарения династии Мин столица была перенесена в Нанкин. Первым императором династии Мин стал Чжу Юаньчжан (1328-1398), весьма низкого социального происхождения – его дед по отцу был старателем, а по матери – шаманом. Чжу Юаньжан получил монастырское образование, впрочем, даже будучи уже императором писал с ошибками. Позднее примкнул к разбойникам, став одним из главарей банды, а затем принял активное участие в восстании Красных повязок. Благодаря своим качествам, вскоре он становится одним из лидеров восстания.

23 января 1368 года Чжу Юаньчжан в Нанкине провозгласил себя императором и основателем новой династии – Мин 明. Правил он под девизом Хунъ-у 洪武 «Разлив Воинственности». Даду был переименован в Бэйпин 北平, что значит «умиротворенный Север».

Наследником престола был назначен Чжу Бяо (1355-1392), скончавшийся еще при жизни своего отца. Поэтому после смерти Хунъу престол перешел к его 11-летнему внуку Чжу Юньвэню (1377-1403), который правил под девизом Цзянь-вэнь 建文 «Создание культуры». Его воцарение очень не понравилось остальным сыновьям умершего императора. В свою очередь, малолетний император не испытывал теплых чувств к своим дядьям. Особенно не любил он Чжу Ди, четвертого сына императора.

Чжу Ди владел наделом со столицей в Бэйпине. Блестящий полководец, знаток военного искусства Сунь-цзы, он быстро снискал себе любовь и уважение подчиненных. В 1402 году Чжу Ди подошел к Нанкину, и перед ним открыли врата. Императорский дворец загорелся. Чжу Юньвэнь бежал и, скорее всего, погиб в огне.

Взойдя на престол, Чжу Ди жестоко расправился со сторонниками второго императора. Поскольку далеко не все поддержали его права на престол, новый император начал массовые репрессии. Среди казненных оказался и историк Фан Сяожу 方孝孺 за отказ написать представление к инаугурации. Его род и ученики были «вырезаны в десяти поколениях».

Тем не менее, несмотря на репрессии в самом начале правления, период Юн-лэ вошел в историю Китая как один из самых благополучных. Хотя император придерживался конфуцианских норм и ритуалов, он оказывал серьезную поддержку . Были проведены значительные реформы во внутренней и внешней политике, направленные на повышение экономического уровня страны внутри и распространение влияния династии Мин вовне.

Тем не менее, до конца жизни Чжу Ди опасался возвращения свергнутого императора. Он начал большое строительство в своем удельном городе, а в 1421 году перенес туда столицу, переименовав его в Пекин – Бэйцзин, что значит «Северная столица».

Если Санкт-Петербург – это город воплощенной мечты Петра Великого, то Пекин, без сомнения, это город воплощенной мечты императора Юн-лэ. Он должен был стать образцовым городом, столицей мировой империи. Расположение Пекина почти идеально соответствует правилам фэншуй: к северу от него лежат горы, с запада и востока – более низкие холмы. Сам Пекин расположен на равнине. С гор стекают реки, к югу от города протекает небольшая река Ляншуй. В самом городе были прорыты каналы и устроены озера.

Центральная ось и Пять алтарей Пекина

При Чжу Ди был построен Запретный город и величественный Храм Неба. Через Пекин протянулась 6-километровая главная ось, на которую были нанизаны основные объекты. Для обороны северных границ близ Пекина началось строительство новых участков .

1. Ворота Юндинмэнь, южный вход во Внешний город
2. Храм Неба
3. Храм Земледелия
4. Ворота Цяньмэнь
5. Улица правительственных зданий (будущая площадь Тяньаньмэнь)
6. Ворота Чэньтянь (Тяньаньмэнь)
7. Храм Императорских предков Таймяо (ныне Дворец культуры трудящихся)
8. Храм Земли и Злаков (ныне парк Сунь Ятсена)

10. Парк Бэйхай
11. Парк Цзиншань
12. Императорский город
13. Башня барабана
14. Башня колокола
15. Ворота Аньдинмэнь
16. Пропорциональный анализ центральной части Пекинской оси

В соответствии с принципами у-син, в Пекине было построено пять основных алтарей, где император регулярно проводил церемонии жертвоприношения: храмы Неба, Земли, Солнца, Луны и Шэцзи (богов Земли и Злаков).

В соответствии с правилами фэншуй, на юге селились ремесленники, на западе и востоке – более обеспеченная публика. К северу от Запретного города находились резиденции гунов – принцев, членов императорской фамилии. Кроме того, на севере, символизирующем мудрость, располагаются , к северо-западу от нее в конце XIX века возник университетский городок – университеты Цинхуа, Бэйда (Пекинский университет), ряд вузов, Академия наук Китая и зона инновационного развития — .

Еще дольше, ближе к горам, находятся парки: , Ботанический сад с Храмом Спящего Будды, (Ароматные холмы) и другие.

Пекин мыслился как центр мира. Запретный город и окружавший его Императорский город были окружены соответствующими алтарями, где император, считавшийся Сыном Неба, совершал жертвоприношения. Но главным в городе был, конечно, центр. В Пекине их два – собственно Запретный город, где проживал император и лежащая к югу от него площадь Тяньаньмэнь, «народное сердце Китая», как её называют.

Площадь Тяньаньмэнь

Над троном императора в Зале Сохранения Гармонии находится надпись из четырех иероглифов: 皇建有极 Хуан цзянь ю цзи . Иероглиф цзи («предел», ср. с 太极 Тайцзи - ) означает также срединность (中 чжун ), срединный путь (中道 чжундао ), Путь (道 дао ). Таким образом, смысл фразы заключается в том, что император, управляя государством, должен ограничивать себя, придерживаться принципов срединности, беспристрастности, умеренности.

С северной стороны Гугуна на рукотварных холмах расположен парк Цзиншань 景山. Это – так называемый «малый дракон», холм, лежащий к югу от больших гор.

В Гугуне находятся несколько больших мраморных барельефов с изображениями драконов. — это не только символ Китая и китайской нации, но и императора.

В Гугуне немало и других сакральных изображений — черепаха (символ долголетия), журавль (символ супружеской верности), львы (символ царственности) и другие.

Каждое здание, каждый архитектурный элемент Гугуна таит в себе глубочайший смысл. Здесь все является символом и выражает идею сакральной власти Сына Неба, простирающейся на всю Поднебесную, дарующую покой и процветание подданным.

Пекин как центр мира

Таким образом, если мы посмотрим на план Императорского города, Гугуна и центральной части Пекина, мы увидим вот такую картину:

Образ «Великой Триады» (Небо, Земля, Человек)

Здесь наглядно видна миссия императора. Он – Сын Неба, который находится в пространстве между Небом и Землей (символически выраженного вратами Небесного спокойствия Тяньаньмэнь на юге и вратами Земного спокойствия Ди’аньмэнь на севере, а также круглым Храмом Неба на юге и квадратным Алтарем Земли на севере). Задача императора – это поддержание гармонии между Небом и Землей.

Сакральный центр китайского мира — это зал Срединной Гармонии, где через сдачу государственных экзаменов «получали посвящение» будущие чиновники.

Получение государем небесного повеления ниспосылается [согласно] замыслам Неба. Поэтому его звание – «Сын Неба». Он должен взирать на Небо, как на отца, и служить Небу [в соответствии] с путем сыновней почтительности. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Глубокое исследование смысла имен и званий»).

Тот, кто в древние времена изобрел письменность, нарисовал три горизонтальные черты и соединил их посередине вертикальной чертой, назвав этот иероглиф «царь» 王. Три горизонтальные черты – это небо, земля и человечество, а вертикальная, проходящая посередине, объединяет принципы всех трех (Дун Чжуншу, «Как путь царя объединяет триаду»).

Центральную часть Пекина часто ассоциируют с Драконом, головой обращенным к югу. Голова дракона простирается от ворот Чжэнъянмэнь до ворот Умэнь. Его тело — это Гугун, Запретный город. Хвост дракона тянется от центрального холма в парке Цзиншань к башням Колокола и Барабана и севернее.

С учетом всего вышесказанного, если мы внимательно посмотрим на карту исторической части Пекина, мы увидим вот такую картину:

Иероглиф 中 чжун («середина»), проецируемый на центральную часть Пекина

Здесь четко видна Центральная ось, которая с некоторыми отклонениями протягивается почти от Храма Неба на юге к башням Колокола и Барабана на севере. Почти в её центре находится квадрат, образованный стенами Запретного города и каналом вокруг него.

Ось, проходящая через Храм Неба, фото 1980-х годов

Парк Цзиншань к северу от Запретного города с его горой символизирует ян — мужское, активное, светлое начало. Река Цзиньшуй южнее Запретного города символизирует инь — женское, пассивное, темное начало. На юге находится Храм Неба, на севере — Алтарь Земли, то есть инь содержит в себе ян, а ян — инь. По обе стороны от сакрального центра — алтари Солнца и Луны.

Пересечение центральной оси и стен Запретного города образуют иероглиф 中 чжун — «центр», «срединность». В его центре расположен Зал Срединной Гармонии 中和 чжунхэ. Это и есть главное «послание» Пекина миру. Гармония и Срединность, Срединная Гармония, единство Неба, Земли и Человека.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Первые сведения о Пекине в исторических хрониках относятся к XI в. до н.э., когда историк Сыма Цянь в своих «Исторических записках» пишет: «Чжоуский У-ван, разгромив иньского правителя Чжоу, пожаловал Шао-гуну земли в Северной Янь».

Столичным городом владений Янь стал город Цзи, располагавшиеся в юго-западной части современного Пекина. Известное название Пекина - «Яньцзин» можно перевести как «столица Янь».

История Пекина в период китайской империи

После покорения царства Янь империей Цинь город Цзи становится провинциальным городом на северных границах государства.

После краткого расцвета империи Цинь на смену ей пришла династия Хань. При новой династии Пекин, а точнее, город Цзи становится столицей округа Ючжоу.

После нашествия степняков, уничтоживших государство Цзинь, город Цзи входил в состав различных варварских государств.

В 386 году северная часть Китая была объединена династией Северная Вэй. Город Цзи снова становится столицей округа. В тот же период его называют Ючжоу, как и весь округ. В истории Пекина это время стало периодом расцвета города.

Во время войн с корейскими государствами были построены многочисленные каналы, использовавшиеся для доставки войск и снабжения их продовольствием.

В 755 году в Ючжоу было поднято восстание во главе с Ань Лушанем, приведшее к гражданской войне и распаду единого государства.

История Пекина при династиях Ляо и Цзинь

В 938 году правитель династии Ляо - Елюй Яогу приказал сделать город Ючжоу столицей своего государства. Официальным названием Ючжоу стало Наньцзин Юдфу. В 1012 году название города сменили на Наньцзин Сицзиньфу.

В 1125 году племена чжурчженей разгромили государство Ляо и основали собственную династию Цзинь. В 1151 году в Наньцзин была перенесена столица с одновременным переименованием города в Чжуду Даснфу.

Драматичным событием истории Пекина , тогдашнего Чжуду Даснфу стало монгольское вторжение.

Город Чжунду был сильно укреплен, его окружала мощная крепостная стена, в которой было 13 ворот. Однако эти сильные укрепления не смогли защитить город от монгольских войск, которые полностью уничтожили город.

Пекин при династиях Юань и Мин

В 1264 году правитель монгольского государства, в которое входил и Китай, решил основать недалеко от руин Чжуду столицу своего государства. После завершения постройки город получил название Ханбалык, по-китайски называвшийся Дайду.

В результате антимонголского восстания к власти приходит Чжу Юаньчжань, ставший первым императором династии Мин. После захвата Дайду город становится столицей новой династии.

История Пекина при династии Цин

После падения династии Мин Пекин был захвачен маньчжурскими войсками, которые установили свое правление. В этот период город стали называть по-манчжурски Гемун-хэцэн и по-китайски Цзинши.

При новых правителях старая планировка города была сохранена, земли за пределами городских стен были розданы в собственность высокопоставленным маньчжурам.

В 1827 году произошло важнейшее событие не только в истории Пекина , но и всего Китая. В этот год в Пекин были приглашены театральные труппы из провинций Аньхой и Хубей, что впоследствии привело к появлению в 1854 году знаменитой пекинской оперы.

В ходе Второй Опиумной войны в 1860 году город был занят англо-францускими войсками, была сожжена часть дворцового комплекса. После подписания мирного договора к юго-востоку от Запретного города был построен специальный Посольский квартал для размещения дипломатических резиденций.

История Пекина в период Китайской республики

После Синьхайской революции 1911 года власть династии Цин была свергнута и была провозглашена Китайская республика. Эта революция оказала огромное влияние на дальнейшую историю Пекина .

Свержение династии Цин и провозглашение республики привело к сложной политической ситуации, вылившейся в гражданскую войну, названную также эрой милитаристов. В этот период страна была поделена между различными военными группировками, враждовавшими между собой.

Однако гражданская война не помешала властям города приступить к масштабным работам по перепланировке города. Было разбито несколько крупных садов на территориях старых императорских садов и храмов.

Партия Гоминьдан, сосредоточившая власть в своих руках, перенесла столицу Китая в Нанкин.

В ходе японо-китайского конфликта 1937 года японская армия атаковала Пекин и практически моментально овладела городом. Захват японцами Пекина стал началом длительной войны.

После захвата города японцы создали марионеточное правительство Китайской республики. После капитуляции японцев Пекин вернулся под китайское управление.

История Пекина - столица коммунистического Китая

После китайско-японской войны, в которой партия Гоминьдан и коммунисты были союзниками, в стране началась гражданская война. Прежние союзники стали злейшими врагами.

31 января 1949 года коммунистическая Народно-освободительная армия вошла в Пекин. Вскоре правительство Гоминьдана бежало на остров Тайвань.

Пережив множество потрясений, Пекин становится столицей Китайской Народной Республики.

Пекин - один из древнейших городов мира. Его история, так же как история самого Китая, насчитывает минимум три с половиной тысячи лет.

Поселения в районе, где сейчас находится столица Китая, существовали еще на заре человеческой истории: около 150 тысяч лет назад, а возможно и много раньше, в пещерах горы Лунгушань, что к юго-западу от Пекина, селились представители вида Homo Erectus, вероятного предка человека. Позднее, около 10-20 тысяч лет назад там жили древние люди, Homo Sapiens. Так же данные археологических раскопок показывают, что люди жили и занимались сельским хозяйством на равнинах вокруг нынешнего Пекина и в эпоху неолита, около 6-7 тысяч лет назад.

Первое письменное упоминание о поселении в этом месте относится к 11 веку до н.э. Тогда на юго-западе территории современного Пекина находился населенный пункт Цзи. Судя по сохранившимся до нашего времени источникам, некоторое время он был независимым городом - государством, но затем, приблизительно в 9-8 веках до н.э. слился с царством Янь и стал его столицей. В 3 веке до н.э. это царство было разрушено и появилось новое - Цинь , первое централизованное государство в истории Китая. Цзи превратился в незначительный городок на его северной окраине Цинь. Империя просуществовала недолго, и ее сменило государство Хань , а Цзи стал столицей округа Ючжоу. Династия Хань просуществовала около четырех столетий. Относительно стабильная и спокойная, эта эпоха во многом стала примером для последующих. Считается, что именно тогда сложились характерные обычаи и культура Китая, существующие и поныне.

Период с 220 по 280 годы, когда империя Хань разделилась на три части, известен как эпоха Троецарствия . Тогда округ Ючжоу и его центр город Цзи стали частью одного из трех воюющих государств. Самый известный памятник того времени, сохранившийся до наших дней - буддийский храмовый комплекс Таньчже , находящийся недалеко от Пекина.

Очень скоро Китай вновь стал единой страной - империей Цзинь , а центром округа Ючжоу - другой город. Но и эта империя не просуществовала долго, и в начале 3 века на его месте появилось шестнадцать варварских государств, образованных кочевыми племенами. В течение нескольких десятилетий город Цзи переходил от одного царства к другому, пока, наконец, не стал частью объединившегося Северного Китая. Тогда он получил название Ючжоу - по имени округа, центром которого вновь стал.

Вплоть до 7 века статус города Ючжоу меняется мало. С 618 по 907 гг в Китае правит династия Тан , и в этот период Китай становится сильной и стабильной страной. Самый могущественный император династии Тан, Тай Цзун, построил храм Фаюань , который сейчас является достопримечательностью Пекина.

В начале 8 века на границах империи для защиты от набегов кочевых племен были созданы оборонительные пункты с военачальниками, имеющими довольно большую власть, можно сказать, генерал - губернаторами. В округе Ючжоу так же была создана такая ставка, во главе которой находился военачальник Ань Лушань.

Мятеж Ань Лушаня в Ючжоу стал одним из самых кровопролитных вооруженных конфликтов в истории человечества. Число жертв восстания, продлившегося десять лет, исчислялось в миллионах. Считается, что этот мятеж стал одним из факторов, ослабивших империю Тан и приведших к ее распаду в начале 10 века. Возможно, именно с этого и началось возвышение будущего Пекина. Когда после нескольких десятилетий смуты, возникло государство Ляо , город Юджин стал его южной столицей и получил новое имя - Наньцзин Юдуфу. В этот период были построены буддийский храм Тяньнин и мечеть Нюцзе , так же сохранившиеся в современном Пекине. После разгрома государства Ляо город переименовывают в Чжунду Дасинду - Центральную столицу - и он впервые становится главным городом крупного государства - Цзинь.

В 1215 году монголы во главе с Чингисханом разорили царство Цзинь и сожгли Чжунду дотла. Однако уже через несколько десятилетий, в 1264 году хан Хубилай решил построить рядом с развалинами свою столицу. Она получила название Ханбалык («Город хана» по монгольски) или Даду («Великая столица» на китайском).

В середине 14 века после долгой борьбы Китай освободился от монгольского владычества и в стране воцарилась династия Мин . После того, как столицей несколько лет был город Нанкин, сын первого императора вернул столицу в Даду и дал городу имя Бейцзин. Именно это название в русском языке читается как Пекин.

С 1425 по 1650 гг Пекин был крупнейшим городом мира. В тот период были построены знаменитые памятники архитектуры Запретный Город и Храм Неба , а также часть Великой Стены , что проходит недалеко от столицы.

Город быстро рос и развивался, что породило проблемы, типичные для средневековья - уже к середине 15 века леса вокруг города в основном были сведены, а теснота и антисанитария городских кварталов стала причиной нескольких эпидемий.

В 1616 году в Китай вторглись манчжуры. Они основали династию Цин , которая оставалась у власти несколько столетий - вплоть до революции 1911 года. Все это время Пекин был столицей государства.

После революции Китай распался на отдельные регионы, контролируемые военными правителями. Этот период длился до 1928 года. Но и после в течении примерно двадцати лет страну раздирали гражданская, японско - китайская, вторая мировая войны и внутренние политические конфликты. В течении этого времени Пекин не раз переходил из рук в руки, переименовывался из Бейпина в Бейцзин и обратно, и то становился столицей, то уступал эту роль городу Нанкин, пока, наконец, 1 октября 1949 года Мао Цзедун не объявил о создании Китайской Народной Республики со столицей в Пекине.

С тех пор город вырос и сильно изменился. Старинную крепостную стену разрушили еще в 1960-х годах, что бы построить вторую кольцевую автодорогу, а сейчас построена уже шестая. В связи с бурным и неконтролируемым ростом столица столкнулась с множеством проблем - загрязнение воздуха, дорожные пробки, разрушение памятников архитектуры, а так же приток мигрантов из деревень. В 2005 году правительство приняло несколько решений, что бы улучшить положение, в частности о расширении территории города только на запад и на восток, в противовес предыдущему плану, по которому развитие должно было идти радиально - во все стороны.

В 2008 году в Пекине прошли Летние Олимпийские игры. Подготовка к ним также дала некоторый толчок к улучшению экологической и социальной ситуации в городе. Были построены дополнительные линии метрополитена, третий терминал аэропорта, современные стадионы, новые концертные залы и многое другое.

Сейчас Пекин - один из крупнейших городов мира и третий по численности населения в Китае. Это место с тысячелетней историей, где мирно уживаются древнейшие памятники архитектуры и сооружения, воплощающие новейшие достижения инженерной мысли.

История Пекина

1 Доисторические времена
2 Времена начала китайской государственности
3 Первые китайские империи
4 Династии Ляо и Цзинь
5 Династия Юань
6 Династия Мин
8 Китайская республика
9 Китайская народная республика

найдены кости синантропов - представителей вида Homo erectus, живших в этих местах в промежутке от 77 до 230 тысяч лет назад.

В пещерах обнаружены и следы представителей вида Homo sapiens, живших в этих краях во времена палеолита, в промежутке от 27 до 10 тысяч лет назад. На равнинах вокруг Пекина археологами обнаружены остатки поселений времён неолита, свидетельствующие, что уже 6-7 тысяч лет назад в этих местах люди занимались сельским хозяйством.

2. Времена начала китайской государственности

Шао-гун Ши был из одного рода с основателем дома Чжоу и носил родовую фамилию Цзи. Чжоуский У-ван, разгромив иньского правителя Чжоу, пожаловал Шао-гуну земли в Северной Янь.

земли от набегов варваров. Так как эти земли с севера ограничивались горами Яньшань, то по названию гор и весь удел стали называть «Янь».

Цзи 薊), который находился на территории юго-западной части современного Пекина, на территории районов Сюаньу и Фэнтай. Изначально он был отдельным городом-государством (Конфуций упоминает, что правители Цзи были потомками Хуан-ди), но примерно в IX-VIII веках до н. э. был поглощён Янь и стал его столицей; ранее столица Янь размещалась в районе деревни Дунцзялинь, что в Люлихэ на территории современного района Фаншань (именно там обнаружены остатки обнесённого стеной поселения и могилы порядка 200 знатных людей). По этим причинам Пекин часто образно называют Яньцзин (кит. 燕京, «столица Янь»). Как и последующие правители Пекина, царство Янь всё время находилось под угрозой нападения кочевников из северных степей, и поэтому строило оборонительные сооружения вдоль своих северных границ.

В III веке до н. э. царство Янь было уничтожено царством Цинь, образовавшим первую централизованную империю в истории Китая.

3. Первые китайские империи

С образованием империи Цинь город Цзи стал всего лишь провинциальным городком возле её северной границы. Цинь было высокоцентрализованным государством, и в рамках унификации административно-территориального деления была разделена на 48 областей-цзюнь (кит. 郡), две из которых находились на территории современного города центрального подчинения Пекин: Цзи стал столицей области Гуанъян (кит. 广阳郡), а севернее, на территории современного уезда Миюнь, была создана область Юйян.

Империя Цинь оказалась короткоживущей, и вскоре её сменила империя Хань. Поначалу узы централизации были ослаблены, и город Цзи превратился в удел Гуанъян 广阳国), однако в 106 году до н. э. император У-ди разделил территорию империи на 13 округов-чжоу (кит. 州), и Цзи стал столицей округа Ючжоу (кит. 幽州).

В эпоху Троецарствия, когда вместо одного государства на территории Китая образовалось сразу три, 10 из 13 ханьских округов (включая Ючжоу) достались царству Вэй. Впоследствии, когда Китай вновь объединился воедино, образовав государство Цзинь, Цзи потерял свой статус окружного центра (административным центром Ючжоу стал современный Чжосянь провинции Хэбэй). В этот период в горах Сишань был выстроен буддийский храмовый комплекс Таньчжэ.

В 304 году государство Цзинь было уничтожено степняками, которые образовали на его месте шестнадцать варварских государств. В этот период территория современного Пекина по очереди входила в состав государств Ранняя Цинь, Поздняя Чжао, Ранняя Янь и Поздняя Янь. Наконец, в 386 году северный Китай оказался объединённым под властью династии Северная Вэй, и Цзи вернул себе статус окружного центра. Однако в связи с тем, что ещё в 370 году был создан округ Цзичжоу на территории современного Тяньцзиня (там до сих пор существует уезд Цзи), то город Цзи, находящийся на месте современного Пекина, стали называть Ючжоу

равниной. Эти войны были продолжены сменившей династию Суй династией Тан; в память о жертвах этих войн император Тай-цзун воздвиг в 3 км к юго-востоку от Ючжоу храм Фаюань.

переименован в область Фаньян (кит. 范阳郡), однако уже в 758 году вернул себе старое название Ючжоу. Начиная с 710 года в приграничных районах для защиты от набегов кочевников стали учреждаться генерал-губернаторства, во главе которых вставали цзедуши; Ючжоу стал штаб-квартирой Фаньянского цзедуши , который должен был защищать империю Тан от си и киданей. В 755 году в Ючжоу восстал в северный Китай, что в итоге привело к возвышению Пекина.

После распада империи Тан в начале X века в Китае началась эпоха пяти династий и десяти царств. На севере Китая в это время сменяли одна другую династии, правившие всего по несколько лет. В 923 году тюрки-шато основали династию Поздняя Тан, которая на пике своего могущества контролировала почти весь Северный Китай. В 936 году военачальник Ши Цзинтан решился на мятеж, и при этом обратился за помощью к киданям. За помощь кидани потребовали территориальных уступок. Когда Ши Цзинтан провозгласил основание династии Поздняя Цзинь, то был вынужден передать киданями шестнадцать округов (включая Ючжоу) за их поддержку.

幽州) Южной столицей государства Ляо, дав ей официальное название Наньцзин Юдуфу (кит. 南京幽都府).

Империя Сун, объединившая большую часть территории Китая в 960 году, попыталась отвоевать утерянные северные территории. Сунский Тай-цзу лично возглавил войска, в 979 году подошедшие к ляоскому Наньцзину и осадившие город. Город выдержал трёх месячную осаду, пока, наконец, в сражении на реке Гаолян (к северо-западу от современного Сичжимэнь) сунская армия не была разбита киданями. После этого войска империи Сун уже никогда не заходили так далеко на север.

Наньцзин Сицзиньфу . В 996 году была выстроена существующая до настоящего времени мечеть Нюцзе, а в 1100-1119 годах - Храм Тяньнин.

В 1125 году кидани были изгнаны чжурчжэнями, основавшими собственное государство Цзинь. После того, как цзиньский военачальник Ваньян Лян убил императора Си-цзуна и сам занял трон, то в четвёртом месяце третьего года правления под девизом «Тяньдэ» (1151 год) он издал эдикт о переносе столицы из Шанцзина в Наньцзин. Город при этом был переименован из «Наньцзин» («Южная столица») в «Чжунду» («Центральная столица»), а его полным официальным наименованием стало Чжунду Дасинфу 中都大兴府). Так впервые в своей истории Пекин стал столицей крупной империи.

Чжунду был окружён крепостной стеной с 13 воротами (4 в северной стене, и по 3 в каждой из остальных), остатки которой до сих пор сохранились в районе Фэнтай. В 1198 году был сооружён каменный мост Лугоуцяо через реку Юндинхэ.

5. Династия Юань

Полвека на месте Чжунду были лишь развалины. В 1264 году Хубилай решил отстроить выстроить рядом с этим местом собственную столицу. Строительством руководили архитекторы Лю Бинчжун и Амир ад-Дин. После основания в 1271 династии Юань город стал новой столицей империи (прежняя ставка Хубилая - Шанду - получила статус «летней столицы»). По-монгольски город называли Ханбалык («Город хана»), по-китайски - Дайду («Великая столица»).

Новый город был выстроен северо-восточнее разрушенного Чжунду, вокруг реки Гаолян, превращённой в шесть «морей» (озёр): Хоухай, Цяньхай, Сихай (вместе известных как Шичахай), Бэйхай, Чжунхай и Наньхай (вместе известных как Чжуннаньхай). Чтобы ещё больше улучшить водоснабжение города, инженер Го Шоуцзин построил сеть каналов, с помощью которых вода из родников с находящейся на северо-западе горы Юйцюань через водохранилище Куньминху стала поступать к Ханбалыку. Удлинение Великого канала позволило баржам с зерном из южных провинций разгружаться прямо в центре города, что также способствовало росту населения.

6. Династия Мин

В 1368 году Чжу Юаньчжан, вскоре после провозглашения себя первым императором династии Мин в Нанкине, отправился походом на Даду. Последний юаньский император, Тогон-Тэмур, бежал в Шанду, а генерал Сюй Да, заняв город, сровнял с землёй юаньские дворцы. Сам город был переименован в Бэйпин (кит. 北平, «Северное умиротворение»); столицей нового государства стал Нанкин.

задачей была защита китайских земель от возможного нападения монголов с севера. Так как старший сын Чжу Юаньчжана умер ещё при его жизни, то после смерти императора в 1402 году престол унаследовал 16-летний внук, что не понравилось живым сыновьям Чжу Юаньчжана. В ходе быстротечной гражданской войны Чжу Ди одержал победу, и в 1403 году стал новым императором. В 1421 году он перенёс столицу империи из Нанкина в Бэйпин, и переименовал город в 北京, «Северная столица», в русской традиции читается как Пекин та часть Великой стены, что проходит по территории города центрального подчинения Пекин, в основном была построена именно при династии Мин.

В 1550 году монгольский Алтан-хан совершил набег на Пекин. Он разграбил северные пригороды, но не пытался атаковать сам город. Чтобы защитить южные пригороды, где находился, в частности, Храм Неба, были построены дополнительные городские стены, образовавшие т. н. «Внешний город».

С XV по XIX век Пекин был если не самым крупным, то одним из крупнейших городов мира. Чтобы обеспечить едой бурно растущее городское население, а также армейский гарнизон, у окончания Великого канала были возведены Цзинтунские склады. Зерно с этих складов использовалось, чтобы сдерживать цены на продовольствие, однако рост население и увеличение спроса делали эту политику всё менее эффективной.

Поначалу пекинцы для приготовления пищи и обогрева использовали дерево. В связи с быстрым ростом населения к середине XV века леса вокруг Пекина оказались в основном вырубленными, и жители города стали переходить на использование угля, добываемого в горах Сишань. Этот переход ухудшил условия жизни в городе и привёл к возникновению проблем с экологией.

За время династии Мин Пекин пережил 15 эпидемий, в том числе несколько вспышек чумы. Системе здравоохранения удалось справиться со всеми, кроме эпидемии 1643 года, унёсшей порядка 200 тысяч жизней горожан. Эти потери резко уменьшили обороноспособность города, и он был взят восставшими крестьянами под руководством Ли Цзычэна, что привело к падению династии Мин. Командующий последней боеспособной армией страны, У Саньгуй, ради того, чтобы отбить столицу у повстанцев, объединился с маньчжурами и открыл для них проходы в Великой стене. В мае 1644 года Ли Цзычэн был разбит в Шаньхайгуаньском сражении, и объединённые войска маньчжуров и У Саньгуя двинулись к Пекину.

7. Династия Цин

Маньчжурские войска под командованием Доргоня вошли в Пекин под лозунгом изгнания Ли Цзычэна. Телу последнего императора династии Мин были устроены государственные похороны, вновь получили назначения чиновники династии Мин. Однако уже в октябре малолетний маньчжурский император Фулинь был перевезён из Шэньяна в Запретный город, а Пекин стал новой столицей маньчжурского государства Цин. Во время правления династии Цин город также именовался 京师, «Столичный город»), или по-маньчжурски .

Маньчжуры в целом сохранили планировку Пекина внутри городских стен. Каждому из восьми маньчжурских «знамён» были назначены для охраны одни из ворот Внутреннего города, возле которых члены этого «знамени» и селились. За пределами городских стен земля была роздана высокопоставленным маньчжурам.

К северо-западу от города императоры династии Цин разбивали садово-дворцовые комплексы. В 1684 году на месте бывшего парка Цинхуа был построен парк Шанчунь. В начале XVII века началось возведение садово-дворцового комплекса Юаньминъюань, а в 1750 году был построен Ихэюань; оба эти дворца символизировали пик могущества династии Цин, и были уничтожены европейскими войсками во время её упадка.

В 1790 году на празднование 80-летия императора Цяньлуна были приглашены четыре театральные труппы из провинции Аньхой. С той поры аньхойские труппы стали постоянными выступающими при дворе. В 1827 году Даогуан пригласил для выступления параллельно с аньхойцами ещё и труппы из провинции Хубэй. Из смешения аньхойского и хубэйского театральных стилей к 1845 году сложилась знаменитая пекинская опера.

В 1813 году группа боевиков из буддийской секты «Белый лотос» совершили неожиданное нападение на Запретный город. Они были отбиты охраной, но для контроля за населением власть после этого ввела систему круговой поруки ( ).

В 1860 году, во время Второй опиумной войны, англо-французские войска уничтожили цинскую армию в ходе сражения у моста Балицяо, разграбили дворец Юаньминъюань и заняли Пекин. В наказание за убийство европейских парламентёров Юаньминъюань был сожжён; Запретный город пощадили ради церемонии подписания мирного договора. Цинским властям пришлось согласиться на размещение в городе дипломатических резиденций западных государств. Для этого был выделен район к юго-востоку от Запретного города, ставший известным как Посольский квартал. В 1886 году вдовствующая императрица Цыси отстроила Юаньминъюань вновь, пустив на это средства, предназначенные для строительства флота.

После поражения Китая в войне с Японией в 1895 году и подписания унизительного Симоносекского договора Кан Ювэй и Лян Цичао начали движение за реформирование Китая. Под влиянием их идей император Гуансюй в 1898 году начал «Сто дней реформ». Встревоженная этими реформами, Цыси с помощью своего кузена Жунлу и генерала Юань Шикая устроила переворот, заключив императора под стражу на острове посреди озера в парке Бэйхай. Одним из результатов этого краткого периода реформ стало основание Пекинского университета.

В 1898 году в провинции Шаньдун началось восстание ихэтуаней. Весной 1900 года ихэтуани вошли в Пекин, и началась 55-дневная Осада Посольского квартала в Пекине. К концу лета войска Альянса восьми держав пробились к Пекину, взяли город и оккупировали северо-восток Китая. Цыси бежала в Сиань, взяв с собой императора, и не возвращалась до подписания Заключительного протокола, в соответствии с которым, в частности, Китаю пришлось выплачивать гигантскую контрибуцию. На деньги, полученные в результате выплаты этой контрибуции, правительство США учредило программу по обучению китайских студентов за границей. В рамках этой программы в садах Цинхуа к северо-западу от тогдашнего Пекина был основан американский колледж, который в 1912 году был переименован в Университет Цинхуа.

В 1911 году Синьхайская революция свергла власть династии Цин, была провозглашена Китайская республика. Пекин остался столицей государства, однако политическая нестабильность в стране привела к длительной гражданской войне, в ходе которой Пекин стал местом борьбы различных военных фракций и не раз переходил из рук в руки.

и зонирования. С запада через Японию в Китай пришла идея городских парков, где бы могли отдыхать простые люди, и она пришлась по душе как пекинским властям, так и простым жителям. В парки были преобразованы территории некоторых из бывших императорских садов, а также земли некоторых храмов. Городские власти также начали серьёзную работу по внедрению в городе современных стандартов санитарии и гигиены.

Когда по окончании Первой мировой войны Парижская мирная конференция решила не возвращать Китаю захваченные Японией бывшие германские концессии в провинции Шаньдун, то 4 мая 1919 года на площади Тяньаньмэнь состоялась массовая студенческая демонстрация протеста. С этой демонстрации началось «Движение 4 мая», оказавшее огромное влияние на политическую жизнь Китая.

В 1927 году партия Гоминьдан объявила альтернативной столицей Китая Нанкин, а 8 июня 1928 года Национально-революционная армия установила контроль над Пекином, который был переименован в (кит. 北平, «Умиротворённый север»).

7 июля 1937 года, вслед за инцидентом у моста Марко Поло японцы атаковали Бэйпин, и к 29 июля установили полный контроль над городом (переименовав его назад в Пекин). Так началась японо-китайская война. Чтобы управлять оккупированными территориями Северного Китая, японцы создали марионеточное Временное правительство Китайской республики, столицей которого стал Пекин. 30 марта 1940 года «Временное правительство» было слито с «Реформированным правительством Китайской республики» в прояпонское марионеточное правительство Китайской республики со столицей в Нанкине, хотя де-факто всю войну Пекин оставался независимым от Нанкина.

После капитуляции Японии в августе 1945 года Бэйпин вернулся под китайский контроль. Во время войны партия Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая были союзниками, однако теперь между ними началась гражданская война. В конце 1948 года Народно-освободительная армия Китая начала Бэйпин-Тяньцзиньскую операцию, и 31 января 1949 года Фу Цзои, командовавший обороной Бэйпина, перешёл на сторону коммунистов и сдал Бэйпин без боя; войска Фу Цзои влились в ряды НОАК.

9. Китайская народная республика

1 октября 1949 года Мао Цзэдун провозгласил на площади Тяньаньмэнь образование Китайской народной республики. Бэйпин был вновь переименован в Пекин, он снова стал столицей Китая.

Новые власти взялись за перестройку города. Были снесены старые городские стены, а на их месте проложены улицы, в настоящее время образующие Вторую кольцевую автодорогу. К 1959 году (к 10-й годовщине образования КНР) на площади Тяньаньмэнь были возведены Памятник народным героям, Дом народных собраний и Национальный музей Китая.

Будучи столицей Китая, Пекин был в гуще политической жизни страны. В годы Культурной революции (1966-1976) он был центром активности хунвэйбинов, в 1976 году здесь произошёл Тяньаньмэньский инцидент, когда несмотря на запрет властей миллионы людей пришли почтить память умершего премьера Чжоу Эньлая, а в 1989 году здесь прошла серия демонстраций, подавленных войсками.

Начатая Дэн Сяопином политика реформ и открытости привела к бурному росту Пекина в 1990-х годах; в окружавшей город сельской местности выросли новые районы. Однако быстрая модернизация и резкий рост населения привели к многочисленным проблемам: напряжённое уличное движение, загрязнение окружающей среды, разрушение исторической застройки, большое количество мигрантов из деревень. Загрязнённость воздуха привела к тому, что в 1993 году город не смог выиграть заявку на проведение Олимпийских игр 2000 года. В 2005 году городское правительство попыталось взять проблемы под контроль, разрешив развитие города лишь в восточном и западном направлениях (прежний перспективный план предусматривал развитие города в радиальных направлениях от центра во все стороны). Усилия городских властей принесли свои плоды, и Летние Олимпийские игры 2008 года прошли в Пекине на высочайшем уровне.