Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

В вундт является создателем. Вильгельм вундт краткая биография и интересные факты

Вильгельм Вундт (1832-1920), бесспорно, основателем современной психологии и в частности отцом экспериментальной психологии.

Родился ученый в городке Некарау в Германии в дружной семье лютеранского пастора. Старший брат Вундта учился вдали от дома в закрытой школе, поэтому Вундт мог наслаждаться положением единственного ребенка. Воспоминания о детстве однако ни были полностью безоблачными и лишенными травматических переживаний. Вундт вспоминал, что однажды получил от отца пощечину за то, что не заметил своего учителя. Будущий психолог чувствовал одиноким и стать знаменитым писателем.

В детстве с Вундтом произошла примечательное событие. Во втором классе его воспитателем был молодой священник, родителей помощник. Когда его перевели в другое прихода, мальчик настолько переживал, что родители были вынуждены позволить ему поехать со своим наставником. В его доме Вундт прожил до 13 лет.

Семья Вундту была достаточно образованной, его родственники прославились в различных областях деятельности. Парень довольно рано начал разочаровывать своих родителей, он значительно отставал от сверстников, часто проваливал экзамены. Впоследствии начал учиться лучше и в 19 лет смог поступить в университет, где в то же время учились Иоганнес Мюллер и Дюбуа-Раймон.

Ученый получил медицинское образование в четырех немецких университетах, в частности, в знаменитых Тюбингене и Берлине, однако практической медициной не занимался никогда. Научную деятельность Вундт начал в Гейдельбергском университете, где получил докторские степени по философии и медицины, а в 1858 г.. Стал ассистентом профессора Г. Гельмгольца и был привлечен к исследованию проблем различных естественных наук, интересовали этого чрезвычайного ученого.

В 1864 г.. Он получает должность адъюнкт-профессора и работает в Гейдельберге еще 10 лет. В 1867 г.. Вундт читает в университете первый на то время курс лекций по физиологической психологии.

Вундт работал продуктивно. Первые его научные работы были посвящены физиологии человека. В 1863 вышла в свет книга "Лекции о душе человека и животных", которая неоднократно переиздавалась при жизни Вундта. Она посвящена вопросам психофизики и главным образом проблеме определения времени реакции, ученый описывает свои эксперименты, проведенные в домашней плохо оборудованной лаборатории. В своих трудах Вундт впервые высказывает мысль о необходимости создания экспериментальной психологии и ставит вопрос о разработке ее методов.

В 1874 г.. Вундт получил приглашение преподавать логику в Цюрихском университете (Швейцария), однако уже через год вернулся в Германию, и в дальнейшем его научная деятельность полностью связана с Лейпцигским университетом. Более

40 лет он преподавал в этом заведении философию и даже занимал должность ректора.

В 1879 г.. Вундт на собственные средства создает свою знаменитую первую в мире психологическую лабораторию, которая со временем превращается в Институт экспериментальной психологии, прообраз современных исследовательских институтов.

Лаборатория сначала сплотила всех желающих изучать философию и психологию в немецких университетах, а вскоре стала центром для выпускников американских и английских университетов, заинтересовались изучением психологии. Лаборатория Вундта стала именно тем образцом, по которому создавались подобные заведения в других университетах мира.

Некоторое время шла дискуссия, кто же - Вундт или Джеймс был основателем первой психологической лаборатории. Ведь в 1875 г.. В Гарварде в Уильяма Джеймса уже был маленький кабинет, где был расположен демонстрационное оборудование. Если считать, что лаборатория - это помещение, где хранится принадлежности, то все равно первенство остается за Вильгельмом Вундтом, поскольку еще в 1865 г.. У него в Гейдельберге уже был маленький кабинет для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Стэнли Холл также утверждал, что первой психологической лабораторией в мире была создана им в 1881г. Лаборатория в Университете Джона Хопкинса. Все же круг основателей достаточно небольшой, и проблема определения первенства не представляется сложным.

Еще до создания лаборатории Вундт написал в 1873 книгу "Основы психофизиологической психологии", в которой обосновывал значение психологического исследования. Эта работа по-настоящему заложила основы экспериментальной психологии как отдельной науки с определенным кругом проблем и методами исследования. Она выдержала шесть изданий, постоянно дополнялась результатам экспериментальных исследований. Психофизиологическую психологию Вундт понимал как изучение психофизического процесса, то есть органической реакции, опосредованная как физиологически, так и психологически, и служит адаптированности организма. При воздействии раздражителей в органах чувств возникает процесс возбуждения, которое по сенсорным нервным путям достигает низших и высших мозговых центров, а оттуда передается мышцам. Этот процесс сопровождается внутренним психическим процессом, о котором можно получить информацию через интроспекцию.

В своей лаборатории Вундт открыл процесс экспериментальных психологических исследований по общей схеме. Исследуемым презентовали контролируемые стимулы, после чего они сообщали о своих психические процессы, которые сопровождали восприятия. Участниками экспериментов были взрослые люди, которых Вундт специально готовил.

В основе таких исследований лежали определенные теоретические представления о психических процессах и интроспекции. Психический опыт человека является комбинацией трех элементов: ощущений, образов и чувств. Ощущение - это первичные элементы психического опыта, существенные его формы, которые являются воплощением непосредственной связи между возбуждением коры головного мозга и чувственными переживаниями. Согласно их модальности ощущения можно классифицировать на зрительные, слуховые, а также по таким параметрам, как интенсивность и продолжительность.

Образы принципиально не отличаются от ощущений и соответствуют локальным возбуждением коры. Чувство содержат все качества опыта, полученного не из органов чувств и не из воспоминаний о чувственных переживаниях.

Подход Вундта получил название структуралистского. Ученый предполагал, что в психической жизни разворачиваются кумулятивные процессы: ощущение сочетаются и формируют более сложные состояния (определенные качества чувств), чувство, соединяясь, тоже могут образовывать временные структуры. В соответствии с этим, эмоции - это характерные последовательности чувств с временной структурой. Воля тоже является временным актом, однако она сопровождается мыслями.

Вундт считал, что психологи имеют дело с такими видами опыта субъекта: опосредованный опыт, дает нам знания или информацию, которые не содержатся в непосредственном переживании; непосредственный опыт визуального восприятия, который не зависит от предыдущего опыта субъекта (защищен от интерпретаций, ученый рассматривал его как наиболее важный). Вундт считал, что должен работать над разработкой системы периодической таблицы мышления.

По мнению ученого, психология должна была стать наукой об опыте сознания. Метод интроспекции предполагает наблюдение за собственным сознанием, и если человек хочет изучать себя, он должен научиться проводить такие наблюдения за своим собственным мышлением и сознанием. Вундт использовал для исследования психических процессов те методы, которые сформировались на тот момент в физиологии. Фактически, как мы уже знаем, метод интроспекции использовал Фехнер: он применял раздражители и спрашивал испытуемых об их ощущениях.

Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:

1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не имеют снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей.

Вундт проводил сеансы качественной интроспекции, во время которых необходимо было описывать свой внутренний опыт. Однако чаще он пытался побудить участников эксперимента использовать интроспекции, когда исследовал их представления о величине, интенсивность и диапазон различных физических раздражителей. Испытуемые должны были вести за собой наблюдения и описывать восприятия различных раздражителей.

В большинстве своих исследований Вундт пытался провести объективные измерения, например, определение времени реакции. Вундт стремился сделать выводы о процессах сознания на основе объективных оценок.

В процессе самонаблюдения Вундт разработал трехмерную теорию чувств: удовольствие - неудовольствие, напряжение - расслабление, подъем - спад. Каждое чувство собой комбинацию этих параметров. Проводя исследования с метрономом, Вундт заметил, что определенные ритмические композиции для него приятными, а другие - нет. Ученый определил, что приятное удовольствие просыпался одновременно с физическими ощущениями, которые возникали при восприятии ударов. Также Вундт заметил, что ожидания следующего удара метронома сопровождается возникновением определенного напряжения, а когда удар прозвучит, - возникает расслабление, когда ритм ударов растет, он переживает нарастания возбуждения, и успокаивается, когда ритм замедляется.

Таким образом ученый, изменяя раздражители и занимаясь самонаблюдением, исследовал свой непосредственный опыт и определил, что чувства характеризуются следующими измерениями, как удовольствие недовольство, напряжение расслабление, подъем спад (затухание). Поэтому всякое чувство находится в определенном диапазоне внутри определенного трехмерного пространства. Трехмерная теория чувств способствовала экспериментальным исследованием, однако со временем стало понятно, что она не имеет значения для понимания психических процессов.

Вундт также обращался к понятию стерцепции для того, чтобы объяснить, как один из элементов сознания возникает единственный опыт. Этот термин ввел в научный оборот Г. В. Лейбниц, понимал апперцепция как осознанное восприятие. Философы Кант и И. Ф. Гербарт определяли апперцепция как ассимиляцию и интерпретацию новых впечатлений. Вундт предоставил новые оттенки этому понятию. Он утверждал, что апперцепция - это активный мыслительный процесс, с помощью которого происходит отбор, структурирование и осознание внутренних переживаний; наше сознание - это набор элементов ощущений и чувств, она действует творчески и создает из элементов целое. Организация базовых элементов в единое целое обеспечивается процессам творческого синтеза, с комбинации элементов возникает новое качество, а характеристики любого психического процесса не определяются теми характеристиками, которые его образуют. Синтез элементов опыта приводит к образованию нового. В дальнейшем гештальтпсихологии в своих манифестах 1912 заявили: целое не сводится к сумме частей.

В основном, хотя Вундт провел работу по систематизации и определения психологических проблем, в его лаборатории изучали психологию и физиологию зрения и слуха. Проводились экспериментальные исследования времени реакции, поскольку ученый намеревался показать три этапа реакции человека на раздражители (восприятие, апперцепция и волю), которые последовательно воплощаются в моторные акты.

Вундт изучал ассоциации: разработал метод единого предъявления словесного раздражителя в зрительной и слуховой форме и измерял время реакции между словом-раздражителем и ответом на него. При этом ассоциации он рассматривал как внутренние (когда смысл слова-ответы идентичен похож со словом-раздражителем) и внешние (когда между словом-раздражителем и словом-от-наводнением оказываются случайные или этажные связи). Вундт отмечал, что аперцептивни структуры являются образованиями высшего порядка по сравнению с автоматическими ассоциациями, поскольку в аперцентивних процессах участвует сознание, они "выше классом ментальной функции".

Психологический закон, сформулированный Вундтом - это закон творческого синтеза, который отвечает за осознанное (аперцептивне восприятия), что противопоставлялось ассоциативном перцептивному восприятию.

В 1874 г.. Вундт публикует свою разведку "Принципы психофизиологической психологии", а Ф. Брентано труд "Психология с эмпирической точки зрения", в которой вступает в спор с Вундтом.

В 1881 г.. Вундт начал издание журнала "Философские студии", который в 1906 был переименован в "Психологические студии".

Лаборатория Вундта стала центром для всех психологов мира. Сегодня в каждом университете действуют кафедры психологии, лаборатории, однако лаборатория Вундта в свое время вызвала небывалый интерес. ее посетили много студентов и молодых людей, которых привлекала новая наука. Впоследствии они сделали серьезный вклад в развитие психологии (в частности, Стэнли Холл, Джеймс Кеттел, Эдвард Титченер). Лаборатория Вундта стала образцом для создания ячеек развития экспериментальной психологии в Америке, России, Японии, Италии.

В университетах Германии вскоре стали возникать новые лаборатории. Ученые, развернули в них свои исследования, не разделяли полностью взгляды Вундта, однако тоже стремились развивать психологию. Германия в конце XIX - начале XX в. оставалась центром мировой психологии.

Большую популярность имели лекции Вундта. На каждую из них в аудитории собиралось более 600 студентов. Э.Титченер так описал свое первое посещение лекции Вундта:

"Вошел работник, раскрыл дверь, и вошел Вундт. Конечно, во всем черном, от ботинок до галстука, узкоплечий, худой, немного сутулится, он производит впечатление высокого мужчину, однако роста ему не более 5 футов 9 дюймов. Он прогремел - по другому и не скажешь - по боковому проходу: тук-тук - будто его подошвы были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом стук есть что-то недостойное, однако кроме меня, кажется, на это никто не обратил внимания.

Когда он прошел на кафедру, я мог его хорошо рассмотреть. У него достаточно густая шевелюра, только макушку скрывают аккуратно поднятые со стороны пряди...

На повышении стоит длинный стол, наверное для демонстрации экспериментов, на нем переносная книжная полка. Вундт сделал пару чопорных движений - задумчиво поднес ко лбу указательный палец, выбрал мел, а затем стал лицом к аудитории, опершись на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление, что это человек высокого роста.

Он начал говорить тихим голосом, будто извиняясь, однако уже после первых двух предложений в помещении воцарилась полная тишина, в которой раздавался только уверенный голос лектора - он прочитал лекцию на одном дыхании. У него оказался густой баритон, не слишком выразительный, порой будто лающий: однако слушать его было легко, в голосе его чувствовалась убедительность, иногда даже пламенность, однако скорее напускное для поддержания интереса слушателей... Ни в какие бумаги Вундт не заглядывал; насколько я мог судить, Вундт вообще не опускал взгляд, разве что раз ресниц посмотрел на полку, когда перебирал бумаги, которые там лежали... Руки Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, а плечи и кисти все время двигались, будто волны... эти движения завораживали и каким-то таинственным образом иллюстрировали его язык... Он завершил лекцию в точно назначенное время и, все так же сутулясь, прогремел ботинками к выходу. И если бы не этот противный шум, я бы остался в полном восторге ".

О личной жизни Вундта известно мало. С опубликованных материалов можно составить впечатление, что в быту он был достаточно скромным и непритязательным человеком. Не так давно найдены дневники его жены Софи свидетельствуют, что он вел упорядоченное жизни: утром работал над своими рукописями, знакомился с публикациями, редактировал журнал; в полдень направлялся в университет, где работал в лаборатории, однако долго там не задерживался. Он воодушевлял своих последователей и учеников к экспериментальным исследованиям, однако не углублялся в экспериментальную работу. Американский исследователь Дж. Кеттел отмечал, что "несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, сам он не был создан для работы в лаборатории". Во второй половине дня Вундт совершал прогулку, в 16 часов он читал лекцию. Финансовое положение Вундта и его семьи было достаточно приличным, в его доме была прислуга и происходили светские приемы. По вечерам в семье Вундта любили пообщаться, слушали музыку, вели дискуссии о правах рабочих и студентов.

Исследователь посвящал много времени изучению философии, искусства, языка, пытался понять социально-психологические явления, антропологии и истории. Он охватил своим вниманием процессы гипноза, спиритуализма, психологию животных.

Вундт работал как ученый до последнего дня. Он успел завершить книгу воспоминаний.

Общий объем научного наследия Вундта впечатляет. За период своей научной работы (с 1853 по 1920 гг.) Он написал более 54 тысяч страниц. Американский ученый Боринг, который изучал историю психологии, подсчитал, что он писал по 2,2 страницы ежедневно, или каждые две минуты - по слову. Так в своеобразной форме воплотилась детская мечта Вундта стать знаменитым писателем. Вундт, как свидетельствуют его биографы, волновался по поводу того, что его как ученого могут "не понять, или понять неправильно".

Выдающимся произведением стала его работа в 10-ти томах "Психология народов", изданная в 1900-1920 гг. В ней ученый определил две линии развития психологии - экспериментальную и социальную. Вундт считал, что экспериментальному изучению подлежат простые психические процессы (ощущения, восприятия), а не процессы высшего порядка (память, способность к обучению, овладению языком). Хотя он был основателем экспериментальной психологии, однако рассматривал эксперимент лишь как способ улучшить интроспекции, не видел за ним будущего и считал, что использование эксперимента в психологии иметь ограниченное значение. С развитием экспериментальной психологии это мнение ученого было опровергнуто: высшие познавательные процессы начали исследовать экспериментальными методами.

При жизни заслуги Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности Петербурзьськои академии наук в 1902 Вундта считают кабинетным ученым, однако в его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера, в частности, в 1915 он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин Первой мировой войны.

Вундт сомневался относительно экспериментального метода. Он считал, что такие феномены, как речь, мышление, воля находятся за пределами его досягаемости, однако чрезвычайно способствовал утверждению эмпиризма в психологии. Вундт видел психологию как науку, изучал феномены сознания интроспективными и экспериментальными методами. Содержание произведений Вундта сейчас известен лишь специалистам, которые в последнее время вновь заинтересовались его научным наследием, однако он относится к тем психологов, о которых знают все, кто прослушал хотя бы один из университетских курсов по психологии. Вундт ставил вопрос о фундаментальных "законы психологической причинности", он стремился определить и объяснить закономерности психических явлений и показать необходимость психологии как отдельной науки. Вундт включился в процесс возникновения психологии в исторический момент: он упорядочил работу предшественников и предоставил сил последователям.

Исследовательская программа, которую сформулировал Вундт для себя лично и для своих учеников, определялась теми взглядами, которые он разделял. Прежде всего он считал, что психология должна вести исследования в тех вопросах, где уже есть эмпирические результаты. Вундт сам не обращался к исследованию новых проблем.

В лаборатории Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, образы последействия, чувство времени, восприятие различных оттенков времени. Особое внимание уделяли экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Эту тему разрабатывали также предшественники Вундта Г. фон Гельмгольц и Ф. К. Дондерс.

Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился определить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, время требуется для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). Сам замысел с современных позиций представляется бесперспективным, поскольку понятно, что такие процессы имеют индивидуальные различия. А стремление Вундта побудить исследуемых к тому, чтобы различить каждый из трех этапов реакции, не дали результата.

В Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Внимание Вундт рассматривал как яркое восприятие небольшого, однако целостного фрагмента сознания в определенный момент времени.

Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств, Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием - попарное сравнение: исследуемым давали задание сравнить раздражители с точки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.

В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций на раздражители.

Ученый интересовался вопросами детской психологии и зоопсихологи, однако соответствующие исследования не проводил, поскольку осознавал, что не сможет обеспечить контроль за чистотой эксперимента.

Он писал: "Я всегда пытался способствовать тому, чтобы психология заняла самостоятельное место как эмпирическая наука вне философией и чтобы при этом не потеряла помощь со стороны естественной методики, поскольку последняя к ней может использоваться, однако не менее я стремился обычно и того, чтобы результаты, достигнутые подобным путем психологией, в свою очередь использовались философией ".

Вундт создал новую психологию и оторвал ее от старой спекулятивной науки. Он показал тогдашним исследователям, психология должна быть наукой, признает факты, для проведения психологических исследований не требуется вести дискуссии о бессмертии души и ее связь с бренным телом.

Поэтому Вундт развил новую сферу научной деятельности, создал лабораторию, проводил в ней исследования и публиковал в своем журнале полученные результаты. По примеру Вундта другие исследователи пошли его путем, создали подобные лаборатории и достигли значительных результатов. Роль Вундта как основоположника современной психологии является неоспоримым, он занимает особое, уникальное место в развитии современной науки. Для того, чтобы вывести психологию на путь современной науки, Вундт проявил научный талант, самоотверженность и мужество настоящего ученого.

Деятельность Вундта была признанной, однако общая картина психологических исследований еще длительное время оставалась неизменной. В Вундта были также и противники, поэтому психология не сразу заняла достойное место в университетах как отдельная наука. Даже в Германии до 1941 г.. Рассматривалась как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно (создание факультетов, подготовка и привлечение специалистов) эта наука развивалась в США.

Научную программу Вундта не было также реализовано последовательно, поскольку в результате Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку. Во времена Второй мировой войны произошла трагическое событие: во время бомбардировки Лейпциге британской и американской авиацией, лабораторию Вундта, в которой он учил первых психологов вести свои исследования, были уничтожены.

Вундт, бесспорно, является выдающимся психологом, его слава как личности и основателя психологического экспериментирования не угасла. Большинство первых психологов Америки училась у Вундта в его лаборатории. Ученики и последователи усваивали не только взгляды Вундта, но и его манеру вести себя как непререкаемый авторитет, деспотические манеры немецких профессоров, приемы чтения лекций и даже внешний вид. Психологи и сегодня любят так вести себя и носить бороду.

7. Школа В. Вундта и ее последователи. Основные достижения,

экспериментальные результаты и их критический анализ.

КУРСИВ – ДЛЯ БЕГЛОГО ПРОЧТЕНИЯ

Основателем экспериментальный психологии является вильгельм вундт(1832-1920) в 1879 года в Лейпциге (позже тут основался Инст-т экспериментальной психологии , в котором учился Бехтерев, Ланге и др).

Вундт Психологию строил по образцу химии , как разложить в-во на элементы.

Его психологию еще называли физиологической психологией , так как состояния испытуемых изучались через экспериментальные проц-ры, методы которых взяты из физиологии (орг-в зрения, слуха): образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся.

были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь («Основы психофизиол психологии»). ПРИМЕР: Экспериментальное исследование чувств предпринималось с целью найти подтверждение трехмерной теории чувств. Вундт применял метод попарного сравнения: испытуемым предлагается сравнить раздражители с точки зрения возникающих у них чувств. В других опытах предпринимались попытки установить связь между изменениями физических показателей (частоты пульса и скорости дыхания) с соответствующими эмоциональными состояниями.

Это течение структурализм : Предложил сознательный опыт разложить на элементы и посмотреть как они взаимодействуют

предметом психологии должны выступать только тепроцессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания).

Т.о., элты сознания (отожд-л с психикой, нет бсз психич проц) –представления (образ-ся из отдел эл-тов через ассоциации), ощущения (первичные, св-ва модальности и интенсивности), чувства (эм со с т-я , образ-ся как новое качество из суммы ощущений ). Чув-ва им 3 измерения: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Напр, пока ждет удар меторонома – напряж, как услышал – расслабился. эмоции представляют собой сложное соединение

элементарных чувств, эмоции как элемент МЫшлЕНИЯ.

Вундт предположил, что ощущения являются одной из первичных

форм опыта. Ощущения возникают каждый раз, когда на органы чувств

воздействует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы дос-

тигают мозга. Вундт разделил ощущения по интенсивности, продолжи-

тельности и модальности.

Чувства - еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал,

что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и

того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за

ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства.

В результате соединения ощущений возникает новое качество или но-

вое чувство.

Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид

чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у

него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар

прозвучал, - расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо

континуума удовольствие-дискомфорт, его чувства имеют еще одно

измерение: напряжение-расслабление. Кроме того, Вундт заметил, что,

когда ритм ударов увеличивается, он слегка возбуждается и, соответ-

ственно, успокаивается, когда ритм замедляется.

Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь само-

анализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чув-

ства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных изме-

рений чувств: удовольствие-дискомфорт, напряжение-расслабление,

подъем-угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне

внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

Вундт полагал, что

, которые, в свою очередь, могут быть без труда

измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел

эмоции к элементам мышления.

Выделял 2 вида опыта

    Опосредованный основанный на связях между объектами (естественные науки, «яблоко», знания, основанные на прошлом опыте)

    Непосредственный (психология) направлен на анализ взаимосвязей между представлениями об этих объективных явлений в сознании субъекта «гладкое, красное». то есть изучает свойства, которые приписываются субъектом объектам. Тут мы активно организуем разумом составляющие элементы

Т.о., предмет психологии – непосред опыт. Метод его исследования – интроспекция (внутренняя перцепция, проферка состояния собственного мышления, анализ своих ощущений, регистрация переживаний сознания). кроме трех элементов сознания этим методом больше ничего не изучить. Метод субъективен, обучение испытуемых: знать начало проведения, внимательность, повторность, одинаковые раздражители

Вундт делал выводы об элементах и процессах сознания, исходя только из объективных оценок: Интроспекция основывалась на объективных оценках: испытуемые говорили о величине, интенсивности и диапазоне различных физических раздражителей, с применением сложного лаборат оборуд. Очень редко исслед-я были основаны на качественной интроспекции, когда испыт описывали свой внутренний опыт (комфортность и тд).

Интроспекция- субъективный анализ человеком собственного внутреннего мира,

сугубо личное дело. Чтобы добиться повторных результатов эксп-тов – обучение испытуемых.

И человек способен проводить такие наблюдения, он может вос-

пользоваться методом интроспекции - проверки состояния собствен-

ного мышления . У Вундта этот метод получил название внутренняя

перцепция.

Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в

которой он применялся для исследований света и звука, а также из

физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так,

для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь

использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого

описать полученные ощущения - приблизительно так, как это делал

Фехнер в своей научной работе. Сравнивая вес двух грузов, испытуе-

мый тем самым анализирует собственные ощущения, регистрируя пере-

живания своего сознания. Если же вы говорите: <Я голоден>, значит,

вы уже внутренне проанализировали состояние своего организма.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, прово-

дились Вундтом в лейпцигской лаборатории со строжайшим соблюде-

нием установленных им же правил. Вот эти правила:

1) наблюдатели должны уметь правильно определять момент нача-

ла эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего вни-

мания;

3) эксперимент должен быть организован так, чтобы его можно

было провести несколько раз:

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми

для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Последнее условие выражает суть экспериментального метода: ва-

риабельность факторов раздражения и наблюдение за возникающими

изменениями в ощущениях испытуемого.

ПО ВУНДТУ, объект и субъект выступают в неразрывном единстве, а сам объект всегда выступает как представляемый объект, как продукт переработки реального объекта непосредственным опытом субъекта восприятия. Ощущения вызвались метрономом (прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени). Метроном объективен, а переживания субъективны.

Считал, что психология должна

    Описывать св-ва сознания (сознательный опыт)

    Выделить структурные составляющие сознания

    Установить связь между этими элементами

Вундт Сознание не сводил к простой сумме его составляющих. Элементы сознания активно синтезируются, связь элементов не пассивная. Наше восприятие объекта – единство ощущений (хоть и изучал базовые элементы, а рассматривал их как синтез, в совокупности, с образованием нового качества, а не как ассоцианисты, рассматривающие просто связь элементов. Без основных элементов разуму нечего было бы создавать). Т.о., предложил теорию

апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в

единое целое творческим синтезом

; в результате такого процесса из комбинации

элементов возникает новое качество (например, из длинного, коричнего с зелеными не знаю чем у нас складывается образ дерева)).

Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты

и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной

организации или синтеза. хотя Вундт придавал важное значение

способности мыслящего разума к активному высокоуровневому синтезу

своих составных элементов, тем не менее, в основе его теории лежали

именно элементы сознания. Без этих элементов разуму нечего было бы

организовывать.

Наше

сознание действует не просто в соответствии с теми ощущениями и

чувствами, которые мы переживаем: оно действует творчески, составляя

из этих элементов целое. Итак, Вундт - в отличие от большинства

британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной пси-

хологий - не рассматривал процесс связи психических элементов как

пассивный и чисто механический.

Вундт, как известно, основывал свои исследования на элементах

сознательного опыта. И, тем не менее, он признавал, что наше видение,

если мы смотрим на реально существующий объект, есть результат един-

ства ощущений. К примеру, дерево - это именно дерево, а не отдель-

ные ощущения степени его освещенности, цвета или формы, как это

получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально че-

ловек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму отдель-

ных ощущений и чувств.

Так как же из отдельных составляющих сознания возникает еди-

ный опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию

апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в

единое целое творческим синтезом (по-другому, принципом психи-

ческих составляющих); в результате такого процесса из комбинации

элементов возникает новое качество.

<Характеристики любого сложного психического явления не сво-

дятся к сумме характеристик его составляющих>

вундт - автор трудов по психологии народов 10 томов 1910 (социальная основа высшей ментальной деятельности). Изучат традиции, обычаи народов. Т.о., затрагивал вопросы впф, как мне кажется… Если что, лучше это не говорить.. и про выводы у Кости про ВПФ лучше промолчать наверное…

Достижения:

Вундт Организовал первую психол. лабор.

переоценил прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и как науки о внутреннем опыте) и предложил рассматривать в качестве такого предмета непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения и интроспекции. То есть предмет – сознание, получение данных только исходя из фактов!

Введение в психологию метода эксперимента

Нет различия между психологическими и естественно научными методами, уровнял их.

Он пытался разработать строгую теорию природы чело-

веческого мышления. Некоторые из последователей Вундта основали

лаборатории и продолжили его исследования, добившись замечательных

результатов. Словом, именно Вундта можно назвать основоположни-

ком современной психологии.

Новая наука, предметом изучения которой стали элементы созна-

ния и их синтез, не была направлена на решение практических вопро-

сов. Возможно, именно поэтому психология Вундта и не получила ши-

рокой известности в прагматической атмосфере Соединенных Штатов.

Психология Вундта была чисто академической наукой, и не более: при-

кладные вопросы Вундта не интересовали.

Вклад Вундта заключается в

проведении экспериментов и использовании в них строгих научных

методов. Правда, некоторые ученые - критики Вундта - считали,

что длительные эксперименты самонаблюдения вызывают у его участ-

ников серьезные душевные заболевания

Все что дано сознанию в полной мере им.б. извсетно только носителю сознания

Положительное влияние теории Титченера состояло и в том, что она сыграла роль мишени для критики. Структурализм представлял собой сложившееся направление, против которого стали выступать новые школы психологов, обязанные своим существованием именно переосмыслению его основ.

Самоотчет и интроспекцию используют часто сегодня (психофизика, проф ДЕ)

ЭТО в КОНЕЦ:

    Не так просто понять, что характеризуют данные интроспекции

    Все способы изучения сознания вне границ самого сознания явл-тся не научными

    Участники описывают внеш. Объекты, чем внутр переживания. Из описаний внеш. Объектов не составить собственных переживаний

    разные субъекты по разному описывают свой опыт, это зависело от процедуры наблюдения

    Не все происходящее в сознании доступно самонаблюдению

    Отказ от исследования ВПФ

    Нельзя проследить как происходят мысли

    Интроспекция вундта это больше ретроспекция, обращение к прошл опыту

    Недостатки метода самонаблюдения не призывают отказаться от этого метода вовсе – это невозможно. Они лишь подчеркивают невозможность объяснения сознания из самого себя. Нельзя найти причины сознательной деятельности в самом сознании.

    1. мы не осознаем процесса создания мысли. Течение осознаваемой мысли определяется причинами, которые сами не осознаются (течение детерминируется неосознаваемыми тенденциями)

    2. процессы в сознании протекают быстрее, чем скорость их словесного описания

    3. словесное описание не исчерпывает содержание сознания

    4. сознание состоит не только из ясных переживаний, но и из смутных, неясных.

    5. то, что человек не осознает, во многом зависит от его предварительных предположений, а так же от того, какую задачу он в данный момент решает.

    6. Самонаблюдение подвержено ошибкам так же, как и все остальные процессы, протекающие в сознании.

    7. Как только человек задумывается над тем, как протекает деятельность его сознания, так сама эта деятельность изменяется.

    8. возможности сознания ограничены по объему, но природа этих ограничений не осознается, т.е. в самом сознании не содержится.

Ученик и последователь Вундта Эдвард титченер.

- изучение эл-тов психики и их механической связи посредством ассоциации.

Отказался от использования вундтовского учения об апперцепции и сконцентрировал свое внимание на самих элементах. С его точки зрения основная задача психологии заключалась в открытии этих элементарных составляющих сознания, то есть в разложении сознания на части и определении его структуры. Он выделял 40 000 элементов.

- т.о., сознание не продуцирует новые качества. После титченера данной направление перестало существовать

При изучении сознательного опыта нельзя допускать так называемой ошибки стимула - то есть смешения психических процессов восприятия (красное,круглое) объекта и влияния самого объекта (ЯБЛОКО).

наблюдатели, которые видят яблоко и описывают его просто как яблоко, не определяя цвет и форму, которые они также воспринимают, совершают <ошибку стимула>. Объект наблюдения, по мнению Титченера, должен описываться не обыденным языком, а языком терминов осознанного его восприятия.

Сознание как сумму наших переживаний, существующих в данный момент времени, а разум как сумму наших переживаний, накопленных в течение жизни . Сознание и разум во многом схожи - за исключением того, что сознание включает в себя психические процессы, происходящие в текущий момент, а разум содержит в себе общий итог этих процессов.

-Структурная психология представляла собой чистую науку, не имеющую прикладного значения . Задача – не лечение, а открытие структуры психики. Титченер заявлял, что в ее задачи не входит лечение <больной психики>, изменение человеческого сознания или реформирование общества. Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики. Он верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований. По этой причине он возражал против развития детской психологии, зоопсихологии и других направлений, которые не включали в себя самоанализ и не подходили для его поисков сути сознания.

Интроспекция: Титченер придавал особое значение исследованию отдельных частей (атомов психики), в то время как Вундт делал упор на изучении целого. Подобно большинству английских эмпириков и ассоцианистов, Титченер стремился к открытию атомов человеческой психики.

Испытуемые – бесстрастные механизмы, регистрирующие хар-ки стимулов (до бсз, автомата).

Испытуемые в качестве своего рода механических записывающих устройств, объективно отмечающих характеристики стимулов, которые они наблюдали. Таким образом, эти люди считались просто бесстрастными механизмами. Титченер писал, что отлаженное наблюдение должно стать настолько привычным и машинальным, чтобы превратиться в практически бессознательный процесс.

Метод – эксперимент, задачи как у Вундта, составл сознания: ощущения, образы, эм сотояния (в отл от Вундта – удовол-неудовол)

- в конце жизни: пересмотр интроспективный метод и отдавать предпочтение феноменологическому подходу, изучая переживания как таковые, не пытаясь разбить их на составляющие. Изучать различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность. Жаль, что не развил…

Титченер был убежден в том, что интроспективное наблюдение в психологии тоже должно быть экспериментальным

Согласно Титченеру, тремя основными задачами психологии являются:

1) разбиение сознательных процессов на простейшие составляющие:

2) определение законов, по которым происходит их объединение;

3) связь элементов сознания с физиологическими состояниями.

Титченер выдвинул предположение о том, что чувства имеют всего одну ось измерения - удовольствие/неудовольствие.

психология должна изучать не базовые психические элементы, а преимущественно различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность.

Это были впечатляющие перемены в его взглядах, и, если бы Титченер прожил дольше и смог реализовать их на практике, то, возможно, что они кардинальным образом изменили бы лицо (а, возможно, и судьбу) структурной психологии.

Титченер начал подвергать сомнению даже сам термин <структурная психология> и предпочитал называть свою систему экзистенциальной психологией.

Хотя в наши дни предмет исследования структурализма и его цели утратили свою актуальность, все же интроспекция, понимаемая как словесное описание переживания, по-прежнему используется во многих областях психологии. В современных исследованиях психофизики, например, людям, принимающим участие в эксперименте, задают вопрос, какой звук громче или тише. Самоотчет требуется от людей, находящихся в необычных внешних условиях - таких как состояние невесомости при космических полетах. Отчеты о самочувствии больных, реакция на предлагаемые тесты также являются по своей сути вариантами интроспекции.

Интроспективные отчеты, включающие в себя интеллектуальные познавательные процессы - такие, как, например, сложные логические рассуждения, - требуются в различных областях человеческой деятельности. Психологи предприятий изучают интроспективные отчеты сотрудников об их ощущениях при пользовании новыми компьютерными терминалами с целью исследования путей совершенствования оборудования. Этот и многие другие словесные отчеты, основанные на личном опыте, являются распространенной формой сбора достоверной информации. В дальнейшем мы увидим, что когнитивная психология, с ее обновленным интересом к сознательным процессам, подтвердила право интроспекции считаться действительно научным методом. В наши дни интроспекция широко применяется в современной психологии.

Интересные эксперименты )))))

исследования органической чувствительности. Для этих исследований всем наблюдателям с утра вводили через рот желудочные зонды, с которыми они ходили весь день вплоть до самого вечера. Сначала, при введении зонда, многие испытывали приступы рвоты, но постепенно смогли привыкнуть к этой процедуре. В течение дня они несколько раз появлялись в лаборатории. Через трубку зонда им вливали в желудок теплую или холодную воду, и они наблюдали свои ощущения.

Иногда интроспекция затрагивала и некоторые деликатные стороны личной жизни аспирантов. Например, от них требовали подробной записи об ощущениях, испытываемых в процессе мочеиспускания и дефекации.

К сожалению, не сохранились результаты одного интересного интроспективного исследования. Для его проведения женатых аспирантов просили делать записи об их ощущениях во время полового акта и даже прикреплять к своим телам специальные приборы для регистрации физиологических реакций организма.

Впоследствии, в 1960 году, об этих экспериментах рассказала Кора Фридлейн, но в то вре.мя о них старались не распространяться. Все же информация о таких исследованиях гуляла по всему университетскому городку, создавая лаборатории психологии репутацию не самого благопристойного места. Поэтому заведующие женскими общежитиями запрещали своим студенткам посещать ее в темное время суток. Когда же прошел слух о том, что к желудочным зондам, которые глотают аспиранты, прикрепляются презервативы, в женских общежитиях пришли к выводу, что это место опасно для любого нормального человека.ЭТО КАК ВООБЩЕ???)))))

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt ; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма - 31 августа 1920, Лейпциг) - немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie ), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета - ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки - психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии» . Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных , Эссе , Этика: исследование фактов и законов моральной жизни , Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию .

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Сочинения: "Лекции о душе человека и животных", 1865 - 1866, 1894; "Основы физиологической психологии", вып. 1 - 2, 1880 - 1881: "Этика", тт, 1 - 2, 1887 - 1888; "Система философии", 1902; "Очерк психологии". М., 1912; "Введение в философию"; "Введение в психологию". М., 1912; "Естествознание и психология". СПб., 1914; "Мировая катастрофа и немецкая философия". СПб., 1922; "Logik". Вег1iп 1880 - 1883; "Volkerpsychologie", Bd, 1 - 10. Leipzig, 1900 - 1920.

Немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком Völkerpsychologie (психологии народов), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Ранние годы

Вундт родился в городке Некрау недалеко от Мангейма и был сыном лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьезного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником Университета - ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-62). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчеркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своем курсе он подчеркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки - психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги Принципы физиологической Психологии. Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает позицию профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Ученые со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском Университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд Социальная Психология.

Научное наследие Вундта колоссально по объему и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильямa Джемсa, и в настоящее время распространен, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, т.к. он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его дейтельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построение непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Психология Вундта

Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт. Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов. Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. К тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Это побудило Гальтона заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, протекающего от предъявления слова до реакции на него, и т.д. И в этом случае применялись количественные методы. Объединив все эти направления, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге "Основы физиологической психологии" (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине – экспериментальной психологии.



"Отцом" экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта. Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция – особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Последняя состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей". Им присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: а) удовольствия – неудовольствия, б) напряженности – расслабленности, в) возбужденности – успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели изменений физиологических состояний человека при эмоциях.

Стремясь отстоять самостоятельность психологической науки, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены особой "психической причинности". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник, и они, соответственно, требуют других законов. К этим законам Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Теоретические воззрения Вундта стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание как предмет психологии трактовалось им исходя из того постулата, что только сам субъект способен сообщать о своем внутреннем мире благодаря интроспекции (внутреннему зрению). Тем самым утверждалось всесилие субъективного метода. Задача науки усматривалась Вундтом в изощрении этого метода путем использования специальных экспериментальных приборов. Попытка найти собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук, обернулась мнением о замкнутом в себе сознании. Вундт справедливо считал, что психология не вправе была бы претендовать на самостоятельное научное значение, если бы она не изучала и не открывала особые причинные факторы, которые, определяют динамику ее процессов. Но его воззрение на психическую причинность свелось к той версии, что регулярное и законообразное течение психических процессов детерминировано ими же самими. Зависимость сознания от внешних объектов, обусловленность психики деятельностью головного мозга, включенность психической жизни индивида в мир социальных связей – все это устранялось из сферы научного анализа.

К тому же, вслед за философом А. Шопенгауэром, Вундт утверждал, что первичной абсолютной силой человеческого бытия является воля, на которую возлагалось объединение всех элементов сознания в целостность по закону "творческого синтеза". Отводя воле роль главенствующего начала в структуре сознания, Вундт стал на позиции волюнтаризма. Эта философская концепция бессильна дать причинное объяснение динамике психической жизни и поступкам человека, поскольку все, что ни происходит в этой жизни, сводит к особой произвольной силе, для действий которой нет закона.

Интроспекционизм в сочетании с волюнтаризмом, отличавшие вундтовскую систему, сделали ее объектом жесткой критики со стороны многих психологов, в том числе тех, кто осваивал экспериментальные методы в школе Вундта. Широкое применение этих методов обогатило знание о психике, укрепило научную репутацию психологической науки. Но теоретическая линия Вундта оказалась тупиковой. В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт занялся философией и разработкой задуманной им еще в юности "второй ветви" психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры различных народов. Он пишет десятитомную "Психологию народов", отличающуюся обилием материалов по этнографии, истории языка, антропологии. Отмечая удивительную плодовитость Вундта, исследователи подсчитали, что за 68 лет он написал 53 735 страниц, т.е. писал приблизительно 2,2 страницы в день, или по одному слову каждые две минуты. Вряд ли кто-то прочитал все написанное Вундтом. Согласно Вундту, экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказанными-прогрессом науки, непригоден. Это убеждение Вундта было развеяно дальнейшими событиями в психологии. Уже ближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы, как мышление и воля, так же открыты для экспериментального анализа, как и элементарные.

От Вундта принято вести родословную психологии как самостоятельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу. Прошедшие эту школу молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали там лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно преобретшей самостоятельность. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих других ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями. Между практикой работ в области экспериментальной психологии и заявленной Вундтом теоретической программой возникло существенное рассогласование. Поэтому если научно-организаторская деятельность Вундта сыграла позитивную-роль в оформлении психологии как отдельной от других конкретных наук дисциплины, то его программно-теоретическая конструкция, неоднократно корректируемая автором, не выдержала испытания временем. С внедрением в психологию эксперимента открывается первая глава ее летописи в качестве самостоятельной науки. Именно благодаря эксперименту поиск причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Наметилась перспектива математически точной формулировки реальных (а не воображаемых, как у Гербарта) психологических закономерностей.

Опыт радикально изменил критерии научности психологического знания. К нему стали предъявляться требования воспроизводимости в условиях, которые могут быть вновь созданы любым другим исследователем. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения в разряд научных. Центрами психологической работы становятся специальные лаборатории, возникшие в различных странах. Первоначально приоритет принадлежал немецким университетам. Параллельно интенсивные исследования проводились в России и Соединенных Штатах Америки, в меньших масштабах – во Франции, Англии, Италии и скандинавских странах. В конкретной научно-исследовательской практике культивировались направления, объединение которых оснастило полную наступательного духа молодую науку экспериментальным оружием (психофизиология органов чувств, психофизика, психометрия). Труд Г.Эббингауза "О памяти" (1885) открыл новую эпоху в развитии экспериментальной психологии.

18. Место психологии в Дельтеевской прграмме "Критика исторического разума".

Вильгельм Дильтей (нем. Wilhelm Dilthey, 19 ноября 1833, Бибрих-на-Рейне - 1 октября 1911, Зейс) - немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни, литературовед, введший впервые понятие так называемых наук о духе (Geisteswissenschaft), оказавших огромное влияние как на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер и другие), так и на литературоведение (Унгер, Вальцель, Гундольф и другие).

Учение. В своем главном сочинении «Введение в науки о духе» (нем. Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в «Построении исторического метода в науках о духе» (нем. Der Aufbau der geschichtlichen Methode in den Geisteswissenschaften, 1910) Дильтей резко противопоставляет науки о духе наукам естественным (к которым Дильтей относит и эмпирическую психологию), изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью - переживанием - и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод. Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность её заключается, якобы, в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Дильтей противопоставляет «предметному» или «естествоведческому» объяснению явлений свой метод «понимания» или «толкования» жизни - описательную психологию.

Жизнь, по Дильтею, - в этом пункте он почти целиком примыкает к Бергсону, - ничем не ограничена и неопределима, она течет из тайных источников и стремится к неизвестным целям; она доступна нашему познанию лишь частично: доступны индивидуальные жизненные явления и психологическое их толкование и понимание. Путем наблюдений над их повторением и закономерностями создается некоторая общая классификация, дающая возможность включения того или иного индивидуального явления в относительно постоянные общие типы и законы; они служат исследователю вспомогательным средством при его весьма приблизительном объяснении истории, представляющей собою смешение и срастание таких типовых явлений.

История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы» индивидуальной структуры. Методологически «наука о духе» Дильтея есть попытка соединения двух систем: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма. Дильтей хотел возродить немецкий идеализм на более научном базисе. Но из этого соединения идеализма с позитивизмом не получилось ни цельного мировоззрения, ни цельного метода; элементы этих систем всегда распадаются там, где Дильтей применяет их на практике; он склоняется то к одной, то к другой системе: в первый период своих многочисленных исторических работ он ближе к позитивизму, во второй - особенно после критики его трудов Риккертом и Гуссерлем - к идеализму. Теории Дильтея больше всего недоставало идеи исторической динамики; изучение исторического процесса он заменял изучением (описанием) психического развития личности: почти все его исследования - биографии или биографические очерки. Чтобы сделать свою науку способной к «созидающему синтезу», он вернулся к Гегелю, но заимствовал лишь метафизические элементы его метода, игнорируя диалектику; стержень исторического развития он видел в «метафизическом переживании» гениев-художников, открыто сделав таким образом основным понятием развития - метафизику.

Однако Дильтей, мировоззрение которого сложилось во времена грюндерства и начала германского империализма, понял невозможность возрождения классического идеализма в ту эпоху и впал в скептицизм. Он представляет звено в длинной цепи развития Ницше - Шпенглер.

Применяя свое мировоззрение, страдающее[источник не указан 546 дней] дуализмом, к литературоведению, Дильтей прежде всего противопоставил свой метод историко-филологической школе Шерера-Шмидта; если эта школа под влиянием позитивизма Конта, Тэна и других стремилась свести изучение литературных явлений к точности естественных наук и рассматривала человека как социальное существо, слагающееся под влиянием окружающей его среды, то Дильтей, наоборот, восстал против исследования внешних условий, определяющих художественное произведение, перенеся свое внимание непосредственно на мировоззрение писателя и на значение переживания для поэзии. Мир художника отличается, по Дильтею, от мира других людей: он, во-первых, питается поэтической фантазией, à priori входящей в его душевную конструкцию, и во-вторых, художнику свойственно стремление освободиться от давления действительности при помощи присущего ему одному сильного, непроизвольного стремления к созиданию (Bautrieb); таким образом каждое художественное произведение есть оформление питаемого жизненными переживаниями отдельного события. Задачи литературоведения - установить связь между поэзией и переживанием писателя.

Дильтей очень много писал на литературоведческие темы; главные его произведения: серия биографий немецких романтиков, начиная от Новалиса (1865) и кончая Гёльдерлином (1905). Основные темы его работ: «Фантазия и психология в поэзии» («Ч. Диккенс и гений повествовательной литературы» - «Charles Dickens und das Genie der erzählenden Dichtung», 1876-1877; «Воображение поэта» - «Die Einbildungskraft des Dichters», 1877; «Поэтическое воображение и безумие» - «Dichterische Einbildungskraft und Wahnsinn», 1886; «Материал для построения поэтики» - «Bausteine für eine Poetik», 1887; «Три эпохи в развитии современной эстетики и ее современные задачи» - «Die drei Epochen der modernen Aesthetik und ihre heutige Aufgabe», 1892; «Переживание и творчество» - «Erlebnis und Dichtung», 1905). Последнее сочинение оказало особенно заметное влияние на современную духовно-историческую школу. Но так как метод Дильтея в целом страдает дуализмом, выражающимся в постоянном колебании между позитивизмом и метафизикой, то и его литературоведческий метод дал право ссылаться на него как формалистически-эстетической школе (Вальцель, Штрих и другие), так и многочисленным течениям внутри духовно-исторической школы (Унгер, Майнк, Гундольф, Цизарц, Бертрам, Корф, Эрматингер и другие). Однако все они исходят из того идеалистического положения Дильтея, что «история духа», или «наука о духе», должна строиться на рассмотрении каждой отдельной области культуры как выявления саморазвития единого духа идей эпохи.